© Данная статья была опубликована в № 12/2008 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 12/2008
  • Форсированная модернизация

     

    Форсированная модернизация

     

    Материал для подготовки урока по теме: «СССР в 1928—1938 гг.». 9 класс

    Все прогрессы реакционны,
    если рушится человек.
    А.Вознесенский

     

    Цель урока. Обобщение и закрепление темы «Сталинская модернизация в России», формирование у учащихся самостоятельных убеждений как основы их мировоззрения; умений сопоставлять события с их описанием в художественной литературе.

    Оборудование

    1. Схема «Модернизация 1928—1938 гг.».

    2. Таблица «Капитальные вложения в промышленность».

    3. Карта «Индустриализация в годы первых пятилеток».

    4. Схема «Социальная структура общества в 1930-е годы».

    5. Плакат «Сургут в 1930-е гг.».

    6. Плакаты и диаграммы по культуре.

    7. Исторические и литературные карточки (для каждого ученика).

    8. Сравнительная таблица «Модернизация 1928—1938 гг.» (для каждого ученика).

    Понятия: индустриализация, коллективизация, тоталитаризм, репрессии, культурная революция, элита, привилегии.

    Форма урока: урок-конференция.

    Вступительное слово учителя. История 1920—1930-х гг. нашей страны полна событиями, которые до сих пор вызывают много вопросов и неоднозначно оцениваются. Сегодня на уроке мы попробуем с вами воссоздать объективную картину модернизации в России через исторические документы и художественное изображение.

    Итак, тема урока: «Форсированная модернизация». В ходе урока вы должны привести доказательства, что модернизация была действительно форсированной, т.е. ускоренной, или привести другие точки зрения. (Запись темы урока и эпиграфа в тетрадь.)

    Перед нами сегодня выступят экономист, специалист по культуре и краевед. Также на уроке работает пресс-группа, в состав которой входит журналист, фотокорреспондент и художник. Они подведут итоги и осветят результаты нашей работы в экспресс-газете.

    Вы же свои результаты, свою точку зрения отразите в сравнительной таблице, которую будете заполнять на протяжении урока.

    Работать будете в парах: 1-й вариант отмечает в таблице (см. Приложение) позитивные стороны модернизации, 2 вариант – негативные.

    Учитель. К середине 1920-х гг., двигаясь на рельсах нэпа, экономика приблизилась к показателям 1913 г. Восстановление происходило быстро. На первый план выдвинулась задача строительства новых предприятий. Ведь страна по-прежнему оставалась аграрной. «Если исходить из имеющихся у нас заводов — социализма нам никогда не создать, — писал в то время председатель ВСНХ СССР Ф.Э.Дзерджинский. — И количественно и качественно они для этой цели не годятся».

    Вопросы ученикам

    • Когда был официально провозглашён курс на индустриализацию? (Декабрь 1925 г., XIV съезд ВКП(б)).

    • Дайте определение индустриализации.

    Выступление «экономиста»

    Учитель. Курс на индустриализацию был взят.

    Вопросы ученикам

    • Что говорит о форсированных темпах? (Досрочные 5-летки).

    • Что необходимо для реализации подобного плана в экономике? (Финансы, рабочие руки).

    Учитель. Обратим внимание на таблицу «Капитальные вложения в промышленность».

    Вопросы ученикам

    • Что происходит с вложениями? Какой можно сделать вывод? (Капитальные вложения в промышленность увеличились в 3, 4 раза.)

    • Назовите источники финансирования. (Хлебный экспорт; займы у населения: 1927 г. — 1 млрд, 1935 г. — 17 млрд; рост эмиссии; продажа сокровищ из музеев; налог на приусадебное хозяйство и подоходный с зарплаты, применение дешёвого труда рабочих, репрессированных и заключённых.)

    • Какая литературная и историческая карточки (см. Приложение) могут проиллюстрировать ваш ответ? (И — 1, Л — 2).

    • Быстрая индустриализация нужна прежде всего для создания мощной армии. Какие карточки отражают чудовищный размах гонки вооружений? (И — 2, Л — 1).

    • Какими методами пользовались для достижения целей? (И — 3, Л — 3).

    • Индустриализация, проведённая методом штурма, дала результаты. В докладе уже были приведены экономические итоги. А в каких карточках они отражены? (Л — 4, И — 4).

    Учитель. Какая безоблачная картина. Но у прессы есть другие данные.

    Выступление «журналиста»

    Писатель В.А.Каверин в начале 1930х гг. приехал в Магнитогорск, чтобы описать строительство «социалистического города». Город рос с поразительной быстротой, но по нему бродили умирающие от голода женщины — жёны или вдовы кулаков, работавших на стройках и умиравших где попало. Все говорило об отсутствии достоинства, в каждом слове чувствовался дух напряжённости, рабского подчинения. «Ясно видя прямую связь между ростом кладбищ и ростом комбинатов, я как бы старался не видеть эту связь и, стало быть, бродил по строительству с закрытыми глазами». Отразите в таблице свою позицию.

