Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «История»Содержание №9/2010
Урок-инсценировка

 

Знатоки военной истории

Участники конкурса приветствуют друг друга. Ведущий объясняет правила игры.

 

Сценарий городского конкурса знатоков военной истории, посвящённый 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, проведённый Центром исторического образования (Москва). 8—11 классы

Авторы-составители: Е.В.САПЛИНА, к.п.н., зам. директора Центра исторического образования, А.Э.БЕЗНОСОВ, методист ЦИО, О.Н.МЕЛЬНИКОВА, методист ЦИО, Т.С.ОРЛОВА, методист ЦИО

Разминка (устно)

1. Кто командовал Парадом Победы на Красной площади в 1945 г., и кто принимал парад?

Ответ. Командовал парадом командующий войсками 2-го Белорусского фронта маршал Советского Союза К.К.Рокоссовский, принимал парад заместитель Верховного Главнокомандующего, командующий войсками 1-го Белорусского фронта маршал Советского Союза Г.К.Жуков.

2. Когда состоялся Парад Победы в Москве (назовите точную дату)?

Ответ. 24 июня 1945 г.

3. Кто автор памятника Г.К.Жукову в Москве?

Ответ. Скульптор В.М.Клыков.

4. Сколько дивизий народного ополчения было сформировано в 1941 г. из москвичей-добровольцев?

Ответ. 12 дивизий.

5. Какое условное название носил план военной операции гитлеровцев по захвату Москвы?

Ответ. Операция “Тайфун”.

6. Торжественное заседание Моссовета в честь 24-й годовщины Октябрьской революции, на котором выступил И.В.Сталин, состоялось в необычном месте. Где?

Ответ. На станции метро “Маяковская”.

7. Когда и в честь какого события прозвучал первый Московский салют в годы ВОВ?

Ответ. 5 августа 1943 г. в честь освобождения городов Орла и Белгорода.

8. Назовите московскую улицу, получившую название в честь курсантов подмосковного училища, которые ценой своей жизни задержали наступление немецких войск на Москву осенью 1941 г.

Ответ. Подольские курсанты.

9. Эти слова, написанные маленькой советской девочкой, были представлены на Нюрнбергском процессе в качестве обвинения нацистским преступникам. Назовите её имя и фамилию.

Ответ. Таня Савичева.

10. Он создал самолёт, который прозвали “летающий танк”. Назовите конструктора и тип самолёта.

Ответ. Сергей Илюшин. Ил-2.

11. 22 июня 1941 г. советские люди услышали по радио обращение советского правительства о нападении Германии на СССР, которое заканчивалось словами: “Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами”. Кто зачитал это обращение?

Ответ. В.М.Молотов.

12. “В особенности же хороша была Москва 17 июля 1944 г. На сей раз Геббельс и его речистые канальи не прокричали на весь мир об этой знаменательной дате”. О каком событии написал Л.Леонов?

Ответ. По Москве провели пленных немцев.

13. Этой награды в годы войны удостаивались не отдельные герои, а целые подразделения. Первые стрелковые дивизии были удостоены этой чести 18 сентября 1941 г. Всего же в годы войны это звание получили 607 формирований, частей и кораблей. Какого звания удостоились эти воинские части? Когда это произошло впервые?

Ответ. Присвоение звания гвардейских; впервые во время Ельнинской операции.

14. 1 января 1944 г. была вписана новая страница в историю государственной символики России и СССР? Что произошло в этот день?

Ответ. Впервые был исполнен Гимн СССР.

15. Высота обелиска Победы на Поклонной горе в Москве составляет 141, 8 м. Почему?

Ответ. 1418 дней длилась война.

16. Какой советский лётчик впервые в истории авиации осуществил таран вражеского самолёта в ночных условиях? Когда это произошло?

Ответ. Виктор Талалихин, 7 августа 1941 г.

Тур 1 (письменный) Работа с источниками

Задание. Перед вами девять отрывков из документов и воспоминаний о Великой Отечественной войне. Расположите события, о которых в них говорится, в хронологической последовательности.

