СОВЕТСКИЙ СОЮЗ в 1939—1991 ГОДАХ

Материал для подготовки уроков по темам
«Десятилетие Н.С.Хрущёва», «Нарастание кризиса советского общества».
11 класс

В №№ 6, 7, 39/2004, 3/2005, 6, 18/2006 и  1/2007 были опубликованы учебные тексты № 1 «На пути ко Второй мировой», № 2 «Вторая мировая, Великая Отечественная», № 3 «Человек, общество, власть в годы войны» и № 4 «Мировое сообщество после Второй мировой войны»,
№ 5 “СССР после Второй мировой войны. 1945—1957 гг.”, № 6 “Хрущёвская оттепель”. Сейчас мы предлагаем вниманию читателя пятый текст из серии «Советский Союз в 1939—1991 годах». Напомним, что включённые в эту подборку тексты адресованы школьникам, уже усвоившим минимальную фактическую информацию или параллельно получающим такую информацию из иных источников, в том числе из учебников. Поэтому в воспроизводимом ниже материале отсутствуют описания битв, сведения о дипломатических переговорах и т.п.

ПОПЫТКИ РЕФОРМ
(конец 1950-х – начало 1980-х гг.)

Текст седьмой

Государственная власть, сложившаяся на основе тоталитарной идеи, обычно создаёт эффективно работающие – на протяжении ограниченного срока – механизмы воздействия на общество. Репрессии и пропаганда не только позволяют на корню пресекать всякую оппозиционную деятельность, но и обеспечивают почти всеобщее послушание подданных, даже массовую готовность к самопожертвованию.

Больше проблем у тоталитарных правителей возникает в экономической сфере. Народное хозяйство, устроенное без учёта важнейших объективных закономерностей производства и потребления, на основе искусственных догм, направляемое произвольными решениями, да к тому же предельно милитаризованное (что всегда было необходимым условием существования тоталитаризма), эффективным быть не может. Поэтому периодически диктаторы, обладающие властью почти абсолютной, задумываются о проведении экономических реформ.

1. Экономические и социальные реформы Хрущёва

В последние годы правления Сталина о преобразованиях говорили много. Жданов спорил с Берия, Маленков и его окружение готовили проекты народнохозяйственных реформ, Хрущёв мечтал об агрогородах. Сталин свысока взирал на свары своих приближённых, попыхивая трубкой поверх их голов. Но сколько-нибудь заметных рационально обоснованных экономических преобразований не только не происходило – даже не намечалось.

После смерти вождя споры вспыхнули вновь; по-прежнему речь шла не только о развитии производства, но и о борьбе за власть.

После ареста и расстрела Берия основными конкурентами-спорщиками оказались глава правительства Маленков и партийный лидер Хрущёв. Председатель Совета Министров настаивал на ускоренном развитии лёгкой и пищевой промышленности – при снижении розничных цен на её продукцию. Первый секретарь ЦК КПСС полагал, что тяжёлая промышленность по-прежнему должна пользоваться преимуществами при распределении бюджетных средств, чтобы обеспечить средствами производства сельское хозяйство. Именно на колхозы и совхозы Хрущёв возлагал особые надежды.

В 1953 г. появился компромиссный вариант программы экономического развития страны. Серьёзно увеличивались дотации в производство товаров широкого потребления и намечались меры, призванные сделать более рентабельными растениеводство и животноводство.

Заметно увеличились закупочные цены на мясо (в 5,5 раза), на масло и молоко (в 2 раза), на зерновые (примерно в 1,5 раза). Сокращались объёмы обязательных поставок колхозной продукции государству, частично списывались долги вконец обнищавших сельскохозяйственных предприятий. Финансовое положение колхозов в течение 1953–1955 гг. несколько улучшилось.

Хрущёв стремился, однако, не только к повышению эффективности производства, но и к эффектным шагам. Отчасти из подобного стремления выросла амбициозная программа освоения целинных и залежных земель.

