© Данная статья была опубликована в № 08/2008 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 08/2008
  • Героизм и амбиции

     

    Героизм и амбиции

    «Далёкая переправа» («A Bridge Too Far»)

     

    1977 год. США / Великобритания,

    Joseph E. Levine Productions, Metro-Goldwyn-Mayer (MGM)

    Режиссёр: сэр Ричард Аттенборо

    Продюсеры: Джозеф и Ричард Ливайны, Майкл Стенли-Эванс

    Сценарий: Вильям Голдман по одноименному роману Корнелиуса Райана. «Слишком далёкий мост» (Cornelius Ryan ‘A BRIDGE TOO FAR’ Popular Library, New York, 1977)

    Оператор: Джеффри Ансворт

    В ролях: Дирк Богард, Джеймс Каан, Майкл Кейн, Шон Коннери (генерал-майор Рой Уоркухарт), Эдвард Фокс, Эллиот Гулд, Джин Хэкмен, Энтони Хопкинс, Денхолм Эллиот, Лоуренс Оливье, Роберт Редфорд, Райан О’Нил, Максимилиан Шелл, Харди Крюгер, Лив Улльманн и др.

    6 июня 1944 г. началась одна из крупнейших военных операций во Второй мировой войне — высадка союзных войск Антигитлеровской коалиции в Нормандии (на севере Франции). Она ознаменовала открытие Второго фронта в Европе, на который СССР рассчитывал ещё в 1942 г. Об истории Второго фронта написано неисчислимое количество книг на Западе, но наши соотечественники знают о нём неизмеримо меньше. Впрочем, так же как и на Западе о Восточном (Первом) фронте. Недаром замечательный советский кинодокументалист Р.Кармен назвал свой многосерийный фильм о Великой Отечественной «Неизвестная война». Неизвестная — для кого? Для западной публики. Удивляться тут нечему: десятилетия «холодной войны» и взаимной отчуждённости сделали своё дело. Но тем не менее школьникам нужно рассказывать о Втором фронте, в том числе и с помощью аудиовизуальных средств. Одним из таких «средств» является фильм «Далёкая переправа». На его материале можно эмоционально и убедительно показать, что героизм офицеров и солдат в их борьбе против нацизма не зависел ни от номера фронта, где они воевали, ни от географического положения, ни от общественной системы или идеологии.

     

    Материал для подготовки урока по теме «Второй фронт в Европе». 11 класс

    Первый фильм, рассказывающий о событиях в Арнеме в сентябре 1944 г., был снят уже в 1946 г. «Декорациями» послужили настоящие руины Арнема, а в эпизодах и массовых сценах снимались бывшие участники боёв. В настоящее время фрагменты из этого чёрно-белого фильма, выдаваемые за хронику военных лет, можно увидеть в передачах формата «Поля сражений» канала «Дискавери».

    В начале фильма «Далёкая переправа» (The btidge is too far — в дословном переводе «Мост слишком далеко») на фоне документальных кадров сражений Второй мировой войны усталый женский голос повествует о тогдашней ситуации:“Сейчас трудно вспомнить, но такой была Европа в 1944 г. Уже пятый год шла Вторая мировая война. Как и предполагал Гитлер, немецкие войска контролировали почти всю Европу. Но в день начала операции всё изменилось. Это было 6 июня 1944 г. Союзные войска под командованием генерала Эйзенхауэра высадились на севере Франции. В июле они начали наступление. В августе Париж был освобождён. Немецкие войска несли потери. Но не все операции были так успешны. Продовольствие и боеприпасы доставлялись из Нормандии и они заканчивались. Это сильно повлияло на продвижение союзных войск.

    Эйзенхауэр столкнулся с ещё одной проблемой. Два самых знаменитых его генерала — Патон на юге и Монтгомери на севере — друг друга ненавидели. Это было лютое соперничество. Для их армий не хватало продовольствия и боеприпасов. Каждый из них хотел быть первым. Каждый из них хотел захватить Берлин.

    В сентябре 1944 г. Монтгомери разработал план наступления, который назывался «Market Garden» (огород). Эйзенхауэр под давлением вышестоящего командования объединился с Монтгомери и операция приобрела реальные очертания.

    План был очень прост. Война должна быть закончена до Рождества. А ребята вернутся домой...”

