Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «История»Содержание №3/2010
Анфас и профиль

 

Ольга ЛАШКОВА

Кибуц — это домики в парке. Особнячки, в которых живут, не похожи друг на друга

 

Кибуцы и общины толстовцев

Материал рекомендуется для подготовки уроков по теме
“Социально-экономические изменения в СССР и государствах Азии в 1920-х гг.”.
9, 11 классы

Недавно я была в паломнической поездке по Святой земле — так называют Израиль российские паломники. И ощутила, как мало знаю об этой стране, черпая сведения в основном из средств массовой информации. Делая репортажи о терактах, которые здесь иногда случаются, сми очень мало рассказывают о реальной жизни этой страны. Как показал живой опыт посещения Израиля — это не только страна Библии, и в современной её жизни много удивительного, интересного, своеобразного. Вот, например, кибуцы...

Статья подготовлена при поддержке сервиса «krasnodar.bt.su». Если вы решили участвовать в строительном тендере, то оптимальным решением станет посетить ресурс «krasnodar.bt.su». На сайте, расположенном по адресу www.krasnodar.bt.su, вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать обратный звонок и вам подробно расскажут о тендерах на строительство. В сервисе «krasnodar.bt.su» работают только высококвалифицированные специалисты с огромным опытом работы с клиентами.


Они замечательны и сами по себе, и тем, что их устройство напоминает забытые ныне коммуны толстовцев 1920-х годов...

 

Мир кибуцев

О таком интересном явлении, как кибуцы, мы услышали в 1970-х гг., когда начался выезд советских евреев на постоянное жительство в Израиль.

Дипломатические отношения с этой страной СССР прервал в 1967 г. после Семидневной войны. Поэтому выезд был сопряжён с огромными трудностями. Имена деятелей культуры, покинувших Советский Союз, изымались из титров кинофильмов, в создании которых участвовали уехавшие, написанные ими картины не выставлялись, а их книги изымались из библиотек, больше не печатались и т.д. Они как бы навсегда вычёркивались из советской жизни.

Выезжающие, не имевшие, как правило, денежных средств, начинали новую, насыщенную трудностями жизнь в стране с совершенно иным, чем в СССР, укладом жизни. Им нужно было изучить иврит, найти работу и жильё, отвыкнуть навсегда от старых привычек и, кроме того, от русского снега, родного города и дома, близких людей, с которыми, как казалось, они расставались навсегда.

И вот тогда в Советский Союз стали просачиваться сведения о необычных израильских общинах — кибуцах, как местах некоего рая, куда попадают наши соотечественники для привыкания к новым условиям жизни. Помню статью о кибуцах в газете “За рубежом”, в которой рассказывалось, что в этих общинах все живут в отдельных домиках, работают на сельхозработах или маленьких заводиках, что все доходы их обобществляются и семьи получают деньги по потребностям, дети обязательно воспитываются в детском саду...

Электромобильчики для прогулок
Деревья и кустарники

Тогда же некоторые вспомнили о толстовцах и их сельхозобщинах, которые в большом количестве организовывались в СССР в 1920-х гг. и с успехом функционировали до 1937 г.

Уже в начале 1990-х гг., когда отъезд из России в Израиль приобрёл законные основания, стали поступать сведения о том, что жить в кибуцах непрестижно, что лучше снять какое-то жильё, устроиться на любую работу, но только не в кибуц.

Выехавшие в Израиль советские научные работники, инженеры в основном становились там рабочими, женщины — домработницами, но жить в кибуцах, этих “райских уголках”, они не хотели...

И всё же, как оказалось, кибуцев в Израиле много, они существуют, развиваются, и есть люди, которые там живут и довольны своей жизнью. Недавно мне довелось поехать в паломническую поездку на Святую Землю.

Перед отъездом я узнала, что во время путешествия по Галилее мы будем останавливаться в кибуцах. Это Северный Израиль, паломники посещают здесь места, где прошло детство, отрочество Иисуса Христа, где Он, став взрослым, призвал апостолов, жил в Капернауме у Петра и много проповедовал.

На высоком берегу Галилейского озера Им была произнесена Нагорная проповедь — главные заповеди Нового Завета. По этому озеру он плавал на рыбацкой ладье, здесь Он остановил бурю и ходил по водам.

