© Данная статья была опубликована в № 23/2007 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 23/2007
  • Профильное обучение и современные образовательные технологии
     

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
    "ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ"

     

    КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

     


    ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ
    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

    Курс лекций для дистанционного обучения

     

    ЛЕКТОРЫ

    КОЗЛЕНКО Сергей Иванович
    САПЛИНА Елена Витальевна

    УЧЕБНЫЙ ПЛАН ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

    № газеты Тема лекции
    № 17/2006 Лекция 1. Цели и задачи профильного обучения учащихся. Место профильной школы в российской системе образования. Нормативно-правовое обеспечение профильного обучения.
    № 18/2006 Лекция 2. Учебно-методическое обеспечение профильного обучения по истории.
    № 19/2006 Лекция 3. Элективные курсы по истории в профильной школе.
    Контрольная работа № 1.
    № 20/2006 Лекция 4. Модели уроков истории в профильной школе.
    № 21/2007 Лекция 5. Современные образовательные технологии на уроках истории в профильной школе.
    № 22/2007 Лекция 6. Современные информационные технологии на уроках истории в профильной школе.
    Контрольная работа № 2.
    № 23/2007 Лекция 7. Проектно-исследовательская деятельность учащихся по истории в профильной школе.
    № 24/2007 Лекция 8. Методика составления олимпиадных заданий по истории для профильной школы. Подготовка к ЕГЭ.
    Итоговая работа.

    ЛЕКЦИЯ 7

    Проектно-исследовательская
    деятельность учащихся по истории
    в профильной школе

    1. Цели и задачи проектной деятельности.
    2. Этапы работы учителя.
    3. Темы ученических исследований.

    Проектно-исследовательская деятельность учащихся приобретает всё большее значение в современных образовательных технологиях. Это связано, прежде всего, с тенденциями развития российского общества. Быстрые перемены в различных сферах жизни требуют от школы больших усилий, направленных к развитию следующих умений и навыков: умение самостоятельно приобретать знания, применять свои знания на практике для решения разнообразных проблем, работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать, самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.

    Эти навыки формируют и развивают педагогические технологии, которые учат, как вырабатывать активную, деятельную позицию. К таким технологиям относится и ученическое исследование.

    Метод исследовательской деятельности учащихся особенно актуален в старших классах школы, т.к., во-первых, ученики уже обладают определённым набором знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной научной работы (сбора и осмысления информации, работы с источниковой базой, самостоятельным мышлением); во-вторых, в контексте реформы образования, направленной на профилизацию старших классов, ученик может избрать наиболее для него нужную и интересную сферу для работы над исследованием; в-третьих, учащиеся перед поступлением в высшее учебное заведение имеют возможность овладеть навыками исследовательской работы, умением связно и чётко формулировать свои мысли, знают, как использовать научный аппарат и т.д.

    Упомянем о немаловажной проблеме — социализации учащихся. В ходе исследовательской работы они приобретают необходимые навыки, связанные с умением взаимодействовать с другими людьми. Это происходит и во время поиска материала, и особенно при его публичной защите, когда ученик должен представить результаты своей работы, привести аргументы в пользу своей точки зрения, вести дискуссию, грамотно излагать свои мысли, принимать во внимание мнение оппонента, избегать конфликтных ситуаций.

    Реализация образовательных целей и задач
    в проектно-исследовательской деятельности учащихся

    Учитель, активно применяя метод, связанный с исследовательской работой учащихся, реализует следующие цели и задачи:

    • личностно ориентированный подход в обучении, позволяя работать в индивидуальном порядке с учащимся, развивая его личные способности и формировать на этой основе творческую деятельную личность. Это метод, при котором ученик становится активным участником образовательного процесса;

    • создание атмосферы сотрудничества участников процесса обучения. Этот принцип реализуется наиболее полно с привлечением родителей учащихся к совместной деятельности на любом её этапе: помощь в поиске материалов для исследовательской работы или при оформлении работы (очень важно, чтобы родители смогли увидеть и оценить результаты работы своего ребёнка);

