Р РЈРЎРЎРљРђРЇ РЎРР‘РР Р¬ РАМЕРРРљРђРќРЎРљРР™ ЗАПАДСтатья 4-СЏ РёР· цикла «Чем Р РѕСЃСЃРёСЏ отличается РѕС‚ РЎРЁРђ?»До РҐРҐ столетия колонизация земель определяла развитие Р РѕСЃСЃРёРё Рё РЎРЁРђ. В«Рстория России‚ — утверждал Р’.Рћ.Ключевский, — есть история страны‚ которая колонизуется»1. Рћ том Р¶Рµ писал Р¤.Тёрнер: «Вплоть РґРѕ наших дней американская история представляет РІ большей степени историю колонизации великого Запада». РћРЅ предложил сравнить его освоение СЃ тем Р¶Рµ процессом РІ РґСЂСѓРіРёС… странах, назвав первой Р РѕСЃСЃРёСЋ. Появилось несколько работ РЅР° эту тему, РЅРѕ сравнение СЃ СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ колонизацией встречается редко, хотя РѕРЅРѕ позволяет иначе взглянуть РЅР° освоение земель РґРІСѓРјСЏ странами. Рассмотрим сходство Рё различие РІ историческом опыте колонизации Р РѕСЃСЃРёРё Рё РЎРЁРђ РЅР° примере РЎРёР±РёСЂРё Рё американского Запада РІРѕ второй половине РҐIРҐ РІ., РІ РїРѕСЂСѓ активного освоения этих регионов. РџРѕРґ колонизацией имеется РІ РІРёРґСѓ освоение земель, РІ отличие РѕС‚ экспансии — завоевания территорий. Понятие Запада РІ РЎРЁРђ менялось РїРѕ мере освоения континента, поэтому РІ Америке есть несколько «Западов»: Средний Запад, Северо-ВЗапад, Юго-Запад, Дальний Запад. Р’ данной работе речь идёт Рѕ Западе как Рѕ территории западнее реки РњРёСЃСЃРёСЃРёРїРё. Р’ него РІС…РѕРґСЏС‚ 11 штатов: 3 тихоокеанских (Калифорния, Вашингтон, Орегон) Рё 8 горных (Монтана, Айдахо, Вайоминг, Колорадо, РќСЊСЋ-Мехико, РђСЂРёР·РѕРЅР°, Юта, Невада). Запад Рё РЎРёР±РёСЂСЊ стали национальными символами РґРІСѓС… стран. РЎ РЅРёРјРё РѕР±Р° народа связывали СЃРІРѕРё представления Рѕ земле обетованной. Американцы стремились реализовать РЅР° Западе национальную мечту Рѕ равных возможностях для каждого (знаменитая фраза В«Go West, young manВ» журналиста Дж.Соула). Р’ РЎРёР±РёСЂРё видели источник богатства для всей страны (Ломоносов РіРѕРІРѕСЂРёР», что богатство Р РѕСЃСЃРёРё РЎРёР±РёСЂСЊСЋ прирастать будет), Р° среди крестьян СЃ РҐIРҐ РІ. бытовала легенда Рѕ «сибирском приволье», Рѕ Беловодье — месте СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕР№ Рё благополучной Р¶РёР·РЅРё. Правда, Сѓ РЎРёР±РёСЂРё есть Рё РґСЂСѓРіРѕР№ образ — каторги Рё ссылки. Сравнение РЎРёР±РёСЂРё СЃ Соединёнными Штатами было популярно РІ Р РѕСЃСЃРёРё. РЎ открытием золота ей сулили будущее Калифорнии. Р’ 1860-Рµ РіРі. члены РєСЂСѓР¶РєР° СЃРёР±РёСЂСЃРєРѕРіРѕ землячества РІ Петербурге рассматривали РЎРёР±РёСЂСЊ как колонию Рё призывали Рє её отделению РѕС‚ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ примеру РЎРЁРђ, Р·Р° что были осуждены РЅР° каторгу. РЎРёР±РёСЂСЊ называли «наши Соединённые Штаты», Р° СЃРёР±РёСЂСЏРєРё изучали американский опыт освоения Запада. Р’ колонизации РЎРёР±РёСЂРё Рё американского Запада второй половины РҐIРҐ РІ. РјРѕР¶РЅРѕ найти немало сходных черт. Для РѕР±РѕРёС… регионов характерна массовая миграция СЃ участием миллионов людей. Колонизация РЎРёР±РёСЂРё, начавшаяся РЅР° 250 лет раньше, прошла те Р¶Рµ этапы, что Рё Запад (описанные Р¤.Тёрнером): сначала пушной промысел, потом добыча полезных ископаемых, следующий этап — сельскохозяйственное освоение, позднее — индустриализация Рё урбанизация. Отсюда сходные потоки переселенцев: следом Р·Р° охотниками Рё торговцами пушниной шли разведчики недр, купцы Рё предприниматели, Р·Р° РЅРёРјРё — земледельцы (крестьяне, фермеры), РєРѕРјСѓ Рё принадлежала главная заслуга РІ освоении земель. Опыт РЎРёР±РёСЂРё подтверждает тезис Тёрнера Рѕ большей СЃРІРѕР±РѕРґРµ общества «границы» РїРѕ сравнению СЃ остальной территорией страны. Совпадают Рё отрицательные последствия: истребление местного населения, его зависимость РѕС‚ колонизаторов, вымирание, уничтожение флоры Рё фауны. Однако, несмотря РЅР° внешнее сходство процессов, российская Рё американская колонизация представляли РґРІР° разных типа освоения, Рё Р·Р° общими чертами кроется качественно РёРЅРѕРµ содержание, поскольку разными были общества, РёС… предпринявшие. Поэтому так различны результаты: Запад РЎРЁРђ был РІ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј освоен Рє началу РҐРҐ РІ., РЎРёР±РёСЂСЊ РЅРµ освоена РґРѕ СЃРёС… РїРѕСЂ, так Рё оставшись РїРѕ преимуществу поставщиком сырья. Конечно, напрашивается возражение: освоению РЎРёР±РёСЂРё препятствовали её громадные пространства, превосходящие РІСЃСЋ территорию РЎРЁРђ, Рё климатические условия, ведь основная часть здешних земель (север Западной РЎРёР±РёСЂРё Рё почти РІСЃСЏ Восточная РЎРёР±РёСЂСЊ) — Р·РѕРЅР° вечной мерзлоты. РќРѕ Рё большая часть Запада, РєСЂРѕРјРµ небольших участков Калифорнии, Орегона Рё Вашингтона — это засушливые Р·РѕРЅС‹, пустыни Рё РіРѕСЂС‹. РћР±Р° региона трудны для освоения, поэтому потребовалось вмешательство государства. Отличен СѓР¶Рµ состав мигрантов: РІ РЎРЁРђ — это свободные люди, РїРѕ собственной воле отправившиеся РЅР° Запад, чтобы стать независимыми землевладельцами. Р’ РЎРёР±РёСЂСЊ бежали РѕС‚ крепостничества, произвола государства, РЅРѕ была также значительной принудительная миграция — ссыльные. Только после отмены крепостного права, особенно СЃ 1880С… РіРі., началось массовое переселение крестьян. «За 300 лет владения нашего РЎРёР±РёСЂСЊСЋ, — писал Рџ.Рђ.Столыпин после поездки РІ регион, — РІ ней набралось всего 4,5 млн СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ населения, Р° Р·Р° последние 15 лет сразу прибыло 3 млн»2. РќРѕ российская миграция относительно невелика: даже РІ РіРѕРґС‹ РїРёРєР° (1908 — 650 тыс.) РѕРЅР° составляла РЅРµ более 0,6—0,7% всего аграрного населения страны. Запад заселялся динамичнее. Если население РЎРёР±РёСЂРё Р·Р° полвека (1850—1897 РіРі.) выросло более чем РІ 2 раза (СЃ 2,7 млн человек РґРѕ 5,8 млн), то американского Запада (1850—1900 РіРі.) — РІ 22 раза (СЃРѕ 179 тыс. человек РґРѕ 4 млн). РџРѕРјРёРјРѕ американцев, РЅР° Запад ехали иммигранты (РёР· Скандинавских стран, Германии, Центральной Рё Восточной Европы), составлявшие РґРѕ 1/3 переселенцев. Р’ Северной Дакоте РІ 1890 Рі. 44,5% населения — иностранного происхождения.
Почти в одно время и в США, и в России было открыто золото: в 1846 г. на р. Лене в районе Бодайбо, в 1848 г. — в Калифорнии недалеко от Сакраменто, однако последствия этих событий различны. «Золотая лихорадка» вызвала первую массовую волну переселенцев на Дальний Запад, стимулировав освоение региона. С весны 1848 г. люди из СанФранциско и окрестностей ушли в горы‚ занявшись старательством. Открытие золота преобразило штат, возникло много городов, росло число богачей. То же происходило и в других штатах: Колорадо, Неваде, где с открытием в 1859 г. серебра появился г. Вирджиниясити с пятью газетами, роскошными особняками нуворишей, отелями, собственной оперой и даже шекспировским театром. Однако романтический период пионеровстарателей, описанный в сочинениях Ф.Брет Гарта, оказался коротким. Уже в 1850-е гг. их заменили акционерные компании, т.к. золотодобыча велась c применением механизации и современных технологий. К началу ХХ в. отрасль оказалась под контролем крупных корпораций, которым принадлежало 90% добычи металлов. Почти все жители штата, как и всей страны, играли на бирже, вкладывая деньги в акции приисков, о чём рассказал Марк Твен в книге «Налегке». Благодаря Калифорнии начали подниматься соседние штаты Невада, Орегон, Айдахо и Аризона.
