© Данная статья была опубликована в № 03/2008 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 03/2008
  • Горящее сердце солдата...

     

    Урок призван показать учащимся незабываемый с годами героизм и патриотизм защитников Сталинграда, роль и значение Сталинградской битвы в общем ходе войны; обратить внимание учащихся на то, что лучшие нравственные качества, проявленные нашими соотечественниками, и совершённый ими подвиг не могут и не должны быть девальвированы в нашей памяти.

    Зрительный ряд урока представлен плакатами и газетами военных лет, портретами полководцев, настенными картами соответствующей тематики, фотоматериалами, видеофрагментами.

    Поскольку данный урок задуман как общешкольный, желательно в его подготовке объединить учеников различных параллелей, учителейпредметников, родителей и ветеранов.

     

    Урок мужества и внеклассное мероприятие,
    посвящённые 65-летию победы советских войск под   Сталинградом. 9 класс

    Ученик. Долгих шесть лет продолжалась в истории человечества Вторая мировая война. За эти годы в различных частях света произошло немало сражений, и каждое из них имело своё значение в приближении общей победы над врагом. Но лишь немногие из них в полном смысле слова потрясли сознание людей всей планеты.

    Ученик. В февральские дни 1943 г. на берегах Волги была одержана великая победа, положившая начало коренному перелому в войне. С тех пор слово «Сталинград» вошло во все языки мира и стало общепризнанным символом героизма, необыкновенной стойкости духа и беззаветной любви к своему Отечеству.

    Ученик.

    В свой срок — не поздно и не рано —
    Придёт зима, замрёт земля.
    И ты к Мамаеву кургану
    Придёшь второго февраля.
    И там, у той заиндевелой,
    У той священной высоты,
    Ты на крыло метели белой
    Положишь красные цветы.
    И словно в первый раз заметишь,
    Каким он был, их ратный путь!
    Февраль-февраль, солдатский месяц —
    Пурга в лицо, снега по грудь.
    Сто лет пройдет. И сто метелиц.
    А мы пред ними всё в долгу.
    Февраль-февраль. Солдатский месяц —
    Горят гвоздики на снегу.

    Ученик. Сегодня наши прадеды вспоминают, как это было, а мы говорим об их бессмертном подвиге. Говорим, чтобы помнить о тех, кто отстоял тот рубеж, кто отстоял Россию.

    Ученик. 5 апреля 1942 г. Гитлер подписал директиву № 41, в которой определялась цель германских войск: овладеть промышленным центром — Сталинградом; выйти к Волге и в кратчайшие сроки попасть на Кавказ, где добывалась необходимая для фронта нефть.

    Ученик. На совещании в Полтаве 1 июня 1942 г. в штабе группы армий «Юг» Гитлер заявил: «Моя основная мысль — занять область Кавказа, возможно, основательно разбив русские силы… Если я не получу нефть из Майкопа и Грозного, я должен буду прекратить войну».

    Ученик.

    Сороковые, роковые, свинцовые, пороховые.
    Война гуляет по России. А мы такие молодые.
    Гудят накатанные рельсы, спокойно, холодно, высоко,
    И погорельцы, погорельцы, кочуют с запада к востоку.

    Сороковые, роковые, свинцовые, пороховые.
    Война гуляет по России. А мы такие молодые.

    А это я на белом свете, худой, весёлый и задорный,
    И у меня табак в кисете, и у меня мундштук наборный.
    И я с девчонкой балагурю, и больше нужного хромаю,
    И пайку на двое ломаю, и всё на свете понимаю.

    Как это было. Как совпало.
    Война, беда, мечта и юность.
    И это всё в меня запало.
    И лишь теперь во мне очнулось.

    Сороковые, роковые,
    свинцовые, пороховые.
    Война гуляет по России.
    А мы такие молодые.

    Ученик. С 14 июля 1942 г. Сталинградская область была объявлена на осадном положении.

    Из воспоминаний Героя Советского Союза генерала армии Лященко:

    В летние дни 1942-го оборонительный рубеж в северо-западной части Сталинграда строили жители города — в основном женщины, старики и подростки. Они старательно работали, спешили скорее создать оборону города.

