Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «История»Содержание №15/2008
Образовательная экскурсия

Материалы для подготовки уроков по теме
«Русская культура второй половины ХIX в.».
8, 11 классы

 

Старцы Оптиной Пустыни

Что может быть прекраснее тишины и раздолья русских лугов и полей. Движение воздуха в дымке лёгкого ветерка, да чуть слышный щебет птиц окружают путешественника, отправившегося на просторы нашей страны. И где бы он ни проезжал, ни останавливался, выглядывая из окон автомобиля, автобуса или поезда, всё вокруг будет пронизано духом русской истории.

Цель нашего путешествия — Оптина пустынь. Её расцвет пришелся на XIX в., в то время там неоднократно бывали Лев Толстой, Василий Жуковский, Фёдор Достоевский, Иван Тургенев и Николай Гоголь. Многих до сих пор волнуют вопросы: зачем они туда ездили, что искали? Думается, эта статья ответит на них.

 

И Ангел мне сказал:
иди, оставь их грады,
В пустыню скройся ты, чтоб там огонь лампады,
Тебе поверенный, до срока уберечь,
Дабы, когда тщету сует они познают,
Возжаждут Истины и света пожелают,
Им было б чем свои светильники возжечь.
Аполлон Майков. Пустынник.
1860 г.

Издалека, ещё при подъезде, посетителей обители поражают величественные белые стены и башни, голубые и золотые купола церквей — изумительный архитектурный ансамбль Оптиной. Летом на её территории благоухают цветы, высаженные заботливой рукой. Зелёный ковёр трав, высокий берег реки Жиздры и уходящий вдаль сосновый бор открываются здесь взору путешественника. Атмосфера мира и покоя охватывает каждого приходящего в обитель.

Ясней здесь небеса и чище их лазурь…
Мирской ярем нося, и скорбный совершая
Средь мрака и стремнин тернистый жизни путь,
Сподобился я видеть отблеск рая.

Эти строки написаны оптинским старцем Варсонофием в конце XIX в., в период наивысшего расцвета Пустыни. Монастырь, созданный целой плеядой великих старцев, для их современников был, прежде всего, центром высокой духовности. Душа уставшего от забот человека ощущала на этой земле бесконечную любовь, жаждала очищения. «Здесь невольно человек заглядывает в себя и смиряется, вспомнит своё зло и содрогнётся. Так мелочны кажутся все вожделения, которыми живут люди, и так хочется забыть их и уйти подальше от всего, и станет тоскливо, что так любится то, что недостойно любви», — писал Е.Н.Поселянин после посещения обители.

Свято-Введенская Оптина Пустынь — один из древнейших монастырей России, расположена в Калужской области, недалеко от города Козельска. По преданию, до XIV в. здесь были глухие леса, в которых уже тогда жили люди, называвшие себя пустынножителями. По реке Жиздре проходил торговый путь Москва—Киев, поэтому в лесах обитало множество разбойников. Один из них, по имени Опта, раскаялся и отдал награбленные деньги на строительство главного храма будущего монастыря. Вокруг обители витала такая духовная сила, что хотя за время своего существования Пустынь переживала периоды упадка, она сумела сохранить свою святость. Обитель делила невзгоды со своим отечеством: её разоряли поляки и литовцы, она приходила в запустение и возрождалась.

После 1613 г., когда в России воцарилась династия Романовых, Пустыни были пожалованы земли. Но при Петре I значительную часть доходов с них монастырские власти должны были передать в казну, что привело к упадку Оптиной. В 1724 г. обедневшая обитель была упразднена, а братия перебралась в Преображенский монастырь города Белёва. Однако в 1726 г. по прошению стольника Андрея Шепелева Пустынь вновь была открыта, но оказалась без средств к существованию. По данным на 1773 г., там оставалось всего два монаха. В 1821 г. епископ Калужский Филарет принимает решение об устройстве на территории монастыря скита, где привыкшие к уединению пустынники могли бы обрести покой.

Однако духовное возрождение монастыря начинается ещё раньше, в конце XVIII в., и связано оно с именем Паисия Величковского (1722—1794). Паисий был родом с Украины, из семьи священнослужителей. Учился в Киево-Могилянской Богоявленско-Братской академии, в поисках духовного становления ушёл на гору Афон в Греции. Здесь он изучал и переводил на славянский язык старинные греческие рукописи и книги древних отцов Церкви. Преподобный Паисий обращал особое внимание на внутреннюю, духовную сторону иноческой жизни, направляемую опытным наставником — старцем. «Житие вместе с одним или двумя братиями нужно представлять так: старший, старец, опытный в Священном Писании, живёт отдельно и имеет одного или двух учеников, находящихся у него в полном послушании и повиновении, душой и телом». Он же указывал и на один из главных источников христианского воспитания — чтение святых книг и правильное применение их наставлений в монашеской жизни. Большой поклонник Нила Сорского, приверженца идей нестяжателей, Паисий собирал монахов в небольшие группы — скиты и селился с ними в отдалении от монастырей. Жизнь в скитах была строже монастырской, что выражалось в большем послушании, продолжительных службах и совершенной удалённости от мира. Оптина Пустынь впоследствии и станет таким духовным оазисом, где старчество получит свое полное выражение. Здесь будут жить старцы, обладающие даром прозорливости и чудотворения.

