Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «История»Содержание №11/2009
Задание по теме

 

Вспоминая Полтавскую битву...

 

Урок-игра к 300-летию Полтавской битвы. 6, 7 классы

 

Игра может быть проведена во время предметной недели по истории. Возможные формы проведения игры с использованием предложенного материала — викторины по классам (с соответствующим отбором содержания учителем применительно к конкретной учебной параллели); «Что? Где? Когда?» — тогда игра напоминает больше творческое соревнование знатоков, нежели целых команд; и, наконец, КВН.

Предлагаемое задание позволяет учителю определиться в выборе, и по своему усмотрению наполнить предлагаемые задания иным содержанием.

Командное первенство проводится разновозрастными группами учащихся (7—9-е классы, 10—11-е классы). Жюри, состоящее из учителей, учащихся и родителей, оценивает результаты деятельности команд. За каждое задание, содержащееся в карточке, команда получает 5—6 баллов за правильный ответ и, соответственно, дополнительные баллы. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, становится победителем. По ходу игры привлекаются зрители, работа и активность которых также оценивается.

 

ХОД ИГРЫ

Визитные карточки команд

Игра начинается с обращения ведущего (ведущими могут быть 2—3 подготовленных ученика) к капитанам команд. Им даётся задание: в 2—3 предложениях указать на значимость истории и в подтверждение привести цитату известного деятеля.

Цитаты. «В истории черпаем мы мудрость…» (Ф.Бэкон); «История — наставница жизни» (М.Т.Цицерон); «Мудрость человеческая имеет нужду в опыте, а жизнь кратковременна» (Н.М.Карамзин); «История даёт государям примеры правления, подданным — повиновения, воинам — мужества, младым — старых разум» (М.В.Ломоносов); «История учит даже тех, кто у неё не учится: она проучивает их за невежество и пренебрежение» (В.О.Ключевский).

Командам предлагается разъяснить следующие понятия: драгун, кавалерия, пехота, артиллерия, редут, траншея, бастион.

Пока капитаны команд готовятся огласить свои ответы, проводится разминка со зрителями.

Игра со зрителями

Почему шведы настойчиво пытались овладеть Полтавой?

Ответ. В этой крепости были сосредоточены большие запасы продовольствия и боеприпасов. Кроме того, падение Полтавы открывало шведам дорогу на Москву.

Задания командам

Ведущий. В сражении под Полтавой друг другу противостояли два полководца, два правителя.

Прочитайте характеристики и определите, где речь идёт о Петре I, а где — о Карле XII.

Текст 1. Этот монарх был настойчив до упрямства и храбр. О нём говорили как о лучшем фехтовальщике и находчивом полководце.

Ответ. Карл XII.

Памятная доска над курганом Славы
Памятная доска
над курганом Славы

Текст 2. Раненный в ногу ещё до Полтавского боя, он велел носить себя в носилках перед войсками. В решающий момент сражения в его повозку попало ядро, и он был выброшен на землю.

Ответ. Карл XII.

Текст 3. Он мог свернуть в трубку серебряную тарелку и физической силой поражал современников. Он освоил более 10 ремесленных специальностей и увлекался медициной.

Ответ. Пётр I.

Текст 4. Это монарх писал в 1709 г. турецкому султану: «Сопровождаемый вашей доблестной конницей, я возвращусь в Польшу, укреплю мои оставшиеся там войска, чтобы установить границы амбициям властолюбивого».

Ответ. Карл XII.

Текст 5. Воодушевляя своих воинов, он напомнил им об одержанных победах и пообещал обед в лагере противника.

Ответ. Карл XII.

Гравюра «Баталия Полтавская» А.Ф.Зубова и П.Пикарта
Гравюра «Баталия Полтавская»
А.Ф.Зубова и П.Пикарта

Текст 6. В обращении под Полтавой к своим войскам он призвал их постоять «за государство, за род свой».

Ответ. Пётр I.

Текст 7. Он не сконфузился от поражений, а своих врагов считал учителями.

Ответ. Пётр I.

Текст 8. Он «прорубил окно» в Европу, сделал свою страну империей, а себя императором.

Ответ. Пётр I.

Текст 9. В насмешку над своим противником он выпустил в 1700 г. медаль с надписью «Изшед вон, плакася горько».

Ответ. Карл XII.

Текст 10. Во время Полтавской битвы одна пуля прошила его шляпу, другая попала в его седло, третья погнула золотой крест, висевший под рубахой на груди.

Ответ. Пётр I.

Текст 11. Пусть этот правитель «трудится над закладкой новых городов, мы хотим лишь оставить за собой честь впоследствии забрать их». Так говорил об этом монархе в 1703 г. его противник.

