Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «История»Содержание №20/2008
Задание по теме

 

Утренняя заря нового дня

Материалы для подготовки проблемного интегрированного урока (история + литература + МХК)
по теме «Эпоха Возрождения в Европе и в России». 10 класс

Эпиграф на доске:

«И пятиглавые московские соборы
С их итальянскою и русскою душой
Напоминают мне явление Авроры,
Но с русским именем и в шубке меховой».

О. Мандельштам

 

ПЛАН

I. Основные черты и ценности эпохи Возрождения.

II. Предпосылки культурного подъёма в ХV в.

III. Достижения европейской культуры в эпоху Возрождения: живопись, скульптура и литература в ХV в.

IV. Культура России ХV в. как культура эпохи формирования единого русского государства: архитектура, литература, живопись, общественная мысль.

V. Влияние эпохи Возрождения на современность.

 

Цели

1. Провести сравнительный анализ развития культуры в ХV в. в России и на Западе;

2. Выявить степень влияния европейской культуры на Россию;

3. Обеспечить усвоение учащимися понятий «Возрождение» и «гуманизм»;

4. Подвести учащихся к пониманию новых представлений о времени и пространстве, «небесном и земном», духе и теле;

5. Показать связь между понятиями «новое время» и «новые люди»;

6. Определить, какие идеалы эпохи Возрождения продолжают оказывать влияние на современность;

7. Продолжить формирование умений давать оценку отдельным явлениям культуры, их художественной и духовной ценности;

8. Продолжить формирование умений работать с историческим источником.

Личностно значимая проблема

Понимание связи эпохи Возрождения и современности через среду обитания и ценности.

Проблемы для обсуждения

1. Влияла ли ренессансная культура Европы на Россию?

2. Было ли Возрождение в России в ХV в.?

3. Чем отличается развитие русской культуры в ХV в. от развития культуры в Западной Европе?

Оборудование

• Мультимедийное оборудование для презентации.

• Карта «Великие географические открытия».

• Учебные картины: «Мануфактура», «Книгопечатание», «Огнестрельное оружие ХIV—ХVI вв.».

• Видеоматериал: фильм А.Тарковского «Страсти по Андрею».

• Мультимедийная установка для презентации.

Основные понятия

Возрождение, Ренессанс, фреска, икона, иконостас, полуустав, гуманисты.

Планируемые результаты изучения материала

1. Учащиеся усваивают хронологические рамки эпохи Возрождения; выявляют принципиальное отличие Нового времени от Средневековья, определяют личностные черты человека нового времени на примере литературных произведений.

2. Углубление знаний о традиционном обществе и знакомство с характерными проявлениями зарождающегося индустриального общества.

Литературные произведения

1. Лоренцо Валла «О свободе воли».

2. Э.Роттердамский «Похвала глупости».

3. «Сказание о Мамаевом побоище».

4. Афанасий Никитин «Хождение за три моря».

Учебник

Н.В.Загладин Всемирная история России и мира с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс. М., 2006.

Темы

• Объединение русских земель (с. 176—179)

• Эпоха ВГО (с. 181—184)

• Переход к мануфактурному производству (с. 188—192)

• Эпоха Возрождения (с. 192—193)

Предварительная работа

1. Ученики повторяют темы и разделы, посвящённые историческим событиям ХV в. в Европе и России.

2. Класс делится на пять групп экспертов, каждая из которых подробно знакомится со своей тематикой, готовит мультимедийную презентацию по ней и составляет по три занимательных или проблемных вопроса.

1 группа: «Титаны Возрождения».

2 группа: «Европейская литература ХV в.» (работа с источниками).

3 группа: «Русская архитектура ХV в.».

4 группа: «Русская живопись в ХV в.».

5 группа: « Русская литература ХV в.» (работа с источниками).

3. Ученики пишут сочинение-рассуждение (эссе) на тему «Идеалы Возрождения и современность».

www.dianasdesign.narod.ru

 

В помощь ученикам раздают таблицу 1.

Таблица 1

«Развитие культуры в России и Европе в ХV в.»

Италия

Россия

Германия

Нидерланды

 

 

 

 

Лоренцо Валла
(1407—1457),
гуманист

Л.Альберти
(1404—1472), гуманист

 

 

 

 

1462—1492 гг. — правление во Флоренции Лоренцо Медичи.

Творчество Микеланджело (1475—1564) и Боттичелли (1445—1510) при его дворе.

