© Данная статья была опубликована в № 12/2008 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 12/2008
  • В лабиринте знаний

     

    В ЛАБИРИНТЕ ЗНАНИЙ

    Методическая разработка интеллектуальной командной игры.
    8—11 классы

    Профилизация и модернизация российского образования предполагают расширение возможности интеграции предметов школьной программы. Наибольшие перспективы, на наш взгляд, открываются в тесной взаимосвязи таких дисциплин, которые рассматривают человека всесторонне, как существо биологическое и социальное. Именно сам человек, его взгляды на окружающий мир, его деятельность во времени и пространстве наиболее близки и понятны учащимся, соответствуют их потребностям в социализации и адаптации. Современный цивилизационный и культурологический подход к объяснению истории человечества невозможно обосновать без знания природно-географических факторов и биологических особенностей развития человечества, те, в свою очередь, нельзя объяснить, не зная основ химии, а современные экологические, демографические, социально-экономические проблемы трудно понять в отрыве от исторического и политического процесса.

    Интеграция этих знаний (исторических, географических, химических и биологических) может осуществляться как на уроках, так и во внеучебное время. Одна из таких возможностей — проведение познавательных мероприятий игрового характера, в которых объединяющим, стержневым элементом является история — история научных открытий, человеческой цивилизации.

    К таким мероприятиям относится интеллектуальная командная игра «В лабиринте знаний». Она может проводиться в старших классах для обобщения и презентации знаний во время проведения Недели естественных и обществоведческих дисциплин в школе.

    Существенным преимуществом является то, что игра не требует длительной специальной подготовки, так как учащиеся в ходе её активизируют в основном уже имеющиеся у них знания основ различных школьных предметов и логическое мышление. Примерно за неделю до игры ученики и преподаватели создают команды для проведения конкурса.

    В конкурсе участвуют команды по 5 человек, от 4-х и более старших классов (9—11-е классы). Выбирается капитан команды. Зрителями и вместе с тем участниками конкурса являются одноклассники соревнующихся команд.

    Конкурс проводят учителя соответствующих дисциплин. Один из них является ведущим. Для подведения итогов выбирается жюри из преподавателей или наиболее подготовленных учеников.

    Конкурсное время — 1 час.

    Цель проведения игры: активизировать знания по географии и истории, химии и биологии, прочувствовать взаимосвязи между ними; дать возможность учащимся проявить находчивость, чувство юмора, смекалку, творческую активность; заинтересовать школьников в получении дополнительных сведений; воспитывать уважение к обществоведческим и естественнонаучным дисциплинам; способствовать укреплению классного коллектива на основе совместной деятельности и сопереживания зa свою команду.

    Оборудование. Конкурс проводится в актовом зале, который можно оформить атрибутами соответствующей тематики (большой глобус или физическая карта мира, портреты исторических деятелей, учёных, путешественников, исторические карты, таблица химических элементов и т.п.). Потребуются также карточки разного цвета с номерами заданий, бланки итогового листа ответов для участников и жюри, хронометр, табло результатов, игровые столы для участников команд, желательно также использовать компьютерную и проекционную аппаратуру, музыкальное сопровождение.

    ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА

    Первый тур. «Проверим знания» (1 мин. для ответа на вопрос). Команды (их пять) получают «Лист ответов», куда записывают свой вариант ответа на вопросы ведущего. Затем сдают его жюри, которое подсчитывает набранные баллы. Ведущий задаёт командам два вопроса по разным учебным дисциплинам. Команды получают 1 балл за каждый правильный ответ.

    Четыре команды, набравшие большее количество баллов, выходят в следующий тур.

    Второй тур. «Покажем знания» (1 мин. для ответа на один вопрос). Команды, вышедшие во второй тур, занимают места за своими игровыми столами. Капитаны команд поочерёдно выбирают карточки 4-х цветов (по числу дисциплин) с номерами заданий, которые затем оглашаются ведущим; команда совместно обсуждает вопрос, затем капитан указывает на участника, который будет давать ответ. Всего каждой команде предлагается ответить на три вопроса. Команды получают 2 балла за правильный ответ.

    Команда, набравшая меньшее количество баллов, не выходит в следующий тур. При равенстве очков ведущий задаёт дополнительные вопросы до выявления аутсайдера.

