© Данная статья была опубликована в № 20/2007 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 20/2007
  • Профильное обучение и современные образовательные технологии
     

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
    "ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ"

     

    КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

     


     

    ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ
    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

    Курс лекций для дистанционного обучения

    ЛЕКТОРЫ

    КОЗЛЕНКО Сергей Иванович
    САПЛИНА Елена Витальевна

    УЧЕБНЫЙ ПЛАН ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

    № газеты Тема лекции
    № 17/2006 Лекция 1. Цели и задачи профильного обучения учащихся. Место профильной школы в российской системе образования. Нормативно-правовое обеспечение профильного обучения.
    № 18/2006 Лекция 2. Учебно-методическое обеспечение профильного обучения по истории.
    № 19/2006 Лекция 3. Элективные курсы по истории в профильной школе.
    Контрольная работа № 1.
    № 20/2006 Лекция 4. Модели уроков истории в профильной школе.
    № 21/2007 Лекция 5. Современные образовательные технологии на уроках истории в профильной школе.
    № 22/2007 Лекция 6. Современные информационные технологии на уроках истории в профильной школе.
    Контрольная работа № 2.
    № 23/2007 Лекция 7. Проектно-исследовательская деятельность учащихся по истории в профильной школе.
    № 24/2007 Лекция 8. Методика составления олимпиадных заданий по истории для профильной школы. Подготовка к ЕГЭ.
    Итоговая работа.

    ЛЕКЦИЯ 4

    Модели уроков истории
    в профильной школе

    1. Чем урок в профильном классе отличается от урока в базовом?
    2. Какую роль играет учитель на уроке в одном и другом случае?
    3. Какие методические приёмы наиболее эффективны при работе в базовых и профильных классах?

    В этой лекции мы попытались обобщить опыт проведения уроков в старших классах базовой и профильной школы, который в основном используется на уроках истории.

    Здесь есть и элементы новых образовательных технологий (о них речь пойдёт в следующей лекции), и методика работы с историческим источником, со схемами и иллюстративным материалом, и постановка проблемных заданий. Выбор той или иной модели урока зависит и от учителя, и от уровня подготовленности класса. Рассуждая о том, как преподавать в профильных классах, все сходятся в одном: ориентироваться надо не на повышение уровня информированности, а на формирование познавательной, информационной, коммуникативной компетентности учащихся.

    Компетентность [нем. kompetent < лат. competens (competentis) соответствующий; способный] — это качество человека, которое выражается в готовности и способности к успешной продуктивной и эффективной деятельности.

    Итак, сначала мы попытаемся обобщить то, что мы знаем. Давайте рассмотрим две модели урока (один для базового уровня, другой для профильного) на одну тему. Их разработала, обобщив опыт учителей, Г.И.Старобинская, заслуженный учитель РФ, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин МИОО.

    Предлагаемая вниманию учителей разработка урока относится к самому началу изучения темы «Удельная Русь, или Русские земли в период феодальной раздробленности»

    ФЕОДАЛЬНАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ ДРЕВНЕРУССКИХ ЗЕМЕЛЬ

    Методическая разработка урока для учащихся базового класса

    Оскудела и в князьях и в боярах забота о русской Земле.
    Все глядят врозь. Каждый тянется к своей вотчине,
    к своему городу. У каждого одна забота —
    как бы приложить дом к дому, село к селу.

    Задача урока

    Закрепить полученные в основной школе знания о начале удельного периода в истории Древней Руси, о причинах феодальной раздробленности.

    Применить имеющиеся у старшеклассников знания и умения для систематизации материала, прогнозирования путей развития Русских земель.

    В ходе самостоятельной работы выявить противоречивые тенденции в развитии Русских земель и княжеств.

    Помочь выработке умения у старшеклассников аргументировано защищать свои выводы, публично отстаивать свои позиции, оппонировать собеседнику.

    Оборудование урока

    • Исторические карты;

    • Записи на доске;

    • Раздаточный материал.

    План урока

    1. Историческое значение Древнерусского государства (беседа с учащимися, комментарии учителя, работа с картой).

    2. Причины распада Древнерусского государства на отдельные княжества и земли (работа с историческими картами, сравнение, работа с раздаточным материалом, «мозговой штурм»).