    • формирование устойчивых мотивов учащихся, связанных с обучением, расширением знаний, стремлением выйти за рамки программы-минимум предметного курса;

    • расширение и углубление знаний учащихся;

    • создание межпредметных связей, внедрение в обучение компьютерных технологий;

    • формирование необходимых навыков работы с различными источниками информации, умений преподнести и защитить свою точку зрения, и даже просто научение школьника доводить начатое дело до конца;

    • расширение сферы использования информационных технологий: привлечение ресурсов Интернета, создание презентационных материалов;

    • воспитание таких качеств учащихся, как умение работать в коллективе, уважать точку зрения других участников работы, вместе находить решения, быть толерантным;

    • повышение результативности процесса обучения, что означает стимулирование интереса к предмету и соответственно повышение успеваемости у слабоуспевающих учеников.

    К тому же нужно помнить, что работы учащихся являются ценным материалом для проведения научно-практических конференций, творческих вечеров, дискуссионных клубов и других форм внеурочной деятельности, которая даёт возможность учащимся более полно и разносторонне проявить знания, умения и навыки, полученные в классе.

    Организация проектной работы

    Организуя проектную деятельность, нужно учитывать следующее:

    1. Проект — это цельная работа, её нельзя не закончить, остановиться посередине, т.к. оценивается конечный продукт, представляющий новое знание или опыт.

    2. Проект — сложная работа, состоящая из принципиально разных видов деятельности: составления плана, собирания и анализа новой информации, контактов с людьми, систематизации полученных материалов, оформления рекомендаций, каждый вид и подвид деятельности представляет сложное взаимодействие знаний—умений—навыков.

    3. Обязательное условие — присутствие реальной практической деятельности (а не просто её моделирование). Практика в данном случае является системообразующим компонентом, непосредственно связанным с формированием мировоззрения ученика.

    4. Выполнение проекта предполагает работу с первичной информацией (не существующей в готовом виде до начала работы), которая реально учит делать умозаключения.

    5. Проектная деятельность основана на активном использовании элементов игры. Игровая компонента помогает усилить положительную мотивацию и увеличить долю используемой информации, потому что игра ассоциативно связана с положительными эмоциями; у учащегося отсутствует страх неудачи; присутствует свобода выбора: когда сам учащийся имеет возможность задать себе правила деятельности и цель.

    Классификация проектов

    По количеству учащихся проект может быть индивидуальным или групповым.

    По содержанию и отношению к учебным дисциплинам проекты подразделяются на монопредметные (один предмет) и межпредметные (два и более предмета).

    По продолжительности проектной деятельности выделяют краткосрочные (мини-проекты), среднесрочные и долгосрочные проекты. Четкое регламентирование количества отведённого времени на выполнение проекта в настоящее время отсутствует, однако чаще всего мини-проекты выполняются за период от одного до нескольких учебных занятий (приблизительно одна неделя), среднесрочные проекты — от одной до четырёх недель, долгосрочные — от четырёх недель до года.

    По доминирующему виду проектной деятельности выделяют информационные, исследовательские, творческие и практико-ориентированные проекты.

    Информационные проекты

    Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; на ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.

    Исследовательские проекты

    Такие проекты полностью подчинены логике пусть небольшого, но исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с настоящим научным исследованием (аргументация актуальности принятой для исследования темы, определение проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в логической последовательности, определение методов исследования, источников информации, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей её решения, обсуждение полученных результатов и выводов, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего хода исследования).

    Творческие проекты

    Эти проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Оформление результатов проекта требует чётко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и пр.

    Практико-ориентированные проекты

    Эти проекты отличает чётко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причём этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.

    Этапы проектной деятельности

    По своей структуре проектная деятельность представляет собой многоступенчатую систему взаимосвязанных этапов. Работа над любым типом проекта включает в себя четыре основных этапа:

    — этап предпроектной подготовки;

    — этап планирования;

    — организационно-исследовательский этап;

    — этап представления полученных результатов.

