Советская пресса
о нонконформистском искусстве

 

Документальное приложение к тексту шестому
«Советский Союз в 1939—1991 годах» (см. «История» № 1/2007).
11 класс

Роман КАРПЕЛЬ

ЖРЕЦЫ «ПОМОЙКИ № 8»

Фельетон

Уважаемая редакция! С детских лет я увлекался искусством. Часто посещаю выставки картин, Третьяковскую галерею, музеи. Летом этого года мне пришлось побывать в Музее изобразительных искусств имени Пушкина. Здесь на выставке работ Ю.Рериха я познакомился с одной девушкой. Вначале она произвела на меня хорошее впечатление. Мне показалось, что она многое знает и дружба наша будет обоюдно полезна.

Позже девушка ввела меня в круг своих знакомых. Меня удивила их развязность, но девушка уверяла, что они-то и есть настоящие ценители искусства, что встречи с ними мне будут полезны. Так однажды я очутился на дому у художника Оскара Рабина. И то, чему я стал свидетелем, то, что пришлось мне увидеть, настолько меня ошеломило, что я ещё долго не мог прийти в себя. Я убедился, что все эти люди — Анатолий Иванов, Игорь Шибачёв, Оскар Рабин и другие — никакого отношения к нашему советскому искусству не имеют и не могут иметь. То, что ими превозносилось, оказалось гнуснейшей пачкотней наихудшего абстракционистического толка. Не говоря уже о том, что «произведения» Рабина вызывают настоящее физическое отвращение, сама тематика их — признак его духовной убогости. Как самое лучшее «творение» он выдаёт свою, с позволения сказать, работу «Помойка № 8». Судите сами, как широк кругозор этого отщепенца!

Но вот «приятели» мои обо всём этом и о самом Рабине мнения иного. Только тут, в гостях у него, я понял, что вся эта группка молодых людей — духовные стиляги, пустые, оторванные от жизни, наносящие вред нашему обществу. Так же, как Рабин, они топчут всё светлое, человечное. Их суждения о жизни и искусстве могли бы показаться бредом сумасшедших, если бы я не был уверен, что они люди нормальные. Анатолий Иванов, например, пользующийся в этой группе славой «теоретика», проповедует какое-то «абсолютное искусство», а наше советское реалистическое искусство объявляет отжившим, никому не нужным.

Я знаю некоторых ребят, которые уже попали под влияние этой группки, в том числе и под влияние Анатолия Иванова. Они учат своих новичков вести такой же паразитический образ жизни, как ведут сами, вдалбливают им в головы свои бредовые идеи, отрывают их от жизни.

Я не могу об этом больше молчать и потому пишу вам...

В.Яценко

И вот мы беседуем с одним из этой группки, с тем самым «теоретиком» так называемого «абсолютного искусства» Анатолием Ивановым. Слушаешь его, смотришь на него и диву даёшься! Молодой, с высшим образованием, юрист по специальности, комсомолец — откуда у него вся эта ересь? Сам чувствуя себя во всех этих вопросах как топор в реке, сознавая это и признаваясь в том, он тем не менее отстаивает свою нелепую мысль, называя себя «непонятым», «новатором-одиночкой», «открывателем нового видения мира».

В том-то и беда его, что, имея глаза и уши, он ничего не видит вокруг, ничего не слышит, не понимает. Оторванный от самой жизни, блуждающий по ней слепцом и в одиночку, он сам себя оглупил, себя же самого духовно ограбил.

Теперь ясно, почему так случилось. Человек без принципов, без настоящих исканий, Анатолий Иванов, он же по псевдониму Рахметов (!), не задумывался о своём месте в жизни. Он с усмешкой вспоминает, что пошёл учиться на юридический факультет не потому, что чувствовал призвание к этому, а просто так, «лишь бы» где-нибудь учиться. «Это же всё-таки легче, чем работать», — заявляет он. Став юристом, он ни одного часа не отдал делу, которому пять лет учился. Он слонялся по Москве, по стране в поисках местечка потеплей и поуютней, где бы с него меньше спрашивали.