Р’ РЎРёР±РёСЂРё РіРѕСЂРЅРѕРµ дело стало вытеснять пушной промысел СЃ РҐVIII РІ. Его центры — Алтайский Рё Нерчинский край. Заводы РїРѕ выплавке серебра, меди, свинца, основанные РІ 1720-С… РіРі. Демидовым РЅР° Алтае, РІ 1747 Рі. перешли Рє «кабинету его величества», С‚.Рµ. РІ личное владение императора. Рљ РЅРёРј приписали 137 тыс. РґСѓС€ крепостных. Благодаря сереброВплавильному заводу вырос РіРѕСЂРѕРґ Барнаул, РЅРµ ставший, правда, процветающим, РїРѕРґРѕР±РЅРѕ СанФранциско, хотя алтайские заводы РІ 1860 Рі. давали 96% выплавки серебра Рё 80% свинца Р РѕСЃСЃРёРё. РћРЅ был казённым РіРѕСЂРѕРґРѕРј СЃ крепостным трудом. Только СЂСЏРґРѕРј СЃ казармами Рё бедными крестьянскими избами появились богатые РґРѕРјР° горных инженеров Рё чиновников — небольшой «уголок Петербурга», как РѕРЅРё говорили. Р’ Нерчинском крае серебро добывали трудом каторжников. Почти РІСЃРµ заводы также принадлежали «кабинету». Американский путешественник Джордж Кеннан, побывавший там РІ 1880-Рµ РіРі., был поражён неэффективностью производства, воровством чиновников. «Рудники наполовину РЅРµ работают; сотни каторжников лежат РІ безделии месяц Р·Р° месяцем РІ грязных переполненных камерах», — писал РѕРЅ. Рнергичный американец, заключил Кеннан, СЃ капиталом РІ 10—15 тыс. долларов Рё СЃ 950 заключёнными, которые РІ ту РїРѕСЂСѓ там использовались, менее чем через РґРІР° РіРѕРґР° построил Р±С‹ РЅРѕРІСѓСЋ тюрьму РЅР° каждом СЂСѓРґРЅРёРєРµ Рё через пять лет СѓРґРІРѕРёР», если РЅРµ учетверил, производственную мощность РїСЂРёРёСЃРєРѕРІ, РЅРµ требуя РЅРё доллара РѕС‚ имперской казны.
Р’ Бодайбо СЃ открытием золота РІРѕР·РЅРёРє крупный центр золотодобычи, РєСѓРґР° устремились капиталы Рё население. Однако золотая горячка, как сообщает знаток РЎРёР±РёСЂРё Рќ.Ядринцев, стала «промысловой чумой», поскольку были забыты земледелие Рё промышленность. «Золотопромышленность прошла мертвящим ураганом РїРѕ РўРѕРјСЃРєРѕР№ Рё Енисейской губерниям Рё теперь совершает последние РїРѕРґРІРёРіРё РЅР° Олекме, Р·Р° Байкалом Рё РЅР° РђРјСѓСЂРµ... Р’ СЃРёР±РёСЂСЃРєРёС… городах золотопромышленность РЅРµ оставила никаких заметных памятников… РЅРµ оставила Рё следа благосостояния РІ местном крестьянстве»3. Открытие золота РІ РЎРёР±РёСЂРё РЅРµ привело РЅРё Рє массовой миграции, РЅРё Рє процветанию РіРѕСЂРѕРґРѕРІ. Бодайбо Рё Нерчинск остались захолустными посёлками. РЎ отменой крепостного права отрасль, лишившись даровой рабочей силы, оказалась неприбыльной, государство продало часть СЂСѓРґРЅРёРєРѕРІ акционерным компаниям. Ленские РїСЂРёРёСЃРєРё, РїРѕРјРёРјРѕ государства, принадлежали ещё семи крупным компаниям, захватившим 80% золотодобычи. Самая мощная среди РЅРёС… — Ленское золотопромышленное товарищество «Лензото». РР·ВР·Р° тяжёлых условий Р¶РёР·РЅРё Ленские РїСЂРёРёСЃРєРё называли «вольной каторгой». Работали там РїРѕ 16—18 часов РІ ледяной РІРѕРґРµ. РЈ рабочих отбирали паспорта, РёРјСЏ заменял номер расчётной РєРЅРёР¶РєРё. Расчёт производился РѕРґРёРЅ раз РІ РіРѕРґ, зато каждый день бесплатно давали 1/4 литра РІРѕРґРєРё. Большинство рабочих, молодые люди, РЅРµ выдерживали больше РіРѕРґР°. Р’ 1880 Рі. 38% рабочих составляли ссыльные. До 1917 Рі. РЅР° приисках преобладал ручной труд. Американские инженеры, которые РїРѕ заданию Ленского товарищества вели РІ начале РҐРҐ РІ. разведку новых золотоносных Р¶РёР», были удивлены отсутствием механизации Рё безуспешно убеждали СЃРІРѕРёС… коллег РІ её необходимости.
РќР° примере РіРѕСЂРЅРѕРіРѕ дела РІРёРґРЅС‹ РґРІР° разных типа освоения: интенсивный, основанный РЅР° механизации, акционерном капитале — РЅР° американском Западе, Рё экстенсивный — РІ РЎРёР±РёСЂРё, РіРґРµ РІ рудниках использовался ручной труд сначала крепостных Рё ссыльных, Р° затем дешёвый наёмный. Если открытие золота Рё РґСЂСѓРіРёС… полезных ископаемых способствовало быстрому освоению Запада, процветанию региона Рё его жителей, то разработка СЃРёР±РёСЂСЃРєРёС… недр РЅРµ прибавила богатства РЅРё населению, РЅРё краю, её плоды растворились РІ государственной казне Рё карманах чиновников. Рти Р¶Рµ процессы характерны Рё для сельскоВхозяйственного развития РЎРёР±РёСЂРё Рё Запада. Рстория последнего — это пример интенсивного освоения земель СЃ использованием механизации, современных методов агрономии.
Быстрее всех РЅР° Западе стадию «границы» прошла Калифорния (Рє 1870—1880 РіРі.). РћРЅР° поднялась РЅР° «золотой лихорадке», РіРѕСЂРЅРѕРј деле, РЅРѕ её расцвет связан именно СЃ аграрным хозяйством, чему немало способствовал благоприятный климат. Стремительно росло число ферм (только Р·Р° 1850-Рµ РіРі. РІ 20 раз), площадь культивированной земли Рё сельскохозяйственное производство. Стоимость фермерской продукции Р·Р° 1870—1900 РіРі. увеличилась более чем РІ 2,5 раза. Калифорния стала полностью снабжать себя зерном, которое раньше ввозила, Рё заняла второе место РІ РЎРЁРђ РїРѕ производству пшеницы. РћРЅР° быстро перешла Рє механизации, став лидером РІ использовании комбайнов. Рљ началу РҐРҐ РІ. штат окончательно получил современную специализацию, РІ которой преобладали незерновые культуры (фрукты, овощи, орехи), уровень его коммерциализации был выше, чем РІРѕ всех штатах страны. До 1860 Рі. американцы пересекали Великие равнины, или Великую американскую пустыню, как тогда называли эти места, устремляясь РІ Калифорнию Рё Орегон. Ровная степь СЃ частыми засухами Рё недостатком РІРѕРґС‹ РЅРµ привлекала РІР·РѕСЂР° переселенцев. «На сотни миль здесь тянется пустынная голая земля, без единого дерева, — только полынь Рё её СЃРѕСЂРѕРґРёС‡ — солянка…», — писал Марк Твен, РІ молодости проезжавший через этот край4. Единственное поселение РІ ту РїРѕСЂСѓ — РіРѕСЂРѕРґ РјРѕСЂРјРѕРЅРѕРІ СолтВЛейкВСити РІ Юте. Земледелие стало возможным здесь только СЃ применением РІ последней трети РҐIРҐ РІ. машин, особых методов агрономии Рё орошения. РњРѕСЂРјРѕРЅС‹ первыми использовали ирригацию, затем РѕРЅР° распространилась РІРѕ всех западных штатах, Р° лидерство перешло Рє Калифорнии. Создание ирригационных систем потребовало кооперации независимых переселенцев, Р° также участия государства.
Рљ началу РҐРҐ РІ. фермеры западных штатов приспособились Рє новым природным условиям, перейдя Рє коммерческому хозяйству. Р—Р° 1850—1900 РіРі. число ферм выросло более чем РІ 30 раз, Р° стоимость фермерской продукции только Р·Р° 1870—1900 РіРі. — почти РІ 5 раз. Рти достижения Запада объясняются РІ первую очередь СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕР№ колонизацией земель, частной собственностью РЅР° землю, что оказалось наиболее эффективным СЃРїРѕСЃРѕР±РѕРј освоения, поскольку стимулировалась частная инициатива. Переселенцы затратили огромные усилия Рё тяжёлый труд, чтобы поднять целину, РЅРѕ РѕРЅРё работали для себя, поэтому добились успеха. Механизация, современные технологии ускорили процесс. Освоению РЎРёР±РёСЂРё также способствовало массовое переселение крестьян, начавшееся СЃ 1880С… РіРі. Только Р·Р° 1907—1911 РіРі. посевная площадь Западной РЎРёР±РёСЂРё увеличилась РЅР° 52%. Перед Первой РјРёСЂРѕРІРѕР№ РІРѕР№РЅРѕР№ половина зерна, полученного РЅР° освоенных землях, была товарной. Рљ 1911 Рі. вывоз хлеба вырос РїРѕ сравнению СЃ концом 1890С… РіРі. РІ 5 раз, масла — РІ 12 раз. Р’ начале РҐРҐ РІ. РЎРёР±РёСЂСЊ стала превращаться РЅРµ только РІ РєСЂСѓРїРЅРѕРіРѕ поставщика сельскохозяйственной продукции, РЅРѕ Рё РІРѕ внушительный рынок для отечественной Рё иностранной сельскохозяйственной техники, опережая РїРѕ её оснащенности европейскую Р РѕСЃСЃРёСЋ; причём уборочные машины СЃРёР±РёСЂСЏРєРё выписывали РёР· Америки. Р’ 1913 Рі. РЎРёР±РёСЂСЊ давала более 10% пшеницы, ей принадлежало 10% посевов Р РѕСЃСЃРёРё.
