Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «История»Содержание №23/2009
Курсы повышения квалификации

 

Методика работы с текстовой информацией
на уроках истории

Лектор: ЯРОСЛАВЦЕВА Марина Юрьевна

Курс лекций для дистанционного обучения

Номер газеты Тема лекции
17/2009 Лекция 1. Чему следует обучать: российские требования и европейские стандарты.
Современное гуманитарное образование: требования, проблемы, возможности. Общеучебные умения и навыки как основа образовательной деятельности учащихся.
18/2009 Лекция 2. Как формировать необходимые навыки.
Механизм формирования навыков: составление рекомендаций, памяток по осуществлению для учащихся различных видов учебной деятельности; создание для них определённых алгоритмов; разработка методических приёмов для учителей по формированию у учащихся общеучебных навыков.
19/2009 Лекция 3. Что поможет проверить сформированность навыков.
Критериальный подход к образовательной деятельности учащихся. Использование различных видов и форм контроля. Основные требования к разработке критериев при составлении различного типа заданий и работ. Система критериев для типовых видов работ. Образцы заданий с критериями, оценивающими ответы учащихся.
Контрольная работа № 1.
20/2009 Лекция 4. С чего следует начинать работу с текстом.
О чём может рассказать текст? Какие тексты и как можно использовать на уроках? Когда начинать работу со сложными текстами? Чему можно научить ребёнка, используя один текст? Уровни восприятия текста. Виды текстовой информации.
21/2009 Лекция 5. Чему можно научить и научиться при работе с текстом.
Способы подачи текстовой информации учителем. Основные операции учащихся с текстом.
22/2009 Лекция 6.Что помогает понять текст.
Виды и типы вопросов. Модели вопросов: пример обучающего урока по моделированию репродуктивных и продуктивных вопросов. Обучающие тексты по моделированию вопросов. Методика постановки проблемного вопроса.
Контрольная работа № 2.
23/2009 Лекция 7. Технология межпредметной деятельности в 5–8-х классах: история и литература.
Почему важно использовать межпредметные связи? Технология межпредметной деятельности: интегрированные уроки, межпредметные контрольные работы, междисциплинарные зачёты.
24/2009 Лекция 8. Технология межпредметной деятельности в 9–11-х классах: история и литература.
Специфика межпредметных связей на уроках гуманитарного цикла в старшем звене. Межпредметные семинары. Использование различных видов контроля на предметном и межпредметном уровнях.
Итоговая работа

ЛЕКЦИЯ 7

Технология межпредметной деятельности в 5–8-х классах:
история и литература

Почему важно использовать межпредметные связи? Технология межпредметной деятельности: интегрированные уроки, межпредметные контрольные работы, междисциплинарные зачёты. Выработка общих требований при выполнении определённых видов работ.

Одним из приоритетных направлений современного российского образования является формирование интеллектуально развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением и целостным представлением о мире, владеющей принципами компетентностного подхода в условиях информационного общества. На достижение этого результата направлено применение различных педагогических технологий и инновационных подходов, таких, например, как:

• обучение по системе РО Д.Б.Эльконина–В.В. Давыдова;

• развитие общеучебных умений и навыков;

• формирование образовательных компетентностей;

• использование проектной деятельности и метода решения проектных задач;

• применение модульного обучения;

• использование проблемного метода обучения;

• критериальное оценивание результатов учебной деятельности школьников;

• интеграция педагогической деятельности.

Все они активно внедряются в школьную практику и, в зависимости от методической проработанности, системности использования и эффективности применения, дают положительный образовательный результат. В предыдущих лекциях вы уже имели возможность ознакомиться с некоторыми из указанных технологий и убедиться в том, что их применение эффективно как минимум при соблюдении двух условий: во-первых, осуществления в рамках определённой стратегии, во-вторых, при учёте принципов сочетаемости и взаимодополняемости. То есть необходимо говорить о комплексном подходе к использованию педагогических технологий, в противном случае, сложно рассчитывать на решение стоящих перед школой задач.

Всё вышесказанное имеет непосредственное отношение и к интеграции педагогической деятельности, активное использование которой в системе школьного обучения является своеобразным ответом на интеграционные процессы, характерные для современного общества.

Реализация интеграции в образовательном процессе может осуществляться через различные направления и их формы (см. таблицу 1).