— Если меня назовут лодырем, бездельником, — говорит он, — родители мои обидятся.

Но как не причислить его к таким, если нигде он подолгу не задерживался, перескакивая с одной работы на другую? То ему не нравилось само дело, то люди были, по его мнению, неподходящие, то просто он «уставал» и потому разрешал себе вновь и вновь многомесячный отпуск. Сейчас Анатолий Иванов опять на новом месте — он товаровед Госторгиздата. Но и тут, по его собственному признанию, ему не по душе. Мнящий себя над всеми, он решил «вознестись» в мир искусства.

Оскар Рабин и его произведения

Оскар Рабин и его произведения

Но стоит лишь раз ознакомиться с его «сочинениями» в этой области, как становится ясно: вот уж и в самом деле сел человек не в свои сани!

Впрочем, в этих чужих санях нашлось место и ещё кое-каким седокам. Но об этом позже. Пока же разберёмся, что значит «абсолютное искусство», что оно представляет собой, кому оно, по идее Иванова, должно служить.

Ю.Галансков
Ю.Галансков

Оказывается, достаточно, например, стукнуть кулаком по столу, как «абсолютное искусство» (в данном случае «абсолютная» музыка) уже налицо. Чайковский, Бетховен, Моцарт, оказывается, занимались не тем, чем нужно. Мелодии, гармония, темп, ритм — совершеннейшие пустяки. Шум, грохот, визг, скрип, скрежет — вот музыка. Она должна оглушать, лишать человека чувств, она должна давить его, валить наповал.

То же и в изобразительном плане. Только цвет, наслоения цветов, пятна цветов — и ничего больше. Правда, в скульптуре, как исключение, допускаются линии — треугольники, квадраты, ромбы.

Под эту «теорию» Иванов пытается подвести философскую базу.

Всё, что было создано гением человека, не нужно. Человек — примитив, он ничего не может. Всё, что переходило от одного поколения к другому как величайшее завещание бессмертия человеческого духа, излишне. Человек — примитив, он ничего не помнит. Единственное лицо, единственная школа, у которой ещё можно кое-что почерпнуть для развития «абсолютного искусства», — это Малевич. Да, тот самый Малевич, родоначальник абстракционизма, который утверждал, имея в виду себя и себе подобных: «Мы — примитивы XX века».

Сам питаясь реальным хлебом, шагая по реальному асфальту, спускаясь в реальное метро, Иванов заявляет, что реально лишь то, чего нет. Но, кажется, подобное мы уже не раз слышали? Не отдаёт ли от этой «концепции» поповским душком?

По «теории» Иванова, человек — примитив, по поповским утверждениям, человек — тварь, раб божий. Не отдаёт ли от ивановской «концепции» душком реакционной буржуазной идеологии? Что нового в сравнении с ней внёс он в свою «теорию»?

И верно, Иванов сам признаётся:

— Основное положение «абсолютного искусства» состоит в том, что оно вне политики.

Вот, оказывается, что открыл сей «теоретик». Но ведь это же и действительно чужие сани! Реакционные писаки всех мастей всегда и всячески старались на этих скрипучих санях увезти искусство от жизни, отвлечь народ от борьбы за свои идеалы, помешать ему стать хозяином своей судьбы. Сознательно или несознательно, но именно эту философию преподал несбывшийся юрист, посадив в старые и грязные розвальни своих не оперившихся ещё седоков. Вот, например, 17-летний Виктор Калугин. Он, как говорится, из молодых да ранних. Кое-как дотянув до порога 10-го класса, он отвернулся от учёбы, решив, что самой судьбой ему предназначено быть великим писателем. Так же, как Иванову ни к чему Чайковский и Репин, этому юнцу лишними показались наука и труд. Оставив школу, он упорно искал тех, кто бы, наконец, признал его «талант». Таким как раз и оказался «основоположник» «абсолютного искусства» Анатолий Иванов.