    Логика каждого из этих этапов определяет ролевое содержание деятельности участников работы над проектом: учащихся, учителей, консультантов.

    Этап предпроектной подготовки включает в себя:

    • формирование проектной группы;

    • выбор научных руководителей;

    • выбор и формулирование темы проектной работы;

    • формулирование положений гипотезы, цели и задач проекта;

    • обоснование методов исследования;

    • разработка плана и структуры исследования;

    • изучение источников и литературы по теме.

    На этапе планирования:

    • определяются сроки представления результатов (конечные и промежуточные);

    • дорабатывается сама идея с учётом актуальности темы;

    • обсуждаются возможные результаты работы по теме проекта;

    • определяются и распределяются учебные задачи и устанавливаются сроки их выполнения.

    На организационно-исследовательском этапе:

    • расписывается последовательность выполнения проектной работы;

    • распределяются конкретные задания;

    • собирается и обрабатывается информация; источниками информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, а также книги и периодические издания, Интернет;

    • готовятся выводы и сопоставляются с поставленными задачами и положениями гипотезы;

    • оформляются результаты исследования и готовится отчёт.

    Отчёт о выполнении проектной работы должен состоять из введения, основной части, заключения и списка источников информации.

    Во введении:

    • обосновывается выбор темы работы, описывается актуальность и суть изучаемой проблемы;

    • определяются объект и предмет исследования (только для работ исследовательского типа);

    • формулируются положения гипотезы, цель и задачи проектной работы;

    • описываются методы исследования, которые были применены в ходе выполнения работы;

    • анализируются источники информации.

    В основной части:

    • описываются основные этапы и последовательность выполнения работы;

    • обосновываются применяемые методы исследования (например, почему было выбрано анкетирование, даётся краткая характеристика этого метода, выявляются сильные и слабые стороны данного метода);

    • описывается существо проблемы, а также последовательность проведённых исследований;

    • обосновываются результаты исследования и сопоставляются с первоначальной гипотезой.

    В заключении:

    • формулируются основные выводы в соответствии с задачами проектной работы;

    • формулируются пути решения проблем;

    • характеризуются источники информации с точки зрения их полноты и достоверности;

    • анализируется процесс работы (как члены группы взаимодействовали между собой, какие возникали трудности и почему, каких личных целей достигли члены группы в ходе выполнения проектной работы).

    Схемы, диаграммы, рисунки и проч. могут быть оформлены как в виде приложений, так и входить в текст основной части отчёта.

    Этап представления результатов (заключительный этап) включает в себя следующие элементы:

    • подготовка презентации результатов;

    • публичная презентация проектной работы;

    • анализ работы, проделанной в течение проектного периода;

    • оценка работы проектной группы в целом и каждого её участника.

    Оценка работы

    Проектная работа позволяет провести комплексную оценку знаний и умений каждого учащегося. Оценка должна опираться на основные элементы проектной работы и учитывать актуальность выбранной темы, качество как самой проектной работы, так и деятельности учащегося. Оценка за проектную работу выставляется научными руководителями и может быть использована в качестве итоговой оценки по предмету.

    При выставлении оценки должны учитываться следующие параметры:

    • наличие общего плана работы над проектом;

    • наличие и качество формулировки положений гипотезы и основных проблем исследования;

    • отбор методов работы и их соответствие поставленным задачам;

    • наличие и качество отчётных материалов;

    • наличие анализа источников информации;

    • качество презентации.

    Оценки за проектную работу выставляются группе в целом. На основании общей групповой оценки выставляется индивидуальная оценка каждому члену группы в соответствии со степенью его реального участия в общей работе.

