Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «История»Содержание №10/2009
Docendi discimus

Право: проблемы и перспективы
преподавания в современной школе

 

Методический материал к курсу «Правоведение». 10—11 классы

 

Проблема преподавания права в школе — одна из наиболее актуальных на сегодняшний день, она вызывает интерес у учителей и методистов. Эта актуальность связана, с одной стороны, с переменами в нашем государстве и обществе — курс взят на построение правового государства и гражданского общества. Этим объясняется и «государственный заказ»1 на подготовку молодёжи, активной, с развитой гражданской позицией и высокой правовой культурой. С другой стороны, знание основ права, возможность ориентироваться в правовом пространстве, знание и умение защищать свои права необходимо каждому человеку в ХХI в.

 

Необходимость изучать правовые проблемы в школе возникла не сегодня. Вопрос об этом ставился и в советское время. Методисты разработали систему способов и приёмов воспитания юного гражданина в советской правовой модели. Несоветское право считалось буржуазным, ущемляющим права трудящихся, не обеспечивающим истинного равенства, а потому и нежизнеспособным. В переломные 1990-е гг. правовое обучение вновь вызвало интерес у учёных, методистов и учителей. За эти годы были разработаны учебные программы, пособия, методические рекомендации. В 2004 г. издан стандарт по правоведению. Тематический блок «право» вошёл также в школьный курс обществознания. Был произведён отбор правового материала, необходимого для изучения в школе. Одним словом, методисты нашли ответ на вопрос: что преподавать? Однако на сегодняшний день, несмотря на обширный круг выпущенных пособий, методических разработок остаётся актуальным и неоднозначным вопрос: как преподавать?

Известно, что право является системой государственных норм, правил, предписаний, обязанностей и запретов. Такая его трактовка скучна для школьников, изначально настраивает их негативно по отношению к этому предмету. Для формирования у учащихся позитивного (не идеального) образа права и его роли в жизни общества и отдельного человека возникает необходимость менять способы подачи материала на уроках. Подчеркнём ещё раз, задача учителя не состоит в идеализации права, рассмотрения его как некой абстракции, абсолютной, необходимой, вечной и бесконечной. Изучение российского современного права должно опираться на реальные текущие изменения. Особенно важным видится критическая оценка происходящего в политико-правовой сфере учителем, выделение положительных и отрицательных явлений. Это очень важно для совершенствования содержания уроков. Если мы хотим научить школьников воспринимать право положительно, выработать у них уважение к закону, необходимо, чтобы в изучаемом материале доминировали позитивные примеры изменений в правовой сфере.

Бесспорно, требуется удалить из учебного материала «методику отклоняющегося поведения». Под этот термин можно подвести такое изложение правового материала в школьных учебниках, когда бoльшая его часть описывает, зачастую в красках и деталях, правонарушения и преступления, совершаемые в настоящее время. Такой текст может содержать иллюстрации, карикатуры. Их изначальная задача — антиреклама неправового поведения. Но, зная психологию подростков, можно с уверенностью утверждать, что частая демонстрация того или иного сюжета со знаком «—» в результате часто даёт знак «+». Эта информация оседает в головах молодёжи, которая оценивает её как явление интересное, важное, популярное, раз о нём столько говорят или пишут.

Понятно, что в любом, даже самом цивилизованном обществе наряду с положительными изменениями происходят и некие отрицательные. Россия же только начинает идти по пути формирования правового государства, поэтому проблемы и сложности не исключаются, а наоборот, являются неизбежными. Замалчивать факты правовых нарушений при изучении соответствующих тем, естественно, нельзя. Учащиеся, особенно старшеклассники, подмечают все промахи и недочёты в функционировании правовой системы. Однако же на уроках желательно не акцентировать внимание на отрицательном, подчеркнув первостепенность и значимость существующих проблем для государства, законодательных органов власти и общества в целом, обозначить проблему для критического рассмотрения и решения на всех уровнях.

Позитивный образ права коррелирует со значительной активностью в правовой сфере, и это относится не только к вербально выраженным установкам, но и к реальной правовой деятельности граждан2.