Не очень отличается своей биографией от Калугина и второй седок — 19-летний Игорь Шибачёв. Правда, этот не желает быть ни «теоретиком», ни «великим писателем». Он — «великий редактор», «великий издатель»: он призван донести до масс «шедевры» «абсолютного искусства».

И вот новоявленные примитивы XX века трогаются в путь. Дорога ведёт их под Москву, в Лианозово, где обитает в небольшом захламленном домике знакомый Иванова — некто Оскар Рабин.

Когда-то были у него слабенькие способности к рисованию. Но желание славы оказалось намного выше его возможностей. А посредственностью слыть так не хотелось! И выход нашёлся. Много ли таланта нужно для того, чтобы ляпать кистью как заблагорассудится? Он начитался всяких западных журналов и книг о «творчестве» абстракционистов. Даже макаки и шимпанзе, узнал он, рисуют «картины». Неужто ж он хуже?

В.Буковский
В.Буковский

И стал Рабин «творить». Прислушаться бы ему вовремя к трезвому голосу товарищей, спросить бы себя самого: «А куда ты идёшь, Оскар?» Но ему нужна была слава!

— Не поймут меня в родном отечестве — заявлял он, — найдутся те, кто поймёт меня там.

«Там» — это на Западе. И в угоду «тем» он продолжал ляпать свои бредовые картины, отображая, как он говорил, самое «истинное и сокровенное» в мире.

Что же привлекало и привлекает внимание этого «творца»?

Вот мрачный и грязный холст, глядя на который чувствуешь, как тошнота подступает к горлу. Нет, это не оттого, что понимаешь, что на холсте. Видишь какие-то обглоданные кости, что-то отвратительно переплетающееся, какие-то чёрные отростки. Но что же это? «Картину» ставят вертикально, перевертывают так и этак. И только прочитав жирную надпись «Помойка № 8», узнаёшь «идею» и «содержание» этого поистине шизофренического «полотна».

Подобными «шедеврами» в надежде на то, что «там» о них узнают, их заметят и оценят, завалена вся его обитель. Но дни идут, проходят недели, месяцы, годы — никто в дверь не стучится.

И вдруг — чудо! Пожаловали к нему сами «великие» деятели «абсолютного искусства». Хотя и их воротит от созерцания «шедевров» Рабина, но они стойко переносят это. Ведь искусство требует жертв, и они готовы вступить в союз с отшельником, лишь бы прибыло к ним седоков.

И теперь саночки Иванова трогаются дальше. Они останавливаются у стендов английской и других зарубежных выставок, где экспонировалась мазня абстракционистов. Тут всегда, с утра и до позднего вечера, болтались пяток-десяток гривастых юнцов, которым дороже отца и матери всякая дребедень с заграничным клеймом. Вот небезызвестный Виктор Осипов. Года два назад за «соответствующий» образ жизни он был исключён из института. Увы! К работе руки его не потянулись. Вот почему и на этот раз свой свояка узнал издалека.

Нет, таких «свояков» нашлось всё же немного. Это инженер Игорь Губерман, известный тем, что он был одним из вдохновителей и организаторов грязных рукописных листков «Синтаксиса».

Сей «деятель», дутый, как пустой бочонок, надменный и самовлюблённый, не умеющий толком связать и двух слов, всё еще питает надежду на признание.

Слава о «деятельности» на поприще «литературы» настолько обрадовала Анатолия Иванова, что он решил приобщить его к своей «теории».

А где Игорь Губерман — там и его ближайшая помощница Рита Петросян. Правда, ей не удалось печататься в «Синтаксисе», но ведь идея «абсолютного искусства» ей также по душе!

И.Губерман. Портрет художника В.Клецеля и фото


И.Губерман. Портрет
художника В.Клецеля
и фото

Вот, пожалуй, и все седоки саней Иванова. Тщетны, однако, попытки всех седоков сдвинуть эти саночки с места.

