Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «История»Содержание №22/2008
Рецензия

Россия советская и «иная»

Пушкарёв Б.С. Две России ХХ века.
Обзор истории 1917—1993.
Соавторы К.М.Александров,
С.С.Балмасов, В.Э.Долинин,
В.Ж.Цветков, Ю.С.Цурганов, А.Ю.Штамм.
М., Посев, 2008. 592 с.


Казалось бы, по истории России советского периода существует обширная литература. Однако книга, о которой пойдёт речь, заметно отличается от предшествующих. Прежде всего, стоит отметить, что в ней не только непредвзято (чего нельзя сказать о большинстве современных учебников и учебных пособий) показана история страны Советов, но и повествуется о народном сопротивлении тоталитарному режиму. «В течение 77 лет, наряду с советской Россией, — отмечает автор, — существовала и “иная Россия”, сперва белая и повстанческая, потом “та, что на Колыме и в Соловках”, потом под оккупацией во время войны, и все эти годы — в подполье и в эмиграции».

Кроме того, стоит сказать и о том, что книга «Две России ХХ века» — своего рода продолжение работ известного историка Сергея Германовича Пушкарёва (1888–1984) «Обзор русской истории» и «Россия 1801–1917». Обе доводят читателя до 1917 г. «Дальнейший период, — пишет Б.С.Пушкарёв, — был для моего отца уже не историей, а современностью, о которой он, за недостатком достоверных источников, не считал себя вправе писать. Так как сегодня любой курс по истории России включает весь ХХ век, хронологические рамки работ Сергея Пушкарёва ограничивают пользование ими в качестве учебных пособий, и настоящая работа может это ограничение снять».

Работая над книгой, Б.С.Пушкарёв и его соавторы изучили и использовали весьма обширную и разнообразную (а главное — добротную), в том числе и зарубежную литературу, что, несомненно, отразилось на высоком качестве их труда.

Работа чётко структурирована и состоит из введения, пяти частей, разделённых на параграфы, заключения и приложений. Хотелось бы остановиться на основных разделах хотя бы конспективно.

Во введении даётся краткий, но довольно ёмкий обзор истории развития России за два предшествующих века с точки зрения процесса урбанизации. Весьма доходчиво объясняются объективные и субъективные причины, приведшие в конечном итоге к свержению самодержавия в феврале 1917 г.

Далее, часть 1-я — «Гражданская война 1917–1922». В ней глубоко и всесторонне показан этот переломный и трагический для нашего Отечества период. Особое внимание уделяется ранее замалчиваемым, либо искажённым в угоду господствовавшей тогда идеологии вопросам, таким как революционная демократия, Белое движение, народные восстания, красный террор, эмиграция, цена Октябрьского переворота.

Во 2-й части — «Становление сталинского строя: 1923–1938» — рассматривается межвоенный период, когда окрепла тоталитарная система и сложился культ личности Сталина. Здесь также подробно и объективно освещаются наиболее злободневные проблемы того периода: сопротивление в годы нэпа, «вторая гражданская» (массовое сопротивление крестьянства сталинской коллективизации), «архипелаг ГУЛАГ».

С большим интересом читается 3-я часть — «Вторая мировая и после неё: 1939–1952», — где перед читателями разворачивается широкая панорама «сороковых роковых» и первых лет холодной войны. Особое внимание уделено таким достаточно спорным проблемам, как оккупация и «третья гражданская» война, освободительное движение, эмиграция в послевоенные годы, послевоенное сопротивление. Не со всеми суждениями о них авторов, кстати, можно согласиться.

Говоря о 4-й части — «Послесталинское время 1953–1985» — хочется обратить внимание на то, что она содержит довольно редкую информацию. К ней относятся такие сюжеты, как восстания в лагерях (знакомые среднестатистическому читателю в основном по художественным произведениям А.И.Солженицына и В.Т.Шаламова), сопротивление в Восточной Европе, независимое общественное движение, эмиграция в послесталинские годы.

И, наконец, заключительная, 5-я часть — «Падение советской власти 1986–1993» — повествует о событиях не столь далёких. Но что реально знает о них наш современник? Скорее всего, в его восприятии — это лишь хаотический калейдоскоп событий. Одни из них запомнились лучше, другие — хуже, а о многих он вообще не слышал. Здесь же образовавшийся пробел восполняется. Перед читателем — стройный, последовательный рассказ о последних годах советской власти, в котором чётко и ясно излагаются причины, приведшие к развалу режима и роль в этом российского общества.

Новаторским можно назвать заключение — «Первые годы новой России». Оно охватывает период с 1994 по 2005 г. и показывает современное состояние страны и общества, а также перспективы будущего развития.

Таково в общих чертах содержание этого тщательно проработанного труда.

Не хочется оставить без внимания и такой факт — при чтении книги бросается в глаза обилие цифрового материала буквально на каждой странице. «В большей мере, чем принято, — подчёркивает эту особенность своей работы Б.С.Пушкарёв, — текст опирается на цифры. Советское время породило множество фиктивных цифр, которыми порой легкомысленно бросались авторы в стране и за рубежом. Мы хотели хотя бы частично выявить ряды данных, которые можно считать надёжными, и наглядно представить их в графиках».

Кроме того, в книге содержится около 40 карт и диаграмм, что также повышает её научную значимость и информативность. И, наконец, она прекрасно иллюстрирована многочисленными фотографиями, плакатами, репродукциями.

Энциклопедический характер труду придают приложения. Так, в «Хронологии за 77 лет (1917–1993)» перечислены все наиболее важные события отечественной истории того периода, а в «Указателе имён лиц, упоминаемых в тексте» содержатся краткие сведения примерно о 760 упоминаемых в тексте исторических деятелях.

Что касается аудитории, для которой предназначена эта работа, соавторы Б.С.Пушкарёва отмечают: «Книга подготовлена для российской высшей школы. Её можно использовать в качестве дополнительной учебной литературы во время лекций и семинаров, а также для самостоятельной работы. Предполагается её использование в курсах: История России, Новейшая история Отечества, Историография и источниковедение новейшей отечественной истории, История культуры. Помимо высших учебных заведений книга может быть рекомендована для факультативного изучения Новейшей отечественной истории в старших классах средней школы как пособие для преподавателей и учащихся (в частности, в кадетских корпусах, православных гимназиях), для деятелей молодёжных организаций». И от себя добавим — и для всех интересующихся историей нашей страны, т.к. издание написано хорошим литературным языком, читается с интересом, материал легко и быстро усваивается и запоминается.

В заключение хотелось бы привести слова Б.С.Пушкарёва: «История России ХХ века, особенно история тридцатипятилетия с 1917 по 1952 г., предельно трагична, и изучать её — мучительно больно. Поэтому многие ничего не хотят о ней знать. Но если потомки не будут сопереживать своим предкам — муки предков окажутся напрасными. Сопереживание нужно для исторического единства нации. Единство нельзя строить на лакированных мифах — мифы всё равно распадутся. Её можно строить лишь на логике истины».

Сергей БАЗАНОВ,
доктор исторических наук
(Институт российской истории РАН)

TopList