Однако переселение крестьян всётаки не решило ни проблему освоения Сибири, ни аграрный вопрос всей России, что вынужден был признать Столыпин: «Как ни заманчива мысль воспользоваться переселением для разрешения земельных вопросов в Европейской России, но от этой мечты необходимо отказаться». Переселение, полагал он, могло повлиять на освоение Сибири, если бы в нём участвовало до нескольких миллионов человек в год, но это ослабило бы западную часть России. Аграрный вопрос в России заключался не столько в недостатке земли, сколько в кризисе экстенсивного сельского хозяйства, приведшем страну к системному коллапсу. Освоение же Сибири сдерживалось отсутствием частной собственности на землю, узостью внутреннего рынка, неразвитостью дорог и городов. «Сибирь задыхается под тюком плодов своих за неимением сбыта, — писал современник. — Недавно крестьяне Восточной Сибири не знали, куда деть урожай и пропивали по возу хлеба около кабаков». Важная роль в колонизации американского Запада и Сибири принадлежала железным дорогам. Первая трансконтинентальная дорога в США была построена в 1869 г., а к концу ХIХ в. в стране действовало уже пять таких дорог, благодаря чему тысячи поселенцев устремились к тихоокеанскому побережью. Железная дорога появлялась порой до переселенцев, стимулируя миграцию и быстрый переход хозяйств к рынку. Единственная трансконтинентальная железная дорога России, Транссиб, вступившая в строй в начале ХХ в., в отличие от частных американских дорог, принадлежала государству. Её главная цель — не экономическая, а политическая: укрепление позиций России на Дальнем Востоке. Дорогу рассматривали как орудие российской экспансии в этом регионе, освоение же Сибири было на втором месте. Уже в конце 1890х гг. она не справлялась с грузовым потоком хлеба, который месяцами ждал своей очереди.
Освоение американского Запада, как заметил Рђ.РўРѕР№РЅР±Рё, оказало «варваризующее» влияние РЅР° поселенцев. Человека Запада, впервые изображённого РІ художественной литературе РЎРЁРђ РІ конце РҐIРҐ РІ., РѕРґРёРЅ РёР· критиков назвал «англосаксом, РІРЅРѕРІСЊ впавшим РІ полудикость». Ртот процесс, характерный Рё для СЂРѕСЃСЃРёСЏРЅ, описали Р¤. Тёрнер Рё Р’.Р“.Короленко. «Дикость захватывает колониста… европейски одетого‚ вооружённого промышленными средствами Рё способами передвижения, европейски мыслящего. РР· железнодорожного вагона РѕРЅР° пересаживает его РІ берестяное каноэ. РћРЅР° снимает СЃ него цивилизованные одежды Рё облекает РІ охотничью куртку Рё мокасины. Жилищем его становится бревенчатая С…РёР¶РёРЅР° чироки Рё ирокезов СЃ традиционным индейским палисадом. РћРЅ СѓР¶Рµ поиндейски возделывает землю Рё выращивает кукурузу‚ осваивает воинственные выкрики Рё РЅРµ С…СѓР¶Рµ индейца снимает скальпы СЃ врагов. Короче говоря‚ среда РЅР° “границе” диктовала СЃРІРѕРё условия. Человек должен был принять РёС… или погибнуть… Постепенно поселенец преобразует окружающую его пустыню; РЅРѕ РІ результате перестаёт быть европейцем… появляется новый тип — американец». В«...РџРѕРєР° отцы Рё деды Макара воевали СЃ тайгой, — писал РІ рассказе “Сон Макара” Р’.Р“.Короленко, сосланный РІ 1880-Рµ РіРі. РІ Якутию, — жгли её огнем, рубили железом, сами РѕРЅРё незаметно дичали. Женясь РЅР° якутках, РѕРЅРё перенимали якутский язык Рё якутские нравы. Характеристические черты великого СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ племени стирались Рё исчезали. … Макар… РёРЅРѕРіРґР° ругал РґСЂСѓРіРёС… погаными якутами, хотя, правду сказать, сам РЅРµ отличался РѕС‚ якутов РЅРё привычками, РЅРё образом Р¶РёР·РЅРё. РџРѕВСЂСѓСЃСЃРєРё РѕРЅ РіРѕРІРѕСЂРёР» мало Рё довольно плохо, одевался РІ звериные шкуры, РЅРѕСЃРёР» РЅР° ногах торбаса, питался РІ обычное время РѕРґРЅРѕСЋ лепёшкой СЃ настоем кирпичного чая, Р° РІ праздники Рё РІ РґСЂСѓРіРёС… экстренных случаях съедал топлёного масла именно столько, сколько стояло перед РЅРёРј РЅР° столе. РћРЅ ездил очень РёСЃРєСѓСЃРЅРѕ верхом РЅР° быках, Р° РІ случае болезни призывал шамана, который, беснуясь, СЃРѕ скрежетом кидался РЅР° него, стараясь испугать Рё выгнать РёР· Макара засевшую С…РІРѕСЂСЊВ»5.
Р’ представленных отрывках, РїРѕРјРёРјРѕ сходства, РІРёРґРЅРѕ Рё различие. Американцы, осваивая Запад, «впали РІ полудикость», СЂСѓСЃСЃРєРёРµ Р·Р° 300 лет колонизации РЅРµ только одичали, РЅРѕ Рё «объякутились», «обурятились», РёР·Р·Р° недостатка женщин беря РІ жёны местных. Р’ результате ассимиляции пришлого СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ населения аборигенами появился особый тип СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ — СЃРёР±РёСЂСЏРєВстарожил, что наиболее характерно для Восточной РЎРёР±РёСЂРё. РЈ него чёрные или тёмные волосы Рё глаза, более смуглый цвет РєРѕР¶Рё, более широкие скулы, СѓР·РєРёР№ разрез глаз. РћРЅ «холодноВрассудочен Рё расчётлив», отличается «грубоватостью нравов», Р° также «страстью Рє наживе». Чистый СЂСѓСЃСЃРєРёР№ тип сохранился только Сѓ староверов СЋР¶РЅРѕРіРѕ Алтая Рё Забайкалья, РЅРµ допускавших смешанных браков. Р СѓСЃСЃРєРёРµ перенимали Сѓ аборигенов формы хозяйства, одежду, нравы, забывали СЃРІРѕР№ язык, обращались Рє язычеству, полигамии, шаманизму. Забайкальские казаки перешли РѕС‚ земледелия Рє скотоводству, пушному промыслу, заимствовав Сѓ Р±СѓСЂСЏС‚ методы приучения лошадей, правила винокурения Рё РїСЂ. Женщины шили РїРѕ примеру буряток «яргачи» — козлиные Рё тарбаганьи шубы. Р’ Верхоленском крае СЂСѓСЃСЃРєРёРµ ели ту Р¶Рµ пищу, что Рё буряты, без вилок Рё ножей, РёР· деревянных чашек. Р“.Успенский, совершивший поездку РІ РЎРёР±РёСЂСЊ РІ 1888 Рі., чтобы познакомиться СЃ Р¶РёР·РЅСЊСЋ переселенцев, СЃ удивлением наблюдал РІ Тобольске, как сургутский торговец отправлял РІ СЂРѕС‚ сырую, ещё Р¶РёРІСѓСЋ стерлядь, только что купленную РЅР° рынке, СЃРѕ словами: «Сейчас, сейчас обогрею тебя, голубушка. РќРµ торопись! Будешь РІ тёплом месте!В»6. Так завоёванные СЂСѓСЃСЃРєРёРјРё якуты Рё буряты РјРёСЂРЅРѕ, без РІРѕР№РЅС‹, Р·Р° три столетия победили колонизаторов. Правда, СЃ началом массовой миграции РёР· европейской Р РѕСЃСЃРёРё демографическая ситуация РІ РЎРёР±РёСЂРё радикально изменилась: СЂСѓСЃСЃРєРёРµ стали значительно преобладать над аборигенами, составив 82% населения региона РІ 1897 Рі.