    В качестве критериев оценки могут быть использованы:

    1) уровень знаний;

    2) степень ответственности за выполнение работы;

    3) самостоятельность, активность и способность углубить тему изучения;

    4) способность выработать новую идею и найти новые оригинальные подходы в изучении темы;

    5) инициативность и заинтересованность;

    6) способность работать в коллективе, отношения с другими членами группы;

    7) своевременность выполнения работы;

    8) чёткость и аккуратность подготовки отчёта.

    При представлении проекта на конкурсе обычно требуется краткая аннотация, которая содержит краткую характеристику работы, раскрывающую её содержание, идейную направленность, назначение и др. особенности.)

    Аннотация обычно сдаётся в оргкомитет на этапе подачи заявки, может использоваться в качестве раздаточного материала для членов жюри.

    Составляется аннотация учениками по следующим позициям:

    1. Название работы

    2. Имя автора или имена группы авторов

    3. Образовательное учреждение.

    4. Округ, в котором находится образовательное учреждение

    5. Класс

    6. Руководитель проекта

    7. Цели и задачи исследования

    8. Гипотеза исследования (при работе над исследованием чаще всего сталкиваются с такой трудностью, как формулирование гипотезы. Поэтому стоит кратко пояснить, что же такое гипотеза. Это понятие происходит от греч. hypothesis — предположение, основание — и означает предположительное суждение, выдвинутое в науке для объяснения какого-либо явления или процесса, но не получившее достаточного логико-теоретического обоснования и опытного, экспериментального, эмпирического подтверждения (верификации), необходимых для превращения гипотезы в достоверную научную теорию. Гипотезы используются во всех видах исследований и могут возникать и формироваться на любой фазе одного и того же исследования. В процессе исследования та или иная гипотеза эмпирическим или логическим путем либо подтверждается, либо опровергается, что имеет очень важное значение для развития науки).

    9. Методы исследования

    10. Этапы работы

    11. Краткий анализ достигнутых результатов

    12. Список используемых источников информации

    В качестве примеров приводятся две аннотации работ, ставших призёрами и победителями окружных и городских конкурсов.

    Проблема сиротства в современной России

    Алексеева Дарья, ученица 11 класса
    ГОУ гимназии № 1518 Северо-Восточного округа г. Москвы
    Научный руководитель Митина А.М.

    Согласно данным, опубликованным в печати, из 15 тыс. выпускников детских государственных учреждений в течение года 500 попадают на скамью подсудимых, 3 тыс. становятся бомжами, 1500 совершают самоубийство. Сиротство — это не боль одного ребенка, не случайность, это трагедия России и наиболее острая проблема нашего времени.

    Цель исследования: выявление и анализ проблем, связанных с социальным сиротством и его последствиями.

    Задачи исследования:

    1. Выявить причины распространения сиротства и безнадзорности детей в России.

    2. Определить последствия сиротства и безнадзорности детей и подростков.

    3. Рассмотреть возможные пути профилактики сиротства.

    4. Провести социологический опрос по ключевым аспектам данной проблематики.

    5. Сделать вывод о возможных путях решения проблем, связанных с социальным сиротством.

    Гипотеза исследования: Мы уверены, что, когда речь идет о решении проблем сиротства, то ключевым фактором является не финансовое положение граждан страны или их занятость, а сопереживание и нравствнные нормы.

    В исследовательской деятельности были использованы следующие методы:

    • анализ документов и материалов Интернет-ресурсов, интервьюирование, анкетный опрос гимназистов ГОУ гимназии № 1518;

    • сбор информации в СМИ;

    • составление вопросов для социального исследования;

    • анкетирование;

    • обработка анкетных данных;

    • интервью с сотрудниками Алапаевского детского дома;

    • участие в акции газеты «АиФ» «Доброе сердце»;

    • анализ полученной информации;

    • формулировка выводов;

    • оформление результатов работы.

    В ходе исследования мы пришли к следующим выводам:

    Среди самых распространённых причин сиротства чаще всего указываются низкие зарплаты и безработица граждан, а также кризис института семьи. Переход к рыночной экономике и устранение государства от комплексной поддержки семьи не замедлили сказаться на условиях жизни людей, увеличении числа неблагополучных семей, а также на том, что дети «вытесняются на улицу», и, как следствие этого, на большом росте беспризорности.