В 1954–1956 гг. были распаханы 37 млн гектаров ранее не обрабатывавшихся земель в Северном Казахстане, на Южном Урале, на Алтае, в Сибири. Площадь сельскохозяйственных угодий страны увеличилась примерно на треть – благодаря усилиям отправлявшихся на целину по комсомольским путёвкам (чаще всего вполне добровольно), а также заключённых и спецпоселенцев. Во время освоения новых земель старые приходили в запустение, т.к. почти все инвестиции и техника шли в те районы, на которые Хрущёв возлагал особые надежды.

Подобный – экстенсивный – метод решения экономических проблем на первых порах принёс успех. В 1955 г. случился, правда, недород, но уже годом позже был собран рекордный урожай (125 млн тонн зерна), причём половину дали новораспаханные поля. Владевшие ими хозяйства были государственными, что соответствовало желанию Хрущёва добиться сближения «двух форм социалистической собственности». Наметилась и тенденция к преобразованию колхозов в совхозы в старых земледельческих регионах.

Подобные меры не могли дать долговременного экономического эффекта. После 1956 г. показатели производства зерна постоянно ухудшались, что, впрочем, можно было бы без труда предвидеть заранее.

Плодородный слой в тех районах, где неспроста на протяжении столетий землю почти не пахали, был весьма тонким и из-за сильных ветров быстро выдувался. Климатический риск, неразвитая инфраструктура, удалённость целины от густонаселённых регионов делали хрущёвскую затею в перспективе вполне бессмысленной.

Партия не оставляла своим навязчивым вниманием и традиционные аграрные районы. Продолжалось начатое при Сталине укрупнение колхозов. В 1955 г. их было более 80 тыс., в 1960 г. – около 45 тыс. Подобные меры ни к каким убедительным экономическим результатам не вели – если не считать того, что укрупнённым хозяйствам было несколько легче выкупить у машинно-тракторных станций (МТС) технику. В 1957 г. эта операция была навязана всем без исключения колхозам, в том числе и совсем бедным, что привело к росту их неоплатных долгов.

Временный палаточный город целинников в Омской области. 1954 г.
Временный палаточный город целинников в Омской области. 1954 г.

Ликвидация МТС и сосредоточение техники в руках тех, кто ею пользуется, казались мерами вполне разумными. Однако они привели и к негативным последствиям – тоже вполне предсказуемым. Весьма многие специалисты, обслуживавшие тракторы и комбайны, не пожелали превращаться в бесправных колхозников и предпочли искать работу в городах.

Правда, социальный статус колхозников при Хрущёве постепенно улучшался. Крестьянам выдали паспорта, что дало сельским жителям возможность покидать родные деревни, не спрашивая разрешения у начальства. С 1964 г. колхозникам стали платить пенсии, хотя и меньшие, чем горожанам, и только при том условии, что старики со старухами не соблазнятся городской жизнью и не переедут доживать свой век за пределы колхоза.

Неравноправие сельчан проявлялось и в том, что им разрешалось выходить на пенсию пятью годами позже, чем городским труженикам: женщинам – в 60-летнем возрасте, мужчинам – в
65-летнем (для горожан новые правила пенсионного обеспечения были введены в 1956 г.).

Достаточно бесславно завершились и иные хрущёвские попытки реформировать сельское хозяйство. Пропагандистский лозунг «Догнать и перегнать Америку по производству мяса и молока» (лидер КПСС выдвинул его в 1957 г.) породил неосуществимую программу. Предполагалось за три года утроить государственные закупки мясной продукции. За первые полтора года прирост составил только 8%, что было не так уж плохо, но Хрущёву показалось недостаточным.