Правовые вопросы могут и должны изучаться сегодня не только в курсе «Основы права», но и на уроках обществознания и истории (особенно при изучении современного этапа реформ).

При изучении правового материала на уроках целесообразно, основываясь на деятельностном подходе, применение активных форм учебной работы школьников. К ним относятся: эвристическая беседа, самостоятельная работа учащихся с текстами различных источников (учебником, законами, кодексами, статьями СМИ), «мозговой штурм», написание творческих сочинений (например, «Реформирование правовой системы современной России: возможности и перспективы»), работа над текстами с допущенными ошибками, сопоставление и сравнение статей различных правовых документов.

Особое значение имеет практическая направленность при изучении правовых вопросов. Ученик должен понимать: зачем изучается материал, почему он должен, к примеру, знать основные способы защиты прав человека. Школьникам не нужны знания об абстрактном праве, им необходимо знать, где, когда и как они будут иметь возможность их применять, зачем это нужно лично им. Только в этом случае можно добиться положительного результата.

Современным учителям можно предложить ряд практических рекомендаций по преподаванию правовых вопросов на уроках истории и обществознания. Данные разработки не являются готовым педагогическим опытом для директивного следования, скорее это некая идея для создания учителями собственного сценария того или иного урока. Приведём ряд примеров изучения правовых вопросов на уроках истории в 11-м классе.

На уроке «Политико-правовые изменения в стране в 1993 г.» для углубления и конкретизации изучаемого политико-правового материала в качестве задания для учащихся возможна работа с текстами документов: Конституцией РФ 1993 г. (ст. 1, 2, 3, 10, 13, 19, 32, 35) и Конституцией СССР 1977 г. (гл. 1. ст. 1, 2, 3, 6, гл. 2. ст. 10,11), их сравнение по аналогичным статьям; анализ этих положений и выводов, к которым пришли учащиеся, обсуждение разных точек зрения (если есть разногласия).

К этим источникам можно предложить следующие вопросы:

• Назовите основные принципы демократии, которые отражены в приведённых статьях Конституции РФ.

• Сравните Конституцию РФ с Конституцией СССР (приведённые статьи). Какие демократические принципы нашли отражение в Конституции СССР, а какие нет, и почему?

• Можно ли выделить какие-либо демократические принципы, специфичные для российской действительности? Обоснуйте свой ответ.

• Можно ли, анализируя Конституцию СССР 1977 г., назвать СССР страной с развитой демократией? Ответ обоснуйте.

Опыт показывает, что такая самостоятельная работа учащихся эффективна. Во-первых, учащиеся лучше запоминают основы политико-правовой системы России. Во-вторых, в ходе выполнения задания обеспечивается работа с источниками, самостоятельный поиск нужной информации, что способствует развитию исследовательских умений. В-третьих, после выполнения задания учащиеся высказывают своё мнение на происходящие в стране изменения. (Достаточны или нет действия власти? Что изменилось в стране в результате разделения властей? Какие ещё меры можно предложить по трансформации системы власти в России для обеспечения эффективной системы контроля и порядка в стране?) Всё это способствует активизации мыслительных процессов и формированию личностного отношения к изучаемому предмету.

Для усложнения задания учащимся можно предложить включить в свои ответы об изменениях в системе власти РФ документальные подтверждения. Так, учащиеся могут самостоятельно провести поиск нужной им информации (в основном, через Интернет), проанализировать документ, определить назначение, функции нового органа власти, охарактеризовать его роль в политической жизни общества. В качестве примера приведём работу с Указом Президента Российской Федерации о Государственном Совете Российской Федерации № 1602 от 1 сентября 2000 г.

Учащиеся отмечают, что новый орган власти создан для «обеспечения согласованного функционирования органов государственной власти», это «законосовещательный орган», основными задачами которого являются «обсуждение имеющих особое государственное значение проблем, касающихся взаимоотношений РФ и субъектов РФ, важнейших вопросов государственного строительства и укрепления основ федерализма; обсуждение вопросов, касающихся исполнения (соблюдения) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, их должностными лицами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, внесение соответствующих предложений Президенту РФ; содействие Президенту РФ при использовании им согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, рассмотрение проектов федеральных законов, обсуждение основных вопросов кадровой политики».