Ответ. Так сказал Карл XII о Петре I.

Б.П. Виллевальде. «Полтавская битва». Фрагмент
Б.П. Виллевальде. «Полтавская битва». Фрагмент

Текст 12. Поднятый на скрещённых копьях, он взывал к своим войскам, пытаясь остановить их бегство.

Ответ. Карл XII.

Текст 13. Он мечтал о славе Александра Македонского и уже видел себя победителем. Он скончался до завершения Северной войны либо от осколков шального ядра, либо от пули убийцы-заговорщика.

Ответ. Карл XII.

Текст 14. Начиная войну, этот монарх надеялся на возвращение выхода к Финскому заливу и присоединение к своей территории городов Нарвы и Дерпта.

Ответ. Пётр I.

Ведущий. Воспользовавшись тем, что шведы медлили с наступлением, царь Пётр решил выступить первым. Выведя часть своей армии из укреплённого лагеря, он расположил её в определённом порядке. Опишите его. Для этого вставьте в текст фамилии командиров.

Мозаика М.В.Ломоносова «Полтавская баталия»
Мозаика М.В.Ломоносова
«Полтавская баталия»

«Двенадцать батальонов пехоты под командованием … на правом фланге боевого порядка, прикрыв их одиннадцатью полками конницы…; в центре в две линии поставил шестнадцать батальонов … , а левое крыло вверил …, придав ему шесть полков кавалерии … и двенадцать батальонов пехоты… Артиллерию Пётр расположил «по новому манеру» — между полками. Ею командовал …

Командиры: Брюс, Алларт, Волконский, Меншиков, Репнин, Боур, Голицын.

Ответ: Голицын, Боур, Репнин, Меншиков, Волконский, Алларт, Брюс.

Задание. Расположите события в хронологическом порядке:

1. Основание Санкт-Петербурга;

2. Битва при Лесной;

3. Сражение у острова Гренгам;

4. Сражение у мыса Гангут;

5. Поражение русских войск под Нарвой;

6. Прутский поход;

7. Полтавская битва.

Ответ. 5, 1, 2, 7, 6, 4, 3.

Игра со зрителями

Вопрос. Назовите численность русской армии под Полтавой.

Ответ. 42 тыс. регулярных и 5 тыс. нерегулярных войск.

Вопрос. Какую по численности армию выставил Карл XII?

Ответ. 28 тыс. воинов.

Вопрос. Сколько пушек было задействовано каждой из сторон?

Ответ. 102 со стороны русских, 39 со стороны шведов.

Задание командам

Игрокам предстоит назвать рода войск при Петре I и раскрасить соответствующие рисунки с изображением солдатской формы.

Для проверки выполнения задания читаем фрагмент книги А.И.Бегунова «От кольчуги до мундира» и выявляем соответствие рисункам.

…Армейская пехота одевалась в тёмно- синий кафтан с воротником, обшлагами, оторочкой петель и красной подкладкой, красный камзол и штаны при белых галстуке и чулках. Драгуны теперь отличались от пехоты цветом кафтанов — синим, с белым воротником, обшлагами, оторочкой петель и подкладкой. Камзол и штаны казна отпускала им лосинные (т.е. жёлтого цвета), галстук и для пешей службы чулки белые, сапоги с клапанами и накладными железными спорами.

В пехотных полках унтер-офицеры от рядовых отличались узким золотым галуном, нашитым на воротники, обшлага и шляпы, в кавалерии — только на шляпы. Офицеры, как и прежде, имели золотые галуны на кафтане, камзоле и штанах, позолочённые пуговицы, перчатки с раструбами.

Артиллерия в это время не находилась в прямой зависимости от Военной коллегии, имела своё особое управление. Новых распоряжений об униформе для артиллеристов не последовало, был лишь изменён покрой кафтана. Цвет его остался прежним — красным, с воротником, обшлагами, оторочкой петель и подкладкой синей или василькового цвета. Камзол и штаны артиллеристы носили красные, епанчи синие, чулки синие или синие с белыми полосками. Офицеры, кроме галунов, имели ещё и красные обшлага…

Музей и памятник Петру I на месте Полтавской битвы
Музей и памятник Петру I
на месте Полтавской битвы

 

Игра со зрителями

Задание. Назовите элементы обмундирования солдата времён Петра I.

Ответ. Кафтан, шляпа, камзол, епанча(плащ), галстук, чулки, штаны, башмаки, сапоги, рубаха, портки.

Вопрос. Какими орденами Пётр мог наградить в 1709 г. наиболее отличившихся участников Полтавской битвы?

Ответ. Орден Св.Андрея Первозванного.

