© Данная статья была опубликована в № 21/2007 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 21/2007
  • Профильное обучение и современные образовательные технологии

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
    "ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ"

     

    КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

     


     

    ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ
    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

    Курс лекций для дистанционного обучения

    ЛЕКТОРЫ

    КОЗЛЕНКО Сергей Иванович
    САПЛИНА Елена Витальевна

    УЧЕБНЫЙ ПЛАН ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

    № газеты Тема лекции
    № 17/2006 Лекция 1. Цели и задачи профильного обучения учащихся. Место профильной школы в российской системе образования. Нормативно-правовое обеспечение профильного обучения.
    № 18/2006 Лекция 2. Учебно-методическое обеспечение профильного обучения по истории.
    № 19/2006 Лекция 3. Элективные курсы по истории в профильной школе.
    Контрольная работа № 1.
    № 20/2006 Лекция 4. Модели уроков истории в профильной школе.
    № 21/2007 Лекция 5. Современные образовательные технологии на уроках истории в профильной школе.
    № 22/2007 Лекция 6. Современные информационные технологии на уроках истории в профильной школе.
    Контрольная работа № 2.
    № 23/2007 Лекция 7. Проектно-исследовательская деятельность учащихся по истории в профильной школе.
    № 24/2007 Лекция 8. Методика составления олимпиадных заданий по истории для профильной школы. Подготовка к ЕГЭ.
    Итоговая работа.

    ЛЕКЦИЯ 5

    Современные образовательные технологии
    на уроках истории в профильной школе

    1. Что такое «ключевые компетенции»?

    2. Что такое педагогическая технология?

    Стремительно меняется общество, в котором мы живём. Формирование новой информационной среды жизнедеятельности человека, развитие телекоммуникационных технологий создают принципиально новую ситуацию в сфере образования. Эта ситуация характеризуется:

    • прежде всего, массовым характером образования и его непрерывностью;

    • значимостью его как для индивида, так и для общества и государства в целом;

    • адаптацией образовательного процесса к запросам и потребностям личности;

    • ориентацией на активное освоение человеком способов познавательной деятельности.

    Большие требования предъявляет общество к выпускнику школы XXI века. Он должен уметь самостоятельно приобретать знания; применять свои знания на практике для решения разнообразных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать; самостоятельно и критически мыслить, искать рациональные пути решения разнообразных проблем; быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.

    Соответственно меняется и роль школы. Одна из главных её задач — создание условий для формирования личности. Эти условия призваны обеспечить: вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс; создание атмосферы сотрудничества при решении разнообразных проблем, когда требуется проявлять соответствующие коммуникативные умения; формирование собственного независимого и аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможность её всестороннего исследования, постоянное совершенствование интеллектуальных способностей.

    И эта задача не только и даже не столько содержания образования, сколько компетентностного подхода и современных технологий обучения.

    Появление компетентностного подхода — это потребность современной системы образования, которая обусловлена как всё большим распространением информационных технологий, так и общественной ситуацией. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» говорится: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования».

    Что такое «ключевые компетенции»?

    Ключевые компетенции — это наиболее общие способности и умения, позволяющие человеку достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях современного информационного общества. Они приобретаются в результате успешного применения полученных в процессе обучения знаний и умений.

    Используя европейский и российский опыт, можно назвать два различных уровня ключевых компетенций. Первый уровень касается образования и профессионального будущего учащихся и может быть назван «ключевыми компетенциями для всех учащихся». Второй уровень относится к развитию качеств личности, необходимых новому российскому обществу. Одна из целей образования состоит в создании условий для овладения учащимися ключевыми компетенциями. Какие же компетенции следует считать ключевыми для учащихся.

    Рассмотрим наиболее важные из них.

    Исследовательские компетенции означают формирование умений находить и обрабатывать информацию, использовать различные источники данных; представлять и обсуждать различные материалы в разнообразных аудиториях; работать с документами.

    Социально-личностные компетенции означают формирование умений критически рассматривать те или иные аспекты развития нашего общества; находить связи между настоящими и прошлыми событиями; осознавать важность политического и экономического контекстов образовательных и профессиональных ситуаций; понимать произведения искусства и литературы; вступать в дискуссию и вырабатывать своё собственное мнение;

    Коммуникативные компетенции предполагают формирование умений выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей; дискутировать и защищать свою точку зрения; выступать публично; литературно выражать свои мысли; создавать и понимать графики, диаграммы и таблицы данных.

    Организаторская деятельность и сотрудничество означает формирование способностей организовывать личную работу; принимать решения; нести ответственность; устанавливать и поддерживать контакты; учитывать разнообразие мнений и уметь разрешать межличностные конфликты; вести переговоры; сотрудничать и работать в команде; вступать в проект.

    В образовательном процессе ключевые компетенции могут быть приобретены учеником, если соблюдены следующие условия:

    — практическая направленность обучения,

    — ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности,

    — изменение методики преподавания, введение современных образовательных технологий.

