Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «История»Содержание №23/2008
Задание по теме

 

Протопоп Аввакум против патриарха Никона

Материалы для подготовки уроков по теме:
«Русская православная церковь в XVII в.». 7 класс

Цели урока

• Овладение методами работы с источниками информации: историческими документами, художественным произведением, репродукцией картины.

• Выработка умений сопоставлять версии и оценки событий, даваемые различными историческими личностями.

• Формирование исторического мышления.

• Воспитание уважения к истории и литературе.

 

Статья опубликована при поддержке интернет-магазина «Sigma-Line». Самые практичные товары для детей. Интернет-магазин предлагает товары, которые будут уместны в большинстве семей, где есть или ожидаются дети. В магазине реализуется множество моделей велосипедов – трёхколесные велосипеды для самых маленьких, четырёхколесные – для тех, кто учится ездить на двух колесах, подростковые и взрослые модели; детские коляски (лёгкие летние, утеплённые зимние, демисезонные, трансформеры и другие); широкий ассортимент товаров для детей самого младшего возраста – стульчики для кормления, кроватки, пеленаторы, ходунки и манежи, качели. Для просмотра полного каталога перейдите по ссылке: https://sigma-line.com/category/detskie-velosipedy-20-dyuymov/.

Задачи урока

• Продолжить знакомство учащихся с основными событиями правления царя Алексея Михайловича.

• Охарактеризовать влияние личностей патриарха Никона и протопопа Аввакума на церковную жизнь и культуру России XVII в.

• Путём анализа «Жития протопопа Аввакума» показать роль человеческого подвига и веры.

• Выявить влияние церковной реформы на укрепление самодержавия Романовых.

• Охарактеризовать причины и последствия церковной реформы, значение раскола для дальнейшей религиозной жизни России.

 

Оборудование урока

Компьютер и проектор; CD «Энциклопедия истории России 862—1917 гг.» / раздел «Алексей Михайлович»; иллюстрации.

 

Литература

Житие протопопа Аввакума (любое издание).

Жуков Д.А. Аввакум Петров // Русские писатели XVII в. М., 1972.

Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. М., 2005.

Московский областной краеведческий музей в городе Истре. М., 1989.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999.

Православная энциклопедия. М., 2000.

 

Словарь урока

Анафема— церковное проклятие, отлучение от церкви.

Архимандрит — монашеское звание (обычно настоятеля мужского монастыря), предшествующее епископу.

Догмат — основное положение церковного учения, считающееся непреложной истиной.

Духовник — священник, принимающий исповедь, духовно направляющий своё духовное чадо (прихожанина храма).

Митрополит — духовный сан, предшествующий патриарху.

Монастырь — религиозная община монахов или монахинь, проживающих совместно и ведущих общее хозяйство.

Поп — православный священник (разг.).

Патриарх— глава церкви.

Протопоп— старший православный священник (устаревшее); в наши дни — протоиерей.

Раскол — религиозно-общественное движение, возникшее в середине XVII в. в России, направленное против официальной церкви.

Секуляризация— обращение государством церковной собственности в светскую; процесс снижения роли церкви в жизни общества.

Скит — небольшой монастырь монахов-отшельников; старообрядческий монастырь, расположенный в глухой местности.

Старообрядчество— религиозное течение, возникшее вследствие раскола Русской православной церкви в XVII в., стремящееся к сохранению церковных правил старой веры.

Учащиеся получают опережающее задание: познакомиться с произведением древнерусской литературы «Житие протопопа Аввакума».

 

Введение

Учитель (демонстрирует репродукцию картины В.Сурикова «Боярыня Морозова»). Перед нами одна из самых богатых и знатных женщин Москвы XVII в. — боярыня Морозова. Здесь она не в парадном виде — художник изобразил её закованную в цепи, на простых розвальнях; с лицом, полным страдания и гнева, обращается она к провожающим её людям, подняв руку с двуперсным крестным знамением. Единственный, кто открыто осмеливается пожалеть боярыню — юродивый, в лохмотьях сидящий прямо на снегу. В толпе одни плачут, другие смеются и ликуют. Мчатся розвальни, а за ними, едва успевая, бежит сестра Морозовой княгиня Урусова, в отчаянии ломающая пальцы, она пока ещё в бархатной шубе и узорчатом платке. Судьба этих женщин будет страшной — посаженные в земляную тюрьму, они умрут долгой и мучительной смертью. Что же произошло, какие исторические события легли в основу сюжета этой картины Василия Сурикова? Ответ на этот вопрос мы дадим в конце сегодняшнего урока, посвящённого теме «Русская православная церковь в XVII в.».

