Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «История»Содержание №1/2009
Кино на уроке

Художник и Cолнце

«Ватель» — историческая костюмированная биографическая кинодрама о последних днях жизни Франсуа Вателя. Фрагменты этого фильма могут послужить иллюстрацией к урокам, посвящённым эпохе Людовика XIV

Режиссер Ролан Жоффе родился 17 ноября 1945 г. в Лондоне. В 1970-х гг. был актёром в театре. Его первый игровой фильм «Поля смерти» (The Killing Fields, 1984) построен на документальном материале, весьма эмоционально рассказывающем о терроре камбоджийских «красных кхмеров». Картина принесла Жоффе номинацию на «Оскар» за лучшую режиссуру и получила три премии. Следующий фильм «Миссия» (1986) — экранизация знаменитого исторического романа Р.Болта о захватывающих исторических событиях, разыгравшихся в амазонских джунглях в конце XVIII в., — был удостоен «Золотой пальмовой ветви» в Канне и выдвинут на премию «Оскар». Меньший отклик получила историческая реконструкция создания первых американских атомных бомб «Толстяк и Малыш» (1989). Полной неудачей оказалась весьма вольная экранизация романа Н.Готорна «Алая буква» (1995). К открытию Каннского фестиваля в 2000 г. он получил заказ на большую постановку, которой и стала кинокартина «Ватель».

Оператор Робер Фрэсс обладает способностью мастерски работать со светотенью, создавая тем самым цельные сюжетные образы.

Сценаристы Жанна Лабрюн и Том Стоппард решили воссоздать реалии эпохи Людовика XIV, украсив их жизнеописанием талантливого управляющего замка Шантильи Франсуа Вателя, показав на примере его судьбы конфликт между творческой личностью и властью.

Композитор Эннио Морриконе кроме саундтреков к фильмам писал и камерную инструментальную музыку, с которой в 1985 г. совершил тур по Европе, лично дирижируя оркестром на концертах.

Художник Жан Рабасс получил национальную кинонаграду Франции «Сеза'р» в 2001 г. В этом же году безуспешно номинировался на «Оскар».

Художник по костюмам — Ивонн Сассино Де Нель.

Художник-декоратор — Франсуаз Бенуа-Фреско.

 

Исторический контекст

Век Людовика XIV был отмечен настоящим переворотом в гастрономических привычках. Трапеза стала не просто утолением голода, а утончённым актом, воплощением элегантности и изящества. Вкусовые ощущения отныне должны были сочетаться с обонятельными и зрительными. Не последнюю роль стали играть сервировка стола, определённый порядок расположения на нём кушаний, перемены блюд. Одним из тех, кто формировал новый силь, был Жан-Франсуа Ватель.

По общепринятой версии исследователей он был одним из шести детей кровельщика Франсуа Вателя и его жены Жакетт Лангруа, «крещёный 14 июня 1631 г. в присутствии крёстного отца Жеана Эверара». Но существует предположение, не совпадающее с этими сведениями, — будущий гений праздников родился в Пикардии в крестьянской семье. Его родители Пьер Ватель и Мишель Клодель сочетались браком в марте 1624 г.

Уроженец Швейцарии Франсуа Ватель (1631–1671)
Уроженец Швейцарии
Франсуа Ватель
(1631–1671)

Едва мальчик вышел из детского возраста, его отдали в помощники крёстному, парижскому кондитеру Эверару. Так что в восемь лет Франсуа уже служил разносчиком вафельных трубочек.

Фамилия Vatel была в то время весьма распространена в Пикардии; согласно словарю Треву, в этой области словом vatel назывался вид сдобного пирога круглой плоской формы.

Впоследствии довольно долгое время покровителем Франсуа Вателя был Никола Фуке. Будучи его дворецким, Ватель отвечал за покупку мебели и утвари для жилых комнат и кухни, за строительные и садовые работы в новом имении, за труд челяди; выступал в роли доверенного лица своего господина в разного рода предприятиях…

А вот в историю Ватель вошёл как выдающийся организатор праздничных трапез. Например о празднике в замке Во, где присутствовало более 600 гостей (по другим версиям около 6000!) ходили легенды. Для членов королевской семьи был накрыт стол с амбигю, когда все блюда подаются одновременно, но располагаются в строгом порядке. Ещё одним открытием Вателя в период службы у Фуке стало приготовление антре (перемена между супом и жарким) и антреме (перемена между жарким и десертом). И антре и антреме готовились из овощей, которые ранее считались пищей для простолюдинов.