    Именно это позволяет отойти от односторонней активности учителя на уроке и перенести центр тяжести в процессе обучения на самостоятельность, активность, ответственность самих учащихся за результаты их деятельности. Изменение методики преподавания позволяет решить проблему разгрузки учащихся не за счёт механического сокращения содержания, а за счет индивидуализации (прописывания индивидуальных траекторий), переноса внимания на овладение способами работы с информацией, групповому распределению нагрузок и изменения мотивации. Как мы видим, приоритетным является овладение интеллектуальными общеучебными умениями. Однако это нисколько не умаляет, а, наоборот, даже заостряет вопрос о необходимости прочных исторических знаний, умений различать факты, концепции, мнения.

    Одним из важных направлений современного образования является разработка и внедрение новых педагогических технологий, которые позволяют реализовывать компетентностный подход, выполняя тем самым социальный заказ на формирование у выпускников современной школы таких качеств, которые позволят свободно ориентироваться в жизненных ситуациях, быть активными членами общества, имеющими свои принципы и взгляды, а также умеющими их отстаивать.

    Что такое педагогическая технология?

    На протяжении ХХ в. делалось немало попыток «технологизировать» учебный процесс. До середины 1950-х гг. эти попытки были в основном сосредоточены на использовании технических средств обучения. В 1960-е гг. это было связано со становлением и развитием программированного обучения. В 1970-е гг. воздействие системного подхода привело к общей установке педагогической технологии решать дидактические проблемы в русле управления учебным процессом с точно заданными целями, достижение которых должно поддаваться чёткому описанию и контролю. В условиях современной модернизации образования понятие «образовательная технология» рассматривается и как область педагогической науки и как конкретная образовательная технология.

    В понимании и употреблении термина «педагогические технологии» наблюдаются существенные разночтения. Так, например, Г.К.Селевко в книге «Современные образовательные технологии» приводит девять определений. Одни считают, что педагогическая технология — это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько). М.В. Кларин считает, что это — системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей. А.В. Хуторский считает, что это — совокупность форм, методов, приёмов и средств, применяемых в какой-либо деятельности.

    Педагогическая технология появилась в 1950-х гг. как противовес традиционному методическому подходу. Её главная составляющая — планирование результатов, конкретно поставленные цели, непрерывная диагностика результативности образовательного процесса. Этот термин (образовательная технология) стал общепринятым в 1990-х гг. Это выражается в признании вероятностного характера образовательного процесса, во внимании к субъектности ученика, к личностно ориентированному образованию. Новые технологии отдают приоритет развитию деятельности учащихся, а не накоплению фактов.

    Следует также обратить внимание на взаимосвязь терминов «методика» и «технология». Многие учёные считают, что понятие «методика» шире понятия «технология», т.к. методика отвечает на вопросы: чему учить, как учить, зачем учить; технология же отвечает только на вопрос: «как учить». Методика включает и вопросы образовательной политики, в том числе и выбор технологии для достижения политических (в образовательном смысле) целей (см. Гузеев В.В. Системные основания образовательной технологии. М., 1995).

    Интересное мнение по этому поводу приводит А.Кушнир: «Технология отличается от методик своей воспроизводимостью, устойчивостью результатов, отсутствием многих «если»: если талантливый учитель, талантливые дети, богатая школа…. Уже давно стало привычным, что методика возникает в результате обобщения опыта или изобретения нового способа представления знаний. Технология же проектируется, исходя из конкретных условий и ориентируясь на заданный, а не представленный результат» (Народное образование. 1997. № 5).

    Понятие «педагогическая технология» употребляется в трёх смыслах: общепедагогическом (характеризует целостный образовательный процесс), частно-методическом (предметном), локальном (модульном). В последнем случае она представляет технологию отдельных частей учебно-познавательного процесса, например: формирование понятий, усвоение новых знаний, технология повторения и контроля, технология самостоятельной работы.

    Образовательной технологией мы будем называть систему, состоящую из некоторого операционального представления планируемых результатов обучения, средств диагностики состояния и тенденций ближайшего развития обучаемых, набора моделей обучения, критериев выбора (построения) оптимальной модели для данных конкретных условий.

    Модель обучения также является системой, в которую входят методы и организационные формы обучения, образующие её дидактическую основу, и педагогическая техника, включающая разнообразные средства и приёмы обучения.

    Давайте рассмотрим образовательные технологии, которые будут особенно востребованы в профильной школе и которые формируют ключевые компетенции. Это модульная технология, технология «Дебаты» и технология развития критического мышления.

    Модульное обучение представляет собой группу технологий программно-целевого управления познавательной деятельностью обучающихся. В этом случае материал чётко структурируется, на каждом этапе осуществляется контроль над деятельностью ученика, двигаться вперед он может только после усвоения предшествующей дозы информации.

