ВСЕСОЖЖЖЕНИЕ и ВСЕЛЕНСКАЯ
КАТАСТРОФА

5 мая мир отмечает День памяти жертв Холокоста

Материалы для подготовки уроков по темам
«Холокост — преступление против человечества»,
«Политика и идеология германского фашизма».
9, 11-й классы.

 

Холокост в переводе с греческого означает «всесожжение». Впервые это слово было использовано будущим лауреатом Нобелевской премии мира писателем Эли Визелем как символ газовых камер и крематориев лагерей уничтожения. В Библии «холокост» — одна из форм жертвоприношения в Иерусалимском Храме. На иврите для обозначения того, что произошло с евреями в годы последней мировой войны, используется слово «шоа» – несчастье, бедствие. В России – Катастрофа. Катастрофа эта всемирная, ибо случилась не только с евреями, но и со всей цивилизацией, дошедшей до такого безумия, допустившей то, что ни при каких условиях нельзя было представить, во что невозможно было поверить. Шесть миллионов евреев (из них — полтора миллиона детей) были целенаправленно истреблены в построенных специально для этого лагерях смерти.

История знает массовые преследования и убийства многих тысяч людей: индейцев во время испанского завоевания Америки, избиение гугенотов в Варфоломеевскую ночь, геноцид армян в Первую мировую. Но чтобы выстроить систему уничтожения целого народа, идеологически её обосновать и использовать для этого процесса новейшие достижения технического прогресса — аналогов этому в истории человечества не существует. Именно в связи с Холокостом на Нюрнбергском процессе появился юридический термин — «преступления против человечества».

«Окончательное решение»

Даже перед лицом смерти в своём завещании, написанном за два дня до самоубийства, Гитлер ещё раз призвал всех арийцев оказывать «жестокое сопротивление мировому отравителю всех народов — международному еврейству». Антисемитизм был у него навязчивой идеей, его ненависть к евреям — патологической, страх перед «международным еврейством» — паранойей. Он считал себя призванным к тому, чтобы осуществить великую миссию — уничтожить евреев, тем самым уничтожив свой страх. Эта миссия осуществлялась втайне, жертвенно, ритуально. Никто не должен был знать он ней, кроме особо посвящённых и избранных исполнителей. Когда нацисты приступили к так называемому «окончательному решению еврейского вопроса», Гиммлер, выступая перед офицерами СС, говорил: «…Большинство присутствующих здесь знают, что это такое — видеть 100, или 500, или 1000 уложенных в ряд трупов. Суметь выдержать это и сохранить порядочность — вот испытание, которое закалило нас. Это славная неписаная страница нашей истории…

Фабрика смерти Треблинка. Рисунок одного из выживших узников
Фабрика смерти Треблинка.

Рисунок одного из выживших узников

У нас есть моральное право, у нас есть обязательство перед немецким народом уничтожить эту нацию… Вдохновлённые любовью к нашему народу, мы справимся с этой труднейшей задачей. При этом мы не нанесли никакого вреда нашему внутреннему миру, нашей душе, нашему характеру…»
Это было сказано в октябре 1943 г. в Познани, на территории Польши, где были построены и уже во всю «работали» специальные лагеря для уничтожения людей.
А начиналось всё постепенно, но с неумолимой целенаправленностью.
Сразу после прихода Гитлера к власти юдофобская программа нацистов была введена в действие. Уже с 1 апреля 1933 г. был объявлен бойкот еврейским товарам. Чтобы немец-ариец не ошибся, на каждом еврейском магазине появилась шестиконечная звезда с надписью «юде» внутри. В дальнейшем отличительный знак — звезду Давида — евреи должны были носить круглосуточно, нашитую на видном месте. К 1941 г. всем евреям после шести лет, даже выкрестам, предписывалось носить белую или жёлтую шестиконечную звезду на одежде — и спереди, и сзади.
В 1935 г. начинают действовать расистские законы о «чистоте крови», по которым евреям не разрешалось жениться на арийках и наоборот, запрещалось совместное обучение, а вскоре немецких евреев просто лишат гражданства и отберут паспорта.
Антиеврейские выступления, увольнения с работы, погромы начались сразу же после прихода нацистов к власти. Но апофеозом стали события «Хрустальной ночи» 9 и 10 ноября 1938 г. В октябре 1938 г. нацисты депортировали 15 тыс. польских евреев. Польша отказалась их принимать. (К слову, правительство Польши ещё в 1937 г. рассматривало план депортации своих евреев на остров Магадаскар, куда ездила даже специальная правительственная комиссия.) Евреи оказались на границе в бедственном и унизительном положении. В ответ на это в Париже еврейский юноша, сын польских репатриантов, совершил покушение на немецкого дипломата. В качестве ответной меры по всей Германии был организован беспрецедентный массовый еврейский погром. Были убиты 91 чел., 30 тыс. арестованы и отправлены в концлагеря. Разгромлены и разграблены еврейские магазины и лавки (отсюда название — «ночь разбитых стёкол»), тысячи людей избиты и покалечены. Сожжены десятки синагог.
Но всё это было только начало. В середине 1930-х гг. еврейское население Германии раскололось на тех, кто предчувствовал худшее и эмигрировал, и тех, кто надеялся, что всё образуется. Горькая еврейская шутка звучала так: пессимисты оказались в изгнании, оптимисты — в газовых печах.