После ареста Фуке в 1661 г. Ватель покинул королевство. Весь 1663 г. он обитает в Англии, а затем принимает решение покинуть Лондон и переехать в Брюссель. Через некоторое время Ватель возвращается на родину и поступает на службу к Гастону Орлеанскому казначеем конюшен, откуда его переманивает принц Конде — на должность дворецкого.

Сюжет

В фильме сосуществуют две сюжетные линии: политическая и любовная.

Мы застаем гения праздников на службе у опального принца Конде, талантливого полководца и бездарного дипломата, одного из бывших сторонников Фронды. Король-Солнце решает дать шанс родственнику победоносно повоевать во славу короны против Голландии.

В начале апреля 1671 г. придворный, маркиз де Лозен, в своём письме сообщил принцу, что король удостоит его трёхдневным посещением в имении Шантильи: «И никакой помпезности, так как король желает насладиться прелестями сельской жизни. У вас полная свобода продемонстрировать свои возможности. Побольше фантазии, экстравагантности, изысканности, достижений инженерии...»

При этом у министра финансов Кольбера есть другие кандидатуры на роль победителей в войне с Голландией. К тому же визит короля сам по себе ничего не значит. Приём должен понравиться Его Величеству, и тогда материальное положение принца Конде, давно живущего в кредит, будет спасено.

Вот тут на сцену и выходит его преданный управляющий, известный мастер театрализованных представлений и кулинар Ватель.

На какие же средства принц устраивает этот грандиозный приём? А в кредит... О чём и сообщает Ватель толпе визитёров, пришедших получить оплату за свои услуги. Ведь предоставить кредит королю — это такая честь! Но, как упоминает сам герой в разговоре с Анной, его родители умерли из-за такой чести.

И Ватель уверяет кредиторов, что они смогут вернуть потраченное: «Ведь принц дал слово. И я клянусь своей честью».

На фоне политических интриг разворачивается любовная линия сюжета: Луиза де Лавальер больше не фаворитка короля, ей на смену пришла маркиза де Монтеспан, однако и она не единственная претендентка на королевское ложе.

В замке Шантильи место первой фрейлины королевы занимает некая Анна де Монтозье, за которой страстно ухаживает маркиз де Лозен. Но сердце Анны покоряет Ватель, которого тоже не оставили равнодушным её красота и обаяние.

Итак, за три дня, с 23 по 25 апреля 1671 г., Вателю предстоит организовать приём примерно двух с половиной тысяч человек. Он отвечает за размещение гостей, проведение увеселений и трапез. Заметим, что дом принца был устроен по тому же принципу, что и Версаль, только с меньшим размахом (королевский дом включал в себя двадцать ведомств). Вообще, большие аристократические дома в то время стремились подражать королевскому. «Лицо» дома в значительной степени зависело от дворецкого, который был и организатором, и финансистом. Именно таким и стал Ватель, фактически управлявший всеми резиденциями принца Конде: имением Шантильи, парижским особняком и замком Сен-Мор-де-Фоссе.

Ватель пытается успеть всё и везде. Он на ходу изобретает новые кремы, соусы и создаёт кулинарные шедевры. Всяческие неприятные неожиданности не лишают его оптимизма. Например, когда оказывается, что в телегах вместо заказанных абажуров для свечей — одни осколки, неутомимый изобретатель вырезает их из маленьких тыкв.

При этом Ватель неравнодушен и к чужим проблемам. Он спасает мальчика от гнусных посягательств брата короля и его свиты. Отдаёт для лечения подагры принца своих попугаев, чтобы прекрасная Анна Монтозье не лишилась любимых канареек.

Ватель по своей природе — художник. Пытаясь создать безупречный праздник, он вступает в борьбу даже с силами стихии. «Что вы будете делать, если жар светильников растопит ледяные статуи?» — «Я прикажу льду не таять». Когда сильный ветер и дождь угрожают сорвать праздничный вечер, Анна, испытывая симпатию к Вателю и стремясь помочь ему хоть чем-то, усилием воли пытается разогнать тучи. Кроме борьбы со стихией, приходится ещё и лавировать в бурном море придворных интриг. Сюжет фильма построен так, что в первой его части зрителям кажется, что Вателю всё удаётся. Но постепенно дворецкий лишается иллюзий относительно своей роли. Кто он — творец необыкновенных шедевров или простой слуга? Ватель ищет «красоты, совершенства, величия...». Но принц, ценящий его талант, вынужден проиграть своего верного помощника в карты королю. Анна любит его, но не имеет возможности дать волю своим истинным чувствам.

