© Данная статья была опубликована в № 22/2007 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 22/2007
  • Профильное обучение и современные образовательные технологии
     

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
    "ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ"

     

    КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

     


    ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ
    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

    Курс лекций для дистанционного обучения

     

    ЛЕКТОРЫ

    КОЗЛЕНКО Сергей Иванович
    САПЛИНА Елена Витальевна

    УЧЕБНЫЙ ПЛАН ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

    № газеты Тема лекции
    № 17/2006 Лекция 1. Цели и задачи профильного обучения учащихся. Место профильной школы в российской системе образования. Нормативно-правовое обеспечение профильного обучения.
    № 18/2006 Лекция 2. Учебно-методическое обеспечение профильного обучения по истории.
    № 19/2006 Лекция 3. Элективные курсы по истории в профильной школе.
    Контрольная работа № 1.
    № 20/2006 Лекция 4. Модели уроков истории в профильной школе.
    № 21/2007 Лекция 5. Современные образовательные технологии на уроках истории в профильной школе.
    № 22/2007 Лекция 6. Современные информационные технологии на уроках истории в профильной школе.
    Контрольная работа № 2.
    № 23/2007 Лекция 7. Проектно-исследовательская деятельность учащихся по истории в профильной школе.
    № 24/2007 Лекция 8. Методика составления олимпиадных заданий по истории для профильной школы. Подготовка к ЕГЭ.
    Итоговая работа.

    ЛЕКЦИЯ 6

    Современные информационные технологии
    на уроках истории в профильной школе

    1. Современные образовательные информационные технологии.
    2. Области применения образовательных информационных технологий, используемых в процессе обучения.
    3. Продукты образовательных информационных технологий, используемые в процессе обучения.

    Необратимая информатизация всей нашей жизни обуславливает всё более глубокое внедрение информационных технологий в различные области человеческой деятельности. В процесс информатизации в последние годы успешно вовлекаются гуманитарные науки, в том числе и история. Это выражается и в появлении электронных учебников, и в неуклонно расширяющейся проектной деятельности учащихся, и в распространении через Интернет виртуальных текстов, журналов, газет, книг. Поэтому так важно научить школьников работать с большими объёмами информации. Современные методы работы с информационными ресурсами практически невозможны без использования средств вычислительной техники и связи. Особенность современных информационных технологий — подготовка пользователя к работе с различными видами информации: текстовой, графической, аудио- и видеоматериалами. Такие технологии относятся к числу мультимедийных (многосредных). Мультимедиа-технологии интерактивны, так как и зритель, и слушатель не остаются пассивными потребителями информации, а активно включаются в процесс её создания и обмена.

    Что же следует понимать под современными
    образовательными информационными технологиями?

    Под информационными технологиями традиционно принято понимать комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, разрабатывающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации.

    Такое определение было предложено ЮНЕСКО.

    В практике же обучения информационными технологиями называют все технологии, использующие специальные информационные средства (компьютерные, аудио-, видеоустройства и соответствующие материалы). Однако с началом активной компьютеризации образования появился термин «новая информационная технология обучения», которую иначе можно назвать компьютерной технологией. Среди целей, которые достигаются с помощью использования информационных (компьютерных) технологий, следует отметить поддержание и повышение качества образования, содействие развитию личности, комфортно чувствующей себя в условиях информационного общества, активизацию и индивидуализацию процесса обучения, повышение эффективности контроля знаний, оптимизацию труда учителя.

    Использование новых образовательных информационных технологий открывает реальные возможности для построения образовательной системы, основанной на принципах открытого информационного пространства. Они создают основу для организации педагогом самостоятельной деятельности учащихся по анализу и обобщению информационного массива, например, исторического материала, при широком использовании индивидуальных и групповых форм организации учебного процесса.

    Опыт работы показывает, что у тех учащихся, которые активно работают с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков и умений, анализа и структурирования получаемой информации. Тем самым реализуется задача перехода от «знаниевой» к «деятельностной» парадигме образования.

    В каких областях преподавания истории
    применяются информационные технологии?