1. Из Директивы Совнаркома Союза ССР и ЦК ВКП(б)

“Вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союз продолжается. Враг уже вторгся на советскую землю, захватил большую часть Литвы с городами Каунас и Вильнюс, захватил часть Латвии, Брестскую, Белостокскую, Вилейскую области Советской Белоруссии и несколько районов Западной Украины. Опасность нависла над некоторыми другими областями. Германская авиация расширяет территорию бомбёжки, подвергая бомбардировкам города — Ригу, Минск, Оршу, Могилёв, Смоленск, Киев, Одессу, Севастополь, Мурманск...”

(Известия ЦК КПСС 1990, 6. С. 218).

2. Из сообщения Совинформбюро

“Ход войны показал, что стратегический план немецкого командования, состоявший в том, чтобы захватить <...>, отрезать центральную европейскую часть Советского Союза от волжского и уральского тыла, окружить и взять Москву, был построен на песке, без учёта своих реальных сил и советских резервов.

Полной противоположностью ему был стратегический план окружения и разгрома немецко-фашистских войск <...>, созданный Верховным Главнокомандованием Красной армии”.

(Сообщения Советского Информбюро. Т. 3. С. 423).

3. Из воспоминаний А.И.Микояна

“Сталин внешне держался спокойно... Он предложил срочно, сегодня же, эвакуировать правительство и важнейшие учреждения, видных политических и государственных деятелей, подготовить город на случай прорыва фронта противником...”

(Московская правда. 1988, 16 октября).

4. Из воспоминаний маршала Советского Союза А.М.Василевского

“На Юго-Западное направление было выделено меньше сил, чем на Западное. Стратегические резервы соответственно сосредоточивались в основном возле Тулы, Воронежа, Сталинграда и Саратова. Критически оценивая теперь принятый тогда план действий <...>, вынужден сказать, что самым уязвимым оказалось в нём решение одновременно обороняться и наступать”

(Василевский А.М. Дело всей жизни. М., 1975. С. 207).

5. Из телеграммы польского правительства Верховному Главнокомандующему Советского Союза И.В.Сталину

“Радостно взволнованные освобождением нашей замечательной столицы Варшавы, освобождением миллионов наших братьев и сестёр, тысяч городов и сёл, выражаем Вам, маршал Сталин, от имени всего польского народа и в Вашем лице доблестной Красной армии и всему советскому народу самую глубокую и искреннюю благодарность”

(Коммунистическая партия в период Великой Отечественной войны (июнь 1941 г. — 1945 г.) /Документы и материалы. М., 1961. С. 655).

6. Из сообщения Совинформбюро

“Войска 2-го Украинского и 1-го Украинского фронтов в результате наступления из района севернее Кировограда в западном направлении и из района юго-восточнее города Белая Церковь в восточном направлении прорвали к началу февраля сильно укреплённую оборону немцев и смелым искусным манёвром окружили крупную группировку немецко-фашистских войск севернее линии Звенигородка — Шпола. В результате этой операции наши войска зажали в кольцо 11-й немецкий армейский корпус генерал-лейтенанта Штеммермана и 42-й немецкий армейский корпус генерала пехоты Маттенклота...”

(Сообщения Советского Информбюро. Т. 6. С. 80).

7. Из телеграммы Л.Берии в Москву И.Сталину

“...Учитывая предательские действия крымских татар против советского народа и исходя из нежелательности дальнейшего проживания крымских татар на пограничной окраине Советского Союза, НКВД СССР вносит на Ваше рассмотрение проект решения Государственного Комитета Обороны о выселении всех татар с территории Крыма...

Операция по выселению будет начата 20—21 мая
и закончится 1 июля” (История СССР. 1991, № 1. С. 151—152).

8. Из справки о результатах деятельности партизанских бригад южной оперативной группы

“Первая массовая операция по подрыву рельсов на ж.-д. линиях была проведена в ночь с 21 на 22 июля с. г. Во время этой операции партизанскими бригадами “За власть Советов”, “За Родину”, им. Фрунзе и первым партизанским отрядом им. Ворошилова было взорвано на ж.-д. линии Брянск — Хутор Михайловский 3013 рельсов и на ж. д. линии Навля — Комаричи 1119 рельсов”.

(Сборник документов по истории СССР для семинарских
и практических занятий. Вып. 4. Эпоха социализма
(1941—1945 гг. М., 1981. С. 161—162).

9. Из приказа, изданного Ставкой Верховного Главнокомандования

“Многочисленные... факты свидетельствуют о стойкости наших войск, высоком моральном духе наших бойцов, командиров и комиссаров... Но мы не можем скрывать и того, что в последнее время имели место несколько позорных фактов сдачи в плен врагу.