Таблица 1

Направления интеграции

Формы интеграции

Примеры интеграции

Содержательное

межпредметная интеграция;

интегрированные курсы;

интегративные программы

синтез двух и более предметов;

текст в русском языке и обществознании;

«Синхронизированный курс история — литература — МХК» (авторская программа)

Организационно-технологическое

интегративные формы обучения;

интегративные формы образования;

интегративные технологии

интегрированный урок, интегрированный зачёт, интегрированный семинар;

культурно-образовательный центр, «Школа, где процветает грамотность»;

проблемное обучение, модульное обучение

Личностно-деятельностное

уровень взаимодействия учителя и ученика;

совместное обучение

наставничество, партнёрство, сотрудничество;

работа в команде, паре, группе

В российском образовании накоплен значительный опыт использования интегративного подхода к обучению. Так, наиболее распространёнными являются следующие варианты интеграции:

• проведение интегрированных уроков;

• создание циклов (блоков) уроков, объединяющих материал одного (внутрипредметная интеграция) или нескольких предметов (межпредметная интеграция) с сохранением их независимого существования;

• введение новых предметов и спецкурсов, обновляющих содержание внутри одного или нескольких предметов;

• использование различных интегративных технологий.

Однако следует заметить, что применяются указанные формы интеграции, как правило, фрагментарно, без какой-либо системы, имеют чаще всего прикладной характер (решение вопросов в предметной области), часто вообще используются формально, что, в совокупности, не обеспечивает формирования у учащихся целостного представления о жизненно важных процессах и явлениях. Исходя из сказанного, можно утверждать, что интеграция содержит в себе ещё солидный ресурс неиспользованных возможностей, одна из которых — комплексный подход к организации межпредметной деятельности и станет предметом рассмотрения в данной лекции.

Для того чтобы обеспечить эффективную интеграцию учебных предметов, необходимо осуществить ряд последовательных шагов:

• определить достаточно близкие области для изучения в выбранных предметах;

• продумать структуру и принципы осуществления межпредметной деятельности;

• согласовать методические приёмы, формы обучения и требования к основным видам деятельности учащихся в рамках нескольких предметов.

Выполнение перечисленных шагов позволит учителю правильно определить внутрипредметные связи и взаимодействия, а от этого уже будет зависеть возможность учащихся овладеть сложными способами деятельности и применить их на практике.

Хорошо известно, что межпредметные связи, по своей сути, представляют интегративные отношения между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, отражёнными в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса. Состав межпредметных связей определяется содержанием учебного материала, формируемыми навыками, умениями и мыслительными операциями учащихся. Исходя из этого, можно классифицировать существующие межпредметные связи по ряду критериев (см. таблицу 2).

Таблица 2

Виды межпредметных связей Содержание межпредметных связей
По составу информации Использование информации из других предметов при изучении какой-либо конкретной темы.
По направлению применения информации Изучение предмета с опорой на медпредметную информацию (внутренняя направленность), использование этой информации для изучения тем других школьных дисциплин (внешняя направленность).
По использованию временных связей Установление хронологической последовательности изучения материала, использование преемственных, перспективных и синхронных связей.

С помощью многосторонних межпредметных связей на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, а также закладывается основа для комплексного видения и подхода к решению сложных проблем реальной действительности.

Обратимся теперь к практическому опыту системного использования межпредметной деятельности. В экономико-математическом лицее №29 Ижевска разработана и утверждена авторская программа «Синхронизированный курс», обеспечивающая изучение историко-культурных процессов одновременно усилиями трёх гуманитарных предметов: истории, литературы, мировой художественной культуры (МХК). Данная программа охватывает параллели с 5 по 11-й класс и представляет собой систему различных уровней и форм интеграции, которую схематически можно представить следующим образом (см. схему 1).

Схема 1

Система организации межпредметной деятельности

Данная система предполагает, что учащиеся уже овладели простыми видами учебного труда и могут применять их в соответствующей ситуации, что создаёт условия для освоения и практической реализации школьниками сложных способов образовательной деятельности, при использовании которых вся совокупность взаимосвязанной информации становится личным опытом учащегося.