    Рассмотрим области применения информационных технологий, которые получили сегодня наибольшее распространение в отечественной образовательной практике (см. схему 1). Все они по своему интересны и достаточно эффективны.

    Схема 1
    Сферы применения информационных технологий
    в преподавании истории

    Схема отражает локализацию и взаимосвязь сфер применения информационных технологий в учебном процессе. Цифрой 1 на схеме обозначен учебный процесс в целом. Цифры 2, 3, 4 и 5 показывают основные сферы применения информационных технологий.

    К сфере 1 следует отнести дистанционное обучение. Под дистанционным обучением в средней школе нужно понимать обучение на основе компьютерных телекоммуникаций с использованием современных педагогических и информационных технологий. Дистанционное обучение предоставляет возможность получения образования без посещения учебного заведения.

    Развитию этой сферы применения информационных образовательных технологий сегодня уделяется особое внимание. Современные способы общения, существующие в компьютерных сетях, снимают целый ряд ограничений в дистанционном обучении. В первую очередь, они позволяют наладить обратную связь в процессе обучения, повысить степень усвоения учебных, коммуникативных и личностно-адаптивных компетенций.

    Возможности дистанционного обучения истории позволяют шире и глубже использовать образовательный потенциал учебного предмета. Целью дистанционного обучения является не столько обучение готовым фактам и действиям, сколько принципам ориентации в историческом материале, в первую очередь, с помощью источников. При этом активизируется познавательная функция обучаемых, обеспечивается максимальный самоконтроль при оперативной обратной связи с преподавателем-куратором, появляется возможность организации групповых форм работы в виде совместных проектов. Спецификой дистанционных курсов по истории являются: больший удельный вес средств наглядности в обучении; акцент на изучении в рамках курсов не адаптированных текстов, а первоисточников — исторических документов, трудов историков, статистических и картографических материалов.

    Несмотря на перспективность применения информационных технологий в данной сфере, нерешёнными пока остаются проблемы наличия программных оболочек для дистанционного обучения и технической оснащённости учебных заведений. Поэтому массовое практическое использование данных технологий в настоящее время затруднено.

    К сфере 2 следует отнести использование готовых программных продуктов при проведении лекций, тестирования, изучения исторических источников. В этой области накоплен достаточно большой опыт. Сегодня существуют дидактические компьютерные среды и программные комплексы, содержащие справочники, обучающие и контролирующие блоки, динамическую графику с конкретной тематикой. Пожалуй, это одна из наиболее динамично развивающихся форм применения информационных технологий на уроке. В то же время в этой сфере существует ряд проблем.

    Ввиду того, что специфика преподавания истории требует акцентированного изложения материала и его иллюстрирования, появление компьютерного учебника значительно повышает качество подачи учебного материала. В то же время разработчики программ неохотно идут на адаптирование мультимедийного курса к конкретному учебному плану, на дополнение курса конкретными наработками учителя. Это не позволяет учителю настроить интерактивные лекции применительно к данному классу или конкретному уроку.

    Выпускаемые программные продукты предназначены для работы в компьютерном классе, что существенно ограничивает возможности их использования. При наличии одного компьютера или в лучшем случае мультимедийного проектора урок превращается в просмотр «кинофильма» с комментариями учителя и трудностями сквозного компьютеризированного контроля знаний.

    Если компьютерный класс обладает всем необходимым для проведения уроков или в наличии имеется несколько компьютеров, то урок с использованием CD «История России: XX век» (Компьютерный мультимедийный учебник. Jewel-версия. Разработчик и издатель «Клио Софт») можно провести, предлагая учащимся различный учебный материал и затем обсуждая его силами нескольких групп в классе.

    Такая форма проведения урока представлена ниже.

    Тема: «Свет» и «тени» духовной жизни советского общества

    9 класс (предпрофиль)

    Цель: формирование представлений учащихся о «культурной революции» 1920—1930 гг.; развитие навыков групповой работы с использованием мультимедийных ресурсов (материалы CD «История России ХХ в.»).