    Модульная технология предполагает такую организацию учебной деятельности, при которой ученик сам оперирует учебным содержанием, что, безусловно, ведёт к более прочному и осознанному усвоению материала.

    Основой данной технологии является учебный модуль как форма комплексного предъявления задания учащемуся для самостоятельного освоения.

    Специалисты по дидактике определяют модуль как «функциональный целевой узел: учебное содержание и технология овладения им» (см. Шамова Т.И. Модульное обучение в школе: сущность, технология. М., 1994).

    Таким образом, модуль включает в себя целевой план действий («функциональность»), банк информации («учебное содержание») и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей («технология»).

    Обучение по модульной технологии представляется в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение которых осуществляется в соответствии с заданной целью.

    Главная особенность модульной конструкции — наличие целевого плана действий.

    Постановка целей осуществляется как при формировании модуля учителем, так и при отработке модуля на уроке. Учитель строит модуль, определяя цели.

    Сначала ставится комплексная дидактическая цель (КДЦ). На основе КДЦ формируются интегрирующие дидактические цели (ИДЦ), после чего создаются модули (М). Выполнение ИДЦ позволит достичь КДЦ. В свою очередь ИДЦ позволяет сформулировать дидактические цели (ДЦ) и частные дидактические цели (ЧДЦ), на основе которых выделяются учебные элементы (УЭ). Таким образом, модульная программа (МП) строится на основе иерархии целей.

    Технологическая часть модуля — это методика и соответствующие рекомендации по усвоению информационной части.

    Главное в модульном обучении — пошаговый контроль и самоконтроль с возможностью самооценки уровня освоения материала. Именно для этого и составляется технологическая карта урока.

    Вся информационная часть модуля разбивается на учебные элементы.

    Количество учебных элементов в модуле зависит от характера материала и поставленных целей.

    Учебные элементы составляются и отбираются с учётом степени обучаемости учащихся, и, как правило, имеют несколько уровней сложности.

    В технологической карте содержится также и технология освоения содержания. Учитель описывает методы учащегося: чтение, конспектирование, анализ, сравнение, составление плана и таблицы. Это одно из достоинств данной технологии, она учит работать с информацией, преобразовывать её, причём выполнять всё это самостоятельно.

    Обязательный элемент — это вопросы и задания для усвоения материала.

    Контроль в модуле может быть входным, поэлементным и обобщающим. В ходе контроля определяется уровень освоения отдельных учебных элементов и учебного модуля в целом.

    Таким образом, структура учебного модуля — это набор содержательных и технологических элементов, полностью обеспечивающих достижение поставленных целей и задач.

    Учебные модули, безусловно, несколько формализуют учебный процесс, в чём-то усложняют подготовку учителя к занятию.

    С другой стороны, урок с учебными модулями требует меньше сил на его проведение. В таком уроке учитель исполняет роль консультанта, стимулирует активность учащихся, координирует их деятельность.

    Приводим пример технологической карты модульного обучения.

    Технологическая карта по теме
    Внешняя политика Александра I в начале XIX в.»

    Работа в группах

    УЭ Содержание
    учебного материала
    Руководство деятельностью
    0 Перед началом работы разделитесь на группы по 4 человека

    Интегрирующая дидактическая цель

    В процессе работы с учебным материалом и документами учащиеся должны овладеть следующими знаниями:
    1. Определить основные направления и цели внешней политикиАлександра I.
    2. Определить события, которые способствовали достижению целей на этих направлениях.
    3. Какие произошли территориальные изменения.

    Продолжить работу над развитием умений и навыков:
    1. Работы с исторической картой.
    2. Систематизации и анализа исторической информации.
    3. Правильно распределять своё время.
    4. Соотносить результат своей работы с поставленными целями.
    5. Работать в группе.