Женщины и дети в ожидании депортации в Треблинку. Январь 1943 г.
Женщины и дети в ожидании
депортации в Треблинку

Январь 1943 г.

После войны мир отказывался верить в то, что это всё было. Но нацисты не успели уничтожить все следы своих преступлений. Советские войска, освободившие оставшихся в живых 7 тыс. узников Освенцима из миллионов погибших, воочию убедились в наличии и газовых камер, и крематориев, и гор золотых коронок, и складов, забитых доверху человеческими волосами. На Нюрнбергском процессе человечество услышало множество свидетельских показаний и, казалось, раз и навсегда заклеймило фашизм и его идеологию как преступный человеконенавистнический режим, повинный в миллионах жертв.
А был ещё процесс над Эйхманом, главным исполнителем «проекта» — «мир, свободный от евреев». Агенты Израиля похитили его в Аргентине и привезли в Землю обетованную на суд. (Его казнили, и это была единственная казнь за всё время существования государства Израиль.) Можно припомнить и другие судебные процессы над военными преступниками, виновных, в частности, в уничтожении евреев.
Но мир знает и примеры их самоотверженного спасения.

Праведники Народов Мира

В Иерусалиме рядом с музеем памяти жертв Катастрофы есть знаменитая аллея, посаженная людьми (или их родственниками), которые в годы войны спасали евреев. Этим неевреям, бескорыстно рисковавшим жизнью, специальным законом о хранении памяти мучеников и героев в 1953 г. присвоено в Израиле звание «Праведник Народов Мира».
Мир знает имена шведского дипломата Валленберга, спасшего десятки тысяч венгерских евреев, немецкого предпринимателя Шиндлера, о подвиге которого снят знаменитый фильм Спилберга, или католического священника Бернардта Лейхтенберга из Берлина, открыто молившегося за евреев, а после своего ареста потребовавшего отправить его в лагерь к евреям и скончавшегося по дороге в Дахау.
Но были и многие сотни, тысячи других, известных только спасённым ими людям, что укрывали у себя и помогали евреям. Например, в голландском Утрехте, где проживало 2 тыс. евреев, немцы не смогли арестовать практически никого: почти всех евреев спрятало у себя местное население.
Во французском городке Ле-Шамбон под руководством местного пастора Андре Трокме жители прятали несколько тысяч евреев на окрестных фермах и в деревнях.
Все евреи мира чтят подвиг датского народа. Дания капитулировала перед немецкой силой без боя. Но проявила мужество и беспримерное благородство в отношение к гражданам своей страны еврейского происхождения.

Умирающий ребенок на мостовой Варшавского гетто. 19 сентября 1941 г.
Умирающий ребенок
на мостовой Варшавского гетто

19 сентября 1941 г.

До сих пор существует предание, что королевская фамилия в знак протеста против дискриминации евреев нашила на свою одежду жёлтые звезды и обратилась с тем же призывом к нации. Это легенда. Но она, судя по всему, имела реальные основания.
Дело в том, что, узнав о готовящейся массовой отправке датских евреев в лагерь, население стало спешно помогать их спасению. Менее чем в три недели 7 200 евреев и 700 их родственников-неевреев были переправлены датскими рыбаками в нейтральную Швецию. Говорят, что эта операция была поначалу спонтанна, а уж потом организована датским Сопротивлением. Главное, что её поддерживали самые широкие слои населения Дании. Например, местная полиция с самого начала отказалась участвовать в облавах на евреев. Датский король действительно выступил с осуждением действий немецких оккупационных властей в отношении к датским евреям, которых объявил такими же гражданами страны, как и остальных.

