ПРОШЛОЕ С АНГЛИЙСКИМ АКЦЕНТОМ

Как учат истории в британских средних школах

Оксфордское предисловие

В 2005 г. мне довелось побывать в Оксфорде, старейшем английском университете. Даже для Англии, известной качеством своего образования, Оксфорд — уникальное учебное заведение: кроме него, только Кембридж и университет г. Дарема (Durham) сочетают в своей структуре сеть факультетов с системой колледжей (последних в Оксфорде сорок шесть). Поступая в один из этих университетов, абитуриент, таким образом, выбирает не только факультет, но и колледж, который на ближайшие три года бакалавриата или четыре-пять лет магистратуры (в зависимости от специальности) станет его новым домом и семьёй. В колледже он будет не только посещать семинары и получать задания: в стенах колледжа студент Оксфорда, в особенности первого года обучения, живёт, питается и занимается в библиотеке. 99% британских студентов для учёбы в вузе уезжают из родного города: самостоятельная жизнь вдали от родителей считается в Англии необходимым компонентом университетского образования. Поэтому английский университет является, помимо высшей школы знаний, ещё и настоящей школой жизни.

Страница из учебника по римской и средневековой истории для начальных классов

Страница из учебника по римской и средневековой истории для начальных классов LIVING THROUGH HISTORY: FOUNDATION EDOTION.
ROMAN EMPIRE. MEDIEVAL REALMS,
by Fiona Reynoldson and David Taylor (Heinemann, 1997).
Заголовок верхней иллюстрации предлагает узнать:
«Что привезли на родину участники крестовых походов?»
Ниже приводятся ответы: астрономию; хлопок, муслин и дамасский шелк;
ослов; навыки личной гигиены; алгебру; геометрию; арабских лошадей;
ветряные мельницы; дыни, абрикосы, сливы, финики и гранаты;
десятеричную систему счисления; архитектуру замков; новые лекарства.

Что касается средних школ Великобритании, то с их системой мне также довелось познакомиться, — вернее, с их представителями, школьниками 17—18 лет, приезжающими в Оксфорд посмотреть на университет и выбрать, в какой из колледжей посылать свои результаты единых экзаменов «продвинутого уровня» (Advanced (A)-levels). К 16—17 годам английские школьники уже получают общий сертификат о среднем образовании (General Certificate in Secondary Education — GCSE), но желающие поступать в университет остаются в школе ещё на два года для углублённого изучения трёх-четырёх предметов, по которым они планируют сдавать A-levels.

Будущим абитуриентам оксфордского факультета истории подобная поездка особенно интересна, ведь многие выпускники знаменитого вуза сыграли в английской, да и в мировой истории немалую роль. В Оксфорде учились философ Уильям Оккам и религиозный реформатор Джон Уиклиф, автор «Утопии» Томас Мор и мореплаватель Уолтер Рэли, основатель штата Пенсильвании Уильям Пенн и философ-экономист Адам Смит, писатели Джонатан Свифт, Оскар Уайльд, Джон Толкин и Олдос Хаксли и премьер-министр Индии Индира Ганди. Двадцать пять премьер-министров Великобритании получили образование в Оксфорде, включая Тони Блэра (по специальности «Юриспруденция») и Маргарет Тэтчер (по специальности «Химия»).

У Оксфорда нет точной даты основания, но преподавание в первых его колледжах велось уже в XI в. Развитие учебного заведения стало стремительным после 1167 г., когда Генрих II запретил английским студентам учиться в Парижском университете (Сорбонне).

Оксфорд фактически объединяет в себе функции университета и пединститута: получив, например, степень бакалавра наук, выпускник Оксфорда может остаться там ещё на один год и получить сертификат о высшем образовании в области педагогики (Postgraduate Certificate in Education — PGCE). Этот сертификат приравнивается к степени магистра наук и даёт его владельцу право преподавания своего предмета в английских школах.

Моя английская подруга училась на курсе PGCE по специальности «История»: перед поступлением на этот курс она уже имела степень бакалавра истории; сам же курс в основном состоял из преподавательской практики в классах разных возрастов. Однажды я застала её за изготовлением бумажных цепей: оказалось, на следующее утро ей предстояло рассказывать
11-летним ученикам о торговле рабами в Новое время. Рядом с цепями были разложены учебники: большого формата, в мягких обложках, со множеством иллюстраций и схем, но без глав и параграфов — вообще без какого-либо намёка на связное повествование о том или ином историческом явлении. На английском уроке истории никогда не попросят пересказать параграф или главу: упор делается сначала на том, чтo кратко рассказывает учитель (и на непосредственную реакцию учеников), и далее на том, чтo ученики сами извлекают из различного рода дополнительных материалов — источников, высказываний историков, документальных фильмов, Интернета. Чем больше я узнавала о том, как преподают историю в английских школах, тем более эти методы в моём представлении не походили на российские.