Самостоятельная, активная деятельность учащихся на уроке и при подготовке к нему способствует развитию исследовательских умений, что важно при изучении политико-правовых вопросов. Ребята также рассказывали об Общественной палате, задавали вопросы своим товарищам, представлявшим материал по Государственному Совету, отвечали на вопросы по своему материалу. Они учились выслушивать друг друга, аргументировать свои точки зрения, дополнять или корректировать высказанные позиции. Подобная деятельность учащихся необходима для приобретения коммуникативных умений.

На уроке также проводилась групповая работа по закреплению материала о разделении властей и функциях каждой из них (в начале урока учащиеся составляли схему по функциям ветвей власти в РФ). Для этого класс делится на несколько групп (4—5), каждой из которых предлагалось познавательное задание, содержащее тексты: «Рабочий день Президента России», «Повестка дня Государственной Думы», «Основные вопросы заседания Правительства России». Тексты включают ряд основных функций названного органа власти, а также действия, которые по Конституции не входят в компетенцию данного органа власти. Группы учащихся должны за минимальное время найти максимальное количество ошибок в тексте. Если группой найдены не все ошибки, то участники других групп могут скорректировать работу «соперников». Каждая найденная ошибка — 1 балл, ошибка, найденная при ответе другой группы, — 2 балла. Побеждает группа, набравшая наибольше количество баллов.

Приведём пример одного из вариантов познавательных заданий: «Рабочий день Президента РФ».

В течение вчерашнего дня Президент РФ подписал распоряжение об отставке Правительства, внёс в Государственную Думу законопроект о сокращении срока воинской службы, подписал указ об отставке Председателя Конституционного суда РФ, назначил на должность Генерального прокурора РФ, отозвал посла России в ЮАР, освободил от должности председателя Счётной палаты РФ и т.д. (Допущенные ошибки подчёркнуты.)

Такие задания позволяют не только быстро повторить и закрепить пройденный материал, но также активизируют познавательную деятельность учащихся, формируют умения практического использования полученных знаний.

На уроке «Реформирование в политико-правовой сфере российского общества в начале ХХI в.» для формирования у учащихся представлений об укреплении позиций права в современном российском обществе были выделены такие факты и теоретические положения, как внесение изменений в существующие и принятие новых кодексов, гарантии прав человека, изменения в правовой системе как одно из приоритетных направлений современной политики.

Рассматривая вопрос об усилении правовой базы реформ, проводилась мини-дискуссия (5—10 мин.), в ходе которой с учащимися обсуждались изменения, вносимые в гражданское, трудовое, уголовное, пенсионное и административное законодательства. Целью такой работы является активизация мыслительных процессов учащихся, выявление их знаний по данной правовой проблеме, полученных ранее на уроках обществознания или права, формулирование собственных взглядов, представлений, оценок.

В ходе дискуссии учащимся предлагались проблемы для обсуждения:

Государственная Дума за последние годы внесла изменения в гражданское, трудовое, уголовное, пенсионное и административное законодательства. Проводя эту работу, депутаты не раз заявляли о её значимости для простого народа, его блага.

• Стал ли народ жить лучше, на ваш взгляд, почувствовали ли граждане изменения в системе законодательства?

• Какие права граждан были расширены или изменены в результате этого?

• Как вам кажется, какие ещё меры необходимо принять в отношении российского законодательства?

Совместно с учащимися учитель подводит итоги обсуждения, обобщая основные мнения и предлагая собственные доводы.

Учащиеся подводились к выводу о том, что строительство правового государства — процесс длительный и сложный, происходящие сегодня изменения в правовой системе есть позитивный показатель развития российского государства, принятие новых кодексов, отвечающих современным реалиям — это необходимое и важное преобразование становления правового государства, обеспечения правовой грамотности и правовой культуры населения, оно является условием развития и функционирования институтов демократии в России.

При изучении текста «Посланий Президента РФ Федеральному Собранию» на уроке можно провести воображаемую пресс-конференцию с Президентом, на которой учащиеся, опираясь на текст «Послания», задают вопросы по интересующим их правовым проблемам, обосновывая важность постановки своего вопроса.