    В современных условиях распространёнными явлениями стали нищета, асоциальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми. Вооружённые конфликты, природные, техногенные и социальные катастрофы — всё это причины, способствующие тому, что дети остаются без родителей.

    Среди основных последствий детской безнадзорности наиболее острыми являются вопросы эксплуатации детсткого труда, вовлечение детей в занятие проституцией, попрошайничество.

    Основными путями решения означенных проблем, на наш взгляд, может стать объединение усилий всего общества, направленных прежде всего на предупреждение безнадзорности и сиротства. Включиться в дело решения поставленных вопросов должны в первую очередь государственные структуры, но обязательно с опорой и в содружестве с независимыми общественными организациями, Церковью, рядовыми гражданами, которым небезразлична судьба будущего, которое, в том числе, и в руках брошенных детей.

    Южные Курилы, или Северные территории:
    кому по праву принадлежат острова

    Автор Желобецкая Елена
    11 класс

    Цель исследования: Исследование истории «курильского вопроса», заключающегося в территориальном споре между Россией и Японией касательно принадлежности группы южнокурильских островов.

    Гипотеза: претензии Японского правительства на передачу Японии Курильских островов являются необоснованными.

    Задачи исследования: проследить развитие данного вопроса в истории дипломатии и политики России: историю исследования данных территорий, первые договоры между Россией и Японией, результаты Русско-японской войны в 1904—1905 гг. (Портсмутский мир), японская интервенция на Дальнем Востоке 1918—1925, Россия и Японии в годы Второй мировой войны, советско-японские отношения, касающиеся данной проблемы в 1945—1991 гг., позиция российского правительства относительно южных Курил на современном этапе российско-японских отношений.

    Актуальность исследования заключается в том, что в последние годы в дипломатических отношениях России и Японии данный вопрос, а также проблема подписания мирного договора стоят наиболее остро. В данный момент компромисс ещё не найден.

    Методы исследования: В нашей работе мы использовали следующие методы исследования: анализ и синтез литературных, документальных, архивных, музейных, кино- и фотоматериалов, респондирование, категориально-понятийный анализ, сравнительный анализ, социологическое исследование, моделирование.

    План выполнения работы

    1. Этап предпроектной подготовки: формирование проектной группы; выбор темы проектной работы, постановка проблемы; формулирование целей и задач; выбор методов исследования; изучение источников и литературы по теме.

    2. Этап планирования: определение последовательности выполнения работы; определение сроков представления конечных и промежуточных результатов.

    3. Организационно-исследовательский этап: проведение исследования; сбор и обработка информации; подготовка выводов, их сопоставление с поставленными задачами; оформление результатов исследования.

    4. Этап представления результатов: подготовка презентации результатов; публичная презентация проектной работы.

    Результаты исследования: Создана презентация, посвящённая данной теме, подготовлена брошюра «Южные Курилы или Северные территории: кому по праву принадлежат острова».

    Используемая литература

    Геология СССР. Т. 31, ч. 1. М.—Л., 1964; Ефремов Ю.К. Курильское ожерелье, М., 1962; Корсунская Г.В., Курильская островная дуга. Физико-географический очерк. М., 1958;
    Горшков Г.С. Вулканизм Курильской островной дуги. М., 1967; Атлас Сахалинской области.
    М., 1967.

    http://npacific.kamchatka.ru/np/library/encicl/11/0037.htm «Северная Пацифика».

    http://reserves.biodiversity.r./Особо охраняемые природные территории России.

    http://kapital.zrpress./ru/ Дальневосточный капитал.

    Курилы. Острова в океане проблем. Сост. автор исследовательских текстов и комментария к.и.н. Ю.В.Георгиев. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1998.