Возраст, с которого английские дети изучают историю

Английский ребенок уже с 4—5 лет, в подготовительной школе, может «прикоснуться к истории» через развивающие программы, к примеру, раскрасив модель древнегреческой вазы, поиграв в древнеримского воина или сложив из кусочков средневековый витраж. С 11 лет эта дисциплина в большинстве английских школ начинает преподаваться как отдельный предмет. 11—14-летние школьники проводят за изучением истории примерно 1,5 часа в неделю. Во время подготовки к первым школьным экзаменам, которые сдают в 16 лет, ученики, выбравшие её в числе своих 9 экзаменационных предметов, тратят на историю уже по 2—2,5 часа в неделю. 16—18-летние школьники, намеревающиеся сдавать экзамен по истории при окончании школы, проводят за её изучением минимум 3,5 часа в неделю. Этот предмет не является обязательным, в отличие от английского языка, математики и объединённых «естественных наук» (science): при желании школьник может прекратить его изучение в 14 лет. Так называемых школ с гуманитарным уклоном в Англии нет: в любой школе ученик может выбрать, на какие предметы — естественные или гуманитарные — он потратит основную часть своего времени.

Состав программы

Основное отличие английского метода преподавания истории от российского — отсутствие хронологии в качестве организующего принципа подачи материала. Национальная образовательная программа (National Curriculum) предписывает лишь основные разделы по истории, из которых ученики должны «пройти» несколько модулей; эти разделы включают в себя «всемирную историю», т.е. историю всех остальных стран, кроме Великобритании (world study), а также историю до и после 1900 г. Из модулей раздела по всемирной истории учитель может выбрать, например, модули по Древнему Риму, французской революции или негритянским народностям обеих Америк (Black peoples of the Americas). Среди самых популярных модулей — американский Запад до 1800 г. и нацизм в Германии. Модуль обычно включает в себя несколько уроков по заданной теме и может длиться на протяжении целого семестра.

Вместо хронологии в основу английского метода положены три аспекта — знание, умение, понимание. Школьников учат интерпретировать исторические данные, понимать, почему то или иное событие получило определённую трактовку. Ученикам задают вопросы, которые заставляют их задуматься, апеллируют к их собственному опыту или направляют в глубину предмета. К примеру, одним из вопросов в начале программы по Первой мировой войне может быть такой: каким образом одна пуля привела к гибели 20 млн человек? Как уже говорилось, английские учителя истории используют разнообразные дополнительные материалы: скажем, изучение негритянских народностей может включать в себя прослушивание и обсуждение их современной музыки, а на уроке по Английской революции может быть показан художественный фильм про Оливера Кромвеля.

Что же касается сложных исторических понятий — таких, например, как тоталитаризм — ожидается, что ученики должны уметь ими оперировать начиная с 16—18 лет. История России фигурирует в английских школах в рамках более общих тем: так, при изучении Первой мировой войны ученикам могут рассказать про революции 1917 г. Однако при подготовке к выпускным экзаменам ученик может «пройти» целый модуль по истории России, к примеру, по российскому XIX в. или распаду СССР. Среди альтернативных модулей может встретиться история Китая или британское сопротивление Римской империи.

От простого к сложному

Изучение истории в английских школах проходит через три уровня сложности. На первом уровне — для школьников до 8 лет — детей учат понимать, каким образом настоящее становится прошлым и в каких формах прошлое представлено в настоящем (в форме предметов искусства, произведений литературы, кино, ТВ-программ). Учеников просят задуматься о том, как именно изменилась жизнь в их родной стране и в мире в целом по сравнению с недавним и с очень далёким прошлым. Учеников первого уровня водят на экскурсии по музеям и исторически значимым местам.

На втором уровне (до 12 лет) дети знакомятся с понятиями «наша эра» и «до нашей эры», учатся оперировать делениями времени на века и десятилетия. Разделы истории для второго уровня включают в себя: местную историю (local history study); историю Британии (римляне, англосаксы и викинги; Британия и остальной мир при Тюдорах; викторианская Британия или Британия после 1930 г.; страницы истории Англии, Ирландии, Шотландии и Уэльса); историю Европы (Древняя Греция и роль древнегреческого наследия в современном мире); наконец, изучение повседневной жизни в какой-либо древней цивилизации (Древний Египет, Шумер, Ассирия или народы майя, или ацтеки).

