© Данная статья была опубликована в № 12/2008 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 12/2008
  • Царственный модуль Екатерины

     

    Царственный модуль Екатерины

    Модульная образовательная технология обучения
    Материал рекомендуется для подготовки урока по теме:
    «Внешняя политика Екатерины II и её основные направления». 7 класс

    Сегодня всем становится понятно, что российская школа стремительно меняется. Информационные и коммуникационные технологии формируют новую среду для жизни ученика, к нему начинают предъявляться особые требования. Это, прежде всего самостоятельность в приобретении знаний, умение применять их на практике; работа с различными видами информации (текстом, таблицами, графиками, картами и т.д.); развитие коммуникативных навыков и умение находить общий язык в различных группах.

    А.П.Антропов. Портрет Екатерины II. До 1773 г.
    А.П.Антропов.
    Портрет Екатерины II.
    До 1773 г.

    На фоне укрепляющегося ЕГЭ и профильного образования все чаще появляются сообщения о новых образовательных технологиях, которые позволили бы удовлетворить вышеперечисленные требования к ученику. Одной из таких новинок является модульное обучение (МО). В методической литературе МО представляет собой «группу технологий программно-целевого управления познавательной деятельностью обучающихся». Главным достоинством этой технологии является обучение школьников самостоятельной работе с информацией, ее интерпретации и преобразование в другие виды источников. Учитель выступает как консультант, координатор действий, стимулирующий активность учащихся. Материал урока структурируется в «технологической карте», где прописываются этапы работы учащихся на уроке, пошаговый контроль и самоконтроль с возможностью оценки уровня усвоения материала.

    • Постановка целей.

    • Получение учащимися банка информации (текст, таблицы, карты).

    • Методическое руководство учителя по достижению поставленных целей.

    • Осуществление самоконтроля учащихся.

    • Обмен информацией, подведение итогов.

     

    Технологическая карта урока

    Тема урока Внешняя политика Екатерины II (7-й класс)
    План урока 1. Основные направления и задачи внешней политики.

    2. Русско-турецкая война 1768—1774 гг.

    3. Русско-турецкая война 1787—1791 гг.

    4. Разделы Польши (Речи Посполитой).

    5. Борьба с революционной Францией.

    Форма урока Урок групповой работы с элементами лабораторной деятельности учащихся.
    Литература Учебник: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История государства и народов России. М., 2002. Параграф 32.
    Цели урока 1. Выработка навыков анализа и систематизации исторического материала, представленного в различных видах источников (текст, карта).

    2. Обучение самостоятельности в формулировке выводов, подготовке сообщений по теме и представлении результатов своей работы.

    3. Развитие умения выслушивать сообщения одноклассников и выделять главное.

    4. Развитие коммуникабельности и групповой сплочённости.

    Планируемые
    результаты
    изучения темы
    Учащиеся должны:

    — иметь представления об основных направлениях и задачах

    внешней политики Екатерины II;

    — знать события, которые способствовали решению задач на этих направлениях;

    — уметь показывать на карте территориальные изменения в России

    во время правления Екатерины II.

    Домашнее задание Учебник: параграф 32, вопросы и задания после параграфа.

    Перед началом работы
    учитель делит класс на 4 группы.

     

    ОБЩЕЕ ЗАДАНИЕ

    Определить основные направления и задачи внешней политики в период правления Екатерины II.

    Работа с учебником стр. 256—257.

    Работа с картой «Российская империя в 1762—1801 гг.» стр. 260—261.

    Результаты работы учащиеся заносят в тетради.

    Для продолжения работы группы выбирают одно из направлений внешней политики, получают задание и отрабатывают его в течение урока.

    Содержание учебного материала и заданий для групп.
    Руководство деятельностью

    ГРУППА А

    Цель: определить основные действия России на восточном направлении и их результаты.

    Вопросы

    1. Каковы причины начала Русско-турецкой войны 1768—1774 гг.

    2. Перечислите основные военные действия на суше и море охарактеризуйте их.

    3. Назовите итоги и условия мира Русско-турецкой войны 1768—1774 гг.

    Контроль: лист 1 (см. Приложение).

    Сражение при Кагуле
    Сражение при Кагуле

    Подготовьте сообщение для класса по выполненному заданию.