Портрет патриарха Никона с подписью на русском языке того времени
Портрет патриарха Никона
с подписью на русском языке того времени

Начало XVII в. стало суровым испытанием для Русской православной церкви. Захватившие Москву поляки не только уничтожали храмы, но и оскверняли мощи святых, присваивали церковную утварь, убивали служителей Церкви. По окончании Смуты главной задачей вновь избранного патриарха Филарета — отца царя Михаила Фёдоровича Романова, — стало духовное возрождение священнослужителей и мирян. Главное, чего удалось добиться патриарху — это укрепить авторитет и власть царя. Однако многие сложные церковные вопросы так и не были решены ни при Филарете, ни при его преемниках — патриархах Иоасафе I и Иосифе. Решением этих давно назревших вопросов занялся в середине XVII в. патриарх Никон.

Сообщение учащегося о патриархе Никоне

Светское имя патриарха Никона — Никита Минин. Родился он в 1605 г. в селе Вельдеманово Нижегородской губернии в крестьянской семье. Мать Никиты рано умерла, отец женился вторично, но мачеха невзлюбила мальчика, и от её побоев он часто убегал в Желтоводский монастырь, где монахи выучили его грамоте, он был тайным послушником. Возмужав, Никита становится священником в селе Лыскове. Его проповеди были так хороши, что послушать их приезжали даже московские купцы, которые и добились перевода Никиты в Москву. К этому времени он был уже женат, имел троих детей. Но семейное счастье длилось лишь 10 лет: неожиданно один за другим умерли дети, и Никита уговорил жену уйти в монастырь, и сам принял монашеский постриг на Соловках с именем Никон. В это время ему шёл 31-й год.

Патриарх Никон в житии
Патриарх Никон в житии

Духовным отцом и наставником Никона стал старец Елеазар, живший в Троицком скиту Анзерского острова. Он сразу отметил начитанность нового монаха, его немалый жизненный опыт и глубокую набожность. Между старцем и монахом сложились доверительные отношения. Вскоре Никон отправляется в поездку в Москву для сбора денег на строительство каменного храма. Однако отношения между Никоном и старцем нарушились, и монах покинул остров.

Протопоп Аввакум
Протопоп Аввакум

Приют он нашёл в Кожеезерской обители, где в 1643 г. был избран настоятелем, именно в этом качестве Никон впервые встречается в московском селе Коломенском с 17-летним Алексеем Михайловичем. Содержание их разговора неизвестно, но Никон вскоре перебирается в столицу и с одобрения царя становится архимандритом придворного Новоспасского монастыря. Каждую пятницу Никон должен был являться в придворную церковь и беседовать с царём. С собой он приносил народные челобитные, которые тут же получали ход, что давало возможность Никону защищать интересы простых людей.

Боярыня Морозова навещает протопопа Аввакума в тюрьме. Миниатюра конца XIX в.
Боярыня Морозова навещает
протопопа Аввакума в тюрьме.
Миниатюра конца XIX в.

В 1649 г. Никон был переведён в Новгород и посвящен в сан митрополита. Поддерживая тесную связь с царём, Никон продолжал свою деятельность. В июле 1652 г. он был избран патриархом Всея Руси.

Учитель. Именно с этой даты уместно начать разговор о церковной реформе XVII в. и познакомиться с её активным противником — протопопом Аввакумом. Жизнь этого человека нам известна по его «Житию», которое в отличие от других произведений этого жанра написано живым, сочным языком. Кроме описания перипетий своей жизни Аввакум включает в повествование описание бытовых сцен, природы, своего душевного состояния и страданий.

Работа учащихся продолжается в группах по 4—5 человек с привлечением «Жития протопопа Аввакума».

 

ЗАДАНИЕ

Проведите сравнительную характеристику личности Никона и Аввакума по следующему плану:

1. Происхождение, родители.

