Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «История»Содержание №9/2009
Анфас и профиль

 

От Москвы — до Берлина и Праги!

Танки Т-34 на параде 7.11.1941

Танки Т-34 на параде 7.11.1941

 

Вспомогательный материал для подготовки урока по теме «“Война моторов”, как качественной новый тип вооружённого конфликта в мировой и отечественной истории».  9, 11 классы

 

ИСТОРИЯ ТАНКА Т-34

2007 год отмечен многими памятными и юбилейными датами. Есть среди них такие, которые, хоть и не обозначены в календарях красным цветом, сыграли исключительную роль в судьбе Отечества. Как минимум три из них касаются легендарного танка Т-34, признанного лучшим средним танком Второй мировой войны. Один из лидеров антигитлеровской коалиции премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль в своё время подчеркнул: «Во Второй мировой войне было три великих оружия: английская пушка, немецкий самолет “Мессершмитт” и советский танк Т-34. Но если в первых двух случаях я знаю, кто их создал и как, то я ничего не знаю про Т-34: кем и как было сделано это чудо!»

 

Задание государственной важности

И.Н.Алексенко
И.Н.Алексенко

Можно только представить, какие чувства испытал Адольф Гитлер, когда в самом начале вторжения в СССР ему доложили, что у русских, оказывается, есть танки, которые по боевым характеристикам значительно превосходят лучшие немецкие. И в нарушении им же утверждённого плана «Барбаросса» фюрер в середине лета 1941 г. приказывает 2-й танковой группе генерал-полковника Хайнца Гудериана (она в это время находилась всего в трёхстах километрах от Москвы!) повернуть на Харьков, чтобы во что бы то ни стало захватить завод, выпускавший уникальный Т-34.

Обратимся к началу этой истории. Восемьдесят лет тому назад, в ноябре 1927 г., народный комиссар Военно-морских дел Климент Ефремович Ворошилов поручил Государственному Харьковскому паровозостроительному заводу им. Коминтерна задание исключительной важности — разработать опытный образец танка «с железным корпусом». Речь, разумеется, тогда шла вовсе не о «тридцатьчетвёрке», а о среднем манёвренном танке Т-12.

Так возникла специальная танковая группа под руководством Ивана Никаноровича Алексенко. Опытный инженер пригласил в неё В.М.Дорошенко, Н.А.Кучеренко, А.А.Морозова, М.И.Таршинова, К.Е.Шендрика и других совсем ещё молодых людей. Благодаря стараниям И.Н.Алексенко и его сподвижников в начале 30-х гг. прошлого века в СССР, наряду с танковым производством на ленинградском заводе «Большевик», выпускавшем лёгкие танки Т-18, появился ещё один центр танкового производства — в Харькове.

Танк Т-34-76 образца 1940 г.
Танк Т-34-76 образца 1940 г.

Обострение международных отношений, предчувствие грядущей мировой войны призывали к бдительности и всемерному укреплению обороны. Среди первоочередных мер была разработана программа оснащения Красной армии новыми образцами бронетанкового вооружения и техники. Наши танкостроители тогда ещё не обладали достаточным опытом создания боевых машин. Пришлось в 1929—1930 гг. прибегнуть к лицензионной закупке в США перспективного лёгкого колёсно-гусенечного танка «М.1940.Кристи». Два американских танка прибыли к нам без башен и вооружения, комплекс технической документации оказался неполным. Тем не менее это стало основой для создания и развития лёгких колёсно-гусеничных танков БТ — быстроходных танков.

Так, Харьковский паровозостроительный завод стал одной из основных баз производства БТ. Но к этому времени заводские конструкторы полным ходом разрабатывали средний гусеничный танк Т-24. Возникла конфликтная ситуация.

Возглавлявший конструкторское бюро И.Н.Алексенко, принципиально не согласный с доктриной лёгких колёсно-гусеничных танков, даже уволился с предприятия.

В сентябре 1931 г. был собран опытный экземпляр быстроходною танка. В серию он пошёл под маркой БТ-2. Три первых танка этой модели были допущены к военному параду на Красной площади 7 ноября 1931 г. Важно подчеркнуть, что производство БТ с самого начала осуществлялось на конвейере. Иначе говоря, впервые в мире было поставлено на поток!