Но наш рассказ о жрецах помойки был бы не полон, если бы мы не сказали пару слов об одном из них, который, однако, в ивановские сани садиться не хочет, а ходит пешочком. Он сам считает себя теоретиком и короны «основоположника» уступить никому не хочет. Но кто же он? Что именно он «основоположил»?

Есть во ВГИКе такой студент — Александр Васильев. Он готовится стать киноведом, а пока пишет трактаты, в которых излагает принципы своей будущей «художественной» деятельности. Вот одна из его работ, озаглавленная: «Про нужный сегодня кинематограф». То ли из соображений скромности, то ли по какой-либо другой причине «труд» этот подписан псевдонимом «Кисс». И вот что Кисс пишет:

«Большинству людей необходим раздражитель. Наиболее сильный и массовый раздражитель — физиологический. Цветом — по глазам, звуком — по слуховому восприятию, кинематографом — по первичным инстинктам». И дальше: «На первичные инстинкты сильнее всего действует натуралистическое искусство».

Так и пишет этот Кисс — Александр Васильев!

Читателю ясно теперь, что с Ивановым и его седоками Киссу тесно в одних санях. Вот почему он ходит пока пешочком, хотя уже тоже свернул на чужую тропку. На чью именно — догадаться нетрудно. Всё на ту же тропку, что ведёт в болото растленной буржуазной идеологии.

Спрашивается, знают ли во ВГИКе об этом Киссе? Что может создать такой человек, если он сознательно ставит перед собой задачу «действовать» на первичные инстинкты?

Нет, не комариный писк хилой кучки бездельников по поводу бредового «абсолютного искусства» нас беспокоит. Нас тревожат судьбы этих незадачливых «оригиналов». Ведь их общая характеристика — это руки, не привыкшие трудиться, головы, не привыкшие думать. А нужно всё-таки заставить их добывать хлеб в поту, научить их думать. Тогда они поймут простое и ясное: тот, кто не с нами, тот против нас. Никакой серединки нет, не было, быть не может. И чем раньше они это поймут, тем будет у них больше времени, шагая в ногу с народом, трудясь для счастья его, заработать себе добрую славу честных и скромных тружеников.

А в чужих санях, да ещё разваливающихся, далеко не уедешь!


«Маяк»: доносы и допросы

Справка МГК ВЛКСМ, направленная в ЦК ВЛКСМ (1961)

По поступившим в МГК ВЛКСМ данным стало известно, что 14 апреля на пл. Маяковского группа молодых людей в количестве около 50 человек организовала читку своих стихов, некоторые из которых носили явно антисоветский характер. Так, за чтение стихов, порочащих нашу Родину, наш народ, и за хулиганские действия на пл. Маяковского был задержан и осуждён на 15 суток Щукин Анатолий. (Материалы в отношении его находятся в Ленинградском райаппарате КГБ.)

Кроме того, удалось выяснить, что группа именует себя политической организацией, имеет свой устав, члены организации платят членские взносы. Один из пунктов устава: свобода любых мнений. Политические направления: анархо-синдикализм. Организация выпускает рукописный журнал, печатаемый в 15 экземплярах на машинке, под названием «Феникс», где публикуются различные стихи и статейки антисоветского содержания. В журнале участвует Харабаров, который ранее за аналогичную деятельность разбирался в ЦК ВЛКСМ. Харабаров в настоящее время находится вне Москвы. Свои «труды» пересылает по почте для публикации в журнале «Феникс».

По своему строению организация состоит из пятёрок, каждый член пятёрки знает только свою пятёрку. Сейчас группа намерена разделиться на «поэтов» и «группу безопасности». Задача «группы безопасности» — охрана молодёжи, выступающей с антисоветскими высказываниями на пл. Маяковского и в других общественных местах. Наиболее активный член группы Буковский — студент I курса биолого-почвенного факультета МГУ, Носов — бывший студент ин-та иностранных языков, Анатолий Иванов, окончивший юридический факультет МГУ, Шухт — бывший студент физико-технического ин-та, Щукин — бывший студент педагогического ин-та им. Ленина, Скворцов, Галансков, Авксентьев, Калугин, Аркинд, Гринблат и др.