Леонардо да Винчи 1452—1519
Н. Макиавелли
(1469—1527)///

Феофан Грек
(1340—1405)
1405 г. — роспись
Благовещенского
собора Кремля

Андрей Рублёв
(1360—1430)

1408 г. — роспись
Успенского собора
во Владимире

Дионисий, иконописец
(1440—1503)

1417 г. Епифаний Премудрый пишет «Житие Сергия Радонежского»

1422 г. Троицкий собор в Троице-Сергиевой лавре

1472 г.
«Хождение за три моря» А.Никитина

 

 

 

 

1475—1479 гг.
Успенский собор Кремля (А.Фиораванти)///

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1455 г.— изобретение книгопечатания в Майнце И. Гуттенбергом///

 

 

///

Ян Ван Эйк
(1390—1441),
художник

 

 

 

 

Хиеронимус Босх
(1460—1516),
художник

 

 

 

Э.Роттердамский (1469—1536),
гуманист.
«Похвала глупости»///

В конце IV—начале ХV вв. в Италии, в ХVI в. — в других европейских странах начинает формироваться культура Возрождения. Эту эпоху философ Гегель сравнил с «утренней зарёй, которая после долгих бурь впервые предвестила прекрасный день».

Сегодня мы перенесёмся в ХV в., когда в Европе начался закат Средневековья. Все сферы государственной и общественной жизни охватили кардинальные изменения, складывается новая модель развития европейской цивилизации, начинается подъём культуры. Не случайно этот период называют временем великого прорыва.

Наши задачи:

1) Выявить особенности эпохи Возрождения.

2) Определить причины подъёма культуры в ХV в. в России и Европе.

3) Проследить степень влияния европейской культуры на Россию в этот период.

4) Рассмотреть серьёзную проблему: была ли в России эпоха Возрождения в ХV в.?

5) Выяснить, продолжают ли оказывать влияние на современность идеалы эпохи Возрождения.

 

I. Основные черты и ценности эпохи Возрождения

По мнению русского философа и социолога П.Сорокина, любая цивилизация характеризуется единством идей, доминирующих в мировосприятии, т.е. единством представлений о природе и сущности бытия.

ЗАДАНИЕ

Из предложенных идей и ценностей выберите те, которые присущи: а) античности; б) Средневековью; в) Возрождению.

Леонардо да Винчи. Человек
Леонардо да Винчи. Человек

1. Абсолютизация одной человеческой ипостаси — тела, доведение его до совершенства. (а)

2. «Возврат» к античности, стремление восстановить искажённые древние ценности, что связано с решительным отрицанием многих существующих традиций. (в)

3. Человек не осознаёт себя как автономную индивидуальность, он принадлежит к целому и должен выполнять в его рамках отведённую ему роль. (б)

4. Принцип соревновательности, стремление к славе, известности, жажда самоутверждения, стремление развить свои способности и приумножить их, патриотизм. (а)

5. Человек — творец своей судьбы и самого себя. (в)

6. Окружающий человека мир, его привязанности и повседневные поступки являются частью установленного Богом порядка. Истинна лишь вера, согласная с учением церкви. Вне церкви нет спасения. (б)

7. Наслаждение земным бытием, право человека на свободу и счастье. (в)

8. В человеке важно не его происхождение или социальное положение, а личностные качества, такие как ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля, образованность. (в)

Возрождение было ориентировано на формирование определённого идеала человека, интеллектуально и духовно активного, двигающего культурный прогресс общества.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Термин «Возрождение» указывал на связь новой культуры с античностью. В чём проявлялся интерес европейцев к культуре Античности? (Итальянское общество начинает активно интересоваться культурой Древней Греции и Рима, разыскиваются рукописи античных писателей — так были найдены сочинения Цицерона и Тита Ливия. Возрождение смогло превратить античность в источник новой культуры, вдохновляется светом античной мудрости. В период античности возникло христианство, идеи которого пронизывают культуру эпохи Возрождения.)

2. Новое время рождало новых людей, новые люди рождали новое время. У истоков нового мировоззрения стояли люди, которые называли себя гуманистами. Они занимались «изучением человеческого». Докажите или опровергните утверждение о том, что важнейшей чертой гуманистического подхода к жизни становится индивидуализм. (В эпоху Возрождения человеческая личность приобретает невиданную ранее ценность. Человек обнаруживал свою особость, свою индивидуальность. В качестве «идеального человека» признавалась сильная, талантливая и всесторонне развитая личность, человек — творец самого себя и своей судьбы. «Люди Средневековья проявляли свою индивидуальность через вписывание в мир, люди Возрождения — через проявление мира в себе» (Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры М., 1972))

II. Предпосылки культурного подъёма в XV в.

 

1. Для начала вспомним, какие перемены в экономике, социальной сфере и развитии технической мысли Европы произошли в ХIV—ХV вв.

Ученики самостоятельно заполняют любой столбик таблицы 2 по выбору учителя.

Таблица 2

Новые явления действительности в Европе в XIV—XV вв.