    Город Сталинград жил мирной жизнью, в городе было несколько госпиталей, работали заводы, театры, кино, магазины, бегали по улицам ребятишки, играли в футбол и войну. <…>

    Когда фашисты прорвались к реке Волге севернее Сталинграда и пытались ринуться на город, мужественно отражали их атаки сталинградцы.

    Никогда не забудется эпизод на зенитной батарее.

    Я на броневике ехал на оборонительный рубеж. Выехал на высотку, слышу стрельбу из орудий, и передо мною открылась незабываемая картина. Группа фашистских танков (около 10) прорвалась и ринулась на зенитную батарею. Батарея открыла по ним огонь. Загорелся один, второй и третий вражеский танк. Фашисты остановились и повернули вспять.

    Я подъехал к этой батарее и поразился: весь состав батареи были девушки 18-20 лет и только один мужчина, старшина батареи.

    Ученик.

    Ах, война, что ты сделала подлая,
    Вместо свадеб — разлуки и дым.
    Наши девочки платьица белые
    Раздарили сестрёнкам своим.

    Сапоги, ну куда от них денешься?
    Да зелёные крылья погон.
    Вы наплюйте на сплетников, девочки,
    Мы сведём с ними счёты потом.

    Пусть болтают, что верить вам не во что,
    Что бредёте войной наугад,
    До свидания, девочки! Девочки,
    Постарайтесь вернуться назад.

    Ученик. Сталинградские заводы в тяжёлых условиях продолжали выпускать необходимую стране военную продукцию. Из ворот Сталинградского тракторного завода выходило до 50% всех танков Т-34, здесь производились мины, авиабомбы, снаряды. К осени 1941 г. этот завод стал единственным в стране производителем арттягачей; во время Московской битвы первые залпы знаменитых «Катюш» прозвучали с установок, смонтированных на арттягачах СТЗ.

    Ученик. По решению Ставки Верховного Главнокомандования 12 июля 1942 г. был создан Сталинградский фронт. Командующим им был назначен Маршал СССР Тимошенко, а с августа 42-го — генерал-полковник Ерёменко.

    Ученик. Уже к 25 июля 1942 года Гитлер планировал взять Сталинград. Соотношение сил было не в пользу нашей армии. Немецко-фашистские войска превосходили советские в личном составе в 1,7 раза, в артиллерии и танках — в 1,3 раза, в самолетах — почти в 2 раза.

    Ученик. Большинство дивизий, прибывших из резерва Ставки, ещё не имело боевого опыта. Другие дивизии были измотаны в предыдущих сражениях. Ценой неимоверных усилий советским воинам предстояло сдержать натиск врага.

    Ученик. Из Приказа Народного комиссара Обороны Союза ССР № 227 от 28 июля 1942 г.:

    «Враг бросает на фронт всё новые силы и, не считаясь с большими для него потерями, лезет вперёд, рвётся в глубь Советского Союза, захватывает новые районы, опустошает и разоряет наши города и сёла, насилует, грабит и убивает советское население. Бои идут в районе Воронежа, на Дону, на Юге, у ворот Северного Кавказа. Немецкие оккупанты рвутся к Сталинграду, к Волге, и хотят любой ценой захватить Кубань, Северный Кавказ с их нефтяными и хлебными богатствами <…>

    <…> Пора покончить отступление. Ни шагу назад. Таким теперь должен быть наш главный призыв. Надо упорно, до последней капли крови защищать каждую позицию, каждый метр советской территории, цепляться за каждый клочок советской земли и отстаивать его до последней возможности. <…>

    Подписано:
    Народный Комиссар Обороны И.Сталин

    Ученик.

    На братских могилах не ставят крестов
    И вдовы на них не рыдают,
    К ним кто-то приносит букеты цветов
    И вечный огонь зажигают.
    Здесь раньше вставала земля на дыбы,
    А нынче — гранитные плиты.
    Здесь нет ни одной персональной судьбы,
    Все судьбы в единую слиты.
    А в вечном огне виден вспыхнувший танк,
    Горящие русские хаты,
    Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,
    Горящее сердце солдата...

    Ученик. 23 августа 1942 г. Этот день стал для жителей Сталинграда и защитников города самым трагичным. Массированные бомбардировки с воздуха разрушали здания и нефтехранилища. Пылающая нефть разлилась по воде. Казалось, что всё было объято пламенем и горело — даже сама Волга. 40 тыс. жителей погибло в один только день. 25 августа в городе было введено осадное положение.