    Атлас географических открытий в Сибири и в Северо-Западной Америке XVII—XVIII вв./Под ред. и с введением А.В.Ефимова. Текст к Генеральной карте 2-й Камчатской экспедиции 19/Х 1742 г. М.—Л.: Наука, 1964.

    Сарычев Г.А. Путешествие по северо-восточной части Сибири, Ледовитому морю и Восточному океану. М.: Госиздат географической литературы, 1952.

    Полевой Б.П. Первооткрыватели Курильских островов. Южно-Сахалинск: Дальневост. кн. изд-во (Сахалинское отд.) 1982.

    Крузенштерн И.Ф. Путешествие вокруг света в 1803, 1804 и 1805 гг. на кораблях «Надежда» и «Нева». М.: Географгиз, 1950.

    Головнин В.М. Сочинения. М.—Л.: Главсевморпуть, 1949.

    Головнин В.М. Сокращенные записки флота капитан-лейтенанта (ныне капитана 1-го ранга) Головнина о плавании его на шлюпе «Диана» для описи Курильских островов в 1811 г. Изданные Государственным Адмиралтейским Департаментом в Санкт-Петербурге в Морской типографии. 1819.

    http://abakus.narod.ru

    http://cruiserx.narod.ru/docenko.htm

    «Дневник осады Порт-Артура» Лилье М.И. с сайта http://militera.lib.ru

    Мемуары С.Ю. Витте. Т. 1, М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2002.

    Пятецкий Л.М. История России. XX век. М.: Московский лицей, 1996.

    Фёдоров А. История России. 1861—1917. М.: Высшая школа, 2003.

    Роль учителя в формировании навыков
    исследовательской деятельности

    Хотелось бы отметить роль учителя в ключевых моментах проектной деятельности.

    Очень часто ошибкой является стремление руководителей проекта превратить ученическое исследование в полноценную научную работу, предъявляя к работе ученика требования как к дипломной работе выпускника вуза. Нельзя забывать, что школьник впервые знакомится с основами научно-исследовательской работы. И несмотря на то, что исследование он проводит самостоятельно и сам приходит к определённым выводам и результатам, учитель должен проводить работу совместно с учеником, постоянно контролируя её на всех этапах. Роль учителя чрезвычайна важна на всех этапах проведения исследования, да сама форма проектной работы предполагает очень тесное сотрудничество учителя и ученика.

    Работа над проектом начинается с определения темы, формулирования целей и задач исследования. В выборе темы учитель должен учитывать, прежде всего, интересы ученика. В истории множество знаменательных дат и событий, которые являются важными вехами в развитии нашей страны. И, конечно, хочется, чтобы ученик избрал актуальную на сегодняшний день тему. Но если он сам проявляет инициативу, то тема должна быть ему близка и являться сферой именно его (а не учителя) интересов. Задача учителя на этом этапе помочь ему сделать осознанный выбор, показать значимость выбранной темы, как в личном плане, так и в социальном контексте.

    Учитель должен обязательно помочь ученику в формулировке целей исследования, совместно с ним поставить задачи в предстоящей работе.

    Желательно вместе наметить структуру работы, определив основные пункты, которые во время исследования сам ученик может расширять, добавляя новые.

    Ещё один важный момент на первом этапе работы, который никак не может выпасть из поля зрения учителя: помочь учащемуся с выбором литературы. Не просто отправить ученика в библиотеку, где он будет долго искать подходящие книги и статьи, но назвать несколько работ, к которым он должен обязательно обратиться при выполнении исследования, поставить перед ним задачу составить список литературы по библиотечному каталогу и вместе с ним отобрать потом нужные книги.

    Учителю следует поставить перед учеником чёткие сроки выполнения работы, разбив её на несколько этапов. Таким образом, учащемуся будет легче планировать свою деятельность.

