© Данная статья была опубликована в № 22/2007 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 22/2007
  • Знатоки истории

     

    ЗНАТОКИ ИСТОРИИ

    Одной из важнейших задач учителя-предметника является формирование мотивации к обучению изучаемого предмета. Изучение истории и обществознания не только увлекательное занятие, но и возможность обучения искусству общения, формированию собственной точки зрения учащихся, самооценки.
    Именно на этих уроках ученик может осознать себя как личность, почувствовать сопричастность к событиям прошлого и настоящего.
    А сколько возможностей для воспитания патриотизма, нравственности, толерантности!
    Историческое беспамятство — страшное зло: забытое деяние оказывается как бы никогда не существовавшим, оно уже не послужит уроком для следующих поколений.

    Игра «Знатоки истории» может проводиться с учащимися любых возрастов. Она может быть тематической, например «Пушкиниана», а может содержать вопросы из разных периодов отечественной и зарубежной истории. Игра может быть составлена для повторительно-обобщающего урока или же для внеклассного занятия.

    В старших классах игра проводится под названием «Проверь свой интеллект».

    Игра состоит из двух раундов. 3а ответ на вопрос можно начислять определённое количество очков. Интерес к игре постоянно поддерживается, т.к. ученик, не набравший в 1-м раунде ни одного очка, может победить, ответив на более сложные вопросы 2-го раунда. Количество участников не ограничено. Ученик, первым давший правильный ответ, получает право выбора номинации. Если никто не дал правильного ответа, выбор номинации и вопроса осуществляется по намеченному порядку (например, по рядам). В случае выхода в финал более трёх учеников победитель определяется в ходе «исторической дуэли» (вопросы задаются по очереди до первого неправильного ответа или его отсутствия).

    Таблицы раундов вычерчиваются на доске, имя ученика, правильно ответившего на вопрос, записывается в соответствующую графу.

    РАУНД 1

    Краски и кисти Из Отечественной истории Условности Из истории Эллады Термины
    10 10 10 10 10
    20 20 20 20 20
    30 30 30 30 30
    40 40 40 40 40
    50 50 50 50 50

    Краски и кисти

    10. Автор картины «Не ждали» (И.Е.Репин). 20. Автор картины «Утро стрелецкой казни» (В.И.Суриков). 30. Автор картины «Демон» (М.А.Врубель). 40. 3наменитый художник-маринист (И.К.Айвазовский).
    50.Художник-баталист, автор картины. «Апофеоз войны» (В.В.Верещагин).

    Из Отечественной истории

    10.Кто пленил князя Игоря Северского? (Половцы). 20. На берегу какого озера находится знаменитый архитектурный памятник русского зодчества Кижи? (Онежского). 30. Как в XVIII—XIX вв. называлась тюрьма, обнесённая стеной из кольев? (Острог). 40. Какую часть тела русского воина защищала бармица? (Шею). 50. Кто из русских князей был хромым? (Ярослав Мудрый).

    Условности

    10.Как называется свод условных знаков и пояснений к карте? (Легенда). 20. Как звучит аббревиатура военного блока бывших социалистических стран? (ОВД). 30.Какого цвета и формы крест на Андреевском флаге? (Крест синего цвета на белом фоне). 40.Сколько лучей у звезды американского шерифа? (Шесть). 50. Как звучит аббревиатура экономического блока бывших социалистических стран? (СЭВ)

    Из истории Эллады

    10. Богиня плодородия (Деметра). 20. Рабы в Спарте (Илоты). 30.Полуостров, на котором расположена Греция (Балканский). 40. Богиня утренней зари (Аврора). 50. Именно он в XIX в. нашёл легендарную Трою (Г.Шлиман).

    Термины

    10. Обращение к Богу (Молитва). 20. Служители древних храмов (Жрецы). 30. Рыночная площадь в Древней Греции (Агора). 40. Рабы в Спарте (Илоты). 50.Группа в партии или парламенте (Фракция).

    РАУНД 2

    Тайны истории Великие и знаменитые Разные разности Ох, уж эти графы! А знаете ли вы?..
    20 20 20 20 20
    40 40 40 40 40
    60 60 60 60 60
    80 80 80 80 80
    100 100 100 100 100

    Тайны истории

    20. Имя самой знаменитой женщины-шпионки (Мата Хари). 40. Кто стал прототипом Штирлица (Советский разведчик М.Исаев). 60. Позывной этого разведчика «Рамзай» (Р.Зорге). 80.Кто такие «розенкрейцеры» (Члены тайных обществ). 100. Вскрытие чьей гробницы, по мнению некоторых суеверных людей, послужило причиной Второй мировой войны (Гробницы Тамерлана).

    Великие и знаменитые

    20.Египетский фараон, для которого возвели самую высокую пирамиду (Хеопс). 40. Царь, приказавший соорудить себе и жене усыпальницу, ставшую третьим «чудом света (Мавзол). 60. Царь Вавилона, издавший законы государства (Хаммурапи). 80. Великий китайский мудрец (Конфуций). 100. Архонт в Афинах, освободивший греков от долгового рабства (Солон).

    Разные разности

    20. С кем сравнивает себя человек, находящийся в постоянных хлопотах? (Белка в колесе).
    40. В какой спортивной игре используют «рокировку»? (В шахмamax). 60. Каким термином именуется показатель популярности человека? (Рейтинг). 80. Международная организация, выступающая за сохранение окружающей среды (Гринпис). 100. Как называется итальянская мафия? («Коза ностра»).

    Ох, уж эти графы!

    20. Этот граф любил ходить в крестьянской рубахе (Л.Н.Толстой). 40. Об этом графе написан увлекательный роман (Граф Монте-Кристо). 60. Этот граф получил свой титул за военные победы (Граф А.В.Суворов). 80. Этот граф считается неофициальным супругом императрицы Елизаветы Петровны (Граф А.Г.Разумовский). 100. Будучи министром просвещения, этот граф предлагал выдавать народу образование «по капле» (Граф С.С.Уваров).

    А знаете ли вы?..

    20. Именно он нашёл легендарную Трою (Г.Шлиман). 40. Этот учёный расшифровал египетские иероглифы (Ф.Шампольон). 60. Самый крупный спутник Юпитера открыл средневековый учёный.. (Г.Галилей). 80. Этот архитектор создал в Петербурге множество зданий в стиле барокко (Б.Растрелли). 100. Кто из русских террористов в XIX в., сидя в тюремной камере, накануне исполнения своего смертного приговора начертил чертёж космической ракеты (Н.Кибальчич).

    Историческая дуэль

    Часть православного храма. (Алтарь)

    Мусульманская школа. (Медресе)

    Мусульманская молитва. (Намаз)

    Мусульманский храм. (Мечеть)

    Письменность Вавилона. (Клинопись)

    На чём писали в Египте? (На папирусе)

    На чём писали в Индии? (На пальмовых листьях)

    Главный бог греков. (Зевс)

    Главный бог римлян. (Юпитер)

    Главный бог древних славян. (Перун)

    Автор картины «Переход Суворова через Альпы». (В.Суриков)

    Автор картины «Арест пропаганднста». (И.Репин)

    Автор картины «На Шипке всё спокойно». (В.Верещагин)

    Александра ФИЛИПОВА,
    лауреат конкурса «Я иду на урок истории»

    TopList