    Демонстрируются кадры военной хроники.

    Ученик.

    Сотни лет
    Расходиться широким кругам
    По огромной воде
    Молчаливой реки…
    Выше всех Эверестов —
    Мамаев курган!
    Зря об этом в учебниках нет
    Ни строки.

    Мамаев курган (на военных картах высота 102,0) стал местом самых кровопролитных и ожесточённых боёв в Сталинграде: на каждый квадратный метр земли здесь весной 1943 г. приходилось от 500 до 1250 осколков. По словам поэта Р.Рождественского, металла в Кургане «больше, чем в знаменитой Магнитной горе!»

    Ученик. В 1967 г. на Мамаевом кургане был открыт памятник. Грандиозная 52-метровая скульптура «Родина-мать» по замыслу автора-скульптора Вутетича, поднимает в Сталинграде меч освобождения. Его опустил в поверженном Берлине в конце войны на памятнике советский воин со спасённой немецкой девочкой на руках, изображённый на памятнике того же автора.

    Ученик.

    Там, где двести дней и ночей
    Бушевала великая битва,
    Там кровью тысяч людей
    Каждый метр земли был пропитан.

    Там сила советских солдат
    Сокрушала фашистскую силу, —
    Там давно уже пушки молчат
    И поля от пожарищ остыли.

    Там сегодня над Волгой-рекой,
    На священной земле Сталинградской,
    Рвётся к солнцу цветок полевой
    Из-под каски пробитой солдатской.

    Жизнь! Мы славим величье её.
    Жить! — вот благо и счастье людское.
    За него, за счастье твоё и моё
    Свои жизни отдали герои…

    Демонстрируются кадры кинохроники. Звучит запись (или исполняется учащимися) песни (Булата Окуджавы) «Десятый батальон».

    Ученик.

    От героев былых времён
    Не осталось порой имён.
    Те, кто приняли смертный бой,
    Стали просто землёй и травой.
    Но суровая доблесть их
    Отразилась в сердцах живых.
    Этот вечный огонь, нам завещанный одним,
    Мы в сердцах храним.

    Посмотри на моих бойцов —
    целый мир помнит их в лицо.
    Вот застыл батальон в строю,
    снова старых друзей узнаю.

    Хоть им нет двадцати пяти,
    Трудный путь им пришлось пройти:
    Это те, кто в штыки поднимался,
    Как один, те, кто брал Берлин.

    Нет в России семьи такой,
    Где б не памятен был свой герой,
    И глаза молодых солдат
    С фотографий пожухлых глядят.

    Этот взгляд, словно высший суд
    Для ребят, что сейчас растут.
    И мальчишкам нельзя ни солгать, ни обмануть,
    Ни с пути свернуть…

    Ученик. Героизм защитников Сталинграда был массовым. Их подвиги продолжают восхищать. Мы сегодня вспомним некоторых из них.

    Ученик. Яков Павлов — сержант, возглавивший оборону дома на одной из площадей Сталинграда. Расположение дома имело стратегическое значение. Из него можно было вести наблюдение и обстреливать занятую противником территорию города на расстояние более километра. Группа солдат во главе с Павловым захватила дом и превратила его в настоящую крепость. Немцы подвергли дом непрерывному обстрелу, атаковали, бомбили, но взять так и не смогли.

    Ученик. Василий Зайцев — снайпер 284-й стрелковой дивизии. Он лично уничтожил 242 фашиста. Немецко-фашистское командование доставило в Сталинград руководителя берлинской школы снайперов майора Конингса — уничтожить Зайцева. Но вскоре и он был застрелен известным советским снайпером.

    Ученик. Михаил Паникаха — боец 1-й роты 193-й стрелковой дивизии 885-го стрелкового полка. Поднятая им на вражеский танк бутылка с горючей жидкостью воспламенилась от попадания пули. Тогда он, объятый пламенем, бросился к немецкой машине и уничтожил вражеский танк с его экипажем.

    Ученик. Матвей Путилов — связист штаба 308-й стрелковой дивизии. В разгар боя нужно было исправить повреждённую связь, но связисту раздробило обе руки. Истекая кровью, Матвей, теряя сознание, зубами соединил оба конца провода.