Но если говорить о земном, то в наше время Галилея — место, где развивается сельское хозяйство Израиля. Здесь плодородная земля, на которой выращивают бананы, апельсины, гранаты, лимоны, оливки, овощи и зелень и другую сельхозпродукцию.

Южный Израиль, окрестности Иерусалима — это в основном пустынные гористые места. Всё сельское хозяйство сосредоточено на севере страны. А кибуцы — это с самого начала, да и теперь в основном сельскохозяйственные общины.

Оказалось к тому же, что они принимают туристов и паломников, и что это один из видов их бизнеса сегодня.

Мы приехали в кибуц для ночёвки, когда он был погружён в мягкую ночную синь. Сияли звёзды, на фоне неба вырисовывались высокие сказочные деревья, среди которых узнавались кипарисы.

В ресторане
на берегу Галилейского озера

Нам предоставили на ночлег комнаты в небольших домиках. Мы с подругой поселились в красивой комнате, пропитанной восточными ароматами, с широкими кроватями, замечательным бельём и лёгкими объёмными одеялами. Был телевизор, мебель из соломки, электрический чайник с набором пакетиков чая, кофе и банками с необыкновенными конфетами и удивительным печеньем. Окно, выходившее в сад, можно было по желанию закрыть и включить кондиционер, или открыть, чтобы слышать ночные шорохи и пение птиц.

Потом нас пригласили на ужин в общую столовую кибуца, красиво декорированную цветами.

Огромный квадратный стол (шведский по меню) тоже был красиво оформлен. Яства, по-другому не скажешь, были аппетитно разложены на этом столе. Вкусив их, насколько позволял размер желудка, и запив изысканными чаями, мы отправились гулять по тёмному саду, в котором были разбросаны не повторяющиеся по архитектуре красивые особнячки.

Подышав воздухом, насыщенным ароматами цветов и деревьев, мы возвратились в свои комнаты. Крепко выспавшись, мы встали рано утром (нас разбудила птица), чтобы как следует разглядеть чудесный сад. Сад обильно плодоносил, но никто не спешил подбирать упавшие гранаты, апельсины и лимоны. Мимо нас проезжали маленькие машины с тентами, которыми управляли пожилые дамы. Оказывается, здесь есть дом для одиноких пожилых людей, и они могут совершать прогулки на этих электромобильчиках.

Завтрак, как и ужин, прошёл на самом высоком уровне. До отъезда ещё оставалось время, и мы снова пошли гулять по огромному саду, окружённому железной оградой, за которой простирались обработанные поля. Один из двухэтажных домиков особенно привлёк наше внимание своим приятным видом. На небольшой зелёной лужайке валялись детские игрушки и плоды мандаринового дерева. На открытой веранде стоял яркий шезлонг, столик с букетом цветов, висела клетка с попугайчиками. Над верандой — балкон с открытой дверью, за которой угадывалась уютная комната.

Мы остановились, залюбовавшись особнячком (в котором, по-видимому, было две квартиры). Неожиданно ко входу в садик дома подошёл молодой мужчина в шортах. Мы поздоровались по-английски, но он, услышав наше произношение, ответил нам по-русски:

— Здравствуйте, вы из России?

— Мы паломники, остановились здесь на ночь, а вы тоже русский?

— Нет, я украинец.

Встреча, возможность поговорить с бывшим соотечественником вызвала бурю восторга.

Мы спешили задать множество вопросов этому жителю кибуца.

— Как долго вы здесь живёте?

— Как попали сюда?

— Вы семейный?

— Кем вы работаете? и т.д.

Выяснилось, что живёт он здесь с семьёй — женой и двумя детьми уже 10 лет. Три года назад, т.е. после семи лет испытательного срока их семья стала членом общины. Вначале, как и все прибывшие в Израиль эмигранты, они должны были выучить иврит. (На наш взгляд, очень трудный язык, с написанием слов справа налево.)

Однако, по утверждению нашего собеседника, это оказалось самым простым в процессе включения в израильскую жизнь.