Изменения Проявления Последствия
1. Социальные Новые социальные слои: буржуазия (банкиры, купцы, промышленники) и наёмные рабочие — носители новых ценностей. Старинные роды приходят в упадок, рыцарство теряет былое значение. Социальное устройство общества размывается, усиление роли буржуазных прослоек общества. В психологии купечества, ремесленной верхушки отчётливо проступали черты рационализма, расчётливости, смелости в деловых начинаниях, осознания личных способностей и широких возможностей складывалась мораль, оправдывающая «честное обогащение», радости мирской жизни, венцом успеха которой считались престиж семьи, уважение сограждан, слава в памяти потомков.
2. Экономические Появление мануфактур в Италии в ХIV в.; развитие товарно-денежных отношений; появление банков и бирж; интенсивное развитие городов и городской культуры в Италии. Зарождение капитализма, развитие торговли и товарно-денежных отношений.
Развитие производительных сил, закладывание основ буржуазного производства.
Развитие ремесла и торговли.
3. Политические В Англии война Алой и Белой розы (1455—1485) завершилась воцарением Генриха VIII Тюдора.
Во Франции правлениеЛюдовика XI (1461—1483), проводившего политику централизации, подавления феодальных мятежей.
В Италии города-республики Венеция, Флоренция.
Создание централизованных государств в Англии и во Франции.
Развитие национальных языков.
Высокая политическая активность личности.
4. Научно-
технические
• Каравелла и компас
• Печатный станок И.Гутенберга 1455 г.
• Огнестрельное оружие. В ХV в. изобрели зернистый порох, а стволы орудий начали отливать из бронзы и чугуна.
• Верхнебойное колесо и доменная печь.
Возможность осуществления дальних морских путешествий.
Рост грамотности, появление центров книгопечатания — Брюгге, Париж, Лион, Краков, Вена и др.
Артиллерия превратилась в подвижное, мощное и грозное оружие, пригодное как для полевых сражений, так и для осады крепостей.
Возможность выплавки большего количества металла.
Развитие науки и техники, изменения привычной картины мира.
5. Географические В 1492 г. Х.Колумб открывает Америку. В 1498 г. Васко да Гама — морской путь в Индию. Расширение представлений о мире в ходе ВГО, европейская цивилизация вышла за рамки Европы.

ВОПРОС

Можно ли утверждать, что какое-то из этих явлений было наиболее значимым для формирования новой культуры?

Итак, можно выстроить такую зависимость:

— экономическая свобода представителей третьего сословья;

— политическая активность в рамках существующей демократии;

— расцвет культуры.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Укажите события, которые связаны с русской историей ХV в. и соотнесите их с датами.

1) Создание централизованного государства;

2) Куликовская битва;

3) Падение Византийской империи;

4) Правление Ивана III;

5) Возникновение самостоятельных княжеств на Руси, феодальная раздробленность;

6) Освобождение от ордынского ига;

7) Распад Золотой Орды;

8) Появление нового герба;

9) Первое упоминание о Москве;

10) Москва становится столицей Русского государства;

11) Правление Дмитрия Донского;

12) Завершение формирования русской народности;

13) Появление нового титула «Государь Всея Руси».

а) 1359—1389; б) 1480; в) 1492;

г) 1462—1505; д) 1453; е) 1472.

2. Какие из перечисленных событий, на ваш взгляд, могли оказать наиболее существенное влияние на развитие русской культуры в ХV в.? Почему?

3. Обратимся к таблице 1.

а) Изменения в каких сферах жизни в России и Европе оказались схожими?

б) С каким главным процессом в европейской и российской истории совпало правление Ивана III? (Образование централизованных государств.)

Таблица 3

Основные события во время правления Ивана III

Политические • В России при великом князе Иване III (1462—1505)
складывается централизованное государство:
присоединил Ярославль (1463), Новгород (1478),
Тверь (1485), Вятку, Пермь и др.
• Россия становится независимой,
освободившись от ордынского ига. (Стояние на р. Угре 1480 г.)
Завершение
формирования
русской
народности.
Географические А.Никитин совершает путешествие
в Персию, Индию (1471—1474). На обратном пути
посетил африканский берег (Сомали), Маскат, Турцию.
Путевые записки «Хождение за три моря».
Расширение
представлений
о мире.
Экономические Рост городов.
Строят каменные крепости
в Изборске, Орешке и Яме, Копорье и Порхове.
Развитие
ремесла
и торговли.

4. Оценивая деятельность великого князя Ивана III, историк Н.Карамзин в «Истории государства Российского» писал:

Иоанн явился на театре политическом в то время, когда новая государственная система вместе с новым могуществом государей возникла в целой Европе. Россия около трёх веков находилась вне круга европейской политической деятельности, не участвуя в важных изменениях гражданской жизни... При Иване Россия как бы вышла из сумерка теней, где ещё не имела ни твёрдого образа, ни полного бытия государственного... Бракосочетанием с Софьей обратив на себя внимание держав, раздрав завесу между Европой и нами; с любопытством обозревая престолы и царства, не хотел мешаться в дела чужие. Иоанн оставил государство, ещё сильнейшее духом, удивительное пространством, сильное народами, ещё сильнейшее духом правления.

а) Что имел в виду Н.Карамзин, говоря о том, что Россия около трёх веков находилась вне круга европейской политической деятельности?

