© Данная статья была опубликована в № 05/2008 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 05/2008
  • Творчество на экране

     

    Творчество на экране

    Методические советы для проведения медиаурока. 6—9 классы

    Актуальность внедрения информационных технологий в педагогический процесс сегодня не подвергается сомнению. Широкое использование компьютерных технологий в преподавании различных школьных предметов, в том числе истории и обществознания стало необходимостью. Наше время требует от педагога высокого профессионализма, оперативности в использовании новых знаний, новых технологий. Повышение информационной культуры с максимальным использованием информационных технологий на уроках означает сегодня постоянный поиск новых форм обучения, педагогических новаций.

    В современном мире мультимедийные технологии занимают всё более значительное место. Процесс школьного обучения в этом смысле не должен отставать от жизни, поэтому вопрос внедрения их в структуру современного урока весьма актуален.

    На уроках истории при использовании этих технологий активизируется внимание учащихся, расширяется поле применения их творческого потенциала, в сознании обучающихся легче и чётче формируется исторический образ, они более осознанно подходят к изучению истории человеческого общества. Это, в свою очередь, способствует повышению интереса к учёбе, лучшему запоминанию изучаемого материала, даёт возможность для углубленного изучения того или иного исторического аспекта, расширяет творческие возможности учащихся и учителя.

    В современных условиях одной из главнейших задач образования является не только получение учащимися определённой суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний, их накопления и систематизации.

    У учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень навыков самостоятельной работы, умений ориентироваться в бурном потоке информации, выделять главное, обобщать, делать выводы. В этой связи возрастает роль учителя в плане раскрытия возможностей компьютера при изучении истории.

    Главным фактором эффективного использования компьютерной техники является наличие педагогических программных средств для изучения исторических дисциплин. Однако их пока недостаточно, и качество их зачастую не самое лучшее. Жизнь подсказывает, что надо иметь свои собственные разработки медиауроков.

    Что мы называем медиауроком? Урок, на котором применяется компьютерная техника и программные средства, урок с компьютерной поддержкой (УКП).

    При использовании мультимедийных средств можно повысить эффективность образовательного процесса за счёт одновременного изложения учителем теоретических сведений и показа демонстрационного материала. Появляется возможность моделировать различные исторические объекты и события, обрабатывать на компьютере учебную информацию, например, составление исторических таблиц и графиков. Появляется возможность привлекать учащихся к самостоятельной работе с компьютерной техникой для решения поставленных задач, развивать их познавательную творческую активность на уроке и во внеурочное время.

    Использование компьютера способствует повышению мотивации к изучению истории, развивает наглядно-образное мышление, моторные и вербальные коммуникативные навыки учащихся, формирует навыки работы с информацией (поиск, отбор, переработку, упорядочивание и др.).

    В медиауроке в передаче и усвоении учебной информации участвуют два новых компонента образовательного процесса.

    1. Компьютер, который органично занимает место нового универсального технического средства обучения и развития.

    2. Программные средства. Они дополняют традиционную технологию обучения истории и содержат в себе чётко структурированную учебную информацию в текстовом виде, множество наглядных изображений в виде схем, рисунков, таблиц, видеофрагментов, снабжённых анимационными и звуковыми эффектами.

    При этом и компьютер и программы должны быть органично взаимосвязаны с составляющими процесса обучения: целями, содержанием, методами обучения, деятельностью учителя и учащегося.

    В процессе медиаурока учитель истории использует возможности и компьютера, и программного средства обучения, например:

    Подача текстовой информации с экрана (дикторский текст) плюс возможность многократного его повторения;

    Гиперссылки, позволяющие быстро найти нужную историческую информацию;

    Наглядность исторических объектов, моделей, макетов, коллекций, таблиц, плакатов, схем, иллюстраций, видеофильмов;

    Мультимедийный показ исторических событий, логическая обработка исторического материала;

    Методы контроля: устный и письменный опрос, контрольная работа, самоконтроль и самооценка.