...Приказываю:

1) Командиров и политработников, во время боя срывающих с себя знаки различия и дезертирующих в тыл или сдающихся в плен врагу, считать злостными дезертирами, семьи которых подлежат аресту как семьи нарушивших присягу и предавших свою Родину дезертиров.

Обязать всех вышестоящих командиров и комиссаров расстреливать на месте подобных дезертиров из начсостава.

2) Попавшим в окружение врага частям и подразделениям самоотверженно сражаться до последней возможности, беречь материальную часть как зеницу ока, пробиваться к своим по тылам вражеских войск, нанося поражение фашистским собакам…”

Тур 2 (устный)

Тема 1. Москва в годы Великой Отечественной войны. Война в именах московских улиц.

1. Когда Москва была объявлена на военном положении (назовите точную дату)?

Ответ. 22 июня 1941 г.

2. Когда в Москве было введено осадное положение (назовите точную дату)?

Ответ. 20 октября 1941 г.

3. На какой улице Москвы размещалась Ставка Верховного Главнокомандования во время войны?

Ответ. На улице Кирова (ныне Мясницкая), д. 37.

4. Кто командовал военным парадом на Красной площади 7 ноября 1941 г., и кто принимал парад?

Ответ. Командовал парадом командующий войсками Московского военного округа генерал-лейтенант П.А.Артемьев, принимал парад заместитель наркома обороны маршал С.М.Будённый.

5. Как называется историческая местность Москвы, где был создан Парк Победы?

Ответ. Поклонная гора.

6. 22 июня 1943 г. в ЦПКиО им. М.Горького открылась выставка. До конца войны она пополнялась новыми экспонатами, которых к 800-летию Москвы (1947 г.) скопилось до 7 тысяч. Какие экспонаты здесь были представлены?

Ответ. Трофейное вооружение.

7. Какое условное название носил план военной операции гитлеровцев, направленной на захват Москвы?

Ответ. Операция “Тайфун”.

8. Когда началось контрнаступление Красной армии под Москвой?

Ответ. 5 декабря 1941 г.

9. Как символически называется главная аллея Парка Победы в Москве, ведущая к Центральному музею Великой Отечественной войны?

Ответ. “Годы войны”.

10. На каких кладбищах Москвы есть мемориалы павшим в ВОВ?

Ответ. На Ваганьковском, Даниловском.

11. Кто автор памятника Г.К.Жукову в Москве?

Ответ. Скульптор В.М.Клыков.

12. Были ли разрушения в Москве от немецких бомбёжек? Если да, приведите примеры.

Ответ. Театр им. Е.Вахтангова; дом на Моховой, 6; Толевая фабрика на Филях...

13. 22 июня 1941 г. советские люди услышали по радио обращение советского правительства о нападении Германии на СССР, которое заканчивалось словами: “Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами”. Кто зачитал это обращение?

Ответ. В.М.Молотов.

14. В январе 1942 г. генерал-полковник германской армии В.Гудериан записал в своем дневнике: “Прав был Фридрих Великий — русского солдата надо дважды застрелить и ещё после толкнуть, тогда он, может быть, упадёт”. Какое событие навело командующего немецкой танковой армией на такие размышления?

Ответ. Разгром немецко-фашистских войск под Москвой.

15. К ноябрю 1941 г. гитлеровцы подвезли к Москве материал для сооружения памятника в честь взятия русской столицы — гранит и лабрадорит. Как был использован этот “победный” камень в Москве после разгрома фашистской Германии?

Ответ. Облицованы цоколи домов от Главпочтамта до Тверского бульвара.

16. Какие участки Московского метрополитена были открыты в годы Великой Отечественной войны?

Ответ. 1943 г. Театральная—Автозаводская, 1944 г. Курская—Измайловский парк.

Тема 2. Герои войны

1. Какой советский лётчик впервые в истории авиации осуществил таран вражеского самолёта в ночных условиях? Когда это произошло?

Ответ. В. Талалихин, 7 августа 1941 г.

2. Кто из лётчиков-космонавтов свою первую звезду Героя Советского Союза получил в годы Великой Отечественной войны?

Ответ. Г.Береговой.