Судьба не подарила Паисию встречу с отечеством. Он обосновался вместе с учениками в Румынии, в так называемом «Немецком» монастыре, который стал многонациональной лаврой. Но ученики его пришли в Россию и принесли с собой бесценные греческие рукописи. Некоторые из них попали в Оптинскую библиотеку. Впоследствии благодаря усердию монахов Пустыни, были изданы труды П.Величковского, переведены рукописи святых отцов. Впервые для широкого круга читателей они были опубликованы в 1794 г. в Санкт-Петербурге.

Старчество — это особое явление церковной жизни. О нём писали многие подвижники первых веков христианства. Пётр Дамаскин отмечал: «Не всякий, кто стар летами, уже способен к руководству, но кто вошёл в бесстрастие и принял дар рассуждения». Старец проходит трудный духовный путь, достигает сердечной чистоты, любви к ближнему, он получает особый дар — направлять души к спасению и лечить их от страстей. Старчество — это особый духовный союз, который, по определению оптинского старца Амвросия, состоит в искреннем отношении и послушании духовных детей своему духовному отцу. Эти отношения складываются не только из исполнения обрядов Церкви, но из ежедневной исповеди инока старцу, из покорности в выполнении любых действий, указанных старцем. Следуя его советам, ученик постепенно обретает терпение и смирение, очищается от греховных помыслов.

Старец Моисей Старец Антоний Старец Лев
Старец Моисей
Старец Антоний
Старец Лев

Свято-Введенская Оптина Пустынь уникальна тем, что под её сенью собрались четырнадцать старцев. Начало пустынножительству положил схимонах Иоанникий, поселившийся в начале XIX в. в глубине монастырского леса. После его смерти в 1821 г. в Оптину переселяются монахи Моисей (1782—1862) и Антоний (1795—1865), в миру — братья Путиловы. Им было поручено устройство скита, который находился недалеко от обители, пребывавшей тогда в плачевном состоянии. Монахов было мало, старики доживали свой век, а молодые уделяли больше внимания внешнему благочестию, полагая, что в этом заключается сущность монашества. Моисею, который впоследствии стал архимандритом и настоятелем Оптиной, пришлось взять на себя строительство обители. За долгие годы служения он придал монастырю простой и благородный облик. При нём были возведены каменные стены с башнями, верхушки которых украшали флюгера с фигурами трубящих ангелов, благоустроены кельи монахов, выстроены гостиничные корпуса для богомольцев и основан в ближайшем лесу скит Святого Иоанна Предтечи, который давал возможность вести более строгую безмолвную жизнь, укреплял духовно саму обитель. Перестройке и расширению подвергся Введенский собор (его строительство относится к 1750 г.), а в 1822 г. на средства, завещанные прихожанкой Анной Ртищевой, началось строительство храма во имя преподобной Марии Египетской.

Неоценимая заслуга отца Моисея состоит в том, что он учредил в Оптиной старчество, став одним из столпов этого духовного движения. Огромную помощь в обустройстве обители оказал Моисею его брат — Антоний, ставший в 1825 г. начальником Оптинского скита.

Братья Путиловы выросли в зажиточной купеческой семье из Ярославской губернии. Как гласит их житие, «призвание к монашеской жизни они почувствовали ещё в ранней юности, чему послужил пример их старших сродников, посвятивших себя иноческой жизни». Моисей вместе со старшим братом Ионой жил в Соровской Пустыне, а затем в Рославльских лесах, где и был пострижен в монахи. Антоний в юности служил в Москве, во время захвата города французами в 1812 г. был уведён в плен. Бежал в Ростов к своим родным и оттуда отправился в Рославльские леса, к брату, где также принял постриг. 37 лет настоятелем монастыря был старец Моисей. После его смерти в 1862 г. Антоний, уйдя на покой, возвращается в Пустынь из Малоярославецкого Николаевского монастыря, где был настоятелем. До конца своих дней скорбит Антоний о брате, к которому питал глубокие духовные чувства.

Старец Макарий Старец Амвросий Старец Иларион
Старец Макарий
Старец Амвросий
Старец Иларион

Наивысший расцвет Оптиной связан с именами великих старцев: Льва, Макария, Амвросия и их последователей. В 1829 г. в обитель по приглашению Моисея и Антония переселяется Лев (1768—1841), в миру — Лев Данилович Наголкин. Известный духовно-аскетическим образом жизни, обладающий даром прозорливости и рассуждения, твёрдый и смелый, старец смог, преодолевая все препятствия, продолжить Оптинскую традицию старчества.

