Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «История»Содержание №13/2009
Образовательная экскурсия

Прогулка по двум Болвановкам

Материалы для урока-экскурсии. 6—9 классы

Болвановские переулки, некогда расположенные в Замоскворечье и Заяузье, давным-давно переименованы. Сегодня память о них сохранилась лишь в названии двух старинных православных храмов: Спаса Преображения на Болвановке и Николая Чудотворца, что на Болвановке.

Приглашаю вас на воображаемую экскурсию, которая свяжет эти два храма, — от современной Таганской площади, где расположена церковь Николая до Новокузнецкого переулка к храму Преображения. Столетие разделяет великие исторические события, связанные с ними — Куликовскую битву (1380 г.) и окончательное избавление от монголо-татарского ига (1480 г.). Но вначале попробуем разобраться в значении слова, от которого произошло название интересующей нас местности.

В словаре В.Даля читаем: «болван — истукан, статуя, идол, языческий изваянный бог». Такие изображения из грубо отёсанных столбов было принято ставить на могилах воинов-героев, в «Слове о полку Игореве» упоминается Тмутараканский болван. Из Заяузья и из Замоскворечья шли на юго-восток дороги в столицу Золотой Орды — Сарай-Бату (развалины города находятся у с.Селитренное, Астраханская обл.). На Болвановках московские князья с почётом встречали и провожали татарских послов, с поклоном подносили им золотой кубок с кумысом, слушали ханские грамоты, которые послы зачитывали, ступив на постеленные им под ноги собольи меха, здесь же князья присягали хану, кланяясь идолу или его войлочному изображению. Можно предположить, что из-за этого идола местности и прозвали Болвановками.

Другая версия связывает это название с деятельностью местных ремесленников. «На другой стороне Москвы-реки (за Яузой) были слободы Кузнецкая и Болвановка. Близко жили мастеровые чугунного и гончарного дела, которые для своих изделий имели формы, или болваны, потому полагаем, что на месте, где теперь Болвановка, жили мастера, которые делали такие формы, или болваны», — писал Н.П.Розанов в книге «Описание московских церквей». Со временем «болванкой» стали называть все металлические заготовки для изделий, необходимые для литейного и гончарного дела.

П.В.Сытин толкует происхождение местности иначе: «Название улицам дано в XVIII в. по находившейся здесь в XVII в. ремесленной Болвановской слободе, жители которой делали из дерева болванки для пошива на них головных мужских уборов», — возможно, что жили здесь и шляпных дел мастера.

Таганка. Вид на церковь Николая Чудотворца
Таганка.
Вид на церковь Николая Чудотворца

Заяузская Болвановка впервые упоминается в «Сказании о Мамаевом побоище». В конце 1380 г. объединённое русское войско под предводительством московского князя Дмитрия Донского выступило из белокаменного Кремля навстречу неприятелю: «Князь же великий отпустил брата своего, князя Владимира, дорогою на Брашево, а белозерских князей — Болвановскою дорогою, сам же великий князь пошёл дорогою на Котёл». Уже в наше время на бывшей Нижне-Болвановской, ныне Яузской улице, поставлен закладной крест, знаменующий, что на этом месте в будущем откроют памятник благоверному князю Дмитрию Донскому.

В 1547 г. заяузская Болвановка сгорела при пожаре, вспыхнувшем после венчания на царство Ивана Грозного. Через двадцать лет вновь отстроенная слобода стала местом поселения иноземцев, появившихся в столице после Ливонской войны (1558—1583). Воины жили в милости у русского царя, они были определены на государеву службу с «хорошим рационом», царь им пожаловал лошадей и огнестрельное оружие. По соседству с иноземцами поселились московские стрельцы, о чём свидетельствует название Тетеринского переулка. Согласно старинной традиции переулок был назван в честь начальника слободы, стрелецкого головы Тетерина, который в годы правления Ивана IV участвовал в походе на Астрахань.