3. 30 января 1945 г. в Германии объявили 3-дневный траур по случаю гибели транспортного судна “Вильгельм Густлов”, на борту которого находились 9 тысяч гитлеровцев, в том числе 3700 подводников. Командира подводной лодки С-13, потопившей судно, Гитлер объявил своим личным врагом. Назовите имя этого человека.

Ответ. А.Маринеску.

4. В годы Великой Отечественной войны было много награждений званием Героя Советского Союза, которое присваивалось за особый героизм, проявленный в боях. Кто в ходе войны стал первым трижды Героем Советского Союза?

Ответ. А.И.Покрышкин.

5. В 1942—1945 гг. начальник Генштаба. В 1945 — командующий 3-м Белорусским фронтом, затем — Главком во время войны с Японией. В 1949—1953 — министр вооружённых Сил и военный министр СССР. Дважды кавалер Ордена “Победа”. Назовите его.

Ответ. А.М.Василевский.

6. Под именем Павлито он сражался под Мадридом и Гвадалахарой. За проявленные там личную храбрость и воинское мастерство он был награждён двумя орденами Боевого Красного Знамени и удостоен звания Героя Советского Союза, но его настоящая фамилия стала известна всему миру после одного из величайших сражений Второй мировой войны. О ком идёт речь?

Ответ. А.И.Родимцев.

4. О ком идёт речь:

В 1937—1940 гг. был в заключении. В 1944-м командующий 1-м, потом 2-м Белорусским фронтом. В 1949—1956 гг. — в польской армии. Имел звание маршала Польши.

Ответ. К.К.Рокоссовский.

5. В. В финскую войну взял Выборг. В 1940—1941 начальник Генштаба; в июне—октябре 1941 г. в заключении. С февраля 1944 г. командующий Карельским фронтом.

Ответ. К.А.Мерецков.

6. Под их руководством был создан лучший танк Второй мировой войны — Т-34.

Ответ. М.И.Кошкин, А.А.Морозов, Н.А.Кучеренко.

7. Этого советского конструктора обвинили в том, что он организовал и возглавил русско-фашисткую партию. И под угрозой расправы с женой и детьми заставили работать над новой моделью бомбардировщика. “Самолёт в воздух, а вы все по домам”, — сказал ему Берия. Кто этот конструктор и какой бомбардировщик был создан под его руководством?

Ответ. А.Н.Туполев.

8. Как назывался и где был произведён самолёт, на котором воевал выдающийся советский лётчик, трижды герой Советского Союза А.И. Покрышкин?

Ответ. “Аэрокобра” (производство США).

9. Когда и кем в годы войны был совершён первый воздушный таран?

Ответ. 22 июня 1941 в 4 час. 15 мин.; Д.В. Кокоревым.

10. Немцы сопротивлялись отчаянно. Продвижение советских войск шло медленно. Всё на этой земле было приспособлено к обороне: и тевтонские замки, и крепости времён Семилетней войны. В этих боях получил смертельную рану командующий фронтом, самый молодой из всех командующих фронтами. Ему не было и 40 лет. Его любили солдаты за бесстрашие и простоту. О ком идёт речь?

Ответ. И.Д.Черняховский.

Тема 3. Награды Великой Отечественной войны

1. Кто из зарубежных деятелей времён Второй мировой войны был награждён советским орденом “Победа”?

Ответ. Король Румынии Михай, генерал Д.Эйзенхауер, маршал И.Броз Тито, фельдмаршал Б.Монтгомери, маршал Польши М.Роля-Жимерский.

2. Во время Великой Отечественной войны в СССР появился знак боевого отличия, предназначенный исключительно для награждения лиц рядового и сержантского состава (мл. лейтенантов в авиации), совершивших в боях за родину боевые подвиги и показавших пример мужества, храбрости и бесстрашия.

Какой это орден, когда он был учреждён, кто первым получил его?

Ответ. 1943 г., Орден Славы, первый кавалер — гв. ст. сержант Н.А.Залетов.

3. Цвета какого русского дореволюционного ордена были использованы в ленте ордена Великой Отечественной войны?

Ответ. Орден Св. Георгия.

4. Во время Великой Отечественной войны звания Героя Советского Союза трижды были удостоены три воина. Назовите их.

Ответ. Г.К.Жуков, А.И.Покрышкин, И.Н.Кожедуб.

