© Данная статья была опубликована в № 11/2008 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 11/2008
  • Новации без педагогических утопий

    МАРАФОН-2008

     

    14 апреля в рамках VII Московского
    педагогического марафона учебных предметов
    прошёл традиционный День учителя истории

    На этот раз погода подвела, и День учителя истории сопровождал довольно интенсивный, хотя и весенний дождь. Напомним, что это был понедельник, и встречало участников и гостей марафона новое помещение (не в хорошо известном учителям особняке Дома учителя в центре Москвы, а в лицее №1535 вблизи метро «Спортивная»). Но из всех новых обстоятельств на количество присутствующих — учителей истории, для которых, как всегда, была приготовлена интересная программа, как оказалось, более всего повлиял понедельник: в этот день трудно пропустить занятия, потому что это начало рабочей недели. Но следует сказать, что здание гуманитарного лицея, где ребят обучают китайскому и японскому языкам, не уступает Дому учителя ни по размеру аудиторий и зала (на самом деле мест здесь даже больше), ни по комфорту, да и находится лицей рядом с метро. К нашей радости, и в этом году марафон удался: выступающие порадовали интересными сообщениями о педагогических новациях, которые призваны совершенствовать и облегчить работу учителя истории.

    Приветствуя собравшихся, главный редактор газеты «История» Алексей Савельев отметил: «Надеюсь, что все, кто присутствует в этом зале и аудиториях, это наши постоянные и верные читатели и друзья, и могу сказать, что мы тоже остаёмся верным другом для учителей истории и обществоведения.

    Т.Орлова
    Т.Орлова

    История как дисциплина находится в двух измерениях: в одном — она рассказывает о вечном, о том, что было и что уже невозможно изменить. И в то же время она находится в другом, текущем измерении, в сегодняшнем дне, со всеми политическими, идеологическими и прочими бурями, пристрастиями и конфликтами. Каждый год наша встреча, посвящённая истории и преподаванию этого предмета, проходит под неким знаком. В прошлом году это был ЕГЭ, в этом году самый острый вопрос — преподавание Отечественной истории XX в. Вышел в свет новый комплект учебников. Кажется, обычное дело. Но, к сожалению, многие вещи в этих учебниках трактуются в совершенно определённом смысле. И у многих учителей, у исторической общественности возникает вопрос: а как, собственно, нужно преподавать Отечественную историю XX в., нашу послевоенную историю, как рассказывать о Сталине и сталинизме, как рассматривать тот путь, которым прошла наша страна, как освещать болезненные вопросы? Конечно, наша газета не может остаться в стороне от этих острых проблем, и мы в наших материалах постоянно даём мнения, оценки, суждения историков, педагогов, публицистов. Стараемся знакомить наших читателей с взвешенным и объективным взглядом на исторические события».

    После этой вступительно-привественной части День учителя истории начался…

    Татьяна Орлова, методист Центра исторического образования МИОО, провела мастер-класс по теме «Как использовать цифровые образовательные ресурсы на уроках истории». На сцене большого зала установлена аппаратура с программой Power Point. Т.Орлова не только поделилась своим богатым педагогическим опытом, но и предложила учителям в ходе показа презентации задавать вопросы и делиться своим опытом.

    Обязательно придёт время, сказала она, когда все школы будут оснащены компьютерными классами. Дети, часто имея компьютеры у себя дома, посещая компьютерные клубы, уже сегодня воспринимают их как самые обыденные вещи. А вот учителя (это показывают опросы) даже иногда бравируют своим компьютерным невежеством: «Включить я его могу, а вот выключить…И больше я ничего делать не хочу и учиться не буду». На самом деле, это несложно и многие учителя с большим стажем обращаются с компьютером виртуозно. Компьютер может проецировать карты, картины художников, кино- и видеофильмы и т.д., что облегчает работу учителя. Есть три типа цифровых ресурсов в школе: РС и проектор, компьютерный класс и, наконец, домашние РС учеников. Уже ученикам 5-го класса можно дать задание сделать, например, презентацию по теме урока.

    Сейчас есть доступ к цифровым архивам с потрясающими материалами о любом историческом периоде, например, фотоархив о войне 1941—1945 гг. в Интернете. Есть интерактивные карты, аудио- и видеофайлы, которые можно быстро открыть и показать ребятам.

    Как пример урока, посвящённого началу Великой Отечественной войны, была показана прекрасно составленная презентация, сопровождаемая голосом Левитана, фотографиями людей на улицах Москвы, слушающих радио, фотохроникой военных действий под песню «Священная война». Такое начало урока, несомненно, окажет на школьников большое эмоциональное воздействие, введёт в атмосферу тех лет.

