© Данная статья была опубликована в № 24/2007 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 24/2007
  • Профильное обучение и современные образовательные технологии

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
    "ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ"

     

    КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

     


     

    ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ
    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

    Курс лекций для дистанционного обучения

     

    ЛЕКТОРЫ

    КОЗЛЕНКО Сергей Иванович
    САПЛИНА Елена Витальевна

    УЧЕБНЫЙ ПЛАН ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

    № газеты Тема лекции
    № 17/2006 Лекция 1. Цели и задачи профильного обучения учащихся. Место профильной школы в российской системе образования. Нормативно-правовое обеспечение профильного обучения.
    № 18/2006 Лекция 2. Учебно-методическое обеспечение профильного обучения по истории.
    № 19/2006 Лекция 3. Элективные курсы по истории в профильной школе.
    Контрольная работа № 1.
    № 20/2006 Лекция 4. Модели уроков истории в профильной школе.
    № 21/2007 Лекция 5. Современные образовательные технологии на уроках истории в профильной школе.
    № 22/2007 Лекция 6. Современные информационные технологии на уроках истории в профильной школе.
    Контрольная работа № 2.
    № 23/2007 Лекция 7. Проектно-исследовательская деятельность учащихся по истории в профильной школе.
    № 24/2007 Лекция 8. Методика составления олимпиадных заданий по истории для профильной школы. Подготовка к ЕГЭ.
    Итоговая работа.

     

    ЛЕКЦИЯ 8

    Методика составления олимпиадных заданий
    по истории для профильной школы.
    Подготовка к ЕГЭ

    1. Олимпиада и требования стандарта.
    2. Методика составления олимпиадных заданий.
    3. Принципы формирования олимпиадных заданий.
    4. ЕГЭ и профильная школа.

    Всероссийская олимпиада школьников, ежегодно проводимая по всем общеобразовательным предметам, является одной из самых распространённых форм работы с одарёнными детьми. Она занимает особое место в ряду интеллектуальных соревнований, поскольку в её основе лежит школьная программа, что открывает возможность для участия на первых этапах олимпиады практически каждому школьнику. Таким образом, олимпиада по истории создаёт условия для выявления способностей учащихся, склонных к изучению социально-гуманитарных дисциплин и содействует развитию интереса к предметам данного цикла.

    В конечном итоге она помогает определить дальнейшую профилизацию учащихся в школе. Ныне статус олимпиад повысился, т.к. победители и призёры получили право льготного поступления в вузы. А следовательно, возросли требования к методике и методическому обеспечению проведения олимпиад.

    Разработка общей концепции и принципов построения содержания олимпиад по истории как предметных мероприятий ведётся с 2000 г. В основу методики их проведения положен утвердившийся на данный момент подход к предмету «история», закреплённый в нормативных документах. Прежде всего, это — Федеральный компонент «Стандарта среднего образования по истории». При этом олимпиады являются тем местом, где находит свою реализацию принцип полного применения всех компонентов государственного стандарта, а, главное, согласуются с ним основополагающие дидактические принципы.

    Это обстоятельство определило, по существу, единство целей исторических олимпиад, с одной стороны, и целей изучения истории в школе — с другой, а также требований к уровню подготовленности учащихся и участников олимпиад. За этим стоит выработавшееся в последние годы в отечественной научно-педагогической мысли представление о роли и месте изучения истории в формировании личности человека во время получения им общего образования.

    Для понимания этих принципов уместно рассмотреть специфику исторического знания и особенности его преподавания в общеобразовательных учреждениях. История как наука реконструирует человеческое прошлое на основании многообразных источников информации о нём (исторических источников), при этом данная реконструкция может быть воспроизведена в сознании всех людей, хотя с разной степенью понимания (профессиональный, специализированный, общепрофессиональный, обыденный и др.).

