Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «История»Содержание №19/2009
Образовательная экскурсия

 

 

Обыкновенная святость

К 100-летию вторичной канонизации
благоверной княгини Анны Кашинской

Храм Воскресения — центр города. Старинное фото. 1910 г. (Photoarchive/Russia1910/Kashin)

 

Материал для подготовки урока по теме
«Роль Православной церкви в духовном подъёме Руси». 6, 11 классы

 

Город Кашин — географически-уникальный. Ещё в XII в. первые поселенцы нашли здесь удивительное место: река Кашинка, приток Волги, описывает почти замкнутую петлю в форме сердца.

Город расположился на этом «сердечном» полуострове с крохотным перешейком. На протяжении 3 км Кашинка умудряется несколько раз симметрично пропетлять и составляет все 9 км. Так что создаётся впечатление рукотворности этой водной системы.

Датой основания города принято считать 1287 г., но, безусловно, Кашин существовал гораздо раньше. Например, упоминается среди городов, пострадавших от нашествия Батыя в 1238 г. До XV в. он — сторожевой пост на северо-востоке Твери, центр удельного княжества. И до наших дней местный архиерей именуется архиепископом Тверским и Кашинским. На конец XVII в. пришёлся расцвет Кашина. В городе насчитывалось тогда около 70 храмов. Но главное — это подчинение градостроительства одновременно и внешнему ландшафту и внутренней духовной символике. На узком перешейке находится гора, на которой была построена треугольная крепость Острог с храмом Воскресения Христова. Этот храм становится не только географическим центром, но и духовным символом города. Древние зодчие выявили две перпендикулярные природные оси, проходящие через «сердце» полуострова: продольная — ось перешейка; и поперечная, перпендикулярная первой, как бы растягивающая петлю. На этих двух осях, как на сторонах креста, было возведено, соответственно, 17 и 16 храмов, в сумме 33, по количеству земных лет Иисуса Христа. Храм Воскресения располагался в середине продольной оси.

Кашин на реке Кашинке. Современное фото

Сам полуостров находится ниже окружающей местности, примерно на 20 метров. Это — своего рода лунный кратер, вокруг которого возвышаются берега извилистой реки. Вдоль этих берегов в XVI в. было выстроено замкнутое ожерелье храмов в виде круга, числом 24. В центре же круга оказался тот же Воскресенский собор. Это напоминает о том, что в «Откровении Иоанна Богослова» (в главе 4) — Небесный Иерусалим изображён в виде горнего престола с 24 престолами (старцами) вокруг него.

Статья подготовлена при поддержке группы компаний «Арис». Если вы решили приобрести качественную и надежную дверь, которая будет служить долгие годы, то оптимальным решением станет обратиться в группу компаний «Арис». На сайте, расположенном по адресу www.arisdoors.com, вы сможете, не потратив много времени, заказать железную дверь по выгодной цене. Группа компаний «Арис» постоянно расширяет свой ассортимент продукции, поэтому вы всегда сможет найти подходящий товар на свой вкус.

Но и это ещё не всё. В XVI в. в Кашине находилось 13 монастырей. На окраинах города располагались три наиболее крупных монастыря: Сретенский, Николаевско-Клобуков и Димитровский. Все они находились на возвышенных обзорных местах — так называемых «поклонных горах». Так вот, в каждом из них существовал храм во имя Пресвятой Троицы. Эти три монастыря составляли как бы внешний треугольник города. Причём на каждой стороне этого внешнего треугольника стояло ещё по монастырю, образующих второй внутренний треугольник. Далее, внутри перешейка, находился третий треугольник — его образовывали стены крепости Острог с собором Воскресения Христова внутри. Так кашинцы в символах выразили своё благоговение к Священному Писанию. Не случайно архитектура духовных зданий именуется богословием в камне (или в дереве).

Для многих людей Кашин ассоциируется, прежде всего, с именем святой благоверной княгини Анны Кашинской. Святая Анна — идеальная, и в то же время типичная русская праведница эпохи Средневековья. На Руси женская святость при жизни — почти всегда тиха и сокровенна, даже на чудеса здесь наложена некая аскеза.