2. Воспитание и образование.

3. Семья — жена и дети.

4. Служение в церкви.

5. Какими нравственными качествами обладал протопоп Аввакум?

По окончании работы выслушиваются ответы групп.

 

Примерный рассказ учащихся об Аввакуме
с привлечением цитат из «Жития»

1. «Рождение же моё в нежегороцких пределах, за Кудмою рекою, в селе Григорове» (20 ноября 1620 г.). «Отец ми бысть священник Пётр, мать — Мария, инока Марфа».

2. Получил домашнее воспитание и образование. Отмечал, что «отец же мой прилежаше пития хмельнова; мати же моя постница и молитвеница».

3. «Изволила мати меня женить. Аз же Пресвятей Богородице молихся, да даст ми жену помощницу ко спасению. И в том селе девица, сиротина ж, беспрестанно обыкла ходить в церковь, — имя ей Анастасия. Отец ея был кузнец, именем Марко, богат гораздо; а егда умре, после ево вся истощилось. Она же в скудости живяше и моляшеся Богу, да же сочетается за меня совокуплением брачным…» В этом браке родилось 8 детей. Взаимоотношения супругов характеризует такой эпизод: во время ссылки Анастасия Марковна, измученная переходами, голодом и нищетой, обращается к Аввакуму со словами: «Долго ли муки сея, протопоп, будет?» И он говорит: «Марковна, до самыя смерти!» Она же, вздохнув, отвечала: «Добро, Петрович, ино ещё побредём».

4. «Рукоположен во дьяконы двадесяти лет с годом, и по дву летех в попы поставлен; живый в попех осьмь лет, и потом совершен в протопопы православными епископы, — тому двадесеть лет минуло; и всего тридесят лет, как имею священство». Летом 1647 г. вступил в конфликт с местным начальником и бежал от его преследований в Москву. «Аз же сволокся в Москве, и Божиею волею государь меня велел в протопопы поставить в Юрьевец-Повольской». На новом месте Аввакум вскоре восстановил против себя мирян и духовенство, был жестоко избит толпой и бежал сначала в Кострому, а затем в Москву. «Любо мне, у Казанские тое держался, чел народу книги». Служа в Казанском соборе, Аввакум сблизился с Иваном Нероновым, выступавшим против реформ Никона.

5. Учащиеся приводят примеры стойкости и мужества Аввакума, который выступал против нововведений в церковной жизни, считая их ересью (поведение на церковном соборе, во время ссылки и пребывания в тюрьме и т.д.). В то же время отмечают призывы протопопа к самоуничтожению и самосожжению верующих, а также безжалостное отношение к врагам, особенно Никону: «…того собаку разсекли бы начетверо».

Церковный собор 1654 г. Начало раскола
Церковный собор 1654 г. Начало раскола

Учитель. Став патриархом, Никон взял курс на проведение реформ. Какие проблемы церковной жизни необходимо было решить?

Смута привела в упадок все сферы церковной жизни и углубила нерешённые проблемы. Главной из них было упорядочение церковной жизни — постоянное переписывание книг вносило всё большее количество ошибок в священные тексты, что влекло за собой изменение обрядов и искажало суть богослужения.

К XVII в. сложилась церковная традиция многоголосья, т.е. быстрого чтения разных текстов во время службы одновременно несколькими священниками. Это привело к тому, что верующие не понимали их смысла. Кроме того, церковь в XVII в. считалась общественным местом, и во время службы в алтаре могли решаться важные государственные вопросы, что не способствовало молитвенному состоянию верующих.

Богослужения продолжались очень долго, необходимо было упорядочить чин служб.

Таким образом, серьёзные реформы были необходимы.

В середине XVI в. в Москве появился «Кружок ревнителей древнего благочестия», члены которого обсуждали вопрос о реформировании церкви. В него входили вновь избранный патриарх Никон, а также духовник царя Стефан Вонифатьев, боярин Фёдор Ртищев, протопопы Иоанн Неронов и Аввакум, священники Даниил, Лазарь и Логгин.

Патриарх Никон пишет своё «Возражение...»
Патриарх Никон пишет своё «Возражение...»