    Для осуществления такой интеллектуальной реконструкции необходимо выполнение определённых познавательных операций, значительная часть которых востребована и при изучении истории в общеобразовательных учреждениях. Учёный-исследователь ставит перед собой проблему, открывает и изучает факты и события истории, которые отразились в доступных ему исторических источниках. Этот этап исторического познания в общем образовании представлен уже на стадии основной школы, где предполагается «овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации» (здесь и далее в тексте ссылки на «Стандарт основного и среднего (полного) общего образования по истории» даются без особого указания и сносок).

    Сопоставление требований «Стандарта» и умений выпускников 11 классов на базовом и профильном уровнях делает очевидным их почти полное сходство. Вот эти требования. Профильный уровень: «Проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа; осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности); классифицировать исторические источники по типу информации; использовать при поиске и систематизации исторической информации методы электронной обработки, отображения информации в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) и перевода информации из одной знаковой системы в другую». Базовый уровень: «Проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания); анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд)».

    По сути, на профильном уровне добавляется только умение классифицировать исторические источники, при этом сразу оговоримся, что задания такого типа в олимпиадные работы стали включаться после начала эксперимента по созданию профильной школы в масштабах России. Вместе с тем заданий на применение остальных описанных умений в олимпиадных работах всегда было много.

    Следующие этапы исторического исследования заключаются в создании комплекса исторических фактов-знаний, более фрагментарных или полных, в зависимости от уровня исследования. Учёный излагает свои выводы в специальных статьях и монографиях научного, а также научно-популярного характера. В школьной практике данные умения требуются, в основном, только на профильном уровне. А вот владение совокупностью уже известных фактов есть принципиальная задача общего образования, без которой немыслимы даже подступы к решению остальных. Для олимпиадной работы проверка данного компонента исторического знания представляется неэффективной, но не в силу его низкой значимости, а потому что обращение к основополагающим знаниям потребуется при выполнении всех заданий, содержание которых, однако, предполагает проявление и иных полученных в процессе изучения истории умений и навыков.

    Включить факты в систему наших представлений об истории — итоговая задача научного исследования. Более того, понимание истории, осмысление исторического процесса невозможно без существования подобной системы знаний. Для её создания используются разнообразные термины и понятия, образующие аналитический аппарат науки, представленный на разных уровнях в мышлении профессионала и неспециалиста. Так, например, мы утверждаем, что первый полёт человека в космос состоялся 12 апреля 1961 г., что известно нам из газет, записей теле- и радиопередач, воспоминаний очевидцев. Этот факт включается нами в некоторую систему знаний с помощью таких понятий, как «освоение космического пространства», «НТР», «социально-экономическое развитие СССР в 1960-е  гг.», которые в свою очередь формируются на основании анализа большого комплекса других фактов.

    Сопоставление требований стандартов базового и профильного уровня снова показывает их смысловое и дидактическое единство, они предполагают, что выпускник должен знать «факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие системность, целостность исторического процесса; принципы и способы периодизации всемирной истории; важнейшие методологические концепции исторического процесса, их научную и мировоззренческую основу; особенности исторического, историко-социологического, историко-политологического, историко-культурологического, антропологического анализа событий, процессов и явлений прошлого; историческую обусловленность формирования и эволюции общественных институтов, систем социального взаимодействия, норм и мотивов человеческого поведения» (профильный уровень) и «основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории; периодизацию всемирной и отечественной истории; современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории» (базовый уровень).

    До 2005/2006 уч. г. в олимпиадных работах не предлагались задания, связанные с необходимостью показать знание различных научно-исследовательских парадигм, как это требуется на профильном уровне, хотя для наиболее подготовленных участников олимпиад, которые принимали участие в заключительном третьем туре, возможность продемонстрировать своё владение данным комплексом знаний существовало. Теперь же все участники заключительного этапа олимпиады по истории могут продемонстрировать знание научно-исследовательских парадигм, т.к. во второй части второго тура олимпиады предлагается задание: написать сочинение-эссе по дискуссионным вопросам истории. Данную тему учащиеся конкретизируют по своему выбору, опираясь на критерии, которые им предлагает жюри.

