© Данная статья была опубликована в № 07/2008 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 07/2008
  • Лоскутная империя

     

    Лоскутная империя

    Изучение Австро-Венгрии в курсе Новой истории. 8 класс

    Материал, посвящённый истории Австро-Венгрии, занимает значительное место в школьном курсе Новой истории (второй период). Однако в большинстве своём он носит вспомогательный характер, т.е. служит для конкретизации различных масштабных европейских событий и явлений XIX — начала XX вв., например, многие события революционных 1848—1849 гг. иллюстрируются именно на австрийских примерах. Об Австрии говорится и при изучении процесса объединения немецких земель, и при анализе предпосылок Первой мировой войны. В то же время представляется важным формирование у школьников и общих представлений об Австро-Венгрии, в том числе об особенностях её развития как многонациональной империи.

    В связи с этим можно разработать различные методические модели изучения истории данного государства в 8 классе. Например, можно изучать Австро-Венгрию в контексте европейской истории указанного периода, но с привлечением дополнительного фактологического материала. Подобный вариант, разумеется, наиболее оптимален при нехватке учебного времени. В противном случае целесообразно отвести на изучение Австро-Венгрии отдельный урок. Предлагаемый методический материал рекомендуется при любом варианте изучения истории Австро-Венгрии. Данные методические рекомендации можно использовать в сочетании с любыми ныне действующими учебно-методическими комплексами по Новой истории для 8 класса.

    1

    При изучении истории Австро-Венгрии прежде всего необходимо выделить её ключевой признак — многонациональность. Для этого учитель демонстрирует на карте (у школьников открыты соответствующие карты в учебниках или в атласе) границы Австрийской империи перед революцией 1848 г. Предполагается, что восьмиклассники уже усвоили материал о решениях Венского конгресса и знают, какие территориальные изменения произошли в Европе в начале XIX в.

    Учитель поясняет, что в состав Австрийской империи входили земли, населённые австрийцами (австрийскими немцами), венграми, чехами, словаками, хорватами, поляками, украинцами, сербами, словенцами, евреями и другими народами. Необходимо обратить внимание школьников на неравномерность экономического развития различных частей империи.

    Карта Австро-Венгрии. 1918 г.
    Карта Австро-Венгрии. 1918 г.

    Продолжая работать с картой, учитель говорит о том, что наиболее экономически развитой частью государства была собственно Австрия, где происходил быстрый и успешный переход к капиталистическим отношениям, находились богатые крупные города (в том числе столица империи — Вена). Значительным экономическим потенциалом обладала также Чехия. Развивалась, благодаря выходу к Адриатическому морю и благоприятному климату, и Хорватия.

    В то же время тяжёлым было положение в аграрной Венгрии. Экономические проблемы здесь были вторичными сравнительно со сложным комплексом противоречий в межнациональных отношениях. Стремительный рост национального самосознания венгров во многом был вызван дискриминационной политикой австрийских монархов. Дискриминация выражалась, прежде всего, в повсеместном насаждении немецкого языка. Однако со временем у имперских властей возобладал прагматичный подход к решению венгерского вопроса, и венгерский язык получил официальный статус. В целом венгры обрели определённую самостоятельность в решении местных проблем, при этом значительное политическое влияние получило сословие помещиков-землевладельцев. Однако всё это обернулось новыми конфликтами на этнической почве, поскольку национальной свободы не обрели проживавшие на территории Венгрии румыны, хорваты, сербы.

    Помимо этого, под властью Австрии находилась значительная часть раздробленной Италии, в том числе экономически развитые территории. Там зрело мощное национальное движение.