Опыт показывает, что учащихся интересуют возможное расширение прав несовершеннолетних, представление более чётких гарантий прав человека в нашей стране, принимаемые меры по искоренению дедовщины в армии, контроль со стороны государства за соблюдением новых кодексов (в частности, ТК РФ), обеспечение верховенства закона во всех сферах жизни, расширение возможностей для простых граждан для принятия участия в управлении государством.

В процессе самостоятельной работы формируются многие признаки познавательной самостоятельности: стремление и умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, найти свой подход к решению новой задачи, способ добывания знаний, независимость собственного мнения. Главное, чтобы содержание самостоятельных работ вызывало у учеников адекватную (заданию) познавательную самостоятельную деятельность, степень которой может быть различна. Она во многом зависит от характера заданий, источников знаний, уровня подготовленности учащихся, от руководства учителя.

Данный исторический материал имеет большое образовательно-воспитательное значение. В ходе обсуждения проблемы школьники осознают, что право — один из важнейших регуляторов общественной жизни, обладающий не только карательными возможностями, но и защищающим, воспитательным, развивающим, ценностным потенциалом. У них воспитывается чувство уважения к Президенту как гаранту прав и свобод человека, к закону.

Изучение отраслей права на уроках обществознания должно также быть обращено на получение не столько большого объёма правовых знаний, сколько умений их применять. Для формирования умений школьников применять полученные знания на практике предполагалось решение познавательных задач. В качестве примера приведём одну из задач по гражданскому праву.

«Семнадцатилетняя москвичка Ирина, являющаяся собственником квартиры, обратилась в агентство недвижимости с желанием её продать. В агентстве считают, что до достижения 18 лет она это сделать не может. В каких случаях Ирина имеет право на совершение сделки с недвижимостью до достижения совершеннолетия? Назовите все возможные варианты».

С задачей учащиеся лучше справлялись, если работа организовывалась как общеклассная, использовался приём «мозгового штурма». В большинстве случаев ученики правильно назвали основные возможности заключения сделки: гражданскую эмансипацию по какой-либо причине, с согласия родителей или опекунов.

Для закрепления изученного материала по основам наследственного права, вопроса очень актуального, учащимся предлагается решить познавательную задачу.

«После смерти гражданки Н. за оформлением наследственных прав обратились её муж, сын, сестра-инвалид, дочь от первого брака, племянница, а также сын её мужа от первого брака (пасынок). Кто из этих лиц имеет право на наследство? Выделите наследников первой и второй очереди».

С решением подобного рода задач безошибочно справляются до изучения материала на уроке менее половины учащихся. После проведения правового урока допускается гораздо меньше ошибок и неточностей при решении этой задачи (около 10%). Учащиеся верно определяют наследников первой очереди (муж, дочь, сын) и второй (сестра, племянница). Отмечают возможность наследования пасынком, в случае если он был официально усыновлён, а также сестры-инвалида в первую очередь, если она находилась на иждивении наследодателя более года.

При изучении основ конституционного права учащиеся под руководством учителя анализировали Конституцию РФ 1993 г.

Перед непосредственным изучением документа с учащимися проводилась беседа-напоминание по вопросам:

• Каковы были причины принятия Конституции в 1993 г.?

• Какие политические события предшествовали принятию Конституции?

В процессе работы с документом ребята определяют основы конституционного строя России, основное содержание Конституции.

Как показывает опыт, достаточно сложным для учащихся, в силу того, что они ещё недостаточно разбираются в вопросах организации политико-правовой жизни государства, является вопрос, посвящённый достоинствам и недостаткам Конституции РФ. Этот вопрос позволяет формировать оценочное, критическое отношение к событиям и явлениям общественной жизни. При работе над ним учитель направляет исследование учащимися документа, акцентируя их внимание на важных положениях. Мнения учащихся выявляются во время беседы. Типичные ответы ребят на данный вопрос можно занести в таблицу.