    Ученик.

    У русских женщин есть такие лица
    К ним надо приглядеться неспеша.
    Чтоб в их глазах могла тебе открыться
    Красивая и гордая душа.

    История Сталинградской битвы хранит немало имен женщин-медсестёр, связисток — с героической и трагической судьбой.

    Ученик. В холодной воде на переправе наших войск на правый берег Волги осенью 1942 г. оказывала помощь раненым и под непрерываемой бомбежкой спасала тонувших Людмила Родионова.

    В одном из боёв она получила тяжёлое ранение в голову, выжила и вернулась в строй.

    Ученик. 420 раненых вынесла с поля боя Мария Кухарская. В атаки она ходила позади бойцов, чтобы их видеть. Они свято верили в неё. Знали, что ни одного не проглядит, ни одного не бросит.

    Медсестра Маша Мелихова не только делала перевязки. Она отдавала тяжелораненым и свою кровь.

    Ученик. Это милосердие, участие, сострадание удесятеряло силы солдат и было настоящим подвигом. Каждый день был наполнен стонами и плачем, болью и ужасом, кровью и отчаянием. И каждую минуту шла борьба этих «сестричек» за самое дорогое — за человеческую жизнь.

    Ученик. Санинструктор из 214-й стрелковой дивизии Марионелла Королёва (а среди близких — Гуля) с первых дней войны сражалась на фронте. Около хутора Паньшино она личным примером увлекла бойцов в атаку, первой ворвалась в окопы противника и уничтожила 15 фашистских солдат. Смертельно раненая, до последнего вздоха она не выпускала оружия из рук — и продолжала стрелять по врагу.

    Ученик. Война стала общим испытанием как для взрослого населения нашей страны, так и детей. Они рано повзрослели. Как и отцы, они защищали Родину.

    Самым юным защитником города был Серёжа Алешков. Этот шестилетний мальчик-сирота помогал, как мог, бойцам 142-го полка 47-й гвардейской стрелковой дивизии. И даже спас жизнь его командиру, вовремя позвав на помощь.

    В захваченном фашистами хуторе Вербовка действовал «босоногий гарнизон». Этот отряд состоял из подростков 10—14 лет. Их было 20 человек, и они бесстрашно действовали против врага, сея панику среди захватчиков.

    Мальчишек схватили и жестоко пытали, а затем на глазах у хуторян расстреляли.

    Ученик.

    Наша память не в силах уйти от потерь,
    Всё с фонариком бродит в былом.
    Даже в праздничный день чья-то тихая тень
    Вместе с нами сидит за столом.

    На экран проецируются фотографии военных лет. Звучит (или исполняется учащимися) песня «За того парня» (муз. М.Фрадкина, сл. Р.Рождественского.)

    Ученик. 19 ноября 1942 г. стало началом контрнаступления Советских войск под Сталинградом. Силами армий Сталинградского, Донского и Юго-Западного фронтов, осуществлявших операцию «Уран», должна была быть прорвана оборона противника.

    На пятый день наступления, в результате напряжённых боев уже 23 ноября советские войска завершили окружение сталинградской группировки врага. Это был ошеломляющий успех! В окружении оказались штаб немецкой 6-й полевой армии, 5 немецких корпусов в составе 20 дивизий, 2 румынские дивизии, многочисленные тыловые части и учреждения, численностью около 300 тыс. человек.

    Ученик. Из радиограммы Гитлера в штаб 6-й армии: «Войска 6-й армии, окружённые в Сталинграде, впредь будут именоваться войсками крепости Сталинград». Гитлер вновь и вновь подтверждал приказ удерживать Сталинград — любой ценой. От этого зависела, на его взгляд, судьба всего Восточного фронта.

    Ученик. Из донесения Паулюса Манштейну: «Резервов нет и создавать их не из чего. Большие потери и плохое снабжение, а также морозы в значительной мере снизили боеспособность войск. Если атаки противника будут продолжаться с той же силой ещё несколько дней, удержать укреплённую линию окажется невозможным».

    Ученик.