    Открытка с изображением императора Франца-Иосифа
    Открытка с изображением
    императора Франца-Иосифа

    Наиболее бедственным было положение восточных частей Австрийской империи, в том числе Галиции. Многовековые аграрные традиции украинцев наталкивались здесь на нехватку земли. Местные украинцы, находясь в изоляции от остальной части украинского этноса, жившего в Российской империи, подвергались значительному экономическому, национальному и религиозному давлению. Этот процесс начался ещё в тот период, когда Галиция входила в состав Польши, т.е. до разделов польских земель во второй половине XVIII в. В результате у западных украинцев изменилась ментальность, трансформировались ценностные ориентации. По мнению многих современных историков и политологов, именно пребывание западных украинцев в составе Польши, а затем Австрии повлияло на их фактическое отчуждение от остальных этнических групп украинской нации, что можно наблюдать и сейчас.

    Промышленность развивалась в Галиции медленно. В многочисленных местечках, представлявших собой промежуточное положение между городом и деревней, населённых поляками и евреями, бoльшая часть жителей была занята в мелкой торговле и ремёслах, кустарном производстве. Крупных городов было мало. Среди них выделялся древний Львов, официально именовавшийся Лемберг.

    Необходимо отметить, что австрийская власть в вопросах управления Галицией опиралась на поляков. Польский язык имел в Галиции статус официального. Сама Галиция обладала в составе империи статусом автономии. Всё это определило привилегированное положение польского населения. Кроме того, представители польской аристократии нередко имели возможность сделать значительную карьеру и за пределами Галиции. Некоторые поляки, особенно со второй половины XIX в., становились имперскими министрами и другими высшими чиновниками.

    Примерно на одном социально-экономическом уровне с Галицией находились соседние Буковина и Трансильвания, где жили украинцы, румыны, поляки, венгры, евреи. Слабо развивалась промышленность и в Словакии. Все эти области, включая Галицию, были по существу сырьевыми придатками индустриально развитой части империи.

    В целом для Австрийской империи при всем её многонациональном укладе было характерно отсутствие продуманной политики по консолидации полиэтнического общества и интеграции народов в едином государстве. Германизация страны стимулировала лишь рост национальных движений. Разные части страны, ввиду уже упомянутого экономического неравенства, были слабо связаны между собой.

    2

    Значительным испытанием на прочность для империи стали события революции 1848 г. Особенно масштабно революция развёртывалась в Вене, а также в Чехии и Венгрии. При этом цели восставших не были одинаковы в разных частях империи. Так, манифестанты в Вене требовали смены правительства и принятия конституции, а восставшие в Праге — всеобщего избирательного права и самоуправления. В Венгрии — местные этнические меньшинства ратовали за национальные свободы.

    Если оценивать события революции 1848—1849 гг. в Австрийской империи, следуя формационному подходу, то её нельзя считать завершённой. Революция не привела к смене политического строя — монархия устояла. В то же время правящая династия Габсбургов была вынуждена пойти на определённые уступки и реформы. В методических целях учителю целесообразно их особо выделить:

    • принятие конституции. Могущественный канцлер К.Меттерних (1773—1859), на протяжении многих лет определявший политику Австрийской империи, был отправлен в отставку. Отречение императора Фердинанда от престола привело к власти восемнадцатилетнего Франца-Иосифа;

    • готовность государства к частичной модернизации, прежде всего в экономике. Признание государством политических и экономических интересов буржуазии;

    • проведение в Венгрии аграрной реформы, в ходе которой была упразднена барщина и церковная десятина.

    3

    Император Франц-Иосиф в послереволюционный период проводил политику централизации империи, для чего укреплялась единая экономическая и военная системы. Важным для власти было стирание границ между Австрией и остальными частями империи. Помимо опоры на буржуазию, император стремился использовать потенциал армии, а также бюрократию. Понимая консолидирующее значение Католической церкви (она распространяла своё влияние на большинство населения империи, в том числе на две крупнейшие народности — австрийских немцев и венгров), император заключил в 1855 г. конкордат — соглашение с Ватиканом, по существу превратившее католицизм в государственную религию Австрийской империи.

    Однако учащимся необходимо пояснить, что многие изменения не стали долгосрочными. Уже в 1851 г. была отменена конституция. Имперский парламент раздирался противоречиями. Нарождавшиеся политические партии выдвигали цели явно не отвечавшие актуальным задачам межнациональной консолидации в Австро-Венгрии. Так, конституционная партия, выражавшая интересы немецких либералов, активно поддерживала австрийское правительство в его политике преобладания немцев над славянами и другими этносами империи.