В настоящее время якобы получено распоряжение о прекращении всех встреч. По высказыванию некоторых «поэтов», группа имеет связи с другими городами. Кроме того, участвует в различных салонах (один из салонов называется «салон мадам Фриде», адрес: Борисоглебский пер., дом 8, кв. 10, квартиросъёмщиком является пенсионерка Фриде, 60-ти лет). Там собирается молодёжь, читаются низкопробные упаднические стихи, а также стихи, носящие явно антисоветский характер.

Многие из членов группы являлись студентами московских вузов, но по собственному желанию бросают вузы, не устраиваясь при этом на работу. Всё свободное время проводят в исторической библиотеке, где читают в основном произведения буржуазных идеологов.

О всём вышеизложенном сообщено в органы КГБ, с которыми будет составлен план по проведению дальнейших мероприятий с целью выявления лиц, входящих в вышеуказанную организацию.

Обвинительное заключение по обвинению
БОКШТЕЙНА Ильи Вениаминовича,
ОСИПОВА Владимира Николаевича,
КУЗНЕЦОВА Эдуарда Самуиловича
по ст.ст. 70, ч. I и 72 УК РСФСР.

«УТВЕРЖДАЮ»
ПРОКУРОР г. МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТНИК
ЮСТИЦИИ II КЛАССА
______________(МАЛЬКОВ)
«____» декабря 1961 года.

В течение августа—декабря 1961 года Управлением КГБ при СМ СССР по г. Москве проведено предварительное расследование по уголовному делу на группу лиц, осуществляющих активную антисоветскую деятельность.

Материалами, полученными в ходе расследования, установлено:

В 1961 году среди некоторой части молодёжи, увлекающейся упадническим абстрактным искусством и собирающейся на площади Маяковского, выделилась группа антисоветски настроенных лиц, пытавшихся среди своего окружения порочить советский и государственный и общественный строй, а также предпринимавших практические шаги к созданию антисоветской организации.

Наиболее активными участниками этой группы являлись БОКШТЕЙН И.В., ОСИПОВ В.Н., КУЗНЕЦОВ Э.С. и ИВАНОВ А.М.

Фрагмент тетрадей И.Бокштейна
Фрагмент тетрадей
И.Бокштейна

Используя скопления молодёжи на площади Маяковского, организуя и участвуя в сборищах на частных квартирах и в других местах, указанные лица выступали с антисоветскими заявлениями, а в ряде случаев с прямыми призывами к объединению в организацию, имеющую своей целью борьбу против КПСС и Советского правительства.

Участниками группы предпринимались практические шаги к разработке программы предполагаемой антисоветской организации.

Имея в виду развёртывание в дальнейшем широкой антисоветской пропаганды среди населения, обвиняемые изучали возможность и осуществляли подготовительные мероприятия по изготовлению и распространению листовок враждебного содержания.

Установлено, что БОКШТЕЙН, ОСИПОВ и КУЗНЕЦОВ среди своего окружения высказывали клеветнические измышления в отношении советской действительности, Коммунистической партии и правительства.

В августе—сентябре 1961 года ОСИПОВ, ИВАНОВ, КУЗНЕЦОВ обсуждали возможность совершения террористического акта в отношении Главы Советского правительства.

Материалами дела установлено, что антисоветские убеждения обвиняемых сложились под влиянием антимарксистских положений, выдвинутых в разное время фракционерами и ревизионистами, в частности, членами антипартийной так называемой «рабочей оппозиции», югославскими и др. ревизионистами.

В процессе расследования были получены данные о том, что один из активных участников антисоветской группы ИВАНОВ А.М., а также близко связанный с ним соучастник РЕМЕНЦОВ В.И. страдают психическим заболеванием. В связи с тем, что проведённой судебно-психиатрической экспертизой эти лица были признаны невменяемыми, дело на них закончено отдельным производством и направлено в суд для назначения мер медицинского характера.