Пляж кибуца на Средиземном море

Сейчас он работает на заводе техником, а жена его — медсестра. Он вполне доволен своей жизнью, хотя трудностей хватает. Тепло распрощавшись, мы пошли дальше по тенистым дорожкам. Внезапно раздался детский гвалт, и мы увидели в конце аллеи стремительно приближающуюся группу детей 3–4 лет. Они занимались физзарядкой под руководством двух молодых воспитательниц. Скоро они обогнали нас, приветствуя на незнакомом языке. Мы же сказали ребятам и воспитательницам: “Шолом” (слово, означающее мир вам), — первое слово на иврите, которое мы выучили.

Думается, здесь уместно будет вспомнить историю возникновения кибуцев.

Первая волна евреев-переселенцев (алия) пришла на эту землю — окраинную провинцию Османской империи — в конце XIX в. Покровителем переселенческого движения стал барон Ротшильд. Главной его идеей было возрождение в будущем на историческом месте еврейского государства. В 1882 г. он начал выкупать земельные участки в Палестине, чтобы расселить переселенцев и дать им работу. Всего переехало около 35 тыс. евреев, в основном из России. Примерно четвёртая часть их занялась сельским хозяйством. Ротшильд задумал возродить в Палестине виноградарство и производство виноградного вина.

Заход солнца на Средиземном море
Галилейское озеро обмелело...

Турки, исповедающие ислам, не потребляют алкоголь, поэтому они уничтожили в Палестине все виноградники. Но евреи издавна придают виноградарству особое значение. Из Библии мы знаем, что для древних евреев виноградник был символом всего мира, а вино считалось священным напитком. Этот образ пришёл и в новозаветную Церковь, и мы видим в наших православных храмах алтарную резьбу в виде виноградных гроздьев. Евангелие наполнено, если говорить поэтически, ароматом виноградной лозы — столько в нём упоминаний, особенно в притчах, о виноградниках, вине и виноградарях.

Однако вернёмся в Палестину уже начала ХХ в. Для работы в этой по-прежнему турецкой провинции из разных стран снова стали приезжать евреи — вторая алия. Тогда и были организованы первые сельскохозяйственные общины с особым укладом жизни — кибуцы. (См. материалы из Википедии.)


Материал из Википедии

Кибуц (ивр., квуца — группа) — сельскохозяйственная коммуна в Израиле, характеризующаяся общностью имущества и равенством в труде и потреблении.

История. Молодёжь, прибывшая в Эрец-Исраэль (Израиль) со второй алиёй (1904—1914), была воодушевлена как идеей национального возрождения еврейского народа на его исторической родине, так и социальными идеями, сочетавшими идеи европейского социализма с социально-этическими идеалами библейских пророков... В Палестине периода турецкого владычества фактически ещё не сложилось общество, которое следовало бы перестраивать, так что вновь возникающее можно было строить на основе идеологии репатриантов. Эта идеология испытала сильное влияние взглядов А.Гордона, видевшего в продуктивном, в первую очередь сельскохозяйственном труде залог возрождения еврейского народа. Однако реализация этих стремлений натолкнулась на отсутствие земельных участков, пригодных для сельскохозяйственного использования, климатические и природные трудности, скудость средств, враждебность турецкой администрации и соседей-арабов, а также на недоброжелательное отношение чиновников барона Э.Дж.Ротшильда. Чтобы преодолеть эти тяжёлые условия, необходимо было создать новый образ жизни, а для выполнения идеологических задач требовалось коренным образом изменить структуру экономической деятельности. Кибуц, основанный на принципе коллективного владения имуществом и средствами производства, равенства в работе, потреблении и социальных услугах, на отказе от наёмного труда, был идеальным ответом как на экономические и политические препятствия, так и на идеологические запросы поселенцев... Первое основанное на коллективных началах сельскохозяйственное поселение — квуца Дгания, было создано в 1909 г. К концу Первой мировой войны в стране уже было восемь сельскохозяйственных коммун, в которых состояло, в общей сложности, 250—300 человек. ?

С установлением британской власти в подмандатной Палестине (1920) и началом третьей алии кибуцное движение стало интенсивно развиваться... За годы британского правления в Эрец-Исраэль число кибуцев и квуцот возросло до 176, а их население в конце мандатного периода насчитывало 47,4 тыс. человек (около 23 тыс. членов).

С 1948 г. основание новых кибуцев несколько замедлилось... Волна репатриантов, хлынувшая в Эрец-Исраэль после 1948 г., состояла главным образом из евреев Азии и Африки и европейских евреев, переживших Катастрофу, которые не были склонны к жизни в коммунах, и, обращаясь к сельскому хозяйству, предпочитали им создававшиеся в то время многочисленные мошавы.