Княгиня Анна Дмитриевна родилась в Ростове в 1278 г. В 16 лет она была выдана замуж за тверского князя Михаила Ярославовича. Там, в Твери, и прошла основная часть её жизни. Однако, как говорит Библия, человеческое счастье не зависит ни от богатства, ни от знатности. Так случается, что люди, находящиеся на верху власти, иногда бывают особенно беззащитными. Конец XIII в. — тёмные годы для Руси.

Это — время всевластия монголо-татарских банд, когда в любую минуту можно было ожидать внезапной смерти от рук иноплеменников.

Князь Михаил Ярославович Тверской по своему душевному складу не был политиком, а его рыцарственное благородство казалось многим современникам, жаждущим сильной власти, основным свойством неудачника. Прямолинейный и доверчивый, князь Михаил Ярославович был жестоко убит ордынцами в 1318 г. по ложному обвинению в измене хану, выдвинутому князем Юрием Даниловичем Московским. Через 10 месяцев в Тверь привозят его останки, которые безропотно встречает его вдова — княгиня Анна. Спустя 6 лет погибает в Орде и старший сын Михаила и Анны — Димитрий Грозные Очи. Встретив там виновника смерти своего отца, Юрия Московского, Димитрий публично поражает его мечом, за что и расплачивается собственной жизнью. Проходит ещё 14 лет, и в Орде погибает следующий наследник Михаила, претендент на великокняжеский стол Александр вместе со своим сыном Феодором. И опять в Тверь отправляется траурный кортеж. Опять — слёзы, отпевание и погребение.

Икона благоверной княгини Анны

Вскоре после этого Анна принимает монашеский постриг и уходит простой черницей в Тверской Софийский монастырь, где и подвизается около 30 лет. Известно, что последние четыре года жизни она проводит в затворе, подальше от всех столиц, в Успенском монастыре города Кашина. Там она и умирает в 1368 г. Обычная биография для княгини того времени. Но святость — это не биография, а то, что внутри человека, его преображённая сущность. Читая житие благоверной княгини Анны, поражаешься, прежде всего, её полному доверию к Богу: если Господь попустил беду, то значит, эта беда для чего-то необходима. И здесь срабатывает духовный закон: если человек с благодарностью к Богу принимает все ниспосылаемые ему скорби, то он обязательно станет святым. Анна умерла, и через несколько десятилетий её память стёрлась в народе: ведь она не была чудотворицей при жизни. Но проходят годы, и кашинцы замечают, что их город как бы кем-то охраняется, что у них есть свой неизвестный святой. Даже во время смуты в XVII в. Кашин почти не пострадал от рук самозванцев. И вот, почти через 250 лет после её смерти, в 1611 г. больному пономарю соборной церкви Герасиму является во сне княгиня Анна и исцеляет его, сообщая при этом своё имя в скорби о небрежении к её забытой гробнице.

Но пройдёт ещё почти 40 лет, прежде чем совершится канонизация. В 1650 г. царь Алексей Михайлович Тишайший с огромной свитой отправляется на богомолье в Кашин. По прибытии царь и бояре перенесли на своих плечах каменный гроб с мощами княгини из деревянного храма в главный собор города. Царица с царевнами вышили три шёлковых воздуха и две пелены на гробницу. А при отъезде из города царь повелел выстроить каменный Успенский собор с приделом в честь святой Анны. Всё это предвещало особое церковное почитание благоверной княгини.

Но проходят годы, и начинается раскол в Церкви. Борьба между сторонниками обновления обрядов богослужения по греческим образцам и их противниками — старообрядцами — накаляется до предела.