Родился Лев Данилович в 1768 г. в в городе Карачеве Орловской губернии, в молодости, служа приказчиком по торговым делам, он объездил всю Россию. В возрасте 30 лет оставил мир и решил посвятить себя Богу. В 1801 г. послушник Лев постригся в монахи в Белобережском монастыре с именем Леонид. Уже через три года Леонид стал настоятелем обители. До этого он недолго жил в Чолнском монастыре, где познакомился с ближайшим последователем Паисия Величковского — отцом Фёдором. Приняв идеи старчества, Леонид и Фёдор покинули обитель и нашли уединение в Валаамском скиту, где прожили шесть лет. Там же Леонид принял схиму (обет исполнять особо строгие аскетические правила) с именем Лев. Дальнейшая судьба старца Льва была тесно связана с Оптиной, куда он прибыл вместе со своими учениками.

Характерной чертой старца Льва была простота. Он не любил внешнего благочестия и называл его «химерой». Когда же его спросили, что он подразумевает под этим словом, он ответил: «Видел ты, как цветут огурцы? Есть цвет настоящий, и есть цвет на завязи, на которой не бывает огурцов, то есть пустоцвет. Это и есть “химера”». Старец хорошо знал Библию и аскетическую литературу. От своих учеников он требовал не внешнего благочестия, не фанатизма, а работы души. В Оптину к нему стали приходить дворяне, крестьяне, мещане, странники, философы и писатели. Они стремились посетить удивительного старца, который жил в отдалении, принимал у себя в келье страждущих, не делая различия в богатстве и знатности. Порой посетители слышали нелицеприятные слова, истину, в которой боялись себе признаться. От его проницательного взора не могли укрыться душевные тайны приходящих. Внимательно выслушав исповедь, старец определял, что тяготит паломника, учил его обращаться к Богу, мог молитвой избавить от скорбей, исцелить от недугов.

Большое стечение народа не нравилось церковным властям, в епархии забеспокоились — у всех есть свои приходские батюшки, зачем идти к старцу? Льва стали преследовать, доносить и клеветать на него вышестоящим властям. В один из дней епископ Калужский запретил старцу принимать посетителей, грозил сослать его на Соловки, а тот отвечал: «Пою Богу моему, и в Соловках останусь тот же Леонид». Старчество преподобного Льва продолжалось 12 лет. Зная о своей скорой смерти, он пришёл в находившийся неподалёку Тихонов монастырь, где и скончался 11/24 октября 1841 г. Его мощи ныне покоятся во Владимирском храме Оптиной Пустыни.

В конце жизни старец Лев нашел себе друга и помощника — отца Макария, который пришёл в Оптину в 1834 г.

Отец Макарий (1788—1860), в миру — Михаил Николаевич Иванов, родился 20 ноября 1788 г. в дворянской семье, отец его был коллежский асессор. Первые годы Михаила прошли в городе Калуге, затем семья перебралась в город Карачев Орловской губернии. Мальчик рос тихим, болезненным, общению со сверстниками предпочитал чтение и музыку. Лишившись в возрасте 8 лет матери, которую очень любил, Михаил замкнулся, полюбил уединение. С 14 лет он начинает работать в финансовом ведомстве, но после смерти отца оставляет службу и переселяется в имение, доставшееся ему по наследству.

Старец Исаакий Старец Анатолий Старец Иосиф
Старец Исаакий
Старец Анатолий
Старец Иосиф

В 1810 г. Михаил отправляется на богомолье в Площанскую Пустынь и остаётся там. Проходит время, и он становится старцем Макарием, который после смерти отца Льва стал его преемником и положил начало новому периоду деятельности скита. Обладавший тонким художественным вкусом, старец Макарий превратил территорию обители в цветущий сад. Но главное, в это время в Оптиной было образовано своё издательство, активную роль в котором играл учёный, публицист, философ-славянофил — Иван Киреевский. Благодаря помощи Киреевского и его жены, отец Макарий начинает издание трудов П.Величковского, его рукописей, переводов творений святых отцов. Первый том издания вышел в свет в 1846 г., предисловие к нему было написано отцом Макарием. Малый тираж быстро разошёлся, и книга была через год напечатана снова. Это положило начало широкой издательской деятельности Оптинского монастыря. О масштабах этой работы говорит тот факт, что после закрытия монастыря из стен хранилища было вывезено три вагона книг, хранящихся ныне в стенах Российской государственной библиотеки.

И.Киреевский был частым собеседником старца Макария, в одном из писем он писал: «Важней всех книг и размышлений встреча с православным старцем, который может стать твоим руководителем, которому ты можешь поверять все свои мысли, от которого ты можешь услышать не его личное мнение, более или менее разумное, но учение отцов Церкви». Своё последнее пристанище Киреевский нашёл в Оптиной — могилы ученика и учителя находятся рядом.

При старце Макарии в Оптиной впервые побывал Н.В.Гоголь. После посещения обители он записал в своем дневнике: «Вошёл я к старцу одним, вышел — другим. Мне нужно ежеминутно быть мыслями выше житейского дрязгу, и на всяком месте своего странствия быть в Оптиной Пустыне. Бог да воздаст вам всем сторицею за Ваше доброе дело. Ваш всею душой». Итогом посещения святой обители Гоголем стало его духовное обращение, а через него воздействие на всю русскую литературу, утверждение её на христианском пути.