5. За годы войны этой воинской почести были удостоены более 350 воинов, имена которых высечены на стенах зала Победы Центрального музея Вооружённых сил. Первым был рядовой 254 гвардейского стрелкового полка Александр Матросов. О какой воинской почести идёт речь?

Ответ. Зачисление в списки части навечно.

7. Маршал Г.К.Жуков в годы Великой Отечественной войны стал первым кавалером двух орденов. Назовите эти награды.

Ответ. Орден Суворова I степени, орден “Победа”.

8. В годы войны появились новые ордена СССР, названные именами выдающихся полководцев и флотоводцев прошлого. Назовите эти награды.

Ответ. Ордена Кутузова, Суворова, Ушакова, Александра Невского, Нахимова, Богдана Хмельницкого.

9. Какой орден вручался советским офицерам в годы Великой Отечественной войны за “личную отвагу, мужество, храбрость и умелое командование”?

Ответ. Орден Александра Невского.

10. Цвета какого русского дореволюционного ордена были использованы в орденской ленте ордена “Славы”? Назовите эти цвета.

Ответ. Орден Святого Георгия (чёрный, жёлтый).

Тема 4. Боевая техника Великой Отечественной войны

1. 14 июля 1941 г. в Генеральный штаб германских войск из-под Смоленска полетело донесение: “Русские применили батарею с необычайным числом орудий. Войска, обстрелянные русскими, свидетельствуют: “Огневой налёт подобен урагану”. Потери в людях значительные”. О чём сообщало немецкое командование?

Ответ. Реактивные установки БМ-13, “Катюши”.

2. Тяжёлая самоходная установка ИСУ-152 в войсках получила прозвище “зверобой”. Объясните, почему?

Ответ. Эта установка одерживала победу над немецкими “тиграми”, “пантерами”, “маусами”, “элефантами”).

3. За голову советского лётчика Н.Жукова немцы назначили награду в 100 000 марок — это и оценка эффективности сделанного из реек, фанеры и полотна самолётика. Как назывался этот “самолётик”?

Ответ. Лёгкий ночной бомбардировщик (По) У-2.

4. Огромную роль в победе над фашизмом сыграли советские конструкторы огнестрельного оружия. Солдаты на фронте очень высоко ценили боевые качества ППД, ППШ, ППС. Расшифруйте эти аббревиатуры.

Ответ. Пистолеты-пулемёты Дегтярева, Шпагина, Судаева.

5. Под руководством Ж.Я.Котина в годы войны были созданы военные машины, которых опасались фашистские “тигры”, “пантеры”, “маусы”, “элефанты”. Дайте полное название этих машин.

Ответ. ИС-2, КВ-85.

6. В начале войны в немецких сводках он проходил как “рус-фанер”. Но вскоре это ироническое название забыли, и немцы, услышав тарахтение слабого моторчика, бежали прятаться в блиндажи. А женщин, управлявших этими “фанерами”, называли “ночными ведьмами”. О каких “русских фанерах” шла речь в немецких сводках и почему они получили такое название?

Ответ. Лёгкий ночной бомбардировщик (По) У-2 был сделан из фанеры, полотна.

7. В одном из боёв над Курской дугой летом 1943 г. старший лейтенант А.Горовец сбил 9 бомбардировщиков — совершенно небывалый случай! На каком самолёте был совершен этот подвиг?

Ответ. Истребитель Ла-5.

8. 23 сентября 1941 г. при воздушном налёте на Кронштадт советский военный корабль лишился носовой части вместе с орудийной башней. Но даже после этого корабль остался в строю и продолжал бой. О каком корабле идёт речь?

Ответ. Линкор “Марат”.

9. Как расшифровывается аббревиатура знаменитого пистолета советских офицеров ТТ?

Ответ. Тульский Токарева.

10. На этих легковых машинах-вездеходах, поставляемых в СССР по ленд-лизу, ездил практически весь командный состав Красной армии. Назовите марку этого автомобиля.

Ответ. “Виллис”.

Тема 5. Музы на войне

1. Назовите авторов и дату первого исполнения песни “Священная война”.

Ответ. Поэт В.И.Лебедев-Кумач, композитор А.В.Александров. 26 июня 1941 г., Белорусский вокзал, группа Краснознамённого ансамбля песни и пляски.

2. Имя какого литературного героя стало нарицательным для советских солдат ВОВ?