    Средства обучения: Урок проводится в кабинете, оборудованном компьютерами, с использованием сетевой версии мультимедиа учебника «История России: ХХ век».

    Рабочий лист урока

    1. Культурная революция – это_________________________________

    Культурная революция в СССР

    Основная цель культурной революции. Формирование человека социалистического общества, преданного делу строительства социализма

    Основы социалистической культуры.

    1) Коммунистическое мировоззрение (научно–атеистическое), ядро которого — идеология (марксизм–ленинизм, сталинизм).

    2) Коммунистическая мораль (коллективистская и классовая).

    Пути достижения цели.

    1) Ликвидация неграмотности, развитие образования.

    2) Формирование социалистической интеллигенции.

    3) Развитие науки.

    4) Развитие литературы и искусства («социалистических по содержанию»)

    2. Новые направления в развитии:

    а) образования_______________________________________________________

    б) науки_____________________________________________________________

    в) литературы________________________________________________________

    г) искусства__________________________________________________________

    д) кинематографа_____________________________________________________

    е) театра_____________________________________________________________

    ж) музыки____________________________________________________________

    Примечание: этот пункт заполняется каждой группой по тому разделу параграфа, над которым они будут работать; например, новые тенденции развития литературы в культуре 1920-1930 гг. Далее по пунктам ребята перечисляют тенденции, которые они сумели выделить, проанализировав соответствующий пункт параграфа.

    3. Каковы достижения культурной революции? В чём вы видите её недостатки? __________________________________________________________________________

    Примечание: ответом на этот вопрос должен стать коллективный вывод класса по итогам работы с пунктами «Культурная революция» и «Приметы времени».)

    ХОД УРОКА

    I. Вступительная часть (10 мин)

    Проверка готовности класса. Объявление темы и порядка проведения занятия.

    Класс делится на 7 групп, каждая из которых будет выполнять отдельное творческое задание. Каждая группа получает рабочий лист урока, который учащиеся должны заполнить к его концу.

    Практическая работа класса начинается с группового изучения материалов следующих пунктов параграфа мультимедийного учебника — «Идеологические основы советской культуры» и «Культурная революция».

    Используя материал CD и рабочего листа урока, учащиеся должны ответить на вопросы:

    ? Какой смысл большевики вкладывали в понятие «культурная революция»?

    ? Каковы идеологические основы социалистической культуры?

    Примерные ответы учащихся:

    Культурная революция — это повышение уровня образования населения.

    Идеологические основы — коммунистическое мировоззрение, коммунистическая мораль.

    II. Основная часть (25 мин)

    Основная часть урока начинается с изучения отдельных пунктов параграфа по группам:

    1-я группа: образование

    2-я группа: наука (два пункта)

    3-я группа: литература

    4-я группа: искусство

    5-я группа: кинематограф

    6-я группа: театр

    7-я группа: музыка

    По итогам работы один из представителей группы делает краткое сообщение, отвечая на вопрос второго пункта рабочего листа. При ответе учащиеся используют материалы параграфа, которые содержатся в разделе «Альбом», тем самым иллюстрируя свои выводы.

    III. Заключительная часть (10 мин)

    Коллективное обсуждение ответа на последний вопрос рабочего листа урока: каковы достижения культурной революции? В чём вы видите её недостатки?

    Для ответа на вопрос используются два пункта параграфа: «Культурная революция» и «Приметы времени».

    По итогам обсуждения делается вывод. К достижениям культурной революции следует отнести:

    — преодоление неграмотности;

    — введение всеобщего образования (к концу 1930-х гг. — первое место в мире по числу учащихся);

    — активное приобщение советских людей к искусству (открытие театров, кинотеатров, развитие художественной самодеятельности);

    — рост числа библиотек;

    — рост тиража книг (выходили на 110 языках народов СССР).

    В то же время это был период массовой идеологизации сознания людей, подчинения культуры политическим целям сталинского руководства. С помпезными сооружениями эпохи соцреализма соседствовали более чем скромные жизненные блага населения.