    Большое число заданий связано с проверкой умения участников анализировать факты, пользоваться принятой и изучаемой в общеобразовательных учреждениях научной терминологией. Другой ряд заданий нацелен на демонстрацию учащимися умения распознавать известные им факты (безусловно, включённые в федеральные программы и учебники) по самым различным признакам — хронологической или персональной маркировке, описаниям современников и участников событий или историков, разнообразным визуальным представлениям и т.д.

    Значительная часть олимпиадных заданий носит комплексный характер. Их выполнение требует и умения обработать историческую информацию, распознать известный факт, определить процессы и явления, которые его породили, соотнести данные процессы с более общими историческими закономерностями.

    Таковы важнейшие дидактические принципы всех олимпиадных работ. Но на кого же рассчитаны исторические олимпиады школьников? Если стандарт адресован всем работникам образования, а его компоненты обязательны для освоения выпускниками основной и средней школы, то нельзя требовать, чтобы любой выпускник справлялся с олимпиадной работой по истории. И в то же время содержание олимпиады базируется на требованиях стандарта и не предполагает, что участники будут владеть научным содержанием предмета на уровне студентов профильных вузов или, тем более, на уровне специалистов.

    При осмыслении данного противоречия, следует, на наш взгляд, учесть то обстоятельство, что, конечно, для олимпиады берётся максимальный объём знаний и умений, очерченный в стандарте.

    Интересно сопоставить олимпиаду и Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по истории. Олимпиада не содержит заданий с выбором ответа уровня «А», с помощью которых проверяются базовые знания дат, фактов, понятий и терминов, характерных признаков исторических явлений, причин и следствий событий, а также умение соотносить единичные факты и общие исторические явления, процессы, указывать их характерные черты, производить поиск информации в источнике. Его выполнение позволяет получить только удовлетворительную оценку; логично, что учащиеся, владеющие предметом на данном уровне, не принимают участие в олимпиадных соревнованиях.

    Задания уровня «В» ЕГЭ, относящиеся по спецификации к повышенному уровню сложности, позволяют проверить, в дополнение к вышеуказанным элементам подготовки выпускников, умения извлекать информацию из источника, классифицировать и систематизировать факты. Задания подобного типа содержатся в олимпиадных работах, но в усложнённом виде, с большим числом проверяемых в задании фактов и понятий, в то время как задания ЕГЭ нацелены на знание единичных элементов исторического процесса.

    Наконец, задания высокого уровня («С») ЕГЭ предполагают открытый развёрнутый ответ. Они позволяют выявить и оценить высокий уровень подготовки учащихся. В этой части используются задания, предполагающие разные виды деятельности: умение работать с историческим материалом, владение процедурами исторического познания, умение систематизировать материал, анализировать исторические версии и оценки, исторические ситуации, сравнивать исторические процессы и явления.

    Данные задания пока что сформулированы так, что ответы на них представляют собой перечень фактов (иногда мнений историков), определённым образом отобранных учеником и иногда соотнесённых с некоторым обозначенным в условии задания процессом или точкой зрения. Отличие подобных заданий от олимпиадных заключается в существенно меньшем объёме учебных умений и навыков, которые требуется применить для их успешного выполнения.

    Одна из главнейших же особенностей заданий олимпиад заключается именно в комплексном характере заданий, многообразии форм умственной деятельности, без использования которых справиться с их решением невозможно. Таким образом, видно, что и ЕГЭ (рассчитанный на всех выпускников) и олимпиада ориентируются на одинаковый набор учебных требований, но при этом для участия в последней необходим более высокий уровень овладения ими. Указанной универсальности, умения применить сразу несколько познавательных и мыслительных операций учителя и другие работники образования вправе ожидать от учащихся, наиболее подготовленных и одарённых в области изучения истории.