б) Как вы думаете, почему бракосочетание Ивана III с Софьей Палеолог в 1472 г., по мнению Н.Карамзина, помогло обратить на Россию внимание держав, «разодрать завесу между Европой и нами»?

в) Перечислите явления и исторические события ХV в., которые определили направленность культурно-исторического процесса в России, способствовали подъёму русской культуры.

ОТВЕТЫ

1) Создание Российского централизованного государства.

2) Новая Роль Москвы как столицы единого русского государства потребовала создания её нового имиджа.

3) Освобождение от ордынского ига вызвало национальный подъём.

4) Завершение формирования русской народности, создание единого языка.

5) Женитьба Ивана III на Софье Палеолог в 1472 г. привела к переносу ценностей итальянской культуры на русскую почву.

6) Возрос интерес русских людей к другим странам.

Вывод. В ХV в. в Европе и России созрели предпосылки для культурного подъёма.

Работа с текстом учебника, с. 179.

ВОПРОС

Как процесс складывания централизованного государства на Руси сказался на особенностях становления национального самосознания?

Исследовательница О.Державина отмечает, что: «Историю русской культуры лучше строить вне зависимости от стилей, характерных для развития западноевропейской литературы и искусства, а проследив сперва её собственное, последовательное и оригинальное развитие, так сказать «изнутри», лишь потом соотнести её особенности с явлениями и стилями других народов, указывая как общие, так и индивидуальные особенности, для того чтобы в итоге найти подлинное место великой русской культуры».

 

III. Достижения европейской культуры в эпоху Возрождения

Согласны ли вы с утверждениями:

1. Дома и дворы меценатов в Италии в ХV в. становились местом непринуждённого общения, здесь собирались лучшие художники, музыканты, архитекторы. (Да)

2. Искусствам покровительствовала семья Медичи, считавшая, что подобные занятия облагораживают душу, а самих художников — избранными натурами. (Да)

3. Расцвет итальянского искусства произошёл в ХIV в. (Нет, в конце ХV — начале ХVI вв.)

4. Истинной целью искусства, по мнению итальянских художников, должно было стать воссоздание живого человеческого тела. (Да)

5. Искусство Возрождения — это искусство плоскости. В изображениях человеческих фигур полностью отсутствует глубина изображения — все герои сюжета находятся на одной плоскости, объёмы фигур не проработаны, пропорции фигуры не соблюдаются (нет, речь идёт о романской живописи)

6. Художники эпохи Возрождения воспевали своим творчеством совершенную личность, в которой физическая и духовная красота сливаются воедино в соответствии с требованиями античной эстетики. (Да)

1 ГРУППА «Титаны Возрождения» подготовили презентацию, содержащую рассказы о художниках ХV в. и иллюстрации из произведений. Затем они задают классу вопросы по своей теме.

Сандро Боттичелли(1451—1510)

Настоящие имя и фамилия — Алессандро Филипепи. Был близок двору Медичи и гуманистическим кругам Флоренции. Произведения С.Ботичелли отмечены поэзией, игрой линейных ритмов, тонким колоритом. Эмоционально утончённое и субъективное, искусство Боттичелли было одним из самых своеобразных проявлений ренессансного гуманизма. Рационалистический духовный мир людей Возрождения Боттичелли обновил и обогатил своими поэтическими образами.

Леонардо да Винчи (1452—1519)

Титан, существо почти сверхъестественное, обладатель настолько разностороннего таланта и такого широкого круга познаний, что его просто не с кем сравнить в истории искусств. Он произвёл ошеломляющее впечатление на последующие поколения.

Леонардо родился в городе Винчи, расположенном в горах Тосканы. Он был незаконнорожденным сыном нотариуса и крестьянки. С детства увлекался ботаникой, геологией, наблюдал за полётами птиц, игрой солнечного света и тени, движением воды.

Талант Леонардо раскрылся при дворе миланского правителя Лодовико Сфорца. Около 1480 г. он собрал со всей Италии выдающихся деятелей науки и искусства. В их числе был 28-летний Леонардо да Винчи, который был призван ко двору герцога в качестве композитора, в то время он был более известен как музыкант. Вскоре Леонардо стал директором миланской Академии художеств. В это период была написана знаменитая картина «Тайная Вечеря». Она заняла стену в трапезной монастыря Мария дела Грация. К сожалению, художник писал картину не фресковыми, а масляными красками и потому сегодня сохранились лишь отдельные её фрагменты.

«Мастер придерживался определённых традиций, расписывая трапезную, но его гений придал удивительное разнообразие линиям голов апостолов. Выражения некоторых лиц превосходны: ужас, страх, сомнение, беспомощная скорбь самого Христа делают всю работу настолько исключительной, что она до сих пор остаётся единственным в своём роде произведением» — писал о «Тайной вечере» П.Гнедич.