Тем не менее, число кибуцев продолжало расти за счёт алии молодёжной из Европы и Америки, а также притока уроженцев страны…

Разветвлённая сеть кибуцев в разных районах страны до и после возникновения государства Израиль сыграла важную роль в решении одной из главных задач сионистского движения — создания класса еврейских земледельцев, способных обеспечить население необходимыми сельскохозяйственными продуктами. В относительно короткий срок новые поселенцы... создали в Эрец-Исраэль высокопродуктивное сельское хозяйство, не уступающее по уровню хозяйствам развитых стран с многовековой земледельческой традицией.

Сельскохозяйственные поселения создавались на крайне скромные средства Всемирной сионистской организации. Первые годы поселенцы были вынуждены жить в палатках или бараках и довольствоваться скудным рационом. Тяжёлые условия жизни усугублялись болезнями, в первую очередь, малярией. Во многих местах поселенцам часто угрожала опасность вооружённых нападений соседей-арабов. Сплочённость кибуцев, планомерная организация трудовой деятельности способствовали тому, что такие бедствия причиняли им менее серьёзный ущерб, чем сельским поселениям других видов...


Во время нашей поездки по северному Израилю мы побывали ещё в двух кибуцах. На берегу Галилейского (Тивериадского) озера — так оно называется в Евангелии — мы жили три дня. Это огромное озеро своими очертаниями напоминает струнный музыкальный инструмент — лиру, его называют здесь Кинерет. Здесь нам с подругой предоставили отдельный, хотя и небольшой домик с тремя комнатами и, разумеется, со всеми удобствами, и, конечно, с чайником, кофе и т.д. Около дома столик со стульями под пальмами, до озера рукой подать. К сожалению, вода из озера, которое питает пресной водой большую часть страны, уходит. За последние годы его уровень снизился на несколько метров, поэтому берег здесь глинистый, ноги в нём утопают и до кромки воды дойти невозможно. Пирсы, когда-то уходившие в озеро, теперь оказались на берегу.

Из ресторана, где мы завтракали и ужинали, на озеро открывается красивейший вид из огромного окна. Каждый день этот вид менялся. То перед нами расстилалась спокойная синяя гладь озера, оттеняемая белыми горами с постройками Тиверии (бывшей Тивериады) вдали, то грозные тучи наползали из-за гор, вода темнела и волновалась. На третий день мы увидели, что всё тонет в голубом мареве, — очертания озера и окрестностей стали неясными, расплывчатыми. Как на картинах импрессионистов. Мы любовались этими картинами, сидя за столиками ресторана, и с аппетитом потребляли продукты местного производства — творог, зелень, маслины, сыры и фрукты... (См. фрагменты статьи Г.Д.Костинского.)


Из статьи Г.Д.Костинского “Кибуц — дальний родственник колхоза”

Паруса молодого кибуцного движения надувал особый дух тогдашней эпохи, соединявший энергию сионизма, социализма и молодёжного романтизма. Сионизм — национальное движение еврейского народа, направленное на создание собственного государства, — усматривал в кибуцном движении одно из средств укоренения евреев на их исторической родине. В упорном сельскохозяйственном труде и привязанности к земле виделся ключ к возрождению государственности еврейского народа. Коллективный труд и быт должны были побороть порождённые капитализмом человеческие пороки — стяжательство, индивидуализм, зависть к соседу.

Кибуцы насчитывают от 100 до 2000 жителей, в среднем в кибуце проживает 500—600 человек (в том числе 300—400 взрослых). Членов кибуцев в Израиле принято называть кибуцниками (это влияние русского языка: суффикс -ник добавляется так же, как в слове колхозник). Кибуцники (116 тыс. чел. на конец 1998 г.) составляют 22% полумиллионного сельского населения страны. В общей же численности населения Израиля (6,1 млн чел.) доля кибуцников всего-навсего 1,9%.

По мере увеличения урбанизированности страны данный показатель постоянно снижается: в 1961 г. он составлял 3,5%, в 1972 г. — 2,9%.

В кибуце средства производства находятся в коллективной собственности. Земля принадлежит государству, но кибуц вправе полностью ею распоряжаться до тех пор, пока существует.