Страница учебника Living Through History, озаглавленная «Как Рим стал империей».

Страница учебника Living Through History,
озаглавленная «Как Рим стал империей».
На иллюстрации слева: схема республиканского правления.
На иллюстрации справа: Клеопатра, царица Египта.

Модуль по викторианской Британии, к примеру, освещает следующих исторических лиц и следующие исторические события: лорд Шефтсбери (Shaftesbury) и защита прав детей; Роберт Оуэн (Owen), Элизабет Фрай (Fry) и борьба за улучшение жизни населения в целом; королева Виктория, принц Альберт и Всемирная выставка; медсестра Флоренс Найтингейл (Nightingale) и Крымская война; Дэвид Ливингстон (Livingstone) и кругосветные экспедиции; Александр Белл и изобретение телефона.

На третьем уровне, который проходится вплоть до окончания школы, ученики начинают сравнивать различные трактовки исторических событий; их учат видеть, как в освещении того или иного события в источнике сказывается позиция (или цели) его автора (летописца, историка, исторического лица). Школьники приобретают навыки в понимании причинно-следственных связей в истории, а также проводят сравнения между структурами различных обществ и экономических систем. Разделы истории для третьего уровня: Британия 1066—1500 гг.; Британия 1500—1750 гг.; Британия 1750—1900 гг.; Европа до 1900 г.; мировая история до 1900 г.; мир после 1900 г.

Раздел «Мировая история до 1900 г.» включает в себя следующие альтернативные модули: исламские цивилизации (c XII по XVI вв.); династия Инь в Китае; императорский Китай; маньчжурское завоевание и конец династии Мин; Индия до прихода британцев; цивилизации Перу; коренные народы северной Америки; западно-африканские королевства; Япония при сегунах; Япония при династии Токугава; финикийцы; маори; сикхи и маратхи; королевства зулу.

Родная страна

Английские учителя истории стараются избегать слова «национальный», чтобы ни под каким видом не посеять в юные умы идеи национализма. Стараются избегать и слова «Великобритания» (Great Britain), употребляя вместо него политкорректный термин «Объединённое королевство» (the United Kingdom) и подвергая критике колонизационную политику Англии в Новое время. Ученикам при каждом удобном случае напоминают, что Великобритания — многонациональная и многокультурная страна и что все населяющие её народы равноправны.

Страница учебника по Новейшему времени: «Восточная Европа 1953—1989». Раздел 10.1: «Как Сталин и Хрущёв контролировали Восточную Европу»? Ниже приводятся ключевые слова: десталинизация; лояльность; предметы роскоши; НАТО; мирное сосуществование; политзаключённый; тайная полиция; Варшавский договор. Кроме того, даётся (слева) задание в виде двух вопросов: как Сталин управлял Восточной Европой, в каком отношении Хрущёв отличался от Сталина в 1955 г.? Завершает страницу параграф на тему «Сталин — жесток?»: «Сталин управлял СССР и Восточной Европой железной рукой. Предполагалось, что все восточноевропейские государства будут верными союзниками СССР. Также предполагалось, что каждое из них будет иметь во главе собственную коммунистическую партию…».

Страница учебника по Новейшему времени: «Восточная Европа 1953—1989». Раздел 10.1: «Как Сталин и Хрущёв контролировали Восточную Европу»? Ниже приводятся ключевые слова: десталинизация; лояльность; предметы роскоши; НАТО; мирное сосуществование; политзаключённый; тайная полиция; Варшавский договор. Кроме того, даётся (слева) задание в виде двух вопросов: как Сталин управлял Восточной Европой, в каком отношении Хрущёв отличался от Сталина в 1955 г.? Завершает страницу параграф на тему «Сталин — жесток?»: «Сталин управлял СССР и Восточной Европой железной рукой. Предполагалось, что все восточноевропейские государства будут верными союзниками СССР. Также предполагалось, что каждое из них будет иметь во главе собственную коммунистическую партию…».