Переселенец американского Запада одичал РІ Р±РѕСЂСЊР±Рµ СЃ РїСЂРёСЂРѕРґРѕР№ Рё аборигенами, РЅРѕ сохранил РѕСЃРЅРѕРІС‹ западной цивилизации, что помогло ему сравнительно быстро освоить новый континент. Более того, РІ процессе колонизации РѕРЅ выработал собственный образ Р¶РёР·РЅРё Рё культуру, превратившись РІ американца, что Рё описал Тёрнер. Однако историк придавал слишком большое значение влиянию среды, полагая, что именно колонизация Запада сыграла важнейшую роль РІ создании общества Рё демократии РІ РЎРЁРђ. «Американская демократия, — заявил РѕРЅ, — …не была привезена РЅР° борту Сара Констант РІ Р’РёСЂРґР¶РёРЅРёСЋ Рё Мэйфлауэр РІ Плимут. РћРЅР° вышла РёР· американского леса». Природная среда оказалась вторичной РїСЂРё становлении американской цивилизации, поскольку английские переселенцы приехали РІ Новый Свет СЃ СѓР¶Рµ сформированным сознанием раннебуржуазной Великобритании. Пуританские пилигримы ещё РЅР° корабле Мэйфлауэр договорились РѕР± основах будущего общества. Американская среда лишь дооформила сознание европейца; американец, как заметил историк Рђ.Шлезингерстарший, является «продуктом взаимодействия наследия Старого Света Рё условий РќРѕРІРѕРіРѕВ». Очевидно, что демократия РЎРЁРђ РЅРµ могла выйти РёР· леса. Освоение Запада лишь развило традиции самоуправления, самоорганизации, свойственные американскому обществу Рё воспринятые РѕС‚ Британии, поэтому его называют «походной лабораторией политического опыта» Рё, добавим, демократического. Переселенцы воспроизводили РЅР° новых землях привычный РїРѕСЂСЏРґРѕРє. Запад осваивали РЅРµ одиночки, РЅРѕ целые сообщества. Американская переселенческая община — это свободная кооперация независимых людей. Прежде чем отправиться РІ дальний путь, занимавший около пяти месяцев, люди собирались РІ СентВЛуисе или Рндепенденсе, штат РњРёСЃСЃСѓСЂРё, РІ большие экспедиции, причём ехали осознанно, после длительных СЃР±РѕСЂРѕРІ, заранее договариваясь СЃ проводниками. Члены сообщества выбирали руководителей, принимали устав или конституцию, беря обычно Р·Р° образец конституцию федеральную или штатов. Первое РёР· правил управления Орегонской эмигрантской компанией, которая отправилась РІ Орегон РІ 1843 Рі., гласило: «Каждого мужчину РІ возрасте 16 Рё более лет следует рассматривать как законного участника голосования РїРѕ всем делам, касающимся компании». Р’ РґСЂСѓРіРёС… говорилось Рѕ РїРѕСЂСЏРґРєРµ избрания совета РёР· девяти членов для разрешения всех конфликтов, Р° также капитана для военного руководства Рё поддержания РїРѕСЂСЏРґРєР°.
Р’ переселенческой общине царили жёсткая дисциплина. Преступников судили СЃСѓРґРѕРј присяжных, РїСЂРёРіРѕРІРѕСЂ тут Р¶Рµ исполнялся. Переселенцы оказались РІ ситуации постоянного РїРѕРёСЃРєР° юридических форм, адекватных реальной ситуации, приобретая бесценный опыт, сделавший американцев социально активной нацией. Переселенческая община, самоуправляемая Рё самоорганизованная, основанная РЅР° приоритете закона Рё прав человека, была РјРёРєСЂРѕРєРѕСЃРјРѕРј самого американского гражданского общества. Р СѓСЃСЃРєРёРµ переселенцы также ехали чаще общиной, чем РІ одиночку. Сначала деревня посылала С…РѕРґРѕРєРѕРІ РІ РЎРёР±РёСЂСЊ, чтобы выбрать место, укрепиться. РќРѕ это была качественно другая община. Американская община — временная ассоциация независимых людей. Её цель — реализация личных интересов каждого, поэтому люди СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕ переходили РёР· РѕРґРЅРѕРіРѕ сообщества РІ РґСЂСѓРіРѕРµ, РєРѕРіРґР° РёС… пути расходились. Русская община — устойчивая, замкнутая структура. Главное РІ ней РЅРµ каждый, отдельный человек, Р° целое — сама община, коллектив, живший РїРѕ принципу «один Р·Р° всех Рё РІСЃРµ Р·Р° РѕРґРЅРѕРіРѕВ», РѕРЅР° — часть традиционного общества СЃ архаичной демократией, основанной РЅР° обычном праве, равенстве всех членов, единодушии РІ принятии решения, взаимопомощи Рё опеке над слабыми Рё больными. Её цель — выжить РІ неблагоприятных условиях. Американские мигранты передвигались РІ фургонах‚ запряжённых обычно шестёркой быков. Фургон‚ ставший символом освоения Запада‚ был настоящим домом‚ укрывая РІ дальней РґРѕСЂРѕРіРµ РѕС‚ РґРѕР¶РґСЏ Рё снега‚ РѕС‚ стрел индейцев. Р СѓСЃСЃРєРёРµ переселенцы тоже проделывали СЃРІРѕР№ нелёгкий путь целыми караванами РїРѕРІРѕР·РѕРє РІ 100 Рё более семей. Останавливались РїРѕРґ открытым небом, питались подаянием. Рќ.Рќ.Златовратский РІ романе «Устои» описал табор РёР· полусотни семей бедных переселенцев: вместо шатров Рё палаток РЅР° вздёрнутых оглоблях — СЂРѕРіРѕР¶Р° РѕС‚ солнца Рё РґРѕР¶РґСЏ. Никто РёР· крестьян толком РЅРµ знал пути. Вёл РёС… старый солдат. «Мы Р·Р° солдатом… РћРЅ нас ведёт… Был РѕРЅ там, говорит…»7. Р’ СЃРёР±РёСЂСЃРєРёС… поселениях Р“.Успенский почувствовал «чтоВто неведомое», чего РЅРµ РјРѕРі сначала определить, «не РіРѕРІРѕСЂСЏ Рѕ достатке, который виден РІ этих просторных постройках сёл Рё деревень, РіРґРµ нет РЅРё РѕРґРЅРѕР№ соломенной крыши…». Потом, наконец, догадался: «Нет барского РґРѕРјР°! …есть человек, проживший РЅР° своём веку без малейшей прикосновенности Рє барскому РґРѕРјСѓ: РєРѕРіРґР° РјС‹, обыватели Европейской Р РѕСЃСЃРёРё, видели такого крестьянина?В»8. Отсюда независимость Рё самостоятельность СЃРёР±РёСЂСЏРєР°. «Сибирский крестьянин чувствует себя равноправным, РѕРЅ смело РІС…РѕРґРёС‚ РІ комнату, подаёт вам СЂСѓРєСѓ, садится СЃ вами Р·Р° стол Рё совершенно непринуждённо будет пить чай». Крестьянина РЎРёР±РёСЂРё часто сравнивали СЃ
американским фермером. Он не знал крепостного
права, гнёта помещиков, свободнее распоряжался
землёй, которая передавалась по наследству,
отличался независимостью и материальным
достатком. Сибиряка порой даже критиковали за
расчётливость, склонность к материальной наживе
и индивидуализм. Борьба с природой выработала в
нём, как и в американском поселенце, сметку,
находчивость, дух предприимчивости. Сибирского
крестьянина сближает с фермером Запада
захватный способ приобретения земли, возможный
только при обилии свободных земель и слабости
власти, что было свойственно обоим регионам. Он,
как и американский скваттер, сам выбирал и
расчищал для себя понравившийся участок. «Все
односельцы, — отмечал
Рџ.Рџ.СемёновВРўСЏРЅВШанский, — Структура СЃРёР±РёСЂСЃРєРѕРіРѕ крестьянства также напоминала структуру американского фермерства преобладанием среднего слоя, Р° РЅРµ бедных, что свойственно крестьянству Европейской Р РѕСЃСЃРёРё. Первый губернатор Енисейской губернии Рђ.Рџ.Степанов писал РІ 1835 Рі.: «…Можно вообще СЃРёР±РёСЂСЃРєРёС… крестьян почесть зажиточными». Р’ среднем РЅР° РґРІРѕСЂ приходилось 12 РєРѕСЂРѕРІ, 12 лошадей Рё 22 овцы. Р’ деревне РёР· ста РґРѕРјРѕРІ середняки составляли половину, бедняки — 30%, зажиточные — 20%. РЈР¶Рµ РІ первой половине РҐIРҐ РІ. РІ РЎРёР±РёСЂРё были крупные предприниматели РёР· крестьян. Декабрист барон Розен сообщает, что среди поселян забайкальского Тарбагатая несколько хозяев нажили РґРѕ 100 тыс. рублей подрядами Рё доставками хлеба, торговлей СЃ китайцами. Другой декабрист, Рќ.Р’.Басаргин, писал Р.Р.Пущину РёР· Кургана РІ 1842 Рі.: «Вы РЅРµ поверите, как здесь богата РѕРєСЂСѓРіР°, есть более десяти человек крестьян, которые имеют РґРѕ 400 тыс. капитала»10. Рвсётаки между СЃРёР±РёСЂСЏРєРѕРј Рё американским фермером существовали серьёзные различия. КрестьянинВСЃРёР±РёСЂСЏРє РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ имел земли РІ частной собственности — почти РІСЃСЏ земля Азиатской Р РѕСЃСЃРёРё принадлежала государству. Крестьяне РЅРµ отличали владение землёй РѕС‚ частной собственности РЅР° землю Рё были сторонниками трудового права: кто работает РЅР° земле, тот ею Рё владеет. Крестьянское обычное право РІ этом расходилось СЃ государственным, поддерживавшим право частной собственности. Захватное землепользование РЎРёР±РёСЂРё — следствие неразвитости самого института частной собственности. Крестьяне считали земельные участки, заимки, СЃРІРѕРёРјРё, поскольку пользовались правом наследственного владения РёРјРё. Рџ.Столыпин увидел РІ порядках землепользования региона черты «первобытной формы земельного владения», «своеобразный архаический строй».