    3. Центробежные и центростремительные силы, действующие в период удельной раздробленности Русских земель (самостоятельная работа с текстом учебника, систематизация ответов в виде схемы с использованием заготовки, обоснование своих утверждений).

    4. Особенности соотношения между элементами власти в трёх регионах Русских земель (характеристика регионов, работа с картой, самостоятельное формулирование проблемы, прогнозирование).

    Ход урока

    По первому пункту плана целесообразно в ходе беседы с учащимися рассмотреть следующие позиции.

    Древнерусское государство сплотило разрозненные восточнославянские племена в одно государственное образование, способствовало освоению Восточноевропейской равнины, развитию хозяйства, городов, культуры наших предков.

    Оно создало предпосылки для того, чтобы отдельные русские земли и княжества превратились в сильные государственные образования, стали достаточно самостоятельными, чтобы отказаться от опеки и поддержки центральной власти Киева.

    Древнерусское государство защитило восточнославянские племена от внешней опасности.

    Находясь в силу своего положения между Востоком и Западом, оно приняло на себя основной удар восточных кочевых племен, борьба с которыми истощала народные силы и влияла на замедление темпов хозяйственного развития страны.

    Особенно сильно это обстоятельство сказалось на развитии Поднепровья.

    В то время, когда европейские государства обустраивали свою внутреннюю жизнь, Русь боролась за выживание. Столетия напряжённой борьбы с печенегами, тюрками, половцами истощали народные силы Поднепровья, замедляли естественное развитие этой земли. Это привело к тому, что другие земли, расположенные в менее благоприятных природных условиях, но не подверженные набегам степняков, со временем опередили в своем развитии этот регион.

    Задания учащимся

     Приведите исторические факты, которые говорят о том, что единство Древнерусского государства было хрупким.

     Объясните, почему применительно к Древнерусскому государству можно говорить лишь об относительном единстве?

    Предполагается, что учащиеся приведут факты, связанные с борьбой князей за киевский престол, объяснят, почему это происходило, и чем киевский стол так привлекал князей.

    Из курса истории основной школы им известно, что Киев был «стольным» городом, что киевское княжение — это «золотой стол». Авторитет киевского князя был очень велик. У него лучшая на Руси дружина. Верховной власти киевского князя подчинялись остальные правители русских земель. Они обязаны были отдавать в казну Великого киевского князя установленную дань. Это требование местные князья обязаны были исполнять потому, что именно его военная сила и авторитет обеспечивали безопасность Руси от внешней угрозы, от набегов кочевников, поддерживали внутренний порядок на Руси, давали возможность осваивать земли, развивать местные княжества.

    Следует иметь в виду, что именно дружины киевского князя оберегали и защищали торговый путь «из варяг в греки», были его главными «смотрителями». На них лежало обеспечение безопасности торговых караванов, сбор пошлин.

    Работа по второму пункту плана начинается с инструктажа учащихся.

    Каждому из них в качестве раздаточного материала предлагается следующая заготовка.

    Следует иметь в виду, что, если, по мнению кого-то из старшеклассников, звеньев в предложенном варианте заготовки окажется недостаточно, то можно внести коррективы, обосновав их необходимость. Кроме того, в целях педагогической поддержки, часть учащихся при выполнении этой работы может пользоваться соответствующим параграфом школьного учебника. Другая же группа наиболее подготовленных учащихся, по усмотрению учителя, может использовать при выполнении задания дополнительную литературу, вузовские учебники или научно-популярные материалы.

    По усмотрению учителя можно применить иной приём. Учащимся предлагается устно перечислить причины раздробленности Древнерусского государства и записать их на доске в том порядке, как они названы. После этого проводится работа по группировке причин на внутренние и внешние. Затем среди внутренних вычленяются субъективные и объективные (экономические, политические, социальные). В результате делается вывод о закономерности процесса распада Руси на отдельные княжества и земли, его неизбежности, которая вызвана сочетанием субъективных и объективных причин, проявившихся во всех сторонах жизни древнерусского общества и государства.

    При первом и втором варианте имеет смысл рассмотреть следующий вопрос:

     Почему торговая Днепровская дорога стала окраиной и Киев потерял значение международного и общерусского торгового центра?