Еврейские мальчики на улице Варшавского гетто

Еврейские мальчики
на улице Варшавского гетто

Когда в ночь с 1 на 2 октября 1943 г. нацисты приступили к осуществлению плана депортации евреев, им удалось схватить около 500 чел., которые были высланы в концлагерь Терезиненштадт. Но благодаря протестам Дании не отправлены потом в Освенцим. А в дальнейшем через датский Красный Крест и при активном посредничестве Швеции были освобождены около 400 чел. Таким образом, в лагере «по естественным причинам» погибли 51 чел., а всего от нацистских преследований в этой стране скончалось 120 евреев — менее 2% еврейского населения страны.
И ещё один уникальный штрих: вернувшиеся после войны узники и беженцы нашли свои дома и имущество нетронутыми.

Дневник Анны Франк

Если бы фашист, что арестовывал семью голландских евреев Франк, не заинтересовался их ханукальным светильником и серебряной посудой и не швырнул на пол за ненадобностью портфель с бумагами, мир никогда бы не узнал о дневнике Анны Франк. Безмерно трагическую и в то же время трогательную историю девочки-подростка, несколько лет укрывавшейся вместе с семьёй и несколькими другими евреями в нежилых помещениях неработающей фабрики. Более двух лет они ни разу не выходили наружу. Продовольствие им доставляли отважные друзья-голландцы. Потом всё же их обнаружили гитлеровцы и отправили в Берген-Бельзен. Анна умерла. Отец выжил. Дневник сохранили. Он был издан в 1947 г. Стал бестселлером. Переведён на 32 языка.

Шестилетняя Анна Франк (справа) и её подружка Санне. Амстердам. 1935 г. Ещё ничто не предвещает трагического финала

Шестилетняя Анна Франк (справа)
и её подружка Санне. Амстердам. 1935 г.
Ещё ничто не предвещает трагического финала

Многие узнали о Холокосте именно из «Дневника» Анны Франк, писавшей его в эти страшные годы. В нём она фиксировала все свои наблюдения и размышления. Они поражают трогательностью, лиризмом, подчас глубиной и одновременно трагизмом.
«Кто обрушил на нас это? Кто отделил нас, евреев, от всех остальных людей? Кто допустил, чтобы мы так страдали?.. Если мы выдержим все страдания и если останутся ещё евреи, когда всё это кончится, из всеми проклятого народа они станут образцом для подражания» — так писала в своём «Дневнике» Анна Франк, надеясь, что мир по достоинству оценит перенесённое еврейским народом в годы Холокоста.
При этом воспитанная в ассимилированной семье Анна думала и писала не только о евреях, а о людях вообще: «Человек оценивается не по его богатству или власти, а по его характеру и доброте… Если бы только люди стали развивать в себе доброту».
И, может быть, одна из самых глубоких, светлых и актуальных мыслей из «Дневника» Анны Франк: «Как чудесно, что никому не надо дожидаться особого момента, чтобы начать улучшать мир».

Легенда о Януше Корчаке

Судьба распорядилась так, что мы не совсем точно знаем, когда родился Януш Корчак — в 1878 или 1879 г. (родители не оформили метрику). И совсем не точно — когда он умер. Достоверно известно только, что в Варшаве его посадили в вагон поезда на запасном пути Гданьского вокзала, который шёл только в одном направлении — в Треблинку. Это было 5 августа 1942 г.
Сохранилось много портретов Януша Корчака. Обычно на них изображён уже старый человек с очень грустными глазами. Скорбными глазами. Добрыми глазами.
Януш Корчак (Генрик Гольдшмидт) был евреем. Он создал Дом сирот для еврейских детей на территории Польши, где были построены первые лагеря с газовыми камерами.
Корчак не был женат. Его жизнь — это его дети. С ними он был до конца.
Корчак — это легенда о жизни и смерти. Жалко, что его смерть более знаменита.
Корчак был врачом. Он лечил всех: и раненых, и детей.
Корчак был писателем. Его книги читали и дети, и взрослые.
Корчак создал свой суд в интернате, где очень милосердно судили. На этом суде важнее всего был перечень того, что считалось проступком, а не наказания, которых в буквальном смысле почти не было. Признание вины и прощение.
Его же самого и его детей-сирот никто не судил. Они были приговорены только за то, что были евреи.