Для того чтобы выстроить систему межпредметной работы по вертикали, необходимо, прежде всего, учитывать специфику каждого гуманитарного предмета (в нашей практике это — история, литература и МХК), т.к. каждый предмет, а также ученик и учитель выполняют в этой системе определенную функцию. Всё вместе взятое обеспечивает взаимосвязь изучаемых в эволюционной последовательности явлений (см. схему 2).

Схема 2

В рамках сказанного следует учитывать, что задания (а также темы контрольных работ, интегрированных уроков, семинаров) на межпредметном уровне нужно составлять, исходя из указанных предметных особенностей. В целом используемые задания можно условно разделить на несколько типов, например, такие:

• сравнение исторического документа и художественного текста;

• сопоставление эпизода, образа в художественном произведении, историческом документе и в живописном или пластическом памятнике;

• понимание закономерностей историко-литературного процесса и причинно-следственных связей происходящих событий и явлений.

Рассмотрим некоторые варианты межпредметных заданий каждого типа.

Сравнение описания исторического события, явления, личности в художественном тексте с тем, как они представлены в историческом документе, летописи, хронике. Главная задача, решаемая при выполнении таких заданий — понять, чем взгляд художника отличается от взгляда историка. Например:

1. Летопись и современные историки о Крещении Руси

Прочитайте внимательно летописный рассказ и мнения историков XIX—XX вв. о принятии христианства.

Определите, какие причины принятия христианства киевским князем Владимиром выделяет летописец, а какие — современная историческая наука?

Какие последствия принятия христианства подчеркиваются в летописи, а какие — современной исторической наукой? Насколько велико различие в оценках этого события летописцем и историком, почему?

Важно отметить, что подобные вопросы ученики в дальнейшем приучаются задавать самостоятельно уже самим себе, когда речь заходит о выполнении схожих по типу заданий.

2. Поэма о Гильгамеше

В Таблице I прочитайте эпизод о Гильгамеше, правителе Урука. Определите характерные черты правления Гильгамеша, отражённые в поэме. Объясните, почему автор поэмы о Гильгамеше подчеркнул именно эти черты правителя. Сравните выделенные черты правления с известными вам историческими фактами управления городами в Древнем Шумере, сделайте вывод.

В Таблице IX прочитайте эпизод «Гильгамеш оплакивает смерть Энкиду». Сравните описание, данное историком И.М.Дьяконовым, с приведённым фрагментом в переводе поэта Н.С.Гумилёва. Определите, какими приёмами поэт передаёт глубину страданий Гильгамеша? Если бы вы были художником, то какой вид искусства выбрали бы, чтобы воплотить эпизод «Гильгамеш оплакивает смерть друга»? Почему?

«Особенности отражения исторического события в Повести о разорении Рязани Батыем».

Определите, каким моментам в повествовании о походе Батыя автор уделил больше внимания? Какое событие, по-вашему, является для него центральным? Почему?

Изучите историческую информацию о нашествии Батыя на Северо-восточную Русь в 1237—1238 гг. Выделите характерные черты осады русских городов войсками Батыя. Объясните, почему автор в своей повести описал именно осаду Рязани.

Определите особенности отражения исторического события в художественном тексте (воспользуйтесь своими знаниями текстов «Повести временных лет» и «Слова о полку Игореве»).

Поскольку центральным в повести является эпизод битвы дружины Евпатия Коловрата с войском Батыя, можно предложить учащимся определить особенности героического характера Евпатия Коловрата, сравнив его с образами князей из «Слова» и былинными богатырями, а также с изображением поединка в живописи: А. Авилов «Поединок Пересвета с Челубеем».

Сопоставление эпизода, образа, детали в художественном произведении, историческом документе и живописном или пластическом памятнике. Задания такого плана носят исследовательский характер и развивают навыки анализа информации на межпредметном уровне. Чаще всего они предлагаются ученикам после их знакомства с текстом, но можно сделать и наоборот.

Например, в 6-м классе (по другим программам можно и в 9-м классе) на уроке литературы ученики знакомятся с содержанием куртуазной лирики. Работа начинается с изучения миниатюр XIV—XV вв., на которых изображены сюжеты из жизни рыцарей и дам: «Соколиная охота», «Служение даме», «Чтение письма» и др. (коллекция библиотеки Гейдельбергского университета, обычно прилагается в качестве иллюстративного материала к учебным изданиям для филологов). Миниатюры рассматриваются (ксерокопии на столах) и уже потом сопоставляются с сюжетами произведений трубадуров и миннезингеров.