    Всё то, что вы в окопах защищали
    Иль возвращали, кинувшись в прорыв,
    Беречь и защищать нам завещали,
    Единственные жизни положив.
    Каких имён нет на могильных плитах,
    Их всех племён составили сыны.
    Их миллионы — незабытых,
    Убитых, не вернувшихся с войны.
    От неизвестных и до знаменитых,
    Сразить которых годы не вольны,
    Их миллионы — незабытых,
    Убитых, не вернувшихся с войны.

    На экран проецируются фотографии осени-зимы 1942—1943 гг. Звучит фрагмент песни «Горячий снег» (муз. А.Пахмутовой, сл. М.Львова.)

    Ученик. Из писем немецких солдат:

    31 декабря 1942 год.

    «Дорогие родители! Сейчас канун Нового года, я думаю о доме, и у меня разрывается сердце. Так здесь всё плохо и безнадёжно… Голод, голод, голод и к тому же вши и грязь. День и ночь нас бомбят советские лётчики, и артиллерийский огонь почти не прекращается. Если в ближайшее время не совершится чуда, я здесь погибну.

    Иногда я молюсь, иногда проклинаю судьбу. При этом всё мне представляется бессмысленным и нелепым. Когда и как придет избавление? Как может вынести такое человек? Или все эти страдания — наказание Божье?

    <…> Здесь все, словно комок дрожащих нервов. Все живут, словно в бреду. Если из-за этого письма я предстану перед военным судом и буду расстрелян, это будет как избавление от страданий. У меня больше нет надежды <…>

    Ученик. 13 января 1943 г. Россия.

    «…Сижу теперь здесь неумытый и небритый, как чушка…Ваш Нис».

    Ученик. «В каком дрянном положении мы находимся здесь, в крепости Сталинград. Увидев меня, очень бы удивились моей внешности, я так похудел, что стал похож на полуголодную собаку. Силы, которые я когда-то имел, исчезли. Если пробежишь метра 3—4, то спотыкаешься о каждый маленький камень, вряд ли вы меня узнали бы. Внутри я ещё остался старый Родрих. Изменился лишь внешне. И это, в конце концов, объяснимо: 20 граммов хлеба, 37 граммов мяса и 50 граммов сливочного масла — таков наш рацион на день».

    Ученик. 10 января после мощной артиллерийской и авиационной подготовки войска Донского фронта перешли в наступление. Началась операция «Кольцо». Нашим войскам предстояло рассечь окружённую группировку противника на части, а затем уничтожить их.

    Я помню: бой гремел вторые сутки,
    Казалось, встань и — сразу наповал.
    Земля, как раскалившиеся угли,
    Жгла сердце. И огонь не убывал.
    Казалось, от подобной круговерти
    Все боги с неба к чёрту полетят,
    Но вот наперекор огню и смерти,
    Как чудо, поднимается солдат.

    Ученик. Операция «Кольцо», а вместе с ней и вся контрнаступательная операция на сталинградском направлении завершилась блестящей победой.

    Из доклада Командующего войсками Донского фронта К.К.Рокоссовского Верховному Главнокомандующему 2 февраля 1943 г.: «Выполняя Ваш приказ, войска Донского фронта в 16.00 2.2.43 г. закончили разгром и уничтожение окружённой сталинградской группировки противника».

    Ученик. В ходе контрнаступления Красной Армии под Сталинградом противник потерял свыше 800 тыс. человек, до 2 тыс. танков и штурмовых орудий, более 10 тыс. орудий и минометов, около 3 тыс. боевых и транспортных самолётов, свыше 70 тыс. автомашин, полностью лишился 32 дивизий и 3 бригад.

    Такого поражения враг ещё не испытывал с начала Второй мировой войны. Четвёртую часть всех своих сил, действовавших в то время на советско-германском фронте, потеряли фашисты под Сталинградом.

    Ученик. «Советская стратегия оказалась выше нашей…Лучшее тому доказательство — исход битвы на Волге, в результате которого я оказался в плену». (Фридрих Паулюс, немецкий фельдмаршал.)

    Ученик.

    Еще невнятна тишина,
    Еще в патронниках патроны,
    И по привычке старшина
    Бежит, пригнувшись к батальону.
    И тишиною потрясён
    Солдат, открывший миру двери,
    Не верит в день, в который он
    Четыре долгих года верил.

