© Данная статья была опубликована в № 21/2007 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 21/2007
  • Германский вопрос на поле битвы

    ГЕРМАНСКИЙ ВОПРОС НА ПОЛЕ БИТВЫ

    Материал для подготовки урока по теме
    «Бисмарк и образование Германской империи». 8 класс

    В школьном курсе Новой истории зарубежных стран, изучаемом в 8-м классе, значительное место занимают немецкие сюжеты. Так, анализ событий революции 1848 г. во многом осуществляется с опорой на историю немецких государств. Кроме того, при изучении международных отношений в конце XIX — начале XX восьмиклассники знакомятся с особенностями внешней политики Германии. Очевидно, что для полноценного усвоения данных тем, понимания особенностей немецкой истории, школьникам необходимо глубоко изучить причины, ход и последствия объединения Германии, создания Германской империи.

    Если учитель проводит урок с опорой на учебник В.А.Ведюшкина и С.Н.Бурина для 8-го класса «Новая история зарубежных стран. Конец XVIII — начало XX в.» (М.: Дрофа, 2006), то необходимый для изучения материал изложен в § 13.

    Одним из важнейших условий успешного проведения данного занятия является постоянное обращение к исторической карте. Поэтому учитель на протяжении всего занятия использует настенную карту, а у восьмиклассников открыта карта «Объединение Германии. Франко-прусская война», помещённая в учебнике на с. 113.

    1. К моменту изучения рассматриваемого периода школьники уже познакомились с историей образования централизованного государства в Италии (§ 12). Поэтому, после краткой проверки домашнего задания, учитель предлагает одному из школьников прочитать отрывок текста на с. 111, где подчёркивается, что «после того, как к началу 1860-х гг. была практически объединена Италия (кроме Рима и Венеции), немцы остались единственной крупной нацией в Европе, лишённой национальной государственности». При помощи карты учитель показывает, что в отличие от Италии, разделённой на восемь частей, в Центральной Европе существовало несколько десятков немецких государств. В этой связи уместно актуализировать известную школьникам информацию относительно решения Венского конгресса (1815), согласно которому на территории Священной Римской империи образовался Германский союз. В него входили четыре вольных города (Бремен, Франкфурт-на-Майне, Гамбург и Любек) и 35 монархических государств.

    Зачастую, многие школьники не до конца понимают особенностей Германского союза, ошибочно полагая, что он уже являлся единым, централизованным немецким государством. В результате возникают затруднения в усвоении следующего материала. При обнаружении подобных представлений учитель напоминает учащимся, что Германский Союз не обеспечивал немцам политического единства, поскольку главной его целью было сохранение консервативных основ, а также противодействие возрождению влияния Франции в Европе. Созданный в период революции 1848—1849 гг. общегерманский парламент во Франкфурте-на-Майне также не имел реальной власти, хотя в ходе его деятельности активно обсуждались варианты конституции и системы власти. Обращаясь к карте, учитель показывает, что в Германский союз входили Австрия и Пруссия, каждая из которых вела активную борьбу за господство в раздробленной Германии, что затрудняло процесс консолидации.

    Далее учитель переходит к анализу экономического положения немецких земель перед объединением Германии.

    Обращая внимание школьников на карту, он указывает на различия в экономическом развитии немецких земель. Если на западе стремительно развивалась металлургия, добыча полезных ископаемых (угля), расширялась сеть железных дорог, то на востоке большая часть населения была занята в сельском хозяйстве. При этом к середине XIX в. в большинстве немецких земель капиталистические отношения всё сильнее вытесняли феодальные традиции. Важнейшим фактором быстрой и успешной индустриализации было вытеснение феодальных порядков в сельском хозяйстве. Так, в 1850 г. в Пруссии был принят указ «О регулировании отношений между помещиками и крестьянами», который завершил многолетнее освобождение крестьян от феодальной зависимости путем выкупа. В 1850-е гг. аграрные преобразования произошли в других немецких землях — Саксонии, Бадене, Гессене, Вюртемберге, а чуть ранее — в Австрии, Баварии. Разумеется, на развитие рыночных отношений большое влияние оказал рост городского населения и соответственно повышение потребности города в сельскохозяйственной продукции. В результате к 1860-м гг. в сельском хозяйстве раздробленной Германии стал господствовать капитализм.

