© Данная статья была опубликована в № 20/2007 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 20/2007
  • Мы идём в музей!..

    МЫ ИДЁМ В МУЗЕЙ!

    Несколько идей для организации экскурсионной работы со школьниками. 5—11 классы

    При всей академичности предмета «история» постичь его, изучая только рукописи, документы да толстые монографии, невозможно, душа каждого исследователя требует чего-то подлинно древнего, вещественного, того, к чему когда-то прикоснулось его величество Время. И следуя этому инстинкту первооткрывателя, однажды учитель предлагает: «Ребята, пойдёмте в музей!..»

    Педагогические исследования последних лет показали, что интерес ребенка к определённому школьному предмету формируется благодаря многим факторам, и не последнюю роль в этом играет экскурсионная работа. Если этот интерес поддерживается в школе и дома, то и будучи взрослым, человек не откажется от просмотра новой выставки или посещения галереи.

    Сама по себе музейная педагогика составляет особую просветительскую отрасль, не входящую в компетенцию учителя, задача педагога — это скорее организация экскурсии-размышления, направленной на освоение, углубление или закрепление открытий, сделанных школьниками на уроках. Слово экскурсия (excursio) пришло в русский язык из латинского и дословно означает «вылазка, набег». В XX в. С.И.Ожегов определил это понятие как «посещение достопримечательных мест, музеев и прочее с учебно-познавательными или культурно-просветительскими целями». Эта форма работы с учениками была известна уже более ста лет тому назад и собственно положила начало отечественной экскурсионной отрасли.

    Труд по организации и проведению экскурсий огромен, и чтобы он принёс реальную пользу и школьникам и учителю, попробуем сформулировать несколько главных правил экскурсионной работы.

    Правило 1. постоянность. Это значит, что экскурсии должны носить систематический характер и проводиться в логической последовательности.

    Многие музеи сегодня разрабатывают циклы экскурсий, состоящие из 4—5 посещений в год. Как правило, они уже имеют свою логическую линию, но в этом есть один существенный недостаток: учитель, если нет специальной договорённости, не может скорректировать содержание занятия.

    Поэтому можно пойти другим путём и самому разработать маршруты экскурсий, воспользовавшись, например, справочниками или путеводителями, которые имеются в каждом музее.

    Этот вариант интересен ещё и тем, что педагог, опираясь на известные ученикам факты, может существенно дополнить свой рассказ, иллюстрируя его экспонатами музея.

    Для организации самостоятельной экскурсии нужно:

    1) знать самому экспонируемый материал;

    2) создать примерный план показа экспонатов и разработать маршрут движения экскурсионной группы;

    3) составить пояснительный текст, заостряя внимание на наиболее важных, по мнению учителя, фактах и данных.

    Правило 2. системность. Здесь речь идёт о единой целостной системе развития школьников в рамках определённой музейной экспозиции от младшего до старшего возраста.

    Очень часто этот принцип нарушается самими учителями. Как и дети, они рассуждают примерно так: «В этом музее мы уже были в 5-м классе, так зачем же идти в 8-м и смотреть одно и то же».

    Конечно, наверняка в музее за три года мало что изменилось, но учитель забывает, что его дети повзрослели, и даже одну и ту же выставку они будут воспринимать по-разному.

    Задача учителя при этом состоит в проведении такой подготовительной работы, при которой уже знакомая тема будет рассматриваться совершенно по-новому.

    Правило 3. взаимосвязь. Перед учителем часто встаёт вопрос, как поступить: сначала освоить школьный материал, а потом его закрепить походом в музей или вначале вызвать интерес экскурсией, а затем обсудить её итоги по ходу урока?

    Выбор не только за учителем, но и за учениками. Порой эта взаимосвязь музея и урока даёт непредсказуемые результаты.

    Например, после одной такой экскурсии, организованной автором, ученики решили заняться собственным исследованием, чем оказали огромную помощь учителю и одноклассникам при разборе темы на уроке. Ребята с интересом работали и с историческими хрестоматиями, и монографиями, и ещё не раз, но уже самостоятельно посетили музей.

    Правило 4. доступность. Порой учитель берётся сводить школьников на элитную выставку, привезённую, например, из Европы. Сам он, увлечённый экспозицией и темой, близкой ему, забывает об одной важной детали, а именно: готовы ли мои ученики к её восприятию?

    Чаще всего результат подобной экскурсии отрицательный. Поэтому следует соблюдать это правило  и ни в коем случае не смешивать личные интересы и цели, для которых организуется поход в музей со школьниками!

    Как правило, и экскурсоводы на этих выставках являются узкими специалистами, они в своей речи оперируют незнакомыми сложными понятиями, ещё не доступными школьникам.