Со временем в кружке сложились две группировки: первая из них настаивала на преобразованиях, не затрагивающих русские богослужебные книги и обряды. Аввакум, входивший в неё, утверждал, что необходимо возвратиться к древней русской старине и исправлять книги по славянским рукописям, а не по греческим книгам, изданным в иноверных странах.

В свою очередь вторая группа, членом которой являлся Никон, утверждала, что необходимо проведение реформ по греческим образцам. Став патриархом, Никон взял курс на преобразования.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

• Какими методами осуществлялась никоновская реформа?

• Какой была реакция русского народа на её проведение?

• Почему реформе сопротивлялись некоторые священнослужители?

• Какой смысл вкладывает протопоп Аввакум, характеризуя это время: «видим, яко зима хощет быти, сердце озябло и ноги задрожали»?

Учитель. Весной 1654 г. под председательством царя Алексея Михайловича был собран церковный Собор, который утвердил положения реформы.

ВОПРОСЫ

• Каковы были последствия начала реформирования церкви? (Раскол.)

• Что означает выражение «раскол Русской православной церкви»? Согласны ли вы с высказыванием В.О.Ключевского: «Русским церковным расколом называется отделение значительной части русского православного общества от господствующей православной церкви»? Сопоставьте своё мнение с определением из словаря урока.

• Какие социальные группы участвовали в расколе? Что было у них общего? Можно ли говорить о расколе как об общественном движении?

Патриарх Никон. Духовные наставления христианину
Патриарх Никон.
Духовные наставления христианину

Учитель. Церковная реформа Никона также оказала огромное влияние на развитие культуры XVII в. При непосредственном участии патриарха в России были возведены три монастыря — Иверский на Валдае (основан в 1653 г.), Крестный на Белом море (1656 г.) и Воскресенский Новоиерусалимский под Москвой.

Сообщение учащегося
о Воскресенском Новоиерусалимском монастыре

Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, основанный на берегу реки Истры, и лежащие вокруг территории стали местом памяти христианских святых мест Палестины. В центре, на холме, получившем название Сион, в 1656 г. начались строительные работы. Его окрестности в соответствии с замыслом тоже получили палестинские названия — холм Фавор; небольшой девичий монастырь, основанный Никоном — Вифания; река Истра стала именоваться Иорданом.

Создатели нового монастыря в период постройки использовали письменные источники, довольно точно описывающие христианские достопримечательности. В их распоряжении был чертёж Иерусалима «со всеми святыми местами» и деревянная модель храма Гроба Господня. В короткий срок на территории будущей обители была поставлена деревянная церковь, при освящении которой присутствовал царь Алексей Михайлович, впервые официально назвавший монастырь Новым Иерусалимом.

Воскресенский собор в Новом Иерусалиме
Воскресенский собор в Новом Иерусалиме

Центральное место монастыря занимает Воскресенский собор, строительство которого началось в апреле 1658 г. Патриарх-заказчик лично руководил возведением храма. Крестьяне, приписанные к монастырю, заготавливали лес, камень, глину, жгли известь и делали кирпичи. Аввакум писал: «…простых крестьян тяжким трудом умучил, созидаючи горкой свой Иеросалим». Собор строился по подобию храма Гроба Господня в Палестине — главной святыни всего христианского мира. Он представляет собой крестово-купольное, четырёхстопное, увенчанное главой сооружение, с юга и с севера имеющее внутри двухэтажные галереи; алтарная часть включает в себя три придела.

Одновременно с возведением Воскресенского собора складывался комплекс деревянных и каменных построек. В 1660-е гг. были проведены большие работы по сооружению деревянной ограды. Самой нарядной постройкой в монастыре стали палаты патриарха Никона. Множество больших и малых окон, дверей, обитых лазоревым сукном, обходные галереи, лестницы подчеркивали значимость этой постройки. Однако вскоре строительство монастыря было прервано из-за конфликта, возникшего между патриархом и царём.

Никон пытался отвести Новоиерусалимскому монастырю особую роль, — символа, образца церковных преобразований, вершину идеи «священства» и «царства». Но идеи эти не нашли должной поддержки у царя и его окружения.