Счастливый кукурузник
Счастливый кукурузник

В те же годы весьма активно расширялись посадки «царицы полей» кукурузы, причём даже в тех районах, где эта важнейшая кормовая культура давала смехотворно низкие урожаи. Пытаясь перенять американский опыт, Хрущёв и его советники не учли, что Соединённые Штаты располагаются не только западнее, но и существенно южнее СССР и климат в заокеанской стране совсем иной.

Провалом завершилась и кампания всеобщей химизации сельского хозяйства, инициированная Хрущёвым в 1963 г. Совершенно нереалистичная программа быстрого роста производства минеральных удобрений и ядохимикатов, конечно, не была выполнена и после отставки «дорогого Никиты Сергеевича» оказалась благополучно забытой.

Непоследовательность, непродуманность, двойственность, суетливость отличали преобразования и в промышленности.

Наиболее значительной из реформ была реорганизация управления производством. Вместо отраслевых министерств в 1957 г. создали совнархозы – органы, контролировавшие индустриальное и, отчасти, аграрное развитие подведомственных территорий. Эта мера способствовала некоторой децентрализации планирования, облегчила существование местной промышленности, но большого экономического эффекта не дала. Зато Хрущёв восстановил против себя многочисленных столичных бюрократов, что сыграло определённую роль в смене руководства страной в 1964 г.

Известных успехов удалось добиться в развитии энергетики. Появились новые мощные гидроэлектростанции. Однако дешевизна производимой ими энергии оплачивалась затоплением огромных территорий и непоправимым ущербом для гидросистем.

В хрущёвские годы повысилась реальная заработная плата. В сентябре 1956 г. был зафиксирован её обязательный минимум.

Несмотря на вынужденные повышения розничных цен (особенно ощутимые в начале 1960-х  гг.), уровень жизни вырос.

Засуха 1963 г. сделала дефицитными многие товары пищевой промышленности и породила многочасовые очереди за хлебом и крупами, но бедствий, подобных тем, что разразились в 1932–1933 и в 1947 гг., удалось избежать. Родившиеся при Хрущёве люди стали первым поколением советских граждан, не знавшим смертельных массовых голодовок.

В апреле 1956 г. было отменено антирабочее законодательство 1938–1940 гг. Смягчились наказания за прогулы и опоздания. Рабочие получили право увольняться с предприятий по собственному желанию – с предварительным уведомлением администрации.

Правда, с 1957 г. началась кампания борьбы с «тунеядцами». Тех, кто слишком долго, с точки зрения властей, искал новое место для приложения своих трудовых усилий, насильственно отправляли в отдалённые районы для принудительных работ. Частая смена места производственной деятельности также не поощрялась.

«Антитунеядским» законодательством власти широко пользовались для преследования неугодных писателей, художников. В тунеядстве обвинили, например, будущего нобелевского лауреата поэта Иосифа Бродского (1964).

Догоним и перегоним Америку по мясу и молоку...
Догоним и перегоним Америку
по мясу и молоку...

При Хрущёве интенсивно развивалось производство строительных материалов, появлялись и внедрялись новые технологии, позволявшие быстро возводить дешёвое, хотя и не слишком комфортабельное жилье. В результате за послесталинское десятилетие городской жилищный фонд удвоился.

Некоторые успехи экономики и безусловный прогресс в социальной сфере не могли всерьёз смягчить неизбывных противоречий развития социалистической системы хозяйствования. Отказ от массового использования труда заключённых после освобождения подавляющего большинства узников ГУЛАГа лишил «социалистическую экономику» важнейшего ресурса. В таких условиях даже не слишком компетентные коммунистические лидеры не могли не осознавать потребности в реформировании народного хозяйства.

Вскоре после отставки Хрущёва новые руководители страны предприняли ещё одну попытку сделать производство, развивающееся вопреки рыночным законам, рентабельным.