    Объявление оценок учащихся по итогам групповой работы.

    При выставлении оценок учащихся следует учитывать соревновательный момент (какая группа быстрее и лучше других справилась с поставленными задачами).

    Домашнее задание: используя пройденный материал учебника и записи в рабочем листе урока, объясните смысл названия параграфа.

    При наличии ограниченного числа компьютеров в классе учитель чаще всего предпочитает использовать созданные им самим или учащимися презентации, выполненные в различных программах, для проведения урока-лекции.

    В этом случае урок проходит с использованием мультимедийного проектора.

    Продукты образовательных информационных технологий,
    используемые в процессе обучения

     

    Готовые
    программные продукты
    Программные продукты,
    которые могут быть созданы
    учащимися и учителями
    1. Мультимедийные учебники

    2. Электронные энциклопедии, базы данных, словари, коллекции рефератов и т.п.

    3. Тестовые оболочки

    1. Проекты:

    а) презентация (Microsoft Power Point);

    б) веб-страница (язык HTML или Macromedia Dream Weaver MX);

    в) создание интерактивных фильмов (Macromedia Flash MX);

    г) иные интерактивные формы.

    2. Тестовые оболочки (на основе использования объектно-ориентированных языков Delphi, Visual Basic).

    В левой части таблицы показано, какие готовые программные продукты традиционно используются в учебном процессе, в том числе и в сфере дистанционного обучения. Правая сторона таблицы отражает те программные продукты, которые созданы в процессе совместной работы с проектными технологиями, а также в ходе дистанционного обучения.

    Наиболее ценной в смысле повышения эффективности обучения, конечно, является группа программных средств, разрабатываемых учителями и учениками. Она создаёт информационную среду для решения следующих педагогических задач:

    — расширяет возможности педагогического процесса и самообразования;

    — систематизирует отдельные элементы знания;

    — обобщает образовательный опыт, помогает находить и обрабатывать информацию;

    — даёт возможность использовать различные источники данных;

    — учит вступать в дискуссию и вырабатывать своё собственное мнение;

    — обучает приёмам публичного выступления, даёт опыт литературной речи;

    — формирует «чувство локтя», командного сотрудничества;

    — воспитывает навыки самообразования и самоорганизации.

    С этой точки зрения наиболее актуальными представляются проектные технологии, которые можно отнести к сфере 3 применения информационных технологий на уроках истории.

    Использование метода проектирования позволяет подготовить и преподнести учебный материал в необходимом объёме, но в качественно ином виде, что в свою очередь способствует лучшему усвоению этого материала учащимися.

    Кроме того, данный метод создаёт пространство для самовыражения учащихся. Моделирование разнообразных процессов и явлений в рамках метода проектирования стимулирует их интеллектуальную активность. При этом плоды творчества учащихся оказываются доступными и востребованными, что существенно повышает интерес к образовательному процессу.

    Ещё одной сферой применения информационных технологий в практике преподавания истории сегодня является использование ресурсов сети Интернет. Именно эта Интернет-сфера позволяет органично интегрировать информационные технологии в практику традиционного урока.

    Как известно, в процессе обучения истории учитель и ученик традиционно обращались и обращаются к различным источникам информации: энциклопедиям, словарям, справочникам, хрестоматиям и т.п. Традиционная библиотека сегодня уже не является основным источником подобного рода информации, ей на смену пришли электронные словари, энциклопедии, базы данных, представленные в большом объёме не только на электронных носителях, но и в Интернете.

    Интернет предоставляет учителю и ученику громадные возможности выбора источников: информация в сетях, базовая информация на серверах, разнообразные базы данных ведущих библиотек, научных центров, высших учебных заведений, музеев и т.п. Объёмы информации (текстовой, статистической и графической), имеющейся в Интернете, на несколько порядков превышают объёмы любых печатных изданий.

    Однако есть ещё одна существенная проблема, с которой сталкиваются учителя, использующие ресурсы Интернета в учебном процессе: информация, полученная из Сети, не всегда структурирована и не отвечает привычным для исследователя критериям анализа исторического источника. Кроме того, часто не представляется возможным проверить правдивость и объективность этой информации.