При Борисе Годунове местность стала заселяться ремесленным людом, который принадлежал дворцовым слободам. В одной из них изготавливали таганы — чугунные треножники-подставки для котлов, на которых варили пищу на костре, отчего впоследствии и произошло название этих мест — Таганка. Каждая слобода строила свои приходские храмы, не исключением стали ремесленники Болвановской слободы, которые возвели церковь в честь Николая Чудотворца.

Никольский храм, известный с 1632 г., вначале был деревянным. И.К.Кондратьев в книге «Седая старина Москвы» утверждает, что он носил название «что в Кузнецах, у Таганских ворот». Через пятьдесят лет патриарх Иоаким благословил возведение каменной церкви, но у прихожан не нашлось достаточно средств на строительство, деньги собирали очень долго, так что возведение храма началось только в 1697 г. Правда, есть версия, что в 1682 г. на месте деревянного храма всё же появилась маленькая каменная церковь с шатровой колокольней. В начале XVIII в. князья Гагарины внесли пожертвования на строительство, и было отстроено здание храма, сохранившееся до наших дней.

Для возведения Никольской церкви был приглашён русский зодчий Осип Дмитриевич Старцев (? — после 1714), построивший ранее в московском Кремле настоящее архитектурное чудо — ансамбль домовых церквей Теремного дворца (1681—1682), а также Крутицкий терем (1693—1694) и трапезную Симонова монастыря (1677—1680). Исследователи считают, что Старцевы были тесно связаны с Таганкой. Возможно, отец Осипа Дмитриевича — Дмитрий Михайлович, тоже зодчий, построил здесь Воскресенскую церковь, а Осип владел располагавшейся неподалёку гончарной мастерской, в которой изготавливались поливные изразцы, украшающие Крутицкий терем. Дом Осипа Старцева мог находиться рядом с мастерской, в районе Заяузья, и построенный им Никольский храм стал его приходским храмом.

В XVIII в. быть зодчим означало совмещать множество талантов: Осип Дмитриевич был не только талантливым архитектором, но и руководителем строительства, распорядителем вверенных ему финансовых средств, решал важные административные вопросы. Его талант был вознаграждён, Старцев дважды получал награду от царя, «ибо он у каменных дел цену сбавил». Время строительства Никольского храма выдалось сложным — это были первые годы петровских преобразований. На смену московскому барокко пришли западноевропейские новшества, активно насаждаемые Петром I, и то, что храм Старцева был выстроен в архитектурных традициях Московской Руси, можно считать дерзновением зодчего. С 1703 г. начинается строительство Санкт-Петербурга, все архитекторные силы направлены на новое детище Петра. Но Осип Старцев не получил приглашения в Петербург, может быть поэтому при строительстве Никольского храма он попытался сохранить дух древней Москвы.

Храм Николая Чудотворца в наши дни
Храм Николая Чудотворца в наши дни

По оси с востока на запад протянулись постройки храма, трапезной и колокольни. Двухэтажный пятиглавый красавец-храм вобрал в себя многие черты московского барокко. В храме на Болвановке «мы видим и традиционную пирамиду кокошников, и довольно обычное пятиглавие, и традиционную шатровую колоколенку, замыкающую храм с запада». На первом этаже находилась отапливаемая в зимнее время церковь с главным престолом во имя святителя Николая, на втором — летняя, с престолом в честь апостолов Петра и Павла. В трапезной находились приделы —Введения во храм Пресвятой Богородицы и Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Алтарь храма выполнен согласно архитектурным традициям начала XVIII в.: апсиды нижней церкви более выдвинуты на восток по сравнению с верхними, поскольку по церковным правилам один храмовый престол не должен перекрывать другой, чтобы не мешать молитвам возноситься к небу. Трапезная, строившаяся одновременно с основным помещением храма, равна ему по ширине и украшена белокаменными наличниками. Исследователи предполагают, что первоначально фасад здания был украшен изразцами. В августе 1712 г. «по челобитою подмастерья каменных дел Иосифа Старцева, велено на Москве у Таганских ворот, что на Болвановке, новопостроенную верхнюю церковь Петра и Павла освятить Большого Успенского собора протопопу Фёдору с братией». Именно по этой записи определяют дату окончания строительства Никольского храма.

