Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «История»Содержание №15/2009
Кино на уроке

 

 

“Я — Спартак!..”

 

Материал для подготовки урока по теме «Восстание Cпартака». 5 класс

 

«Спартак... человек, не только отличавшийся выдающейся отвагой и физической силой, но по уму и мягкости характера стоявший выше своего положения и вообще более походивший на эллина, чем можно было ожидать от человека его племени» (Плутарх)

«Спартак, сражаясь храбрейшим образом в первом ряду, был убит и погиб, как подобало бы великому полководцу» (Флор Салюстий)

Спартак — имя, казалось бы, слишком известное, чтобы вызвать особый интерес. Мы слышим его от фанатов-болельщиков, читаем на стенах и даже на карандашах. Но за этим именем скрывается замечательная личность — человек, живший очень давно, на пороге новой эры, и оставивший в истории незабываемый след. Многие деятели искусства обращались к биографии предводителя восстания рабов в Древнем Риме. О нём написано множество книг, сняты кинокартины и даже поставлен балет. Давайте и мы взглянем на него глазами Стенли Кубрика и Кёрка Дугласа, двух талантливых соавторов исторической драмы «Спартак».

Режиссёр

Стенли Кубрик

Авторы сценария

Говард Фаст, Дэлтон Трамбо

Музыка

Алекс Норт

Продюсеры

Эдвард Льюис, Кёрк Дуглас

В ролях

Кёрк Дуглас (Спартак)

Джин Симмонс (Вариния)

Лоуренс Оливье (Марк Лициний Красс)

Питер Устинов (Лентул Батиат)

Тони Кёртис (Антоний)

Чарлз Лоутон (Тиберий Гракх)

Джон Гэвин (Юлий Цезарь)

Нина Фох (Елена Глабрус)

Джон Айреланд (Крикс)

Герберт Лом (Тигран Левантус)

Джон Далл (Марк Публий Глабрус)

Чарльз МакГроу (Марцелл)

Вуди Строд (Драба)

Производство студии «Universal».

Премьера 6 октября 1960 г. в США.

Кассовые сборы $60,000,000

 

Как создавался фильм о Спартаке

К концу 1950-х гг. критерием успеха для продюсера, режиссёра и ведущего актёра стало умение справиться с киноэпопеей. Зрители жаждали панорамного изображения и стереозвука.

Идея снять подобный фильм о предводителе восстания рабов — Спартаке — принадлежит актёру и продюсеру Кёрку Дугласу (см. статью о фильме «Тропы славы». «История». № 21/2008).

Процесс создания сценария проходил не слишком гладко, но в конце концов режисссёр Энтони Менн приступил к съёмкам.

Дуглас получил право на экранизацию книги «Спартак» Говарда Фаста. Но текст сценария, созданный Фастом, оказался, по словам Дугласа, «полной катастрофой»: «В нём не используются драматические моменты книги. Его герои — ходячие монологи, они провозглашают идеи, и только».

Этого следовало ожидать. Книга Говарда Фаста была образчиком марксистской историографии, в ней описывалось противостояние Спартака — неграмотного раба-иммигранта, и Красса, человека образованного, потенциального диктатора, для которого рабы были вроде домашнего скота.

В конце концов, сценарий создал Далтон Трамбо по мотивам романа Говарда Фаста, пользуясь при этом подробным и глубоким пересказом истории Спартака, написанной английским писателем и философом Артуром Кестлером.

Исторические факты, знакомые всем ещё со школьной скамьи, представлены в фильме в несколько романтизированном виде. На этой основе были выстроены все личные — выдуманные — взаимоотношения между героями, среди которых присутствовали как реальные исторические фигуры (Красс, Спартак, Гракх, Цезарь), так и выдуманные персонажи (возлюбленная Спартака Вариния, Антоний, Лентул Батиат).

На съёмочной площадке параллельно борьбе римлян и восставших рабов разыгрывалась война режиссёра и главного актёра. Уже через неделю после начала съёмочного процесса режиссёр Энтони Менн успел снять сцену на соляных копях и повздорить с Дугласом. Кёрк уволил неугодного режиссёра и вместо него пригласил Стенли Кубрика, с которым познакомился на съёмках фильма «Тропы славы».

