Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «История»Содержание №12/2009
Урок-инсценировка

Встреча Жана и Кристофа

Брейн-ринг по теме «Мир европейского Средневековья»

Цель урока: повторить и обобщить основные понятия и узловые вопросы изученной темы.

Задачи: • активизировать знания учащихся по изученной теме; • развивать умение анализировать факты и делать выводы; • способствовать воспитанию чувства личной ответственности за общее дело.

Оборудование: чёрный ящик, мыло, средневековый фонарик, перец.

Правила игры

Учитель разъясняет, как будет проходить игра. Определяются участники игры.

Ведущий — задаёт вопросы командам, следит за временем, отведённым на обсуждение вопроса, отмечает в списке класса фамилию отвечающего (ведущим может быть учитель).

Двое наблюдателей — находятся около стола своей команды, подают ведущему знак о готовности команды к ответу и следят за тем, чтобы из зала не было подсказок.

Две команды по шесть человек — формируются по жребию из числа учеников класса. Члены команды занимают место за своим столом, лицом друг к другу. В каждой команде определяется капитан, в функции которого входит обозначение готовности к ответу (поднятием карточки или световым сигналом) и назначение отвечающего.

Зрители — остальные ребята. Они следят за ходом игры. Если обе команды неправильно отвечают на вопрос, ведущий может попросить помощи у зрителей.

Ведущий задаёт командам вопрос. На его обсуждение отводится одна-две минуты. Право ответить на вопрос получает та команда, которая раньше подаст знак о готовности к ответу. В случае неправильного ответа слово переходит к другой команде. Если время обсуждения у обеих команд превысит одну (две) минуту, они дисквалифицируются, и их место занимают новые команды.

Если наблюдателем будет зафиксирована подсказка, то команда, которой эта подсказка была адресована, теряет право ответа.

Игра идёт до определённого количества очков (трёх, четырёх, пяти, шести), после чего проигравшая команда покидает свой стол, и её место занимает новая команда, сформированная по жребию из числа зрителей.

Ведущий. Сегодня у нас необычный урок. Пройдёт он в форме брейн-ринга. Две команды будут соревноваться сегодня на звание лучших знатоков истории. На сцене у нас герб — изображение льва.

Это животное символизирует силу, бесстрашие, ум. А девизом нашего урока пусть станут слова: «Как льва узнают по когтям, так юного любителя истории узнают по его ярким, интересным и точным ответам». Итак, начинаем игру.

Напоминаю главное правило: кнопку-световой сигнал может подавать только капитан после моего разрешения. В противном случае будет считаться, что команда допустила фальстарт. В конце раунда проигравшая команда уступает место другой команде. Итак, игра.

Звучит музыка.

I раунд

1. 1 января в Париже встретились 2 крестьянина: Жан и Кристоф. Кристоф рассказал Жану, что уже прошло 2 месяца, как он убежал от феодала. Они поселились вместе. 5 ноября стража арестовала Жана и отправила домой к феодалу.

Вопрос. Почему оставили в покое Кристофа?

Ответ. Прошёл год, как он поселился в городе — «Городской воздух делает человека свободным».

2. Первые дома и улицы г. Арля на юге Франции располагались на гладком, похожем на стол месте, имевшем правильную овальную форму. По краям этого овала тянулись засыпанные песком каменные ступени, широким полукольцом охватывающие поселение.

Вопрос. Как вы можете объяснить столь своеобразное место расположения г.Арля?

Ответ. Он возник на месте древнего цирка.

3. В уставе шелкоткацкого цеха г.Кёльна было сказано: «Мастерица, у которой будет найдена шёлковая ткань, изготовленная не по правилам цеха, присуждается к уплате штрафа, а материя разрезается на куски в присутствии старшин».

Вопрос. Что привело к появлению этого правила?

Ответ. Плохое качество ткани, изготовленной не по правилам.

4. В XIII в. в Париже было около 100 цехов, а в начале XIV в. — до 350; в Лондоне число цехов возросло с 50 до 100.

Вопрос. Почему число цехов увеличивалось?

Ответ. Появилось разделение труда между специальностями.

5. Внимание, чёрный ящик! (Звучит музыка.)

В этом ящике находится предмет, без которого человек в средневековом городе в тёмное время суток просто не мог выйти из дома.

Вопрос. Так что же находится в чёрном ящике?