В США право частной собственности, священное и неприкосновенное, действовало с колониальных времён. В условиях «границы» при слабости власти переселенцы, захватив землю, рассматривали её как свою собственность и стремились защитить, для чего создавали заявочные клубы. Сибиряки, как и крестьяне европейской России, жили общиной, хотя сибирская община отличалась от европейской: в ней не было земельного передела между членами, пока земли было в избытке; существовало наследственное владение семьями пашенными участками. По мере сокращения свободных земель захватное землепользование заменялось уравнительной подушевой системой. Но и в сибирской общине сохранялись круговая порука и уравнительный принцип в податях и повинностях. Переселенцы предпочитали общину жизни в одиночку, поскольку общиной легче было устроиться и выжить на новом месте, она выступала в качестве юридического лица, защищая в случае конфликтов с другими деревнями, с государством. Сохранение общины — следствие прежде всего традиционного, коллективистского сознания россиянина.
РЎРёР±РёСЂСЃРєРёРµ крестьяне, РІ отличие РѕС‚ американских фермеров, были всегда бесправны, зависели РѕС‚ государства, чиновников. РћРЅРё страдали РѕС‚ бесконечных податей Рё РїРѕР±РѕСЂРѕРІ (подушных, оброчных, земских Рё РїСЂ.), штрафов Рё недоимок. «Крестьянин, — писал СЌРєРѕРЅРѕРјРёСЃС‚ Рё социолог Р’.Р’.БервиФлеровский, сосланный РІ РЎРёР±РёСЂСЊ РІ 1864 Рі., — …теперь употребляет тридцать РїСѓРґРѕРІ хлеба РІ РіРѕРґ СЃРѕ СЃРІРѕРёРј семейством Рё продаёт РЅР° уплату СЃР±РѕСЂРѕРІ сто семьдесят РїСѓРґРѕРІ. …Русский крестьянин привык смотреть РЅР° себя как РЅР° последнего РёР· смертных; человеку, которого публично секут розгами, может ли быть стыдно, если РѕРЅ одет скверно, если Сѓ него хозяйство РІ беспорядке…»11. РќРµ менее важное обстоятельство — РЅРёР·РєРёР№ уровень образования. РџРѕ переписи 1897 Рі. грамотные составляли РІ РЎРёР±РёСЂРё 12,3% населения, почти РІРґРІРѕРµ РЅРёР¶Рµ, чем РІ Европейской Р РѕСЃСЃРёРё Рё РїРѕ стране РІ целом. Только РІ 1888 Рі. РІ РЎРёР±РёСЂРё открылся первый университет — РІ РўРѕРјСЃРєРµ. РќР° Западе Р¶Рµ РёС… число быстро росло, РІ РѕРґРЅРѕР№ Калифорнии Рє началу РҐРҐ РІ. насчитывалось свыше 10 университетов Рё колледжей. РџРѕ грамотности Запад даже опережал Рє началу РҐРҐ РІ. РІСЃСЋ страну — 93,7% населения (РІ целом РїРѕ РЎРЁРђ около 90%). РЎРёР±РёСЂСЃРєРёР№ крестьянин всётаки оставался ближе СЂСѓСЃСЃРєРѕРјСѓ крестьянину Европейской Р РѕСЃСЃРёРё, чем американскому фермеру. Примером различия СЃРёР±РёСЂСЏРєР° Рё американца Запада служит РёС… Р±РѕСЂСЊР±Р° СЃ преступностью. Слабость местной власти, Р° РїРѕСЂРѕР№ даже её отсутствие, свойственная обществу «границы», порождала как большую СЃРІРѕР±РѕРґСѓ жителей, так Рё большую преступность. РќР° американском Западе РѕРЅР° побуждала граждан Рє социальной активности, заставляла переселенцев самим устанавливать РїРѕСЂСЏРґРѕРє Рё законность РЅР° местах; РІ РЎРёР±РёСЂРё приводила Рє произволу чиновников Рё губернаторов, превратившихся РІ местных царьков. Таким был СѓР¶Рµ первый губернатор РЎРёР±РёСЂРё РєРЅСЏР·СЊ Рњ.Рџ.Гагарин, казнённый Петром I. Декабрист Р’.Р.Штейгель назвал правителей региона «сибирскими сатрапами». Р’ центр постоянно шли жалобы РЅР° злоупотребления чиновников, Р·Р° что Екатерина II обозвала СЃРёР±РёСЂСЏРєРѕРІ «ябедниками».
Насилие на «границе» объясняется борьбой человека с природой, аборигенами, друг с другом. Немаловажное обстоятельство — состав населения, в котором много авантюристов, уголовников, к тому же преобладали молодые неженатые мужчины, что способствовало повышенной агрессивности. В Калифорнии в районах приисков они составляли 92,5% в 1850 г., на Ленских приисках — 81%.
Для РѕР±РѕРёС… регионов характерна фигура Р±СЂРѕРґСЏРіРё, хотя РѕРЅРё представляли разные социальные типы: РІ РЎРёР±РёСЂРё это беглый — ссыльный или каторжник (РёС… называли «косачами» РЅР° Урале, «горбачами» или «горбунами» РІ РЎРёР±РёСЂРё — РёР·Р·Р° котомки Р·Р° плечами), РІ Америке — независимый одиночка, РёРЅРѕРіРґР° СЃ уголовным прошлым, ищущий пристанища, или вечный скиталец РїРѕ РґСѓС…Сѓ, чьими историями переполнены американские вестерны. Большинство сосланных РІ РЎРёР±РёСЂСЊ бежало, чаще погибая РІ тайге. Рменно беглые составляли главный источник преступности Рё насилия. РћРЅРё промышляли грабежом Рё убийством, Р° РїРѕСЂРѕР№ РёР· беглых каторжан Рё ссыльных создавались целые таёжные села. Село Витимское (или Витим) прославилось РЅР° РІСЃСЋ РЎРёР±РёСЂСЊ как РґРёРєРёР№ притон. РЎРёР±РёСЂСЊ превосходила РїРѕ преступности РґСЂСѓРіРёРµ районы Р РѕСЃСЃРёРё, причём более половины преступлений совершали ссыльные. РќР° первом месте среди преступлений после бродяжничества было убийство, Р° РЅРµ кража, как РІ Европейской Р РѕСЃСЃРёРё. Значительная часть преступлений отличалась зверством Рё грубостью. Если Сѓ СЂРѕСЃСЃРёСЏРЅ среди преступлений чаще встречалось насилие над личностью, то Сѓ американцев — воровство, мошенничество, махинации РЅР° акциях, документах, завещаниях. РћРґРёРЅ РёР· важных промыслов Сѓ тех Рё РґСЂСѓРіРёС… — конокрадство. РќРѕ Р·Р° него безжалостно вешали РЅР° Западе, РІ РЎРёР±РёСЂРё Р¶Рµ знаменитые конокрады имели значительные состояния Рё РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ сидели РІ тюрьме. Рћ насилии РІ РѕР±РѕРёС… регионах известно РјРЅРѕРіРѕ, меньше — Рѕ сопротивлении ему. РџСЂРё слабости власти РѕРЅРѕ часто превращалось РІ самосуд, хотя его формы различны. Крестьянская община РЎРёР±РёСЂРё жестоко расправлялась СЃ ворами. Р—Р° РІРѕСЂРѕРј гнались десятки вёрст. Его били дрючками — дубинами РІ СЂСѓРєСѓ толщиной, Р° РёРЅРѕРіРґР° РІ сажень длиной; били РїРѕ пяткам (покитайски), «подковывали» РґРѕ полусмерти. Расправа происходила РЅР° РІРёРґСѓ всей деревни, нередко выносился смертный РїСЂРёРіРѕРІРѕСЂ. Если С…РѕР·СЏРёРЅ РґРѕРіРѕРЅСЏР» РІРѕСЂР°, то убивал. Деревня убийцы РЅРµ выдавала. Крестьяне разработали также СЃРІРѕРё законы для Р±СЂРѕРґСЏРі: РЅРµ ходить толпами, РЅРµ разорять построек, РЅРµ иметь РїСЂРё себе РѕСЂСѓР¶РёСЏ, РЅРѕР¶ — РЅРµ более РґРІСѓС… вершков. Бродяги выполняли РёС…, думая, что это официальные законы.
Самосуд РІ РЎРёР±РёСЂРё подменял СЃРѕР±РѕР№ власть, её сторонились Рё РЅРµ хотели Рє ней обращаться. Государство оставило Р·Р° крестьянами решение РёС… собственных дел внутри общины, РѕРЅРё жили обособленно, СЃРІРѕРёРј РјРёСЂРѕРј. Крестьянский самосуд часто переходил РІ расправу, власть, РЅРµ признающую разумных РґРѕРІРѕРґРѕРІ. Мамин-РЎРёР±РёСЂСЏРє назвал её «одним РёР· самых необъяснимых проявлений специально деревенской жестокости, бессмысленной Рё зверской, как РІСЃСЏРєРѕРµ стихийное зло». Писатель показал такую расправу РІ рассказе «Летные»: РІРѕ время пожара крестьяне приняли Р·Р° поджигателя беглого Рё тут Р¶Рµ бросили невиновного человека РІ костёр. РЈ крестьян появилась особая форма Р±РѕСЂСЊР±С‹ СЃ бродягами — «охота Р·Р° горбунами». Социолог Рё этнограф Р.Прыжов писал, что РёС… попросту отстреливали, как зверей. Государство поощряло ловлю Р±СЂРѕРґСЏРі, платя РїРѕ три рубля Р·Р° каждого. Некий Грудинкин Р·Р° РїРѕРёРјРєСѓ 100 беглых получил даже золотую медаль12.