На уроке истории ученики, после знакомства с кодексом рыцарской чести, находят в нём отражение почтительного отношения рыцарей к даме сердца. Опираясь на произведения куртуазной лирики и кодекс, они создают словесный образ «Прекрасной дамы». Далее, учащимся предлагается информация о положении женщины в обществе в эпоху Средневековья. На основании всей выявленной информации формулируется проблема несоответствия художественного образа «дамы» реальному, идеализированное отношение к женщине в произведениях и существующее в действительности. Разрешение данного противоречия требует от учащихся не только навыка сопоставительного анализа, но и межпредметного соотнесения информации, понимания особенностей рыцарской эпохи.

Задания на сопоставление являются сложными, но всегда вызывают живейший интерес у учащихся. Выполнение таких работ вполне можно оценить на межпредметном уровне, поставив оценки одновременно по 2 или 3 предметам, что позволяет сэкономить учебное время, уменьшить нагрузку учащихся (вместо трёх контрольных или зачётных работ выполняется одна). В этом, как видите, заключается ещё одно преимущество межпредметной деятельности.

Понимание закономерностей историко-литературного процесса, причинно-следственных связей происходящих событий и явлений. В данном случае учащимся важно понять, в какие художественные формы облекались идеи времени и как они связывались с предшествующими и последующими звеньями историко-литературного процесса, каким образом возникшие традиции, изменяясь во времени, хранят память об истоках.

Для решения этих задач на уроках литературы можно включать в работу фрагменты из произведений, которые изучаются позднее, в следующих параллелях. Например, при изучении пушкинской «Полтавы», помимо включения в задания исторических документов, можно предложить фрагменты из романа А. Толстого «Пётр I» о Карле XII и Петре I (II-2-2, II-3-3, II-4-2). Работа с эстетически параллельными текстами в рамках основного курса позволит осмыслить не только идеи времени в различных формах и жанрах, но и творческую авторскую индивидуальность.

Понимание исторической эпохи также требует привлечения различных источников, отражающих взгляды людей, их позиции и оценки произошедших событий. Наиболее привлекательными для изучения в данном контексте являются переходные, переломные эпохи, заключающие в себе массу противоречий и проблем (Смута, деятельность Петра I, дворцовые перевороты, правление Николая I). Для их разрешения необходимо владеть навыком интерпретации исторических источников, уметь соотносить исторические события с их отражением в произведениях литературы.

Так, при изучении событий XVIII—XIX вв. нельзя обойти вниманием произведения Н.Я.Эйдельмана, И.И.Лажечникова, Н.М.Загоскина, исторические труды Н.М.Карамзина, В.О.Ключевского, С.М.Соловьёва, В.Б.Кобрина и др.

Понимание исторических событий достигается, в частности, за счёт того, что учитель организует на уроке работу с различным текстовым материалом. При этом особое внимание уделяется тому, как подаётся информация, в результате чего ученики самостоятельно выявляют проблемы и предлагают варианты их решений.

Рассмотрим фрагменты заданий к изучению личности и образа Николая I в истории и в произведениях литературы.

Задание №1. Прочитайте фрагменты из незавершённой статьи Л.Н. Толстого «Николай Палкин» и определите:

Какой жизненный факт исследует автор? Какая деталь поразила автора сильнее всего? Почему? Какие стилистические средства использует Толстой, чтобы воздействовать на читателя?

Задание №2. Обратившись к рассказу «После бала», определите:

На каких моментах делает акцент автор? Что объединяет рассказ и очерк? Насколько рассказ углубил ваше понимание основных положений статьи?

Выполнять такие задания лучше в микрогруппах (ученики ведут диалог), затем происходит обмен информацией между группами, и учащиеся записывают озвученные идеи и суждения в тетрадь. Далее учитель предлагает обобщить сведения о личности Николая I, полученные в ходе обсуждения очерка и повести и приобретенные ранее на уроках истории.

Задание №3. Составьте речь (30 сек.) в защиту или в осуждение Николая I, используя знания по истории и прочитанной литературе. Время подготовки 5 мин.