    Поэтому, выбирая музей или выставку, хорошо бы учителю посетить её заранее, узнать будет ли она интересна для ребят, насколько экспонаты, надписи и тексты соответствуют уровню восприятия учащихся.

    Правило 5. деятельность! Во время экскурсии учащиеся не должны выступать в роли пассивных слушателей. Как правило, после такой экскурсии в голове у школьников остаётся пустота, а учителя мучает вопрос: «Зачем мы туда ходили?» Поэтому следует обратить внимание музейных работников на разнообразные формы организации экскурсии. Например, для учащихся начальной школы, а также 5—6-х классов интересны экскурсии-игры, где школьники «погружаются» в тему.

    Сегодня это принято называть интерактивными экскурсиями, где экскурсовод и его подопечные надевают соответствующие исторические костюмы, пользуются муляжами исторических предметов определённой эпохи для того, чтобы ощутить себя на бале XIX в. или принять участие в обряде сватовства в крестьянской избе. Для учащихся 7—11-х классов в основе экскурсии может лежать проблемный подход, когда вначале создаётся некая ситуация или ставится вопрос, требующий решения, и, по ходу знакомства с музейной экспозицией, ученики их стараются разрешить. Соединение теоретических знаний с собственной практической деятельностью даёт наиболее высокий результат в работе учеников, и такую экскурсию школьники уж точно не забудут.

    Правило 6. обратная связь. Независимо от того, как и в какой форме проходила экскурсия, учитель должен вернуться к ней хотя бы ещё один раз. Условное закрепление может иметь разные формы, самая распространённая из которых — беседа. По ходу беседы учителя со школьниками вспомнятся и интересные сведения, полученные на экскурсии, и весёлые случаи, возникнут и новые вопросы, на которые найдутся ответы на следующих экскурсиях. По собственному опыту знаю, что часто именно приподнятое эмоциональное состояние учащихся выступает как главный фактор запоминания экскурсионного материала. Через какое-то время, изучая очередную тему на уроке, учитель сможет опереться на эти знания, и в голове у школьника окажется «предметно ожившая картина истории».

    Кроме приведённой формы обратной связи — беседы, могут быть использованы и другие известные методы, например такие, как выпуск стенгазеты, создание фотоальбома, альбома с рисунками. Также отчётной формой может стать и создание исследовательского проекта для учащихся 9—11-х классов. Правда, эти формы имеют один недостаток: в подобную работу не могут быть включены все школьники одновременно. Зато учащиеся 5—7-х классов с удовольствием составляют творческие отчёты о посещении музея. Для этого можно воспользоваться следующим примерным планом:

    Творческий отчёт о посещении музея (выставки и т.д.)

    1. Название музея (выставки).
    2. Тема экскурсии, дата посещения.
    3. Что запомнилось во время осмотра экспозиции.
    4. Что интересного, нового я узнал(а) во время экскурсии по музею (выставке)? Где я смогу применить полученные сведения?
    5. Какие впечатления у меня остались после экскурсии? Что бы я ещё хотел(а) узнать посещая этот музей (выставку)?
    6. Творческая часть: рисунок, фотографии, стихотворение, рассказ (по желанию), иллюстрирующие посещение музея (выставки).

    Осуществляя правило обратной связи регулярно, экскурсионная деятельность учащихся наполнится новым содержанием. Это позволит преодолеть разницу в содержании музейных экскурсий и школьного предмета.

    Правило 7. постоянный интерес. Этот девиз должен стать основой всей экскурсионной работы. Посещение музеев ни в коем случае не должно вызывать чувство усталости у школьников, а наоборот, способствовать сохранению и наращиванию постоянного интереса.

    Историческая экскурсия — это особый вид деятельности учителя, она, как никакая другая форма его работы, демонстрирует школьникам связь прошлого и настоящего, даёт возможность учащимся почувствовать дыхание Времени через предметы, которые когда-то держали в руках наши предки. Всё это порой и выступает как основное средство воспитания подрастающего поколения.

    В экскурсионной работе не последнюю роль играет и обучение таким, казалось бы, незначительным вещам, как поведение во время экскурсии, умение выражать свои впечатления от увиденного, умение «видеть» исторические памятники и экспонаты.

    Особую роль играет и сама атмосфера экскурсий — доброжелательность, взаимоуважение — это тоже важная сторона воспитания наших учеников.

    В любом российском городе, где ещё помнят своих предков, на какой-нибудь тихой улочке обязательно найдётся исторический музей. Уделите час своего учебного времени и посетите со своими учениками его экспозицию, я уверена, эта экскурсия не пройдёт даром и останется тёплым воспоминанием в сердцах школьников.

    Наталья ДОРОЖКИНА,
    Лауреат конкурса
    «Я иду на урок истории»

    Фото А.Степанова

    TopList