    Комментарий учителя или учащегося может быть примерно следующим.

    Защита киевскими князьями пути «из варяг в греки» потеряла смысл, потому что в Европе на первое место вышел торговый путь из Балтийского поморья в Венецию («янтарный путь»), Киев утратил своё значение в качестве торгового центра и русской, и международной торговли. Номинально Киев продолжал считаться центром Русской земли, князья по-прежнему боролись за великокняжеский титул, и вовсе не спешили пополнять войско Киевского княжества своими людьми. Киев ослаб ещё и потому, что оказался на пересечении схваток русских князей друг с другом, стал притягательной силой для внешних врагов — половцев. Киевляне вынуждены были покидать обжитые, освоенные места и уходить в более безопасные.

    Последствия этих процессов учащиеся определяют самостоятельно. Учителю следует так сориентировать старшеклассников, чтобы, выявляя эти последствия, они не упустили из виду, что люди устремились не только на плодородные, обжитые земли Юго-Западной Руси, но и на необжитые, не освоенные лесные края рискованного земледелия, т.е. северо-восточные земли.

    После этого организуется самостоятельная работа по соответствующему параграфу школьного учебника — а именно: выявляются экономические, социальные, политические причины распада Древнерусского государства.

    Углубляя представления учащихся о значении субъективного фактора в изучаемом процессе, ставим на обсуждение следующие вопросы.

     Какие события предыдущей эпохи предвещали неизбежный распад Руси?

     Почему волевые усилия отдельных князей по объединению Руси и предотвращению распрей не имели долговременных результатов?

     Какую роль в раздроблении страны играл субъективный фактор?

    Приводим фрагмент из «Слова о полку Игореве»:

    «Брат сказал брату: то моё, а это моё тоже!

    И стали князи про малое спорить как бы про великое

    И сами на себя крамолу ковать».

    Задание

     Какой вывод вытекает из утверждения автора «Слова»? Согласны ли вы с ним? Почему?

    В процессе обсуждения ответов учащихся выявляется проблема соотношения случайного (алчность князей) и закономерного. Для её разрешения учащиеся должны вспомнить, как на Руси сочетались княжеское и вечевое начала. Князь получал «стол» в главном храме. Его власть должна была внушать не просто доверие, но и понимание, что в его лице правит людьми Божья справедливость, что он носитель христианских добродетелей.

    Помимо этого, князь был военным предводителем, символом государственности, законодателем, судьёй, собирателем дани. У князя была дружина. Дружина — это не подданные князя. Это — совет, дума. Дружинники живут на княжеском дворе, участвуют в походах, дележе военной добычи и распределении дани. Князь нуждался в дружине и берег её, но и дружина нуждалась в князе.

    Князь нужен был дружине и как реальный военный предводитель, и как символ государственности. Все сражения начинал именно князь (вспомним, малолетний Святослав не мог ещё быть реальным военным предводителем, но именно он символически начал битву с древлянами).

    Эти дополнения и комментарии позволят более осознанно выполнить самостоятельную работу.

    Ответы учащихся фиксируются на схеме, предложенной им в качестве заготовки.

    Подобная работа дисциплинирует мысль, способствует закреплению умения группировать, систематизировать материал, что развивает историческое мышление и играет немаловажную роль в процессе подготовки старшеклассников к сдаче ЕГЭ.

    Следующий шаг состоит в том, чтобы выявить, когда произошёл распад Древнерусского государства. Применяем методический прием «мозговой штурм». Ответы учащихся записываются на доске в порядке их поступления.

    Обычно в числе названных точек отсчёта указываются и точные даты: 1054 (смерть Ярослава Мудрого), 1097 (княжеский съезд в Любече), 1132 (после смерти киевского князя Мстислава Владимировича, сына Владимира Мономаха, распалась Новгородско-Киевская Русь), и такие явления, как усобицы в Киевской Руси. При этом каждый высказанный вариант ответа объясняется.