    Такие учащиеся зачастую выбирают в дальнейшем обучение на профильных факультетах вузов России. Поэтому отрадно, что победители и призёры региональных и всероссийских олимпиад получили право льготного зачисления в эти вузы.

    Видимо, в ближайшее время перед разработчиками олимпиад, причём не только исторических, встанет проблема — ориентироваться ли в 10—11 классах только на профильный уровень либо же ограничиться теми требованиями, которые в стандарте образования предъявляются к освоению предмета на базовом уровне.

    Таким образом, при определении содержания заданий олимпиады основными целевыми установками являются:

    • стимулирование интереса учащихся к изучению предмета;

    • выявление школьников, имеющих интерес и особые способности к изучению предмета;

    • проведение анализа уровня подготовленности, широты социально-гуманитарного кругозора и мышления этих учащихся;

    • накопление научно-методического опыта по развитию исторического образования, в том числе по переходу к профильному обучению в старших классах.

    Принципами формирования олимпиадных заданий являются:

    • включение в каждый комплект вопросов и заданий, охватывающих все хронологические периоды истории Отечества;

    • использование различных источников информации в качестве содержательной базы олимпиады;

    • максимально возможный учёт многофакторного подхода к школьному курсу истории, требующего раскрытия различных сторон и аспектов жизни общества;

    • приоритетность рассмотрения истории России с включением вопросов по проблематике «Россия в контексте мировой истории»;

    • представление различных точек зрения и подходов к изучению истории, имеющихся в различных учебниках и учебных пособиях, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки РФ для использования в общеобразовательной школе;

    • использование различных типов заданий с целью максимально возможного соответствия требованиям к уровню подготовленности учащихся, заложенном в образовательном стандарте по истории.

    Ряд заданий олимпиад предполагает применение знаний по различным предметам школьного курса (прежде всего, обществознания, литературы, географии, МХК), помогающих глубже раскрыть предложенные вопросы, что опять-таки согласуется с ведущим принципом комплексности отдельных заданий и, главное, олимпиадных работ в целом.

    При составлении заданий (с учётом требований новых образовательных стандартов) предполагается демонстрация участниками олимпиады следующих умений и навыков:

    • умение распознавать исторический факт

    — по хронологической привязке;

    — по историко-географической привязке;

    — представленный в образной форме, в виде фразеологизма, в отрывке из художественного произведения, в изобразительном ряду;

    — по получившим широкую известность высказываниям исторических деятелей, по воспоминаниям очевидцев или описаниям историков;

    • умение классифицировать события, понятия, явления, даты, личности; группировать исторические факты по заданной классификации;

    • знание хронологии исторических событий и явлений и умение оперировать ими при анализе фактов и источников;

    • знание исторических личностей, в т.ч. по визуальному облику;

    • знание исторических терминов и понятий и умение оперировать ими;

    • анализ информации, полученной при изучении вспомогательных исторических дисциплин;

    • умение восстановить полную картину исторического события по его описанию с пропущенным фрагментом;

    • умение распознавать историческую эпоху по её характерным чертам, признакам, деталям или объяснять различные понятия и детали на основании знаний о конкретной исторической эпохе;

    • умение объяснять конкретную историческую коллизию, используя знание фактов и явлений, характерных для данной эпохи;

    • умение обобщать совокупность исторических фактов, определять проявляющиеся в них закономерности, процессы;

    • умение работать с историческими источниками — определение авторства, обстоятельств и времени создания, раскрытие содержащейся в нём исторической информации;

    • умение анализировать историческую информацию, представленную в нетекстовом виде (схемы, таблицы, графики, диаграммы).

    На основе анализа выполнения учащимися олимпиадных работ можно сказать, что наибольшее затруднение вызывают задания следующих типов:

    1. Группировка исторических фактов по заданной классификации

    Например:

    Что или кто является лишним в ряду? Дайте краткое пояснение.