    стр. 257—258,

    стр. 260—261

    Составьте таблицу. В левой колонке: Причины войны; Дата; Событие; Главнокомандующий; Итоги. В правой: Ответы на вопросы.

    Выполните задание на листе 1 и сдайте на проверку.

    ГРУППА Б

    Цель: определить основные действия России на восточном направлении и их результаты.

    Вопросы и задания

    1. Каковы причины начала Русско-турецкой войны 1787—1791 гг.?

    2. Перечислите основные военные действия, охарактеризуйте их.

    3. Назовите итоги Русско-турецкой войны 1787—1791 гг.

    Контроль: лист 2 (см. Приложение).

    Генерал-фельдмаршал П.А.Румянцев-Задунайский
    Генерал-фельдмаршал
    П.А.Румянцев-Задунайский

    Подготовьте сообщение для класса по выполненному заданию.

    стр. 258—262,

    стр. 260—261

    Составьте таблицу. В левой колонке: Причины войны; Дата; Событие; Главнокомандующий; Итоги. В правой: Ответы на вопросы.

    Выполните задание на листе 2 и сдайте на проверку.

    ГРУППА В

    Цель: определить роль России в разделах Польши (Речи Посполитой).

    Вопросы и задания

    1. Назовите причины участия России в разделах Польши (Речи Посполитой).

    2. Какое влияние оказали эти разделы на развитие украинских и белорусских земель?

    3. Назовите итоги и значение этого исторического события для России.

    Контроль: лист 3 (см. Приложение).

    Подготовьте сообщение для класса по выполненному заданию.

    стр. 262—264,

    стр. 260—261

    В тетради укажите территории, отошедшие при разделах (даты разделов) следующим странам:

    Разделы; Дата; Россия; Пруссия; Австрия.

    Выполните задание на листе 3 и сдайте на проверку.

    Штурм Очакова 6 декабря 1788 г. Художник Я.Суходольский. ВИМАИВиВС (Артиллерийский музей). Санкт-Петербург
    Штурм Очакова 6 декабря 1788 г. Художник Я.Суходольский.
    ВИМАИВиВС (Артиллерийский музей). Санкт-Петербург

    ГРУППА Г

    Цель: определить роль России в отношениях с революционной Францией.

    Тадеуш Костюшко. Художник Андрей Бонавентура
    Тадеуш Костюшко.
    Художник Андрей Бонавентура

    Вопросы

    1. Какие причины побудили Екатерину II противодействовать влиянию Французской революции на Европу.

    2. Определите роль России в формировании антифранцузской коалиции.

    Контроль: лист 4 (см. Приложение).

    Подготовьте сообщение для класса по выполненному заданию.

    стр. 264—265,

    Выпишите в тетрадь причины противодействия России влиянию французской революции.

    Выполните задание на листе 4 и сдайте на проверку.

    В заключительной части урока учащиеся знакомят одноклассников с результатами работы в группах. Учитель подводит итоги урока, проверяет контрольные листы и оценивает работу учеников.

    Листы контроля

    Правильные ответы выделены жирным шрифтом.

    ЛИСТ1

    1. Русско-турецкая война 1768—1774 гг. началась:

    а) наступлением русских войск на турецкие укрепления в устье Дуная;

    б) походом крымского хана на южные районы Украины и их опустошение.

    в) военными действиями Турции против России на Кавказе;

    г) походом русских войск на Балканы.

    2. В Русско-турецкой войне принимали участие замечательные полководцы:

    а) А.В.Суворов; б) П.А.Румянцев;

    в) Г.А.Спиридов; г) П.С.Салтыков.

    3. Летом 1770 г. у рек Ларга и Кагул произошли сражения, в которых русские войска одержали победу над турецкими. Кто из русских командиров заявил тогда, что «слава и достоинство наше не терпит, чтобы сносить присутствие неприятеля, стоящего в виду нас, не наступая на него».

    а) П.А.Румянцев;

    б) А.В.Суворов;

    в) Г.А.Потёмкин;

    г) Н.И.Панин.

    4. По Кючук-Кайнарджийскому мирному договору к России отошли:

    а) территории между Бугом и Днепром, включая морское побережье;

    б) крепости в Крыму — Керчь и Еникале — и земли до Кубани;

    в) Крымское ханство объявлялось независимым от Турции, и Россия получала право частичного контроля в вассальных турецких княжествах — Молдове и Валахии;

    г) верно всё указанное.