Умер старец Макарий 7/20 сентября 1860 г.

Разными дорогами шли старцы в Оптину Пустынь. В 1839 г. приехал сюда Родион Никитич Пономарев, в монашестве Иларион (1805—1873). Родился он на юге России, с детства обучался у отца портновскому ремеслу, но одновременно чувствовал тягу к монашеской жизни. В 1829 г. вместе с родителями Родион Никитич переезжает в г. Саратов, где возглавляет артель. Начитанность, живой ум позволяли ему вести духовные беседы с раскольниками, которые жили в городе. Современники отмечали такие черты характера будущего старца, как терпение, кротость, трудолюбие. «Если чувствуешь, что гнев объял тебя, сохраняй молчание, и до тех пор не говори ничего, пока непрестанною молитвою и самоукоренением не утешится твоё сердце», — писал впоследствии монах Иларион.

Через девять лет Родион Никитич принимает решение вступить на путь монашества. Приехав в Оптину, он живёт в Предтеченском скиту. Старец Макарий избирает его себе в келейники, и в этой должности Иларион пребывает 20 лет. Благодаря старцу в обители появляется сад, пасека, в Пустыне он варил квас, пёк хлеб, был садовником и огородником, занимался разведением рыбы. После смерти настоятеля отца Макария отец Иларион был назначен руководителем скита и духовником обители. Старец поддерживал порядки, заведённые его предшественником. В конце жизни преподобный тяжело заболел, постоянная бессонница, удушье, сильнейшие боли мучили старца. Но он не оставил своего служения, ни вздохом, ни словом не показывая страданий окружающим, заглушая боль молитвой. 18 сентября/1 октября 1873 г. старец скончался. По его завещанию в Оптиной была построена больница с церковью в честь духовного покровителя старца преподобного Илариона Великого (1870), ныне не сохранившаяся.

Старца Амвросия (1812—1891) можно поставить в один ряд с великими подвижниками Оптиной. Александр Михайлович Гренков был родом из Тамбовской губернии. Родился в семье духовного служителя — пономаря Михаила Фёдоровича и его жены Марфы Николаевны. В 12 лет Александр поступил в Тамбовское духовное училище, а по его окончании продолжил обучение в семинарии. Некоторое время он был домашним учителем в помещичьей семье, а затем преподавателем Липецкого духовного училища. В последнем классе семинарии Александр тяжело заболел и дал обет: если выздоровеет, то пострижется в монахи. В 1839 г. по совету старца Илариона Троекуровского, он ушёл в Оптину Пустынь, где был принят старцем Львом, а после его смерти перешёл под покровительство отца Макария. Выполняя различные работы — переписку книг, работу в пекарне, молодой послушник не переставал учиться у своих духовных отцов.

Летом 1841 г. Александр был пострижен в монахи с именем Амвросий, а через 4 года его рукоположили в иеромонахи (он получил сан священника). В декабре 1845 г. его здоровье пошатнулось и с тех пор восстановить его полностью ему так и не удалось.

Современники оставили нам портрет старца: высокий, худой, слегка сгорбленный, с небольшой бородкой и живым взглядом, с постоянной участливой улыбкой на лице, он отличался общительным характером, проницательным умом, житейской мудростью. По смерти отца Макария старец Амвросий продолжил его дело как духовный руководитель Пустыни. Будучи тяжело больным, он с утра и до поздней ночи принимал посетителей, и эта духовная деятельность продолжалась в течение долгих 30 лет. Каждый, кто шёл к нему, слышал слова утешения, ощущал заботу о себе. Имена тех, кому оказал духовную помощь преподобный Амвросий, неисчислимы.

В 1875 г. к старцу приезжал Константин Леонтьев — философ, литератор, дипломат. В мирской жизни он не встретил признания в обществе; измученный и больной К.Н.Леонтьев нашёл покой, поселившись в Оптиной. Через 17 лет он был пострижен в монашество в Свято-Троицкой Сергиевой лавре.

Несколько раз старец Амвросий принимал у себя Льва Толстого. Интересны взаимные впечатления от этих встреч. Лев Николаевич записал в своем дневнике: «Этот отец — святой. Я просто побеседовал с ним, и мне уже стало легче на душе. Когда говоришь с такими людьми, чувствуешь себя ближе к Богу». А старец так определил характер писателя: «Горд очень». Приезжал в Оптину Пустынь Ф.Достоевский, чтобы облегчить своё горе после смерти любимого сына Алёши. Общение со старцами нашло отражение в его романе «Братья Карамазовы», где в образе старца Зосимы Достоевский запечатлел некоторые черты отца Амвросия. «Вы будете удивлены, если я скажу вам, что спасение России придёт через молитвы смиренных искателей безмолвия», — после одной из встреч запишет в дневнике великий писатель.