Спустя два года каменное строительство в Москве царским указом было запрещено. Весь кирпич предназначался для строительства новой столицы. Поэтому церковь Николая Чудотворца часто называют последней средневековой постройкой старой Москвы и последним произведением талантливого зодчего Осипа Старцева. Известно, что мастер принял монашеский постриг в одном из московских монастырей и вскоре скончался. Время же оказалось довольно благосклонно к его детищу.

К сожалению, из-за пожаров (самый крупный случился в середине XVIII в.), да и по другим известным причинам сегодня мы видим храм не таким, каким его создал Старцев. Почти полностью утерян белокаменный декор, исчезли дубовые позолоченные иконостасы, паникадила из дорогой бронзы, не сохранились древние иконы, написанные специально для храма.

В начале XX в. храм был частично отреставрирован. Здание было подновлено, отчасти ему возвратили первоначальный облик: восстановлены колонки на углах нижнего этажа и наличники с фигурными навершиями снаружи храма и трапезной.

С приходом революционных событий 1917 г. Никольский храм был закрыт. Его здание занимали различного рода учреждения, всё внутреннее церковное убранство было уничтожено. В 1930-х гг. в связи с перестройкой Таганской площади главы и верхний ярус колокольни были снесены, но храм удалось отстоять как памятник архитектуры. Через двадцать лет была проведена его частичная реставрация, в результате которой колокольню храма восстановили. В 1992 г. храм Николая Чудотворца передали Русской православной церкви, и сегодня там продолжаются ремонтные работы…

А теперь давайте спустимся с Таганского холма к его подножию по мосту через Москва-реку и пройдём от Болвановки Заяузской к Болвановке Замоскворецкой. Именно здесь некогда находилось золотоордынское подворье, т.е. резиденция ханских послов. Долгое время подворье располагалось в Кремле, но в 70-х гг. XV в. его перенесли в Замоскворечье, этого удалось добиться жене великого князя Ивана III Софье Палеолог. Решив избавиться от нежелательного соседства, княгиня преподнесла золотоордынской ханше богатые дары с просьбою уступить ей место подворья. На этом месте Софья, побуждаемая таинственным видением, пожелала построить православный храм. Так татарские баскаки оказались на Болвановке. Вот на этом месте вскоре разыгрались события, предвосхитившие окончательное освобождение Руси от монголо-татарского ига.

Храм Спаса Преображения
Храм Спаса Преображения

Разъярённый отказом московского князя выплачивать ежегодную дань Орде хан Ахмат отправил в русскую столицу посольство с требованием не только «ордынского выхода», но и приезда князя на ханский суд. Иван III получил от баскаков ханскую грамоту — басму (от глагола «басмак» (тюрк.) — «давить, бить, чеканить»), оттиск, отпечаток с ханским распоряжением, возможно, и с изображением самого правителя Орды. «Великий же князь приим басму его, плевав на ню, излома ея, и на землю поверже, и потопта ногами своими, и гордых послов всех изымати повеле, а единого отпусти живе…».

Повелев умертвить послов, кроме одного, Иван III отпустил его в Орду, с тем, чтобы тот рассказал, что случилось с ханской басмой. А в 1480 г. после знаменитого стояния на реке Угре «Россия перестала платить дань монголам. В ознаменование великого события Иван III приказал поставить храм во имя Преображения Господня» — пишет И.Н.Жиянова в книге «Храм Спаса Преображения на Болвановке».

Первый деревянный храм появился здесь в легендарном 1465, в год, когда Иван III разорвал ханскую грамоту. Скорее всего, церковь в это время была приходской для местных ремесленников-слободчан. Примечательно, что в конце XV в. Болвановка пользовалась недоброй славой у москвичей. Здесь в 1490 г. по приказу Ивана III состоялась публичная казнь иноземного лекаря Леона, обвинённого в смерти сына великого князя — Ивана Ивановича Младого.

