© Данная статья была опубликована в № 03/2008 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 03/2008
  • Праздник благопожелательности и бесконечной весны

    Праздник благопожелательности
    и бесконечной весны

    В декабре прошлого года, который, как известно, был годом Китая в России, в Государственном историческом музее прошла презентация выставки «Искусство Китая: фарфор и стекло. Из частного собрания Галы и Александра Аваловых». Таким образом, в ГИМе можно посмотреть две китайских экспозиции — немного ранее открылась выставка, посвящённая китайскому шёлку.

    История китайского фарфора так же красива, удивительна и таинственна, как история китайского шёлка. Она уходит в глубь тысячелетий и началась задолго до начала новой эры. Сосуды из глины, которые люди делали для своих нужд, постепенно стали превращаться в удивительные предметы, украшающие быт. Посуде стали придавать утончённые формы, покрывали её орнаментом, а потом изображениями, картинами из жизни, работали и над составом глины, стремясь к прочности и лёгкости сосудов, доводя их стенки до прозрачности.

    Историю развития китайского фарфора и стекла с конца XVI до первой трети XX в. можно проследить на выставке, о которой идёт речь. Представленная коллекция принадлежит московским коллекционерам Аваловым, она содержит 300 предметов, дающих представление практически обо всех типах китайского фарфора и стекла.

    Интерес к китайскому искусству в России огромен, у нас имеется традиция коллекционирования предметов восточного искусства, в чём можно убедиться, посетив наши музеи — дворцы вельмож, дома дворян, особняки представителей купеческого сословия. Китайские вазы, сервизы, статуэтки нередко являются главным их украшением.

    С XVII в. стиль «шинуазри» проник в царские дворцы, дома сановников, где устраивались китайские комнаты, декорированные предметами из китайского фарфора. Красота тонкостенных сосудов и их огромная стоимость вдохновляла учёных на работы по раскрытию тайны изготовления китайского фарфора. И как мы знаем, в этой области были достигнуты значительние успехи и в России, и в Европе.

    Китайцы говорили, что «фарфор должен быть тонким, как бумага, звонким, как нефрит, голубым, как небо, омытое дождём». Расширение цветовой палитры позволило создавать на поверхности сосудов красивейшие композиции. Появляются сюжеты живописи на фарфоре — пейзажи, «цветы и птицы», «драконы в облаках», «играющие мальчики», «учёные в саду». Большинство элементов декора имеет символическое значение, что особенно интересно для нас, поскольку глубокий символизм содержится и в традициях древнерусского искусства. Можно говорить о перекличке значений символов — китайских и русских, стремящихся нести в себе красоту, глубину, доброту мироздания.

    Живопись на китайском фарфоре имеет благопожелательный смысл. Драконы и фениксы олицетворяют вечную гармонию. Сосна, бамбук и слива — «три друга холодной зимы», — символизируют стойкость духа. Пион — пожелание богатства и процветания, летучая мышь — счастье. Хризантема и орхидея ассоциируются с истинно благородным человеком. Уточки-мандаринки, пара бабочек сулят семейное счастье. Играющие малыши — пожелание многочисленных, образованных сыновей. И подобных символов множество. Нередко композицию дополняли иероглифы, такие как «долголетие», «счастье», «карьера».

    Широко представлены на выставке изделия из китайского стекла, менее известные у нас, чем фарфор. Художественное стекло появилось в Китае достаточно поздно — в конце ХVII в. Моду на него сами того не зная ввели католические миссионеры-иезуиты, которые преподносили китайским императорам в подарок изделия из европейского стекла, в первую очередь венецианского. Это положило начало производству китайских стеклянных сосудов, которые постепенно достигли высот совершенства. На выставке можно увидеть замечательные по форме изделия из рубинового, сапфирового, опакового, матового жёлтого стекла, а также многослойные сосуды, украшенные резьбой…

    Открытию выставки предшествовала презентация, которая собрала большое количество почитателей китайского искусства. Под звуки китайских гуслей (гунь-чжоу), перед собравшимися выступили директор ГИМа А.И.Шкурко, представитель Совета Федерации Н.Л.Дементьева, ведущий сотрудник музея восточных искусств Л.И.Кузьменко, которая принимала активное участие в подготовке экспозиции, владельцы коллекции Аваловы. Все выступления объединяло чувство восхищения произведениями китайского искусства, глубокая благодарность устроителям экспозиции.

    Экспозицию с полным основанием можно назвать (используя китайскую терминологию) праздником благопожелательности, бесконечной весны и (добавим) вечной красоты. Выставка продлится до 25 февраля.

    Ольга ФЁДОРОВА
    Фото автора

    TopList