Отец Амвросий оставил после себя богатое литературное наследие. Его высказывания стали основой духовной жизни многих людей. Например, на вопрос: как жить, старец отвечал — «Мы должны жить на Земле так, как колесо вертится: чуть одной точкой касается земли, а остальным стремится вверх; а мы как заляжем, так и встать не можем». «Самооправдание — большой грех. Самооправдание и обвинение других, правильное или неправильное, не успокаивает, а лишь более возмущает дух наш». Многие высказывания святого полны краткости и глубины мысли: «кто уступает, тот больше приобретает», «жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем моё почтение».

В последние годы жизни старца в 12 верстах от Оптиной, в деревне Шамордино, по его благословлению была устроена женская Казанская обитель. В отличие от других женских монастырей того времени, где при поступлении требовался вклад, сюда принимали сестёр, не имевших никаких личных средств. С самого начала существования обители (1884) старец Амвросий собирал сюда немощных, обездоленных, слепых, хромых, сирот и вдов. Вскоре община насчитывала около 1000 сестёр. Отец Амвросий организовал приют и школу для девочек, богадельню и больницу для престарелых. Под его руководством на территории монастыря было начато строительство собора в честь Казанской иконы Божьей Матери. Гостем обители был Л.Н.Толстой, поскольку здесь проживала его сестра — Мария Николаевна, которая приняла монашество. Именно здесь, в Шамордино суждено было старцу Амвросию встретить час своей кончины 2 июня 1890 г.

Преподобный Исаакий (1810—1894), в миру Иван Иванович Антимонов, ещё живя светской жизнью, приезжал в Оптину к брату, здесь он познакомился со старцем Львом, предсказавшим ему монашество. Родился Иван Иванович в городе Курске в семье зажиточного купца. Будущий настоятель Оптиной рос в обстановке любви, послушания родителям и в нравственной строгости. Это, безусловно, повлияло на его решение уйти в монастырь.

В 1847 г., уже будучи зрелым человеком, он поступил послушником в Оптинский скит, где прожил 16 лет, работая на пасеке, в хлебопекарне, на поварне. Современники отмечали его необычную физическую силу, был он среднего роста, коренастый, поднимал тяжести в 15 пудов, до 80 лет не болел, уверяя, что и сквозняки ему полезны. В 1862 г. после смерти настоятеля пустыни отца Моисея, преподобный Исаакий становится его преемником.

В историю Оптиной старец вошёл как строитель монастыря. При нём в обители был достроен храм во имя Всех святых (в настоящее время не сохранился), выполнены росписи и иконостасы Введенского и Казанского соборов, построены больница во имя святого Илариона Великого, водопровод, здание новой гостиницы, книжная лавка. Община Оптиной становится владелицей лесных участков (в основном за счёт наследования и вкладов), что позволяет решить проблему дров для отопления храмов и келий братии, возводится свечной завод.

Но не забывал отец Исаакий и о главном своём предназначении — наставлении иноков и благословлении мирян. Не получив школьного образования, он с избытком восполнял его внутренним духовным опытом жизни и чтением святоотеческих книг. Присущая ему простота проявлялась и в поступках; каждую субботу он отправлялся для исповеди в приёмную старца Амвросия, дожидаясь своей очереди вместе с другими послушниками и монахами. Старец не придавал большого значения наградам и повышениям, хотя в 1885 г. получил сан архимандрита; он был награждён орденами Св. Анны III и II степени, а также Св. Владимира IV и III степени.

В июне 1894 г. в возрасте 85 лет старец Исаакий тяжело заболел. 22 августа святой скончался, мощи его покоятся в Казанском храме.

Ученик старцев Макария и Амвросия Анатолий (1824—1894), в миру Алексей Моисеевич Зерцалов, пришёл в Оптину в 1853 г. по духовному обету, который он дал во время своей тяжелой болезни. Родился он в селе Бобыли Калужской губернии, в семье дьякона. Окончил Боровское духовное училище и Калужскую семинарию. После окончания служил в Казённой Палате, но, заболев чахоткой, вынужден был оставить службу.

Старец Варсонофий Старец Анатолий Старец Нектарий
Старец Варсонофий
Старец Анатолий
Старец Нектарий

Вся дальнейшая жизнь Алексея Моисеевича будет связана с Оптиной. В 1862 г. он был пострижен в монашество с именем Анатолий. Наставник молодого монаха, отец Макарий, в шутку величал инока «высочайшим» из-за высокого роста. А отец Амвросий, под чьим руководством находился Анатолий, предчувствовал в нём «великого старца и молитвенника». В 1871 г. преподобный Анатолий получил назначение в Спасо-Орловский монастырь, но отказался от настоятельства, не в силах расстаться с Оптиной. Через три года отец Анатолий был избран начальником скита, а старец Амвросий поручил ему попечительство над Шамординской обителью. Новый попечитель монастыря проявил себя как заботливый отец: он вникал во все стороны жизни сестёр, сам учил их уставу, монашеским правилам, церковному пению.

