Железная дорога

...Не по Некрасову

 

Материал для подготовки урока по теме
«Интеллигенция в условиях модернизации в России: 1894—1917 г.».
9, 11 классы

В августе 1975 г., будучи пятнадцатилетним школьником, я впервые совершил путешествие по железной дороге из Москвы в Петербург, называвшийся тогда Ленинградом, и обратно. Примерно тогда же состоялось знакомство с поэмой Н.А.Некрасова «Железная дорога» на уроках литературы в школе. Хотя что-то из этой поэмы я слышал ещё в детстве — мама читала мне отрывки из неё. В последующие годы я практически каждое лето совершал путешествие из Москвы в Петербург, ставшее для меня традиционным. Но лишь в начале 1990-х гг. я узнал, что наша фамилия — Мейнгардт — имеет непосредственное отношение к строительству этой первой в истории России железной дороги, соединившей две столицы.

Но начнём по порядку. Наш далёкий предок Адольф Густав Мейнгардт (Мейнгард) (1785—1875), уроженец города Штральзунда, эмигрировал в Россию в 1805 г., отплыв с острова Рюген на парусном корабле. При себе молодой музыкант имел лишь сундучок с одеждой и виолончель в футляре. Так гласила семейная легенда. Приехав в Петербург, девятнадцатилетний прусский подданный Адольф Мейнгардт поступил на службу в Дирекцию императорских музыкантов камер-музыкантом. Он поселился на Васильевском острове. Здесь находились кварталы, где жили выходцы из германских государств, и даже таблички с именами хозяев домов часто писались по-немецки. Адольф Мейнгардт прослужил в Императорской театральной дирекции полвека и считался хорошим музыкантом-исполнителем. Он постарался, чтобы его пятеро сыновей получили хорошее образование, которое в будущем помогло бы им сделать карьеру. Из пяти сыновей Адольфа Мейнгардта один умер совсем молодым — Николай, который подавал надежды стать музыкантом. Остальные сыновья — Пауль, Андреас, Адольф, Александр — оправдали чаяния своего родителя. В полной мере это относится к старшему из них — действительному статскому советнику Паулю Мейнгардту (1812— 1873), или по-русски Павлу Адольфовичу.

Первоначальное воспитание он получил, очевидно, дома. 30 марта 1827 г., пятнадцати лет от роду, Пауль Мейнгардт подал прошение о зачислении в Институт инженеров путей сообщения. В те годы туда принимали только сыновей дворян. Пауля Мейнгардта зачислили, скорее всего, благодаря связям отца. Он был довольно известен в столичных кругах как исполнитель и принимал участие в концертах, которые проводили в домашних музыкальных салонах представители аристократии.

Институт путей сообщения. Здесь в 1820-х гг. учился Пауль Мейнгардт. Петербург
Институт путей сообщения.
Здесь в 1820-х гг. учился Пауль Мейнгардт.
Петербург

Институт был открыт в царствование императора Александра I в 1809 г. Первоначально он располагался во дворце князя Н.Б.Юсупова на Садовой улице, а позднее переехал в новое здание на Забалканском проспекте. Последние годы правления Александра I ознаменовались широким введением военных элементов в гражданскую жизнь, в том числе в учебные заведения. Эти новшества коснулись и Института инженеров путей сообщений. Учебные программы были перестроены так, чтобы в случае войны инженеров-путейцев можно было бы направить в действующую армию в качестве военно-транспортных специалистов и помощников офицеров-квартирмейстеров. В Институте инженеров путей сообщений преподавали не только архитектуру, гидрографию, химию, историю, географию, чистописание, но и полевую фортификацию, артиллерийские науки и прочие военные дисциплины. Учившиеся в Институте юноши разбивались на роты, как кадеты или юнкера. Ими командовали ротные командиры, которые, равно как и преподаватели, имели офицерские, а не гражданские чины. Студенты-путейцы именовались юнкерами и носили форму военного образца, напоминающую кадетскую. Директор института имел генеральский чин.