В конце года часть денежных доходов кибуца переводится в фонд выплат кибуцникам.

Безусловно, всем — поровну.

У каждого накапливается сумма денег, которую он может расходовать по своему усмотрению за пределами кибуца (обычные деньги в кибуце хождения не имеют). При выходе из состава кибуца человек получает определённую сумму денег.

Молодые энтузиасты, приехавшие в Палестину в конце XIX — начале XX в., грезили о новом общественном устройстве, основанном на равенстве и взаимопомощи. Идеология кибуцев соответствовала идеологии социализма, отрицающей эксплуатацию человека человеком. Основной принцип кибуцной жизни — от каждого по способностям, каждому — в зависимости от возможностей кибуца.

Никакой зарплаты или премиальных членам кибуца не платят. Люди получают необходимое из общего фонда независимо от личного трудового вклада.

Получают многое, но отнюдь не всё, что хотелось бы. Дело в том, что базовый кибуцный принцип провозглашает: “или каждому — или никому”. Поэтому кибуц не в состоянии обеспечить всех членов, скажем, собственной автомашиной. Автомобиль остаётся вне распределяемых кибуцем благ.

Член кибуца имеет право работать и вне кибуца, скажем, в городе на заводе или преподавать в университете, но заработанные на стороне деньги должны поступать в общий котёл. Среди жителей израильских кибуцев есть литераторы, учёные, музыканты.

В управлении кибуцем господствует принцип прямой демократии. Каждый член кибуца участвует или, во всяком случае, имеет право участвовать в решении всех вопросов. Высший орган власти кибуца — общее собрание. Оно формирует социальную и экономическую политику кибуца, утверждает бюджет, принимает в кибуц новых членов. На собраниях выбирают комиссии (жилищную, финансовую и др.). Председатели основных комиссий вместе с главой кибуца (он именуется “секретарём”) образуют орган исполнительной власти — “правительство” кибуца.

Кибуцы дают примерно 40% сельскохозяйственной продукции Израиля. Возникнув как сельскохозяйственные поселения, кибуцы позднее расширили свою деятельность. Сейчас сельское хозяйство приносит кибуцам лишь четверть их доходов.

Нынешние кибуцы — это многоотраслевые экономические единицы. Практически все обзавелись хотя бы одним промышленным предприятием, но обычно несколькими.

На кибуцы приходится до 9% израильского промышленного производства и промышленного экспорта.

Ключевую роль в кибуцной жизни играет система образования...

В кибуце обязательно есть начальная или восьмилетняя школа. Полной же средней школы может и не быть; в этом случае на школьном автобусе детей везут в соседний кибуц в межкибуцную школу. Отношение к высшему образованию в кибуцах за 90 лет их существования изменилось кардинально. Вначале кибуцная идеология не одобряла стремление его членов поступать в университеты, получать высшее образование. Тогда идеологи вдохновлялись идеалами физического труда, да и особые специалисты в сельской местности не требовались. Сейчас кибуцы направляют способную молодёжь в университеты, оплачивая их учёбу (высшее образование в Израиле платное).

Девяносто лет существуют кибуцы. Теперь очевидно, что не все надежды, которые на них возлагались, реализовались; многие оказались утопическими. Суровая капиталистическая действительность вносит основательные коррективы и заставляет кибуцы постоянно адаптироваться, меняться.

Даже самые горячие приверженцы кибуцной жизни признают, что по мере роста благосостояния страны и развития израильского общества как потребительского привлекательность кибуцев поблекла. И хотя жизнь в современных кибуцах отнюдь не такая аскетическая, какой была полвека назад, всё же молодёжь хочет иметь больше благ и удовольствий, чем может предоставить кибуц, даже процветающий.

Не став островками счастья и полного равенства, кибуцы тем не менее не исчезли.

Не погибли они ни экономически, ни социально, а ведь такую участь им тоже предрекали. Сегодня тысячи израильтян не променяют свой кибуц на шумные и соблазнительные большие города.