    Рассказ женщины на этом обрывается. И камера погружает зрителя в атмосферу уютного голландского дома в Арнеме. Тревожно звенят подвески на люстре. Жильцы — отец, мать и мальчик-подросток разбужены шумом бронетехники, доносящимся с улицы. Они испуганы...

    На фоне зашторенного окна темнеет силуэт мужчины с телефонной трубкой в руке.

    Тревожный вопрос женщины: «Что это за шум?»

    Мужчина выходит из темноты, его лицо освещено светом лампы и радости: «Бегство!..»

    Но наиболее долгую жизнь обрёл грандиозный проект продюсера Джозефа Ливайна и режиссёра Ричарда Аттенборо «Мост слишком далеко» (A Bridge Too Far), снятый по мотивам одноимённой книги Корнелиуса Райана. Показ этой ленты на огромном экране в импровизированном кинотеатре под открытым небом в Арнеме стал обязательным пунктом программы празднования каждой годовщины этой военной операции.

    О чём этот фильм

    В эпическом фильме о Второй мировой войне — «Далёкая переправа» — рассказывается об операции под кодовым названием «Маркет Гарден» под Арнемом во время Второй мировой войны. Фельдмаршал Монтгомери и генерал Эйзенхаузер запланировали направить 35 тыс. солдат союзников в Голландию, чтобы захватить шесть мостов, ведущих в Германию, после чего британские войска должны были быстро пройти через Бельгию к последнему мосту у Арнема. Однако через своих агентов в голландском Сопротивлении немцы узнали об этом и разместили в месте высадки войск союзников крупные силы. Аэрофотосъёмка перед самой операцией указала на размещение войск, однако военная машина уже заработала, и высшее командование не решилось отменить готовившуюся операцию.

    Снимать такой фильм было довольно рискованно. Ведь даже спустя 30 лет успешность военного планирования и стратегическая эффективность отправки британской Первой авиационной дивизии и Первой танковой армии союзников в роковое наступление на позиции нацистов в Арнеме в сентябре 1944 г. вызывают у многих сомнения.

    Свыше 10 тыс. человек спустились на парашютах в место операции и только 2136 из них вернулись домой живыми. Потери же в целом по операции «Маркет Гарден» были гораздо большими: по разным оценкам от 13 до 17 тыс. человек.

    Несмотря на участие многих звёзд мирового уровня, фильм снят в строгой документальной манере, некоторые критики полагают, что эта документальность нанесла ущерб художественности. Временами действие изобилует подробностями и несколько затянуто. Тем не менее работа оператора восхитительна. Особенно в этом отношении впечатляют сцены высадки парашютистов, боевых действий на Арнемском мосту и переправы через реку.

    «Личная армия Аттенборо» АРА (Attenboro Private Army) на утреннем построении. Фото ‘After the Battle’
    «Личная армия Аттенборо» АРА (Attenboro Private Army)
    на утреннем построении. Фото ‘After the Battle’

    В начале действие напоминает игру взрослых мальчишек в войну, где мундиры сидят с иголочки, амуниция блестит и все такие благородные-благородные. Но уже к середине фильма нарастает драматизм. Нелепость происходящего ужасает. Начинается настоящая жестокая битва без правил...

    Генерал Эйзенхауэр в своей книге «Крестовый поход в Европу», отмечал, что операция «Маркет Гарден» открыто продемонстрировала всем, что победа над нацизмом не будет лёгкой.

    Тем более печально сознавать, что с точки зрения достигнутого военного результата, жертвы арнемской битвы кажутся напрасными. Как всегда в истории, кто-то платит своей жизнью за чьи-то ошибки и глупые амбиции.

    Режиссёр Ричард Аттенборо
    Режиссёр
    Ричард Аттенборо

    До сих пор ветераны различных подразделений, участвовавших в наземной и десантной фазах этой операции, укоряют друг друга в том, что из-за осторожности и нерадивости одних другим пришлось понести тяжелейшие потери. По сути дела, операция «Маркет Гарден» стала своего рода ушатом холодной воды для уже уверенных в своей скорой победе союзников.

    Первоисточник

    Документальное повествование Корнелиуса Райана «Далёкая переправа» (Cornelius Ryan. ‘A Bridge Too Far’. Popular Library, New York, 1977) даже спустя 30 лет после выхода первого издания остаётся той книгой, с которой рекомендуют начинать знакомство с операцией «Маркет Гарден». Райан отошёл от сухой манеры изложения и постарался не только изложить цепочку событий в её хронологической последовательности, но и передать то, о чём думали, что чувствовали и как переживали те события их непосредственные участники.