Выполнив задания № 1–3, учащиеся знакомятся с отзывами современников о Николае I, формулируют в группах проблему, основанную на сопоставлении информации, известной ранее и полученной сейчас.

Отзывы современников о Николае I (фрагменты)

Николай I

«Странная моя судьба, мне говорят, что я – один из самых могущественных государей в мире, и надо бы сказать, что всё, что позволительно, должно бы быть для меня возможным, что я, стало быть, мог бы по усмотрению быть там, где и делать то, что мне хочется. На деле, однако, именно для меня справедливо обратное. А если меня спросят о причине этой аномалии, есть только один ответ: долг! Это слово имеет священный смысл, перед которым отступает всякое личное побуждение, всё должно умолкнуть перед этим одним чувством пока не исчезнешь в могиле. Таков мой лозунг. Он жёсткий, признаюсь, мне под ним мучительнее, чем могу выразить, но я создан, чтобы мучиться».

Французский поэт и политический деятель А. Ламартин

«Нельзя не уважать Монарха, который ничего не требовал для себя и сражался только за принципы».

Прусский король Фридрих-Вильгельм IV

«Один из благороднейших людей, одно из прекраснейших явлений в истории, одно из вернейших сердец и, в то же время, один из величественных государей этого убогого мира отозван от веры к созерцанию».

А.С. Пушкин

Нет, я не льстец, когда Царю
Хвалу свободную слагаю:
Я смело чувства выражаю,
Языком сердца говорю.
Его я просто полюбил:
Он бодро, честно правит нами;
Россию вдруг он оживил
Войной, надеждами, трудами.
О нет, хоть юность в нем кипит,
Но не жесток в нем дух державный;
Тому, кого карает явно,
Он втайне милости творит.

Анна Федоровна Тютчева

Называла Николая Павловича «Дон-Кихотом самодержавия». «Этот дуб, сражённый вихрем, который никогда не умел гнуться и сумеет только погибнуть среди бури».

Необходимой частью межпредметной деятельности является организация и проведение межпредметного контроля. Такие работы проводятся во всех параллелях 3–4 раза в год и преследуют решение сразу нескольких задач:

• закрепление знаний;

• определение уровня сформированности общеучебных навыков;

• освоение учащимися новых способов образовательной деятельности;

• реализация учащимися компетентностных качеств;

• проявление учащимися комплексного видения проблемных ситуаций.

Тем самым такие работы выполняют не только функцию контроля, но, что гораздо важнее, ещё и обучающую и развивающую функции. Так, в 8 классе проводятся такие межпредметные контрольные работы, как:

«Пётр I как историческое лицо и петровский миф»;

«Общественно-политические преобразования в России XVIII в. и их отражение в литературе и искусстве»;

«Поиск идеальной формы общественного устройства европейскими просветителями и её отражение в литературе XVIII в.» (на примере произведений Дефо, Свифта, Вольтера).

При проведении межпредметных контрольных работ к ним необходимо предъявлять определённые требования, которые позволят объективно оценить результаты работы учащихся, например, такие:

• изложение материала с установлением историко-литературных связей, их объяснение;

• умение работать с источниками (правильное осмысление различных авторских точек зрения, включение их изречений, мыслей через цитирование или косвенную речь);

• наличие собственных суждений, позиции, оценок, их правильная и достаточная аргументация;

• соблюдение логики рассуждений и композиционного построения;

• соблюдение научного стиля, терминологической грамотности.

Еще одним важным элементом рассматриваемой системы межпредметной деятельности является проведение интегрированных уроков. При этом следует учесть, что на этих занятиях у учащихся должна быть возможность для разрешения какой-либо социально значимой проблемы при активном привлечении к работе произведений литературы, исторических документов и памятников культуры. Подобные учебные занятия могут объединяться в отдельный блок, занимающий по времени три-четыре часа, а вести их могут одновременно учителя двух или трех предметов. Однако если каждый учитель свободно владеет материалом, то возможно проведение урока без участия коллег (можно заранее обговорить с ними ключевые или сложные моменты). Так, например, в 7 классе мы проводим четырёхчасовой урок «Домострой в жизни и литературе», где в различных видах работ используются следующие тексты: «Домострой», «Детство Багрова-внука» С.Т.Аксакова, «Цифры» И.А.Бунина, «Юшка» А.П.Платонова, «Рассказы о Чике» Ф.А.Искандера, фрагменты биографий Н.В.Гоголя и М.А.Булгакова, дающие представление о жизненном укладе и воспитании в семье.