Януш Корчак с детьми во дворе приюта. Начало 1930-х гг.
Януш Корчак с детьми
во дворе приюта.

Начало 1930-х гг.

Есть много свидетельств, что Корчак, самый, наверное, знаменитый и уважаемый житель Варшавского гетто, мог бежать из него, что ему предлагали в последний момент остаться на перроне. Но он отказался. Поступить по-другому для него было невозможно. Он не мог оставить детей, которые ему безгранично доверяли. Он с очевидностью предвидел их судьбу.
За десять дней до отправки в лагерь Корчак записал в своём дневнике: «Сегодня… тот самый день, когда я взвешиваю детей перед завтраком. Сейчас я думаю впервые, что не хочу узнать, сколько они весили на прошлой неделе».
Говорили, что смысла в этой жертве мало, что дети всё равно были обречены, а он мог бы ещё помочь живым, что его поступок стал самоубийством. Но у святых своя стезя. Логика, здравый смысл — не их основные категории. Не этим они руководствуются в жизни.
Никто из очевидцев не мог забыть картину, когда стройной колонной, в шеренгу по четыре, с песней и зелёным знаменем своего Дома сирот шли через все гетто на вокзал для отправки в лагерь смерти двести детей и их Старый доктор. Он шагал, держа с обеих сторон за руки детей, и улыбался. Детям было сказано, что они едут отдыхать за город. Он должен был сопровождать их в эту страшную поездку, сделав всё, чтобы отсрочить ужас смерти и утешить их в последние минуты жизни.
Вместе с Корчаком погибли ещё десять педагогов, разделив общую судьбу со своими воспитанниками. Когда и как они умерли, никто не знает…

Восстание в Варшавском гетто

Зато известно, как погибали последние защитники Варшавского гетто. «Решение еврейского вопроса» шло у немцев постепенно, по плану. Сначала они ограничивали евреев в правах и делали их изгоями общества, потом сгоняли в гетто — изолированную резервацию, где люди умирали от голода и болезней. Потом частями стали отправлять их из гетто в лагеря смерти. И уже к весне 1943 г. приступили к «окончательному решению»: ликвидации гетто и поголовной отправке евреев на смерть. Тогда же датируется первое массовое неповиновение евреев нацистской оккупации. Хотя к этому времени в гетто осталось 60 тыс. человек из более 400 тыс. Остальные погибли или в самом гетто, или в первые дни по прибытии в лагеря смерти.
Вопреки расхожему представлению, что евреи повсеместно безропотно шли в газовые камеры, восстание в Варшавском гетто, начавшееся 19 апреля 1943 г., стало примером уникального вооружённого сопротивления подневольного народа против гитлеровцев на оккупированной территории.
В чудом уцелевшем завещании узника Варшавского гетто Йосефа Раковера, написанного 28 апреля 1943 г. в самый разгар неравной самоотверженной борьбы повстанцев против регулярной немецкой армии, он писал: «Варшавское гетто погибает с боем, с выстрелами, в пламени, но без воплей. Евреи не кричат от ужаса…»

Дом сирот на Крохмальной улице в Варшаве
Дом сирот на Крохмальной улице в Варшаве

Восстание вспыхнуло во время очередной депортации. Порочный круг покорности был прорван. Евреи гетто сделали свой Выбор. Этот Выбор тоже был смертью. Но не в газовой камере. Не с поднятыми руками. А с руками, которые держали оружие. Впервые вагоны для отправки в Треблинку простаивали. Мордехай Анилевич, организатор и руководитель восстания, написал в тот день: «Главное — осуществилась мечта моей жизни: я дожил до того дня, когда евреи гетто встали на свою защиту и повели борьбу во всём её величии и славе».
Немцы поняли: евреи добровольно не выйдут из гетто. И бросили против них регулярные войска.
Гетто было вооружено очень плохо: несколько сот пистолетов и винтовок, единицы автоматического оружия и бутылки с зажигательной смесью.
Против восставших — танки и артиллерия. Тем не менее, вооружённое сопротивление продолжалось более пять недель. Погибло 7 тыс. повстанцев. Многие евреи кончали жизнь самоубийством, выбрасывались из окон домов. Это была их Масада XX в. Масада в самом центре оккупированной Европы.
В том же завещании Раковера в конце было написано: «…Смерть не может больше ждать, и я вынужден кончить. С верхних этажей всё тише доносятся выстрелы. Падают последние защитники нашей крепости, и вместе с ними погибает Варшава...» Далее шли слова еврейской молитвы...