О великой силе молитвы старца Анатолия свидетельствуют слова преподобного Амвросия: «Ему такая дана молитва и благодать, что единому от тысячи даётся». В обращении со своими духовными детьми старец Анатолий был прост, не забывая обличать их греховные поступки. После тяжелой болезни старец принял схиму и 25 января /7 февраля 1894 г. скончался.

«Как луч солнечный не может проникнуть сквозь туман, так и речи человека, только образованного, но не победившего страсти, не могут действовать на душу. А кто сам победил страсти и стяжал разум духовный, тот и без образования внешнего имеет доступ к сердцу каждого». Эти слова принадлежат великому оптинскому старцу Иосифу (1837—1911), в миру Ивану Ефимовичу Литовкину. Оставшись в 11 лет круглым сиротой, ему пришлось столкнуться со многими жизненными трудностями. Тяжёлый труд, одиночество угнетали Ивана, пока в 1861 г. он не пришел в Оптину к старцу Амвросию. В течение 50 лет прожил старец Иосиф в келье учителя. Смиренная поступь, опущенные глаза, краткий ответ с поклоном и всегда приветливая улыбка — весь облик батюшки оказывал сильное духовное воздействие и был красноречивее любых бесед. В 1888  г. преподобный Иосиф тяжело заболел тифом, был пострижен в схиму, но чудесным образом выздоровел, и после смерти преподобного Амвросия стал его преемником.

Блестящий ученик, сподвижник своего духовного учителя старец Иосиф стал средоточием духовности Оптиной. Несмотря на плохое самочувствие (болезнь не отступила полностью), он никогда не отдыхал днём, используя каждую свободную минуту для чтения книг и бесед. В начале 1894 г. старец Иосиф был назначен скитоначальником и духовником всей братии. 12 лет он пребывал на этом посту, неся слово Божье людям. 9/22 мая 1911 г. преподобный тихо скончался.

В плеяде оптинских старцев пребывают три ученика преподобного Амвросия: Анатолий, Иосиф (о них рассказывалось выше) и Варсонофий (1845—1913). Молодой полковник Павел Иванович Плиханков, окончив военное училище, впервые побывал в Оптиной в конце 1880-х гг. Выходец из семьи оренбургских казаков, он родился в г. Самаре. Окончил гимназию, затем военное училище в чине офицера. Дослужился до полковника и был назначен старшим адъютантом штаба Казанского военного округа. Жизнь готовила ему блестящую карьеру, но, попав в августе 1889 г. к старцу Амвросию, Павел Иванович решил оставить светскую жизнь. Внезапная тяжёлая болезнь обрушилась на него, врачи определили состояние больного как безнадёжное. Позднее он вспоминал, что «тогда вся жизнь пронеслась передо мной, и глубочайшее покаяние внезапно пронзило душу». «Из блестящего военного в одну ночь, по соизволению Божию, он стал великим старцем», — говорил впоследствии о случившимся старец Нектарий. В 1891 г. 46-летний Павел Иванович стал послушником, а через два года монахом с именем Варсонофий. 10 лет он добровольно провёл в затворничестве, читая молитвы и изучая духовную литературу. Затем старец стал помощником начальника скита, духовно окормлял Шамординскую обитель.

С началом Русско-японской войны (1904—1905) отец Варсонофий был отправлен на фронт в качестве священника при лазарете. Тяжёлый труд, угроза смерти, которая всегда была рядом, не сломили старца. С честью он вынес нелёгкое послушание, был награждён золотым наперстным крестом.

Возвратившись в Оптину в 1907 г., отец Варсонофий получает назначение на должность скитоначальника. Труды по благоустройству пустыни не прошли даром; были отремонтированы храмы и кельи скита, обновлена ризница, пополнена библиотека. Тяжело заболев в 1910 г., старец был пострижен в великую схиму. «Схима — это край: или смерть, или выздоровление. Я чувствую, что схима меня подняла. Мне надлежало умереть, но дана отсрочка», — говорил батюшка инокам. Немало добрых дел предстояло ещё сделать старцу. В 1910 г. он отправляется на станцию Астапово для напутствия умиравшего Л.Н.Толстого (однако не был допущен к писателю), а в 1912 г. получает назначение в Старо-Голутвин монастырь. Меньше года управлял старец обителью, его силы угасали. 1/14 апреля 1913 г. отец Варсонофий скончался. Он оставил после себя много литературных трудов и воспоминаний. «Вся жизнь есть дивная тайна, известная только одному Богу, — писал преподобный. — Нет в жизни случайных сцеплений обстоятельств, всё промыслительно. Мы не понимаем значения того или другого обстоятельства. Пред нами множество шкатулок, и ключей к ним нет…».

Судьба последних четырёх старцев выпала на жестокий XX в. Своей жизнью и духовными подвигами они освятили последние дни Оптиной Пустыни, чья историческая судьба будет тесно связана с трагической судьбой старцев.