    Какие преимущества даёт применение компьютера и мультимедиа программ на уроках истории? В первую очередь расширяются и обогащаются дидактические принципы обучения. В последние годы в дидактике уже произошёл пересмотр значений таких принципов, как наглядность, доступность, систематичность, последовательность. Определились и два новых принципа: индивидуализации обучения и индивидуализации активности.

    В настоящее время на ведущие позиции в формировании компонентов учебной деятельности с применением компьютеров выдвигается принцип интегративности. Учитель устанавливает интегративные связи, которые позволяют ярче представить характеристику такого предмета как истории, показать взаимосвязь между содержанием отдельных предметных образовательных разделов и модулей, между предметным обучением и общей информационной подготовкой школьников. Установленные связи позволяют органично включать компьютер в учебный процесс, сочетать традиционные и компьютерные методы обучения, создавать особую информационную педагогическую среду, способствующую интенсификации образовательного процесса.

    Приоритетной целью медиауроков истории является развитие в процессе обучения способностей учеников к продуктивной самостоятельной творческой деятельности в современной информационно насыщенной среде. Учитывая это, при разработке медиаурока учитель в триаде задач (образовательных, воспитательных, развивающих) дополнительно выделяет задачи по формированию компонентов информационной культуры. Это развитие способностей отбирать нужную историческую информацию, знакомство с новыми способами технической обработки исторической информации, формирование практических умений по компьютерной обработке информации и другие. Например, развитие умений устанавливать причинно-следственные связи при использовании гипертекстовой шкалы времени и исторических событий.

    Медиаурок истории может проводиться в компьютерном классе или в кабинете истории, оборудованном мультимедийным проектором. В любом случае следует помнить о санитарно-гигиенических нормах при непрерывной работе за компьютером. В компьютерном классе предлагается работу за компьютером сочетать с работой за дополнительными учебными столами. Это позволит организовать динамичную учебную деятельность учащихся, а заодно снижает утомляемость.

    При использовании учителем истории компьютерной техники для наглядной демонстрации учебной информации работа учащихся в классе может быть организована следующим образом:

    1. Фронтально — просмотр видеофрагментов, наблюдение за изменениями объектов (например, зодчество XII—XVI вв.) и т.д.

    2. Индивидуально — выполнение работ, связанных с систематизацией исторической информации, решение исторических задач, проведение тестирования учащихся в рамках подготовке к ЕГЭ по истории и обществознанию.

    3. Малыми группами — выполнение общего учебного проекта по истории (например, «Смутное время»), постановка модельного эксперимента и пр.

    В структуре медиаурока истории могут быть отражены все компоненты и звенья процесса обучения, а также обязательное чередование видов деятельности:

    актуализация (повторение учебного материала, первичное усвоение материала);

    формирование знаний, умений, навыков (осознание и осмысление блока учебной информации, закрепление учебного материала);

    применение (применение полученных знаний на практике, проверка уровня усвоения материала).

    Учитель истории сам в каждом конкретном случае выбирает оптимальные организационные формы и методы работы с компьютером или без него.

    Программные и технические средства, используемые на уроке истории, способствуют совершенствованию традиционных методов обучения. Изменяется и роль учителя. На медиауроке он чаще всего выступает в качестве консультанта. Это способствует развитию познавательной активности учащихся. Для учителя появляется больше возможностей для индивидуальной работы с учащимися.

    Медиаурок истории даёт возможность трансформировать, дополнять обычные методы обучения.

    Усовершенствование образовательного процесса на уроке истории за счёт применения программных и технических средств ИКТ позволяет в сжатые сроки обогатить память учащихся необходимыми историческими знаниями.

    Компьютерные технологии можно использовать как для работы с сильными учениками, так и для занятий с отстающими учащимися. Яркие иллюстрации, карты, схемы, выделенные вопросы и задания облегчают усвоение и понимание новой темы.