Ответ. В.Тёркин.

3. Какая песня по существу является фронтовым письмом солдата своей жене?

Ответ. “Землянка”.

4. Голос поэтессы, звучащий по радио, поддерживал жителей блокадного Ленинграда в самые тяжелые дни.

Ответ. О.Берггольц.

5. Кто был соавтором С.В.Михалкова в написании текста Гимна Советского Союза в 1943 г.?

Ответ. Г.Эль-Регистан.

6. 9 августа 1942 г. артиллерии Ленинградского фронта был дан приказ полностью подавить огонь немцев. После этого пушки врага молчали 80 минут. Можно сказать, что в это время “говорили музы”. Что происходило в это время в Ленинграде?

Ответ. В концертном зале филармонии исполняли Седьмую симфонию Д.Д.Шостаковича.

7. На каком из полководческих орденов было помещено профильное изображение артиста Николая Черкасова? Почему?

Ответ. Орден Александра Невского. Н.Черкасов замечательно сыграл роль русского князя в известном фильме С.Эйзенштейна, а прижизненных изображений А.Невского не сохранилось.

8. Из воспоминаний жены одного из известных советских художников:

“Как только объявили войну, я страшно испугалась за детей. Вошла к Ираклию в мастерскую… Видимо, у меня было такое лицо, что он сразу же сказал мне: “Стой так и не двигайся!” — и сразу стал делать наброски”. Кто этот художник и какое произведение он создал в этот момент?

Ответ. И.Тоидзе, плакат “Родина-мать зовёт!”

9. Эта поэтесса ушла на фронт в рядах добровольцев, служила в медсанбате вплоть до осени 1944 г., пока не была комиссована по ранению. Ею написаны одни из самых пронзительных строк о войне:

Я только раз видала рукопашный.
Раз — наяву. И тысячу — во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.

Ответ. 1943 г., Ю. Друнина

10. Когда и кем был создан первый плакат времен Великой Отечественной войны?

Ответ. Кукрыниксы “Разгромим врага”; 24 июня 1941 г. отправлен в печать.

Tур 3. Города-герои

Задания

Перед вами иллюстрации, связанные с городами-героями, и фрагменты из публицистической литературы времён Великой Отечественной, описывающие драматические события войны, прославившие эти города и их защитников.

1. Перечислите все города-герои. Когда было введено это почётное звание?

2. Соотнесите иллюстрацию и текст. Каждой иллюстрации соответствует только один фрагмент. Впишите номер фрагмента в поле рядом с иллюстрацией, а в строчках рядом кратко обоснуйте свой выбор.

Фрагмент 1

“Немцы били по городу из 24 дюймовых пушек, каждый снаряд был длиной более двух метров. Они перепахивали землю авиабомбами весом в полторы-две тонны. Уже был стёрт с лица земли Малахов Курган. Уже сгорела знаменитая … панорама. Уже трудно было угадать, где пролегали когда-то улицы: самый профиль их был смят глубокими воронками. А город всё ещё сопротивлялся. Снова и снова бросались наши моряки в контратаки. Снова и снова под прикрытием дымовой завесы вылетали из тесного ангара, высеченного в скале, наши самолёты, бесстрашно вступая в неравные воздушные бои”.

(Б. Войтехов)

Фрагмент 2

“Немцы вновь заострили своё наступательное давление. Они стабилизировали свои усилия в южных и центральных частях города. Всю огневую тяжесть бесчисленных миномётных батарей, тысячи орудий и воздушных корпусов обрушили немцы на северную часть города, на стоящий в центре промышленного района завод “Баррикады”. Немцы полагали, что человеческая порода не в состоянии выдержать такого напряжения, что нет на земле таких сердец, таких нервов, которые не порвались бы в диком аду огня, визжащего металла, сотрясаемой земли и обезумевшего воздуха”.

(В. Гроссман)

Фрагмент 3

“В ночь на четвёртое февраля на побережье Города (которому фашистская газетка уже придумывала новое имя: “Адольфштадт” или “Кауказусзиг” — “Кавказская победа”) внезапно высадился десант черноморских моряков под командованием майора Цезаря Куникова. С помощью десятиминутного точного и обильного огня зубковской батареи они овладели крохотным участком берега возле мыса с романтическим названием мыс Любви. Вернее было бы именовать его “мыс Смерти“, потому что за несколько дней до этого была попытка высадить разведчиков, и этот лирический мыс дал такой пулемётный, автоматный и орудийный огонь, который никак не соответствовал его наименованию”.