Вопрос. Незадолго до Полтавской битвы Пётр I принял решение противопоставить Ордену Андрея Первозванного другой, позорный и присудить его второму андреевскому кавалеру. Что это за орден и для кого он был предназначен?

Ответ. Это позорный «Орден Иуды» (за измену). Он предназначался гетману Левобережной Украины И.С.Мазепе, в октябре 1708 г. перешедшему на сторону Карла XII.

Задание командам

Составить отчёт в ходе битвы, заполнив пропуски в тексте.

В ходе сражения русским войскам предстояло действовать от обороны, поэтому построили земляные укрепления — …. Здесь разместили … которые обстреливали лес, где стоял Карл. Русская армия выстроилась в две линии: в середине каждой… по бокам… У Карла осталось чуть более 28 тыс. человек. Карл вытянул… в одну линию…поставил с флангов, а позади оставил небольшой … Русская … стала окружать шведов с двух сторон. Российские … своим огнём косили ряды неприятеля. Карлу нечего было противопоставить нашей …

Пропущенные слова (даны уже в правильном порядке): 1. редуты; 2. пушки; 3. пехота; 4. конница; 5. пехота; 6. всадник; 7. резерв; 8. конница; 9. пушки; 10. артиллерия.

Игра со зрителями

Вопрос. Командование российскими войсками (конницей, пехотой, артиллерией) было поручено трём военачальникам. Назовите их.

Ответ. Конницей командовал А.Д.Меншиков; Пехотой — Б.П.Шереметев; артиллерией — Я.В.Брюс.

Вопрос. Кто осуществлял общее руководство русскими войсками в ходе Полтавской битвы?

Ответ. Пётр I.

Задание командам

В поэме «Полтава» есть такие строки:

И Шереметев благородный,
И Брюс, и Боур, и Репнин,
И счастья баловень безродный,
Полудержавный властелин.

Коротко охарактеризуйте каждого из этих участников Полтавской битвы.

Ответ. Шереметев Борис Петрович — государственный и военный деятель, генерал-фельдмаршал, дипломат, граф, сподвижник Петра I. Активный участник Северной войны. По приказу Петра командовал армией под Полтавой.

Брюс Яков Вилимович — военный и государственный деятель, генерал-фельдмаршал, граф, сподвижник Петра I. Активно участвовал в Северной войне: один из организаторов русской артиллерии, участник сражения под Лесной. Под Полтавой командовал артиллерией.

«Торжественное вступление русских войск в Москву после Полтавской баталии». Художник А.Ф.Зубов
«Торжественное вступление русских войск
в Москву после Полтавской баталии».
Художник А.Ф.Зубов

Боур Родион Христианович — сподвижник Петра I, командовал кавалерийскими частями. Участник Северной войны, сражения под Калишем, битвы под Лесной. В Полтавском сражении командовал частью драгунских полков, успешно отразил все атаки на редуты, захватил 14 знамён и штандартов. Был пожалован портретом Петра, украшенным бриллиантами, и владениями.

Репнин Аникита Иванович — сподвижник Петра. Под Полтавой командовал пехотой. Участник Азовских походов. В Северной войне был побеждён Карлом XII при Головчине, за что Пётр разжаловал его в солдаты. Во время битвы при Лесной вернул расположение Петра и генеральский чин. При Полтаве командовал центром армии и был удостоен ордена Андрея Первозванного.

«Счастья баловнем безродным» Пушкин назвал Меншикова.

Меншиков Александр Данилович — государственный и военный деятель, сын придворного конюха, денщик и фаворит Петра I. Генерал-майор, граф, светлейший князь, фельдмаршал. Под Полтавой возглавил преследование шведских войск и вынудил их к капитуляции.

Вопрос командам

Перед Полтавской битвой Пётр I обратился к воинам. За что он призывал их сражаться?

Ответ. За царя, за государство, за род свой, за Отечество, за православную веру и церковь.

Задание командам

Прочтите наизусть фрагмент поэмы А.С.Пушкина «Полтава», начиная со слов «Горит восток зарёю новой…»

Участвуют по одному представителю от каждой команды. Жюри определяет, когда остановить читающего участника и предложить другому участнику продолжить чтение.

Игра со зрителями

Вопрос. Какую битву и почему Пётр I назвал «Матерью Полтавской баталии»?

Ответ. Битву при деревне Лесной. Она произошла 28 сентября 1708 г., за 9 месяцев до Полтавской. Впервые русская армия победила шведов в крупном сражении на открытой местности. Это укрепило моральный дух русских солдат.

Задание командам

• Оценивая позднее это сражение, Пётр I писал, что «Полтава была выдающейся и неожиданной победой». Какие приятные неожиданности принесла Петру I Полтавская битва? Назовите их.