    Продюсер

    Независимый продюсер фильма «Далёкая переправа» Джозеф Левайн решил экранизировать сочинение Райана задолго до того, как книга была закончена и отдана в печать. Ливайна и Райана связывала давняя дружба.

    «...Я был уверен, что это — самая захватывающая история, которую я когда-либо читал», — вспоминал позднее Левайн.

    Решение Левайна пригласить молодого английского режиссёра, к тому же убеждённого пацифиста, Ричарда Аттенборо ставить фильм такого масштаба многих удивило.

    Сценарист

    Вопреки советам друзей, будущий сценарист «Моста» Вильям Голдман принял предложение Ливайна. Задача была непростая — уместить в трёхчасовой фильм события не только 10 дней боевых действий на весьма обширном участке территории Голландии, но также и те несколько недель, что предшествовали военной операции. Возможно, что сам Корнелиус Райан смог бы лучше кого бы то ни было подготовить киноверсию своей книги. Но Райан умер незадолго до того, как началась подготовка к съёмкам. А сценарий Голдмана оказался по душе не только Ливайну, но и Ричарду Аттенборо, режиссёру картины.

    Режиссёр

    Сэр Ричард Аттенборо (sir Richard Attenborough) — актёр, кинорежиссёр, продюсер родился 29 августа 1923 г. в Кембридже (Англия) в семье университетского администратора. Окончил Королевскую Академию драматического искусства. На сцене — с 1941 г. Первая роль в кино — в 1942 г. в фильме «...В котором мы служили» режиссёров Ноэля Коуарда и Дэвида Лина. К концу войны Аттенборо попал в авиацию, но не в пилоты, как он надеялся, а в аэрофотосъёмщики.

    В послевоенные годы он снимался во многих английских и американских фильмах. В 1955 г. Аттенборо вместе с актером и начинающим сценаристом Брайеном Форбсом основал независимую производственную компанию «Бивер филмз». Как продюсер, он примыкал к движению «сердитых молодых людей». С этого времени Аттенборо серьёзно занимается продюсерской деятельностью, выпустив с Форбсом несколько далеко не второстепенных для истории английского кино картин. Однако в 1963 г. сотрудничество с Форбсом прекращается в связи с отъездом последнего в США.

    После 25 лет актёрской работы в 1969 г. Аттенборо обращается к режиссуре, сняв антивоенный фильм «О, что за прелестная война!». В 1972 г. он создал фильм-биографию о Черчилле «Молодой Уинстон» и военную эпопею «Далёкая переправа». В 1982 г. Аттенборо реализовал свою давнюю мечту — поставил биографическую картину «Ганди» (восемь премий «Оскар»). В 1996 г. он экранизировал документальную книгу Г.Вилларда и Дж.Найджела «Хемингуэй в любви и на войне».

    Для стиля Аттенборо характерны эпичность повествования, глубина психологических портретов действующих лиц, тщательное воссоздание среды и исторического климата.

    Ричард Аттенборо был Послом доброй воли детского фонда ЮНЕСКО (ЮНИСЕФ), и вице-президентом Британской академии кино и телевидения, и председателем Британского киноинститута, а также четвёртого канала телевидения. В 1976 г. он был возведён в рыцарское достоинство.

    Звёзды

    Для коммерческого успеха картины нужны звёзды. Режиссёр и продюсер считали, что только Шон Коннери сможет сыграть роль невымышленного героя, генерала-майора Роя Уоркухарта, офицера, строгого сурового шотландца, руководившего первой парашютной дивизией при атаке на Арнем. В 1975 г. Рой Уоркухарт был жив и с удовольствием стал консультантом фильма, готовым в любой момент давать советы и критиковать постановщиков. Уоркухарт никогда раньше не слышал имени Шона Коннери, но его жена и особенно дочь прекрасно знали Шона по ролям в кино и были очень взволнованы тем, что сам Джеймс Бонд будет играть их мужа и отца. Аттенборо выбрал актёра на эту роль, т.к. Шон очень походил на молодого Уоркухарта.

    Вначале Коннери не проявлял острого желания сниматься. Он дважды отказывался, потому что в этом сражении погиб его близкий родственник. Коннери говорил, что «Билл Голдман проделал мастерскую работу, и именно потому что сценарий очень хорош, его (Коннери) нежелание играть в этом фильме только усилилось».