В XVII в. обветшалая церковь была разобрана и отстроена заново при непосредственном участии инокини Марфы — матери первого царя из рода Романовых Михаила Фёдоровича. Позже земля, на которой стоял храм, перешла к царице Евдокии Лукьяновне (в девичестве Стрешневой), второй жене царя, в связи с чем в церкви был освящён новый придел во имя преподобной мученицы Евдокии.

Через несколько лет, в 1722 г. здание храма перестраивается ещё раз, опять из дерева. И вот, наконец, в 1749 г. начинаются работы по строительству каменной церкви Спаса Преображения, сохранившейся до наших дней. К сожалению, имя архитектора этого уникального памятника первой трети XVIII в. мы не знаем. Зато можем восхищаться его прекрасным творением — церковью с высоким восьмериком на четверике с апсидой, украшенном крупными фигурными наличниками арочных окон, с гранёным световым барабаном. Строительство нового храма стало возможно благодаря пожертвованиям московских купцов 2-й гильдии Космы Матвеевича Матвеева и Дмитрия Родионовича Оленева. К 1755 г. строительные работы были закончены, и храм освятили. Но ещё почти тридцать лет простояла деревянная колокольня храма, ставшая каменной только в конце XVIII в.

Пожар Москвы 1812 г. не пощадил церковь Преображения, как и многие другие строения города храм лишился кровли, пострадали стены здания. Через два года Московская Духовная консистория дала разрешение на восстановление святыни, а ещё через год церковь была освящена вновь. В 1825 г. храм окружила кованная из железных звеньев на каменных столбах ограда, остатки её сохранились и сегодня. «Тщанием московского купца Андриана Озерского с помощью прихожан» удалось собрать более 40 тыс. рублей на реставрацию храма и колокольни. В 1839 г. здесь трудился знаменитый московский архитектор Н.И.Козловский (1791—1878), он выстроил новую трапезную с двумя приделами и колокольню, завершённую шпилем. Во второй половине XIX в. храм всё более преображался: стены были отштукатурены и расписаны заново, иконостас стал позолоченным, отремонтированные оконные рамы обрели подоконники, выполненные из итальянского мрамора.

В 1930-м (по другим сведениям в 1932 г.) храм был закрыт, в этом же году его обезглавили — сняли крест и разобрали верхние ярусы колокольни, а в 30-е гг. XX в. бывшая колокольня стала парашютной вышкой. Церковная утварь была вывезена, росписи на стенах сколоты или замазаны, в здании храма разместились учреждения кондитерской фабрики «Рот-Фронт».

В 1957 г. по просьбе руководителей фабрики была взорвана трапезная и полностью разобрана колокольня. С 1980 г. в здании храма разместили управление Госкомитета по науке и технике. Забившие тревогу краеведы смогли добиться признания полуразрушенного храма архитектурным памятником, после чего его поставили на государственную охрану.

В 1991 г. часть территории храма возвращена верующим. Активные реставрационные работы помогли восстановить архитектурный памятник XVIII в., заново отстроена деревянная колокольня.

На этом месте — бывшей замоскворецкой Болвановке, вновь украшенной замечательным старинным храмом, завершается наша экскурсия. До новых встреч.

Статья подготовлена при поддержке интернет-магазина «Akbauto.Ru». Если Вы решили приобрести качественный и надежный аккумулятор для своего автомобиля, то оптимальным решением станет обратиться в интернет-магазин «AKBauto.Ru». На сайте, расположенном по адресу www.Akbauto.Ru, вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать автомобильные аккумуляторы по выгодным ценам. Более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте www.Akbauto.Ru.

Адреса храмов

Храм Николая Чудотворца, что на Болвановке — ул. Верхняя Радищевская, 20. Ст. м. «Таганская».

Храм Спаса Преображения на Болвановке — 2-й Новокузнецкий пер., 10. Ст. м. «Павелецкая».

Советуем прочитать

История московских районов: энциклопедия. М., 2005.

Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. М., 1996.

Лебедева Е. Город храмов и палат. М., 2006.

Филякова Е. Московские храмы: тайны имён. М., 2008.

http://artclassic.edu.ru

http://pravoslavie.ru

Наталья ДОРОЖКИНА

TopList