Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «История»Содержание №3/2009
Docendi discimus

 

Ваша оценка: «отлично»!

Создание электронных пособий по истории

Продолжая изучать вопрос применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках истории (см. «История». № 5/2008 г.), в этой работе мы попытались систематизировать и обобщить накопленный опыт по созданию электронных пособий (ЭП) по истории или, как их иногда называют, электронных средств учебного назначения (ЭСУН).

Готовясь к уроку, учитель истории подчас испытывает дефицит конкретного наглядного материала, при всём разнообразии и изобилии последнего, имеющегося на бумажных и электронных носителях. Конечно, можно активно использовать кроме традиционных наглядных пособий и мультимедийную продукцию, и Интернет-ресурсы, но, к сожалению, всё это требует много времени и усилий и годится, скорее, для создания каких-либо обобщающих проектов, требующих долговременной подготовки.

Для использования на конкретном уроке эти материалы малопригодны, так как насыщены излишней детализацией, подчас тенденциозны и не раскрывают многофакторности исторического процесса, не насыщены региональным и субрегиональным компонентом, созданы на основе учебных пособий, которые не используются в целом ряде школ. Некоторая мультимедийная продукция снабжена несовершенным методическим аппаратом, а иногда и вовсе не соответствует стандарту содержания исторического образования, содержит ошибки и неточности, в силу отсутствия достаточно серьёзного рецензирования и контроля за её качеством.

Возможный выход из сложившейся ситуации мы видим в создании собственных электронных пособий (ЭП) по истории, которые может разработать каждый учитель, используя школьные ресурсы. Подготовив наглядные материалы с использованием ИКТ к нескольким урокам, можно создать тематические циклы, а затем на их основе разработать целые курсы, которые можно применять в течение ряда лет, используя инновационные формы и методы обучения и на уроках истории, и во внеурочное время, и при дистанционном образовании.

Осмелимся предложить вашему вниманию наше видение алгоритма основных действий создания собственных ЭСУН.

Начать работу над электронными пособиями по истории, на наш взгляд, следует с создания электронной библиотеки наглядных пособий (ЭБНП), например, по истории Отечества IX–XVI вв. К этой работе можно привлечь всех желающих из числа учащихся 6—9-х классов, поставив перед ними единую учебную цель и контролируя их работу по отбору и систематизации материала с использованием ИКТ.

Такая ЭБНП по данному периоду Отечественной истории может насчитывать до 1200 и более иллюстраций, карт, схем, рисунков, миниатюр, чертежей, планов и т.п.

Все эти материалы можно расположить в хронологической или тематической последовательности и в зависимости от целей и этапов урока использовать в педагогической практике.

Диапазон и разнообразие форм использования ЭБНП огромен. С её помощью решаются различные педагогические задачи и на уроке в деятельности учителя (объяснение нового материала, закрепление и контроль), и в деятельности учащихся (самостоятельная работа, самоконтроль), и во внеклассной работе (проекты, презентации), и при дистанционном обучении. Формы применения ЭБНП также разнообразны: от создания слайд-шоу и исторических игр до учебных программ для подготовки к ЕГЭ. Поле для творческой деятельности довольно обширное, тем более что большинство учащихся с интересом относится к этим новым для них формам обучения и контроля с использованием ИКТ.

Следующим шагом в разработке собственных ЭСУН может стать создание так называемых слайд-шоу по какой-то конкретной тематике, например, «Смутное время». Опираясь на материалы ЭБНП, используя Интернет-ресурсы и ИКТ, учащиеся старших классов под руководством учителя истории подбирают необходимый материал, составляют хронологически выверенный видеоряд, пишут к нему текст, синхронно наговаривают его, подбирают музыкальное сопровождение и соединяют всё это в 10-минутное слайд-шоу, которое можно использовать на уроках истории и во внеурочной деятельности. В данном случае можно решить сразу несколько педагогических задач: создать тематическую видеотеку, усилить мотивацию к изучению истории у широкого круга учащихся, стимулировать здоровое соревнование учеников разного возраста в создании новых ЭП и, конечно же, развивать у них навыки самостоятельной творческой работы (опыт работы сценариста, режиссёра, редактора, дизайнера и т. п.)

При разработке и создании более сложных электронных пособий для обучения и контроля с использованием ИКТ можно заручиться поддержкой учителя информатики, что создаст прочные межпредметные связи и обогатит педагогический опыт учителей. Как правило, помощь учителя информатики требуется при создании программной оболочки, разработки компьютерного дизайна и других специфических вещей, необходимых при создании ЭСУН, способного осуществить промежуточный и итоговый контроль знаний учащихся, а также при создании программы дистанционного обучения. Учитель информатики или программист создаёт электронную оболочку с заданными параметрами, заявленными учителем истории, и затем с привлечением творческого потенциала учащихся электронная оболочка наполняется материалами исторического содержания. Такая совместная работа даёт очень плодотворные результаты в виде новых и разнообразных педагогических форм обучения и контроля. Работая в этом направлении, можно создавать электронные контрольно-измерительные материалы промежуточного и итогового характера к учебным пособиям, которые использует учитель.

Это могут быть и тесты, и исторические кроссворды, исторические игры, и различные виртуальные задания на знание предмета, сообразительность, находчивость и т.п. (см. Сайт Республиканского центра экспертизы мультимедиа и телекоммуникаций в образовании www.mto.ru раздел «Другие проекты», «Коллекция авторских образовательных проектов — победителей конкурса НФПК»).

Учитель истории может стать автором электронного учебного пособия. Для этого ему нужно написать сценарий и найти программиста или издательство, которые помогут осуществить эту идею. Это можно сделать и используя только школьный потенциал, уже осуществлённые наработки по предмету. Можно соединить в единое целое материалы ЭБНП, слайд-шоу, фрагменты электронного издания, список литературы, систему интерактивных ссылок и разместить это в определённой электронной оболочке.

Конечно же, при создании ЭСУН необходимо придерживаться стандартов содержания исторического образования, раскрывать многофакторность исторического процесса и т.д.

И, наконец, исходя из современных реалий, учителя истории и информатики, объединив свои усилия, в состоянии создать собственную электронную программу для подготовки к ЕГЭ по истории и обществознанию. Само собой разумеется, что всю эту работу по созданию школьных ЭСУН можно проводить как последовательно, так и параллельно, создавая и ЭБНП, и программу для подготовки к ЕГЭ одновременно.

Основываясь на собственном опыте, могу с уверенностью сказать, что, проделав необходимую подготовительную работу по сбору и систематизации необходимой информации, привлекая к этому учащихся школы, используя современные возможности ИКТ, учитель в своей школе в состоянии создать собственные ЭСУН и осуществить подготовку к ЕГЭ. Всё это можно создавать с учётом регионального и субрегионального компонента на базе тех учебных пособий, которые используются в конкретных учебных заведениях. Думается, что ЭСУН могут стать существенным подспорьем в преподавании истории и других общественных дисциплин в российских школах.

Николай МЕДНИКОВ,
учитель истории,
г. Москва

TopList