Когда французы заняли в 1499 г. Милан, Леонардо вернулся во Флоренцию и занялся живописью. Здесь в начале XVI в. его творчество расцветает и достигает небывалого мастерства.

Микеланджело Буонарроти (1475—1564)

Гениальному мастеру были подвластны различные виды искусств: ваяние, зодчество, живопись, поэзия, музыка. Широта, свобода художественного замысла, замечательное мастерство — вот отличительные черты работ Микеланджело.

Когда молодой Микеланджело высек из мрамора Амура и показал его знатокам, те решили, что перед ними подлинное античное произведение, найденное на раскопках.

Уже его юношеские работы изумительно талантливы, особенно «Богоматерь с бездыханным телом Сына» — «Пьета» в соборе Св. Петра и «Давид». Когда папа Юлий II задался целью ещё при жизни воздвигнуть себе мраморный надгробный памятник и обратился к мастеру, тот представил проект колоссального сооружения. Образцом для работы должен был стать «Моисей» — одно из величайших скульптурных произведений мира. Папа был в восхищении, у него возникла мысль о создании колоссального храма апостола Петра. Микеланджело за свою долгую жизнь так и не закончил памятник Папе, зато ему удалось в качестве архитектора достроить этот собор.

На севере Европы влияние идей Возрождения вызвало к жизни могучее движение, по интенсивности художественного поиска почти равное итальянскому. И хотя расцвет нидерландской живописи пришёлся на ХVI—ХVII вв., уже в ХV в. появляются первые предпосылки для её триумфа.

Ян Ван Эйк (1390—1441)

Основатель фламандской школы живописи, уроженец города Брюгге. По преданию, он первым в Нидерландах изобрёл масляные краски. Его помощником и соавтором был брат Хуберт, который помогал расписывать картины. Братьев Ван Эйк считают родоначальниками пейзажа и жанра.

Хиеронимус Босх (1460—1516)

Нидерландский живописец, который в своих произведениях причудливо соединял черты средневековой фантастики, фольклорные, сатирические мотивы, реализм, новаторский поиск.

 

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Докажите или опровергните утверждение: «Изобразительное искусство, архитектура, скульптура — вот те сферы, в которых эпоха Возрождения воплотилась самым блистательным образом. Все формы изобразительного и пластического искусства, существовавшие в античности, пережили второе рождение. Христианская и Греко-римская культура слились воедино. В ХIV—ХV вв. были заложены основы нового европейского искусства».

2. Можно ли сказать, что своими успехами математика и механика эпохи Возрождения были обязаны искусству? Аргументируйте свой ответ. (Н.А.Григорьева. История и Мировая художественная культура. М., 2007.)

3. Чем отличалось искусство итальянских мастеров от произведений северных художников? (Северные художники чаще обращались к природе, к повседневной жизни простого человека и изображали не знать, а простых людей — крестьян, торговцев, купцов.)

4. В чём состоят отличия в написании картин художников Средневековья и Возрождения? (На полотнах эпохи Средневековья плоскостное изображение, отсутствие глубинного второго плана, статичность. В работах художников Возрождения — объёмность изображения, динамизм, глубина второго плана. Взгляд гуманиста спускается с «небес» на «землю» и расширяет земное горизонтальное пространство. Внимание художника акцентируется на реальных, земных вещах, близких и понятных простым людям, их повседневной жизни.)

Литература эпохи Возрождения

Культура — это не только произведения искусства, но и сфера идей, представлений, идеалов, духовная и религиозная жизнь. Наиболее ярко творческие искания в сфере мысли отразились в литературе.

ЗАДАНИЕ

Согласны ли вы с утверждениями:

1. Литература эпохи Возрождения развивалась в первую очередь как искусство проповеди. (Нет.)

2. Идейной основой ренессансной культуры был гуманизм, светски — рационалистическое по своей главной направленности мировоззрение. (Да.)

3. Термин «гуманизм» первоначально означал не «человеколюбие», а «изучение человека» (Да.)

4. Гуманисты освобождали сознание человека от сословных, корпоративных, церковно-схоластических пут, призывали к активной и деятельной жизни. Они мечтали о прекрасной человеческой личности, свободной от предрассудков Средневековья. (Да.)

5. Главный мотив ренессансной литературы — вассальная верность сеньору и своей стране. Главный герой произведений — рыцарь с благородным сердцем, который служит Прекрасной Даме. (Нет.)

6. Гуманизм — это совокупность идей, основанных на интересе к личности человека, уважении его достоинств. (Да.)

7. Термин «гуманизм» зародился в эпоху античности. (Нет, в эпоху Возрождения.)

2 ГРУППА. «Европейская литература ХV в.». Презентация темы: рассказ о писателях, демонстрация их портретов. Работа с источниками. Вопросы к классу.

Лоренцо Валла (1407—1457)

В 1431 г. Лоренцо Валла начинает преподавать риторику в университете Павии, приступил к систематическим исследованиям в области филологии, риторики, философии. Здесь он создаёт трактат Об истинном и ложном благе, опубликованный под названием О наслаждении.