Ответ. Сокрушительный разгром неприятеля; малые потери русских — в 7 раз меньше, чем у шведов. В сражении участвовала лишь треть русской армии, сосредоточенной у стен Полтавы.

• Принято считать, что Полтавская битва стала решающим переломным событием Северной войны.

Приведите не менее трёх доводов в пользу этого утверждения.

Ответ. Огромные потери шведов под Полтавой — 9 тыс. убитыми и около 3 тыс. пленными, включая всех генералов.

Боевые действия были перенесены на территорию других стран.

Изменилась расстановка сил в войне: Дания и Польша возобновили союз с Россией; вскоре к ним присоединилась и Пруссия. Укрепилось внешнеполитическое положение России.

В ходе преследования отступающих шведов «непобедимая армия» Карла XII перестала существовать.

Игра со зрителями

Вопрос. Назовите шведских полководцев, участвовавших в военных действиях против России в 1708—1709 г.

Ответ. Левенгаупт, Шлиппенбах, Розен, Реншильд, Гамильтон, Стакельберг, принц Максимилиан Вюртембергский.

Вопрос. В Полтавской битве шведской пехотой командовал Левенгаупт, кавалерией — Крейц. А кто командовал артиллерией?

Ответ. У шведов практически не было артиллерии — четыре орудия против семидесяти двух русских. Поэтому и командующего артиллерией тоже не было.

Вопрос. Назовите потери шведов и русских в Полтавской битве.

Ответ. Около 9 тыс. убитыми и 3 тыс. пленными у шведов; 1345 убитыми и 3200 раненными у русских.

Приступаем к обсуждению причин победы русских войск в сражении.

Задание командам

Ведущий. Великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов так писал о причинах Полтавской победы: «Мужественное российское воинство обратило против неприятеля оружие, приготовленное из гор российских, российскими руками.

Назовите другие факторы, сделавшие возможной победу русских войск под Полтавой.

Ответ.

Прекрасная боевая подготовка русской армии.

Героизм воинов.

Полководческие способности Петра I и его военачальников.

Применение военных новшеств: полевых, земляных укреплений и быстро перемещающейся конной артиллерии.

Высокий моральный дух русской армии.

Отказ Карла XII от использования артиллерии.

Игра со зрителями

После Полтавской баталии Феофан Прокопович сравнивал Петра I с Александром Македонским и Александром Невским. Почему именно эти образы он выбрал для сравнения?

Ответ. Полководческий талант этих военачальников. Кроме того, в 1240 г. в устье реки Невы дружиной Александра Невского были разбиты именно шведы.

Вопросы командам

• Какие места Москвы связаны с Полтавской битвой?

Ответ. В 1708 г. вокруг Кремля и Китай-города были насыпаны большие земляные бастионы (их остатки сохранились до наших дней);

19 декабря 1709 г. в Москве был проведён парад победителей: шествие русских войск началось от Серпуховских ворот к центру. В Грановитой палате Кремля был устроен праздничный обед; по улицам Москвы были проведены пленные шведские офицеры.

• В каких случаях говорят «Пропал, как швед под Полтавой»?

Ответ. Так обозначают безнадёжную ситуацию — хуже некуда; это выражение употребляется также в значении: бесследно исчезнуть, превратиться в ничто.

• На победном пиру после Полтавской битвы Пётр I поднял тост. За кого? Какими словами?

Ответ. «За учителей в военном искусстве — господ шведов».

Заключительный этап

Пока жюри подводит итоги игры и определяет лучшую команду и самого активного зрителя, играем с залом.

На экран проецируются изображения: Мозаика М.В.Ломоносова «Полтавская баталия»; гравюра «Баталия Полтавская» А.Ф.Зубова и П.Пикарта, «Торжественное вступление русских войск в Москву после Полтавской баталии» А.Ф.Зубова.

Вопрос. Назовите эти произведения и их авторов. Кто из них был современником Полтавской битвы?

Марина ЧЕРНОВА,
кандидат исторических наук,
заслуженный учитель РФ

 

Советуем прочитать

Балязин В.Н. Занимательная история России: 1700—1762 годы. М.: Первое сентября, 2002.

Вартаньян Э.А. Словарь крылатых слов и выражений. М.: Русское слово—РС, 2001.

Сахаров А.Н. История России XVII—XVIII века: Книга для чтения. М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2003.

Павленко Н.И. Птенцы гнезда Петрова. М., 1992.

История России с древнейших времен до конца XVIII века. 6—7 класс: Дидактические материалы (В.В.Сухов, А.Ю.Морозов, Э.Н.Абдулаев, и др.). М.: Дрофа, 2000.

Охлябинин С.Д. Из истории российского мундира. М.: ВЛАДОС, 1996.

TopList