В графу достоинств Конституции часто вносятся: закрепление прав и свобод человека и гражданина; их признание и гарантии в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права; введение нового института — Парламентский уполномоченный по правам человека; Конституция РФ гарантирует каждому россиянину неприкосновенность собственности, обеспечивает преемственность собственности между поколениями; в Основном законе чётко разделены функции Президента, Федерального собрания, Правительства. Закреплён принцип разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной); указано, что все субъекты Федерации равны. Исключён принцип свободного выхода из Федерации. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

К недостаткам Конституции РФ 1993 г., отмеченным во второй графе, учащиеся относят слишком большой объём полномочий Президента РФ (как компонента исполнительной власти) и небольшую роль Государственной Думы (представительной власти) в решении основополагающих проблем государственной и общественной жизни, а также слишком широкий спектр причин, по которым права и свободы могут быть отменены; неполный перечень форм собственности в России.

Изучая административное право, целесообразно подробно разбирать виды административной ответственности, определять её цели. Учащимся может быть предложена общеклассная работа по сопоставительной таблице «Административная ответственность». В левой колонке приводятся виды правонарушений, а в правой учащиеся вписывают те виды административных взысканий, которые, по их мнению, налагаются за это правонарушение.

В качестве правонарушений в левой колонке приводились:

а) в области охраны труда и здоровья населения: не обеспечили очистку загрязнённого воздуха на предприятии и т.д.;

б) посягающие на государственную собственность: самовольное пользование водой и т.д.;

в) в области охраны природы, памятников истории и культуры;

г) на транспорте: бесплатный проезд и пр.;

д) в области торговли и финансов: нарушение правил продажи отдельных товаров, грубость продавца и т.д.;

е) посягающие на общественный порядок: мелкое хулиганство и др.

Такое задание, как показывает опыт, способствует с одной стороны закреплению только что полученных знаний, с другой стороны — активизации мыслительной деятельности школьников, развитию умений применять полученные знания.

Основное же внимание при изучении данного вопроса отводится эвристической беседе по проблеме «Административное право в современной России».

В ходе неё учащиеся высказывают собственное мнение по вопросам:

• Какие административные правонарушения наиболее распространены в нашем обществе?

• Каковы, на ваш взгляд, причины столь частых правонарушений?

• Как вы считаете, эффективна ли современная система контроля и наказаний в области административных правонарушений?

• Какие меры вы могли бы предложить для более эффективной борьбы с правонарушениями в нашем обществе?

В ходе обсуждения учащиеся подводились к выводу о том, что, несмотря на значительное количество нарушений административного права, в стране существует чёткое административное законодательство, регламентирующее эти правоотношения. Для изменения же ситуации в лучшую сторону, для реального формирования правового государства необходимы усилия членов общества: знание законов и уважение к ним, соблюдение всех норм, отход от правового нигилизма, безразличия и неверия в возможность силами хотя бы одного человека искоренить повсеместное нарушение законов.

Эффективной и актуальной при изучении избирательного права для школьников может стать дискуссия «Я — молодой избиратель».

Такая работа вызывает интерес у учащихся, способствовует активизации мыслительной деятельности, формированию критического мышления, собственной позиции по политико-правовым вопросам, её обоснования. В ходе общеклассной работы учащиеся обсуждают ряд положений современного российского избирательного права.

Для обсуждения можно предложить следующие вопросы:

• Сегодня гражданин России получает паспорт в 14 лет, а право голоса — с 18. Считаете ли вы, что право выбирать должно распространяться на граждан также с 14 лет? С какого возраста, на ваш взгляд, можно разрешить принимать участие в выборах? Объясните свою позицию.

• Считаете ли вы голосование на выборах достаточным участием граждан в управлении страной?

• Если бы вы могли участвовать в ближайших выборах 2007 г., то какими бы вы руководствовались мотивами, отдавая свой голос за определённых кандидатов, партию?

• Если бы в России создавалась партия, выступающая в интересах подрастающего поколения (детей и молодёжи), то какие вы порекомендовали бы включить в программу основные требования, идеи? Объясните своё мнение.

Обсуждая первый вопрос, учащиеся обычно разделяются на три группы.

Одним из наиболее распространённых мнений является следующее — «возраст участвующих в выборах надо снизить до 14—16 лет, это позволит уже сознательной (по мнению учащихся) молодёжи влиять на ситуацию в стране в соответствии со своими политическими представлениями».