Отец Анатолий (1855—1922), в миру Александр Алексеевич Потапов, стал поистине «народным старцем» Оптиной. Родился он 15 февраля 1855 г. в Москве в старинной купеческой семье. С ранних лет стремился Александр к монашеской жизни, но мать не отпускала его в монастырь. Окончив уездное училище, занимаясь торговлей, Александр после смерти матери сумел исполнить свое желание. В 1885  г. пришёл он в Оптину, к старцу Амвросию, а после его кончины был определён келейником к преподобному Иосифу.

В 1906 г. получив сан иеромонаха, отец Анатолий был назначен духовником Шамординской обители. Без отдыха принимал он посетителей Оптиной с утра и до глубокой ночи в стенах храма Владимирской иконы Божией Матери. К старцу обращались разные люди, и для всех он находил слово Божье, был «утешителем» народным. Он особо почитал царя Николая II, и именно ему принадлежат слова-пророчество о смысле царского служения и значении царя для судеб России: «Коли царь зовёт — значит, зовёт Бог. А Господь зовёт тех, кто любит царя, ибо Сам любит царя и знает, что и ты царя любишь… Нет греха больше, как противление воле Помазанника Божия… Береги его, ибо им держится земля Русская и вера православная… Судьба царя — судьба России. Заплачет царь, заплачет и Россия, а не будет царя — не будет и России…».

Преподобному Анатолию суждено было стать свидетелем исполнения грозных пророчеств оптинских старцев. С 1917 г. новые власти начинают гонения на монастырь и монахов. Оптину закрывают, а монахов заключают под стражу. Многочисленные обыски и аресты подрывают здоровье старца. По дороге в Калугу он заболевает тифом, но, оправившись, продолжает подвижническую жизнь в обители. 1922 год становиться тяжёлым испытанием для старца Анатолия. В монастырь прибывает чрезвычайная комиссия для допроса монахов. С батюшкой долго беседуют, угрожают арестом, ссылкой. Сердце старца не выдерживает. В ночь на 12 августа 1922 г. он умирает. Мощи святого Анатолия покоятся ныне во Владимирском храме пустыни.

Судьбу отца Анатолия разделил его сподвижник, старец Нектарий (1853—1928), в миру Николай Васильевич Тихонов. Преподобный был родом из города Ельца Орловской губернии. Тихий, боголюбивый мальчик стал утешением для рано овдовевшей матери. Окончив церковно-приходскую школу, Николай работал в лавке богатого купца. Задумав жениться, отправился за благословлением в Оптину пустынь, к отцу Амвросию. В 1873 г. после беседы с батюшкой Николай остаётся там навсегда. Сначала молодой послушник занимался уходом за цветами, потом стал пономарём. Пройдя 10-летние испытание, он был пострижен в монахи с именем Нектарий. 20 лет провёл святой в полузатворничестве, уединении и молчании, общаясь только с наставниками — преподобным Амвросием и Анатолием.

В 1912 г. как послушание принял отец Нектарий крест старчества — пророческое служение народу в тяжелейшие для России годы. Он обладал даром предвидения будущего, но скрывал это под юродством. Приезжавшие к нему видели, как старец собирал разный хлам: камушки, стекляшки, бумажки, клал их в шкафчик и говорил: «Это мой музей!». И действительно, после закрытия Оптиной в скиту, где жил старец, был открыт музей. Незадолго до революционных событий старец Нектарий стал носить красный бант на груди, предсказывая грядущие события.

«Через годы испытаний Россия воспрянет и будет материально небогата, но духом будет богата, и в Оптиной будет ещё семь светильников, семь столпов», — предсказывал старец. В стране наступает время закрытия монастырей и храмов, казней и ссылок. И только сила духа помогала отцу Нектарию нести тяжкое бремя старчества. В 1923 г. монастырь закрыли, преподобного арестовали и отправили в Козельскую тюрьму. После освобождения отец Нектарий получает предписание поселиться в селе Холмищи Брянской области. Но поток людей к старцу не иссякает, он снова принимает, утешает, наставляет. В ссылке он особенно ярко вспоминает родную Оптину. Нектарий пишет письмо «первой леди» государства — Надежде Константиновне Крупской о необходимости сохранить обитель, как музей, поскольку с ней связана память о выдающихся деятелях нашей культуры. Благодаря стараниям и настойчивым просьбам старца в советские инстанции, в Оптиной позднее будет открыта музейная экспозиция.

В конце 1927 г. старец занемог, но не оставил свою подвижническую деятельность, по-прежнему отвечая на многочисленные письма, принимая посетителей. 12 мая 1928 г. старец Нектарий скончался, и был похоронен на местном кладбище. Обретение и перенесение мощей святого в Оптину Пустынь состоялось в 1989 г.

Всей своей жизнью преподобный Никон Исповедник (1888—1931) доказал, что в любой век возможны великие духовные подвиги. На его долю выпало очень много испытаний — аресты, изгнание, тюрьма, концлагерь, ссылка, болезни.