    Шон Коннери в роли генерал-майора Роя Уоркухарта Генерал-майор Рой Уоркухарт (Maj. Gen. Roy Urquhart)
    Шон Коннери в роли
    генерал-майора
    Роя Уоркухарта
    Генерал-майор
    Рой Уоркухарт
    (Maj. Gen. Roy Urquhart)

    Джо Ливайну пришлось применить всё свое обаяние и авторитет, чтобы уговорить актера. Сам Коннери утверждал, что дать своё согласие на съёмки его заставило прочтение книги «A Man Called Intrepid» («Человек по имени Неустрашимый»): «Я много размышлял о том, что люди, похоже, совершенно позабыли историю и то, что на самом деле представлял из себя нацизм... Они не отдают себе отчёта в том, что если бы всё повернулось иначе и нам пришлось бы жить в мире, который готовили нам наци, это был бы настоящий ад».

    В конце концов, Шон согласился, и одним из первых подписал контракт.

    «Я всегда буду помнить, что его решение сниматься существенно повлияло на решение других актеров высокого ранга согласиться на работу с нами. Они полагали, что раз Коннери принял наше предложение, то и они должны сделать это», — говорил Аттенборо. Английский список актеров включал Лоуренса Оливье, Дирка Богарда, Энтони Хопкинса и др. К ним присоединились американские звёзды: Джеймс Каан, Роберт Редфорд, Джин Хэкмен и др.

    Майор Джулиан Кук (справа), командир 504 парашютного полка Майор Джулиан Кук (справа), командир 504 парашютного полка, и Роберт Редфорд, сыгравший его в фильме
    Майор Джулиан Кук (справа), командир 504 парашютного полка,
    и Роберт Редфорд, сыгравший его в фильме.
    Фото: ‘82 AA archive’ и ‘MGM’

    В съёмочную команду входили более сотни актеров, а также 300 техников, не говоря уже о тысячах участников массовых сцен, набираемых из голландской армии, среди студентов университетов и колледжей. Перед создателями фильма встали огромные трудности материально-технического обеспечения — необходимо было организовать сбор самолётов, танков, оружия и многого другого со всего мира и доставить всё это на место в тридцати милях от Арнема, где в июне 1976 г. планировалось начать съёмки.

    Коннери призвал своих английских коллег разрушать укоренившиеся в Голливуде стереотипы изображения офицеров английской армии и их солдат, по которым как британские офицеры, так и их подчинённые выглядели тупыми солдафонами по сравнению с привлекательными и отчаянными янки. Аттенборо существенно изменил царившие в Америке старые представления.

    Генерал-лейтенант Фредерик «Бой» Браунинг, командир британского парашютного корпуса, и Дирк Боггард, сыгравший его в фильме Генерал-лейтенант Фредерик «Бой» Браунинг, командир британского парашютного корпуса, и Дирк Боггард, сыгравший его в фильме
    Генерал-лейтенант Фредерик «Бой» Браунинг,
    командир британского парашютного корпуса, и Дирк Боггард,
    сыгравший его в фильме. Фото: ‘Airborne Forces Museum’ и ‘MGM’

    Критики, а также люди, связанные с кино, восприняли фильм в Америке и Англии очень по-разному. Британская Академия киноискусства выдвинула фильм по девяти номинациям, включая и номинацию на лучший фильм. В результате Эдвард Фокс получил награду Академии как лучший актёр второго плана, а сам фильм был удостоен награды за лучшие операторские съёмки, за лучшую звукооператорскую работу и лучшую музыку в кино. В некоторых изданиях журналисты были просто близки к помешательству, восторгаясь фильмом. В это же время американские критики не удостоили фильм ни одной номинации на «Оскар».

    Некоторые факты

    • В съёмках картины участвовало только четыре настоящих танка времён Второй мировой войны. Все остальные — пластмассовые модели.

    • Несмотря на то, что фильм был снят 30 лет спустя после событий, о которых в нём рассказывается, многие действующие лица операции «Маркет Гарден» были живы и стали военными консультантами картины. Среди них: Джон Даттон Фрост (Хопкинс), Брайан Хоррокс (Фокс); Джеймс М.Гевин (О’Нил); Д.О.Е.Ванделеур (Кейн) и Рой Уоркухарт (Коннери).