Учащиеся отмечают, что «4 года, на которые избираются депутаты Государственной Думы, это срок, во время которого молодые избиратели становятся наиболее социально активной частью общества», «государство заинтересовано, чтобы молодёжь осталась в стране, получила образование, приносила пользу обществу, это значит, что участие в выборах (в политической жизни страны) молодых избирателей, будучи стимулом для самой молодёжи, выгодно также и государству».

Другое распространённое мнение — «возраст участия в выборах не важен, выборы в России не демократические, часто их итоги фальсифицируются», «если бы можно было участвовать в выборах с 14—16 лет, всё равно бы не пошли».

Третье мнение — наиболее логичное и обоснованное — «с 14 лет голосовать рано, нет никакой политической и правовой грамотности», «выборы, как и получение паспорта в 14 лет, не осознаются получением гражданских прав, а рассматриваются как некое “приключение”». Учащиеся, высказывающие схожие мнения, отметили, что возрастом для участия в выборах может быть 16—18 лет. Они выдвинули также предложение, что должны быть сформированы некие комиссии, работающие именно с молодёжью, объясняющие им суть политических программ партий и прочие вопросы.

Обсуждение по второму вопросу выявило две основные позиции школьников. Первая — «основная часть российского общества, несмотря на выборы, участия в управлении страной не принимает». Вторая, более распространённая — «надо расширять возможности участия граждан в политической жизни страны: создавать такие органы, как Общественная палата, какие-нибудь комитеты».

Учащиеся высказывались за то, чтобы «состав Государственной Думы, Общественной палаты, комитетов, комиссий постоянно обновлялся (раз в год; в 4 года), так как иначе у власти находятся одни и те же люди, переизбираясь на вторые, третьи и т.д. сроки».

Анализ ответов учащихся на третий вопрос (проводился в виде письменного анкетирования) показал, что даже в 16—17 лет большинство из них воспринимает выборы как игру, мотивация участия в них ещё не сформирована. Мотивом для выбора партии, за которую отдают свой голос, практически никто не называл политические идеи этой партии, общественную деятельность её членов, предвыборную программу.

В качестве решающего фактора при голосовании за партию учащиеся называли: «пропрезидентская, правящая партия» (43 % опрошенных), «часто показывают по телевизору лидера и других членов партии» (12 %), «данная партия выступает за реформы» (4 %), а также: «в выборах участия принимать не стал (-а) бы» (17 %), «за эту партию голосуют многие» (11 %), «в этой партии есть авторитетные политики» (7 %), «все партии обещают одно и то же» (6 %).

При ответе на четвёртый вопрос ребята свободно применяли полученные ранее знания о правах человека. Так, учащиеся предлагали ввести полностью бесплатное образование, строгое соблюдение всех прав детей, социальную поддержку молодёжи, социальное дешёвое жильё для молодого поколения, программу юридической помощи по различным отраслям права для детей и подростков, создание молодёжных Общественных палат или комитетов, а также демократические нововведения на уровне школ, институтов, например, возможности переизбрания директора, увольнения учителей, исключения учеников по результатом общешкольного (учителя и ученики) голосования. Эти мнения отразили одновременно и знания учащихся о своих правах (например, бесплатное образование, уважение человеческой личности), а также волнующие их социально-правовые вопросы.

Во время урока «Семейное право» для закрепления изученного учащимся предлагается короткая игра. Известно, что в игровой форме материал, даже трудный и скучный, усваивается лучше. Кроме того, игра развивает активность, творческое мышление, формирует умения практического использования знаний.

Суть предлагаемой игры в следующем: трое школьников играют роли разводящихся супругов и их несовершеннолетнего ребёнка. В начале игры обозначается та собственность, которая имеется у данной семьи (к примеру, двухкомнатная квартира, дача, машина, личное имущество, бытовая техника и т.д.). «Супруги» высказывают свои пожелания в отношении тех или иных вещей, ранее находившихся в общем пользовании.

Остальная часть класса должна выяснить, когда и при каких обстоятельствах эти вещи, предметы были получены супругами (до или во время брака, куплены, подарены и т.д.), решить, обоснованы или нет претензии супругов на собственность, объяснить свою точку зрения, используя Семейный кодекс.