Проверочный тест

В годы правления Хрущёва были предприняты следующие шаги, менявшие прежние социально-экономические порядки:

а) укрупнение колхозов;

б) продажа акций предприятий трудовым коллективам;

в) создание территориальных органов управления народным хозяйством;

г) конфискация приусадебных участков колхозников;

д) отмена уголовной ответственности за прогулы и опоздания;

е) насильственное переселение крестьян в агрогорода;

ж) принудительная продажа колхозам сельскохозяйственной техники, ранее находившейся в государственной собственности;

з) увеличение цен, по которым государство покупало у колхозов продукцию;

и) преобразование всех колхозов в совхозы;

к) установление минимума заработной платы.

2. Попытки реформ в правление Брежнева

Послехрущёвские лидеры страны (первый секретарь ЦК КПСС Брежнев, председатель Совета Министров Косыгин, «главный идеолог» партии Суслов, председатель Президиума Верховного совета СССР Подгорный) стремились сочетать ужесточение идеологической политики с проведением экономических преобразований. Без реформ, пусть менее экстравагантных, чем хрущёвские, было трудно обеспечить повышение жизненного уровня населения и добиться быстрых темпов развития народного хозяйства. Причём и то и другое казалось необходимым – если не рассматривать всерьёз возможность возвращения к методам тотального террора сталинского образца.

Некоторые особенно неприятные бюрократам хрущёвские установления были отменены.

Так, в начале 1965 г. упразднили совнархозы и восстановили в правах отраслевые центральные министерства. Были созданы новые государственные комитеты: Госкомцен, Госснаб, Государственный комитет по делам науки и техники.

Этим ведомствам предстояло осуществлять преобразования, программу которых разработал коллектив экономистов во главе с Либерманом. В высшем руководстве идею реформы поддерживал Косыгин, полагавший полезным «технократический подход» к решению хозяйственных задач. В октябре 1965 г. были изданы два постановления, очертившие контуры экономической политики КПСС и правительства СССР в ближайшие годы.

Речь шла об использовании некоторых элементов экономического стимулирования предприятий и их работников, о более гибком планировании, о большей самостоятельности предприятий. Число показателей, по которым оценивалась эффективность работы, было сокращено. Показатели валовые, побуждавшие предприятия использовать дорогое сырьё и неэкономно расходовать материалы, сохранялись, однако теперь учитывалась также стоимость реализованной продукции и прибыль (исчислявшаяся, правда, несколько произвольно). Директорам предстояло отчитываться и за общий фонд заработной платы, и за капиталовложения.

Строительство жилых домов на юго-западе Москвы. 1956 г.
Строительство жилых домов
на юго-западе Москвы. 1956 г.

Поощрялось «запланированное перевыполнение плана», что должно было, по замыслу авторов программы, побудить руководителей предприятий максимально использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы.

Часть доходов оставляли теперь самим предприятиям. Предполагалось, что за счёт фонда материального поощрения, к распределению которого допускались представители трудового коллектива, удастся больше платить хорошим работникам. На деле премиальные оказались весьма незначительными по сравнению с основной зарплатой и не могли побудить к более эффективному труду. Постепенно премии превратились просто в надбавку к зарплате, не связанную с трудовыми успехами работника.

Несмотря на продекларированную самостоятельность предприятий, существование и деятельность Госснаба исключали возможность свободного поиска поставщиков сырья или комплектующих, затрудняли установление горизонтальных связей между производителями.

Внутренне противоречивая реформа не могла привести к качественным изменениям в организации труда. Ни директор, ни аморфный «трудовой коллектив» не были хозяевами. Не они определяли рациональные объёмы производства, не они устанавливали цены на продукцию и заботились о её сбыте.

«Косыгинскую реформу» никто не отменял, но она потонула в административной волоките, лишний раз подтвердив несовместимость элементов рынка (так называемого хозрасчёта) с плановой экономикой, развивающейся на основе бесхозной собственности.

