Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «История»Содержание №3/2010
Вестник "Истории"

Фарфоровое счастье

22 декабря 2009 года в Государственном Историческом музее открылась выставка “Фарфор к празднику”.

Канун Нового года и Рождества — счастливое время дарить и получать подарки. Государственный Исторический музей получил в дар от Игоря и Елены Клименковых коллекцию современного фарфора мастерской Klimenkoff.

Все экспонаты созданы в течение последних пяти лет в организованной в 2003 г. в Москве экспериментальной фарфоровой мастерской. За этот небольшой срок родилось новое направление в современной фарфоровой пластике, которое уже сегодня представляет для Исторического музея особый интерес.

Поднявшись по ступеням в выставочный зал, в первой же витрине можно увидеть то, что послужило отправной точкой этой экспозиции: фигурку фарфорового сбитенщика, вылепленную на заводе Гарднера почти 200 лет назад, вскоре после Отечественной войны 1812 года. Дело в том, что Игорь Клименков, последние 20 лет живущий в городе Сиэтле (США), решил доказать, что и в наши дни найдутся мастера, способные повторить такую сложную фарфоровую пластику.

Весной 2003 г. Клименков приехал в Москву, чтобы организовать экспериментальную мастерскую фарфора.

Нашёл опытных мастеров, скульпторов, живописцев.

На первых порах нужно было просто повторить опыт завода Гарднера и вылепить модели фигур по иллюстрациям к журналу “Волшебный фонарь” (1817) — уличных торговцев и разносчиков. Посетители выставки имеют возможность сравнить старые фигурки Гарднера (из коллекции ГИМ) с прекрасными изделиями мастерской Клименкова.

Но мало повторить кем-то сделанное. В 2004 г. скульптор Т.Немцова создаёт современную фигурку, сделанную по фотографии продавщицы лимонов у Киевского вокзала. По оценкам историков-искусствоведов, именно эта фигура убедительно доказывает, что опыт Гарднера можно воплотить и в эпоху нанотехнологий.

Таким образом двадцать мастеров из Мастерской Клименкова за шесть лет создали уникальную коллекцию фарфора, 80 экспонатов которой сегодня выставлены в ГИМе.

В будущем И.Клименков намерен продолжить свою работу по отражению в фарфоре современного быта. Но работников мастерской тем не менее вдохновляют образы и приметы прошлого: московское метро, типажи взрослых и детей 1950—1970-х гг., и, конечно, вечная, вневременная тема — цветы и плоды-обманки.

Организатор так объясняет направление работы своей Мастерской: “Способность жить с прошлым — достояние культуры... Хочу расставить всё по местам: не отрицать, а признать своё прошлое”.

Образы фарфоровой пластики Мастерской —это воспоминание о празднике детства, когда родители были молоды и счастливы. “Жизнь изменилась, а чувство праздника осталось из прошлого: звучит та музыка, появляется ощущение того вкуса”.

На сегодняшний день на волне интереса к истории повседневности это, пожалуй, и есть самая актуальная художественная идея. А фарфор оказался идеальным материалом для её воплощения.

Об образах, заимствованных из интерьеров Московского метрополитена, Клименков говорит, что они напоминают семейные фотографии, которых, возможно, уже нет у большинства наших современников. Рассматривая изобразительный ряд московского метро как высшее достижение искусства соцреализма, как “портрет нации”, художники и скульпторы Мастерской в малом масштабе фарфоровых фигур, рельефов, росписей воспроизводят эти художественные реликвии для украшения современного быта.

На выставке присутствовала художественный руководитель Мастерской Klimenkoff Татьяна Немцова. У неё свой почерк, который выделяет её среди других мастеров. На вопрос о любимых сюжетах фарфоровой пластики Татьяна ответила, что больше всего ей нравится лепить детей: “Их чистота и непосредственность очень хорошо сочетаются с белизной фарфора”. Счастливая девочка с кошкой, мальчик с машиной соседствуют с виртуозно выполненной скульптурной группой “На шлюзе” (по картине художника Н.Н.Жукова, 1952).

Специалист по лепке цветов О.В.Карпенкова изготавливает лепные цветы и букеты по уникальной технологии мастера Петра Ульяновича Иванова (цветы из белого фарфора), работавшего на Императорском фарфоровом заводе в середине XIX в. Результат, по мнению как знатоков, так и любителей фарфора, превосходит самые смелые ожидания. На выставке представлены нежные белые букеты “Мак”, “Ветка цветущей сливы и колокольчики”. Рядом с цветами уютно расположились “зверики” Т.Немцовой — терьер Тоша и маленькая шиншилла.

Историческая тематика отражена в витрине, посвящённой войне 1812 года. Блюдо “Наполеон в горящей Москве” В.В.Моисеенко, скульптуры “Офицер” и чашки “1812 год” А.Б. и Ю.Б.Шабаевых призваны служить напоминанием о суровых битвах и славных победах.

Ну а заключительный стенд возвращает нас к ощущениям самого детского и сладкого праздника. На стилизованных ветках новогодней ёлки в весёлом беспорядке разместились конфеты с надписью “Счастье” и “Стиляга”, шары с приметами прошлого.

И мало кто из посетителей выставки может удержаться от возгласа радостного изумления, увидев бытовую примету 1970-х гг. — полузабытый тетраэдр молочного пакета. Кстати, этот артефакт использован декораторами в праздничном оформлении ГУМа.

На церемонии открытия выставки главный редактор журнала “Пинакотека”, искусствовед, специалист по фарфору Наталия Владимировна Сиповская отметила:

“Выставка подготовлена с большим талантом, с большим вкусом и большим чувством. Настроение после просмотра делается необратимо новогодним. Выставка проходит в музее, представляющем нашу историю во всех её проявлениях. И очень приятно, что коллекция музея пополняется современными работами, продолжающими традиции русского фарфора и отражающими вечные ценности в камерном отображении”.

Неожиданные по новизне, но при этом легко узнаваемые, как старые знакомые, персонажи фарфоровой пластики Мастерской являются состоявшимся фактом современной культуры. Произведения Мастерской Клименкова достойно представляют тенденции прикладного искусства начала XXI в.

Исторический музей с благодарностью принял дар от руководителей Мастерской — экспонаты выставки фарфора, посвящённой Новому году, любимому празднику нашего детства.

Наталья ЧЕРНЯВСКАЯ

Фото На_Че

TopList