От быстроходного танка — к Т-34!

Н.А.Кучеренко
Н.А.Кучеренко

На смену Алексенко руководителем танкового КБ был назначен весьма неблагонадёжный по меркам тех времён Афанасий Осипович Фирсов — причина заключалась в том, что он не только получил блестящее инженерное образование в Германии и Швейцарии, но и успешно поработал на швейцарском заводе «Зульцер». С началом Первой мировой войны Фирсов вернулся в Россию — его захватили масштабы социальных перемен после Октябрьской революции. И хотя относились к нему с явным подозрением, талантливый инженер энергично взялся за дело.

Об этом мне рассказал заместитель директора по научной работе музейного комплекса «История танка Т-34», известный специалист в области истории бронетанковой техники полковник Игорь Геннадьевич Желтов:

— Молодые конструкторы и техники ХПЗ под началом Фирсова прошли уникальную школу танкостроения. В 1934-м Афанасий Фирсов со своим заместителем Николаем Кучеренко поставили в танк БТ-5 дизельный двигатель В-2. Стало ясно, что в подобном решении — будущее танкостроения.

Под руководством Фирсова ведущий конструктор Александр Морозов довёл трансмиссию танка БТ-7 до высокого технического уровня, а Михаил Таршинов придумал принципиально иную — «широконосую» — конфигурацию танкового корпуса. С другими коллегами Фирсов рассматривал возможность применения движителя, не имеющего колёсного хода. Всё это послужило своеобразной подготовкой к инженерному прорыву, к выходу на смелую идею: от быстроходного танка — к среднему танку нового типа!

Инженерный прорыв, однако, осуществился не столь скоро. Танки БТ прекрасно зарекомендовали себя. Однако слабым звеном машины оказалась коробка передач. Из-за неумелых действий призванных в армию молодых деревенских трактористов, прошедших краткосрочные курсы механиков-водителей, БТ с трудом выдерживал 500-километровый ресурс. Фирсову в этой ситуации удалось найти достойное решение: новая трёхступенчатая коробка передач надёжно отработала на всех последующих модификациях БТ-7. Тем не менее судьба Афанасия Осиповича была предрешена. Летом 1936 г. его отстранили от работы, через год арестовали и он бесследно исчез...

Танк Т-34-76 образца 1942 г.
Танк Т-34-76 образца 1942 г.

В разгар периода тотальной шпиономании и жесточайших репрессий танковое КБ возглавил прибывший в Харьков из Ленинграда Михаил Ильич Кошкин. За его плечами — разработка коробки передач, которую было решено изготовить и установить на опытный образец среднего колёсно-гусенечного танка Т-29.

Перед коллективом Кошкин поставил предельно ёмкую задачу:

— Работать не вдогонку, а на обгон! В конструировании использовать не аналог, а тенденцию. Внедрить такой новый танк, который был бы длительное время перспективным и не требовал существенных изменений.

А.О.Фирсов
А.О.Фирсов

Именно Кошкин, с конструкторской точки зрения продолжая линию Фирсова, сумел отстоять на Главном военном совете необходимость разработки и изготовления принципиально новой конструкции танка. Постановлением Комитета обороны при Совете Народных Комиссаров СССР в феврале 1939 г. чертежи и макеты танков А-20 (средний колёсно-гусеничный танк) и А-32 (средний гусеничный танк) были окончательно утверждены в производство. Так открылась новая страница в истории отечественного танкостроения.

Обе модели были созданы и всесторонне испытаны. В декабре 1939 г. Комитет обороны утвердил в серийное производство в Харькове и Сталинграде гусеничную модель А-32 с дизельным двигателем В-2 и пушкой 76-миллиметрового калибра с присвоением указанному танку названия Т-34.

Победа эта стоила Кошкину жизни. Во время многодневных полевых испытаний — танкового пробега по маршруту Харьков—Москва—Харьков — он серьёзно простудился. Болезнь перешла в воспаление лёгких, и 26 сентября 1940 г. Михаил Ильич скончался.

До начала Великой Отечественной войны оставались считанные месяцы...

