© Данная статья была опубликована в № 12/2008 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 12/2008
  • Ищу истину вместе с учениками

     

     

    Ищу истину вместе с учениками

     

    История по своему содержанию должна более других
    наук принимать в себя современные идеи.
    Т. Грановский

    Вот мне уже более сорока и почти половина из них — в школе… Вполне достаточно для того, чтобы задуматься: «А что же я успел сделать, что представляю собой как человек и как учитель?»

    Я родом из небольшого городка Вятские Поляны Кировской области. Должно быть, сама атмосфера этого старинного купеческого местечка сформировала мой интерес к прошлому, к истории. После окончания средней школы поступил в Казанский государственный университет на исторический факультет, где увлёкся археологией и историографией. Мечтал, что и в будущем буду заниматься любимым делом — наукой. Но после окончания университета по распределению был направлен в г. Нижнекамск и начал работать в средней школе №1 учителем истории и обществознания. Здесь я преподаю и поныне. За это время прошёл путь от молодого специалиста до учителя высшей категории.

    Подобно многим начинающим учителям, сначала мне не хватало не только знаний исторического материала, но и элементарных методических навыков. Казалось, с мечтой о научных поисках придётся расстаться: столько всего навалилось на молодого учителя. А тут ещё перестройка, затем коренная ломка структуры и содержания историко-обществоведческого образования!

    Постепенно пришло осознание того, что и школа даёт возможности самосовершенствования, понуждает искать новое, интересное, чтобы не стать для ученика скучным, ненужным учителем. Причём границы научного исторического поиска можно даже раздвинуть за счёт педагогики с её методологией и дидактикой. Осваиваясь в педагогическом пространстве, я пытался овладеть новыми методиками, вносил коррективы в уже имеющийся опыт, трансформируя его применительно к своему уровню теоретической подготовки, личным качествам, вырабатывая свои методологические подходы.

    Преподавание истории сегодня — это гигантский объём информации при минимальном количестве учебного времени. Кроме того, наш предмет находится в состоянии «перманентной революции», когда каждый учебный год приносит не частичные, а очень серьёзные изменения в структуру, содержание и методику. В таких условиях ответственность за интерпретацию событий прошлого ложится на нас, учителей, но я убеждён, что истину нужно искать вместе с учениками, сотрудничая с ними в этом нелёгком деле. Полагаю, что постигать историческую и обществоведческую науку можно и нужно через человеческое, личностное начало в ней. Поэтому главной задачей своей деятельности я поставил формирование интереса учащихся к истории, способности самостоятельно мыслить, добывать знания о прошлом. Помощником учителя в такой ситуации является личностно-ориентированное обучение. Эффективность такого подхода в условиях сжимающегося объёма учебного времени и стремительно увеличивающегося количества получаемой информации во многом зависит от способности преподавателя заинтересовать и даже заинтриговать, удивить ученика. Здесь на помощь учителю могут прийти многообразные типы занятий и внеурочных мероприятий в форме историко-познавательных игр. Игра как часть жизненного опыта школьника интересна и понятна ему. Полученные, закреплённые и обобщённые в её ходе различные компетентности исходят из естественных потребностей учащихся, учитывают не только будущие, но и текущие их интересы, поэтому я и создаю сценарии интеллектуальных исторических мероприятий, в которых школьники с удовольствием участвуют.

    В последнее время я работаю над методической темой «Возможности управления формированием ключевых компетентностей учащихся через деятельностную форму обучения обществоведческим дисциплинам путём создания и использования интерактивных учебно-методических комплектов (таблиц, схем, проблемных заданий, тестов, исследовательских работ)», принимаю участие в различных педагогических конкурсах и конференциях. Это нашло отражение в моих учебно-методических разработках — «Задания и тесты по курсу “История мировых цивилизаций”» 10 кл., «Задания и тесты по курсу “История мировых цивилизаций”» 11 кл., «История Татарстана и татарского народа с древнейших времен до конца XVIII в.», «Тестовые задания и вопросы по истории Татарстана», «Тестовые задания по истории Татарстана с древнейших времен до наших дней», авторской программе курса «История Татарстана» для 6–9 кл., «Актуальные проблемы изучения общества и истории Татарстана», «Иллюстрационно-дидактические задания с мультимедийным задачником по истории Древнего мира. 5 кл.» и др.

    По итогам своей педагогической деятельности в 2006 г. победил на конкурсе лучших учителей Российской Федерации. Очень рад, что трижды назван лауреатом конкурса «Я иду на урок» — в 2004, 2005 и в 2008 гг. Но самой ценной наградой для меня является то, что мои работы нашли применение в практической деятельности учителей, и школьники оценили их и с воодушевлением включаются в сложный, но интересный процесс исторического поиска, сами находят и обсуждают важные теоретические проблемы, предлагая различные варианты их решения.

    Алексей МЕЛЬНИКОВ,
    лауреат конкурса
    «Я иду на урок истории»

    TopList