    Подводя итог обсуждению, учитель отметит, что названные учащимися факты действительно имели место в истории, и они позволяют сделать вывод о том, что раздробление — это не событие, а процесс. В современной исторической науке наиболее распространённой является точка зрения, что хронологический водораздел между Киевской и Удельной Русью может быть обозначен очень условно. Этой условной датой может считаться 1132 г., когда не стало Мстислава Великого, который, как и его отец Владимир Мономах, своим авторитетом, силой, волей мог поддерживать единство Древнерусского государства.

    Переходя к третьему пункту плана, следует отметить, что в период политического раздробления сложились три региона, которые существенно различались по природным условиям, культуре, соотношению между элементами государственной власти.

    Вопрос к учащимся

     О каких регионах идет речь?

    Старшеклассники называют и показывают по карте: Юго-Западные земли (Киевское, Чернигово-Северское, Галицко-Волынское княжества); Северо-Западные земли с центром в Новгороде Великом; Северо-Восточный регион (Владимиро-Суздальское княжество).

    Далее рассматриваем, какие же три модели власти сформировались в этих землях.

    Таблица 1

    Юго-Западный регион Северо-Западный регион Северо-Восточный регион
    Раннефеодальная монархия Аристократическая (боярско-купеческая) феодальная республика Деспотическая монархия
    Князь приглашается. Вече собирается по мере необходимости, непостоянно.

    Исчезает в XIII в.

    Заметна роль дружины.

    Князь ориентируется на требования дружины.

    Вече сильное. Роль князя ограничена. Он приглашается в качестве военного предводителя и собирателя дани. Князь изгоняется, если окажется «не люб», или если нарушит условия, на которых был приглашён (после 1136 г.). Сильная власть князя.

    Князья подавили сепаратизм. Здесь утвердилась власть в форме монархии.

    Первым «самовластцем» стал Андрей Боголюбский.

    (Дважды отец посылал его в Вышгород, и дважды он сбегал оттуда во Владимир.

    Во Владимире уже нет веча.)

    Задание учащимся по таблице

    • Выскажите предположение, какие из этих моделей окажутся тупиковыми и почему? Какая из моделей представляется вам перспективной и почему?

    При выполнении заданий не упустите из внимания ваши выводы, связанные с анализом природно-климатических условий в трёх регионах русских земель.

    По четвертому пункту плана урока главное — выявить те силы, которые способствовали дальнейшему распаду русских земель на ещё более мелкие княжества, и те силы, которые противостояли этому процессу.

    Предлагаем учащимся систематизировать свои утверждения по этому вопросу в виде следующей записи, которая может быть воспроизведена на доске или спроецирована на экране.

    По названию пункта плана не трудно догадаться, что конкретно обозначают разнонаправленные стрелочки.

    Схема 2

    После выполнения учащимися самостоятельной работы, когда они выявят центробежные и центростремительные силы, действующие в период раздробленности, учитель в своих комментариях к их ответам в целях усиления воспитательной направленности урока сделает акцент на наличие ярких личностей из элиты русского общества, для которых раздробленность русских земель и её последствия были восприняты как личная трагедия.

    Следует также особо подчеркнуть, что мощной духовной силой, соединявшей русских людей, была Православная церковь. Она во главе с митрополитом Киевским выступила в качестве объединяющей силы.

    Помимо этого, из народного сознания никогда не исчезала память о былом единстве Древней Руси. Даже в самые трагические периоды наших предков не покидала вера в восстановление целостности Русской земли.

    В заключение урока было бы интересно услышать мнения учащихся по следующим вопросам:

    • Какой вывод нашего урока подтверждает эпиграф к теме?

    • В чем состоит актуальность данной темы урока? Почему её следует изучать и знать?

    ПОЛИТИЧЕСКАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ

    Методическая разработка урока для учащихся профильного класса

    Распад относительно единого Древнерусского государства на отдельные земли и княжества — это одна из узловых тем курса по истории России.

    Отдельные вопросы темы с трудом усваиваются учащимися. В частности, часть школьников путает причины политического раздробления Руси и их последствия, испытывает определённые затруднения при выявлении этого процесса в русских землях по сравнению с аналогичным процессом в других странах.