    Ученик. Страна высоко оценила подвиг своих героев. Десятки тысяч солдат и офицеров были удостоены государственных наград. 112 наиболее отличившихся были отмечены Золотой Звездой Героя Советского Союза. Более 750 тыс. участников сражения были награждены медалью «За оборону Сталинграда».

    Ученик. В ноябре 1943 г. на конференции союзников в Тегеране премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль передал советской делегации почётный меч — дар короля Георга VI гражданам Сталинграда.

    Ученик.

    Пролетели года. Отгремели бои.
    Отболели, отмаялись раны твои.
    Но далёкому мужеству
    верность храня,
    Ты стоишь и молчишь
    у святого огня.
    Ты же выжил, солдат!
    Хоть сто раз умирал,
    Хоть друзей хоронил
    И хоть насмерть стоял.
    Почему же ты замер —
    На сердце ладонь,
    И в глазах, как в ручьях,
    Отразился огонь?

    Объявляется минута молчания.

    Звучит запись песни «Поклонимся великим тем годам» (муз. А.Пахмутовой, сл. М.Львова) в исполнении И.Кобзона. На экран проецируются виды скульптурного ансамбля на Мамаевом Кургане, встречи ветеранов и др. кадры.

    ЛИТЕРАТУРА К УРОКУ

    Сталинградская битва. Материалы конференций, прошедших в Москве и Волгограде к 50-летию сражения. / Под ред. Б.С.Абалихина. Волгоград, 1994.

    Битва за Сталинград. / Под ред. А.А.Кольтюкова и Ю.П.Квятковского. М.; СПб., 2002.

    Аргасцева С.А., Андреева Е.Н. и др. Битва за Сталинград. Волгоград, 2003.

    Сталинград. Тракторный. Победа. Волгоград, 2003.

    История: Внеклассные мероприятия. / Авт.-сост. Н.В.Кузьмина. Волгоград, 2005.

    www.sed.lg.ua

    Данная игра призвана закрепить знания учащихся, полученные на уроках; поддержать и развить интерес к предмету; рассмотреть конкретное историческое событие всесторонне, и прежде всего, с позиций исторической памяти. Воспитательное значение игры велико, ибо вопросы и задания ещё раз обращают внимания молодёжи к героизму и патриотизму предков, к лучшим традициям нашего народа.

    Оптимальным, на наш взгляд, является проведение игры в контексте других мероприятий, приуроченных к годовщине Сталинградской битвы (например, организация фотовыставки «Великая битва на Волге»; встречи с ветеранами Великой Отечественной войны; проведение общешкольного Урока Мужества и т.д.). В этом случае игра обобщит полученные знания и станет логическим завершением проведённых мероприятий.

    Местом проведения общешкольной игры выбираем большой зал, на сцене которого размещаются команды (по 5—6 человек от класса), в зрительном зале — болельщики. На экране последовательно проецируются задания. На письменный ответ отводится 3—5 мин. Через каждые четыре задания жюри, состоящее из учителей-предметников, учащихся и ветеранов, проверяет правильность ответов и оглашает баллы, полученные каждой командой. Пока идет проверка — играем с болельщиками. Самого активного болельщика по итогам игры жюри отметит. Правильные ответы из зала могут быть по желанию отвечавшего зачтены как дополнительные баллы конкретной команде.

    Во время обсуждения членами жюри ответов команд желательно демонстрировать кадры кинохроники, фрагменты художественных фильмов по соответствующей тематике, включать песни военных лет. Всё это создает определённый эмоциональный настрой, делает ближе и понятнее для понимания изучаемую эпоху.

    По итогам игры жюри объявляет 3 (1—2) команды, победившие в игре, и награждает победителей.

    В данной разработке вопросов и заданий для команд приведено больше, чем позволяет провести 45-минутный урок. По усмотрению учителя ряд вопросов может быть вынесен на обсуждение команд конкретной параллели.

    Например: можно провести игру в 2 этапа: для 9-х, а затем для 10—11 классов и предлагаемые вопросы разделить, исходя из их сложности, а также возможностей конкретных классов.

    ХОД ИГРЫ

    Вопросы и задания командам,
    сопровождающиеся слайдами с фотографиями или текстом

    1. За этот дом велись ожесточённые бои. Четыре воина — три рядовые и сержант выбили из него немцев и держали оборону более двух суток до подхода подкрепления. А затем еще 58 дней защитники удерживали его и не отдали врагу. В памяти народа этот дом так и остался названный именем этого сержанта. (Дом Павлова.)