    Император в своём рабочем кабинете
    Император в своём рабочем кабинете

    Много проблем было и во внешней политике. Очевидной становилась победа Пруссии в борьбе за создание единого немецкого государства. Войны с Пруссией, Италией и Францией показали слабость военного потенциала Австрии. Империя потеряла часть своих итальянских владений, в частности богатейшую Ломбардию.

    В этих условиях, да ещё на фоне вновь активизировавшегося венгерского национального движения, Франц-Иосиф провозглашает политику дуализма (латин. dualis — двойной, двуединый). Эта политика заключалась в том, что Австрия и Венгрия, оставаясь частями единого государства, получали независимость в решении своих внутренних дел. Права и обязанности жителей обеих частей империи провозглашались одинаковыми. Австрия и Венгрия обладали собственными исполнительными органами (кабинетами министров), ответственными перед парламентами. Наряду с единой общеимперской армией существовали и национальные армии. В то же время едиными в империи оставались внешняя политика, внешняя торговля, валюта.

    21 июня 1867 г. в Будапеште в соборе Святого Стефана Франц-Иосиф был провозглашён королём Венгрии, оставаясь австрийским императором. Таким образом, модель австро-венгерского дуализма была закреплена официально. На карте Европы появилось новое государство — Австро-Венгрия.

    Медаль «60 лет правления Франца-Иосифа»
    Медаль
    «60 лет правления Франца-Иосифа»

    Зачастую некоторые восьмиклассники не до конца усваивают понятие «дуализм», ошибочно понимая под ним ограничение монархии, создание политической системы по типу конституционной монархии и т.д. Поэтому учителю необходимо пояснить, что и при новой структуре Габсбурги в лице Франца-Иосифа сохранили свои широкие права. Как отмечает известный историк Т.М.Исламов, «помимо общих министров монарх назначал и увольнял глав правительств обеих частей империи, санкционировал назначение министров, утверждал законы, издававшиеся в обоих государствах, созывал и распускал парламент, издавал чрезвычайные декреты». Определяя внешнею политику Австро-Венгрии, Франц-Иосиф стремился не допускать к её рассмотрению парламенты.

    Именно при реализации проекта дуализма прекратилось проведение конструктивной национальной политики Франца-Иосифа. Когда национальных и политических прав, подобных венгерским, пытались добиться чехи, им это удалось в значительно меньшей степени. Ситуация в Чехии осложнялась обострением многовековой конфронтации между чехами и немцами (сильные ученики могут вспомнить о политике немецкого натиска на восток). Характерно, что Франц-Иосиф был готов короноваться в Праге чешской короной, т.е. стать чешским королём и предоставить Чехии определённые права. Однако жёсткая и отрицательная позиция венгерского правительства по данному вопросу убедила Франца-Иосифа не проводить широкие реформы в Чехии.

    Несмотря на дуализм, широкие социальные функции немецкого языка сохранились. По существу этот язык был главным и в австро-венгерской армии, и в важнейших имперских учреждениях.

    Характерным явлением конца XIX в. стало усиление немецкого национализма в австрийской части империи. В 1882 г. был создан Немецко-национальный союз, первоначально пропагандировавший антикапиталистические установки, а также идеи возрождения немецкой нации. Его лидером стал Георг фон Шёнерер, кумиром которого был «железный канцлер» Отто фон Бисмарк.

    Постепенно эти идеи трансформировались, и возобладала концепция пангерманизма: лидеры союза призывали к созданию «Великой Германии». Именно националистические, в том числе антисемитские идеи оттолкнули от союза значительное число австрийских социалистов, многие из которых были евреями. Со временем Немецко-национальный союз потерял своё влияние. Это было связано с потерей популярности в австрийском обществе идей пангерманизма. Однако националистические лозунги продолжали привлекать многих австрийцев. По существу, в деятельности Немецко-национального союза и подобных объединений националистического характера, созданных в Германии и в Австро-Венгрии в конце XIX в., стоит искать исторические корни немецкого нацизма первой половины XX в.