    Совсем нелишне будет обратиться к Интернету. Это поможет организовать работу с различными типами информации, развивать навыки обращения с компьютерными технологиями. Именно там ученик сможет достаточно легко найти не только определённую часть нужной информации, но и иллюстрации для своей работы. Важно, чтобы работа ученика даже в реферативном варианте содержала иллюстрации. Это поможет учащимся развить навык сопоставления визуального образа с текстом.

    Отдельно хочется обратить внимание учителя на важность использования в исследовании компьютерных технологий. Они могут применяться как на этапе поиска и обработки информации, так и на этапе оформления результатов работы и на её представления. Школьнику, владеющему компьютерными технологиями, их применение значительно облегчит работу над исследованием. Учащимся, недостаточно владеющими ими, это позволит развить навыки обращения с мультимедийными системами.

    На всех этапах исследования учителю следует контролировать работу ученика, консультировать его по всем возникающим вопросам, оказывать помощь в обработке результатов, определять соответствие текущего этапа с целями и задачами всего исследования.

    Учитель должен проконсультировать ученика и по поводу требований к оформлению и представлению результатов работы. Вместе с ним учителю следует отработать форму презентации, а также оказать психологическую поддержку учащемуся на этапе защиты проекта.

    Ясно, что роль учителя как руководителя исследования чрезвычайно важна и является ключевой в организации проектной работы.

    Из опыта проведения ученических исследований

    Приведём в качестве примера темы работ, представленных учащимися московских школ на окружных и городских конкурсах проектно-исследовательских работ по социально-гуманитарным дисциплинам.

    «Война не для женщин — они не должны воевать».

    «Реклама как образ жизни российского общества».

    «Русские в Прибалтике».

    «Свобода и личность».

    «Знаешь ли ты свои права?»

    «Танец как средство коммуникации в социокультурном пространстве школы».

    «История моей семьи во время Великой Отечественной войны».

    «Статус женщины в современном мире».

    «Яков Брюс — реальность и легенда».

    «Антропология в археологии».

    «Пражская весна: её роль в изменении отношения к СССР и идеям социализма со стороны мировой и советской общественности».

    «Н.И. Пирогов и его роль в развитии медицины в России XIX в.».

    «А.С. Яковлев — конструктор советских самолётов».

    «Нюрнбергский процесс — международный трибунал над нацистскими преступниками».

    «История страны — история семьи».

    «Влияние социально-экономических факторов на положение крестьянского сословия в России в XVII в.».

    «Углическая драма: версия гибели царевича Димитрия».

    «Галерея портретов российских предпринимателей».

    «К вопросу об особенностях развития российского капитализма. Капиталистые крестьяне».

    «Демократия глазами математика».

    «Особенности современного русского менталитета и возможная тенденция его развития».

    «Правило золотого сечения в архитектуре сталинского ампира».

    «Заступники Земли русской: Александр Невский и Сергий Радонежский».

    «Социальные верования древних славян».

    «Битва за Москву в 1941 г.».

    «Внешняя политика России на рубеже веков по данным периодической печати».

    «Иван Великий — собиратель Земли русской».

    «Органы местного самоуправления: эффективность «одного окна».

    «Военные и мистические организации Третьего рейха».

    «Образ идеального офицера XIX — рубежа ХХ в.»

    «8-ая Краснопресненская дивизия народного ополчения».

    «Военно-историческая реконструкция».

    «Межнациональные конфликты».

    «Семья как социальный институт».

    «Молодёжные субкультуры».

    «Толерантность — дорога к миру».

    «Подводные лодки Тихоокеанского флота».

    «Черноморский флот в Балканском кризисе 1877—1878 гг.»

    ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

    1. Как вы считаете, в каких классах наиболее актуально использование метода проектов?

    2. Какие компетенции формирует метод проектов в старших классах?

    3. Какие проекты, с вашей точки зрения, наиболее востребованы в старшей школе: исследовательские, информационные, творческие?

    4. Следует ли применять разные критерии оценок в основной и старшей школе?

    5. Можно ли применять одинаковую систему оценок для индивидуальных и групповых проектов?

    TopList