    2. На военных картах это место самых ожесточённых боев обозначалась как высота 102.0. (Мамаев курган.)

    3. Этот снайпер много раз вступал в единоборство с гитлеровскими снайперами и каждый раз выходил победителем. Около 300 гитлеровцев, среди которых был и начальник берлинской школы снайперов майор Кенингс, было им уничтожено в уличных боях. (Василий Зайцев, Герой Советского Союза.)

    4. Этот красноармеец-бронебойщик 883-го стрелкового полка двинулся навстречу вражеским танкам с бутылками горючей жидкости. Одна из пробитых пулей бутылок воспламенилась. Вспыхнув факелом, боец бросился на танк и разбил об него вторую бутылку. Этому Герою Советского Союза воздвигнут памятник на месте его гибели. Его именем названа одна из улиц Сталинграда. (Михаил Паникаха.)

    5. Когда на Мамаевом кургане в разгар боёв прекратилась связь, этот рядовой связист 308-й стрелковой дивизии ликвидировал разрыв провода. С раздробленными осколками мины обеими руками, он зажал зубами концы провода. (Матвей Путилов.)

    6. Этот отряд назвали «босоногий гарнизон». Расскажите о действиях и судьбе этих подростков. (20 человек в возрасте 10—14 лет. Наносили урон немцам: похищали документы, распространяли листовки, призывавшие к борьбе захватчиками. После пыток были казнены.)

    7. Разрушенный Сталинград. Этот день стал самым трагическим в истории Сталинградской битвы. Тогда погибло более 40 тыс. мирных жителей. (23 августа 1942 года.)

    8. Этот день установлен как праздничная дата федеральным законом «О днях воинской славы (победных днях) России» и связан с разгромом советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве. (2 февраля.)

    9. Этот день стал днём начала Сталинградской битвы. (17 июля 1942 года.)

    10. Назовите фронты, участвовавшие в обороне Сталинграда (июль-ноябрь 1942 года.) (Сталинградский, Юго-Восточный, Донской.)

    11. Приведите в соответствие.

    На начальном этапе Сталинградской битвы немецко-фашистские войска превосходили советские:

    1) в личном составе
    2) в артиллерии и танках
    3) в самолётах
    а) почти в 2 раза
    б) в 1,7 раза
    в) в 1,3 раза

    (1б; 2в; 3а.)

    12. Этот приказ, подписанный наркомом обороны И.Сталиным, был объявлен по армии в начале Сталинградской битвы. В нём говорилось о полной мобилизации сил на отпор врага. Назовите дату и номер этого приказа. Какое главное требование, ставшее призывом, он содержал? (Приказ № 227 от 28 июля 1942 года. «Ни шагу назад».)

    13. Летчик 629-го авиаполка 102-й авиадивизии ПВО, первым совершивший воздушный таран во время Сталинградской битвы. (Александр Попов)

    14. Укажите кодовое название плана наступления советской армии под Сталинградом. («Уран».)

    15. Эта девушка (близкие её звали Гулей) — санинструктор из 214-й стрелковой дивизии — вынесла с поля боя около хутора Паньшино 50 тяжелораненых бойцов. Своим примером подняла бойцов в атаку. Будучи смертельно раненой, она стреляла из автомата по врагу до тех пор, пока оружие не выпало у неё из рук. (Марионелла Королёва.)

    16. Этот немецкий генерал-фельдмаршал заверил Гитлера, что ударом с двух направлений прорвёт блокаду и освободит окружённые под Сталинградом немецкие войска. Фюрер назначил его командующим группой армий «Дон». (Манштейн.)

    17. «Советская стратегия оказалась выше нашей…Лучшее тому доказательство — исход битвы на Волге, в результате которого я оказался в плену». Эти слова принадлежат командующему 6-й армии, генерал-фельдмаршалу вермахта. Назовите его. (Ф.Паулюс.)

    18. Назовите изображённого на фотографии. Это Маршал Советского Союза, дважды Герой Советского Союза, командующий 62-й (8-й гвардейской) армией. Похоронен в Волгограде на Мамаевом Кургане. (Василий Иванович Чуйков.)