    Третий тур. «Удивим знаниями» (до 1 мин. для ответа на один вопрос). Команды действуют в режиме брейн-ринга. Им необходимо раньше соперников дать ответ на вопрос ведущего. Капитан извещает ведущего о готовности ответить поднятием руки. Если команды не дают знак готовности в отведённый период времени, ведущий «снимает» вопрос с конкурса. Всего будет предложено ответить на 8 вопросов. За правильный ответ команда получает 3 балла. В том случае, если первая команда даёт неверный ответ, то вторая может предложить свой вариант. Если он правильный, то второй команде прибавляется 2 балла, а третьей — только 1 балл. В финал выходят две команды, набравшие большую сумму баллов.

    Четвертый тур. «Мы знаем всё!». Блиц-турнир. (2 мин. для каждой команды). Команда за отведённое время должна дать как можно больше правильных ответов на вопросы ведущего. За правильный ответ команде зачисляется 1 балл. В состязании выигрывает команда, получившая большее количество баллов по итогам всех туров.

    ХОД ИГРЫ

    Ведущий объясняет цели и сущность интеллектуальной игры, представляет команды, капитанов. Сначала все команды компактно располагаются в зале или в большой аудитории, так как первый тyp, по существу, является отборочным. Капитаны команд получают «Лист ответов», где участники кратко отвечают на вопросы ведущего. Затем капитан команды отправляет «Лист ответов» на стол жюри для подсчёта набранных баллов.

    1-й тур. «Проверим знания»

    1. Что великий Леонардо да Винчи назвал соком жизни? (Воду.)

    2. Он спал 33 года, а потом проснулся и даже угодил на знаменитую картину B.M.Васнецова. Кто это? (Илья Муромец.)

    3. В древнегреческой мифологии он — один из богов старшего поколения, а чем он является в химии? (Химический элемент — титан.)

    4. Пётр I накануне решающей битвы сказал: «Господа.., может быть, ещё побьют нас, но у них мы научились побеждать». Кто дал русским такой урок? (Шведы.)

    5. Этот северный полуостров дал название химическому элементу. (Скандинавский, скандий.)

    6. Из всех земных существ пройти тест «зеркала», т.е. распознать самого себя, способны только человек, орангутанг, шимпанзе и ... Кто ещё? (Дельфин.)

    7. Итальянский путешественник Марко Поло писал: «В Китае жильё отапливают ... камнем, oгонь от которого сильнее, чем от дров». Какое это топливо? (Каменный уголь.)

    8. На территории бывшего СССР было два наиболее древних языка. Один — грузинский, а какой второй? (Армянский.)

    9. Восточный философ Абу-аль-Фарадж уподобил стадии опьянения человека поведению разных животных: сначала — величавый павлин, затем — смешная обезьяна, потом — воинственный лев, а в конце — ... Кто? (Грязная свинья.)

    10. Этот цветок выращивали в Индии, а войны из-за продукта, произведённого из него, вели в XIX в. в Китае. Какое общее название получили эти войны? (Опиумные.)

     

    ТУР 1. ПРОВЕРИМ ЗНАНИЯ

    Лист ответа команды _______ класса

    № вопроса Ответ команды Кол-во баллов
    (заполняется жюри)
    1    
    2    
    3    
    4    
    5    
    6    
    7    
    8    

    Далее ведущий объявляет правильные ответы и комментирует их. Жюри подводит итоги I тура, в следующий этап выходят четыре команды, набравшие большую сумму баллов.

    Затем участников команд приглашают занять свои места за игровыми столами, а ведущий объясняет условия следующего конкурса «Покажем знания». Капитаны или представители команд поочередно подходят к столику жюри и берут карточки с номерами вопросов. Синий цвет карточки предполагает задание из области географии, зелёный — биологии, красный — истории, а белый — химии. Участникам предлагается дать ответы на три вопроса.

     

    ТУР 2. ПОКАЖЕМ ЗНАНИЯ

    1. Биология. Их равное количество у геометрического тела — куба и в теле человека, Сколько их? (12 рёбер.)

    2. Химия. Этот химический термин является одним из самых распространённых. В переводе на русский язык он означает «сильный, здоровый». Какое это понятие? (Валентность.)

    3. География. Известно, что земные сутки длятся на экваторе 24 часа, а какова их продолжительность на Северном полюсе? (Везде одинакова — 24 часа.)

    4. История. Она началась осенью, а завершилась весной, но в российской истории получила название «зимняя». Что это? (Советско-финляндская война 1939—1940 гг.).