В 1970-е гг. предпринимались попытки реанимировать реформу. Например, внедрение бригадного подряда («злобинского метода» – по имени строителя, продемонстрировавшего возможности этой формы организации труда). Суть метода состояла в том, что бригада брала обязательство выполнить некоторый объём работ в определённые сроки (как правило, с опережением запланированных) без дополнительных бюджетных затрат. Заранее зафиксированную сумму распределяли «по труду» сами рабочие.

В 1983 г. по подобной схеме работали почти 2 млн человек, но большинство предпочитало гарантированную уравнительную оплату труда. Она вполне обеспечивала уровень доходов, казавшийся этому большинству приемлемым.

Ситуация в сельском хозяйстве после явного провала хрущёвских нововведений была весьма сложной. Одновременно с началом косыгинских преобразований в промышленности, в 1965 г., были приняты решения о весьма значительном повышении закупочных цен и о сокращении обязательных поставок. Сверхплановую продукцию колхозы и совхозы могли сдавать по ценам выше закупочных. Колхозники стали получать ежемесячную зарплату, заменившую систему трудодней.

Суд над поэтом-«тунеядцем», будущим нобелевским лауреатом Иосифом Бродским. 1964 г.
Суд над поэтом-«тунеядцем»,
будущим нобелевским лауреатом Иосифом Бродским. 1964 г.

Однако даже предоставление большей самостоятельности сельскохозяйственным предприятиям не смогло решить проблему продовольствия в быстро урбанизировавшейся стране.

На протяжении брежневского правления постоянно увеличивались капиталовложения в аграрный сектор, но добиться самофинансирования колхозов и совхозов – за редким исключением – не удавалось. Из бюджета шли дотации, из-за рубежа зерно.

Иосиф Бродский в ссылке. 1964 г.
Иосиф Бродский в ссылке.
1964 г.

Декларативные акции, вроде принятия «Продовольственной программы» (1982), исправить ситуацию, естественно, не могли.

Одну из последних попыток реформировать аграрный сектор при сохранении «общественной собственности» власти предприняли в 1983 г., уже после смерти Брежнева. Было решено создать агропромышленные комплексы (АПК), включавшие колхозы и совхозы; предприятия, поставлявшие крестьянам технику и удобрения; заводы, перерабатывавшие сельскохозяйственную продукцию, и т.п.

Эта реформа привела к росту управленческого аппарата, но не производства.

В первой половине 1980-х гг. экономика СССР находилась в состоянии хронического кризиса. Не менее тревожной для коммунистических властей была ситуация и в иных сферах общественной жизни.

Всё более насущным становился вопрос о дальнейших путях развития страны.

Проверочный тест

В годы брежневского правления удалось:

а) добиться принципиального повышения эффективности социалистической экономики;

б) преодолеть трудности в снабжении городов продовольствием;

в) предоставить некоторой части рабочих возможность получать заработную плату с учётом реальных затрат труда;

г) создать много новых структур, занятых хозяйственным планированием и управлением экономикой;

д) обеспечить приемлемый для большинства жителей страны средний уровень доходов;

е) продемонстрировать всему миру преимущества социалистической экономики.


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Первые неуспехи в мясо-молочной гонке с Соединёнными Штатами Америки побудили Хрущёва разослать обкомам партии циркулярную директиву с требованием «принять решительные меры». Решительнее всех оказался рязанский обком во главе с А.Ларионовым, который пообещал за один год утроить поставки мяса из подведомственных ему хозяйств. «Почин» поддержали и некоторые другие области.

Ещё до того, как стали ясны результаты рязанского эксперимента, Ларионов стал Героем Социалистического Труда. Обещание удалось выполнить, но для этого рязанские партийные руководители распорядились забить весь молодняк, почти всех молочных коров и принудили колхозников сдать на мясо скот, находившийся в их личной собственности. Пришлось также тайком прикупить мясо в соседних регионах. Необходимые 150 тыс. тонн были сданы государству.