Американцы прибегали Рє самосуду, РЅРѕ РЅРµ РІ РѕР±С…РѕРґ власти, Р° РїСЂРё её отсутствии или слабости, стараясь укрепить закон Рё РїРѕСЂСЏРґРѕРє. РќР° Западе самосуд РїСЂРёРЅСЏР» форму виджилантизма. Первые комитеты бдительности (vigilance committees) появились РІ лагерях старателей РІ горах СьерраВНевада РІ Калифорнии, РєСѓРґР° СЃ открытием золота нахлынуло множество авантюристов Рё уголовников. РЈ американских поселенцев РЅРµ было сильной власти Рё системы правосудия: СЃСѓРґРѕРІ, тюрем, полицейских, С‚.Рє. Калифорния принадлежала Мексике (РѕРЅР° стала штатом РЎРЁРђ РІ 1850 Рі.), поэтому старателям пришлось самим бороться СЃ грабежом Рё насилием. Созданные РёРјРё комитеты бдительности ловили преступников Рё вершили правосудие. Чаще всего это делалось СЃ соблюдением РЅРѕСЂРј законности, знакомых пионерам СЃ детства: созывался СЃСѓРґ присяжных, РѕРЅ рассматривал дело Рё выносил решение. РРЅРѕРіРґР° РІ его принятии участвовало РІСЃС‘ население поселка. «Народная юриспруденция» была жестокой: Р·Р° убийство, кражу лошади (самой большой ценности пионеров) — смерть (виселица), Р·Р° мелкие преступления — РїРѕСЂРєР°, изгнание. РџСЂРёРіРѕРІРѕСЂ тут Р¶Рµ приводился РІ исполнение. Меры действовали превосходно. Мать философа Дж.Р РѕР№СЃР°, приехавшая РІ 1849 Рі. СЃ семьёй РІ Калифорнию, вспоминала, что после того как повесили трёх РІРѕСЂРѕРІ, грабежи прекратились, старатели могли оставлять добытое золото даже Сѓ РґРѕСЂРѕРіРё, РЅРµ Р±РѕСЏСЃСЊ кражи.
Корни виджилантизма восходят к движению регуляторов (slickers, stranglers) второй половины ХVIII в., когда в условиях жизни на «границе» люди сами брали власть в свои руки, устанавливая порядок и жестоко расправляясь с уголовниками. Во время войны за независимость в Вирджинии борьбу с нарушителями закона возглавил полковник Чарльз Линч, чьё имя с той поры стало нарицательным, обозначая самосуд в Америке. В его честь, кстати, назван один из городов штата — Линчбург. Если на востоке страны виджилантизм кончился вместе с «границей» к 1860м гг., то на Западе с освоением региона именно в эту пору он начался, приняв наиболее массовый характер: за 1849—1902 гг. — 210 движений (больше всего в Техасе и Калифорнии). Виджилантизм часто был конструктивным движением и способствовал социальной стабильности. Наиболее ярким примером стали события в Сан-Франциско времён «золотой лихорадки». В 1851 г. через восемь месяцев после избрания органов самоуправления они полностью разложились: все посты заняли уголовники, полиция была связана с ними, а городская казна разграблена. Преступления оставались безнаказанными. Горожане, не надеясь на местное правосудие, организовали комитет бдительности. После вынесения обвинительного приговора один из воров был тут же повешен. Затем комитет организовал новые выборы мэра‚ прокурора‚ судебного пристава и принял решение о самороспуске. Второй комитет, выросший до 700 человек, сначала приговорил к смерти вора, казнённого на площади, а затем арестовал ещё 90 человек по подозрению в поджогах, грабежах, убийствах. В итоге 3 повешены, 1 выпорот, 15 высланы, 41 освобождён, 15 переданы обычному суду. В 1856 г. история повторилась, и губернатор Калифорнии обратился за военной помощью к президенту Ф.Пирсу, но тот отказал, поддержав тем самым комитет бдительности. Американские виджиланты обычно заменяли отсутствующие или недобросовестные органы правосудия, распускаясь при создании новых, что свидетельствует об обществе с гражданским сознанием и социальной активностью его членов, всегда готовых защищать свои права и свободы и способных к самоорганизации. Однако у виджилантизма есть и другая, деструктивная сторона. Он легко перерастал в жестокий самосуд разъярённой толпы и становился социально опасным. Виджиланты порой даже вступали в борьбу с государственными органами правосудия, стремясь подменить их и становясь тогда разрушительной антисоциальной силой, что особенно характерно для послевоенного неовиджилантизма.
Р СѓСЃСЃРєРёРµ поселенцы РЎРёР±РёСЂРё жили ещё РІ системе архаического крестьянского права, свойственного традиционному обществу. Ртого «архаичного» характера общества РЎРёР±РёСЂРё опасался Рџ.Рђ.Столыпин, настаивая РЅР° решении «срочнонастоятельных» РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ региона. В«Рначе, — предупреждал РѕРЅ РІ РїРёСЃСЊРјРµ Рє императору Николаю II РѕС‚ 26 сентября 1910 Рі., — бессознательно Рё бесформенно создастся громадная, РіСЂСѓР±РѕВдемократическая страна, которая СЃРєРѕСЂРѕ задавит Р РѕСЃСЃРёСЋ европейскую»13. Действительно, только такая демократия Рё могла выйти РёР· СЃРёР±РёСЂСЃРєРѕР№ тайги. РќР° американский Запад Рё РІ РЎРёР±РёСЂСЊ бежали РѕС‚ преследований религиозные диссиденты — РјРѕСЂРјРѕРЅС‹ Рё СЂСѓСЃСЃРєРёРµ староверы. РћР±Рµ общины достигли успехов РЅР° новых местах благодаря трудолюбию, упорству, коллективистским привычкам. РџРѕС…РѕРґ РјРѕСЂРјРѕРЅРѕРІ Рє Большому Солёному озеру — РѕРґРЅРѕ РёР· самых грандиозных движений РЅР° Запад. Рта неоязыческая секта (её полное название — Церковь РРёСЃСѓСЃР° Христа Святых последнего РґРЅСЏ)‚ была создана РІ 1830 Рі. Джозефом Смитом РІ штате НьюЙорк. РћРЅ называл себя РїСЂРѕСЂРѕРєРѕРј, посланником Бога, призванным собрать РІ Америке «народ Рзраилев», чтобы спастись Рё установить Царство Божие РЅР° земле, «восстановить истинную христианскую церковь». РЎРІРѕС‘ учение‚ развивавшее идеи Библии‚ РЎРјРёС‚ изложил РІ «Книге Мормона» (Мормон‚ РїРѕ его утверждению‚ — РѕРґРёРЅ РёР· вождей американских израильтян). Общину постоянно изгоняли РёР· штатов‚ сам РЎРјРёС‚ был убит‚ поэтому её члены решили отправиться РЅР° Дальний Запад, который ещё РЅРµ принадлежал РЎРЁРђ, чтобы создать там РЅРѕРІСѓСЋ цивилизацию. РњРѕСЂРјРѕРЅС‹ тщательно подготовились Рє походу‚ изучив РІСЃРµ карты Рё материалы Рѕ Западе‚ РІ том числе Рё донесения путешественника Дж.Фримонта. РС… первая партия вышла РёР· Рі. Науву (Рллинойс) РІ 1846 Рі. РІ составе 1540 человек‚ 540 фургонов СЃ лошадьми, скотом, запасами продовольствия. Р’ общине царила военная дисциплина, люди были разбиты РЅР° сотни СЃ офицерами РІРѕ главе каждой. Р’ долине Большого Солёного озера лидер РјРѕСЂРјРѕРЅРѕРІ Брайем РЇРЅРі сказал: «Довольно‚ это Рё есть РЅСѓР¶РЅРѕРµ место». Так РІ июле 1847 Рі. был заложен РіРѕСЂРѕРґ СолтВЛейкВСити. Место было выбрано РЅРµ случайно. Фримонт писал Рѕ плодородности почв РІ этих краях. Р—Р° месяц было построено 29 РґРѕРјРѕРІ. РќР° следующий РіРѕРґ приехало ещё 2500 человек. Упорным трудом Рё организованностью РјРѕСЂРјРѕРЅС‹ превратили пустыню РІ оазис, став пионерами РІ создании ирригации РЅР° Западе. Рљ 1850 Рі. Сѓ РЅРёС… было свыше 16 тыс. акров обводнённых земель, через 40 лет — 263,5 тыс. акров. Р’ результате урожай картофеля вырос РЅР° 1000%, пшеницы — РЅР° 1500%. Община добились процветания своего края.