    К сожалению, некоторые учащиеся считают, что можно назвать точную дату начала раздробленности. Это свидетельствует о том, что в их представлении раздробленность воспринимается как событие, а не как длительный процесс. Даже хорошо подготовленные старшеклассники, указывая на закономерность этого процесса, не могут с достаточной полнотой раскрыть его объективные причины и показать роль субъективного фактора.

    Есть и другие пробелы в знаниях учащихся.

    При разработке данного урока мы исходили также и из того обстоятельства, что урок в профильной школе должен отличаться не только углублением знаний учащихся, но, главное, большей долей их самостоятельности при изучении данной темы.

    Задачи урока

    Углубить знания о причинах и последствиях раздробленности Древнерусского государства, их отличиях от аналогичного процесса в других странах.

    Сформировать представление о трёх сложившихся моделях власти в Русских землях в период раздробленности.

    Способствовать развитию вероятностного мышления при решении проблемных задач.

    Создать учебно-педагогические условия для сотрудничества, сотворчества в ходе парной работы и выполнения заданий по группам.

    Оборудование урока

    • Контурная карта.

    • Раздаточный материал для индивидуальной работы.

    • Меловые записи на доске.

    • Исторические карты «Восточная Европа в XIII в.» и «Русские княжества в XII—XIII вв.».

    Примерный план изучения темы

    1. Процесс или событие? (Работа с раздаточным материалом, самостоятельное формулирование проблемы.)

    2. Причины распада русских земель. (Анализ раздаточного материала, его систематизация, установление причинно-следственных связей.)

    3. Плюсы и минусы раздробленности. (Дебаты.)

    4. Природные условия трёх регионов Русских земель. (Анализ раздаточного материала, самостоятельное формулирование проблемы, прогнозирование.)

    Ход урока

    В начале занятия старшеклассники получают контурную карту, в которой отсутствует название и закрыт правый нижний угол с заданиями, который служил бы подсказкой. Смысл состоит в том, чтобы по очертаниям границ земель, обозначенным на карте городам, при отсутствии легенды старшеклассники самостоятельно определили, как может называться эта карта.

    Учитывая, что учащиеся профильного класса уже имели дело с контурными картами в основной школе, можно надеяться, что они справятся с заданием и узнают территорию Русских земель в период их раздробленности.

    После этого формулируется тема урока и записывается на доске.

    Задание по первому пункту плана

    Прочитайте следующие тексты и сформулируйте проблему.

    1. ...Но вот перед смертью своих сыновей
    В палаты собрал он, и стало им тесно.
    Он каждому дал от державы своей —
    Чем кончилось это, потомкам известно.

    2. И шли года...Гулял в степях
    Лишь буйный ветер на просторе…
    Но вот... скончался Мономах,
    И на Руси — туга и горе.

    (Поэт А.Майков)

    3. «Смерть Мстислава Великого обозначила грань, за которой начиналась совсем другая Русь».

    (Историк А.Н.Сахаров)

    4. Со второй половины XVII в. наступил новый этап русской истории эпохи раздробленности, удельный период, когда уделы, то есть те города и земли, которые выделялись во владения русским князьям династии Рюриковичей, стали обособляться от единого Киевского государства».

    (Историк Е.В.Пчелов)

    Данное задание ориентировано на формулирование проблемы: распад Русских земель — это процесс или событие?

    Приведённые фрагменты свидетельствуют о том, что это не событие, т.к. указаны или названы разные точки отсчёта этого периода в истории Руси.

    Полезно сообщить учащимся, что даже в современных школьных учебниках по истории России встречаются разночтения. Так, авторы А.Н.Сахаров, Н.С.Борисов и др. условной датой распада Руси на отдельные княжества и земли считают дату смерти Мстислава Великого, сына Владимира Мономаха. Другие авторы не спешат назвать более или менее точную дату этого процесса.

    Задание учащимся

    На схеме 3 покажем, как Ярослав Мудрый поделил земли между сыновьями.

    Ярослав Мудрый (1019—1054)

    Изяслав

    Святослав

    Всеволод

    Киев, Великий Новгород, Туровское княжество

    Чернигов, Рязань, Муром, Тмутаракань

    Ростово-Суздальское, Переяслав, Белоозеро, Поволжье

    На меловой схеме условно показано, как Ярослав Мудрый распорядился своим наследством, вернее, как он распределил русские земли между своими наследниками.

