Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «История»Содержание №18/2009
Рецензия

 

 

Нескучный рассказ об инфляции и конкуренции

И.В.Липсиц
Удивительные приключения
в стране Экономика.

М.: ВИТА-ПРЕСС, 2009, 336 с.

В последние годы проблема изучения экономики в школе в качестве одного из основных преобразований школьной программы обозначалась не раз. Такая необходимость объективно назрела в связи с переходом России к рынку и в условиях сложившейся при этом тотальной экономической безграмотности граждан. Между тем, молодое поколение, растущее и формирующееся в новых условиях, должно разбираться в происходящих процессах, знать основные механизмы функционирования рыночной системы, чтобы в дальнейшем легко адаптироваться в реальных жизненных ситуациях и стать полноправным активным участником экономических отношений.

Базовые знания об этом предмете школьники получают на уроках обществознания в 8—11-х классах, однако на деле с «живой» экономикой сталкиваются гораздо раньше. Поэтому существует необходимость объяснения многих экономических понятий, законов и категорий младшим школьникам. Кто и где должен это делать? Как объяснить маленькому ребёнку такие «взрослые» понятия, как, например, экспорт, себестоимость, цена, прожиточный минимум и многие другие, столь часто долетающие до слуха ребенка из различных СМИ?

С этой проблемой помогло бы разобраться специально созданное пособие по экономике, написанное грамотно с научной точки зрения, но в то же время просто и понятно рассказывающее детям об экономических вопросах. И такое пособие существует! В 2009 г. в издательстве «ВИТА Пресс» вышла книга «Удивительные приключения в стране Экономика» И.В.Липсица.

Перед нами, как указано в аннотации, «книга, не имеющая аналогов в отечественной литературе», которая по праву может служить первым учебником по экономике для детей.

В чём же её уникальность, не являются ли лестные похвалы завышенными?

Можно с уверенностью сказать, что нет!

Эта книга действительно интересна как маленьким читателям, так и людям взрослым, далёким от экономики. Одно имя автора на обложке уже можно считать гарантией... Игорь Владимирович Липсиц — известнейший специалист, доктор экономических наук, профессор Государственного университета Высшей школы экономики.

Как охарактеризовал свою книгу сам автор — это «нескучный рассказ о своей профессии», задуманный в своё время для объяснения собственной дочери основ экономики. Суммарный тираж книги составил почти 2 млн экземпляров. Первая редакция вышла около 20 лет назад и сразу же заслужила внимание учителей и родителей, на её основе издавались пособия для школ, а само издание зачастую использовали на уроках в качестве учебника.

За 20 лет жизнь в нашей стране коренным образом изменилась, трансформации произошли и в экономической сфере, но интерес к книге И.В.Липсица не исчез. Это стало основной причиной, приведшей автора к теоретическому обновлению материала и выпуску нового переработанного издания с учётом современных реалий.

Данную книгу можно рекомендовать для внеклассного чтения ребятам младшего и среднего школьного возраста, а также их родителям и учителям. Последние могут использовать на уроках выдержки из книги, опубликованные задачи, термины и понятия из словаря. Но обо всём по порядку...

Книга Липсица построена как виртуальное путешествие девочки Оли в мир экономики. При помощи компьютерной программы она сталкивается с различными ситуациями — сказочными и жизненными, в которых ей приходится иметь дело с экономическими сложностями и искать пути их решения. По ходу «путешествия» эти поучительные рассказы сопровождаются ссылками на полях, в которых разъясняются встречающиеся в тексте экономические понятия.

Книга состоит из 12 глав, каждая из которых представляет собой почти самостоятельную историю с различными «экономическими сюжетами». В конце каждой главы в рубрике «А кстати…» автором предлагаются три проблемно-познавательных вопроса (нерепродуктивного уровня). При этом ответы на них не должны быть однозначны — задачей является формирование навыка логического мышления у школьников. Каждый вопрос по смыслу связан с теоретическим смыслом главы, после которой он поставлен, но при этом ответ ребенка не сможет в той или иной степени дублировать текст повествования. Так, например, к главе, рассказывающей о монополии, конкуренции, затратах и прибыли, один из вопросов звучит следующим образом: «Было бы это хорошо, если бы каждый товар в стране делал только один изготовитель и в стране производился только один вид автомобилей, один вид мебели, одна марка обуви?» Такие вопросы учитель может использовать для обсуждения с классом, например, выявляя плюсы и минусы такой монополии. Подобная работа позволяет младшим школьникам оценивать, сравнивать, рассуждать и формировать разносторонний взгляд на «взрослые» проблемы.

Текст книги сопровождён иллюстрациями, которые, в свою очередь, также привлекают внимание маленьких читателей. Иллюстрации добротные, и, что немаловажно, не несут негативного содержания.

Автор предлагает читателям не только получение информации в готовом виде, но и заставляет их самостоятельно включиться в освоение возникших перед ними «просторов» экономики: помочь героям решить экономические задачки (правильные ответы на которые приводятся в конце книги, что позволяет родителям и детям проверить правильность своих решений).

Словарь основных экономических терминов назван в книге «разговорником для путешественников по стране Экономика». В нём представлены как базовые понятия, которые знает (правда, часто лишь по названию и не умея объяснить) каждый ребёнок (банк, затраты, налог, фирма, цена), так и достаточно сложные, ему незнакомые (аудит, бартер, бюджет, венчурные компании, депозит, конверсия и др.).

Быть может, рано рассказывать учащимся о таких непростых для понимания вещах? Однако стоит помнить правило — главное, не о чём рассказать, а как рассказать. С этой задачей автор справился на «отлично». При объяснении понятий выбрана золотая середина, позволяющая с одной стороны, доступно и в соответствии с возрастом ребёнка передать информацию, с другой стороны, не потерять, слишком упростив, её смысл. Например, понятие «патент» объяснено как «особый документ, который даёт его владельцу исключительное право производить, использовать и продавать своё изобретение на протяжении срока действия патента».

Единственным недостатком издания, на наш взгляд, является его объём. Более трёхсот страниц повествования может оказаться непосильным для нынешних младших школьников. Изучение же отдельных глав книги на уроках не представляется возможным без сокращений. Однако всё это не умаляет достоинств издания. Кстати, одним из вариантов представляется работа с использованием данной книги на факультативных занятиях по занимательной экономике.

Учителя, в руки которых попадёт книга, вряд ли останутся к ней равнодушны и обязательно найдут достойное применение предложенного автором материала на уроках. Книга открывает широкие возможности тем из них, кто действительно хочет мотивировать учащихся к изучению мира экономики.

Как известно, первая информация о чём-либо дольше остаётся в памяти человека, ей склонны доверять, от её качества зависит само отношение человека к предмету. То, как построен рассказ об экономике в книге И.В.Липсица, является примером отлично преподнесённой первой информации. Она не только не оттолкнёт учащихся от желания получать новые знания, но сделает «скучные», «взрослые» экономические реалии ближе и понятнее.

Что ж, в итоге можно с уверенностью сказать — книга И.В.Липсица позволит младшему школьнику найти ответы на огромное количество интересующих его вопросов: как устроена жизнь, почему бывают богатые и бедные, что такое цена товара и как она формируется, что такое заработная плата, торговля и валютные курсы, конкуренция, инфляция и многое другое. Она расширит мировоззренческий горизонт ребёнка, подготовит его к восприятию многих учебных предметов — прежде всего истории и обществознания, а, главное, сможет стать одним из важных помощников в социальной адаптации ребенка к реалиям окружающей жизни.

Елена КАЛУЦКАЯ,
кандидат педагогических наук
(Московский новый юридический институт)

TopList