    1. Л.С.Бакст, И.Е.Репин, В.А.Серов, М.В.Добужинский, К.А.Сомов;

    2. Надворный советник; дьячок земский; коллежский асессор; коллежский секретарь.

    По какому принципу образован ряд?

    А.Д.Меншиков, П.А.Толстой, Д.М.Голицын, А.И.Остерман, Ф.М.Апраксин, Г.И.Головкин, Карл-Фридрих Гольштейн-Готторп.

    2. Умение распознавать историческую эпоху по её характерным чертам, признакам, деталям или объяснять различные понятия и детали на основании знаний о конкретной исторической эпохе.

    Например:

    Перед вами отрывки из русских средневековых источников.

    А. Определите, как можно назвать данный вид источников.

    В. Определите авторство каждого документа, укажите дату создания каждого документа.

    С. Дайте исторический комментарий к подчёркнутым фрагментам.

    1. Завещаю сыновьям своим отчину свою Москву (1), а раздел учредить им такой. Дал я сыну старшему Семёну (2): Можайск, со всеми волостями, Коломну со всеми Коломенскими волостями. Даю сыну моему Ивану: Звенигород, Кремичну, Рузу. Я дал сыну своему Андрею: Лопасню, Северскую.

    2. Даю ряд своим сыном, сыну своему Василью и меншим своим детям, Юрью, Дмитрию, Семёну, Андрею. Приказываю детей своих менших, Юрья с братьею, сыну своему Василью, а их брату старейшему. Благословляю сына своего старейшего Василья своею отчиною, великими княжствы (3), чем мя благословил отец мой, и что ми дал Бог. А даю ему город Москву с волостьми, и с путми, и с станы, и с селы, и с дворы с городскими со всеми, и с слободами. Да сына же своего Василья благословляю своею отчиною, великим княжеством Тферским (4), даю ему город Тферь и Городен с волостьми, Да сына же своего Василья благословляю своею отчиною, великим княженьем Новогородским (5), даю ему Великий Hoвгород со всем, с пятью пятинами, с волостьми. Да благословляю сына своего Юрья, даю ему город Дмитров с волостми, и с путми, и с селы, и со всеми пошлинами. Да благословляю сына своего Дмитрея, даю ему город Углече поле с волостьми, и с путми, и с селы, и со всеми пошлинами.

    3. Приказываю отчину свою Москву детем своим, князю Василью (6), князю Юрью, князю Андрею, князю Петру. А сына своего, князя Василья, благословляю на стариший путь в городе и в станех моего. А се даю сыну своему, князю Юрью, Звенигород со всеми волостми, и с тамгою, и с мыты, и с бортью, и с селы, и сo всеми пошлинами. А переменит Бог Орду, дети мои не имут давати выхода в Орду (7), и который сын мой возмет дань на своем уделе, то тому и есть.

    3. Знание хронологии исторических событий и явлений, умение оперировать ими (в данном конкретном случае по проблематике «Россия в контексте мировой истории»).

    Например:

    Из перечисленных исторических личностей четыре человека — современники. Назовите их, написав номера, под которыми они указаны в списке.

    1. В.В.Голицын. 2. К.И.Росси. 3. Ф.Прокопович. 4. Т.Мор. 5. Авраамий Палицын. 6. Царевна Софья Алексеевна. 7. Дж.Пуччини. 8. Людовик XIV.

    4. Комплексное задание на умение распознавать исторический факт по историко-географической привязке, группировать исторические факты по заданной классификации, знание исторических личностей.

    Например:

    Перед вами карта одной из битв времён Великой Отечественной войны.

    А. Укажите название битвы, назовите её хронологические рамки.

    Б. Назовите город, обозначенный цифрой 1.

    В. Установите, какое воинское объединение (фронт, группа армий) обозначено каждой буквой. Назовите фамилии полководцев, командовавших каждым воинским объединением. Результаты занесите в таблицу.