    Учебники: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина История государства и народов России. 8 класс. (У-1) А.А.Данилов, Л.Г.Косулина История России XIX век. 8 класс. (У-2).
    1 Цель: определить основные направления и цели внешней политики Александра I. Работайте с текстом учебника (У-2 с.30-31; п.1), картой «Российская империя в 1800–1861 гг.». Для следующей работы выберите одно из направлений внешней политики, которое будет отработано вашей группой. В тетради запишите основные направления и цели внешней политики
    2 Цель: определить основные действия России на европейском направлении и значение этих событий. Работая с текстом учебника (У-1 с. 18; У-2 с.34 аб.З) и картой «Российская империя в 1800–1861 гг.», ответьте на вопросы:
    1. Причины разрыва франко-русского союза после смерти Павла I.
    2. Что подтолкнуло поляков к поддержке Наполеона, и какие это имело последствия для России. (У-1 с. 20, 23; аб.1).
    3. Причины поражения антинаполеоновской коалиции. (У-1 с. 21; аб. 2).
    4. Причины подписания Тильзитского соглашения. (У-1 с. 22; аб. 1).
    5. Последствия подписания Тильзитского соглашения для России (внешнеполитические и экономические) (У-1 с. 22).
    6. Причины и результат Русско-шведской войны. (У-1 с. 22).
    7. Почему Наполеон поддержал войну России со Швецией (У-1 с. 23; аб. 1).
    В тетради составьте таблицу: дата событие значение
    Контроль Выберите одно из заданий
    Задание А. Укажите, какими результатами закончились:
    А) Русско-шведская война.
    Б) Встреча Александра I и Наполеона в районе Тильзита.
    1. Созданием военного союза России и Франции.
    2. Присоединением к России Финляндии и Аландских островов.
    3. Присоединением России к континентальной блокаде против Англии.
    4. Поражением при Аустерлице.
    5. Поражением России в войне со Швецией.
    6. Падением авторитета Александра I.
    7. Международной изоляцией России.
    Задание Б. Подготовьте сообщение для другой группы об основных задачах и событиях, которые способствовали достижению поставленных целей на европейском направлении.
    Вновь приобретённые территории отметьте на карте в рабочей тетради с. 5. Работу выполните на листе и сдайте на проверку.
    3 Цель: определить основные действия России на восточном направлении и значение этих событий. Работая с текстом учебника (У-1 с. 20; п. 2, с. 21-23; У-2 с. 32; п. 2, с. 35-38), картой «Российская империя в 1800—1861 гг.» ответьте на вопросы:
    1. Определите причины начала Русско-турецкой войны.
    2. Результаты Русско-турецкой войны.
    3. Почему Наполеон стремился подтолкнуть к войне с Россией Турцию. (У-1 с. 21)
    4. Определите причины начала Русско-иранской войны.
    5.Результаты Русско-иранской войны.
    Выступайте сами, дополняйте. В тетради составьте таблицу: дата событие значение.
    Контроль Выберите одно из заданий
    Задание А. Укажите, какими результатами и договорами закончились:
    А) Русско-турецкая война
    Б) Русско-иранская война
    1. Россия получила Бессарабию.
    2. Россия потеряла Бессарабию с устьем Дуная.
    3. Россия получила территорию Северного Азербайджана.
    4. Россия потеряла право покровительства Молдавии, Валахии.
    5. Ослаблен международный авторитет России.
    6. Заключён Бухарестский мирный договор.
    7. Заключён Парижский мирный трактат.
    8. Заключён Гюлистанский мирный договор.
    Задание Б. Подготовьте сообщение для другой группы об основных задачах и событиях, которые способствовали достижению поставленных целей на восточном направлении.
    Вновь приобретенные территории отметьте на карте в рабочей тетради с. 5. Работу выполните на листе и сдайте на проверку. Выступайте сами, дополняйте материал

    Карта составлена учителем истории Т.А.Стародубцевой

    Педагогическая технология «Дебаты»

    Результативность обучения в современных условиях во многом связана с осознанием необходимости замены малоэффективного вербального способа передачи знаний системнодеятельным подходом, базирующимся на личностно-ориентированных, развивающих технологиях обучения в отличие от объяснительно-иллюстративных. Одной из таких развивающих технологий являются дебаты.

    В современной методической литературе под технологией «Дебаты» подразумевается: «Соревнование между играющими, действия которых ограничены определёнными условиями (правилами) и направлены на достижение определённой цели (выигрыша, победы), т.е. дебаты — это игра (Кларин Н.В. Инновации в мировой педагогике. Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 1995. С. 92, 126.).

    Целенаправленный и упорядоченный (структурированный) обмен идеями, суждениями, мнениями, иными словами, дебаты — это форма дискуссии (Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроке истории. М.: Владос-пресс, 2001. С. 16).

    Технология «Дебаты», как отмечалось в экспертной оценке Федерального экспертного совета по общему образованию Министерства образования России, «представляет собой не просто увлекательную игру, но и эффективное средство развития учащихся, формирования у них качеств, способствующих эффективной деятельности в условиях современного общества. Дебаты способствуют формированию критического мышления, навыков системного анализа, формированию собственной позиции, искусства аргументации, иными словами, тех качеств, которые так необходимы каждому человеку в условиях становления рыночной экономики и демократического общества» (Научный отчёт по теме «Анализ и оценка программы «Дебаты» и проектной деятельности участников программы экспертов проекта, членов Федерального экспертного совета Министерства образования России 1999 г.»).

    Технология «Дебаты» базируется на основе следующих принципов: целостность, универсальность, вариативность, личностная ориентированность, самообразование и самообучение учащихся. В этой технологии учёба рассматривается как процесс развития способностей, умений и личностных качеств ученика, а учитель выступает как руководитель этого процесса.

    Технология «Дебаты» предполагает:

    — активное включение самого ученика в поисковую, учебно-познавательную деятельность, организованную на основе внутренней мотивации;

    — организацию совместной деятельности, партнёрских отношений обучающих и обучаемых;

    — обеспечение диалогичности общения не только между учителем и учениками, но и между учащимися в процессе приобретения новых знаний.