    Помимо перехода немецкого крестьянства к капитализму, важную роль для успешного экономического развития сыграло создание в 1834 г. Германского таможенного союза. Данный союз (в который входили почти все немецкие государства, за исключением Австрии) устанавливал единые таможенные правила и низкие таможенные пошлины, что способствовало складыванию единого немецкого рынка и давало возможность предпринимателям участвовать в мировых экономических отношениях.

    В промышленности наибольшие успехи были достигнуты в машиностроении, а применение машин и современных технологий в свою очередь позволило увеличить количество и улучшить качество выпускаемой продукции во всех отраслях производства.

    Проанализировав положение немецких земель перед объединением Германии, уместно кратко обобщить полученные школьниками знания. Для этого ребятам можно задать вопрос (с. 114 учебника):

    Что, по-вашему, оказало большее влияние на процесс объединения Германии — создание Германского союза, Таможенного союза или кратковременная деятельность Франкфуртского парламента?

    2. Восьмиклассники, уже изучившие историю революции 1848—1849 гг., помнят, что она осталась (если следовать марксистской логике) незавершённой, так как не ликвидировала монархические режимы в немецких землях. Однако более важным представляется то, что одной из политических (нереализованных) целей выступавших было создание единой Германии. В этой связи отечественный историк М.Н.Машкин отмечает, что «национальное объединение Германии революционным путём снизу не осуществилось. На историческую сцену выдвигался другой путь объединения, в котором ведущую роль играла прусская монархия».

    Говоря об этом, необходимо показать преимущества Пруссии, проанализировать причины того, что именно данное государство осуществило объединение Германии. В методическом плане целесообразно, опираясь на знания, полученные школьниками на уроке, конкретизировать на примере Пруссии усвоенную информацию.

    Ученики помнят о стремительном развитии капиталистических отношений в разных частях раздробленной Германии, об аграрных преобразованиях и т.д. Такие процессы происходили во всех немецких государствах. Однако Пруссия, изначально являясь развитой страной, получила максимальные преимущества от капиталистических преобразований. Отмена феодальных повинностей, освобождение крестьян привели не только к проникновению капиталистических отношений в прусскую деревню, но и к массовому оттоку сельских жителей в города, урбанизации, развитию промышленности.

    Историк Н.В.Загладин отмечает, что Пруссии удалось выгодно использовать и события революции 1848—1849 гг.: «Подавив революции в малых германских государствах, она в глазах их монархов стала главным защитником порядка в Германии». Да и создание Таможенного союза (в который, как уже отмечалось, не входила Австрия) способствовало укреплению Пруссии, так как обеспечивало ей рынки сбыта произведённой продукции.

    Краткий фрагмент текста учебника, повествующий о борьбе Пруссии и Австрии (с. 114—115), ученики прочитают самостоятельно.

    3. Школьники познакомились с социально-экономическими и политическими факторами объединения Германии. Пришло время перейти к характеристике важнейшего действующего лица рассматриваемых событий, ключевой фигуры немецкой истории XIX в. Разумеется, речь идёт о «железном канцлере» Отто фон Бисмарке (1815—1898).

    Знакомство с биографией Бисмарка происходит в различных вариантах в зависимости от подготовки класса. Если в классе преобладают сильные ученики, то уместно заранее (на предыдущем занятии) поручить одному из восьмиклассников подготовку небольшого сообщения о Бисмарке, с которым он выступит на уроке. В слабых классах уместнее этот материал излагать учителю (при любых вариантах у школьников открыта с. 115 учебника, где помещён портрет Бисмарка).

    Отто фон Бисмарк родился в 1815 г. в небольшом дворянском имении Шёнгаузен недалеко от Берлина в семье юнкера (дворянина-землевладельца, помещика) и дочери профессора. Следуя традиции своей семьи, он должен был стать военным, но мать мечтала видеть сына дипломатом. Отто поступил на юридический факультет Гёттингенского университета. Закончив образование уже в Берлинском университете, он попытался поступить на дипломатическую службу. Но без поддержки влиятельных лиц это было невозможно, и Бисмарк стал чиновником судебного ведомства. После нескольких конфликтов с начальством он оставил должность и отправился в деревню управлять двумя отцовскими имениями.