В помощь учащимся перед выполнением данного задания на доске может быть составлена схема по правам и обязанностям супругов, детей и родителей. Достаточно распространённой ситуацией в этой игре бывает упущение учащимися при рассмотрении имущественных дел «семьи» прав ребенка (т.к. роль родителя ими ещё не пережита, не прочувствована).

Для выполнения заданий по трудовому праву эффективной, как показывает опыт, является групповая работа. Учащиеся разбиваются на три группы, каждая из которых получала свои задания (1 вопрос, 1 творческое задание из приведённого ниже списка).

Вопросы и задания к уроку

Были предложены учащимся в качестве опережающего домашнего задания.

• Что такое трудовая дисциплина? Какие виды наказаний возможны за её нарушение?

• Перечислите основные права работника.

• Что такое испытательный срок, в течение какого времени он устанавливается, оплачивается ли?

• Что такое трудовой договор, какие положения обязательно в нём отражаются?

• Если ваш ровесник соберётся устроиться на постоянную работу, какие права и гарантии он будет иметь? Объясните в соответствии с ТК РФ.

• Гражданин В. пришёл устраиваться на работу, ему было отказано, причины отказа не объяснены. Как вы считаете, нарушает ли данный работодатель право гражданина В. на труд? Обоснуйте своё мнение.

• В ст. 2 ТК РФ говорится: «…Обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учётом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности». Как вы понимаете данное положение ТК РФ? Соблюдается ли оно в РФ сегодня в полной мере?

• Охарактеризуйте основные проблемы в современной России в области трудовых правоотношений. Какие меры, на ваш взгляд, могут изменить ситуацию в лучшую сторону?

Далее каждая группа отчитывается по выполненным заданиям, учащиеся других групп задают вопросы, высказывают своё согласие или несогласие с мнением одноклассников.

В рамках урока также очень интересна для учащихся короткая игра «Приём на работу». Цель данной игры — не только закрепление пройденного на уроке материала по трудовому праву, но активизация умений самостоятельной работы учащихся, перенесение в реально возможную ситуацию, умение ориентироваться в ней, использование полученных ранее знаний, «примеривания» на себя роли взрослого. В ходе игры отрабатываются в основном знания по такому правовому понятию, как трудовой договор, который в современной России является главным документом, закрепляющим права и обязанности конкретного работника. Каждому учащемуся через некоторое время придётся на деле столкнуться с его заключением.

Известно, что сегодня при заключении трудового договора допускается огромное количество ошибок, неточностей, как со стороны работника, так и со стороны работодателя. Работники часто подписывают неправомерный документ, а причиной этого, как правило, бывает элементарное незнание правил его составления, своих прав.

В ходе игры учащимся предлагается внимательно ознакомиться с текстом договора и найти в нём ошибки, допущенные при составлении. По условиям игры несколько учащихся устраиваются на работу и должны подписать трудовые договоры. Каждому из них выдаётся свой экземпляр для ознакомления (причём один из раздаваемых экземпляров — правильный), после чего учащиеся должны либо согласиться с условиями договора, либо доказать работодателю, в роли которого выступает другой ученик, что договор составлен неверно, не является правомерным. В договорах не указаны уровень зарплаты работника, испытательный срок, время труда и отдыха и срок действия самого договора.

Такое же задание можно дать и остальным учащимся, работа с договором проводится тогда как небольшая самостоятельная.

Таким образом, можно сделать вывод, что для успешного изучения правовых проблем на уроках истории и обществознания необходимо создать следующие методические условия:

1. Опора на документ.

Право формально определено, то есть прописано. Поэтому при изучении на уроках, например, отраслей права, требуется не личная субъективная трактовка учителем положений кодекса, а обращение самих школьников к «букве закона», то есть определённой статье того или иного правового документа.

2. Познавательный интерес учащихся к праву.

Ценностно-положительное отношение к праву способствует превращению его из «чужого», исходящего от внешнего по отношению к адресатам норм права авторитета, в «своё» право, способствующее интересам большинства членов общества. Это также обеспечивает надлежащую реализацию права, правомерное поведение.