...Каждый человек следует собственному благу; задача индивида состоит в том, чтобы правильно понять, в чём состоит его истинное благо. Благо человека заключается в жизни, свободной от страданий и забот, а источником наслаждения является любовь других людей. Добродетель представляет собой умение человека правильно понимать свой интерес и осуществлять должный выбор между большим и меньшим благом. И хотя наслаждение состоит в любви, любовные отношения в интерпретации Валлы оборачиваются отношениями взаимополезности.

ВОПРОС

Можно ли сказать, что Валла утверждает новую этику — этику личного интереса? (В 1435 г. он переезжает в Неаполь, где становится секретарём короля Альфонсо Арагонского. Двор короля славился не только тем, что его посещали известнейшие мыслители того времени, но и тем, что там царила доходящая до распущенности свобода нравов. Впоследствии Валла отмечал, что его образ жизни в то время отнюдь не был морально безупречным. Тем не менее в эти годы он создаёт большинство полемических произведений, принесших ему славу, например, «О свободе воли» (1439 г.).)

РАБОТА С ИСТОЧНИКОМ

Отрывок из трактата Л.Валлы
«О свободе воли»

«Когда Антоний зашёл ко мне в полдень, то застал меня совсем незанятым, а сидящим с несколькими домашними в экседре. В подобающем делу и обстоятельствам введении он сказал несколько слов, а затем последовало:

Антоний: Наитруднейшим и особенно недоступным представляется мне вопрос о свободе воли; от него зависит любое человеческое действие, всякое право и несправедливость, любая награда и наказание, и не только в этой жизни, но также и в будущей; об этом предмете я сказал бы, что едва ли будет какой-либо вопрос, столь же заслуживающий большего понимания и в котором наименее сведущи.

Лаврентий: Именно наитруднейшим, как ты говоришь, и неразрешимым является этот вопрос, и я не знаю, может ли он быть познан каким-либо образом. Но даже если ты никогда не познаешь этого, нет причины для того, чтобы тебе из-за него тревожиться и приходить в смущение. Ведь разве справедливо раздражение, если ты, видя то, что не понимает никто, не понял бы этого?.. А какой предмет ты просишь разъяснить?

Антоний: Действительно ли Божье предвиденье стоит на пути свободной воли? Если Бог предвидит будущее, ничего иного, помимо того, что он предвидел, произойти не может. Так например, если он видел, что Иуда сделается предателем, невозможно, чтобы [Иуда] не предал, т.е. то, что Иуда предал, было необходимо, если нет,— да минует нас это,— то мы хотим отказать Богу в провидении. Поскольку дело обстоит таким образом, неизбежно должно признать, что род человеческий не имеет в своём распоряжении свободы воли; я не говорю особо о дурных [людях]: ведь для этих дур также необходимо творить зло, как, напротив, для хороших добро, если только хорошими и дурными должны называться те, кто лишён выбора, либо те их действия, которые являются необходимыми и вынужденными, должны оцениваться как правильные или иначе. Ты сам видишь здесь, что теперь последует из этого: ведь то, что Бога либо хвалят за его справедливость, либо за его несправедливость обвиняют и на одного налагают наказание, а другому дают награду, откровенно говоря, это кажется противным справедливости, поскольку действия людей по необходимости соответствует предвидению Бога. Тогда не отказаться ли нам от религии, благочестия, святости богослужений и жертвоприношений; мы не можем ничего ожидать от Него и прибегать к молитвам, но можем говорить о Его милосердии и можем пренебрегать исправлением нашего ума, и, наконец, мы можем делать только то, что доставляет нам удовольствие, так как справедливость или несправедливость наших поступков предусмотрена Богом. Итак, либо Он, кажется, не предвидит будущее, если мы наделены волей, либо Он несправедлив, если мы лишены свободы воли. Теперь ты знаешь, что в этом деле возбуждает у меня сомнение.

Лаврентий: Ты не только затронул суть вопроса, но даже развернул его гораздо шире. Ты сказал, что Бог предвидел предательство Иуды, но разве Он склонил его, вследствие этого, к данному поступку? Я не вижу этого; ведь, хотя Бог предвидит то, что будет сделано человеком, нет никакой необходимости, чтобы ты сделал это, поэтому ты делаешь это добровольно: а то, что добровольно, не может быть необходимым».

ВОПРОСЫ

1. В чём заключается свобода воли человека, по мнению Валлы? (Личность сама избирает свой жизненный путь и сама отвечает за свою судьбу. Человек наделён свободой свыше, он сам творец своей судьбы.)

2. Почему из всех творений Бога только человеку предоставлена свобода выбора?

3. Каковы последствия свободы выбора для человека?

4. Почему для гуманистов высшее счастье — быть тем, кем хочешь быть?