    В практическом плане это означает, что учителю целесообразно либо первоначально самому изучить информационные ресурсы Сети, а затем рекомендовать их учащимся, либо проверить собранную ими информацию на предмет объективности оценок.

    Это не должно отпугивать учителей, иногда ссылающихся на нехватку времени для проведения подобных исследований, т.к. первоначально можно ограничиться несколькими надёжными, например, официальными источниками. Полученный в ходе подобной работы опыт явится существенным подспорьем в подготовке и проведении занятий.

    В то же время, приступая к работе с информационными ресурсами, следует помнить, что прежние навыки информационного поиска по библиотечным каталогам непригодны для подобной процедуры в современных информационных сетях.

    Есть ещё один важный момент, который следует учитывать. Учащиеся пользуются Интернетом стихийно, интуитивно. Их знакомство с особенностями поисковых систем поверхностно. Поэтому необходимо провести с учащимися беседу о методах сбора и обработки информации. Учителя социально-гуманитарного цикла могут мне возразить, что это задача учителей информатики. Однако знакомство с Интернетом в программе информатики заложено в курсе старшей школы, а пользоваться ресурсами Сети учащиеся начинают намного раньше.

    Использование ресурсов Сети, однако, не ограничивается развитием самостоятельных поисковых навыков учащихся. Проведение семинаров, учебных конференций, практикумов, дискуссий можно также организовывать с использованием возможностей Интернета. К примеру, проводя семинар или учебную конференцию, можно организовать групповую работу учащихся с целью раскрытия отдельных, вынесенных на рассмотрение вопросов. Подобная форма работы описана ниже.

    ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ
    «Россия в годы правления Александра I: альтернативы развития».

    Цель урока: обобщение и систематизация знаний учащихся в рамках темы «Россия в первой половине XIX в.».

    Оборудование урока: компьютерный класс или несколько компьютеров с возможностью выхода в Интернет и установленным пакетом программ MS Office.

    Интернет-ресурсы:

    http://projects.goldenforests.ru/autumnball2006/ Сайт проекта «Золотая осень» представляет разнообразные материалы по истории России первой половины XIX в.

    http://magister.msk.ru/library/history/history1.htm/ Классические произведения русских историков (Н.М.Карамзина, С.М.Соловьёва, В.О.Ключевского и др.).

    http://www.moscowkremlin.ru/romanovs.html/ Виртуальная экскурсия, рассказывающая о династии Романовых. Хронология, персоналии, современники, важнейшие события, регалии и личные вещи. Коллекция изображений и фотографий. Создана на основе CD-ROMа «Династия Романовых» (компания «Коминфо»).

    http://www.rulex.ru/ Сетевое издание Русского биографического словаря.

    http://www.krugosvet.ru/ Сайт энциклопедии «Кругосвет»

    http://window.edu.ru/window_catalog/files/r22113/pspu024.pdf/ В книге Е.П.Иванова «История Отечества: Проблемы. Взгляды. Люди» предложен комплекс важнейших, на взгляд авторов, проблем истории нашей страны, точки зрения дореволюционных, советских и современных историков на эти проблемы.

    Урок можно провести в форме учебной конференции, на которой учащимся предлагается высказаться по проблемным вопросам, предложенным учителем.

    Число рабочих групп учащихся определяет учитель в зависимости от количества вопросов, которые необходимо рассмотреть, и количества имеющихся единиц техники. Работа с использованием ресурсов Сети организуется в группах по 4—6 человек.

    Во вводном слове учитель подробно останавливается на порядке организации работы. После получения заданий у учащихся есть 20 мин. на поиск необходимой информации и, если этого требует задание, создание мини-презентации (1—3 слайда) по теме исследования. Свои презентации учащиеся оформляют в программе MS Power Point, с обязательным представлением найденных фото, фоно или видеоматериалов. После завершения этой работы предоставляется слово каждой группе по очереди. Во время анализа выступления группы формируются общие выводы урока.