    Е.Вяземский
    Е.Вяземский

    Доклад «Компетентностный подход в профильном обучении истории» сделал постоянный автор газеты «История», хорошо известный читателям своими курсами в Педагогическом университете «Первое сентября», доктор педагогических наук, профессор Евгений Вяземский. Конечно, всех, прежде всего, заинтересовало слово «компетентностный». Но об этом после. Докладчик напомнил, что в недавние времена, да и сейчас, наше образование было нацелено на то, чтобы вложить в школьников как можно больше знаний, так сказать, по максимуму, в частности, по истории и обществоведению. Но к окончанию школы вырисовывается довольно грустная картина: большинство полученных знаний оказываются не нужны школьникам. Так, из курса истории Древнего мира учащиеся помнят, как оказалось, три-четыре факта: жрецы в белых хитонах, Нил, который всё время разливается, Тутанхамона в его гробнице и пирамиды.

    Но существует другой способ обучения, при котором школьник осваивает ключевые навыки и умения работы с информацией, которые потом пригодятся ему в дальнейшей жизни. В курсе истории — это умение понимать и анализировать исторические факты и события. В Великобритании, которая славится своим образованием, уже давно поняли, что изучение всеобщей истории — это задача университетского курса. При изучении же истории в школе курс имеет не целостный, а выборочный характер. Выбираются основные её периоды (ключевые модули), которые подросток должен освоить с разной глубиной, это зависит от его возможностей и способностей. Учить всех одинаково, по максимуму, по мнению Е.Вяземского, — педагогическая и социальная утопия ХХ в.

    Сейчас разрабатывается новый стандарт по истории, который учитывает всё вышесказанное, однако он появится не скоро. Докладчик считает, что по Отечественной истории школьникам достаточно изучить пять-семь картин (периодов).

    По словам Е.Вяземского, современный подход к компетентности — это когда предмет «история» строится как проекция научных знаний на школьные потребности. При этом выстраивается и психолого-педагогическая система работы с информацией.

    Теперь скажем более просто: компетентность — это готовность и умение человека действовать в ситуации компетентного поиска и осознанного выбора. Именно к этому, считает Е.Вяземский, и должна готовить молодого человека наша школа.

    Т.Казакова
    Т.Казакова

    В заключение в Большом зале участников марафона ожидала полезная встреча с сотрудниками Центрального государственного музея современной истории (бывшего Музея революции) во главе с зам. директора по научной деятельности Тамарой Казаковой.

    Тема их выступления — «Преподавание Отечественной истории ХХ в.: актуальные проблемы взаимодействия музея и школы в учебном процессе». У музея, радикально обновившего свою экспозицию, имеющего два прекрасных новых филиала, это взаимодействие с учащимися происходит постоянно и на очень высоком уровне.

    Была показана компьютерная презентация, рассказывающая о новой экспозиции и о филиалах. Один из них посвящён историческим событиям, состоявшимся на Пресне, там установлена искусно выполненная панорама боёв в этом районе Москвы в 1905 г. Другой — воссоздаёт подпольную типографию тех же времён, замаскированную с улицы под магазин «Овощи-фрукты». Живой рассказ сотрудников, вложивших много сил в переоборудование музея, создавших новые лекционные и экскурсионные циклы, вызвал у собравшихся большой интерес и, думается, желание посетить музей со своими учениками.

    М.Чернова
    М.Чернова

    А в аудиториях шла своя напряжённая жизнь. Внимание учителей было приковано, главным образом, к методике преподавания истории, а вот содержательные моменты школьного курса находились как бы в тени.

    Яблоку некуда было упасть во время рассказа заслуженного учителя РФ, кандидата исторических наук Марины Черновой о подготовке к ЕГЭ по истории. Вместе с методистом издательства «Айрис» И. Федотовой она представила своё пособие «Работа с документами на уроках истории».

    Выступление М.Черновой было на редкость эмоциональным, что не совсем соответствует общему представлению о серьёзности темы ЕГЭ. По её словам, работа с документами на уроках истории важна не только для такой формальной, пусть и крайне важной цели, как успешная сдача единого госэкзамена, но и для овладения учеником навыками исторического мышления.

    Но если говорить всё же о формальной цели — пресловутом ЕГЭ, то пособие М.Черновой поможет школьнику научиться работать с так называемой «частью C» экзаменационных тестов, традиционно вызывающей у выпускников наибольшие затруднения.

    Комплект составлен так, что на каждую из дискуссионных проблем Отечественной истории предложены различные взгляды. М.Чернова отметила, что как бы хорош ни был подбор документов, он не может учесть все особенности того или иного класса. Поэтому её пособие предназначено не столько для учеников, сколько для учителей, которые могут выбирать, какие документы или их фрагменты предложить классу, ориентируясь на уровень самих школьников.

    И.Метлик
    И.Метлик

    Аудитория заметно поредела, узнав о том, что следующее выступление не будет посвящено курсу «Обществознание. Глобальный мир».

    Оставшиеся в аудитории посмотрели презентацию учебника обществознания, разработанного коллективом авторов из Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания РАО. Само название этой организации, по словам зав. лабораторией гражданского и патриотического воспитания детей и молодёжи этого института, доктора педагогических наук Игоря Метлика, определило главную особенность предложенного ею курса: упор сделан на изучение личности, во главу угла поставлен человек.