Вывод. Своими критическими работами Валла внёс существеннейший вклад в переосмысление средневекового мировоззрения и создание предпосылок новоевропейского знания и самосознания. В своём творчестве он воплотил идеал свободного мыслителя, для которого главным авторитетом является его собственный разум, а стимулом творчества — пытливость ума.

Эразм Роттердамский (1469—1536)

Ему было 13 лет, когда умерли его родители. Ранее сиротство усугублялось незаконнорожденностью Эразма, которая в глазах тогдашнего общества налагала на ребёнка печать позора. Последнее обстоятельство имело и другое, более реальное значение: оно заранее закрывало ему всякую общественную карьеру, от мира, где он являлся изгоем, юноше оставалось лишь удалиться в монастырь; после некоторых колебаний он это и сделал. Эразм и без того не чувствовал особого влечения к монастырской жизни; теперь, став лицом к лицу со всеми тёмными сторонами, которыми характеризовался монашеский быт того времени, он проникся искренним и глубоким отвращением к последнему.

После ухода из монастыря Э.Роттердамский много путешествовал: был во Франции, Англии, а в начале XVI в. получил, наконец, возможность побывать в Италии, куда давно его влекло.

Здесь, на родине гуманизма, уже увенчанный славой Эразм встретил почётный, местами восторженный приём. Туринский университет поднёс ему диплом на звание почётного доктора богословия; Папа, в знак особого своего благоволения, дал ему разрешение вести образ жизни и одеваться сообразно обычаям каждой страны, где ему приходилось жить. Через два года Эразм отправился в третий раз в Англию, куда его настоятельно приглашали тамошние друзья и где незадолго перед тем вступил на престол большой его почитатель, Генрих VIII. Во время этого путешествия была, по словам самого Эразма, написана им знаменитая сатира «Похвала Глупости» (1509 г.)

Это небольшое сочинение написано было, по его собственным словам, от нечего делать. Сам Эразм смотрел на это своё произведение, как на литературную безделку, — но своей литературной знаменитостью и своим местом в истории он обязан этой безделке во всяком случае не в меньшей степени, чем своим многотомным учёным трудам. Напечатанная в первый раз в Париже в 1509 г., сатира выдержала в несколько месяцев до семи изданий; всего при жизни Э.Роттердамского она была переиздана в разных местах не менее 40 раз.

РАБОТА С ИСТОЧНИКОМ

Отрывок из сочинения Э.Роттердамского
«Похвала Глупости»

«Конечно, пусть судят меня другие: сдаётся мне, что я восхвалил Глупость не совсем глупо. Что же касается пустого упрёка в излишней резкости, то отвечу, что всегда дозволено было безнаказанно насмехаться над повседневной человеческой жизнью, лишь бы эта вольность не переходила в неистовство. Весьма дивлюсь я нежности современных ушей, которые, кажется, ничего не выносят, кроме торжественных титулов. Немало также увидишь в наш век таких богомолов, которые скорее стерпят тягчайшую хулу на Христа, нежели самую безобидную шутку насчёт Папы или государя, в особенности когда дело затрагивает интересы кармана.

...Итак, если кто теперь станет кричать, жалуясь на личную обиду, то лишь выдаст тем свой страх и нечистую совесть. Куда вольней и язвительней писал св. Иероним, не щадивший и имён порою! Я же не только избегал повсеместно имён собственных, но сверх того старался умерить всячески слог, дабы разумному читателю сразу же было понятно, что я стремлюсь скорее к смеху, нежели к злому глумлению.

...Видите? Вот я, Глупость, щедрая подательница всяческих благ, которую латиняне зовут Стультицией, а греки Морией. Всегда и всюду я неизменна, так что не могут скрыть меня даже те, кто изо всех сил старается присвоить себе личину и титул мудрости, — эти обезьяны, рядящиеся в пурпур, и ослы, щеголяющие в львиной шкуре.