Поскольку без хронологии в преподавании истории всё же не обойтись, то модули по английской истории в школьных программах следуют во временнoм порядке: римские поселения на Британских островах, средневековая Британия, Тюдоры и Стюарты, Британская империя в XVIII—XIX вв., социальные реформы в Англии XIX в., Первая и Вторая мировые войны. История ХХ в. изучается вплоть до 1990-х гг. Однако, к примеру, уроков собственно по правлению Елизаветы II не проводится: чаще всего, современная политика фигурирует в школьной программе в форме параллелей к прошлому. Так, Елизавету I ученикам предложат сравнить с Елизаветой II, а при изучении выборной реформы XIX в. их спросят, зачем, по их мнению, нужны выборы в современном обществе.

Методы оценки

В английских школах дети до 14 лет почти не получают домашних заданий: максимум времени, которое они могут потратить на задание по истории, не превысит 1 часа в неделю. С 14 лет объём заданий, конечно, увеличивается: это могут быть домашние сочинения, ответы на вопросы учителя или изготовление стенда по изучаемой теме. Учеников никогда не попросят выучить ряд дат для блиц-опроса: считается, что при изучении истории главное — не заучивание материала, а его понимание и умение его трактовать, используя исторические источники и статистические данные. Если тесты и проводятся, то вопросы бывают примерно такие: назовите пять причин, по которым было отменено рабство в Америке. На экзамене учеников могут попросить проинтерпретировать исторический документ или написать сочинение на историческую тему. Итоговая оценка по меньшей мере на четверть определяется работой ученика над самостоятельным проектом, например поиском материала по истории родного города.

Дарья ПРОТОПОПОВА


ТЕСТ
на способность к изучению
исторических дисциплин

Оксфордский университет, вступительные билеты 2005 г.

Источник: сайт Исторического факультета Оксфордского университета http://www.history.ox.ac.uk

Ответьте на все пункты обоих вопросов. У вас есть 2 часа для написания теста. Рекомендуем потратить треть этого времени на чтение, обдумывание и планирование ответа, а оставшиеся 40 минут — на его письменное изложение. По времени ответ на Вопрос №1 должен занять приблизительно вдвое больше времени, чем ответ на Вопрос № 2.

Если тексты покажутся вам сложными и незнакомыми, не волнуйтесь: задание трудное, но мы надеемся, что его трудность только вдохновит вас и заставит задуматься. На многие из этих вопросов нет «правильного» ответа: в этом тесте будет оцениваться интеллектуальность вашего ответа, чёткость и убедительность ваших идей и умение доказывать собственную точку зрения.

Вопрос №1 (70 баллов)

Перед вами — адаптированный отрывок из книги о рыцарстве. Внимательно прочтите отрывок и задумайтесь о том, что именно хочет сказать автор. Для ответа на вопросы вам не потребуется предварительных знаний о рыцарстве и средневековой истории.

«Век рыцарства прошёл. За ним последовал век софистов, экономистов, конторщиков, и слава Европы угасла навсегда»1. На этот вопль негодования Эдмунда Берка2 побудили бедствия Марии Антуанетты3: датировка гибели рыцарства временем заката ancien regime4 во Франции отчасти, конечно, справедлива. И всё же, я полагаю, что, по мнению большинства, век рыцарства закончился гораздо раньше 1789 г. Если век рыцарства и был когда-то в истории, то его, несомненно, следует искать в Средних веках, а не в раннем Новом времени; принято считать, что он длился приблизительно с 1100 г. до начала XVI в. Но найдём ли мы его вообще когда-либо, даже в Средневековье, этот «век рыцарства»? Был ли момент в истории, когда рыцарство являлось чем-то бoльшим, чем просто маской вежливости, — не одним внешним стилем, а сколько-нибудь значимым социальным явлением или, как его ещё порой называют, «славой Европы»? А если рыцарство и было когда-то не одним только понятием об одежде и манерах, то чем именно оно было? Задача настоящей книги — рассмотреть эти непростые вопросы.

Обложка учебника для школьников 15—17 лет по всеобщей истории Новейшего времени
Обложка учебника для школьников
15—17 лет по всеобщей истории
Новейшего времени