Никогда больше

Незадолго до 60-й годовщины освобождения Освенцима мир потрясли два скандала: оконфузился принц Гарри, надевший на вечеринке-маскараде форму солдат армии Роммеля, и заявление 19-ти депутатов Госдумы в Генпрокуратуру с требованием о запрете всех религиозных и общественных еврейских организаций как экстремистских. Принца осудила королевская семья и общество, его заставили публично принести извинения и отправили в Освенцим изучать историю. За депутатов извинился президент, и они отозвали своё письмо, наверное, на доработку.
В современном российском обществе молодое поколение мало что знает про Холокост. Об этом практически не говорят в школах. Что-то случайно слышали, где-то по телевизору показывали. И это одна из причин, по которой в России продолжается рост экстремистских настроений и растут националистические тенденции. В частности, по данным социологического опроса городского населения, проведённого Левада-Центром 14 октября 2004 г., на вопрос «Как вы лично относитесь к людям, призывающим к борьбе против “нерусских”?» 37% ответили, что относятся терпимо, хотя и не признаются, что одобряют, а 6% не скрывают, что поддерживают. И только менее половины россиян, 48% респондентов, ответили, что возмущены действиями таких людей.
При этом только 39% россиян подтверждают, что в последние годы в России происходит рост националистических настроений, хотя 45% склонны наивно полагать, что реального роста национализма в стране нет, просто об этом стали чаще говорить и писать. При подавляющим большинстве (67%) тех, кто считает, что с проявлениями экстремизма и ксенофобии нужно решительно бороться, 13% всё же предлагают не обращать на них особого внимания — само «пройдёт с возрастом», а 4% вообще готовы поддерживать таких молодых людей.
Но «само собой» не пройдёт — это не лёгкая простуда, а серьёзное, и боюсь, хроническое заболевание. Но и с ним можно и нужно бороться, для того хотя бы, чтобы держать в состоянии постоянной ремиссии.

Принц Гарри в нацистской форме. Фрагмент первой полосы английской газеты «The Sun»

Принц Гарри
в нацистской форме

Фрагмент первой полосы
английской газеты «The Sun»

«Никогда больше» — было написано на стене барака одного из лагерей смерти. «Никогда больше» — первый и главный урок, что вынес еврейский народ и весь мир из страшного опыта Холокоста. Никогда больше не может повториться то, что учинили фашисты с евреями. Никогда больше не может быть геноцида и рабства. Никогда не будет массового, безропотного убийства евреев.
Так воспитываются поколения молодых израильтян. Исходя из этой логики, Израиль бомбил ядерный реактор в Ираке, преследовал убийц своих спортсменов в Мюнхене, готов адекватно, а иногда и превентивно реагировать на террор против своих граждан.
Никогда мир не должен равнодушно или пассивно относиться к проявлениям геноцида, независимо от того, против какого народа он направлен. «Нет геноцида против “кого-то”, геноцид всегда против всех», — говорил историк Михаил Гефтер. А ещё задолго до него английский поэт Джон Донн предупреждал каждого из нас: «Не спрашивай, по ком звонит колокол. Он звонит по тебе».

Анатолий БЕРШТЕЙН

 


СОВЕТУЕМ ПРОЧИТАТЬ

(любое издание)

А. Франк. Дневник.
А. Кузнецов. Бабий Яр.
В. Франкл. Психолог в концлагере.
Я. Корчак. Дневник.
С. Лем. Провокация.
В. Гроссман. Жизнь и судьба.
Э. Визель. Ночь.
Л. Фейхтвангер. Семья Опперман.

Советуем посмотреть

«Обыкновенный фашизм» (режиссёр М. Ромм).
«Пианист» (режиссёр А. Полански).
«Список Шиндлера» (режиссёр С. Спилберг).
«Дети бездны» (режиссёр П. Чухрай).

TopList