Именно в это время «вспомнили», что благоверная Анна «имеет руку на персех лежащую согбенна с перстами, яко благословляющи»: когда в 1650 г. при открытии мощей ей пальцы разгибали, она их опять сгибала в старообрядческое двуперстие. Значит, либо это — неправда, либо Анна — не святая, и никаких от неё чудес быть не может! 24 февраля 1677 г. в Кашин прибывает чрезвычайная следственная комиссия с особыми полномочиями — вскрыть гроб святой Анны. «Руки благословляющей» комиссия не обнаружила, однако независимо от этого, народ имел право не верить этому. И вот тогда, в 1678 г. Великий Собор во главе с патриархом Иоакимом просто отверг святость княгини Анны: «Житие» же её признали ошибочным, чудесам верить отказались, а трёх составителей «Жития» покарали суровыми епитимиями. Деканонизация благоверной Анны — единственная в истории Русской Православной церкви. В довершении было принято постановление: изымать иконы, жития, каноны — всё, что было связанно со святой — с жестокими наказаниями их владельцев, вплоть до анафемы. Интересно, что с 1655 по 1690 г. в Церкви не совершилось ни одной канонизации. Но народ кашинский всё равно тайно молился своей покровительнице, и с течением времени запреты на почитание благоверной Анны стали забываться. Собор 1678 г. определил, что «вернуть» святость Анне можно лишь в случае особых откровений. Как считали люди, святая невидимо продолжала помогать своему городу: дважды холера и чума отступали от его пределов, не говоря уже об отдельных исцелениях людей.

Освящение памятника святой Анне Кашинской
(www.fotki.yandex.ru/users/arhivarius)

В царствование Николая II справедливость была наконец восстановлена. В 1909  г. состоялась вторичная канонизация благоверной княгини Анны, спустя 230 лет после её низвержения Великим Собором 1678 г. Не обошлось, как полагается, и без казусов. Во время торжеств из Москвы в Кашин вернулся покров на раку, вышитый ещё в 1650 г., до раскола, царицей с царевнами. На нём святая была изображена троеперстно складывающей руку. Однако при внимательном рассмотрении оказалось, что троеперстная десница пришита позже, а под ней — подлинная, двуперстная. Оставлять такой соблазн было нельзя. Архиепископ Тверской и Кашинский Алексий мудро распорядился отшить «позднюю руку» и оставил двуперстие, тем самым засвидетельствовав, что не в «букве Бог, а в духе и истине». На праздник приехало множество старообрядцев разных толков. Ожидалось даже примирение Церквей. Однако каждая сторона не удержалась, чтобы не обвинить другую в её грехах. С тем и разошлись.

После революции Кашин долго сохранялся нетронутым «воинствующими» безбожниками, но в 1930 г. мощи святой Анны всё же вскрыли, и процесс их освидетельствования был заснят на киноплёнку. Тем не менее, мощи не исчезли, всё советское время они кочевали по храмам: закрывали один — их переносили в незакрытый. Рассказывают, что во время Великой Отечественной войны святая Анна явилась на мосту через Волгу неподалёку от Кашина солдату-охраннику и спросила: «Ты что здесь делаешь?!» «Я мост охраняю» — ответил тот. «А я город охраняю!..» — и исчезла.

Нынешний город хранит не только дух святой Анны, но и совсем недавнего прошлого, которое читается в названиях улиц: ул. Обновлённый Труд, ул. Красных Зорь, ул. Красных Идей. Ныне действующий женский Николаевско-Клобуков монастырь расположен на ул. Смычки, а его подворье — на ул. Единения.

Крестный ход с мощами св. благоверной княгини Анны Кашинской
в день празднования 100-летнего юбилея её вторичного прославления (www.fotki.yandex.ru/users/arhivarius)

Упоминаемый Николаевско-Клобуков монастырь знаменит, прежде всего, памятью преподобного Макария Калязинского, постригшегося в этой обители в начале XV в. и подвизавшегося здесь в первые годы в иноческом чине. По преданию он был несправедливо изгнан игуменом монастыря, и на вопрос, куда же ему теперь идти, тот ответил: «Вон же!» С тех пор речка, к которой отправился преп. Макарий, так и называется Вонжа. В советское время в бывшей келье преп. Макария, которая была до революции храмом, устроили скотобойню при колбасной фабрике «Инвалид»; при этом кровь убитых животных стекала по специальному желобу через бывший алтарь. Сейчас этот монастырь восстанавливается.

На этом завершается краткий рассказ о городе Кашине, который вот уже семи веков охраняет обыкновенная русская святая, одна из первых в длинной череде известных и неизвестных святых жён — благоверная княгиня Анна Кашинская.

Станислав СТАСЕНКО

TopList