    Целевые функции и возможности дебатов очень широки и позволяют решать многие задачи, в числе которых можно указать следующие.

    Социализирующие — приобщение учащихся к нормам и ценностям гражданского общества, формирование умений вести полемику, отстаивать свои интересы, применять свои знания, способность работать в команде.

    Воспитательные — дебаты позволяют вырабатывать самостоятельные оценки, мировоззренческую позицию и поведенческие установки, способствуют формированию культуры спора, терпимости, признанию множественности подходов к решению проблемы.

    Развивающие — дебаты развивают логику, критическое мышление, умение синтезировать знания, позволяют сформировать системное видение проблемы. Участие в дебатах помогают выработать стиль публичного выступления, развивают навыки устной речи.

    Дебаты в учебном процессе выступают как форма целого урока и как элемент урока. Использование дебатов на различных этапах урока рекомендуется для реализации конкретных задач: актуализации знаний, организации самостоятельной работы учеников, обобщения, систематизации, закрепления учебного материала.

    Содержание и правила дебатов

    Дебаты — это интеллектуальная игра, представляющая собой особую форму дискуссии, которая ведётся по определённым правилам. Суть дебатов заключается в том, что две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, чтобы убедить члена жюри (судью) в своей правоте.

    Основное назначение дебатов — обучение приёмам дискуссии, развитие интеллектуальных, лингвистических, коммуникативных навыков, поиск истины и достижение консенсуса.

    В дебатах участвуют две команды из трёх человек — спикеров. Спикеры обсуждают заданную тему, при этом одна команда утверждает тезис (эту команду называют утверждающей), а другая (отрицающая) — его опровергает. Первый спикер утверждающей команды представляет тезис, приводит аргументы, второй усиливает утверждающую линию в споре, развивает доказательства, третий формулирует финальный ответ соперникам, опровергает их доводы, усиливает доказательства утверждающей стороны. Три спикера отрицающей команды выдвигают все возможные обоснованные аргументы, доказывая, что позиция оппонентов неверна.

    В некоторых видах дебатов участникам разрешается лишь произносить свои речи, в других же им даётся возможность участвовать в перекрёстных вопросах. Победа всецело зависит от мастерства команды: индивидуальные умения спикеров, коллективная работа, высокий класс игры приводит к успеху.

    Подготовка и проведение дебатов предполагает организацию работы в группах. Работа в группе позволяет учащимся приобрести ряд важнейших качеств, таких, как взаимопомощь, умение вырабатывать совместное решение, поиск компромиссов, способность аргументировано отстаивать свою точку зрения, толерантность к другим мнениям и позициям. Вместе с тем эффективность работы в группе, а также успех проведения дебатов во многом зависят от умения учителя организовывать групповую работу, грамотно формировать группы с учётом поставленных целей и задач.

    Таймкипер — это человек, который следит за соблюдением регламента и правил игры. Судьи оценивают каждый раунд, по ходу игры заполняют судейский протокол, в котором отмечают сильные и слабые стороны выступлений спикеров, фиксируют все аргументы и контраргументы команд. По окончании дебатов судьи, не совещаясь между собой, принимают решение, какой команде отдать предпочтение по результатам дебатов. При этом они могут комментировать своё решение, обосновывая его. Команда, набравшая наибольшее количество голосов, побеждает. Судья имеет огромное воздействие на проведение дебатов, т.к. от его компетентности и непредвзятости зависит успешность проведения игры. Судья должен относиться к выступлениям спикеров критично, помогая участникам дебатов увидеть сильные и слабые стороны своей аргументации. Желательно, чтобы в роли судей побывало как можно больше учащихся. Именно в этом качестве они учатся слушать и слышать друг друга, анализировать один и тот же материал с разных сторон.

    Учитель и его роль
    в организации дебатов на уроке

    Эффективность использования дебатов в обучении во многом зависит от осознания учителем возможности и целесообразности их применения при изучении той или иной темы или проблемы.

    Во-первых, не всякая тема может стать предметом дискуссии;

    Во-вторых, учитель должен грамотно сформулировать тему и оказать помощь учащимся при подготовке к дебатам.

    Основные элементы дебатов

    1. Тема дебатов

    Очень важно в данной технологии грамотно сформулировать тему. Тема дебатов всегда формулируется в форме утвердительного предложения. Формулировка темы должна стимулировать исследовательскую работу учащихся и давать им возможность обсуждать её на различных уровнях.

    На уроках, проводимых по данной технологии, должно обязательно присутствовать столкновение позиций. Его можно организовать по следующим линиям:

    • определение понятий;

    • критерий оценки тех или иных событий;

    • аспекты события;

    • аргументы «за» и «против»;

    • доказательства позиции.

    2. Система аргументации.