Учитель. Отношения между царём и патриархом в начале проведения реформ были тёплые — Алексей Михайлович называл Никона «собинным другом» и наградил титулом «великий государь». Но вскоре царю стали жаловаться на патриарха бояре, поскольку Никон часто говорил в проповедях о превосходстве духовной власти над светской, т.е. священства над царством. Для открытого конфликта нужен был только повод. Вскоре он нашёлся — неудачи в войне со Швецией, начатой по совету Святейшего. Не ощущая поддержки царя в вопросе о первенстве духовной власти, в 1658 г. Никон сам сложил с себя сан патриарха и удалился в Новоиерусалимский монастырь в специально построенный скит.

ВОПРОСЫ

• В чём вы видите основную причину конфликта между патриархом и царём?

• Какие черты характера Никона проявились в этом противостоянии?

• Могла ли победить идея патриарха о главенстве духовной власти над царской?

Учитель. По приказу Алексея Михайловича 1 декабря 1666 г. в Москве бывший патриарх предстал перед Собором русских архиереев и восточных патриархов. Он обвинялся в том, что самовольно ушёл с патриаршества, бесчестил государя, критиковал Соборное уложение и другие царские законы о Церкви. В результате Никон был уже официально лишён патриаршего сана и сослан в Ферапонтов монастырь, а после смерти царя в Кирилло-Белозёрскую обитель. На старости лет ему разрешено было вернуться в его детище — Новый Иерусалим, но до обители бывший патриарх не добрался, 17 августа 1681 г. он скончался. Через год церковный Собор восстановил Никона в достоинстве патриарха. Похоронен он в Воскресенском соборе Новоиерусалимского монастыря.

Возвращаясь к Собору 1666 г., необходимо отметить ещё один немаловажный факт — вместе с Никоном церковь осудила и его противников — староверов-раскольников, на Соборе они были преданы анафеме.

Главного идеолога раскола — протопопа Аввакума — называют по-разному. Д.С.Лихачёв, несмотря на непокорство Аввакума церковным властям, называет его пророком, борцом, мучеником и страдальцем. В литературе чаще всего можно встретить определение «неистовый», т.е. «необычайно сильный, буйный, безудержный».

«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»
«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»

ВОПРОСЫ

• Почему, повашему мнению, Аввакум заслужил такие оценки?

• Проанализируйте ещё одно высказывание. В.Гаршин писал: «…дайте Аввакуму власть, — повсюду зажглись бы костры, воздвиглись бы виселицы и плахи, рекою бы полилась кровь, и бездушные призраки приняли бы многую жертву». Подтвердите своё мнение строками из «Жития».

• 14 апреля 1682 г. Аввакум был сожжён в Пустоозерске вместе со своими сторонниками. Подумайте, почему судьбы реформатора Никона и его противника Аввакума оказались так похожи?

Учитель. Подведём итоги урока.

Работа учащихся со схемой.

Учитель. Церковный раскол — явление, в котором сплелись многие духовные проблемы, копившиеся столетиями. Последствия раскола не изжиты до сих пор. Наряду с Русской православной церковью существует Русская православная старообрядческая церковь. Между ними сейчас добрые отношения. Однако и сегодня имеется множество так называемых старообрядческих толков, не примкнувших к церкви.

Раскол стал ярким проявлением самых различных черт народного характера, реакцией общества на перемены (многие из которых были необходимы) в духовной и политической жизни России.

Огромное влияние раскол оказал на Церковь, он поколебал её авторитет и способствовал процессу секуляризации. Конфликт патриарха Никона и царя Алексея Михайловича в итоге вылился в противостояние Церкви и государства и закончился ограничением роли церкви в жизни государства. При Петре I патриаршество будет отменено, а управление духовной сферой перейдёт Синоду.

А теперь давайте вернёмся к началу урока, к репродукции картины Сурикова «Боярыня Морозова». Вы уже догадались, что перед нами сторонница старообрядцев. Измученная, но не покорившаяся, закованная в кандалы, но не побеждённая — такой запоминается мятежная боярыня, ставшая на этой картине символом трагедии раскола Русской православной церкви XVII в.

Домашнее задание

Напишите мини-исследование на тему: «Особенности церковного раскола в России и процессов Реформации и Контрреформации в Европе».

Наталья ДОРОЖКИНА

TopList