    19. Назовите изображённого на фотографии. Генерал-полковник, Герой Советского Союза, в Сталинградской битве командующий 64-й (7-й гвардейской) армией. «Почётный гражданин города-героя Волгограда». Похоронен на Мамаевом кургане. (Михаил Степанович Шумилов.)

    20. Маршал Советского Союза (1943), четырежды Герой Советского Союза. С августа 1942 года — заместитель Верховного Главнокомандующего, 1-й заместитель наркома обороны СССР. Представитель Ставки ВГК в Сталинграде. Принимал участие в разработке плана контрнаступления советских войск под Сталинградом. Назовите этого полководца. (Георгий Константинович Жуков.)

    21. Маршал Советского Союза (1943), дважды Герой Советского Союза. С июля 1942 г. — начальник Генштаба, член Ставки ВГК. Участвовал в разработке и осуществлении плана наступательных операция под Сталинградом. Назовите этого полководца. (Александр Михайлович Василевский.)

    22. Назовите фронты, принимавшие участие в Сталинградской стратегической наступательной операции (19.11.42 — 02.02.43). (Юго-Западный фронт, Донской фронт, Сталинградский фронт, Воронежский фронт (левое крыло).)

    23. Назовите изображённых на фотографиях. Какими фронтами в Сталинградской наступательной операции каждый из них командовал? (Юго-Западный фронт — генерал-полковник Ватутин Николай Федорович; Донской фронт — генерал-лейтенант Рокоссовский Константин Константинович; Сталинградский фронт — полковник Ерёменко Андрей Иванович.)

    24. На немецкого фельдмаршала Манштейна было возложено общее руководство военной операцией под кодовым названием «Зимняя гроза» («Wintergewitter»), непосредственное руководство — на генерала Гота. Какова была главная цель операции? (Деблокировать 6-ю полевую армию, окружённую под Сталинградом.)

    25. Как называлась операция, проведённая советскими войсками с 10 января по 2 февраля 1943 г. с целью ликвидации окружённой группировки противника? («Кольцо».)

    26. С целью увековечения победы под Сталинградом Советское правительство учредило медаль. Назовите её. Сколько участников битвы было ею награждено? (Медаль «За оборону Сталинграда». Награждены более 750 тыс. участников битвы.)

    27. В 1934 году в СССР было утверждено Звание Героя Советского Союза. Звание присваивалось за заслуги перед государством, связанные с совершением гражданского подвига. Сколько солдат и офицеров за подвиги в дни Сталинградской битвы были удостоены этого звания? (Около 120 солдат и офицеров.)

    Вопросы к болельщикам

    1. Назовите прежнее название Сталинграда, а также современное название этого города. (Царицын. Сейчас — Волгоград.)

    2. Этот завод-гигант был построен в 1930 г. Его строительство было одним из самых грандиозных и массивных в истории Советской страны. С начала войны и до августа 1942 года здесь производилась большая часть этих легендарных танков — лучших средних танков в мире. Здесь же монтировались установки для орудий, впервые применённых во время боёв под Москвой. Назовите этот завод, а также его мирную и военную продукцию. (Сталинградский тракторный завод им. Ф.Э. Дзержинского. До войны выпускал сначала колёсные, а затем гусеничные трактора. С началом войны — танки Т-34 и установки для «Катюш».)

    3. Назовите хронологические рамки оборонительного и наступательного периодов Сталинградской битвы. (С 17 июля по 18 ноября 1942; с 19 ноября по 2 февраля 1943.)

    4. В ноябре 1943 г. на Конференции руководителей трёх союзных держав в Тегеране премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль передал советской делегации почётный подарок в ознаменование победы под Сталинградом. На обеих сторонах подарка была надпись на русском и английском языках: «Гражданам Сталинграда — крепким, как сталь, в знак глубокого восхищения британского народа». Что это был за подарок? От кого он был передан? (Почётный меч — дар короля Георга VI гражданам Сталинграда.)

    5. Назовите этот скульптурный памятник. Где он установлен? Кто автор скульптуры? (В 1967 г. в Волгограде. Автор — Вутетич.)

    6. Когда Сталинград получил звание город- герой?(8 мая 1965 г.)

    Марина ЧЕРНОВА,
    кандидат исторических наук,
    Заслуженный учитель РФ

    TopList