    ЛИСТ 2

    1. Поводом к Русско-турецкой войне 1787—1791 гг. послужил ультиматум Турции, которая потребовала:

    а) возвращение ей Крыма;

    б) признание Грузии вассальным от Турции государством;

    в) досмотра всех русских судов, проходящих через черноморские проливы;

    г) верно всё указанное.

    2. Знаменитый полководец М.И.Кутузов участвовал в Русско-турецкой войне как:

    а) командующий гарнизоном крепости Кинбурн;

    б) командир одной из колонн при штурме Измаила;

    в) руководитель штурма Очакова;

    г) герой сражения на реке Рымник.

    3. Черноморский флот в России был создан:

    а) при Петре I, когда были построены корабли на верфях Воронежа;

    б) накануне Русско-турецкой войны 1768—1774 гг.;

    в) в 1770 г., когда российский флот был переправлен из Балтийского моря на Чёрное;

    г) накануне Русско-турецкой войны 1787—1791 гг.

    4. В Яссах Россия и Турция подписали мирный договор, в результате которого:

    а) Турция вернула крепость Кинбурн и земли между Бугом и Днестром;

    б) Россия получила земли между Южным Бугом и Днестром, Крым также был признан владением Российской империи;

    в) всё Черноморское побережье от устья Днестра до Крыма оказалось в пределах России;

    г) верно б) и в).

    ЛИСТ 3

    1. Россия долгое время выступала за территориальную целостность Польши, потому что:

    а) Польша долго находилась в зависимости от России;

    б) в составе Польши находились обширные территории, населённые украинцами и белорусами;

    в) на польские земли никто из соседних стран не претендовал;

    г) русская императрица и польский король были родственниками.

    2. В результате трёх разделов Польши:

    а) прекратились религиозные гонения на украинцев и белорусов;

    б) был сделан большой шаг к воссоединению восточнославянских народов;

    в) Россия обрела значительный участок побережья Балтийского моря и важную водную магистраль — Западную Двину;

    г) верно всё указанное.

    3. Тадеуш Костюшко — это:

    а) участник Французской революции;

    б) руководитель восстания в Польше;

    в) атаман Запорожской Сечи;

    г) руководитель украинского повстанческого движения.

    Провозглашение акта восстания и присяга Тадеуша Костюшки на Краковском рынке. 12 марта 1794 г.
    Провозглашение акта восстания и присяга
    Тадеуша Костюшки на Краковском рынке.
    12 марта 1794 г.

    4. Соотнесите колонки таблицы:

    I раздел Польши

    В результате раздела Польша прекратила своё существование.

    II раздел Польши

    Россия получила Восточную Белоруссию и Ливонию; Австрия — Западную Украину; Пруссия — польские земли, примыкающие к Балтийскому морю.

    III раздел Польши

    В разделе не участвовала Австрия; к Польше отошло Балтийское побережье; Россия получила
    Правобережную Украину и Белоруссию.

    ЛИСТ 4

    1. Известие о Французской революции 1789 г. вызвало в России:

    а) интерес и отклик среди образованной части общества;

    б) возмущение Екатерины II;

    в) небольшое восстание на окраинах империи;

    г) верно а) и б).

    2. После казни Людовика XVI правительство Екатерины II:

    а) приняло участие в борьбе с республиканской Францией;

    б) образовало союз монархов Европы для подавления французской революции;

    в) стало готовить 60-тысячную армию для похода против Франции;

    г) верно всё указанное.

    3. Поход корпуса А.В.Суворова для подавления Французской революции не состоялся из-за:

    а) противодействия придворных кругов;

    б) проволочек, чинимых генералитетом русской армии;

    в) смерти Екатерины II;

    г) верно всё указанное.

    4. После Французской революции в России:

    а) появились тысячи французских эмигрантов — сторонников старого режима;

    б) усилились гонения на прессу, печатавшую информацию о событиях во Франции;

    в) преследовалась продажа запрещённых цензурой изданий;

    г) верно всё указанное.

    Наталья ДОРОЖКИНА,
    лауреат конкурса «Я иду на урок истории»

    TopList