...С удовольствием завожу речь о королях и о знатных придворных, кои чтут меня с прямодушием и откровенностью, достойными людей благородных. Что, если бы у этих господ завелось хотя бы на пол-унции здравого смысла? Как печальна и незавидна была бы их жизнь! Право, никто не стал бы добиваться власти столь дорогою ценой, как клятвопреступление и убийство, если бы предварительно взвесил, что за бремя возлагает на свои плечи всякий, желающий быть государем. Кто взял в свои руки кормило правления, тот обязан помышлять лишь об общественных, а отнюдь не о частных своих делах, не отступать ни на вершок от законов, каковых он и автор и исполнитель, следить постоянно за неподкупностью должностных лиц и судей; вечно он у всех перед глазами, как благодетельная звезда, чистотой и непорочностью своей хранящая от гибели род человеческий, или как грозная комета, всем несущая гибель. Пороки всех остальных лиц губительны для немногих и по большей части остаются скрытыми, но государь поставлен так высоко, что если он позволит себе хотя бы малейшее уклонение от путей чести, тотчас же словно чума распространяется среди его подданных. Богатство и могущество государей умножают для них поводы свернуть с прямой дороги: чем больше вокруг них разнузданности, наслаждений, лести, роскоши, тем бдительнее должны они следить за собой, дабы не ошибиться и не погрешить в чём-либо против обязанностей своего звания. Наконец, какие козни, какая ненависть, какие опасности подстерегают их, не говоря уже о страхе перед тем неизбежным мгновением, когда единый истинный царь истребует у них отчёт даже в малейшем проступке, истребует с тем большею строгостью, чем шире была представленная им власть! Если бы, повторяю, государь взвесил в уме своём всё это и многое другое в том же роде, — а он бы так и сделал, обладай он здравым разумением, — то, полагаю, не было бы ему отрады ни во сне, ни в пище. Но, благодаря моим дарам, государи возлагают все заботы на богов, а сами живут в довольстве и веселии и, дабы не смущать своего спокойствия, допускают к себе только таких людей, которые привыкли говорить одни приятные вещи. Они уверены, что честно исполняют свой монарший долг, если усердно охотятся, разводят породистых жеребцов, продают не без пользы для себя должности и чины и ежедневно измышляют новые способы набивать свою казну, отнимая у граждан их достояние. Для этого, правда, требуется благовидный предлог, так чтобы даже несправедливейшее дело имело внешнее подобие справедливости. Тут в виде приправы к делам произносятся несколько льстивых слов с целью привлечь души подданных.

Теперь вообразите себе — а ведь это встречается и в жизни — человека невежественного в законах, чуть не прямого врага общего блага, преследующего единственно свои личные выгоды, преданного сладострастию, ненавистника учёности, ненавистника истины и свободы, менее всего помышляющего о процветании государства, но всё меряющего меркою собственных прибытков и вожделений. Наденьте на такого человека золотую цепь, указующую на соединение всех добродетелей, возложите ему на голову корону, усыпанную дорогими каменьями, напоминание о том, что носитель её должен всех превосходить величием своих доблестей, вручите ему скипетр, символ правосудия и неподкупной справедливости, наконец облеките его в пурпур, знаменующий возвышенную любовь к отечеству. Если государь сопоставит все эти украшения с жизнью, которую он ведёт, то, я уверен, он устыдится своего наряда и ему станет страшно, как бы какой-нибудь шутник не сделал предметом посмеяния этот величественный убор.

А что сказать о придворных вельможах? Нет, пожалуй, ничего раболепнее, низкопоклоннее, пошлее и гнуснее их, а между тем во всех делах они хотят быть первыми. В одном лишь они скромны до крайности: довольствуясь тем, что украшают себя золотом, дорогими каменьями, пурпуром и прочими внешними знаками доблести и мудрости, самую суть этих двух вещей они целиком уступают другим людям. Для счастья им с избытком хватает того, что они могут называть короля своим господином, при всяком удобном случае свидетельствовать ему своё почтение, рассыпая в изобилии пышные титулы, вроде «ваша светлость», «ваше великолепие», «ваше величество». Как ловко выучились они стирать с лица краску стыда. Оба эти искусства как нельзя более приличествуют знатному барину и придворному. Но всмотрись внимательнее и увидишь, что перед тобой настоящие феаки, женихи Пенелопы, — эхо подскажет вам окончание этого стиха лучше, чем я. Спят они до полудня; наёмный попик стоит наготове возле постели и, лишь только господин пробудится, тотчас же наспех правит службу. Засим следует завтрак, по окончании которого почти тут же подают обед. Затем кости, бирюльки, пари, скоморохи, шуты, потаскухи, забавы и потехи. В промежутках — раза два закуска с выпивкой. Затем наступает время ужина, за которым следует попойка с многократными, клянусь Юпитером, возлияниями. Таким образом без малейшей скуки проходят часы, дни, месяцы, годы, века.

Даже я нередко от души развлекаюсь, глядя на этих долгохвостых: вот юная дама, которая мнит себя равной богиням, потому что таскает за собой длиннейший шлейф, вот здоровенный детина, расталкивающий локтями соседей, чтобы все увидели его рядом с Юпитером, вот ещё один, счастливый тем, что на шее у него красуется тяжелейшая цепь, выставляющая напоказ не только богатство, но и телесную силу своего владельца».

ВОПРОСЫ

1. Какие пороки человеческой натуры, высмеянные Э.Роттердамским в ХV в., сохранились и в наши дни?

2. Какими качествами, по мнению автора, должен обладать мудрый государь?

Вывод. В европейской культуре в ХV в. происходили изменения, разрушавшие средневековую систему ценностей. «...На Западе произошёл тот единственный, значимый, существенный для всего мира прорыв, чьи следствия привели к ситуации наших дней и чьё окончательное значение всё ещё не проявилось полностью». (К.Ясперс. Истоки истории и её цель. 1948 г.)

Окончание следует

Ольга СОБОЛЕВА,
учитель истории, ЦО № 1678,
г. Москва

TopList