    Учитель. Модернизация коснулась и политической системы страны: складывается тоталитарный режим.

    Вопросы ученикам

    • Назовите основные его элементы.

    • Дайте определение тоталитарного государства.

    • Как в это время изменилась социальная структура общества?

    Факты «журналиста»

    Когда арестовали Г.Сокольникова и его жену, писательницу Г.Серебрякову, то их малолетняя дочь провела два дня в песочнице во дворе дома, где они жили, и никто из жильцов не подошёл к ней и не покормил, не приютил ребёнка.

    Четверо дядьёв литератора Льва Овруцкого были зачислены следователями в иранские шпионы. В живых остался только один, неграмотный извозчик... Вернувшись домой, он, увидев на столе племянника глобус, попросил: «Слушай, покажи мне, наконец, где этот Иран?»

    Вопросы ученикам

    • Можно ли назвать это общество справедливым? Своё мнение отразите в таблице 1.

    Учитель. О том, как развивался наш край, наш город в 1920—1930-е гг. расскажет краевед.

    Выступление «краеведа»

    Учитель. В 1930-е гг. произошла ещё и «культурная революция». Об этом нам расскажет специалист по культуре. А все не забывают заполнять таблицу.

    Выступление «специалиста по культуре»

    Учитель. А теперь вновь обратимся к эпиграфу урока. (Прочитать.) Что же является главной ценностью?

    Ученики. Жизнь человека. Его свободы и права.

    Учитель. На следующем уроке мы с вами узнаем, как отразились все эти события на внешней политике СССР. А сейчас — результат работы пресс-группы.

    На доску вывешивается
    экспрессгазета с обзором хода урока.
    Проверяются устно, а затем собираются
    таблицы для выставления оценок.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1
    исторические Карточки

    Карточка 1

    Источники финансирования:

    1. Полное контролирование всех государственных средств и средств предприятий, которым было запрещено самостоятельно распоряжаться прибылью.

    2. Отмена «сухого закона», введение госмонополии на торговлю спиртным.

    3. Многочисленные, в основном принудительные займы на индустриализацию у населения.

    4. С конца 1920-х гг. началось обесценивание денег, их эмиссия, что давало дополнительные доходы, а заодно обесценило и долг населению.

    5. Фактическое понижение зарплаты, поскольку до 1935 г. существовала карточная система, а перед войной стала вводиться вновь (люди тяжёлого физического труда получали 1 кг хлеба в день, остальные рабочие — 800 г, прочее население — 400  г.)

    6. За границу было продано много культурных ценностей, в т.ч. церковных.

    7. Налог на приусадебное хозяйство и подоходный с зарплаты.

    8. Важнейшим было полное изъятие из колхозов (практически бесплатно) зерна и другой сельхозпродукции и продажа части её за границу.

    9. Крайне важно было применение дешёвого труда рабочих, без чего индустриализацию было не осуществить (в города хлынули миллионы крестьян, спасаясь от раскулачивания и колхозов, что сделало труд дешёвым). Ещё дешевле был труд миллионов репрессированных и заключённых.

    Карточка 2

    В 1937 г. в СССР ассигнования на оборону составили 17,5 млрд руб. вместо запланированных 4,3  млрд руб. Перед войной среднегодовой рост военной продукции составлял 39%! Но основа военной мощи СССР была заложена уже в первой пятилетке. За эти 4 года производство самолётов выросло в 4,5 раза, пулемётов в 3,5 раза, снарядов в 5—6 раз. А во вторую пятилетку выпуск боевых самолётов возрос в 7,5 раз, военных кораблей в 3 раза, боеприпасов почти в 5 раз, танков вдвое и т.д. Уже в 1933 г. ЦК партии с гордостью заявлял, что СССР способен производить в массовом масштабе всё современное вооружение для обороны.

    Карточка 3

    1. Использование принудительного труда. С конца 1920-х гг. во всё возрастающем объёме использовали труд заключённых, репрессированных, раскулаченных. Нередко прибегали к методам «народных строек», т.е. выгоняли население определённых областей на бесплатную работу. Широко были распространены субботники, воскресники и прочие обязательные мероприятия, десятки миллионов крестьян также работали почти бесплатно, получая в лучшем случае несколько килограммов зерна на трудодень.

    2. Постоянное усиление эксплуатации рабочих и служащих. Оно заключалось в прямом увеличении рабочего дня и недели. Социалистического соревнование, различное ударничество, Стахановское движение и т.п. имели целью увеличить выработку, заставить людей работать больше, интенсивнее, на износ. В конце 1930-х гг. идёт постоянное ограничение рабочих в праве свободного трудоустройства. Незадолго перед войной вышел указ, который окончательно запретил работникам покидать предприятие без разрешения администрации. За опоздание (более 20 мин.) и прогулы грозило уголовное наказание. Недаром ВКП(б) в народе расшифровывали как Второе Крепостное Право большевиков.