      А Б В Г
    Воинские объединения        
    Полководцы        

    5. Анализ статистической информации, представленной в таблицах и диаграммах.

    Например:

    Ознакомьтесь со статистической таблицей. Выполните задания:

    Динамика численности населения Сибири за 1863—1913 гг.

     

    Годы Численность населения Прирост численности населения
    по сравнению с предшествующей датой
    Численность населения
      тыс. тыс. % % к 1863 г.
    1863 3141,2 100
    1885 4313,7 1172.5 37 137
    1897 5785,4 1444,7 34 183
    1913 9894,5 4136,1 72 315

    1. Укажите период, на который приходится наиболее высокий рост численности населения Сибири, и объясните, с чем это связано.

    2. Какие (-ой) из приведённых ниже выводов можно сделать на основе анализа таблицы? Выпишите буквы, обозначающие такие утверждения.

    А. На протяжении всего пореформенного периода наблюдалась положительная динамика численности населения Сибири.

    Б. В пореформенной России шёл бурный процесс урбанизации.

    В. Население Сибири росло, прежде всего, за счёт строительства промышленных предприятий.

    Г. По сравнению с 1863 г. в 1913 г. население Сибири выросло более чем в 3 раза.

    В заданиях этого типа зачастую преобладает стремление просто перечислить все содержащиеся в памяти учащихся сведения без видимой связи с поставленными в заданиях вопросами и представленной информацией.

    Традиционно большую трудность вызывают задания, связанные с проблемами духовно-культурного развития России.

    Наиболее успешные знания показывают школьники по линиям фактического материала, хронологии исторических событий и явлений, исторических персоналий, демонстрируют высокий уровень владения понятийным аппаратом. Учащиеся на хорошем уровне справляются с заданиями по истории Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. Вырос уровень выполнения письменных сочинений-эссе и устных выступлений, участники демонстрируют в целом всё более продуманную и выстроенную систему аргументации, что свидетельствует об усилении внимания учителей к данной форме работы.

    Подводя итог сказанному выше, необходимо отметить, что олимпиада актуализирует проблему обновления школьной подготовки, её соответствия современному социальному заказу.

    Результаты соревнований, содержание заданий, их типы, характер требований отслеживаются учителями, методистами, учащимися и их родителями. Таким образом, через предметные олимпиады предъявляются новые запросы к качеству образования, формам и методам учебной работы. Олимпиада выступает в роли инновационной площадки для поиска, отбора и испытания новых решений в области содержания образования, мощного стимула к инновационной деятельности.

    Кроме того, ориентированность содержания олимпиады на личностную и интеллектуальную самореализацию, развитие творческого потенциала участников, требует от них проявления таких качеств, как интеллектуальная зрелость, коммуникабельность, умение концентрироваться на выполнении поставленной задачи, быстро оценивать новую информацию.

    Всё вышеперечисленные качества являются ключевыми условиями конкурентоспособности молодого человека на рынке труда.

    ЕГЭ и профильная школа

    Почему ЕГЭ стало проблемой для нашего общества? Может быть, проблема в том, что предлагаются очень сложные задания, которые не могут выполнить ученики 11 класса, оканчивающие школу и собирающиеся поступать в вуз? Напомним кстати, что для многих из них ЕГЭ по истории будет одновременно вступительным в высшее учебное заведение.

    Давайте ещё раз посмотрим на задания ЕГЭ.

    Задание состоит из трёх частей. Часть А — это 33 тестовых задания с выбором правильного ответа из нескольких предложенных. Здесь проверяются базовые знания за курс основной и старшей школы. В части В — 10 заданий, в которых проверяется умение группировать и классифицировать факты, анализировать исторические источники. Часть С содержит 7 заданий, требующих развёрнутого ответа. Эти задания предусматривают анализ исторического источника, систематизацию материала, сравнение и обобщение, анализ исторической ситуации, рассмотрение исторических версий и оценок.