Наше путешествие мы завершали в третьем кибуце, который располагался на берегу Средиземного моря. Как и предыдущий, у озера Кинерет, он был крепко включён в туристический бизнес. Небольшие благоустроенные домики стояли совсем рядом с широкой полосой песчаного, усеянного красивыми ракушками пляжа, на котором мы были одни. В ноябре здесь с удовольствием загорают и купаются только туристы из России. Ещё бы — и вода около 20 градусов, и солнце достаточно жаркое, и ветер приятный, а песок чистый и тёплый. Взяв пластмассовые стулья, мы расположились за песчаными дюнами и отдыхали, устремляя взоры в безбрежную синь моря. На территории кибуца, как и положено, парк со множеством необычных растений, многие из которых цвели самыми разнообразными цветами. И это в то время, когда у нас на родине “отцвели уж давно хризантемы в саду...”!

Домики “юрты” со всеми удобствами
Наш домик

Пробыв здесь два дня, мы вернулись в уже заснеженную Москву. Кибуцы мне понравились и заинтересовали своим необычным укладом жизни. Захотелось узнать, есть ли что-то общее между общинами толстовцев и кибуцами. Сразу было найдено первое сходство — и те и другие появились в начале ХХ в.

Прочитав книгу “Воспоминания крестьян-толстовцев. 1910—1930-е годы” (М., 1989 г.), я окунулась в совершенно незнакомый мне и, думается, забытый мир.

Свободные землепашцы-толстовцы

Наследие Толстого, как известно, составляют не только его всемирно известные романы, повести и рассказы, но и разнообразная публицистика — статьи и книги, которые содержат то, что называют учением Толстого, они раскрывают его необычное мировоззрение.

Эти произведения и сформировали общества поклонников Толстого — толстовцев. Не будем касаться всех аспектов учения Толстого, а упомянем только о тех, что послужили объединению толстовцев в сельскохозяйственные общины-коммуны, которые были совершенно не похожи на старую крестьянскую общину. Это, прежде всего, призыв жить по совести, принцип непротивления злу насилием (толстовцы отказывались служить в армии и нести государственные обязанности, связанные с каким-либо насилием над личностью), а также первостепенное значение труда в жизни человека. Толстовцы называли себя “свободными землепашцами”, они вели общее хозяйство, где вся прибыль поступала в общий котёл и распределялась по потребностям.

Кроме того, они принципиально были вегетарианцами, не пили спиртных напитков и не курили. Всё это было оговорено в уставах общин, которые они называли в духе времени коммунами.

Разруха и голод в России начала 1920-х гг. также способствовали образованию коммун — на коллективной основе было легче обеспечить себя пищей и жильём. Одной из первых организовалась община толстовцев в районе Нового Иерусалима под Москвой на участке земли, полученном от государства. Она так и называлась: Иерусалимская коммуна имени Л.Н.Толстого. Потом в разных местах советского государства стали возникать и другие коммуны, их названия отражали высокие устремления общинников. Например, “Бодрая жизнь” (Калужская обл.), “Братская жизнь” (Полтавская обл.), “Всемирное братство” (г. Царицын) и др.

Утренняя зарядка в детском саду

Прежде всего нужно отметить крайнюю бедность людей, приходящих в общину, отсутствие средств, одежды, орудий труда, семян, строительных материалов. Общинники — это прежде всего люди крестьянского происхождения, и сегодня для нас может быть удивительна их верность идеям Толстого, целеустремлённость, высокая работоспособность. Они сообща преодолевали все трудности, и в результате упорного труда вырастала здоровая и крепкая община, обеспечивающая себя всем необходимым и производящая сельхозпродукты высокого качества на продажу.

Одной из проблем, как и в кибуцах, стало воспитание детей. Труда мужчин без участия женщин, имеющих маленьких детей, оказалось недостаточно, хозяйство становилось рентабельным лишь при участии всех взрослых в общем деле. Поэтому дети с самого раннего детства воспитывались вместе под присмотром одной-двух женщин. И прекрасно воспитывались! Община заботилась об их хорошем образовании, для детей устраивались детские сады и школы. Повышался культурный уровень и взрослых общинников. По вечерам они собирались вместе для совместного чтения, проводили музыкальные занятия, пели, танцевали, устраивали праздники. Среди членов общины всегда находились люди с поэтическим дарованием и живописцы. Для общения все собирались в большой комнате, служившей общей столовой. Так же, как и в кибуце, приготовление пищи, питание общинников было централизованным, три раза в день все встречались за общим столом.

Новоиерусалимская коммуна им. Л.Н.Толстого. 1937 г.