Расследованием установлены следующие факты преступной деятельности обвиняемых.

В июне—июле 1961 года на квартире ГАЛАНСКОВА по адресу 3-й Голутвинский пер., д. 7/9, кв. 4 состоялось сборище, на котором БОКШТЕЙН в присутствии ОСИПОВА выступал с заявлением, в котором призывал к созданию антисоветской организации, клеветал на марксистско-ленинскую теорию.

Во второй половине июня месяца 1961 года в районе Рижского вокзала на квартире знакомого БОКШТЕЙНА собралась группа молодёжи, в числе которых были БОКШТЕЙН, ОСИПОВ, КУЗНЕЦОВ и другие. Перед собравшимися выступил БОКШТЕЙН, который допускал клеветнические измышления, порочащие советскую действительность, и призывал к организованной борьбе против существующих в СССР общественных порядков.

На следующий день на квартире ЭПШТЕЙНА на улице Сретенка, 13, кв. 51 состоялось сборище, на котором перед собравшимися выступил БОКШТЕЙН. В течение нескольких часов он излагал свои антисоветские взгляды на советский государственный и общественный строй, политику КПСС и правительства СССР, призывал к созданию антисоветской организации.

В последних числах июня 1961 года на квартире ЭПШТЕЙНА состоялось ещё одно аналогичное сборище, где в присутствии КУЗНЕЦОВА и других БОКШТЕЙН также выступил с подобными же антисоветскими заявлениями.

В ночь с 8 на 9 июля 1961 года на квартире МОТОБРИВЦЕВОЙ по адресу: Яузский бульвар, 9, кв. 6 собралась группа лиц, в числе которых были БОКШТЕЙН, ОСИПОВ, КУЗНЕЦОВ и другие.

БОКШТЕЙН и ОСИПОВ с одобрения КУЗНЕЦОВА выступили на этом сборище с антисоветскими заявлениями, в которых клеветали на линию партии по вопросам внешней и внутренней политики, на советскую действительность и практику работы КПСС.

С аналогичным же антисоветским заявлением БОКШТЕЙН в присутствии ОСИПОВА и КУЗНЕЦОВА выступил на молодёжном сборище на квартире КАПЛАНА на ст. Бескудниково 30 июля 1961 года.

Не ограничиваясь выступлениями на сборищах, в июле—августе 1961 года БОКШТЕЙН развернул активную антисоветскую деятельность на площади Маяковского. Используя скопления молодёжи на площади, собравшейся для литературных чтений, БОКШТЕЙН неоднократно выступал с открытыми антисоветскими призывами и с клеветой на КПСС и Советское правительство.

Так, 23 июля 1961 года на площади Маяковского БОКШТЕЙН доказывал «преимущество» капиталистической системы над социалистической, клеветал на партию и советскую действительность.

6 августа 1961 года БОКШТЕЙН, собрав вокруг себя группу молодёжи, снова допустил аналогичные антисоветские высказывания.

Будучи задержан и доставлен в штаб комсомольской дружины, он продолжал враждебную агитацию, после чего был арестован и привлечён к уголовной ответственности.

Намечая создание антисоветской организации, участники группы, в частности ОСИПОВ и КУЗНЕЦОВ, изучали и конспектировали работы разного рода врагов марксизма-ленинизма, фракционеров и ревизионистов и на основе этих материалов готовили программу антисоветской организации.

В конце июня 1961 г. в лесном массиве Измайловского парка в Москве ОСИПОВ, ИВАНОВ, КУЗНЕЦОВ в присутствии своих знакомых С. и ШТЕРЕНФЕЛЬДА обсуждали проект программы антисоветской организации, разработанный ОСИПОВЫМ и содержащий ряд враждебных положений, заимствованных из антиленинских, ревизионистских учений и порочащих политическую линию Коммунистической партии Советского Союза.

После обсуждения проекта программы ОСИПОВЫМ, КУЗНЕЦОВЫМ и ИВАНОВЫМ [проект] был одобрен и принято решение продолжать его разработку в дальнейшем.