    5. Биология. Если королёк — самая маленькая птица в России, то какая самая большая в мире? (Африканский страус.)

    6. Биология. Не рыба, а птица, но крылья в чешуе. (Пингвин.)

    7. География. Всё живое, попадая в это озеро на острове Сицилия, погибает, поэтому ему дали соответствующее название. Какое? (Озеро Смерть.)

    8. История. За всю историю существования Военного ордена Георгия Победоносца его полных кавалеров было всего четверо. Всe они — фельдмаршалы: Барклай де Толли; Паскевич-Эриванский; Дибич-Забалканский и ... А кто же ещё? (М.И.Кутузов.)

    9. География. Что означает поднятый флаг над Букингемским дворцом в Лондоне? (Королева находится дома.)

    10. География. Если с Вашингтоном она равна 1, то сколько она стоит с Франклином? (100; банкнота в сто долларов — с портретом государственного деятеля США.)

    11. Химия. Он входит в состав любого органического вещества (Углерод.)

    12. Биология. Если «био» означает «живой», то что значит «вирус»? (Яд.)

    13. География. Щит на гербе Австралии держат два местных животных — справа кенгуру, а кто слева? (Страус эму.)

    14. История. Раньше там жили индейцы, а сейчас — это самая густонаселённая испаноязычная страна мира. Какая? (Мексика.)

    15. География. С.Цвейг писал: «если Колумбу принадлежит заслуга подвига, то ему... принадлежит заслуга осмысления подвига». Кто этот человек? (Америго Веспуччи.)

    Участники игры отвечают на вопросы, а жюри начисляет баллы. После их подсчёта объявляются три команды, которые будут принимать участие в следующем туре.

    Ведущий напоминает, что цена правильного варианта ответа возросла до 3 баллов.

     

    ТУР 3. БРЕЙН-ТУРНИР УДИВИМ ЗНАНИЯМИ

    1. Последний год Первой мировой войны положил начало ещё общеевропейской трагедии, приведшей к гибели почти в 5 раз большего количества людей, чем в годы самой войны. Что это было? («Испанка» — пандемия гриппа — 40 млн погибших.)

    2. В XVIII в. популярным видом мужской одежды был камзол с удлинёнными спереди и укороченными сзади полами. Но удлинённые полы мешали кавалеристам при верховой езде, поэтому их стали подрезать. Отрезанным частям было найдено оригинальное применение — и тем самым был создан новый тип верхней части костюма. Какой? (Фрак — отрезанные части пришивали сзади.)

    3. Всего в неё входят 66 книг, 39 — в наиболее древнюю часть, а остальные в новую. На русский язык она была полностью переведена только в XIX в. Назовите это многотомное произведение? (Библия.)

    4. По-гречески он называется «лёд», а особый блеск ему придаст содержание свинца. Что это за материал? (Хрусталь.)

    5. Когда он разливается, то вода становится сначала зелёной, а затем красной, а земля, по которой он протекает, получила у местных жителей название «Чёрная». О какой стране идет речь? (Египет, река Нил.)

    6. В честь победы русских в Чесменском сражении над турецким флотом была выбита медаль. На её лицевой стороне изображён портрет Екатерины Великой, а на обратной — османский флот и выразительная надпись, лаконично отражающая итог этого события. Какая это надпись? («Был».)

    7. В 1807 г. был введён знак отличия Военного ордена Победоносца Георгия для награждения унтер-офицеров и солдат. Он изготавливался в двух вариантах: в виде креста и 8-угольного щита. Кому вручался второй вариант ордена? (Российским воинам-мусульманам.)

    8. В 1739 г. при императрице Анне Иоанновне состоялась грандиозная женитьба шута князя Голицина. Для этого был сооружён целый дворец. Из какого оксида он был изготовлен? (Оксида водорода — воды, дворец был сделан изо льда.)

    9. В США их разводят на специальных фермах, во Франции их зовут «Божий зверь», в Англии — «Птичка Богородицы», а как их называют в России? (Божья коровка.)

    10. Характеризуя эту европейскую столицу, Пётр I сказал: «Город этот рано или поздно претерпит вред от излишней роскоши ..., a от вони вымрет». Какой город удостоился такой нелестной оценки российского царя? (Париж.)

    По итогам этого конкурса в финал интеллектуальной игры выходят две лучшие команды, которые и участвуют в последнем туре игры — блиц-турнире «Мы знаем всё!».