    Каждая команда для доказательства своей позиции создаёт систему аргументации, т.е. совокупность аспектов, аргументов и умозаключений в защиту своей точки зрения, представленных в организованной форме. Линия доказательств каждой стороны формируется в виде кейса. Кейс — это система доказательств команды, в которую входит совокупность всех аспектов, аргументов и умозаключений, представленных в организованной форме и используемых для обоснования своей позиции.

    Аргумент — истинное суждение, приводимое для обоснования истинности или ложности высказанного положения (тезиса). Аргумент является составной частью всякого доказательства. С помощью аргументов команда должна убедить судью в правильности своей позиции.

    Аспект — угол зрения, под которым рассматривается тема. Аспект является инструментом, который помогает в обосновании и доказательстве позиций, отстаиваемых командой. В каждом аспекте приводится несколько аргументов, доказывающих (раскрывающих) его. Аргументы должны соответствовать аспекту темы.

    Вместе с аргументами участники дебатов должны представить судье свидетельства поддержки; цитаты, факты, статистические данные, доказывающие их позиции. Поддержка должна сопровождать аргумент, она является частью доказательства. Все поддержки должны иметь ссылку на источник, только тогда их можно использовать во время игры.

    Важнейшим элементом доказательства является критерий.

    Критерий — это связь между обсуждаемой темой и аргументацией команды, он задаёт общее направление дебатов.

    В любом случае критерий помогает сфокусироваться на наиболее важных моментах, определяя цель дебатов и формулируя для судей, что же команды должны доказать, чтобы обеспечить себе победу.

    Перекрёстные вопросы

    Большинство видов дебатов предоставляют каждому участнику возможность отвечать на вопросы спикера оппонента. Раунд вопросов спикера одной команды и ответов спикера другой называется «перекрёстными вопросами». Вопросы могут быть использованы как для разъяснения позиции, так и для выявления ошибок у противника. Полученная в ходе перекрёстных вопросов информация может быть использована в выступлениях следующих спикеров.

    Способность правильно формулировать вопросы и умело отвечать на них во многом определяет эффективность дебатов. Умение формулировать точные, а главное, продуктивные, полезные вопросы — одно из важнейших умений участников дебатов.

    Дебаты на уроках истории

    Классификация дебатов на уроках истории

    а) Проблемные дебаты это дебаты, предусматривающие знакомство участников с историографическими концепциями. Они, как правило, затрагивают ключевые, дискуссионные проблемы (например, роль варягов в образовании Древнерусского государства, влияние монголо-татарского ига на историческое развитие Руси).

    б) Экспресс-дебаты по мини-проблемам — это дебаты, в которых фаза ориентации и подготовки сведена к минимуму. Подготовка осуществляется непосредственно на уроке по материалам учебника или рассказу учителя. Этот тип дебатов может быть успешно использован либо как элемент «обратной связи», закрепления учебного материала, либо как форма активизации познавательной деятельности. Пример экспресс-дебатов при изучении темы «Заинтересованность России в привлечении иностранного капитала».

    в) Дебаты могут выступать как форма подведения итогов самостоятельной работы учащихся по какой-либо проблеме, т.е. являться презентацией и осмыслением работы учащихся с учебной и научной литературой. Например, «Опричнина породила Смутное время», «России был необходим Брестский мир» и др.

    г) В форме дебатов могут проводиться повторительно-обобщающие уроки. В качестве примера таких уроков-дебатов можно привести следующие темы: «Петровские реформы — прогрессивное явление в истории России», «Октябрьская революция не была неизбежной».

    Важным и необходимым шагом в деле применения дебатов на уроках истории является использование в процессе преподавания таких элементов дебатов, как конструирование системы аргументов и контраргументов. Необходимо найти и сформулировать аргументы «за» и «против» какого-либо тезиса.

    Выполняется это задание по следующей схеме:

    Я согласен с этой точкой зрения, так как

    Аргумент 1 ---------------------

    Аргумент 2 ---------------------

    Я не согласен с этой точкой зрения, так как

    Аргумент 1 -------------------

    Аргумент 2 -------------------

    Примерные темы дебатов в 10–11 классах

    1. Аграрная реформа П.А.Столыпина оказалась неудачной.

    2. Нэп — «золотое» время развития Советского государства.

    3. Советская власть верно определила основные направления индустриализации.

    4. В 1920—1930 гг. произошли значительные успехи в развитии культуры.

    5. Социальная направленность экономики — главный итог хрущёвских реформ.

    6. Освоение целины решило проблему сельскохозяйственной продукции в стране.

    7. Первые послевоенные годы (1945 — март 1953 гг.) — самое спокойное время мирного, созидательного труда советского народа.

    Технология «Дебаты» открывает большие возможности для использования творческого конструирования уроков в профильной школе.