В июле—сентябре 1961 года ОСИПОВ, КУЗНЕЦОВ, ИВАНОВ с целью активизации антисоветской агитации предпринимали практические шаги для изготовления листовок враждебного содержания, предназначенных для распространения среди населения.

Предлагая осветить с антисоветских позиций хулиганские проявления, происшедшие в городах Муроме и Александрове, КУЗНЕЦОВ и ОСИПОВ выезжали туда в конце июля 1961 года для сбора материалов.

Изыскивая средства для изготовления листовок, КУЗНЕЦОВ, ОСИПОВ совместно с лицами из числа своего окружения приобрели металлическую фольгу, при помощи которой пытались изготовить матрицу для печатания антисоветских материалов.

Намереваясь в дальнейшем изготовлять листовки фотографическим способом или путём напечатания на пишущей машинке, КУЗНЕЦОВ принял участие в приобретении значительного количества фотобумаги, копировальной бумаги.

Относясь одобрительно к публичным антисоветским выступлениям своих соучастников БОКШТЕЙНА и ОСИПОВА, КУЗНЕЦОВ в 1961 году среди своих знакомых допускал неоднократные высказывания, в которых порочил социалистическую демократию, существующие в СССР общественные и государственные порядки.

Наряду с антисоветскими выступлениями на сборищах, обвиняемый ОСИПОВ допускал аналогичные высказывания и в беседах с отдельными лицами из числа своего окружения.

Активизируя свою преступную деятельность, обвиняемые ОСИПОВ, КУЗНЕЦОВ совместно с ИВАНОВЫМ в августе—сентябре 1961 года в своём кругу высказывали террористические намерения в отношении Главы Советского правительства.

Допрошенный в качестве обвиняемого БОКШТЕЙН И.В. виновным себя признал.

Кроме того, виновность его подтверждается показаниями обвиняемых: КУЗНЕЦОВА Э.С., ОСИПОВА В.Н.; свидетелей: БЕРМАКОВА В.Г., АГАДЖАНОВА Р.А., БОРОДИНА М.М., БОРХАРТА В.А., ЗИМИНА-КОВАЛЁВА В.И., СТУЛОВА Е.И., БАБАДАЕВА И.Д., СВЕРДЛОВА Л.М., ЛЮБИМОВА М.И., ГАЛАНСКОВА Ю.Т., ИВАНОВА А.И., ХАУСТОВА В.А., МОГИЛЁВА И.В., КАЛУГИНА В.И., КАПЛАНА Э.С., СКУРАТОВСКОГО В.Я., МОРОЗОВА А.П., ПОСТОВАЛОВА В.М., ФЁДОРОВА В.М., ЖУЧКОВА В.А., приобщёнными к делу вещественными доказательствами и актом графической экспертизы.

Допрошенный в качестве обвиняемого ОСИПОВ В.Н. виновность свою в инкриминированном ему преступлении подтвердил.

Помимо этого, его преступная деятельность устанавливается показаниями обвиняемых БОКШТЕЙНА И.В., КУЗНЕЦОВА Э.С.; показаниями свидетелей ГАЛАНСКОВА Ю.Т., ИВАНОВА А.И., ХАУСТОВА В.А., СЕНЧАГОВА В.К., КАПЛАН Э.С., СКУРАТОВСКОГО В.Я., ПОСТОВАЛОВА В.М., ФЁДОРОВА В.М., ШТЕРЕНФЕЛЬДА Е.В., ЖУЧКОВА В.А., вещественными доказательствами и графической экспертизой.

Допрошенный в качестве обвиняемого КУЗНЕЦОВ Э.С. виновным себя признал полностью.