Быстрота, манёвр, огневая мощь

Процесс создания совершенно новых средних танков разворачивался мучительно. Конструкторы прекрасно видели как недостатки этой ещё «полусырой» модели, так и неоспоримые её преимущества: мощная длинноствольная пушка, соответствующие российскому бездорожью широкие гусеницы, максимальная по тем временам защищённость, простота в освоении, высокая технологичность в производстве и при ремонте, даже в полевых условиях.

В создании нового танка в буквальном смысле участвовала вся страна. Так, в орбите кооперации только харьковского завода находились предприятия Москвы, Ленинграда, Горького, Сталинграда, Казани, Киева, Саратова, Ярославля и многих других городов.

К 22 июня 1941 г. в наши войска было направлено 1066 танков Т-34-76 (последние две цифры обозначают калибр орудия). Гитлеровцы об этом ничего не знали!

Вместе с тяжёлыми танками KB «тридцатьчетвёрки» составляли всего около семи процентов общего танкового потенциала Красной армии. Но и этот «мизер» в первых же боях привёл гитлеровцев в шоковое состояние. Хайнц Гудериан вынужденно констатировал: «Превосходство материальной части наших танковых сил, имевшее место до сих пор, отныне потеряно...»

Впечатления непосредственных участников боёв куда эмоциональней. Вот воспоминания танкиста вермахта обер-лейтенанта Ханса Груббе: «Мы увидели “это” в первом же бою. Оно двигалось на нас быстрее наших танков. В него стреляли, но “это” казалось неуязвимым. Позднее я узнал, что “это” — русский танк Т-34. Никто его не ожидал. Как будто призрак... За время войны я не раз встречался с ним, но первое впечатление — самое сильное».

Быстрота, манёвр, огневая мощь «тридцатьчетвёрок» ошеломили захватчиков. Гитлеровские военачальники докладывали фюреру с Восточного фронта, что в боях с участием советских танков Т-34 их войска переживают, главным образом, не физическую усталость, а сильнейшее душевное потрясение.

Одним из первых боёв Великой Отечественной войны, в котором приняли участие танки Т-34, стал бой под Алитусом на левом берегу реки Неман. В противостоянии сошлись 5-я танковая дивизия 3-го механизированного корпуса Красной армии (в её составе было 44 танка Т-34, танки Т-28 и БТ-7) и 7-я танковая дивизия вермахта. В ходе боя экипаж «тридцатьчетвёрок» сержанта Макогона (имя его, к сожалению, установить не удалось) вывел из строя шесть танков противника!

На всех фронтах экипажи Т-34 отважно сражались с превосходящими силами противника. «Тридцатьчетвёрки» оказались более живучими по сравнению с лёгкими танками. А в сочетании с солдатской смекалкой танки Т-34 в боях творили чудеса!

Действуя методом засад, постоянно маневрируя и изменяя позиции, вводя противника в заблуждение имитацией боевых рубежей, созданных из разбитых танков и автомобилей, танкисты 4-й танковой бригады полковника Михаила Катукова в начале октября 1941-го на рубеже южнее Мценска (Орловско-Тульское направление) сумели остановить 3-ю и 4-ю танковые дивизии 2-й танковой армии Гудериана. Катуковцы, в распоряжении которых было лишь 7 тяжёлых танков KB и 22 средних Т-34, уничтожили 133 танка противника, 49 орудий, 8 самолётов, 15 тягачей с боеприпасами, 6 миномётов и множество гитлеровских вояк.

В тех боях особенно отличился экипаж старшего сержанта Ивана Любушкина. Ожесточённое сражение возле села Первый Воин 6 октября 1941 г. затянулось до самой ночи. Танкисты уничтожили десять вражеских танков, но и сами получили серьёзное повреждение от прямого попадания. Необходимо было выйти из боя для ремонта. В этот момент Любушкин обнаружил замаскированные в кустах немецкие танки. Уточнил, что в боекомплекте ещё есть бронебойные снаряды, и не думая о собственной безопасности, открыл меткий огонь.

Приказом наркома обороны СССР 11 ноября 1941 г. бригада M.E.Катукова была преобразована в 1-ю гвардейскую танковую бригаду, а старший сержант Иван Тимофеевич Любушкин удостоен Золотой Звезды Героя Советского Союза!