    Вот примеры заданий третьей группы:

    «С5. Сравните положение русского дворянства до Крестьянской реформы 1861 г. и после проведения этой реформы. Укажите, что в положении дворян в названные периоды было общим, а что различным.

    С6. В начале 1920-х гг. в связи с болезнью В.И.Ленина встал вопрос о том, кто возглавит после него коммунистическую партию. Назовите партийных деятелей того времени, которые рассматривались как претенденты на место главы партии, и того, кто реально занял это место. Почему именно этот человек пришёл к высшей власти?

    С7. Существует мнение политиков, историков о том, что перестройка в СССР вызвала распад социалистической системы, «восточного блока». Какие другие суждения о причинах этого распада вам известны? Какие суждения вы считаете более убедительными? Приведите факты, положения, которые подтверждают вашу точку зрения (Л.Н.Алексашкина. История. ЕГЭ. Методическое пособие для подготовки. М., 2006).

    Безусловно, задания сложные. Они вполне могут являться вступительными в вуз. Но справиться с их выполнением может только ученик, для которого история — профилирующий предмет. В профильной школе, ориентированной на гуманитарное образование, на историю отводится гораздо больше часов, чем в общеобразовательных классах. Подготовка к ЕГЭ осуществляется в рамках основного школьного курса. В общеобразовательных классах, где на изучение курса истории отводится два часа, подготовить детей к сдаче ЕГЭ сложно. Большой объём работы ложится на самого ученика и учителя, которому надо пересмотреть свою методику преподавания. Ученик базовой старшей школы, который собирается поступать, например, на физический факультет МГУ, наверное, с частью С не справится, да и не должен, т.к. эта часть ориентирована на глубокое изучение и осмысление исторического материала.

    В целом, надо отметить, что при сдаче ЕГЭ школьники лучше всего справляются с терминами, понятиями, хорошо знают даты, факты, неплохо работают с историческими источниками. Гораздо хуже обстоят дела с классификациями явлений, с причинно-следственными связями, с оценками и анализом. Неплохо они знают древнюю историю, историю XVII—XVIII вв., слабее — XIX в., который изучается в 8 классе, а в старшей школе не повторяется достаточно углублённо. Что касается XX в., то его знают хуже всех остальных (за исключением периода Великой Отечественной войны). Вторая половина XX в. — пробел почти у всех. Политическую историю знают лучше, а культуру хуже всего, слабо знают экономическую историю.

    Если мы ещё раз обратимся к тем умениям и навыкам, которые сформулированы в стандарте, то увидим, что ученику профильной школы не будет составлять особого труда сдать экзамен по профилирующему предмету, в какой бы форме он не был задан.

    ЛИТЕРАТУРА К ЛЕКЦИЯМ № 7—8

    Мельникова О.Н. Безносов А.Э. Рекомендации по организации и проведению олимпиады по истории. Сборник нормативных и методических материалов в помощь учителю. М., 2004.

    Козленко С.И. Всероссийские олимпиады по истории. М., 2006.

    Полат Е.С. Как рождается проект. М., 1995.

    Романовская М.Б. Метод проектов в контексте профильного обучения в старших классах: современные подходы. М., 2004.

    Романовская М.Б. Метод проектов в образовательном процессе.

    Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. М., 2005.

    Гузеев В.В. Развитие образовательной технологии. М., 1998.

    ИТОГОВАЯ РАБОТА

    Оценка работы будет производиться по системе «зачет/незачёт».
    Для получения зачета необходимо выполнить итоговую работу, в которую входит составление плана разработанного вами элективного курса по истории и конспект одного из уроков этого курса.

    Кроме того, вам необходимо провести открытый урок и прислать до 28 февраля вместе с итоговой работой справку (акт о внедрении этого курса в учебный процесс), заполненную и подписанную в вашем образовательном учреждении.

    Бланк справки высылается каждому слушателю по почте.

    TopList