    Два его сына Игорь и Вячеслав умерли, а ни у одного из оставшихся сыновей владения не были сконцентрированы в каком-то одном месте.

    Работая с исторической картой, видим, что Ярослав распределил земли как бы чересполосно.

    Можно только догадываться, почему он так поступил. Видимо, хотел таким образом преодолеть дробление, чтобы сыновья были связаны между собой, зависели друг от друга, были заинтересованы друг в друге, а перед лицом внешней опасности выступали единым фронтом.

    Вопросы к учащимся

     Можно ли было таким путем предотвратить раздробленность?

     Насколько, по вашему мнению, это решение Ярослава было мудрым?

    Из курса основной школы учащимся известна ещё одна дата распада Русских земель — это дата Любечского съезда князей. Между тем некоторые ученые считают, что Любечский съезд только закрепил уже имеющийся факт политической раздробленности.

    Учащимся предлагается прокомментировать эти сведения.

    Следующий этап работы связан с выявлением причин раздробленности и установлением причинно-следственных связей между ними.

    Используем методический прием «Распутать ералаш».

    Набор причин даётся в конверте, на отдельных табличках, в качестве раздаточного материала. Причём, их намного больше, чем изучалось в основной школе, в непрофильных классах. Учитывая это обстоятельство, работу можно выполнять в парах.

    Старшеклассникам предлагается упорядочить предложенную им информацию, обосновать свой вариант её классификации, озаглавить её.

    Содержание табличек

    1. Натуральное хозяйство.

    2. Усиление экономической мощи русских земель, развитие провинциальных центров.

    3. Перемещение мировых торговых путей.

    4. Слабые хозяйственные связи между частями страны.

    5. Изменение роли Киева как «первого среди равных».

    6. Потеря значения пути «из варяг в греки».

    7. Разрастание династии Рюриковичей. Династические распри внутри их Дома. Образование новых княжеских династий.

    8. Рост городского и сельского населения на окраинах.

    9. Переселение жителей Киева на окраины.

    10. Рост крупного феодального землевладения, мощное боярство.

    11. Военная организация местных правителей.

    12. Рост сепаратизма при обширности территории и слабости коммуникаций.

    13. Развитие хозяйства на местах.

    14. Превращение дружинников в вотчинников, основой благополучия которых теперь является не дань, а доход со своих земельных владений.

    15. Превращение условного владения землёй в наследственное.

    16. Превращение отдельных княжеств в сильные государственные образования.

    Учителю следует поощрить тех учащихся, которые озаглавят сгруппированный ими материал: «Причины политической раздробленности» — и сумеют выделить среди них экономические, политические, социальные, внутренние и внешние причины раздробленности, а также обратят внимание на субъективный фактор в этом сложном процессе.

    Углубляя знания учащихся о причинах раздробленности, выявляем, что усобицы предшествовали распаду. Но в Древнерусском государстве они заканчивались победой одного наиболее сильного из князей над остальными.

    Теперь, в новых условиях, меняется характер усобиц. В ходе распрей и междоусобных войн победителем может стать не один князь, а несколько.

    При этом князья борются не за власть во всей стране, а за усиление власти в своём княжестве, за усиление своего княжества за счет соседей.

    Вопрос к учащимся

     Что общего было у русских земель периода раздробленности по сравнению с предшествующим периодом Древнерусского государства?

    Важно, чтобы в процессе фронтальной беседы были указаны: общий язык, общая вера, общая культура при её многообразии, общие законы («Русская Правда»), сохранение в народе веры в единство, необходимость объединения усилий, особенно перед лицом внешней опасности.

    Комментируя ответы старшеклассников, учитель отметит, что территориальное и политическое дробление Руси, отсутствие объединённых вооруженных дружин и ратей имело серьёзные последствия, которые существенно сказались на будущем выборе исторического пути развития Русских земель.

    К началу монгольского вторжения на территории бывшей Руси имелось не менее 18 крупных государственных образований, которые в свою очередь делились на удельные княжества.

    Между ними могли заключаться и расторгаться союзы, устанавливаться и разрушаться торговые договоры, существовать династические, культурные, религиозные связи. Все это говорит о том, что раздробление русских земель не привело к их полной изоляции.