    4

    Об остальных событиях австро-венгерской истории учителю следует рассказать кратко. Среди явлений, требующих анализа, стоит отметить значительный индустриальный рост. Необходимо особо подчеркнуть, что индустриализация, как и другие социально-экономические процессы, происходила в Австро-Венгрии неравномерно. В традиционно развитых Австрии и Чехии по существу формировалась модель монополистического капитализма. Здесь активно складывалась, в числе прочих, такая важнейшая отрасль, как машиностроение.

    Индустриализация затронула и Венгрию, где в указанный период были заложены основы успешно развивающейся и сейчас пищевой промышленности. В то же время, промышленное производство и устойчивое развитие капиталистических отношений медленно происходило в отсталых Галиции, Буковине, Трансильвании, Словакии.

    Несмотря на наличие множества национальных проблем, c конца XIX в. Австро-Венгрия активно стремилась укрепиться на Балканах. Данный процесс был во многом связан с ослаблением доминировавшей здесь веками Османской империи и переделом сфер влияния в мире. В 1878 г. Австро-Венгрия по результатам Берлинского конгресса получила право на управление Боснией и Герцеговиной — территорией, находившейся несколько столетий под турецким владычеством. В 1908 г. в связи с революцией в Турции Австро-Венгрия осуществила аннексию Боснии и Герцеговины.

    Особенностью Боснии и Герцеговины был не только полиэтнический, но и поликонфессиональный состав местного населения: здесь исповедовали и православие, и католичество, и ислам. Помимо противоречий на религиозной основе, эта территория была известна как одна из наименее экономически развитых частей Европы. В итоге, включение Боснии и Герцеговины в состав Австро-Венгрии привело к ещё большим проблемам.

    Как справедливо отмечает большинство историков, именно балканская политика Австро-Венгрии стала для империи во многом роковой.

    5

    При изучении истории Австро-Венгрии необходимо обратить особое внимание школьников на биографию императора Франца-Иосифа. Будучи правителем империи на протяжении 68 лет (с 1848 по 1916 гг.), он стал символом европейской монархии Нового времени.

    Представитель древней династии Габсбургов — Франц-Иосиф родился в 1830 г. Его отец — эрцгерцог Франц-Карл был человеком достаточно заурядным. Гораздо более яркой фигурой видится его мать — баварская принцесса София. Именно она, мечтавшая увидеть Франца-Иосифа правителем Австрийской империи, приложила много усилий для его полноценного разностороннего образования. Несмотря на то, что его учёба прервалась из-за событий революции 1848 г., все отмечали впоследствии образованность Франца-Иосифа. В частности, он знал множество языков, что было важным для правителя многонациональной империи. Франц-Иосиф владел немецким, французским, английским и латинским языками; хорошо знал сложный венгерский, свободно говорил на польском, чешском, итальянском языках.

    Памятник императору Францу-Иосифу
    Памятник императору
    Францу-Иосифу

    Подобно многим представителям монархических династий, Франца-Иосифа с ранних лет приобщили к военным занятиям. Именно унаследованные с детства любовь к порядку, соблюдение субординации, дисциплина стали основой для проведения его многолетней политики. Значительную часть своей жизни он провёл, читая государственные документы, вникая в различные, в том числе и малосущественные детали. Традиционно Франц-Иосиф не проводил заседаний кабинета министров, предпочитая обстоятельно беседовать с каждым министром отдельно. В то же время, инструкции и регламент, которые он чтил, зачастую не давали ему возможность разобраться в реальном состоянии дел.

    Став в 18 лет правителем империи, которая раздиралась социальными и национальными противоречиями, Франц-Иосиф считал главным делом своей жизни консолидацию общества. Однако история Австро-Венгрии показала, что политика дуализма смогла сохранить на относительно длительный срок лишь власть Габсбургов, но не решила веками копившиеся проблемы. Распад Австро-Венгерской империи в результате Первой мировой войны был по существу предрешён.