После двух лет обучения, 2 июля 1829 г., Пауль Мейнгардт был произведён в первый обер-офицерский чин — прапорщика корпуса инженеров путей сообщений. Согласно тогдашним порядкам выпускники института производились в офицерские чины с правом ношения офицерского мундира с двумя эполетами, но без звёздочек.

Из института он был выпущен с чином подпоручика и аттестовался как «достойный».

6 мая 1832 г. подпоручик Пауль Мейнгардт был назначен в управление строительством мостов на Московском шоссе Санкт-Петербурга. Работая на этой трассе, он, в частности, руководил постройкой моста через Обводной канал на окраине Петербурга. Если судить по его дальнейшей карьере, с этой работой он справился успешно.

В 1843 г. началось строительство первой железной дороги в России, связавшей Петербург и Москву. На протяжении 604 вёрст двухпутного железнодорожного полотна были сооружены 34 станции, в том числе девять станций 1 класса — Клин, Тверь, Вышний Волочёк, Бологое и др.

Строительством дороги руководил назначенный в 1842 г. главноуправляющим путями сообщений и публичными зданиями граф Пётр Андреевич Клейнмихель (1793—1869). Это, несомненно, была яркая личность в истории России, но, к сожалению, он оставил по себе недобрую память.

Петербург. Вознесенский пр-т, 27. В этом доме жил инженер-полковник Пауль (Павел Адольфович) Мейнгардт

Петербург. Вознесенский пр-т, 27.
В этом доме жил инженер-полковник
Пауль (Павел Адольфович) Мейнгардт

К началу строительства этой дороги Павел Адольфович Мейнгардт стал инженер-подполковником. Из Петербурга он приезжает в Тверь, где руководит прокладкой железнодорожного полотна на Южном участке между Тверью и Вышним Волочком, а также строительством вокзала в Твери.

В приказе по корпусу инженеров путей сообщений от 24 сентября 1844 г. за успешное руководство работами по устроению Санкт-Петербургско-Московской железной дороги ему объявлена благодарность. В том же году ему было выражено монаршее благоволение.

В Твери он познакомился со своей будущей супругой — Екатериной Осиповной Корицкой. Её отец, поляк по национальности, также служил инженером.

В Тверской губернии, в Старицком уезде у инженер-полковника П.А.Мейнгардта была дача или маленькое имение. Здесь же в Твери, 2 марта 1848 г. он присягнул на верноподданство России. 21 декабря 1851 г. он подал прошение в Тверское дворянское депутатское собрание с просьбой внести его с женой и четырьмя детьми в Дворянскую родословную книгу Тверской губернии. Род Пауля Мейнгардта, в отличие от его братьев — Андреаса и Александра, был внесён во вторую, а не в третью часть книги, т.к. П.А.Мейнгардт хотя и был гражданским инженером-путейцем, но имел воинский чин инженер-подполковника.

На завершающем этапе строительства Николаевской железной дороги П.А.Мейнгардт был начальником III участка Южной дирекции Санкт-Петербургско-Московской железной дороги. Строительство завершилось к осени 1851 г., а 1 ноября 1851 г. дорога открылась для регулярного движения пассажирских поездов. П.А.Мейнгардт уехал из Твери в столицу за новым назначением.

В 1852 г. началось строительство железной дороги из Петербурга в Варшаву. Трасса должна была пройти через Гатчину, Лугу, Псков, Динабург, Вильно, Гродно, Белосток. П.А.Мейнгардт был назначен руководителем работ на одном из участков под Петербургом. Строительство этой магистрали велось медленно. Лишь в 1855 г. был закончен первый участок, соединивший Петербург с Гатчиной, протяжённостью в 42 версты. Причиной тому послужила Крымская война 1853—1856 гг.