Боевой опыт катуковцев очень пригодился на следующих этапах Московской битвы. Врага танкисты били по-суворовски — не числом, а умением. Думается, вполне заслуженно на боевой медали «За оборону Москвы» изображён танк — Т-34.

Танкоград в нижнем Тагиле

Всё для фронта, всё для Победы! Производство танков Т-34 в максимально возможных объёмах было развёрнуто на горьковском заводе «Красное Сормово», свердловском «Уралмаше», челябинском Кировском заводе, эвакуированном в Чкалов ленинградском заводе № 174.

На Сталинградском тракторном заводе выпуск и ремонт «тридцатьчетвёрок» продолжался до последних дней существования предприятия, когда уже шли сражения Сталинградской битвы. В восстановление наших подбитых танков активно включились московские предприятия. Инженеры и техники каждого завода осваивали выпуск танков по упрощённым технологиям, вносили усовершенствования в их конструкцию, исходя из местных условий. Т-34 становился всё более защищённым и манёвренным.

А.А.Морозов
А.А.Морозов

Что касается Харьковского завода, его коллектив сумел под самым носом фашистов организованно эвакуировать предприятие, включая техническую документацию, на Урал — в Нижний Тагил. И это, безусловно, был подвиг! Первый эшелон отправился в путь 17 сентября, последний — сорок первый по счёту — 18 октября 1941 г. И уже 31 декабря 1941 г. из Нижнего Тагила в армию поступили первые 25 танков Т-34.

Кроме того, на базе «Уралвагонзавода» был создан настоящий танкоград, объединивший ряд эвакуированных с оккупированных территорий предприятий. Именно здесь во время войны была выпущена половина всех танков Т-34, причём был совершён колоссальный технологический прорыв — переход от ковки к штамповке, применение автоматической электросварки, другие новации. Уникальные аппараты разработали специалисты Института электросварки Академии наук Украинской ССР под руководством академика Евгения Оскаровича Патона.

Легендарный «шов Патона» по своим качествам оказался прочнее танковой брони!

Конструкторы предприятия под руководством А.А.Морозова и Н.А.Кучеренко оперативно разрабатывают пути устранения дефектов и улучшения конструкции Т-34 на основе опыта боёв первых двух лет войны. Среди новшеств — появление в арсенале танкового вооружения огнемёта, установка дополнительных топливных баков, поручней на корпусе для солдат-десантников, пятиступенчатая коробка передач, усиление броневой защиты. Так что танк Т-34-76 довоенного выпуска уже не шёл ни в какое сравнение с Т-34-76 образца, к примеру, 1942 г.

Награда по заслугам

65 лет назад, 10 апреля 1942 г., постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР за разработку конструкции нового типа среднего танка Сталинская премия первой степени была присуждена Александру Александровичу Морозову, Михаилу Ильичу Кошкину (посмертно), Николаю Алексеевичу Кучеренко.

Танк Т-34-85 образца 1944 г.
Танк Т-34-85 образца 1944 г.

В этом факте есть загадка. Дело в том, что от инстанции к инстанции, как это было принято в те годы, должны были представить только двоих — здравствующих Морозова и Кучеренко. Кто и когда вписал Кошкина?

Вот мнение полковника И.Г.Желтова:

— Ответ напрашивается только один. Вероятно, просматривая перед подписанием постановление, Иосиф Виссарионович Сталин вспомнил насквозь простуженного конструктора из Харькова, который, невзирая ни на какие авторитеты и прекрасно понимая, чем лично для него может обернуться спор с самыми главными должностными лицами страны и Красной армии, упорно раз за разом доказывал, что у предлагаемой модели «тридцатьчетвёрки» нет альтернативы...

Противостояние «Тиграм» и «Пантерам»

…Не дремали, однако, и немецкие конструкторы. В конце 1941 г. их танк T-III был оснащён 50-миллиметровой пушкой, вскоре и на T-IV появилось 75-миллиметровое орудие. В танковом боекомплекте появились подкалиберные и кумулятивные снаряды. Ещё более грозным было оружие тяжёлых немецких танков «Тигр», «Пантера» и самоходной артиллерийской установки «Фердинанд» («Элефант»).