Староверы переселялись РІ РЎРёР±РёСЂСЊ СЃ конца РҐVII РІ. добровольно или насильственно (РЅР° Алтае это «каменщики» — горные жители; «поляки» — переселившиеся РёР· Польши; РІ Забайкалье — «семейские») Рё также достигли благополучия РІ РЎРёР±РёСЂРё. РћРЅРё нашли плодородные земли, создали большие богатые сёла. «Семейские» снабжали Забайкалье Рё Нерчинский край СЃ РђРјСѓСЂРѕРј зерном, продовольствием, РЅРµ раз спасая РѕС‚ голодной смерти. Р’ Забайкалье РёС… сослали РїСЂРё РђРЅРЅРµ Роанновне Рё Екатерине II РёР· Дорогобужа Рё Гомеля. Выбросили РІ пустынном Р±РѕСЂСѓ РЅР° погибель, Р° через РіРѕРґ обнаружили процветающее село. Рћ забайкальском селе Тарбагатай написал РІ СЃРІРѕРёС… записках декабрист Рђ.Р•.Розен, побывавший РІ нём РІ 1830 Рі. РїСЂРё переезде декабристов РёР· Читы РІ Петровский железный завод (около Верхнеудинска, РіРґРµ специально для РЅРёС… строилась тюрьма): «Дома РІ несколько РіРѕСЂРЅРёС†, СЃ большими окнами, крыши тёсовые, крыльца крытые; …РР·Р±С‹ Рё РґРѕРјР° Сѓ РЅРёС… красивы РЅРµ только углами, РЅРѕ Рё пирогами; С…РѕР·СЏР№РєР° наша Пестимья Петровна угостила нас РЅР° славу щами, ветчиною, осетриною, пирожками Рё кашицами РёР· всех возможных РєСЂСѓРї, РѕС‚ гречневой РґРѕ манной Рё СЂРёСЃРѕРІРѕР№. Р’Рѕ РґРІРѕСЂРµ РїРѕРґ навесом стояли РІСЃРµ кованые телеги, СЃР±СЂСѓСЏ была сыромятная, РєРѕРЅРё были РґСЋР¶РёРµ Рё сытые, Р° люди, люди! РќСѓ, право, РІСЃРµ молодец Рє молодцу, красавицы РЅРµ С…СѓР¶Рµ РґРѕРЅСЃРєРёС… — рослые, белолицые Рё румяные. …Всё показывало довольство, РїРѕСЂСЏРґРѕРє, трудолюбие. …Они выбирают СЃРІРѕРёС… старост; РЅР° РјРёСЂСЃРєРѕР№ СЃС…РѕРґРєРµ раскладывают РІСЃРµ подати Рё повинности земские, … рекрут ставят исправно. …По богатству Рё довольству поселян РјРЅРµ представилось, что РІРёР¶Сѓ трудолюбивых СЂСѓСЃСЃРєРёС… РІ Америке, Р° РЅРµ РІ РЎРёР±РёСЂРё; РЅРѕ РІ этих местах РЎРёР±РёСЂСЊ РЅРµ С…СѓР¶Рµ Америки, земля также привольная, плодородная; жители управляются сами СЃРѕР±РѕСЋ, сами открыли сбыт СЃРІРѕРёРј произведениям Рё Р±СѓРґСѓС‚ блаженствовать, РїРѕРєР° люди бестолковые РЅРµ станут вмешиваться РІ РёС… дела»14. РљРѕРіРґР° Розен СЃРїСЂРѕСЃРёР», почему РёС… соседи Р¶РёРІСѓС‚ РІ бедности, то получил ответ, что старожилы РїРѕР·РґРЅРѕ встают, плохо обрабатывают землю, РґР° Рє тому Р¶Рµ РїСЊСЋС‚.
Некрасов РїРѕ запискам Розена написал Рѕ Тарбагатае РІ РїРѕСЌРјРµ «Дедушка», точно определив причину его благоденствия, которую, впрочем, назвал Рё сам Розен: «Волю РґР° землю РёРј дали… только ты РёРј РЅРµ мешай». РљРѕРіРґР° военный губернатор РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области Педашенко посетил селения староверов РІ 50—100 верстах РѕС‚ РђРјСѓСЂР° Рё СЃРїСЂРѕСЃРёР» Рѕ причинах РёС… процветания (РІ то время как казённые поселенцы, казаки, умирали СЃ голода РЅР° богатом РђРјСѓСЂРµ), РѕРЅРё ответили: «А это, батюшка, ваше превосходительство, оттого, что РјС‹ РѕС‚ начальства подальше». Р РјРѕСЂРјРѕРЅС‹, Рё староверы боролись СЃ притеснениями государства, РЅРѕ эти притеснения были разные. Рстория РјРѕСЂРјРѕРЅРѕРІ — это история бесконечных конфликтов Рё РєРѕРјРїСЂРѕРјРёСЃСЃРѕРІ РґРІСѓС… сторон. Американские власти преследовали РјРѕСЂРјРѕРЅРѕРІ Р·Р° полигамию, РёР·Р·Р° чего Юта долго оставалась территорией, Р° РЅРµ штатом. Р’ 1850-Рµ РіРі. дело чуть РЅРµ дошло РґРѕ открытых военных действий. Президент Бьюкенен даже РѕР±СЉСЏРІРёР» РјРѕСЂРјРѕРЅРѕРІ мятежниками Рё послал против РЅРёС… РІРѕР№СЃРєР°, РЅРѕ конфликт закончился всётаки РјРёСЂРЅРѕ. Р’Рѕ время Гражданской РІРѕР№РЅС‹ Линкольн заметил: «Оставьте РёС… РІ покое». Республиканцы называли рабство Рё полигамию «братьямиблизнецами, сохранившимися РѕС‚ варварства» Рё приняли билль, осуждающий последнюю. Однако после закона 1882 Рі., запрещающего многоженство, нарушителей стали сажать РІ тюрьму РЅР° пять лет, лишать гражданских прав, Рё РјРѕСЂРјРѕРЅС‹ сдались. РћРЅРё отказались РѕС‚ полигамии, РјРёСЂ СЃ федеральным правительством был восстановлен, Юта РІ 1896 Рі. стала штатом. Если РјРѕСЂРјРѕРЅРѕРІ государство преследовало Р·Р° РЅРѕСЂРјСѓ поведения, противоречащую гражданскому обществу, то староверов — Р·Р° религиозные убеждения. Само РёС… переселение — «целая эпопея страдания», писал Р.Прыжов. Р’ РЎРёР±РёСЂРё РёРј запрещали иметь СЃРІРѕРё церкви, вести богослужение, ловили РёС… священников. РћРЅРё всецело зависели РѕС‚ чиновников, полиции, постоянно РѕС‚ РЅРёС… откупаясь. РќРѕ даже РІ условиях преследования староверы, РїРѕ СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРёРј меркам, преуспели, держась подальше РѕС‚ власти.
У двух сект есть существенное различие. Общинный коллективизм мормонов сочетался с американским индивидуализмом. Они впитывали всё новое, участвовали в предпринимательстве и стали равноправными гражданами американского общества, разделяя его ценности. Русские же староверы, как и русская община, стремились сохранить дух и традиции предков, консервируя старые порядки, отказываясь от нового. Когда декабрист Н.А.Бестужев спросил у богатого хозяина, отчего он не использует машины, тот ответил: «Так моя лопата и моя рука провеют не меньше». Обе секты — сколок своего общества: староверы — традиционного, патриархального, мормоны — рыночного, капиталистического. Одно из главных отличий двух колонизаций состоит в роли государства. В России именно оно было инициатором и проводником освоения новых земель, тогда как в США его осуществляли независимые частные лица. Правда, Запад стал единственным регионом Америки, освоению которого активно содействовало федеральное правительство. Но формы участия государства существенно отличались. До конца ХIХ в. российское правительство запрещало свободное переселение в Сибирь, используя её как поставщика сырья и место ссылки, а ссыльные никогда не были колонизующим элементом в Сибири. Между тем ещё в 1821 г. сибирский генерал-губернатор М.М.Сперанский писал в докладной записке о выгоде добровольного переселения крестьян в Сибирь. По его мнению, это содействовало бы освоению региона, улучшению материального положения сельских жителей. В результате по указу 1822 г. началось переселение государственных крестьян, имевших на душу менее 5 десятин. Лишь в 1880-е гг. переселение было признано «полезным для государства», а в 1896 г. создано Переселенческое управление, выделены деньги на землеустроительные, землеотводные и мелиоративные работы, посланы специалисты (статистики, экономисты) для изучения проблемы переселения, проведения почвенных исследований. Ртолько в начале ХХ в. правительство перешло от ограничений к политике свободного переселения крестьян, давно существовавшей в США. Закон от 6 июня 1904 г. предоставлял всем желающим право на миграцию, независимо от имущественного положения.
Переселенческую политику российского правительства можно назвать «попечительской». Государство предоставляло переселенцам различные льготы (отсрочку от воинской повинности, освобождение от налогов, сниженный тариф на железную дорогу), ссуды (на переселение, обустройство на новом месте, покупку лошади), само отводило участки земли. По месту следования крестьян действовали переселенческие пункты, где можно было переночевать, получить помощь в сложной ситуации, о чём рассказал в своих очерках Г.Успенский. Правда, не всегда эти меры достигали результатов: деньги часто не доходили до получателей; переселенцы порой ехали в вагонах для скота, жили в тяжёлых условиях в переселенческих бараках, умирали в дороге или в первые годы обустройства.
В Америке потоки переселенцев регулировались не патерналистскими льготами и пособиями, но земельной политикой, ставшей главной в колонизационной деятельности государства. Законом о гомстедах 1862 г. правительство США официально признало стихийный захват земель частными лицами — скваттерство. По нему любой желающий, заплатив 10 долларов налога, получал земельный участок в 160 акров, который после пяти лет обработки становился его частной собственностью. Было роздано 285 млн акров земли, более 700 млн акров продано. Либеральный путь колонизации, избранный в США под давлением фермеров, оказался наиболее эффективным: он ускорил освоение Запада и способствовал притоку европейских иммигрантов в страну.