Ответ. Фонарик со свечой внутри.

Объявляется счёт. Проигравшая команда выбывает из игры.

II раунд

1. До XII в. грузы редко перевозили в телегах, хотя уже была изобретена удобная упряжь, а навьючивали их на спину лошади. Знатные люди путешествовали тогда, как правило, не в повозках и каретах, а верхом.

Вопрос. Чем можно объяснить такие способы перевозки грузов и путешественников?

Ответ. Плохими дорогами.

2. В правилах городского совета Парижа в XII в. было предписано: ширина улиц должна быть такой, чтобы осёл, бредущий посередине, мог ухватить, мотая головой, по клоку травы с низких боковых оград с каждой стороны.

Вопрос. Почему существовало такое предписание?

Ответ. Города заботились о том, чтобы в них доставлялись сельхозпродукты.

3. Поэт XIV в. Джеффри Чосер рассказывает о том, как наживал богатства купец:

Он толковал о том,
Как получать, как сберегать доходы.
…Он курс экю высчитывать умел
И знатно на размене наживался.
И богател, а то и разорялся,
Но ото всех свои долги скрывал.
Охотно деньги в рост купец давал,
Но так искусно вёл свои расчёты,
Что пользовался ото всех почётом.

Вопрос. Какие способы наживы, кроме торговли, использовал купец?

Ответ. Размен, ростовщичество.

4. В документах сообщается, что первые сеньоры новых городов освобождали всех, кто прибудет на постоянное жительство в эти города, от пошлин и налогов на городскую землю.

Вопрос. Чем объяснить такие действия сеньоров вновь созданных городов?

Ответ. Цель сеньоров — привлечение людей в города.

5. Внимание, чёрный ящик!

В этом ящике находится то, что в Средние века ценилось на вес золота, а теперь это дёшево и часто употребляется в пищу.

Вопрос. Так что же в чёрном ящике?

Ответ. Перец. Объявляется счёт.

Проигравшая команда выбывает из игры.

III раунд. Крестовые походы

1. Церковь призывала помогать нищим, утверждая, что добрыми делами можно заслужить место в раю. «Богатые созданы для спасения бедных, а бедные — для спасения богатых», — писал церковный деятель.

Вопрос. Объясните смысл этого высказывания.

Ответ. Оправдывалось существование и богатых и бедных. Помогая бедным, богатые заботились и о спасении своей души.

2. В стихотворении одного из средневековых авторов говорится:

В сердце волки, с виду — овцы —
Таковы они, торговцы
Божьими даяниями…

Вопрос. Кто эти торговцы и чем они торговали?

Ответ. Монахи торговали индульгенциями — свидетельством об отпущении грехов.

3. Европейцы многому научились на Востоке после крестовых походов.

Вопрос. Покажите, чему они научились?

Ответ. Переодеваться, мыться горячей водой, мыть руки, есть вилкой и ложкой.

4. В рифмованной хронике Рауля Каннского описывается, как эти люди вели себя в захваченном ими городе:

Едва они в город проникли, всюду рассеялись…
Кинулись в дома, на крыши, в сады, огороды —
Везде убивают, грабят и опустошают.
Скот хватает этот, врывается в дом другой,
Одни похищают золото, медь же — другие,
К сокровищам алчный торопится…
Душит старцев один, другой отбирает младенцев…

Вопрос. Кто эти люди? Какой город они захватили?

Ответ. Крестоносцы. Иерусалим.

5. Внимание, чёрный ящик!

В нём находится предмет, который в Европе узнали после крестовых походов и без которого мы не обходимся ни одного дня.

Вопрос. Что в чёрном ящике?

Ответ. Мыло.

Подведение итогов

Объявляется окончательный счёт.

Домашнее задание

Написать мини-сочинение на тему: «Средневековый город и его жители».

Людмила РУДИКОВА,
учитель истории

 

 

Литература

Донской Г.М. Задания для самостоятельной работы по истории средних веков. М.: Просвещение, 1992.

Смирнова Е.Д. Дидактический материал по истории средних веков. Минск.: Элайда, 1998.

Смирнов С.Г. Задачник по истории средних веков. М.: Мирос-Международные отношения, 1995.

Литература для учащихся

Энциклопедия для детей. Том 1, «Всемирная история», М.: Аванта+, 1997.

TopList