Павел Адольфович в годы войны служил на коммуникациях, по которым из центральных губерний России военные грузы перевозились к театру военных действий. По окончании войны он вернулся на трассу Петербург—Варшава. Постройка её была закончена в 1862 г., протяжённость дороги составила 1207 вёрст. В конце того же года она была открыта для регулярного движения поездов.

После кончины императора Николая I его преемник — император Александр II постарался придать гражданским ведомствам действительно гражданское лицо. В частности, это коснулось чинопроизводства.

Когда в 1869 г. инженер-полковника Мейнгардта производили в следующее звание, то он получил чин штатский — действительного статского советника (генерал-майор в военной иерархии). Он возглавил V округ путей сообщения. Управление округа находилось в Ярославле, а путь — это сама Волга. Путейцам приходилось следить за фарватером на своём участке, а также пристанями и переправами. Труды П.А.Мейнгардта были отмечены монаршими благоволениями, орденами Св. Станислава III ст., Св. Анны II ст., Св. Владимира II ст., а в 1671 г. — знаком за отличную службу в течение 25 лет и медалью в память Крымской войны 1853—1856 гг. Род Пауля Мейнгардта был внесён в XIII часть Всероссийского гербовника. На гербе были изображены речной якорь и топоры — предметы, необходимые русскому путейцу в ХIX столетии.

В последние годы жизни П.А.Мейнгардт болел, выезжал даже на лечение в Германию. Он умер в Ярославле в 1873 г. и был там же похоронен на местном иноверческом кладбище.

По стопам П.А.Мейнгардта пошёл его единственный сын — Николай Павлович Мейнгардт (1841—1897). Определением Правительствующего Сената 6 марта 1878 г. коллежский асессор Н.П.Мейнгардт с сыном Александром также был признан в потомственном дворянстве с правом на внесение во вторую часть дворянской родословной книги.

Николай Павлович Мейнгард (его фамилия уже писалась без буквы «т») окончил Институт инженеров путей сообщения, в котором когда-то учился его отец. По окончании Института он занимался изысканиями и строительством нескольких южных железных дорог. После служил какое-то время управляющим Либаво-Роменской железной дороги и жил в Минске, откуда переехал в Петербург, где проживал на Пантелеймоновском проспекте. Служил в управлении Рижской железной дороги.

Тверь. Вокзал Николаевской железной дороги. Старинная открытка
Тверь.
Вокзал Николаевской железной дороги.
Старинная открытка

Незадолго до кончины он передал в дар музею Института инженеров путей сообщения «Модель моста в 5 пролётов с разными уравновешенными фермами». Проект завоевал медаль на Всероссийской выставке в Москве в 1882 г.

Сама модель была выполнена одним из столичных ювелиров в серебре. История умалчивает о том, нашла ли эта модель практическое применение, но на фотографии она смотрелась довольно эффектно. Похоронен инженер Мейнгард на Никольском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт- Петербурге.

Мне неизвестно, жив ли кто-нибудь из потомков Пауля и Николая Мейнгардов.

Отправляясь из Москвы в Петербург, я думаю о них и ловлю себя на мысли, что мои родственники-петербуржцы прибывали из Петербурга в Москву на Николаевский вокзал по этой дороге, что строил инженер-подполковник П.А.Мейнгардт Николаевскую, а не Октябрьскую железную дорогу. И если кого-то сейчас смущает дореволюционное название, то, мне думается, вполне подошло бы название — Петербургский вокзал. И уж конечно, давно пора убрать из здания вокзала голову В.И.Ленина, который не имеет никакого отношения ни к вокзалу, ни к строительству первой российской железной дороги. Зато разрушений Ленин и его последователи содеяли столько, что мы до сих пор ощущаем на себе их результаты...

Владимир ЧИЧЕРЮКИН-МЕЙНГАРДТ,
кандидат исторических наук


От редакции. Не имея другой возможности восстановить справедливость,
автор счёл необходимым восстановить в своей фамилии букву «Т».

TopList