Кубрик к тому времени уже обладал всеми качествами режиссёра, способного грамотно и мощно воплотить на экране востребованную зрителем киноэпопею.

Но борьба продолжалась.

Съёмки фильма сопровождались постоянными ссорами Кубрика с Дугласом. Дуглас пытался внедрить в сознание режиссёра своё понимание фильма и всеми силами обозначить его подчинённое положение на съёмочной площадке.

В то время в связке «продюсер — звезда — режиссёр» последний обладал наименьшей властью. С этим Кубрик смириться никак не мог, поэтому после окончания работ над «Спартаком» он переселился в Англию и все свои последующие фильмы создавал уже там, не допуская ни малейшего вмешательства в творческий процесс.

Из 167 дней, потребовавшихся Кубрику для съёмок фильма, шесть недель ушло на постановку масштабных боевых сцен, в которых 8500 статистов воссоздавали сражения между римскими войсками и армией Спартака.

Интересно, что от роли Варинии отказались Ингрид Бергман, Жанна Моро, Эльза Мартинелли и Джин Симмонс. В итоге её должна была сыграть Сабина Бетманн, однако, когда Кубрик пришёл в проект, он уволил эту актрису и вновь пригласил Симмонс, которая на сей раз приняла предложение.

Сценарист Далтон Трамбо хотел, чтобы роль пирата была отдана Орсону Уэллсу. Но в итоге её исполнил Герберт Лом.

Чтобы привлечь звёзд на роли второго плана, Кёрк Дуглас предлагал им варианты сценария, в которых образы их героев выглядели более привлекательно.

Оператор Расселл Метти постоянно жаловался на то, что Кубрик не даёт ему работать и берёт на себя большую часть операторской работы. Метти даже попытался изъять своё имя из титров.

Но несмотря на все конфликты и перипетии, «Спартак» стал классическим примером, так называемого пеплума — масштабного фильма о Древнем Риме (реже фильма с античным или библейский сюжетом).

Именно на фильм Кубрика ориентировался Ридли Скотт, когда создавал своего «Гладиатора».

Сюжет фильма

Спартак — раб с рождения. Будучи сильным и ловким, он попадает в школу гладиаторов, принадлежащую Лентулу Батиату.

Спартак мечтает о свободе, о праве самому определять свою жизнь. Он заводит друзей среди гладиаторов и знакомится с Варинией.

Тем временем в школу Батиата прибывает важный гость — консул Красс с компанией желающих позабавиться гладиаторским боем. Батиату не хочется губить дорогих и редких по своим боевым качествам рабов. Он опасается, что смертельный поединок на территории школы, а не в цирке, может привести к ненужным волнениям.

Но ссоры с могущественным Крассом Батиат опасается ещё больше. К тому же Красс обещает заплатить компенсацию за «испорченное имущество».

В числе «идущих на смерть» оказывается и Спартак. Во время поединка великан-нубиец отказывается убивать Спартака. Он погибает, сражённый Крассом, что производит сильное впечатление на Спартака и его товарищей. А известие, что его любимую Варинию Батиат продал Крассу и её отправляют в Рим, заставляет Спартака поднять восстание среди рабов в школе. Батиат бежит в Рим.

Рабы предаются веселью в усадьбе Батиата. Но Спартак призывает их к борьбе за свободу, к освобождению других рабов, к восстанию против поработителей. Он намерен собрать армию из рабов и повести их к морю, чтобы на пиратских кораблях переправиться в другие страны и обрести полную свободу.

Спартак становится во главе восстания. Его люди захватывают поместья, освобождают рабов, которые образуют огромную армию. Спартак принимает в свои ряды всех, включая стариков и детей. Среди вновь прибывших оказывается молодой раб Антоний — бывший раб самого Красса. Он не знал тяжёлой работы, пользовался расположением своего господина. Спартак и Антоний становятся друзьями.

По дороге в Рим Варинии удаётся сбежать. Она приходит в лагерь восставших рабов. Вариния и Спартак теперь свободны и ничто не может помешать им любить друг друга.

Тем временем обеспокоенный восстанием римский Сенат принимает решение о наведении порядка. Тиберий Гракх, противник Красса, привечает у себя Батиата. Красс отправляется на юго-восток с целью разбить войско рабов. В это время Спартак пытается договориться с пиратами. Он просит перевезти бывших рабов через море. Но пираты, взяв деньги, отказываются выполнять договор.