     

    ТУР 4. БЛИЦ-ТУРНИР МЫ ЗНАЕМ ВСЁ!

    1. Самый большой океан? (Тихий.)

    2. Высший гражданский чин в петровской Табели о рангах? (Канцлер.)

    3. Какая кислота содержится в желудочном соке? (Соляная.)

    4. Кто составил первую карту части побережья Латинской Америки? (X.Колумб.)

    5. Вещество, ускоряющее химическую реакцию (Катализатор.)

    6. В какое время года произошло «Ледовое побоище»? (Весной.)

    7. Как у нас называются цифры, которые изобрели в Индии? (Арабские.)

    8. Самая «молодая» религия? (Ислам.)

    9. Самый лёгкий газ? (Водород.)

    10. Грозным у него было прозвище, а каким по счёту было его имя? (Иван IV.)

    11. Оксид водорода? (Вода.)

    12. Столица первой республики на Руси? (Новгород.)

    13. Вещество в крови, переносящее кислород? (Гемоглобин.)

    14. Какую страну он объединил «железом и кровью»? (Бисмарк Германию.)

    15. Сколько пар ног у насекомых? (Три.)

    16. В США первым был Вашингтон, а кто в России? (Президент Б.Н.Ельцин.)

    17. Кто называл свою страну Эллада? (Древние греки.)

    18. Что не различает дальтоник? (Цвет.)

    19. Во Франции её в 1804 г. основал Наполеон, а кто создал её в России? (Империю — Пётр I.)

    20. В древности их было 7. До наших дней сохранилось только одно. Какое? (Чудеса света — египетские пирамиды.)

    21. Кто сказал: «Могущество Российское прирастать будет Сибирью»? (Ломоносов.)

    22. С каким государством Россия имеет самую короткую сухопутную границу? (КНДР.)

    23. Какие точки земли имеют только одну географическую координату? (Северный и Южный полюса.)

    24. Мореплаватели какой страны ещё в древности первыми обогнули Африку с юга? (Финикии.)

    25. «Медный» остров. (Кипр.)

    26. Что называют «лёгкими планеты»? (Леса.)

    27. Коренное население Антарктиды. (Нет.)

    28. Самый большой остров России? (Сахалин.)

    29. Какой газ выделяют растения при фотосинтезе? (Кислород.)

    30. Каким веществом «обжигает» крапива? (Муравьиной кислотой.)

    31. Что древние греки называли «великой рекой, обтекающей всю Землю»? (Океан.)

    32. Какое животное длиннее всего «раскатало губу»? (Слон.)

    33. У человека она четвёртая и самая редкая. Что это? (Группа крови.)

    34. Исследователь Ушаков назвал это природное явление «улыбкой Арктики». (Северное сияние.)

    35. В китайской поговорке: «Царь растений — женьшень», а кто царь зверей? (Тигр.)

    Подведение итогов. Награждение команд и участников.

     

    Итоговая таблица результатов интеллектуальной игры
    «В лабиринте знаний»

    Название конкурса Количество баллов
    Класс Класс Класс Класс Класс Класс
    1. «Проверим знания»            
    2. «Покажем знания»            
    3. «Удивим знаниями»            
    4. «Мы знаем всё!»            
    Итого            
    Место            

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Балязин В.Н. Тысяча сюжетов русской истории. М., 1995.

    2. Безруков А., Пивонарова Г. Занимательная география. М., 2002.

    3. Гаспаров М.Л. Занимательная Греция: Рассказы о древнегреческой культуре. М., 1998.

    4. Драхлер А.В. Кроссворды по истории Древнего мира. М., 2005.

    5. Литвинов А.В. История становится ближе: Задачник. M., 1996.

    6. Мельников А.А. Историко-географический калейдоскоп. // История. 2004, № 20.

    7. Рыжов К.В. Все монархи мира. Западная Европа. М., 2001.

    8. Рыжова С.О., Рыжов В.А. Викторина «Своя игра» // Преподавание истории и обществознания в школе. 2001, № 1.

    9. Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. М., 2000.

    10. Энциклопедия российской монархии. Под ред. В.Бутромеева. Екатеринбург, 2002.

    Алексей МЕЛЬНИКОВ,
    учитель СОШ № 1 г. Нижнекамска имени Н.М.Максимова ,
    лауреат конкурса «Я иду на урок истории»

    TopList