    На уроках истории в 5—11-х классах могут широко использоваться презентации, которые позволяют повысить интерес к изучению предмета. Это даёт возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков.

    Подготовка презентаций — серьёзный творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия учащимися.

    Презентации составляются в программе Power Point. Они позволяют создать информационную поддержку при проведении уроков, а также при внеклассной работе для подготовки домашнего задания. Презентация позволяет учителю иллюстрировать свой рассказ с помощью проектора.

    Например, при изучении темы «Общественно-политическое устройство России в XVII в.» можно использовать видеофрагмент, демонстрирующий символы царской власти («Большой наряд»). При изучении темы «Отечественная война 1812 г.» — можно использовать анимационную карту продвижения французских войск, изучая тему «Внешняя политика России во второй половине XVIII в.» — анимационную карту «Расширение территории России при Екатерине II».

    Учитель истории использует и такие формы работы, как подготовка учениками докладов и рефератов, составление проектов. Появление Интернета и наличие в нём текстовой и иной информации позволяет учащимся пользоваться этим материалом для выступления на уроке.

    Для подготовки презентации ученик должен провести огромную научно-исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, выступления ребят превращаются в яркие и запоминающиеся презентации. При этом учащиеся приобретают опыт публичных выступлений, что, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается и элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку учащихся, так как умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодёжной культуры.

    Программа Power Point даёт возможность показывать на большом экране карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, диаграммы.

    Формы педагогических информационных технологий

    1. Мультимедийная лекция.

    2. Использование программных продуктов, предназначенных для урока истории.

    3. Лабораторно-практическое занятие.

    4. Проектная работа.

    5. Опрос и контроль знаний.

    6. Самостоятельная домашняя работа с пособиями или интернетматериалами.

    Мультимедийные учебные пособия

    Мультимедийное приложение к учебнику Т.В.Черниковой «История России IX—XVI вв.», 6 класс. «Дрофа».

    Мультимедийное приложение к учебнику Т.В.Черниковой «История России XVII—XVIII вв.», 7 класс. «Дрофа».

    Мультимедийное приложение к учебнику Т.В.Черниковой «История России XIX в.», 8-й класс. «Дрофа».

    Образовательный комплекс. «История, 10—11 классы. Подготовка к ЕГЭ». «1С: Школа».

    Мультимедийное приложение к учебнику А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной «История России. XX в.». «Клио Софт».

    Основы правовых знаний. «Кирилл и Мефодий».

    Сенаторова Л.Т. История Отечества. Часть 1. Инфофонд, 2002.

    Сенаторова Л.Т. История Отечества. Часть 2. Инфофонд, 2002.

    Государственная символика России. Новый диск, 2002.

    Обществознание. 8—11-е классы. Новый диск, 2003.

    Элективные курсы. История. Обществознание. Право. Учитель, 2004.

    Энциклопедия «История России 1862—1917». Коминфо, 2001.

    История Средних веков. 6 класс. «1С и Кордис и Медиа». 2005.

    Кадневский В. История России. Для поступающих в вузы. «Айрис». 2004.

    Репетитор по истории. «Кирилл и Мефодий». 2006.

    Серия «Дни воинской славы России». НТЦ «Поиск»

    1. «Битва за Москву».

    2. «Бородинское сражение».

    3. «Валерий Чкалов».

    4. «Русско-турецкие войны. Часть 1».

    5. «Русско-турецкие войны. Часть 2».

    6. «Русско-турецкие войны. Часть 3».

    7. «Курская битва».

    8. «Снятие блокады Ленинграда».

    9. «Великая Отечественная война 1941—1945 гг.».

    10. «Освобождение Москвы силами народного ополчения под руководством К.Минина и Д.Пожарского от польских интервентов».

    11. «Сталинградская битва».

    Светлана ВОЛЬНОВА,
    Николай МЕДНИКОВ,

    ГОУ СОШ № 128, Москва

    TopList