Войска Красса и Спартака встречаются и вступают в бой. Поначалу преимущество было на стороне восставших. Однако Красс заманивает противника в ловушку, в решающий момент сражения он выводит из укрытия новые, свежие силы и разбивает армию рабов. Тысячи людей обезоружены. Среди них Спартак и его сподвижник — гладиатор Кригс. Красс обещает жизнь тому, кто выдаст Спартака. Однако все молчат. Красс требует выдать главу восставших. Неожиданно раздается возглас «Я Спартак!», затем ещё один, затем ещё… сотни, тысячи человек кричат «Я Спартак!», но никто не указывает на настоящего Спартака.

Красс повелевает распять всех пленных вдоль дороги в Рим. Спартак и Кригс идут в конце колонны, из начала которой постоянно забирают их товарищей, чтобы распять на очередном участке пути.

После битвы Красс находит среди пленных Варинию, которая держит на руках новорождённого мальчика. Красс узнает в ней жену Спартака и забирает Варинию и её сына в свой дом в Риме. Там он пытается очаровать бывшую рабыню. Но Вариния отвергает ухаживания Красса.

Разгневанный Красс отправляется к воротам Рима, где дожидаются своей казни последние партии рабов. В их числе — Антоний и Спартак. Красс приказывает этим двум неизвестным ему людям сражаться меж собой до смерти. Победитель умрёт более мучительной смертью — его распнут на кресте. Антоний хочет убить Спартака, чтобы не доставлять ему ещё больших страданий. Однако Спартак — сильнейший гладиатор Капуи — убивает своего друга. Умирая, Антоний говорит: «Я люблю тебя, люблю как отца». — «И я тебя люблю, люблю как сына», — отвечает Спартак. Красс приказывает распять Спартака.

Тем временем Батиат похищает из дома Красса Варинию с ребёнком и привозит их в дом Гракха. После победы Красса Гракх утратил всё свое влияние, он понимает, что у него есть два выхода: либо позор и смерть от руки убийцы, подосланного Крассом, либо самоубийство. Гракх выбирает второе. Но перед смертью он передаёт Варинии документы, согласно которым она свободная женщина, и её ребёнок — тоже свободный гражданин. Гракх поручает Батиату увезти Варинию с ребёнком из Рима в одно из своих отдалённых поместий.

Вариния и Батиат выезжают из Рима. Пока Батиат предъявляет свои бумаги, молодая женщина узнаёт своего любимого, распятого около ворот. Вариния подходит к Спартаку, который ещё жив. В последние минуты жизни Спартак видит свою Варинию и их ребёнка. Он умирает, утешенный мыслью, что его жена и сын свободные люди...

Исторические несоответствия сценария

• Восстание Спартака, которое в фильме представляется массовым народным движением, длившимся несколько лет, имело в действительности более ограниченный характер и закончилось через два года. Спартак поднял восстание в гладиаторской школе Капуи в 73 г. до н.э. и был разбит в 71 г.

• На самом деле Спартак был лишь одним из руководителей восставших рабов, а не единоличным лидером, как показано в фильме.

• В фильме образ Спартака сильно идеализирован. Исторические источники упоминают об уничтожении по его приказу трёхсот пленных римлян в отместку за убийство Крикса. Чтобы показать своим воинам, что ждёт их, если они попадут в плен, перед сражением на глазах у обеих армий был распят римский солдат. Дважды Спартак уводил повстанцев к границам Италии и легко мог уйти от преследования. Но оба раза возвращался для грабежей и разрушений.

• Исторический Красс не собирался захватывать власть. Когда Красс разбил Спартака, он был богатым отставным военачальником и никогда не стремился стать диктатором ни в Риме, ни где-нибудь ещё. Не горел он и желанием преследовать армию Спартака. Красс фактически выиграл битву в одиночку — роль Помпея ограничилась уничтожением 5 тысяч бежавших с поля боя рабов.

• Собирательный образ обаятельного Гракха — правозащитника плебеев — тоже плод воображения сценариста. Братья Тиберий и Гай Гракхи погибли задолго до того времени, когда началось восстание Спартака (73—71 гг. до н.э.).