    Для проведения дебатов по третьему пункту плана объявляем тему: «Политическая раздробленность — трагедия для Руси».

    Задача старшеклассников — разобраться, что заложено в этом утверждении, привести соответствующие доводы и, предположив, какие доказательства могут высказать оппоненты для его опровержения, приготовиться к защите.

    Другая группа поддерживает тезис: «Политическая раздробленность — это закономерный процесс, имеющий положительные последствия для страны». На данном этапе можно не прийти к окончательным выводам по результатам обсуждения и оставить вопрос открытым до конца урока.

    Далее предлагаем учащимся для анализа раздаточный материал «Природные условия трёх регионов Руси».

    При этом мы исходим из того, что влияние природной среды на характер культуры, общественного строя — это неотъемлемая часть развития любой цивилизации. В современной науке достойное место заняла теория, утверждающая, что решающее влияние на отличия социально-экономических, социально-культурных и политических моделей развития регионов нашей страны в период раздробленности оказали их различное географическое положение и природные условия (Л.Н.Гумилёв).

    Таблица 2

    Объект сравнения Юго-Западные земли Северо-Западные
    земли
    Северо-Восточные
    земли
    Почва Серая лесная, чернозём, плодородная. Дерново-подзолистая, труднообрабатываемая. Дерново-подзолистая, труднообрабатываемая. Ополья.
    Реки Система Днепра и Дона. Волхов, Зап. Двина. Система Волги, множество мелких рек и речушек.
    Природные
    условия
    Зима тёплая, лето жаркое, увлажнение достаточное (леса), недостаточное (степь). Зима прохладная, достаточно продолжительная. Лето прохладное, достаточно короткое, увлажнение избыточное (болота, леса). Климат влажный. Зима достаточно холодная, лето тёплое. Увлажнение избыточное (леса, болота).
    Природные зоны Широколистный лес, лесостепь, степь. Южная тайга, смешанные леса. Южная тайга, смешанный, широколистный лес.

    После анализа таблицы обсуждаем вопросы:

    Где природные условия благоприятствовали экстенсивному развитию земледелия?

    В каком регионе, по вашему мнению, ремесло отделялось от сельского хозяйства и появлялись города западноевропейского типа, развивалась городская культура? Свои предположения обоснуйте.

    Показателем развития средневековой экономики является торговля изделиями ремесла, специально предназначенными для продажи. В средневековых русских городах были богатые, обширные торги.

    Вывод: средневековые русские города развивались по типу европейских. Выскажите своё мнение.

    Вопросы

    Какие регионы находились в более благоприятных условиях? Свой ответ обоснуйте.

    Спрогнозируйте, на какие стороны жизни общества и как могли повлиять эти различия?

    Аналитическая деятельность учащихся завершается выводом о том, что стадиально однородные общества под влиянием природной среды имели существенные различия. Так, природная среда достаточно сильно отразилась на экономическом, социально-политическом, социокультурном развитии каждого из регионов.

    Учащимся известно, что основными элементами власти в Древнерусском государстве были: князь, дружина, вече. В разных княжествах власть постоянно балансировала между ними.

    Задание

    Внимательно прочитайте следующий текст из хрестоматии по истории России.

    «Только о Мстиславе Владимировиче летописец отметил, что он «ни питья, ни еденья браняше», т.е. не ограничивал дружину ни в питье, ни в пище. Это здесь ещё не гостеприимство. Это — кормление, не обходившееся без властного регулирования князем потребления продуктов за общей дружинной трапезой, из общей дружинной добычи. Для всех же последующих князей в летописных некрологах «не щадить именья» означало раздавать дружинникам «сребро и злато». Отпала исконная натурально-хозяйственная черта дружинного быта.