Кроме этого, виновность его находит своё подтверждение в показаниях обвиняемых: БОКШТЕЙНА И.В., ОСИПОВА В.Н., свидетелей ГАЛАНСКОВА Ю.Т., ХАУСТОВА В.А., СЕНЧАГОВА В.К., ОРЛОВОЙ Н.М., ЛУГОВОГО Л.Л., ГУРЬЯНОВОЙ Г.И., ДАВЫДОВА А.П., ПОСТОВАЛОВА В.М., КОТЕЛЬНИКОВА В.Ф., РЫТИКОВОЙ Б.Х., ЕНЬКО М.А., ЖУЧКОВА В.А., а также приобщённых к делу вещественных доказательствах и материалах графической экспертизы.

На основании изложенного обвиняются:

БОКШТЕЙН ИЛЬЯ ВЕНИАМИНОВИЧ, 1937 года рождения, уроженец г. Москвы, еврей, беспартийный, гр-н СССР, холостой, не работающий, студент вечернего отделения Московского библиотечного института, проживающий по М. Коммунистической улице, 3/9, кв. 16,

в том, что он в июне 1961 года с целью создания антисоветской организации установил преступную связь с группой антисоветски настроенных лиц, куда входили ОСИПОВ В.Н., КУЗНЕЦОВ Э.С. и ИВАНОВ А.М.

В течение июня—августа 1961 года он совместно с ОСИПОВЫМ и КУЗНЕЦОВЫМ обсуждал план создания антисоветской организации, ставившей своей целью изменение существующего в Советском Союзе общественного и государственного строя. В это же время БОКШТЕЙН изготовил и хранил у себя дома записи программы, намечаемой им к созданию антисоветской организации <...>

— т.е. в совершении преступлений, предусмотренных ст.ст. 70, ч. 1 и 72 УК РСФСР.

ОСИПОВ ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ, 1938 года рождения, уроженец г. Москвы, русский, гр-н СССР, беспартийный, холост, преподаватель истории средней школы № 727, проживающий на станции Водники, пос. Гранитный, ул. Заводская, дом 4,

в том, что он совместно с БОКШТЕЙНОМ И.В., КУЗНЕЦОВЫМ Э.С. и ИВАНОВЫМ А.М. вошёл в число активных участников группы антисоветски настроенных лиц, совместно с которыми в течение 1961 года обсуждал планы создания организации, ставившей своей целью борьбу против существующего в СССР государственного и общественного строя <...>

— т.е. в совершении преступлений, предусмотренных ст.ст. 70, ч. 1 и 72 УК РСФСР.

Фрагмент тетрадей И.Бокштейна
Фрагмент
тетрадей И.Бокштейна

КУЗНЕЦОВ ЭДУАРД САМУИЛОВИЧ, 1939 года рождения, уроженец г. Москвы, русский, гр-н СССР, член ВЛКСМ, холост, работавший в Московской конторе «Мосводосбыт» в качестве контролёра, студент вечернего отделения философского факультета МГУ, проживавший по Бужениновской ул., дом 9, кв. 3, в том, что он совместно с БОКШТЕЙНОМ И.В., ОСИПОВЫМ В.Н. и ИВАНОВЫМ А.М. вошёл в число активных участников группы антисоветски настроенных лиц, совместно с которыми в течение 1961 года обсуждал план создания антисоветской организации, имевшей своей целью борьбу против существующего в СССР государственного и общественного строя <...>

— т.е. в совершении преступлений, предусмотренных ст.ст. 70, ч. 1 и 72 УК РСФСР.

Настоящее дело подлежит передаче Прокурору гор. Москвы для утверждения обвинительного заключения и направления по подсудности в Московский Городской Суд.

Ст. следователь Следственного отдела УКГБ при СМ СССР по гор. Москве и Моск. обл.

Капитан__________(Мальцев)

«СОГЛАСНЫ»
Зам. начальника Следственного отдела УКГБ при СМ СССР по г. Москве и Моск. обл.
Полковник______________(Борисенков)
Заместитель начальника Управления КГБ при СМ СССР по г. Москве и Моск. обл.
Подполковник___________(Гришаенков)

Публикация
Анатолия ГОЛОВАТЕНКО

Продолжение следует

TopList