    • Левайн предложил роль майора Джулиана Кука одновременно и Стивену Маккуину, и Роберту Редфорду. Маккуин сразу сказал «нет». Редфорд обещал подумать. Он только что закончил сниматься в фильме «Три дня Кондора» и нуждался в отдыхе. Пользуясь этим, агент Маккуина начал набивать цену, и предъявил просто безумные условия участия Маккуина в съёмках. Джозеф Левайн в сердцах заявил, что обойдётся вообще без звёзд Голливуда. Но Редфорд согласился — и проблема была снята.

    • Сначала в фильме роль Кейт Тер Хорст должна была играть Одри Хёпберн. Но она отказалась, в итоге в картине сыграла Лив Улльманн.

    • Реальный полковник Фрост упрекнул Энтони Хопкинса, сыгравшего Фроста в фильме, что тот слишком быстро бежит от дома к дому под обстрелом во время сражения за Арнем. Хопкинс вспоминал слова Фроста: британский офицер никогда не будет так бегать, а покажет своё презрение к вражескому огню, идя от одного места к другому. На что Хопкинс ответил, что он пробовал, но как только начинался обстрел, инстинкт брал своё, и он бежал с такой скоростью, с какой только мог.

    • Режиссёр картины Ричард Аттенборо тоже сыграл свою роль. В фильме есть сцена, когда из лесу выходит группа пациентов сумасшедшего дома. Среди них — один в очках. Это и есть сам режиссёр.

    • Не существовало никакого майора Карлайла (офицер с зонтиком). Его прототип — майор Дигби Татэм-Уортер не погиб, а был захвачен в плен на мосту, бежал, скрывался у голландских подпольщиков и переправился через Рейн во время спасательной акции «Пегас-1» в октябре 1944 г. Позже он написал интересную книгу мемуаров.

    • Композитор Джон Эддисон был в составе 30-го корпуса во время событий, о которых рассказывается в фильме.

    • Майкл Кейн рассказывал, что режиссёр Ричард Аттенборо не сообщил ему о том, что один из автомобилей, едущих в танковой колонне будет взорван. Так что испуг Кейна во время взрыва был настоящим.

    • Тяжёлые травмы во время выполнения трюка с падением с крыши здания получил каскадёр Альф Джоинт, упав мимо надувного матраса.

    Для съёмок эпизодов на мосту Ричарду Аттенборо нужна была группа статистов, изображающих солдат 2-го парашютного батальона. Многих из них предполагалось показать крупным планом, а некоторым планировалось поручить эпизоды с диалогами, и первоначальное решение использовать в качестве статистов настоящих солдат было отклонено, поскольку не всякий подготовленный в военном отношении солдат способен оставаться естественным перед камерой.

    Аттенборо провёл собеседование с более чем 300 начинающими актёрами и отобрал группу из 50 молодых людей. На время съёмок эти парни превратились в отряд парашютистов. Военным консультантам пришлось обучать расхлябанных и громкоголосых парней. Однако желание сниматься оказалось лучшим дисциплинирующим средством. Так созданная Аттенборо группа молодёжи на удивление быстро превратилось в настоящее воинское подразделение. Члены отряда жили в отдельном помещении, которое мало чем отличалось от казармы, придерживались особого «военного» распорядка и регулярно тренировались.

    Массовое парашютирование всегда связано с травматизмом. Не обошлось без травм и во время съёмок. В общей сложности пять военнослужащих пришлось отправить в больницу с переломами и ушибами. Но, пожалуй, больше всех пострадал тот солдат, который в последний момент вообще отказался покинуть самолёт. Этот случай рассматривал военный суд и определил 18-летнему парашютисту меру наказания в виде 85 дней дисциплинарного батальона.

    На земле также не обошлось без накладок. Несмотря на увещевания помощников режиссёра и членов АРА, статисты, войдя в раж, бегали по зоне высадки со скоростью спринтеров. Из-за их излишней энергичности первый дубль был признан полностью негодным. Но постепенно энтузиазм массовки стал спадать — сказывалась усталость и часы, проведённые под солнцем. Во второй половине дня желающих весело носиться по пустоши уже не осталось. Статисты передвигались только шагом, тяжело дыша и то и дело вытирая вспотевший лоб, одним словом — полностью вошли в требуемый образ.

    Подготовила На_Че

    TopList