(Л. Соболев)

Фрагмент 4

“Немецкие позиции всё ещё проходили в трёх километрах от Кировского завода, на южной окраине города. Город был по-прежнему прекрасен, несмотря на значительные разрушения, причинённые снарядами, бомбами и пожарами. Конечно, это был фронтовой город, и большая часть населения ходила в военной форме. Бомбёжки фактически уже прекратились, но город подвергался частому, иной раз исключительно жестокому артиллерийскому обстрелу. Эти обстрелы причинили огромный ущерб домам, особенно в южных, новых районах города, и многие жители вспоминали страшные случаи, когда снаряды попадали в очередь на трамвайной остановке или в переполненный трамвайный вагон”.

(А. Верт)

Фрагмент 5

“Настанет день, и мы узнаем изумительную эпопею защитников Города. Каждый камень будет памятником героям. Ополченцы сражались рядом с красноармейцами, и до последней минуты летели в немецкие танки гранаты, бутылки с горючим. В самом сердце Города, на углу Крещатика и улицы Шевченко, гранаты впились в немецкую колонну. Настанет день, и мы узнаем, как много сделали для защиты родины защитники Города. Мы скажем тогда: они проиграли сражение, но они помогли народу выиграть войну”.

(И.Эренбург)

Фрагмент 6

“Не пересказать всех подвигов бойцов, командиров и политработников 316-й стрелковой — ныне 8-й гвардейской дивизии. Отбивая, изматывая, уничтожая живую силу противника, дивизия ведёт бой второй месяц подряд. В самые тяжёлые для себя дни дивизия не давала немецким панцирным ордам продвинуться больше чем на километр-полтора. И это — ценой потоков немецкой крови, ценой многих десятков танков. Немецкое командование давно уже заменило одну танковую дивизию, истрёпанную на этих рубежах, другой, подтянуло из глубины ряд других дивизий. А славная дивизия Панфилова по-прежнему зорко и грозно обороняет дальние подступы к Городу. И в эти дни — вчера, позавчера, сегодня — гвардейцы изматывают и разят врага”.

(В. Ставский)

Фрагмент 7

“Когда-нибудь наши потомки увидят в обновлённом солнечном городе бережно охраняемые руины домов, где держались гвардейцы генерал-майора Родимцева, бросаясь в атаку в тот час, когда немцы уже считали их мёртвыми. Взводами они гнали немецкие роты, батальонами гнали немецкие дивизии, и городские кварталы, овраги, высоты трижды переходили из рук в руки. Гитлеровцы считали это бессмысленной храбростью русских. Смысл русской храбрости открылся врагам, когда их погнали от Города. Красноармейцы умели смотреть дальше и видеть больше, чем теоретики в фашистских штабах. Они знали, что рано или поздно их поведут в наступление. Это придавало им силы и в обороне”.

(Е.Кригер)

ОТВЕТЫ

Илл. 1 — Ленинград. Фрагмент 4.

Илл. 2 — Москва. Фрагмент 6.

Илл. 3 — Новороссийск. Фрагмент 3.

 

Тур 4. Задания повышенной сложности

Задание 1. Расположите медали в порядке, соответствующем хронологии событий, в память о которых они были учреждены.

Задание 2. Соотнесите памятные медали с фрагментами из сводок Совинформбюро. Свой ответ запишите в таблицу.

Из сводок Совинформбюро

1) Войска 3-го Украинского фронта при содействии войск 2-го Украинского фронта после упорных уличных боёв 13 апреля овладели Городом — стратегически важным узлом обороны немцев, прикрывающим пути к южным районам Германии.

2) Войска 3-го Белорусского фронта после упорных уличных боёв завершили разгром группы немецких войск и сегодня штурмом овладели крепостью и главным Городом — стратегически важным узлом обороны немцев на Балтийском море.

3) Войска 2-го Украинского фронта при содействии войск 3-го Украинского фронта, после полуторамесячной осады и упорных боёв в трудных условиях большого города, завершили разгром окружённой группировки противника в Городе и тем самым полностью овладели стратегически важный узлом обороны немцев на путях к Вене.