Вот почему в самом начале 1943 г. разработчик пушки Ф-34 В.Г.Грабин подал на имя Верховного Главнокомандующего докладную записку с предложением незамедлительно перевооружить все «тридцатьчетвёрки» 85-миллиметровой пушкой. Реакция последовала лишь в мае — Государственный Комитет Обороны принял решение о создании новых танковых и противотанковых орудий.

Промедление обошлось дорого. На Курской дуге вермахт впервые массированно применил новые танки «Тигр» и «Пантера», поражавшие наши KB и Т-34 с полуторакилометрового и большего расстояния. Только к концу 1943 г. Т-34 получил 85-миллиметровую пушку. Это был, образно говоря, неизбежный мат в «шахматной дуэли» советских и германских танкостроителей. Вполне оправданно, что основным танком вермахта к концу войны был 45-тонный T-V «Пантера», чьи формы броневого корпуса и башня явно скопированы с Т-34.

Т-34-85 стал легендарным танком Победы, участвовал во всех наиболее важных боях, в штурме Берлина и освобождении Праги! За боевые подвиги в Великой Отечественной войне 250 тыс. танкистов награждены орденами и медалями, 1140 человек стали Героями Советского Союза (16 удостоены этого звания дважды), 104 танкиста — кавалерами ордена Славы всех трёх степеней.

Высоко оценены и заслуги, так сказать, первопроходца танка Т-34 — комдив Михаил Ефимович Катуков завершил войну командующим 1-й гвардейской танковой армией, дважды Героем Советского Союза, а в 1959 г. ему было присвоено звание маршала бронетанковых войск.

После победы, выполняя союзнические обязательства, Советский Союз с 9 августа по 2 сентября 1945 г. осуществил Маньчжурскую стратегическую наступательную операцию. В составе двух Дальневосточных и Забайкальского фронтов в боевых действиях участвовало 1754 танков Т-34-85. На Дальневосточном театре военных действий они блестяще зарекомендовали себя как в условиях непроходимой тайги, так и в безводной пустыне, заболоченной и горной местности, при жаре, достигавшей 53 градусов по Цельсию.

«“Тридцатьчетвёрка” прошла всю войну, от начала до конца, и не было лучшей боевой машины ни в одной армии!» — отметил в своих мемуарах Маршал Советского Союза Иван Степанович Конев.

Но на этом история танка Т-34 не закончилась. В 45 странах мира, на самых разных континентах, в разные годы он неизменно находился на вооружении. В нашей же стране прославленный танк, отнесённый Уинстоном Черчиллем к лучшему оружию Второй мировой войны, официально сдал боевой пост только в 1997 г. Всего десять лет назад!

И ещё — более чем полвека назад, в нижнетагильском танкограде под руководством главного конструктора завода А.А.Морозова и начальника конструкторского бюро Н.А.Кучеренко был создан новый средний танк — Т-44, боевая машина с огромными возможностями для дальнейшего совершенствования. Этот танк принят на вооружение в 1945 г. Одна из его модернизаций, как пояснил автору его отец, Владимир Викторович Горбунов, прослуживший после окончания вуза старшим лейтенантом в гвардейской Кантемировской танковой дивизии, стала основой для создания целого семейства танков Т-54 — с различными формами башни, конструкцией опорных катков и многими другими новинками.

Так, последовательно, в нашей стране формировался принципиально новый тип танков, сочетающих в себе скорость и манёвренность лёгкого танка, мощность и выносливость среднего танка, огневой потенциал тяжёлого танка.

Статья подготовлена при поддержке теннисного клуба «Мегаспорт-теннис». Если Вы решили держать себя в хорошей спортивной форме, а также с пользой проводить досуг, то оптимальным решением станет обратиться в теннисный клуб «Мегаспорт-теннис». Перейдя по ссылке: «детская теннисная школа Москва», вы сможете, не отходя от экрана монитора, записаться на занятия в удобную для вас группу, или же арендовать корт. Более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте www.Mstennis.Ru.

Виктор ГОРБУНОВ,
студент исторического факультета МПГУ

TopList