• В фильме Спартак был рабом с рождения. На самом деле он происходил из фракийского племени медов и, скорее всего, родился в знатной семье.

• Трамбо исключил из сценария некоторые исторические моменты, игравшие большую роль в книге Говарда Фаста. Например, тело Спартака так и не было найдено.

• Были исключены скандальные измышления о том, что Красс, считавший рабов домашним скотом, продавал тела распятых повстанцев на фарш. Взамен этого Трамбо вставил сюжеты, списанные у Артура Кестлера, в том числе, о замысле Спартака посадить свою армию на пиратские корабли.

• События самой, пожалуй, волнующей сцены «Я — Спартак!», как и всех последующих, являются выдумкой сценаристов и не имеют под собой исторической основы: большинство источников сходится в том, что Спартак погиб в бою.

• Юлий Цезарь не командовал гарнизоном Рима, так как на момент восстания в Риме не было гарнизона.

• Спартак служил во вспомогательных войсках римской армии, дезертировал, был пойман и продан в рабство. Об этом было известно Стенли Кубрику, но он счёл такой сюжетный поворот недостаточно героическим.

Зачем смотреть «это старое кино»?

В Голливуде было отснято немало исторических фильмов, но «Спартак» и по сей день является одним из самых точных в историческом отношении. Создателям удалось создать достаточно впечатляющую и правдоподобную атмосферу того времени.

Нельзя не отметить игру актёров. Кубрик всегда любил работать со звёздами первой величины, но «Спартак» превосходит самые «звёздные» картины режиссёра. Причём, актёры второго плана здесь играют не менее ярко, нежели актёры первого плана. Например, Лоуренс Оливье в роли Марка Красса, Питер Устинов в роли Лентула Батиата и Чарльз Лоутон в роли Гракха.

Впрочем, это заслуга не только актёров, что их персонажи получились живыми и неоднозначными. Кубрик не любит делить своих героев на «плохих» и «хороших». Даже безусловно отрицательных героев Кубрик старается представить с разных сторон, а иногда даже внушает сочувствие к ним.

Вот и Красс — антипод Спартака, получился у режиссёра и актёра совсем не таким злодеем, как можно было бы ожидать. Да, он тщеславен и жесток, но при этом по-своему благороден и мужествен. Ему нужна власть, поэтому Красс стремится извлечь максимальную выгоду из своих побед, но при этом умеет и проигрывать, не теряя достоинства. В поведении, облике, словах и поступках Красса чувствуется истинное величие.

Ему противопоставляется хозяин школы гладиаторов Лентул Батиат — человек трусливый, продажный, мелкий в своих мыслях и действиях, но, тем не менее, способный на смелый и добрый поступок.

На фоне Красса и Лентула главные герои выглядят совсем уж идеальными. Разумеется, Дуглас добился того, чтобы в фильме его герой был верхом красоты и благородства, к тому же рядом с ним прекрасная и кроткая Вариния и утончённый Антоний.

Вводя образ певца Антония, Кубрик говорит о том, что именно Искусство облагораживает людей, тогда как война (неважно, на чьей ты стороне) заставляет его быть жестоким. Так что не случайно именно Антоний оказывается последним другом Спартака.

Конечно, современных юных зрителей, привыкших к компьютерным спецэффектам, может слегка смутить атмосфера павильонных съёмок (вполне типичная для 50-х — 60-х гг. XX в.). Но, по утверждению киноведов, именно такой, немного условный киноязык является наиболее органичным для данного сюжета.

Чистые и благородные характеры помогут очистить душу и сознание зрителя от псевдокультурной накипи многих современных телесериалов. Возможно, именно благодаря этому «Спартак» можно пересматривать несколько раз — каждый новый просмотр будет открывать новые волнующие душу нюансы.

К большому сожалению, надежды экранного Спартака на «новое общество», на мир, в котором не будет рабства и насилия, не сбылись. Различные формы рабства процветают и в III тысячелетии нашей эры.

Подготовила На_Че
по материалам сайтов: Джон Бакстер. Стэнли Кубрик. Биография; www.vseokino.ru www.ixbt.com/dvd/films/spartacus;
http://www.kinomag.ru/author-auz344.html; www.wikipedia.org/wiki/Спартак_(фильм,_1960)

TopList