Старец Никон Старец Исаакий
Старец Никон
Старец Исаакий

Николай Митрофанович Беляев, ещё живя в миру, принимает решение посвятить свою жизнь Богу. Вместе с братом Иваном он в 1907 году приходит в Оптину и становится письмоводителем старца Варсонофия. Монах Никон был самым близким учеником старца, который готовил его в свои преемники. Но жизненный путь отца Никона оказался иным.

Придя к власти, большевики обратили особое внимание на Церковь, монахов объявили вне закона.

В 1919 г. отец Никон был арестован первый раз, но вскоре освобождён. Летом 1923 г. Оптина Пустынь была окончательно закрыта и передана в ведение Главнауки. Преподобный Никон стал последним оптинским старцем. Изгнанный из обители, он поселился в Козельске, служил в Успенском храме, принимал и исповедовал страждущих. В июне 1927 г. вновь арест, а дальше страшные годы концлагеря, ссылка в Архангельскую область. В августе 1930 года отца Никона перевозят в город Пинегу. Больной тяжёлой формой туберкулёза, он долго скитается в поисках пристанища. Умирающий старец обрел покой только в конце жизни, когда дни его были уже сочтены. 8 июля 1931 г. отец Никон скончался. Погребён он на кладбище села Валдокурье под Пинегой. Могила его не найдена.

С великим терпением и мужеством переносил отец Никон все жизненные тяготы, служа Богу и людям. Из ссылки, в письме к матери он писал: «Теперь пришло время испытания — в вере ли мы? Веру может соблюсти тот, кто горячо и искренно верит, кому Бог дороже всего».

В возрасте 19 лет, в 1884 г. пришёл в Оптину Иван Николаевич Бобриков — преподобный Исаакий (1865—1938). О том, как появился в обители будущий архимандрит, старец Нектарий вспоминал: «Блаженный Василий привёл его к старцу Амвросию и сказал: “Поклонитесь в ножки ему, это будет последний Оптинский архимандрит”». А юношу он предупредил: «Тебя казнят». Более четырёх десятилетий пребывал в обители Исаакий, служа образцом духовной чистоты. Только через тринадцать лет послушничества был он принят в число монахов монастыря. В 1902 г. его рукоположили в иеромонахи, а уже в 1914 г. братия избрали его настоятелем монастыря.

Нелёгкие времена наступали для России и обители: Первая мировая война, революция. Монахи, как могли, помогали страждущим. По приказу настоятеля на территории монастыря открыли гостиницу для беженцев из Польши и Белоруссии, больницу для тифозных больных, организовали приют для детей-сирот.

23 января 1918 г. декретом Совнаркома Оптина Пустынь была закрыта, но ещё держалась какое-то время под видом сельскохозяйственной артели. Первый арест настоятеля последовал в 1919 г. — Козельская тюрьма, затем поселение. В 1923-м монахов изгнали из обители, все они во главе с отцом Исаакием устроились при Георгиевском храме Козельска. Но власти о них не забыли. Наступил 1929 год. По стране прокатилась новая волна репрессий. В августе вся монашеская братия во главе с преподобным Исаакием были арестованы и отправлены сначала в Сухиничи, а оттуда в Смоленск. В 1930 г., после окончания следствия, отца Исаакия освободили, и он переехал в г. Белёв Тульской области. Но через два года — вновь арест, и вновь свобода, но с условием — покинуть город. Старец открыто и мужественно ответил: «От креста своего не побегу!». В 1937 г. преподобный в четвёртый раз был арестован вместе со своими сподвижниками, страдальцев подвергли жестоким, бесчеловечным испытаниям. 30 декабря 1937 г. «тройка» вынесла старцу Исаакию приговор — расстрел, который был приведён в исполнение. Расстрелянного мученика тайно захоронили в лесу на 162-м километре Симферопольского шоссе. Мощи его не найдены до сих пор, на месте предполагаемого захоронения уже в наши дни оптинская братия воздвигнула крест. Так закончился жизненный путь последнего архимандрита Оптиной Пустыни.

Перед празднованием 1000-летия Крещения Руси, в 1987 г., Церковь причислила 14 оптинских старцев к лику святых, территорию монастыря власти возвратили Русской православной церкви.

Не иссякает людской поток в Оптину и сегодня. Идут люди сюда, чтобы «зажечь огонь своей души» от огня, сбережённого для нас преподобными, чтобы ещё раз услышать поэтические слова ставшей в наши дни широко известной молитвы Оптинских старцев. «Господи! Дай мне с душевным спокойствием встретить всё, что принесет мне наступающий день...». Она заканчивается словами к Богу: «...научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить».

Это можно назвать их завещанием.

 

Литература

Москва православная. М., 2003.

Оптина Пустынь. Тула, 1997.

Павлович Н. Оптина пустынь. Почему туда ездили великие? // Памятники Отечества. 1992. №№ 2—3.

Рогожин Н. Оптинские старцы. //История. 1995. № 4.

Собор Преподобных отцев и старцев в Оптиной Пустыни просиявших. Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2006.

Свято-Введенская Оптина Пустынь. Официальный сайт.

Наталья ДОРОЖКИНА,
лауреат конкурса «Я иду на урок истории»

TopList