...Завершающая часть торжества обещала быть шедевром. Но как Ватель ни старался, случились накладки. За одним из 60 столов (4 из них предназначались для особ царствующего дома, 21 — для других почётных гостей, остальные — для тех, кто рангом поменьше) не хватило жаркого. Во время вечернего фейерверка погибает конюх, и Ватель обращается к доктору за лекарством «от тревоги».

И наконец, последняя капля... На один из дней празднеств выпадал постный день. Несмотря на то, что морепродукты заказали в нескольких рыболовецких портах, к восьми утра доставили всего лишь две корзины. Для Вателя это событие стало катастрофой. Наступает развязка. Он сводит счёты с жизнью.

На протяжении всего фильма в кадре появляются клетки: золотые, железные, деревянные... И лица главных героев — Вателя и Анны — мы тоже часто видим в обрамлении клеток оконных рам. И так же, как Ватель спас канареек любимой, в финале он нравственно спасает её своим письмом: «Мадам, когда вы прочтёте это письмо, я уже покину этот мир. Сожалею лишь об одном, что не могу быть с вами. Мадам, вам скажут, что это случилось из-за провала праздника, это не так. Просто за то время, когда я нашёл вас и навсегда потерял, я понял, что я не создатель праздников, а всего лишь их раб. Желаю вам избежать этой участи. Мне кажется, что вы родом с Юга. Если это так, то запомните, что недалеко от Ваклуза есть одно местечко, где среди виноградников сажают вишнёвые деревья, там в вине чувствуется вкус вишни. Ваш слуга Франсуа Ватель».

Этот фильм стоит посмотреть не только из-за прекрасно разыгранной драматической линии, но и чтобы полюбоваться на работу художников, дизайнеров и декораторов. Окунуться в атмосферу удовольствий, интриг, сердечных забав и катастроф эпохи Людовика XIV. Стать не только участником трёхдневных празднеств, но и увидеть изнанку незабываемо прекрасных представлений. В этом отношении фильм великолепен.

Тем не менее сюжетная сторона, как и в большинстве фильмов Ролана Жоффе, вызывает нарекания критиков. Создателей упрекают в нелогичности. Дескать, пытались сделать социальную драму, но не дотянули.Самоубийство Вателя вызывает недоумение. Ему представлялась возможность стать управляющим в самом Версале, то есть иметь возможность реализовать все свои творческие идеи. А он взял и зарезался.

Но у историков есть как минимум две версии его самоубийства: первая — недоставленная рыба как доказательство его «профнепригодности» и бесчестья (ведь он давал слово кредиторам, а тут такой провал!); вторая — несчастная любовь к герцогине де Вентадур, фрейлине жены Филиппа Орлеанского, прообразом которой в фильме, возможно, и явилась Анна Монтезье.

Действительно, сценаристы слегка отошли от реальных событий. Создаётся впечатление, что дух Фронды всё ещё витает над замком Шантильи. И попугаи Вателя спокойно сидят на своих жёрдочках, кроме одного, прикованного золотой цепью. И всех своих любимых птиц он жертвует для лечения принца. Всех, кроме того, что прикован золотой цепью. И любовь, возникающая на фоне душевной трогательной взаимной заботы, разрушенная жёстким законами придворной жизни.

Служба у Фуке не прошла для Вателя даром. У него возникает иллюзия не просто творческой свободы, а свободы как таковой. Даже на приглашение короля побеседовать он позволяет себе ответить: «Я занят!»

И вдруг гениальный управитель узнаёт, что его проиграли в карты! Такое трудно вынести человеку, только что ощущавшему себя полновластным хозяином жизни и творцом праздника. Рискну предположить, что сценаристы, помимо истории жизни Вателя, попытались показать конфликт между Художником и Властью, что на мой взгляд, им удалось.

Подготовила На_Че

По материалам сайтов http://vatel.rmat.ru,
www.kinopoisk.ru, http://ru.wikipedia.org/

TopList