    Технология развития
    критического мышления

    Данная технология стала известна в России с 1997 г. Она развивалась в рамках проекта Института «Открытое общество». Технология предлагает методы, помогающие усиливать рефлексивные механизмы в учебной деятельности. Это целостная система, формирующая навыки работы с информацией. Что такое «критическое мышление?». Если суммировать все научные точки зрения по поводу этого определения, то можно получить следующее: «Критическое мышление означает мышление оценочное , рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт» (Муштавинская И.В. Калининград, 2002). Также мы можем сказать, что это конструирование собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности.

    Выделяются три основных стадии:

    1. ВЫЗОВ. Нужно заинтересовать учащегося, создать ассоциации по изучаемому вопросу, мотивировать его.

    2. ОСМЫСЛЕНИЕ. Ученик должен воспринять информацию, усвоить её. Приёмы и методы технологии критического мышления позволяют сохранять активность ученика, делают чтение текстов осмысленным.

    3. РЕФЛЕКСИЯ. Информация анализируется, творчески перерабатывается.

    На каждой стадии выделяются свои приёмы и методы. Например, игра в ассоциации: «Какие ассоциации связаны с...», «Что вы знаете о...» и т.д. На стадии осмысления происходит активное чтение материала учебника, маркировка текста разными значками, составляются таблицы.

    Совпало
    с моими представлениями
    Новое
    содержание
    Не совпало
    с моими представлениями
    Вызывает сомнение
    или непонимание
    V + -- ?
    ... ... ... ...

    Значки могут ставится при чтении на полях.

    Может быть составлена таблица.

    Знаю Хочу узнать Узнал
         

    Ещё один интересный приём, который используется в этой технологии, — кластеры.

    Кластеры (гроздья) — выделение смысловых единиц текста и графическое оформление их в определённом порядке в виде грозди. Кластеры — это графический приём систематизации материала.

    Примерно так может выглядеть схема. В центре — главное понятие, а вокруг — смысловые единицы. Их может быть и гораздо больше. Этот приём может быть применён на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию до знакомства с основным источником — текстом в виде вопросов или заголовков смысловых блоков, так и для разработки стратегии урока в целом.

    На стадии рефлексии происходит возврат к заданиям на стадии вызова. Здесь важно установление причинно-следственных связей, написание эссе или письменного ответа. Возможна также организация дискуссий, круглых столов.

    На этой стадии желательно составить таблицу «тонких и толстых вопросов».

    Толстые вопросы требуют простого, односложного ответа. Тонкие — подробного, развёрнутого.

    Толстые вопросы: Где...? Когда...? Кто...? Что ...? и т.д. Тонкие вопросы: Как вы думаете, почему... ? Каковы последствия... ? В чём состоят различия... ? Предположите, что будет, если… ?

    На этой стадии возможно составление синквейна. Это понятие происходит от французского слова «пять». Синквейн — это стихотворение, состоящее из пяти строк и представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятий или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний.

    Алгоритм составления синквейна:

    1. Первая строка состоит из одного слова, центрального понятия темы.

    2. Вторая строка — из трёх слов. Это прилагательные или существительные, характеризующие главное понятие.

    3. Третья строка — два слова: глаголы, объясняющие суть происходящих событий.

    4. Четвёртая строка — фраза или предложение, выражающее отношение автора к теме.

    5. Пятая строка — слово (синоним), обобщающее или расширяющее смысл темы. Нам кажется, что это может быть фраза, подводящая итог темы.

    Приводим примеры из практики учителей, использующих синквейн на своих уроках.

    Например, по теме «Образование единого русского государства. Иван III».

    Единое государство.

    Образование, свержение, изменения.

    Управлять, строить.

    Единое, но не централизованное.

    Княжеская власть приобретает деспотический характер.

    Тема «Реформы П.А.Столыпина»

    П.А.Столыпин.

    Умный, волевой.

    Планирует, разрабатывает, стремится.

    «Нам нужна Великая Россия».

    Не успел.

    Далее приводим пример урока, разработанный по данной технологии учителями Юго-Западного округа Москвы — слушателями курсов МИОО и проведённый в одной из школ.

    Тема урока: «Экономическое развитие России
    второй половине XVIII в.»

    7 класс, учебник А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной «История государства и народов России».

    Цель урока: охарактеризовать политику правительства в области промышленности, сельского хозяйства и торговли; показать противоречия развития экономики страны.

    Основные понятия: крестьяне-отходники, ассигнации, банк.

    Тип урока: урок с использованием технологии развития критического мышления.

    План урока
    I этап. Игра в ассоциации.

    Какие ассоциации связаны у вас с понятием «экономика»? Составление кластера: торговля; финансы; мануфактурное производство; сельское хозяйство.

    Вступительное слово учителя. Общая характеристика экономического развития России к началу правления Екатерины II.

    К 1860-м годам экономическая система страны, основанная на подневольном крепостном труде, находилась в состоянии разложения. На смену ей шли капиталистические отношения. Это проявлялось в следующем: разрушалась натуральная замкнутость помещичьего и крестьянского хозяйства; появлялись ростки системы, основанной на вольном найме. В 1775 г. вышел указ о свободе предпринимательства.