Слово «рыцарство» обычно вызывает в воображении живописные картины: воины, закованные в латы, возможно, с нашитой на верхний плащ эмблемой крестоносцев — красным крестом; боевые приключения в далёких землях; высокие стены замков с обитающими в них прекрасными дамами. Возможно, именно поэтому понятие рыцарства ускользает от научных дефиниций. Можно достаточно точно описать, что обозначает слово «рыцарь», или, по-французски, «шевалье»: под ним подразумевают аристократа, чаще всего с богатой родословной, который в случае войны был способен экипировать себя боевым конём и кавалерийским оружием и который прошёл через определённый ритуал «посвящения» в рыцари. Но рыцарству — абстрактному существительному, образованному от слова «рыцарь», — не так легко дать чёткое определение. Это понятие в Средние века использовалось в разных смыслах разными авторами и в различных контекстах. Иногда, особенно в текстах раннего Средневековья, оно обозначало просто группу тяжеловооружённых всадников, собрание шевалье. В других контекстах оно обозначало орден, по образцу монашеских орденов; иногда рыцарством называли определённый статус, общественный класс — класс воинов, чьим боевым призванием было, согласно средневековым авторам, защищать Patria5 и Церковь. В некоторых контекстах понятие «рыцарство» вмещает в себя кодекс поведения, подобающего данному ордену или классу. Термин «рыцарство» неотделим от мира сражений и вооружённых всадников; от мира аристократии, поскольку рыцари в основном были людьми знатного происхождения; наконец, начиная с середины XII в. его начинают употреблять для обозначения определённых этических или религиозных взглядов. Однако содержание понятия «рыцарство» так и остаётся неопределённым: ясен лишь его «дух», а не отдельные составляющие. Если мы всё же намерены разобраться, играло ли рыцарство значимую социальную роль между приблизительно 1100 и 1500-м гг., нам необходимо прежде всего обратиться к источникам, которые смогли бы рассказать нам с достаточной степенью детализации о том, в каких значениях слово «рыцарство» употреблялось или могло употребляться в Средние века. Очевидно одно: исчерпывающее определение рыцарства трудно уместить в сжатую словарную статью».

А). Дайте краткий (не более 100 слов) пересказ приведённого отрывка6 (10 баллов).

Б). По каким именно причинам автор считает трудным сформулировать определение рыцарства? Напишите ответ объёмом в 1 страницу (20 баллов).

В). На 2—3 страницах опишите трудности, возникающие при определении важных социальных групп или религиозных идей, используя примеры из того общества или исторической эпохи, с которыми вы наиболее хорошо знакомы (40 баллов).

Вопрос № 2 (30 баллов)

Перед вами адаптированный отрывок из устного свидетельства о свадьбе нигерийской женщины. Вам не потребуется предварительных знаний по теме отрывка, но вы должны будете извлечь из него определенную информацию.

«Её свадьба затмила все прежние торжества, которые когда-либо проводились во дворце: размах свадьбы соответствовал высокому статусу её мужа. Он был известен по всей стране, поскольку сотрудничал с британцами со времен их прибытия в Катсину7. Тогда Мухаммаду Дикко8 ещё не был эмиром9, но уже исполнял обязанности советника. За налаживание отношений с британскими колониальными офицерами его назначили эмиром Катсины. Дикко проследил, чтобы Ма-даки (Ma’daki) прибыла в Катсину вместе со своим приданым, рабами и подарками своих родителей для семьи будущего мужа — пшеницей и другими продуктами (просом, рисом, сливочным, пальмовым и арахисовым маслом и т.д.). Всё было погружено на лошадей и верблюдов, ведь машин в то время ещё не было. По приезде в Катсину её ждала новая свадебная церемония — ещё роскошнее той, что была проведена в Кано10. Через несколько лет после свадьбы эмир решил проехать с Ма-даки по стране и показать ей подвластные ему земли. С тех пор он решил брать её с собой во все свои поездки».

Вопрос: Что рассказывает нам данный источник об обществе и власти в Нигерии начала ХХ в.? Объём ответа: 1—2 страницы.

Перевод с английского и комментарии
Дарьи ПРОТОПОПОВОЙ

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Цитата из «Размышлений о революции во Франции» Э.Берка (1790) Приводится по пер. Е.И.Гельфанд.

2 Член английской партии консерваторов, выступавший против Французской революции. — Здесь и далее, за исключением оговорённых случаев, примечания экзаменаторов.

3 Королева Франции времени начала Французской революции. Казнена в 1793 г.

4 Буквально «старый режим» (фр.) — обозначение строя, существовавшего во Франции до 1789 г.

5 Родина (лат.).

6 Для ориентировки: в приведённом отрывке 449 слов. — Прим. пер.

7 Катсина (Кацина) — город и штат на севере Нигерии. — Прим. пер.

8 Мухаммаду Дикко — правитель Катсины в 1906—1944 гг. — Прим. пер.

9 Правителем.

10 Город в Нигерии. — Прим. пер.

TopList