Другая форма земельной политики — бесплатная раздача земель на строительство железных дорог (закон Моррила 1862 г.) — означала их скрытое финансирование, что стимулировало развитие дорог и содействовало освоению новых районов. Компании, строившие первую трансконтинентальную железную дорогу (Union Pacific and Central Pacific), получили 45 млн акров земли. Активную рекламную деятельность по привлечению иммигрантов развернули штаты и территории Запада, заинтересованные в притоке населения. Они создавали на востоке и в Европе иммигрантские бюро по вербовке переселенцев. Американское правительство участвовало также в создании ирригационной системы на Западе, помогая решить главную проблему региона. В 1888 г. было организовано управление по ирригации, выделены деньги для исследования засушливых районов. Поскольку в девяти засушливых штатах Запада в среднем 84% земли принадлежало государству, федеральное правительство выделило в 1894 г. в порядке эксперимента каждому засушливому штату 1 млн акров федеральных земель для ирригации и продажи земель фермерам (закон Кэри). В 1902 г. была принята национальная программа мелиорации, предусматривавшая строительство целого ряда плотин (закон о национальной мелиорации, или акт Ньюлендса). Впрочем, ведущая роль в создании системы ирригации, как всегда, принадлежала индивидуальной деятельности граждан. Если усилия правительства США в освоении Запада были направлены на поощрение и развитие частной инициативы граждан, то патернализм российского правительства, напротив, её глушил.
Р’ начале 1860С… РіРі. для РЎРёР±РёСЂРё разрабатывались реформы, РІ чём принимал активное участие выпускник Пажеского РєРѕСЂРїСѓСЃР° Рџ.Рђ.Кропоткин. РќРѕ РёС… проекты были похоронены РІ кабинетах бюрократического Петербурга, молодой реформатор пришёл Рє мысли Рѕ неспособности централизованного государства Рє преобразованиям РІ интересах народа. До РЎРёР±РёСЂРё так Рё РЅРµ дошла земская реформа, земля так Рё осталась государственной собственностью. Проект закона Рѕ переходе земли РІ РЎРёР±РёСЂРё РІ личную собственность крестьян, созданный РІ 1909 Рі. РїРѕ инициативе Рџ.Рђ.Столыпина, РЅРµ был РїСЂРёРЅСЏС‚ правительством. Хотя РІ ту РїРѕСЂСѓ СЃРёР±РёСЂСЏРєРё интересовались американским опытом СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕР№ раздачи земли, обсуждались преимущества гомстедной системы Рё даже предлагался эксперимент РїРѕ её внедрению РІ РѕРґРЅРѕРј уезде или РѕРєСЂСѓРіРµ области, интерес вызывала также политика РІ области ирригации. Каковы Р¶Рµ итоги колонизации РґРІСѓС… стран? «Американская бескрайность, — писал Р¤.Бродель, — ... играла разные роли, говорила РЅР° разных языках. РћРЅР° была тормозом, Рё РѕРЅР° Р¶Рµ была стимулятором, ограничением, РЅРѕ также Рё освободительницей»15. Многозначность колонизации свойственна Рё Р РѕСЃСЃРёРё. РќРѕ если РІ Америке пространства всётаки содействовали развитию Рё процветанию страны, то РІ Р РѕСЃСЃРёРё скорее тормозили. Американцы победили пространства Запада, цивилизовав РёС…. Р’ 1890 Рі. 11-Р№ ценз РѕР±СЉСЏРІРёР», что фонда общественных, или свободных, земель больше РЅРµ существует. Запад РЅРµ только сравнялся РїРѕ социальноВэкономическому развитию СЃ РґСЂСѓРіРёРјРё районами, РЅРѕ после Второй РјРёСЂРѕРІРѕР№ РІРѕР№РЅС‹ постепенно превратился РІ лидера страны.
Сейчас Калифорния и Техас занимают первое и второе место среди штатов по численности населения. 7 из 11 послевоенных президентов США — родом с Запада. Черты культуры Запада становятся национальными (джинсы, ковбойки, шляпы — в одежде, вестерны — в кино). Но есть и оборотная сторона колонизации Запада: она принесла американскому континенту невосполнимые потери — истребление индейцев, уничтожение окружающей среды. Об этих тяжёлых последствиях в последние десятилетия много пишут представители «новой истории Запада», стремящиеся переосмыслить роль колонизации. Американцы победили пространства, россияне побеждены ими, о чём ещё в начале ХХ в. писал Н.А.Бердяев. «Огромные пространства легко давались русскому народу, но нелегко давалась ему организация этих пространств…» Философ указал и на причину: «Огромная, превратившаяся в самодовлеющую силу, русская государственность боялась самодеятельности и активности русского народа, она слагала с русского человека бремя ответственности за судьбу России… Он должен, наконец, освободиться от власти пространств и сам овладеть пространствами… Государство должно стать внутренней силой русского народа, его собственной положительной мощью, его орудием, а не внешним над ним началом, не господином его»16.
Прошло почти 100 лет после этих слов Бердяева, но проблема так же актуальна для России. Сибирь не освоена до сих пор, оставаясь преимущественно поставщиком сырья. Президент В.В.Путин, как столетие назад П.А.Столыпин, заявил о «недостаточных трудовых ресурсах» региона. За последние 10 лет население Сибирского округа уменьшалось ежегодно в среднем на 100 тыс. человек. Большинство сибирских территорий — дотационные, а доходы населения на 20% ниже, чем в среднем по России. Уровень преступности остаётся высоким, причём в её структуре преобладают тяжкие и особо тяжкие преступления. В то же время Сибирь попрежнему — главный источник богатства России.
Сравнение колонизации РЎРёР±РёСЂРё Рё американского Запада позволяет сделать вывод РѕР± РёС… радикальном различии. Российская экстенсивная колонизация представляла движение вширь без качественного преобразования пространства, РёР±Рѕ проводилась государством. РћРЅР° замедлила модернизацию всей Р РѕСЃСЃРёРё. Р’ отличие РѕС‚ неё, интенсивная американская колонизация стимулировала экономические Рё социальные достижения РЎРЁРђ, Р° её главным итогом стало создание РЅРѕРІРѕР№ нации. РџР РМЕЧАНРРЇ 1 Ключевский Р’.Рћ. РЎРѕС‡.: Р’ 8 С‚. Рњ.‚ 1956. Рў. 1. РЎ. 31. 2 Столыпин Рџ.Рђ., Кривошеин Рђ.Р’. Поездка РІ РЎРёР±РёСЂСЊ Рё Поволжье. Записка Рџ.Рђ. Столыпина Рё Рђ.Р’.Кривошеина. РЎРџР±., 1911. РЎ. 1—2. 3 Ядринцев Рќ. РЎРёР±РёСЂСЊ как колония // Сочинения. Рў. 1. Тюмень, 2000. (1Рµ РёР·Рґ. 1882.) РЎ. 243—244. 4 Твен Рњ. Налегке // РЎРѕР±СЂ. СЃРѕС‡.: Р’ 12 С‚. Рњ., 1959. Рў. 2. РЎ. 20. 5 Короленко Р’.Р“. РЎРѕРЅ Макара // РЎРѕР±СЂ. СЃРѕС‡.: Р’ 8 С‚. Рњ., 1953. Рў. 1. РЎ. 6. 6 Успенский Р“.Р. Поездки Рє переселенцам // РЎРѕР±СЂ. СЃРѕС‡.: Р’ 9 С‚. Рњ., 1957. Рў. 8. РЎ. 295. 7 Златовратский Рќ.Рќ. Устои. Рстория РѕРґРЅРѕР№ деревни. Рњ., 1951. РЎ. 435. 8 Успенский Р“.Р. Указ. СЃРѕС‡. РЎ. 274. 9 Семенов-РўСЏРЅ-Шанский Рџ.Рџ. Путешествие РІ ТяньШань. Рњ., 1958. РЎ. 71. 10 Розен Рђ.Р•. Записки декабриста. Рркутск, 1984. РЎ. 253; РџРёСЃСЊРјРѕ Рќ.Р’.Басаргина Р.Р.Пущину, март 1842 // РЎРёР±РёСЂСЊ Рё декабристы. Вып. 3. Рркутск, 1983. РЎ. 182. 11 Берви-Флеровский Р’.Р’. Положение рабочего класса РІ Р РѕСЃСЃРёРё // Рзбранные экономические произведения. Р’ 2 С‚. Рў. 1. Рњ., 1958. РЎ. 86. 12 Прыжов Р. Охота РЅР° Р±СЂРѕРґСЏРі // Прыжов Р. 26 РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРёС… РїСЂРѕСЂРѕРєРѕРІ, юродивых, РґСѓСЂ Рё дураков Рё РґСЂСѓРіРёРµ труды РїРѕ СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ истории Рё этнографии. Рњ. — РЎРџР±., 1996. РЎ. 188. 13 Столыпин Рџ.Рђ. РџРёСЃСЊРјРѕ императору Николаю II 26 сентября 1910 // Красный архив. Рў. 30, 1928. РЎ. 83. 14 Розен Рђ.Р•. Записки декабриста. Рркутск, 1984. РЎ. 252—255. 15 Бродель Р¤. Материальная цивилизация, СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєР° Рё капитализм, XV—XVIII РІРІ. Р’ 3 С‚. Рў. 3. Время РјРёСЂР°. Рњ., 1992. РЎ. 400. 16 Бердяев Рќ.Рђ. Рћ власти пространств над СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ душой // РЎСѓРґСЊР±Р° Р РѕСЃСЃРёРё. Рњ., 1990 (репр. 1918). РЎ. 62, 66. РСЂРёРЅР° РЎРЈРџРћРќРЦКАЯ, |