    В целом, неудачной можно считать и внешнюю политику Франца-Иосифа: проигрыш в борьбе с Пруссией за создание единого немецкого государства, последующее сближение с Германской империй и создание Тройственного союза. Эти ключевые события европейской истории XIX в. не смогли укрепить положения Австро-Венгрии. Примечательно и то, что, несмотря на активную поддержку австрийской монархии российским императором Николаем I в революционные 1848—1849 гг., Франц-Иосиф в ходе Крымской войны занимал антироссийскую позицию. Справедливости ради стоит отметить, что внешнеполитические позиции всех больших европейских государств в период складывания военных блоков были достаточно хаотичными, они не определялись продуманными долгосрочными интересами держав.

    Долгая жизнь Франца-Иосифа не была счастливой. Историки отмечают, что у него никогда не было друзей. Жена Франца-Иосифа баварская принцесса Елизавета после нескольких лет брака уехала из Вены и предпочитала жить в Венгрии и других странах Европы. В 1898 г. в Женеве Елизавету убили итальянские анархисты. Брат Франца-Иосифа, Максимилиан — мексиканский король, был убит повстанцами в 1867 г. Сын императора — Рудольф покончил жизнь самоубийством. Общеизвестна и судьба наследника престола, племянника императора Франца-Иосифа Фердинанда, убитого вместе с женой в 1914 г. в Сараево.

    По свидетельству современников, Франц-Иосиф весьма скептически относился к исходу Первой мировой войны, осознавал её катастрофические последствия. Несмотря на это, подобно другим европейским монархам он дал согласие на эскалацию конфликта. Франц-Иосиф умер в 1916 г. в знаменитом Шенбруннском дворце в Вене в возрасте 86 лет. Через два года, в 1918 г., окончила свою историю и распалась Австро-Венгерская империя.

    6

    При любых методических вариантах изучения истории Австро-Венгрии можно использовать для обобщения и систематизации пройденного материала следующие вопросы и задания (отбираются учителем в зависимости от подготовки класса):

    1. Предположите, почему Габсбургам не удалось возглавить процесс объединения немецких земель в XIX в. (Вопрос задаётся в случае предварительного изучения школьникам истории создания немецкого государства.)

    2. Перечислите основные экономические и национальные проблемы Австро-Венгрии.

    3. Почему Австро-Венгрию нередко называли «лоскутной империей»?

    4. В чём заключалась политика дуализма?

    5. Предложите собственные способы решения национальных проблем в Австро-Венгрии.

    6. Прочтите отзыв германского политика Б. Бюлова об императоре Франце-Иосифе. Согласны ли вы с данным утверждением? Свой ответ обоснуйте.

    (Самым важным отличием Франца-Иосифа от Вильгельма II было то, что глава двуединой монархии был совершенно лишён фантазии, которой природа щедро наградила германского императора. В силу этого Франц-Иосиф был не в состоянии постигнуть современные течения, идеалы, заветные мысли, не говоря уже о том, что он не умел мудро использовать их в интересах государства. Франц-Иосиф часто неправильно понимал современность, ему не хватало также интуиции для прогноза будущего.)

    7. Поскольку предпосылки Первой мировой войны подробно изучаются на отдельных уроках и их целесообразно анализировать комплексно, в контексте мировых процессов конца XIX—начала XX вв., уместно не рассматривать события 1914 г. в Сараево и предшествующие кризисные явления на Балканах в рамках урока об Австро-Венгрии. Также стоит не выделять на этом уроке материал о социалистическом движении в Австро-Венгрии. Практика показывает, что эти материалы, в том числе касающиеся раскола социалистического движения, деятельности II Интернационала, стоит изучать на отдельном уроке и конкретизировать на примерах из истории Германии.

    Марат САФАРОВ,
    лауреат конкурса «Я иду на урок истории»

    TopList