    Авторы стремились к системности в изложении материала и одновременно не избегали острых, полемических моментов. Так, в учебнике противопоставлены два взгляда на человека: как на «социальное животное» и как на высшее существо. Кроме того, например, наряду с эволюционной теорией возникновения человека, по словам И.Метлика, разработчики курса представили и иные точки зрения.

    Вообще, антропоцентризм в интерпретации Метлика и его коллег заключается, главным образом, не в идее непрерывного прогресса, под которым непонятно что подразумевается, а в интересе к человеку, в защите гармоничного развития личности. В качестве иллюстрации И.Метлик привёл кривые роста населения России в XX в., отметив на них несколько ключевых точек спада. Одной из них стал печально знаменитый голодомор 1932—1933 гг., когда государство, крайне мало интересовавшееся судьбой конкретных своих граждан, обрекло на гибель миллионы людей.

    А.Кулаков
    А.Кулаков

    Во время выступления учителя высшей категории, автора УМК «Религии в России» Андрея Кулакова состав аудитории кардинально изменился. Это было связано, вероятно, с тем, что речь шла пусть и о весьма актуальной, но не слишком популярной среди учителей истории теме: как преподававать религию в школе. А.Кулаков поделился с коллегами (сам он преподаёт в московской гимназии №1517) опытом создания школьного учебника по религиоведению.

    Посетовав на то, что состав слушателей почти полностью поменялся по сравнению с предыдущим годом (а он планировал продолжить прошлогодний разговор), и сосредоточившись на этот раз на методике преподавания, А.Кулаков перешёл к рассказу о своём новом учебнике. По его словам, интерес к религиозной тематике возник у него ещё в 1970-е гг., когда вместе с группой молодых и активных педагогов он начал делать первые намётки будущего курса. Как выяснилось, первый написанный А.Кулаковым учебник, посвящённый мировым религиям, вышел в свет около десяти лет назад. Поэтому разговоры о том, что базы учебников для преподавания религии в школе нет и её только-только начали создавать, не совсем верны.

    Именно переработанную (несколько упрощённую с точки зрения изложения материала и в то же время дополненную новыми фактами) версию старого учебника представляет собой пособие «Религии России». Сравнивая его с «конкурирующим» учебником, написанным группой профессиональных ученых-религиоведов под руководством академика А.Чубарьяна, А.Кулаков отметил простоту и доступность изложения как главное достоинство своего пособия. Он старался не вдаваться в слишком серьёзные хитросплетения истории и тонкости культов, а сосредоточить внимание ученика на отдельных, наиболее характерных и значимых чертах того или иного учения. Свой курс А.Кулаков создавал для учащихся 10-го класса, хотя, по его словам, его можно преподавать девятиклассникам и даже восьмиклассникам. Рассчитанный, в принципе, на учебный год, курс неплохо умещается и в полгода.

    Обходить деликатные и острые темы в школьном религиоведении А.Кулаков считает неправильным, поэтому, видимо, его учебник и стал объектом критики с самых разных сторон. Так, признался он, смеясь, православные консерваторы обвиняют его в чересчур лояльном отношении к сектам, а либералы и приверженцы нетрадиционных культов, напротив, в пропаганде православия. Впрочем, по мнению самого автора, такой шквал критики от сторонников противоположных точек зрения служит лишним доказательством относительной объективности пособия.

    Свои представления об объективности А.Кулаков пояснил как раз на примере учебникового рассказа о так называемых «новых религиях» — такой раздел, кстати, в пособии А.Чубарьяна отсутствует. А.Кулаков дал справку о каждом из наиболее популярных сейчас современных культов. В этих справках изложена их история, некоторые ключевые моменты вероучения, особенности быта и поведения адептов, но среди прочего и разного рода критика в адрес той или иной организации. Причем в случаях, подобных «Аум Сенрикё» речь идёт, разумеется, не просто о слухах и отзывах в СМИ, но о фактах, разоблачающих истинную сущность этой изуверской секты. С этой же целью в учебнике, кстати, приведены и методики, помогающие учителю и школьнику отличить тоталитарную секту от обычной религиозной группы.

    А.Кулаков сообщил, что уже в ближайшие месяцы будут подготовлены программы и методические указания по его учебнику. При этом, поскольку одного обязательного и даже просто рекомендованного министерством учебника по религиям нет, каждая школа вольна сама выбирать, по какому ей работать. Автор посетовал на то, что не нашёл пока возможности дополнить учебник многочисленными аудио- и видеоматериалами, собранными им за годы изучения религий. А они могли бы очень помочь учителям в работе, ведь, например, съёмки собраний пресловутых сторонников некоторых «новых религий», по мнению А.Кулаков, красноречивее любых слов свидетельствуют о том, что скрывается за их обещаниями дать лёгкий путь к счастью. Представитель издательства пообещал найти возможность решить эту проблему.

    Репортаж подготовили
    Ольга ЛАШКОВА,
    Дмитрий КАРЦЕВ

    Фото Е.Крылова

    TopList