4) Войска 1-го Белорусского фронта, совершив стремительный обходный манёвр путём комбинированного удара с севера, запада и юга овладели Городом— важнейшим стратегическим узлом обороны немцев на реке Висла.

5) Войска 3-го Украинского фронта, совместно с войсками Народно-освободительной армии, в результате упорных боёв завершили уничтожение немецкого гарнизона в Городе и освободили столицу союзного нам государства от немецких захватчиков.

6) Танковые части 1-го Украинского фронта и форсированным маршем прорвались к Городу и успели на помощь повстанцам. Последняя европейская столица, ещё остававшаяся в руках фашистов, освобождена.

7) Войска 1-го Белорусского фронта при содействии войск 1-го Украинского фронта, после упорных уличных боёв, завершили разгром группы немецких войск, и сегодня полностью овладели Городом.

ОТВЕТЫ

Задание 1

Медаль А Б В Г Д Е Ж
Событие 1 7 2 3 4 5 6

Задание 2

Медаль А Б В Г Д Е Ж
Фрагмент 5 6 3 4 2 1 7

 

ПОЛОЖЕНИЕ
о городском конкурсе учащихся общеобразовательных учреждений
“Знатоки истории Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.” 2009/2010 уч. года

1. Городской конкурс учащихся общеобразовательных учреждений “Знатоки истории Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.” (далее Конкурс) проводится Центром исторического образования Московского института открытого образования.

2. Цели Конкурса:

• развитие патриотического самосознания учащихся, чувства сопричастности прошлому, формирование единых мировоззренческих позиций школьников со старшими поколениями россиян;

• воздаяние долга памяти павшим в войне, жертвам фашизма;

• стимулирование интереса учащихся к самостоятельному изучению истории Великой Отечественной войны;

• выявление и награждение наиболее талантливых школьников, добившихся успехов в изучении родной истории.

3. В Конкурсе могут принимать участие учащиеся 8—11-х классов общеобразовательных учреждений.

4. Конкурс проводится в два этапа: окружной и городской.

5. В окружном этапе принимают участие команды образовательных учреждений, по представлению НМЦ округов Москвы, всего по 6—8 команд в округе.

5.1. Численность команды составляет 6—8 человек.

5.2. Команды являются разновозрастными.

5.3. Каждая команда избирает своего капитана.

6. Подготовку команд к Конкурсу осуществляют учителя истории образовательных учреждений.

7. В городском этапе Конкурса принимают участие команды-победительницы окружного этапа.

8. Каждый этап Конкурса состоит из четырёх туров. В 1—3 турах принимают участие все команды, а в 4 туре: 3—4 команды, набравшие максимальное количество призовых очков в 1—3 турах.

9. Перед проведением городского этапа Конкурса командам-победительницам окружного этапа могут быть даны домашние задания.

10. Общее руководство Конкурсом и его проведение обеспечивает Центр исторического образования МИОО, который готовит задания Конкурса, формирует жюри окружного и городского этапов Конкурса.

11. Жюри Конкурса оценивает правильность выполнения командами заданий, начисляет призовые очки за каждое задание, определяет победителей окружного и городского этапов.

12. В работе Конкурса принимают участие эксперты, которые разрешают спорные ситуации, дают исторические справки по тематике заданий Конкурса.

13. Механизм проведения окружного и городского этапов Конкурса фиксируется в Регламенте каждого этапа, с которым команды знакомятся перед началом соревнований.

14. В ходе подготовки команд к Конкурсу организуются мастер-классы, которые проводят учёные-историки для расширения общего исторического кругозора участников, углубления понимания проблематики истории ВОв.

15. Участники команд-победительниц окружного и городского этапов Конкурса награждаются почётными дипломами.

16. Учащиеся 8—10-х классов — члены команды-победительницы городского этапа Конкурса приглашаются участвовать в городском этапе Московской городской олимпиады школьников по истории.

Примерная тематика заданий

Окружной этап: • Города-герои • Герои Великой Отечественной • Музы на войне • Москва в годы ВОв • Награды ВОв • Боевая техника и оружие ВОв.

Городской этап: • Мой округ в ВОв • Тема войны в искусстве • СССР и страны антигитлеровской коалиции в борьбе с фашизмом • Советский тыл 1941—1945 гг. • Славные имена Великой Отечественной. • Последний год Великой Отечественной войны.

TopList