    Летописные рассказы о княжеских усобицах XI—XII вв. молчат о предательствах, изменах или перебежках от одного князя к другому: нарушение феодальной верности не вошло еще в феодальный быт. Дружина терпит вместе с князем, рискует вместе с ним, выигрывает и продвигается вместе с ним. А живёт она с ним уже не «на едином хлебе», а в своих домах, владеет своими сёлами, куда и ездит «на своё орудие», по своим хозяйственным делам, как и сами князья. Но обычно в стольном городе бояре каждый день у князя во дворе, съезжаясь туда с раннего утра: «...зарям сущим и вельможам едущим противу (к) князю. Святят церковь, переносят мощи — князь сзывает дружину, черноризцев, горожан добрых и творит пир: едят, пьют по три дня, бывает, подряд, в добром веселии, «хвалят Бога и святых мучеников» и разъезжаются «весели» «восвояси».

    Нечего и говорить, что известное число младшей дружины, отроков, жительствует во дворе, в гриднице, всегда под боком и под руками князя».

    (Б.А.Романов)

    Вопросы и задания

    1. Определите примерно исторический период, о котором ведёт речь учёный.

    2. Как эволюционирует дружинный строй? Что конкретно меняется во взаимоотношениях между князем и дружиной ?

    3. К каким последствиям привели эти изменения?

    После работы с фрагментом из хрестоматии по истории России отметим, что в период раздробленности сложились три основные модели политического устройства с разным соотношением между элементами власти: князь — дружина — вече.

    Таблица 3

    Земли Власть
    Юго-Западные Раннефеодальная монархия
    Северо-Западные Аристократическая (боярско-купеческая) республика
    Северо-Восточные Сильный князь. Тенденция к деспотической монархии

    Эти сведения позволяют начать обсуждение проблемы об альтернативах политического развития русских земель в период раздробленности. Какие из них оказались тупиковыми, а какие получили продолжение и почему?

    Для групповой работы или индивидуального выполнения вопрос может быть сформулирован следующим образом:

    • Могла ли, по вашему мнению, Новгородская олигархическая республика состояться как самостоятельная цивилизация европейского типа? Свою позицию обосновать. Рассматривая все «за» и «против», ответы систематизируются в виде таблицы, которая в готовом виде может выглядеть примерно так:

    За Против
    Вечевой строй Самовластье новгородских бояр
    Зарождение элементов демократии Тенденция развития боярско-купеческой Республики в направлении олигархического правления

    Вопросы и задания
    для индивидуальной работы

    • О чём свидетельствуют неоднократно собираемые съезды князей: в Вышгороде, Любече, Витичеве, Долобске?

    • Как на процесс политического и территориального распада русских земель могли повлиять и действительно влияли внешняя опасность и политическая деятельность отдельных князей?

    • В землях Руси границы княжеств, в основном, как правило, совпадали с границами бывших племенных союзов, которые проходили по природным рубежам. В рамках этих территориальных образований сохранялись общий язык, верования, обычаи, культура, традиции и т.д. На что повлияло это обстоятельство?

    • Докажите или опровергните утверждение ученого: «Боярство XI—XII вв. вполне доросло до интеграции в рамках, близких к древним племенным союзам».

    • Известна средневековая запись периода раздробленности в Европе: «При каждом колодезе свое право». Какую общую черту подчёркивают следующие летописные свидетельства из истории Русских земель: «В Ростовской земле князь в каждом селе»; «В Ростовской земле у семи князей один воин».

    В конце урока учитель может вернуться к плану и ещё раз попросить учеников кратко высказать свои мысли по каждому пункту плана.

    Или вернуться к дебатам и заполнить таблицу: Аргументы «за» и «против» той или иной точки зрения.

    Завершить изучение этой темы возможно также размышлениями об альтернативных путях развития государства. Причём здесь можно использовать такой методический приём как «корзина идей», когда высказываются разные суждения, каждое из которых потом обсуждается.

    Урок можно закончить и постановкой проблемы, которая будет связывать данный материал с последующим.

    ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

    1. Сравните задачи урока для базового уровня и профильного.
    2. Какие методические приёмы вы бы применили при изучении данной темы в профильном классе?
    3. Как вы считаете, достаточное ли количество исторических источников использует учитель на уроке?
    4. Верно ли, с вашей точки зрения, сформулированы темы дебатов?
    5. Нужно ли использовать дополнительную литературу для обсуждения вопроса об альтернативных путях развития?

    Литература к лекциям №№ 4–6 будет опубликована в № 22/2007

    TopList