Следует сказать, что на таких уроках ученики, как правило, работают в группах, развивая, наряду с учебно-познавательной и мировоззренческой компетентностями, ещё и коммуникативные качества. Рассмотрим фрагменты групповых заданий, используемых на двухчасовом межпредметном уроке «Проблемы эпохи Возрождения в романе Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» в 6 классе. Каждая группа получает для подготовки своего выступления тематическую карточку с заданиями:

Недостатки и достоинства системы воспитания и образования в средневековой Европе, представленные в романе Рабле.

Задание: вспомните, какая система образования и воспитания существовала в эпоху средневековья, в чем ее суть? Какими приёмами Рабле раскрывает недостатки этой системы в главе XIV книги 1? Просмотрите главы о воспитании и образовании Гаргантюа в Париже. Чем отличается система воспитания и образования, предложенная Панократом? Какие приемы использует автор для раскрытия сути этой системы? (глава XXIII книги 1).

Особенности феодальных войн в период создания централизованного государства в Европе XV века.

Задание: вспомните историю борьбы Людовика XI и Карла Смелого, назовите причины раздоров между ними и результаты их борьбы; изучите главы XXXI-XXXIII, XLIII-LI книги 1 о войне Грангузье с Пикрохолем. Как отражены феодальные раздоры в романе? Какие приемы разоблачения особенностей феодальных войн использует Рабле?

Проблемы гуманистической педагогики.

Задание: прочитайте письмо Грангузье сыну (глава XXIX книги 1) и Гаргантюа сыну (глава VIII книги 2) и найдите доказательства того, что они отражают гуманистические идеи эпохи Возрождения. Можно ли считать эти письма педагогическим посланием читателю?

Проведение интегрированных уроков позволяет учащимся понять содержание и значение различных источников, глубоко и всесторонне изучить явления культурно-исторических процессов, соотнести их с реалиями сегодняшнего времени и, самое главное, научиться разрешать проблемные ситуации в различных жизненных ситуациях. Подобная практика интересна ещё и тем, что учитель постоянно совершенствует своё профессиональное мастерство, ученики же, в свою очередь, видят, что историк владеет знаниями по литературе и искусству, а словесник знает историю, разбирается в искусстве, что повышает в их глазах значимость гуманитарного образования.

Примеры тем межпредметных уроков:

5 класс. Шумерская цивилизация в литературных и исторических памятниках (2 часа);

6 класс. Истоки и формы рыцарской культуры Средневековья (2 часа);

7 класс. Становление национального самосознания — исторические события и их осмысление в бытовой повести XV века (3 часа);

8 класс. Личность эпохи дворцовых переворотов (4 часа).

Отличительной особенностью подобных уроков является и то, что все предлагаемые в их рамках задания носят исключительно межпредметный характер, что является хорошей подготовкой учащихся к межпредметным семинарским занятиям в старшей школе, о технологии проведения которых речь пойдёт в следующей лекции.

Подводя итог можно сказать, что межпредметная деятельность позволяет решать задачи обучения на качественно новом уровне, формируя в сознании учащихся основы гуманистического мировоззрения. Именно поэтому межпредметные связи, являясь важным условием для обучения и воспитания школьников, обеспечивают при этом существенные результаты:

• развитие аналитического и образного мышления школьников;

• создание условий для практического применения знаний и навыков;

• расширение деятельностного компонента в образовательном процессе;

• формирование у учащихся целостного представления о мире;

• формирование толерантной личности.

Вопросы для самопроверки

Какие виды интеграции существуют?

Почему важно использовать межпредметные связи на уроках?

Какие общеучебные умения и навыки можно развить с помощью межпредметных заданий?

Какие предметные особенности истории и литературы следует учитывать при составлении межпредметных заданий?

Какую задачу мы решаем, формулируя межпредметные задания для анализа эпизодов историко-литературного плана?

Почему при составлении межпредметных заданий особое внимание следует уделять тому, как подавать информацию на уроке?

В чём преимущество тематического объединения нескольких уроков?

Список литературы к лекции 7
будет опубликован в следующем номере.

TopList