    Отметим, что работу с использованием ресурсов сети Интернет целесообразно проводить на сдвоенных уроках. Это позволит исключить нехватку времени на просмотр и оценивание подготовленных презентаций.

    Организуя работу в Сети, следует обратить внимание на уровень подготовки класса к поиску необходимых ресурсов.

    Поэтому в менее подготовленном классе целесообразно предлагать учащимся воспользоваться материалами сайтов, найденных по заданным адресам, их обсуждением и классификацией по степени важности, а в более подготовленном предложить учащимся воспользоваться русскоязычными поисковыми системами Яндекс (www.yandex.ru) или Google (www.google.ru).

    Целесообразно также провести с учащимися беседу о методах сбора и обработки информации в сети Интернет.

    В первую очередь необходимо определить объект поиска, чтобы иметь возможность правильно сформулировать запрос. Число документов, полученных в результате поиска, может быть огромным. Правильная формулировка ключевых слов — залог получения успешного результата. Описание того, как составлять эффективные запросы, даётся в самих поисковых ресурсах. Как правило, любая поисковая система имеет раздел, где обсуждаются подобные вопросы.

    Учащимся следует напомнить, что сайты, содержащие готовые рефераты или доклады по искомым темам, не будут представлять интереса для работы над заданиями, предложенными учителем. Кроме того, необходимо акцентировать их внимание на обязательном указании точного адреса ресурса, где была почерпнута информация.

    При анализе найденных материалов учащиеся могут руководствоваться следующими рекомендациями:

    1) внимательно изучить карту сайта;

    2) определить главную идею сайта;

    3) выявить основные понятия, факты, имена, даты, фото, фоно и видеоматериалы, представленные на сайте;

    4) проанализировать аргументацию авторов найденных материалов;

    5) сопоставить содержания сайта с имеющимися знаниями, а также с другими источниками;

    6) сформулировать обобщённые выводы, причинно-следственные связи, логическую цепочку суждений и умозаключений;

    7) представить анализ сайта в виде сообщения, ответа на вопрос, составление схемы, таблицы и т.п.

    Примерные задания для каждой группы учащихся могут быть сформулированы следующим образом.

    Задание 1-й группе

    Александра I просвещённые современники называли «сфинксом, не разгаданным до гроба», «лукавым византийцем», народ дал ему другой эпитет «Благословенный». Опираясь на материалы, представленные в Сети, объясните причины появления таких противоречивых оценок. Представьте подборку высказываний, характеризующих личность Александра I. Приведите факты политической биографии царя, подтверждающие эти характеристики.

    Задание 2-й группе

    Проанализируйте либеральные начинания Александра I с точки зрения их замысла и практической реализации. Представьте проведённый анализ в табличной форме. Как вы полагаете, можно ли проследить связь между политической свободой и освобождением крестьян? Приведите аргументы в подтверждение собственной позиции.

    Задание 3-й группе

    Имя М.М.Сперанского принадлежит плеяде реформаторов, государственных мужей, предлагавших проект государственного переустройства страны. Император Франции Наполеон был согласен отдать за него одно из завоёванных королевств, а Александр I отправил его в отставку.

    Используя ресурсы Сети, дайте оценку политической деятельности М.М.Сперанского. В виде схемы представьте подготовленный им проект государственного устройства страны. Определите основные отличия проекта Сперанского от подобных проектов, предлагаемых Н.Н.Новосильцевым — П.А.Вяземским и декабристами.

    Задание 4-й группе

    По материалам сети Интернет подготовить презентацию на тему: «Крестьянский вопрос в период царствования Александра I». Обратите внимание на необходимость сравнения проектов отмены крепостного права Н.С.Мордвинова и П.А.Аракчеева, анализ мероприятий, проведённых Александром I в этом вопросе.