    Социальная среда, к которой принадлежал Бисмарк, повлияла на его убеждения, в том числе политические (преданность монархии, неприятие либерального парламентаризма).

    Значительной влияние на формирование политической позиции Бисмарка оказала и революция 1848 г., ярым противником которой он был. Именно тогда у Бисмарка в значительной мере проявились те черты, которые в последующем оказались столь характерными для его политической деятельности: ненависть к революционным движениям, презрение к парламенту, умение точно оценить силы противника, уверенность в собственных силах. Несколько позднее он заявлял: «Германский вопрос не может быть разрешен в парламентах, а только дипломатией и на поле битвы».

    По воспоминаниям современников, Бисмарка отличали сильная воля и умение трезво анализировать различные ситуации. Готовность к риску и решительность сочетались в Бисмарке с осторожностью и хитростью. Внешне Бисмарк был человеком физически сильным, обладал громким голосом. При этом он отличался нервным и вспыльчивым характером (по собственному признанию, он в молодости участвовал в 27 дуэлях).

    Несмотря на первоначальные неудачи, Бисмарку всё же удалось стать дипломатом. Свою карьеру он начал с поста посланника Пруссии при Союзном парламенте во Франкфурте-на-Майне. Там он детально изучил все особенности внешнеполитического курса Австрии. Позднее он являлся послом Пруссии в России и Франции. На российского царя Александра II работоспособность, аналитические способности и монархические убеждения Бисмарка произвели столь сильное впечатление, что он предложил ему перейти на русскую службу. Но Бисмарк хотел служить только своей родине. Вскоре он становится министром-президентом, или первым министром Пруссии.

    Оставаясь яростным врагом революции, Бисмарк понимал, что немецкие земли неизбежно будут объединены, и на карте появится единая Германия. Но прусская монархия уцелеет лишь в том случае, если сама возглавит процесс объединения. Интересы Пруссии для Бисмарка, считавшего себя прежде всего пруссаком и лишь во вторую очередь немцем, были самыми главными.

    Бисмарк быстро определился и с методами будущего объединения. «Не на прусский либерализм взирает Германия… Не речами и не постановлениями большинства решаются великие вопросы времени — это была большая ошибка 1848 и 1849 гг. — а железом и кровью». Эти слова Бисмарка определили всю дальнейшую политику Пруссии.

    Как справедливо отмечает историк С.В.Оболенская, Бисмарку было необходимо преодолеть упорство «правителей мелких и средних германских государств, уничтожить нежизнеспособный Германский союз и покончить с влиянием Австрии».

    Бисмарк оказался на высоком государственном посту в момент наиболее острого конфликта между королём и парламентом (ландтагом) по поводу военной реформы, увеличения и перевооружения армии. Парламентарии выступали против военной реформы. В борьбе с ними король нуждался в таком сильном человеке, как Бисмарк. Новый министр заявил, что считает недопустимым диктат парламента. Игнорируя либерально-буржуазную оппозицию в парламенте, отказывавшую правительству в кредитах на увеличение и реорганизацию армии, Бисмарк завершил военную реформу и значительно усилил военную мощь Пруссии.

    В результате политика Бисмарка привела к трём войнам, итогом которых стало объединение в 1867 г. германских государств в Северогерманский союз. Это войны с Данией (Датская война 1864 г.), Австрией (Австро-прусская война 1866 г.) и Францией (Франко-прусская война 1870—1871 гг.).

    В ходе Австро-прусской войны, после решающей битвы близ города Садова 3 июля 1866 г. Бисмарк сумел убедить прусского императора Вильгельма I отказаться от захвата Вены и предложил Австрии почётный мир (Пражский мир 1866 г.).

    В последующие три года секретная дипломатия Бисмарка была направлена против Франции. Публикация в прессе оскорбительных выпадов в адрес этого государства (Эмсской депеши в 1870 г.) вызвала такое возмущение в стране, что 19 июля 1870 г. Франция объявила войну. В этой войне Пруссия (после разгрома французской армии у Седана в 1870  г.) одержала полную победу. По условиям мирного договора Франция потеряла богатые полезными ископаемыми Эльзас и значительную часть Лотарингии и уплатила контрибуцию размером в 5 млрд франков. До уплаты контрибуции немецкие войска имели право оставаться на севере Франции.