    3. С первыми двумя тесно связан метод использования страха и обмана, применяемый с тем, чтобы заставить и побудить людей работать. С помощью пропаганды людям постоянно внушалась мысль, что они строят «светлое будущее» для себя и своих детей, что нужно потерпеть, поработать на благо страны. Насаждалась мысль, что человек должен служить не себе (своим наклонностям, интересам, семье, обществу, как он сам понимает), а должен служить партии и правительству.

    4. Метод развития производства вширь (экстенсивный). Для расширения производства использовалось аграрное перенаселение в деревнях, так как крестьяне (особенно молодёжь) были рады вырваться из колхозного рабства. Производительность труда в ряде отраслей росла медленно, приходилось увеличивать производство за счёт привлечения новых рабочих. Перед войной это дело было поставлено на поток с помощью ФЗУ. За 10 лет с 1928 г. численность рабочих возросла почти в три раза (с 4,5 млн до 12,5 млн человек), городского населения — в два раза. Квалификация быстро растущего числа специалистов была низкой. Практиковалась также беспощадная эксплуатация природных ресурсов, особенно лесных.

    5. Концентрация всех сил и ресурсов на определённом направлении за счёт ограничения потребления и менее значимых производств.

    Карточка 4

    1. Создание мощной тяжёлой и военной промышленности, которая помогла создать сильную и современную армию.

    2. СССР стал способен самостоятельно производить многие виды машин и оборудования, в основном обеспечивал себя топливом и металлами.

    3. Началась механизация сельского хозяйства, подлинная электрификация страны.

    4. В несколько раз увеличилась численность рабочих, городского населения, был создан инженерный корпус (почти 300 тыс. перед войной). Многие города приобрели иной облик и статус.

    5. Сделаны были первые шаги в индустриализации промышленно отсталых республик (Казахстана, Средней Азии, Закавказья), создано много предприятий на Востоке страны.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 2
    Литературные Карточки

    Карточка 1

    В статье, посвящённой XXII годовщине Октября, говорилось: «Этот год шёл под знаком решительного наступления на капиталистические элементы города и деревни. Мы будем и дальше продолжать это наступление, конечно, не подрывая при этом производственных возможностей деревни. При наших колоссальных цифрах в индустрии СССР может не только наступать на капиталистические элементы внутри страны, но и с честью держать оборону от внешних капиталистов. Об этом говорят огромные достижения в области оборонной промышленности...»

    Из романа «Люди из захолустья» А.Малышкина

     

    Карточка 2

    В газете Соустин прочёл: «Посевная площадь колхозов увеличивается с 4,3 млн га до 15 млн га». Сестра о том же писала, и, как всегда, жалобно было писание, что в Мшанске всё по-новому, и тоже тянут мужиков в колхоз. Пора бы денег ей послать...

    Соустин заметил:

    — Я получаю письма из провинции, из деревни. Там всё опять разворошено, как в восемнадцатом. Очевидно, революция, товарищ Калабух, не терпит длительных, спокойных передышек?

    Из романа «Люди из захолустья» А.Малышкина

     

    Карточка 3

    Морозов, выбравшись из-под груды повседневных мелочей, понял, что основная беда на строительстве — руководители.

    ...Захлёстнутые волнами планов, приказов, смет, ведомственных споров, балансов, они не умели... перешагнуть через бумажный поток к самой стройке, и там, на месте, в общении с замечательным коллективом строителей выступить настоящими организаторами настоящих дел...

    Пользуясь энтузиазмом молодёжи, руководители решили, что с созданием жилья можно потерпеть ради досрочного окончания строительства завода. Что двигало Вернером? Он говорил: «Построить завод раньше срока — для меня дело чести»... Он был честолюбив и самоуверен. Разве не честолюбивые планы заставили его забыть о людях, которые должны эти планы выполнить. Гранатов вообще говорил: «Построить, хотя бы на костях».

    Из романа «Мужество» В.Кетлинской

     

    Карточка 4

    Письмо, спрятанное в кармане, пришло сегодня утром. Оно было коротенькое, не очень грамотное, написанное торопливой рукой на листке школьной тетрадки:

    «Здравствуй, Серёжа! Я так за тебя рада...

    Я работаю, как прежде, но теперь — начальник сектора кадров и секретарь комсомола. Работы очень много, и есть достижения. Ты бы теперь не узнал нашего посёлка, всё переменилось. Горит электричество, на сопке, где парк культуры, устроили хороший стадион и детский городок. Комсомол вырос вдвое, ребят много новых...».

    Из романа «Мужество» В.Кетлинской

     

    ПРИЛОЖЕНИЕ 3

    Таблица. Модернизация: 1928—1938 гг.

      Позитивные черты Негативные черты
    Индустриализация    
    Коллективизация    
    Политическая и социальная система    
    Культурная революция    

    Елена ОСЬМАК,
    учитель истории,
     г. Сургут Тюменской обл.

    TopList