В общины приходили в основном одинокие молодые люди, но сколько семей здесь образовалось, сколько родилось детей! Жизнью общины руководил совет, построенный на демократических началах, и результаты этого руководства, как показал опыт, были самые хорошие. Прежде всего, удалось построить дома для жилья и хозяйственные строения буквально из ничего, проявив незаурядную инженерную смётку, и, главное, добиться высоких урожаев. Во всём члены общин проявляли смекалку, каждый направлялся на тот участок работы, который наиболее соответствовал его способностям.

Разумеется, с властями сразу возникли проблемы, несмотря на то, что налоги платились вовремя и общинники вели жизнь мирную, что соответствовало их убеждениям. Высокие урожаи, хорошее качество сельхозпродуктов, уровень жизни общинников вызывали пристальное, часто недоброжелательное внимание властей и окрестных крестьян, которые не могли добиться подобных результатов. Особенное недовольство вызывали антимилитаристские настроения общинников, не желавших служить в армии.

Уже в 1920-х гг. начались всевозможные придирки руководства, вплоть до того, что окрестным крестьянам разрешили совершить захват собственности Новоиерусалимской общины. Видимо, в памяти ещё были свежи воспоминания о захвате собственности помещиков.

Однако у крестьян попросту не хватило сил на подобный шаг, да и совесть не позволила довести дело до конца. Последовали аресты, суды над членами общин по пустяковым причинам, всяческие придирки. Но в 1920-х гг. и из тюрем возвращались, и суды часто оканчивались в пользу коммунаров.

Хозяйство Новоиерусалимской коммуны. 1925 г.

И всё же властям удалось уничтожить часть коммун во время коллективизации. Членов общины присоединяли к колхозам с частью общего имущества, которое им выделялось. Как альтернативу общинникам предлагали переехать в Сибирь и там начинать всё сначала. Совершить переселение удалось коммуне из Подмосковья “Жизнь и труд”. На новом месте в самые короткие сроки были построены дома, распахана земля, получены высокие урожаи, налажена общинная жизнь, организованы школы для детей.

Но и эта активная, трудовая жизнь коммун толстовцев продолжалось лишь до 1937—1938 гг. Так и не вписавшиеся в советскую жизнь общины — своим инакомыслием — были уничтожены, их руководители расстреляны или заключены на долгие сроки в лагеря, а простых общинников просто присоединили к колхозам. А колхозы, созданные на основе того насилия, которое отрицалось толстовцами, как известно, так и не смогли добиться (за небольшим исключением) каких-либо достойных результатов в сельском хозяйстве.

Итак, в “страшные лета” советской страны существование коммун толстовцев закончилось. Один из членов коммуны “Жизнь и труд” написал такие стихи по поводу её разгрома.

Чем толстовцы провинились
Пред свободною страной?
За что прав своих лишились
Жить в коммуне трудовой? <...>

Может, в том лишь провинились
Пред свободною страной,
Что по совести стремились
Жить, как учит Лев Толстой.

К счастью, в начале перестройки уцелевшие члены общин собрались и выпустили книгу с воспоминаниями, очень живыми и интересными, о которой шла речь выше. Эти воспоминания содержат уникальную информацию о наших “русских кибуцах”, забытых, как казалось, навсегда.

И теперь можно с уверенностью утверждать, что общины толстовцев и кибуцы удивительно похожи между собой.

Хотя идеи, которые послужили их организации, разные, климат, земли, на которых они трудились, и обычаи жизни тоже несхожи. Но организационные формы имеют много общего, а также полученные высокие результаты в сельском хозяйстве.

П.В.Шершнев на пашне.
Середина 1920х гг.

Кроме этого, есть ещё очень много похожего. Однако эта тема требует особого исследования, которое выходит за рамки этой статьи.

Не хочется завершать её печальными размышлениями о нашем сельском хозяйстве сегодня, но обойти этот наболевший вопрос невозможно.

Недавно по телевидению показали, как на бывших колхозных землях (неизвестно кем купленных) трудятся под руководством всевластного “бизнесмена” бесправные гастарбайтеры, живущие хуже, чем рабы в Древнем Риме.

Очень грустно на всё это смотреть.

А ведь было хорошее, настоящее и в этой сфере, и всё могло быть по-другому...

Фото кибуцев Ольги Лашковой

TopList