Ларионов пообещал в следующем году добиться ещё более впечатляющих успехов, но разорённые в ходе кампании животноводческие хозяйства Рязанской области в 1960 г. с трудом поставили 30 тыс. тонн. Крестьяне, у которых отобрали скот (и которым, разумеется, не заплатили денег), отказывались обрабатывать колхозную землю. В итоге производство зерновых упало за год почти вдвое. Ларионов застрелился.

Производство мяса в СССР к концу хрущёвского правления, в 1964 г., было ниже, чем в 1958 г., накануне рязанской инициативы.

Помимо плохо продуманной кампании по созданию совнархозов (а затем по их укрупнению), выведения Министерства сельского хозяйства из Москвы и тому подобных акций, задевавших интересы хозяйственной бюрократии, Хрущёв решил слегка пореформировать и в сфере партийноаппаратной. Так, было придумано разделение обкомов КПСС на промышленные и сельскохозяйственные – по два партийных комитета в каждой области.

Тогда возник анекдот о якобы принятом британским парламентом решении поставить во главе монархии двух королев – одну индустриальную и одну аграрную…

Реальный уровень жизни в годы брежневского правления неуклонно рос, но не за счёт повышения эффективности производства. Существенным источником финансирования неповоротливой социалистической экономики и обеспечения платёжеспособного спроса населения с начала 1970-х гг. стала продажа за рубеж энергоносителей, в основном нефти (конъюнктура мирового рынка долго благоприятствовала странам – экспортёрам нефти).

В 1977-м, а затем в 1981 г. власти были вынуждены разработать ряд мер в поддержку частного сектора в аграрном производстве. Были сняты некоторые ограничения численности голов скота в личных хозяйствах, вдвое увеличилась разрешённая площадь приусадебного участка, крестьянам позволили брать у государства кредиты.

В это же время увеличивается экономическая роль дачных участков горожан.

В конце 1970-х – начале 1980-х гг. в частном секторе производилось 25–30% мяса, молока, шерсти, яиц, более 30% овощей и картофеля. Эффективность приусадебных хозяйств была в несколько раз (иногда в несколько десятков раз) выше, чем хозяйств коллективных. Правда, эта эффективность отчасти обеспечивалась широкомасштабным разворовыванием колхозных и совхозных материалов, дармовым использованием техники и т.п.

И при Хрущёве, и при Брежневе одним из способов обеспечения экономики рабочей силой (по преимуществу неквалифицированной) оставалось использование подневольного труда. Помимо заключённых-лагерников (отбывающих наказание в исправительно-трудовых колониях) речь шла и о приговорённых к принудительным работам.

Некоторые из них оставались на своём родном предприятии (часть зарплаты вычиталась в пользу государства), для других придумывали иные рабочие места. В начале 1960-х гг., когда Хрущёв увлекся «внедрением химии» в жизнь вообще и в сельское хозяйство в частности, люди, не по своей воле отправлявшиеся «на стройки народного хозяйства», стали называться химиками.

По подсчётам известного правозащитника В.Буковского, в 1977 г. на химии отбывали наказание около 500 тыс. человек. В брежневские годы, как и при Хрущёве, к исправительным работам часто приговаривали бродяг и попрошаек (статья 209 УК РСФСР), а также «тунеядцев». В 1979 г. в постановлении ЦК КПСС, который почему-то взял на себя законодательные функции, разъяснялось, что тунеядцем можно счесть всякого, кто не работает в течение четырёх месяцев. Иногда не работающих обвиняли и в попрошайничестве, даже если человек черпал средства для существования из каких-либо совсем иных источников.

Правозащитник Ю.Орлов подсчитал, что в 1979 г. общее число заключённых в СССР приблизилось к 3 млн. По его же свидетельству, заключённый получал в среднем в три раза меньше денег, чем вольнонаёмный рабочий, выполнявший такую же работу.

Анатолий ГОЛОВАТЕНКО

Продолжение следует

TopList