    В качестве домашнего задания при такой форме организации урока можно предложить учащимся написание эссе по следующим темам:

    «...Если бы сторонний наблюдатель, который имел случай ознакомиться с русским государственным порядком и с русской общественной жизнью в конце царствования Екатерины, потом воротился бы в Россию в конце царствования Александра и внимательно вгляделся бы в русскую жизнь, он не заметил бы, что была эпоха правительственных и социальных преобразований; он не заметил бы царствования Александра» (В.О. Ключевский).

    «…жизнь и смерть Александра I — это действительно драматическая страница русской истории; ещё в большей степени — это драма живой человеческой личности, вынужденной сочетать в себе, кажется, столь несовместимые начала, как “власть” и “человечность”» (А.Н.Сахаров).

    Кроме указанных форм использования, Интернет представляет массу возможностей для интерактивного общения, используя серверы, на которых оно реализуется. Любой пользователь может подключиться к такому серверу и начать общение с одним из его посетителей или участвовать в коллективной встрече.

    Имея доступ в Интернет, учитель также может наладить переписку с учащимися, используя электронную почту. Подобная переписка при грамотной её организации позволит учителю получать регулярные отчёты учащихся о проделанной работе, экономить время на занятиях с учащимися, пропустившими ряд уроков по причине болезни и многое другое. Благодаря интерактивным возможностям Сети каждый учитель может выбрать удобную для себя форму взаимодействия с учащимися.

    Необходимо отметить, что упомянутые сферы применения информационных технологий не используются в учебном процессе независимо друг от друга. Напротив, они постоянно взаимодействуют: в проектных технологиях активно применяются возможности сети Интернет и дистанционного обучения, а без готовых программных продуктов вообще невозможно создать полноценный проект. Области взаимодействия показаны на схеме цифрами 5, 6, 7 и 8.

    Следует отметить, что только сам учитель может судить, какой сфере отдать предпочтение. Однако следует помнить, что информационные технологии скорее дополнение, нежели полноценная замена учителя. Поэтому представляется целесообразным разумное сочетание форм и методов работы с мультимедийными технологиями в процессе обучения. Подчеркнём лишь то, что они позволяют решать задачи учебного процесса качественнее и с более высокими показателями. Практика показывает, что у учащихся, участвующих в подготовке проектов, развивается аналитическое и логическое мышление, т.к. перед ними ставятся задачи переработки собранных материалов в доступную форму, развиваются творческие и ораторские навыки, повышается уровень исторической грамотности. Это выражается в повышении показателей качества успеваемости учащихся.

    ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

    1. Как вы полагаете, применение информационных технологий:

    а) изменяет методику ведения урока,

    б усложняет работу учителя,

    в) формирует высокий уровень умений и навыков учащихся.

    Приведите не менее трёх аргументов в пользу своего ответа.

    2. В какой степени применение информационных технологий решает задачу перехода от «знаниевой» парадигмы образования к «деятельностной»?

    3. Разработайте урок с применением информационных технологий по одной и той же теме для базового класса и профильного. В чём будет заключаться разница в подготовке к уроку?

    ЛИТЕРАТУРА К ЛЕКЦИЯМ № 4—6

    Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси IX–IX вв. Смоленск, 1995.

    Толочко П.П. Древняя Русь. Очерки социально-политической истории. М., 1987.

    Тихомиров Н.М. Средневековая Москва. М., 1997.

    Фроянов И.Я. Древняя Русь. Опыт исследования истории социальной и политической борьбы.
    М., 1995.

    Черепнин Л.В. Вопросы методологии исторического исследования. Теоретические проблемы истории феодализма. М., 1981.

    Милов Л.В. История России XVII—XVIII вв. М., 2006.

    Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.

    Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. М., 1998.

    Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. М., 2002.

    Саплина Е.В. Современные образовательные технологии. Сборник нормативных и методических материалов в помощь учителю. М., 2004.

    Пидкасистый П.И. Компьютерные технологии в системе дистанционного обучения // Журнал «Педагогика». 2005. № 5.

    Тороп В.В. Применение информационных технологий в преподавании истории // Сборник нормативных и методических материалов в помощь учителю. М., 2004.

    TopList