    Логическим завершением внешней политики Бисмарка стало провозглашение 18 января 1871 г. в Версальском дворце близ Парижа Германской империи (школьники анализируют иллюстрацию на с. 117 учебника — картину художника А.Вернера «Провозглашение Германской империи»). Бисмарк стал её первым канцлером (учитель, показывая на карте территорию Германской империи, поясняет, что Австрия в состав единого немецкого государства не вошла).

    Важным достижением стала и внутренняя консолидация немецкого общества. Образование Германской империи примирило большую часть оппозиционной немецкой буржуазии с Бисмарком. Забыв о прежних конфликтах, буржуазия восторженно приветствовала и завоевательную политику канцлера.

    Несмотря на то, что внешнеполитические аспекты европейской истории второй половины XIX в. восьмиклассники изучат отдельно, на данном уроке необходимо поговорить об отношении Бисмарка к России. Хотя в правящих кругах Германии были влиятельные фигуры, настроенные антироссийски и время от времени призывавшие к войне с Россией, Бисмарк в целом всегда был сторонником дружественных отношений с нашей страной. Его взгляды разделял и кайзер Вильгельм I. Известный английский историк Э.Карр заметил: «Этой максимой пренебрегли Вильгельм II в 1914 г. и Адольф Гитлер в 1941 г., что в обоих случаях имело катастрофические последствия для Германии».

    Завершая рассказ о Бисмарке, уместно отметить, что со вступлением на престол Вильгельма II в 1888 г. Бисмарк потерял контроль над правительством. Честолюбивый кайзер отказался играть второстепенную роль. Наиболее серьёзные расхождения проявились в вопросах о внесении изменений в «Исключительный закон против социалистов» и о праве министров, подчинённых канцлеру, на личную аудиенцию у императора. Вильгельм II намекнул Бисмарку на желательность его отставки и получил от Бисмарка соответствующее заявление 18 марта 1890 г. Отставка была принята через два дня. Бисмарк получил титул герцога Лауэнбургского.

    Удаление Бисмарка в имение Фридрихсруэ не было концом его политической жизни. Особенно красноречив он был в критике вновь назначенного рейхсканцлера и министра-президента графа Лео фон Каприви. В 1891 г. Бисмарк был избран в рейхстаг от Ганновера, но так никогда и не занял там своего места, двумя годами позже он отказался выставить свою кандидатуру для переизбрания. В 1894 г. император и Бисмарк вновь встретились в Берлине. В 1895-м вся Германия праздновала 80-летие «Железного канцлера».

    Умер Бисмарк во Фридрихсруэ 30 июля 1898 г.

    4. В конце урока проводится закрепление изученного материала. Для этого восьмиклассникам предлагаются вопросы для систематизации и усвоения пройденного (учитель может задать представленные ниже вопросы и задания, учитывая наличие времени и подготовку учеников):

    1. Какие отрицательные последствия имела раздробленность Германии?

    2. Назовите различия в процессах объединения Германии и Италии (если школьники уже изучили историю объединения Италии.

    3. Перечислите экономические и политические причины объединения Германии.

    4. Почему именно Пруссии удалось осуществить процесс объединения Германии?

    5. Выражает ли облик Бисмарка черты его характера (по иллюстрации на с. 115 учебника)? Аргументируйте свой ответ.

    6. Каково историческое значение объединения Германии?

    В качестве домашнего задания восьмиклассникам предлагается прочитать § 13 и устно проанализировать задания 1—2 на с. 118 учебника.

    Марат САФАРОВ,
    лауреат конкурса «Я иду на урок истории»

     


    Советуем прочитать

    Галкин И.С. Создание Германской империи (1815—1871 гг.). М., 1986.

    Ерусалимский А.С. Бисмарк. Дипломатия и милитаризм. М., 1968.

    Оболенская С.В. Объединение Германии / История Европы. Т. 5. От Французской революции конца XVIII в. до первой мировой войны. М., 2000.

    Оболенская С.В. Политика Бисмарка и борьба партий в Германии в конце 70-х годов XIX в.
    М., 1992.

    Оболенская С.В. Франко-прусская война и общественное мнение Германии и России. М., 1977.

    Чубинский В.В. Бисмарк: Биография. СПб., 1997

    TopList