Это «превращение» возможно, если ученик поймёт, зачем изучает предложенный материал, оценит, чем эти знания могут помочь ему, причём не абстрактно, а конкретно, не в отдалённой перспективе, а здесь и сейчас. Учащиеся средней школы не достигли ещё возраста совершеннолетия, а значит и полной дееспособности, поэтому лишены возможности реализовывать большинство прав. Поэтому на уроках следует, во-первых, акцентировать внимание на правах и возможностях детей и подростков (актуальных для них), во-вторых, моделировать проблемные ситуации, проводить деловые и ролевые игры, где ученики «примеряют» на себя взрослые роли.

Известно, что принцип соучастия в событии, который в полной мере реализуется в процессе деловых и ролевых игр, формирует личностное, заинтересованное отношение к изучаемому вопросу и его познанию.

3. Самостоятельная деятельность учащихся.

Учащиеся сами подбирают статьи законов, кодексов и конкретизирующие их примеры. Исследуют, анализируют, критически оценивают содержащуюся в них информацию.

4. Активная познавательная деятельность учащихся на уроках.

Отход от традиционного урока и широкое использование дискуссионных, игровых форм, решение задач, проведение семинаров, «круглых столов», использование проектных технологий. Успешное формирование правовой культуры обеспечивается только активной, эмоционально окрашенной деятельностью3. Активность в процессе обучения позволяет школьнику быстрее и успешнее осваивать социальный опыт, развивает коммуникативные способности, формирует отношение к окружающей действительности.

5. Проблемное изучение.

Право неприемлемо изучать как готовые факты. Правовые вопросы требуют критической оценки, понимания сущности проблемы, поиска альтернативных решений.

Педагоги-учёные (Б.Б.Айсмонтас, О.В.Нестерова и др.)4 к достоинствам проблемного обучения как одного из способов формирования правовой культуры относят следующие:

Проблемное обучение способствует формированию определённого мировоззрения учащихся (высокая самостоятельность усвоения знаний трансформирует их в убеждения); формирует личностную мотивацию; развивает мыслительные способности; обеспечивает выявление учащимися новых связей в изучаемых явлениях и закономерностях.

6. Доминирование аксиологических (ценностных) характеристик права над охранительно-карательными.

Необходимо при изучении правовых проблем на уроках добиться, чтобы школьники воспринимали право как право «доброе», а не «злое». Учитель, который смог убедить ребят, что право не только запрещает и наказывает, но, во-первых, оно открывает возможности, защищает интересы граждан; во-вторых, является цивилизованной силой регулирования общественных процессов, феноменом развитого современного общества, без которого невозможно жить в ХХI в., уже во многом справился с задачей формирования правосознания учащихся. Ведь известно, что «устойчивая положительная реакция личности на правовую действительность»5, — это одно из основных условий формирования познавательной активности юного человека.

Статья подготовлена при поддержке компании «Домус финанс». Надоел скучный и серый центр столицы? Компания «Домус финанс» предоставляет отличную возможность купить квартиру в Пушкинона выгодных условиях. Приятная атмосфера и удобный климат позволят вложить деньги в квартиру. Более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте www.novoe-pushkino.ru.

 

Примечания

1 Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 гг.; Послания Президента России Федеральному Собранию; письмо Министерства образования Российской Федерации «О повышении правовой культуры и образования учащихся в сфере избирательного права и избирательного процесса»; Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях и др.

2 См.: Русинов Р.К. Сознание и правомерное поведение личности. // Советское государство и право. 1983. № 5. С. 5.

3 См.: Волочай А.В., Димитрова Л.В. и др. Педагогика. Ростов-на-Дону, 2005. С. 128.

4 См.: Айсмонтас Б.Б. Теория обучения: схемы и тесты. М., 2002; Нестерова О.В. Педагогическая психология в схемах, таблицах и опорных конспектах. М., 2006. С. 24.

5 Вопленко Н.Н. Социалистическая законность и применение права. Саратов, 1983. С. 44.

Елена КАЛУЦКАЯ,
кандидат педагогических наук, доцент
Московского нового юридического института

TopList