    Но развитие новых капиталистических отношений тормозило сохранение крепостнических порядков в стране (отсутствие свободных рабочих рук). Технические новшества и новые формы труда не применялись из-за наличия дешёвого или бесплатного труда крепостных, отсутствие денег у крестьян тормозило развитие внутренней торговли.

    Составление таблицы:

    Знаю Хочу узнать? Узнал
    Сельское хозяйство Что изменилось в с/х? Заполняется в конце урока
    Мануфактурное производство Какие новые районы промышленной и сельскохозяйственной специализации возникли в XVIII в.? Какие технические новинки использовались в хозяйстве? Какие новые формы организации производства появились в XVIII в.?
    Торговля Какие новые торговые центры появились в России?
    Финансы Изменился ли экспорт и импорт товаров? Как изменилась денежная система при Екатерине II?

    II этап. Осмысление

    Работа по группам: 1-я группа. Сельское хозяйство. 2-я группа. Промышленность. 3-я группа. Торговля. 4-я группа. Финансы.

    Задание: Читая текст учебника, сделайте маркировку текста символами.

    Один учащийся из группы заполняет таблицу:

    Что совпало с моими представлениями

    О чём раньше
    не знал, новое содержание

    Что не совпало
    с моими представлениями

    Что вызвало непонимание

     

    +

    ?

    III этап. Рефлексия (распаковка понятий, подведение итогов)

    Выступает один учащийся от группы: Что нового вы узнали на уроке по данной теме?

    Сельское хозяйство.

    Успехи в сельском хозяйстве совершались за счёт освоения новых территорий в Северном Причерноморье, Поволжье, на Урале, в Сибири.

    Россия начала вывоз хлеба за границу.

    Были введены новые сельскохозяйственные культуры (подсолнечник, картофель).

    Однако большие повинности в пользу помещиков и высокие налоги в пользу государства вели к ухудшению положения крестьянства, становились тормозом на пути развития внутренней торговли.

    Промышленность:

    Быстрый рост численности мануфактур.

    В 1775 г. был принят указ о свободе предпринимательства.

    Появление новых отраслей промышленности (хлопчатобумажная , добыча золота и платины).

    Увеличение числа мануфактур с использованием вольнонаёмного труда.

    Использование труда крестьян-отходников.

    Однако: отсутствие рынка свободных рабочих рук; дешёвый труд крепостных тормозил внедрение технических новшеств.

    Торговля:

    Отмена внутренних таможенных пошлин (важно для развития внутренней торговли).

    Втягивание крестьянского хозяйства в товарно-денежные отношения.

    Главный продукт экспорта — металл.

    Появление новых торговых центров (Петербург, Рига и др.)

    Финансы:

    Рост налогов из-за нехватки денег в казне.

    Внешние займы у голландских и генуэзских купцов.

    Создание ассигнационных банков.

    Выпуск бумажных денег — ассигнаций.

    Заполнение последней графы таблицы («Узнал»).

    Составьте мини-эссе по теме:

    «Характерные черты экономики России второй половины XVIII в. Успехи и противоречия». (8—10 предложений)

    Примерный текст:

    Экономика России к концу царствования Екатерины находилась в цветущем положении и была на подъёме. Успехи в сельском хозяйстве и промышленности: появление новых отраслей промышленности (хлопчатобумажной, по добыче золота и т.д.), увеличение экспорта металла, вывоз хлеба за границу. Рост предприятий с использованием вольнонаёмного труда. Указ о свободе предпринимательства. Развитие внутренней торговли, вовлечение крестьянского хозяйства в торговые отношения. Появление новых торговых центров (Петербург, Рига). Преобладание экспорта товаров над импортом.

    Но сохранение крепостнической системы мешало развитию страны. Отсюда противоречивый характер результатов экономического развития: высокие результаты там, где слабее было влияние крепостнических порядков. Постоянная нехватка денег в казне (содержание чиновников, армии, флота, непрерывные войны) приводило к росту налогов, к внешним займам и введению бумажных денег.

    Подобную технологию можно применять на разных уроках, по разным темам.

    Особенно полезно применять данную технологию в старших классах профильной школы, т.к. там учитель имеет дело с содержательным обобщением материала.

    Вопросы для самопроверки

    1. Определите, используя свой опыт, какие из представленных технологий в большей степени реализуют те или иные ключевые компетенции.

    2. Определите основные отличия технологии от методики.

    3. Какие из описанных технологий наиболее применимы:

    а) в основной школе;

    б) в 10 –11 классах: базовый уровень и профильный.

    4. Как вы считаете, в чём заключается трудность применения модульной технологии для учителя.

    5. Сформулируйте основные критерии проверки сформированности критического мышления.

    Литература к лекциям №№ 4–6 будет опубликована в № 22/2007

    TopList