© Данная статья была опубликована в № 19/2007 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 19/2007
  • Профильное обучение и современные образовательные технологии
     

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
    "ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ"

     

    КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

     


     

    ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ
    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

    Курс лекций для дистанционного обучения

    ЛЕКТОРЫ

    КОЗЛЕНКО Сергей Иванович
    САПЛИНА Елена Витальевна

    УЧЕБНЫЙ ПЛАН ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

    № газеты Тема лекции
    № 17/2006 Лекция 1. Цели и задачи профильного обучения учащихся. Место профильной школы в российской системе образования. Нормативно-правовое обеспечение профильного обучения.
    № 18/2006 Лекция 2. Учебно-методическое обеспечение профильного обучения по истории.
    № 19/2006 Лекция 3. Элективные курсы по истории в профильной школе.
    Контрольная работа № 1.
    № 20/2006 Лекция 4. Модели уроков истории в профильной школе.
    № 21/2007 Лекция 5. Современные образовательные технологии на уроках истории в профильной школе.
    № 22/2007 Лекция 6. Современные информационные технологии на уроках истории в профильной школе.
    Контрольная работа № 2.
    № 23/2007 Лекция 7. Проектно-исследовательская деятельность учащихся по истории в профильной школе.
    № 24/2007 Лекция 8. Методика составления олимпиадных заданий по истории для профильной школы. Подготовка к ЕГЭ.
    Итоговая работа.

    Статья опубликована при поддержке Компания ООО «Центр школьной комплектации». Современная, качественная оборудованная школа так же важна для качества образования детей, как и профессионализм учителей. Посетив официальный сайт Компании «Центр школьной комплектации» http://www.schoolgear.ru/ вы сможете найти, подобрать и заказать любое необходимое школьное оборудование. Будь то кабинет химии или учительская, готовые решения по любому вопросы уже подготовлены у Компании «Центр школьной комплектации».

    ЛЕКЦИЯ 3

    Элективные курсы по истории
    в профильной школе

    1. Роль элективных курсов в профильном обучении.
    2. Какими бывают элективные курсы.
    3. Какова структура программы элективного курса.
    4. Элективные курсы для предпрофильной подготовки и элективные курсы для профильной школы.

    Важнейшая составляющая часть профильного обучения — элективные курсы. Это обязательные курсы по выбору учащихся, которые являются составной частью профильного обучения. Их появление связано с необходимостью более полного удовлетворения индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника.

    Они выполняют следующие функции: создают условия для того, чтобы ученик утвердился или отказался от сделанного им выбора, связанного с направленностью его образовательной стратегии и с определённым видом профессиональной деятельности; расширяют содержание одного из базисных курсов, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне; способствуют удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека.

    Элективные курсы направлены не только на расширение учебного материала, но и на общее культурное развитие школьника, а также на отработку тех общеучебных умений и навыков, которые не могут быть в достаточной степени приобретены учащимися на уроках. Это, прежде всего, грамотная монологическая речь, конспектирование лекций, работа с информацией по определённой теме, подготовка докладов, рефератов, создание исследовательских проектов.

    Элективные курсы являются важнейшим средством индивидуализации обучения, они помогают построению индивидуальных образовательных программ, т.к. связаны с выбором каждым школьником индивидуального содержания образования в зависимости от его интересов, способностей и выбора будущей профессии. Кроме того, элективные курсы расширяют возможности базовых и профильных курсов.

    Отличие профильной школы от общеобразовательной в том и состоит, что она призвана учитывать склонности и способности учеников, создавать условия для обучения в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями. Она помогает старшекласснику разобраться в многообразии видов профессиональной деятельности. Предположим, ученик решил, что он будет осваивать социально—экономический профиль. Профильными предметами там являются математика и экономика, обществознание и право, география и информатика. Но кем он будет конкретно — экономистом, социологом, юристом, географом? Для такого решения у него пока нет реального опыта и практических знаний. Вот здесь и могут помочь элективные курсы. Именно они открывают возможность для определения индивидуальной образовательной траектории, помогают примерить на себе различные образовательные роли: исследователя, аналитика, эксперта, освоить навыки коммуникативного общения. Спектр элективных курсов определяется задачами профильной школы, видом учебного заведения, возможностями класса, групп, учителя.

    Какие существует виды элективных курсов?

    Первый вид условно можно назвать «пробными». Для гуманитарной области это могут быть курсы, связанные с анализом исторических документов, они предполагают практическую, самостоятельную работу с текстами, помогают ученику лучше понять специфику гуманитарного знания.

    Следующий вид элективных курсов — «ориентационные». Именно эти курсы в большей степени ориентированы на овладение умениями, характерными для определенного вида деятельности, профессии. Как один из вариантов может быть предложен курс «Вспомогательные исторические дисциплины» или «Науки — помощницы». Более конкретными курсами данного вида будут, например, «Знакомство с профессией юриста», «Знакомство с профессией журналиста». Кроме того, эти курсы будут интегрировать знания учащихся из различных областей гуманитарных наук, а также способствовать развитию коммуникативных способностей.

    Еще один вид элективных курсов — «углублённые», которые расширяют знания того или иного учебного предмета. Примером таких курсов могут быть: «Россия в системе международных отношений в ХХ в.», «Судьба реформ и реформаторов в России», «История либерального движения в России», «Из истории Российской эмиграции» и др.

    Выделяют ещё «общекультурные» курсы. Они дают знания в тех областях, которые отсутствуют в традиционном учебном плане, например, «История российской эмиграции», «История кино в ХХ в.», «Шедевры мирового кинематографа», «Музыкальная культура современной молодежи» и др.

    В предпрофильных девятых классах в основном будут преобладать пробные и ориентационные элективные курсы, однако их содержание не должно повторять программу по изучаемым предметам. Перед учениками предпрофильных классов стоит задача выбрать профиль обучения в старшей школе, а значит, получить представление о тех видах деятельности, которые они выберут. Разнообразие элективных курсов открывает широкие возможности для творчества учителя и выбора учащихся. Виды элективных курсов определяются в зависимости от целей обучения. Очень важно правильно выбрать вид курса, который задаёт направление дальнейшей профильной подготовки учащихся. В предпрофильных классах пробные курсы будут решать следующие задачи: реализация учеником интереса к учебному предмету; выявление степени готовности осваивать предмет на повышенном уровне.

    Ориентационные курсы предполагают выход за рамки традиционных учебных предметов. Они знакомят учащихся с видами профессиональной деятельности и разными формами познавательной активности, характерными для данной дисциплины; они также создают основу для ориентации учеников в мире современных профессий.

    Элективные курсы в профильных классах выполняют следующие функции: они могут «надстраивать» профильный курс, углублять и расширять его; конкретизировать и детализировать содержание одного из базисных курсов, предполагающее подготовку к экзамену; они помогают удовлетворить познавательные интересы в различных областях познавательной деятельности.

    Приступая к созданию авторского элективного курса или используя уже опубликованный, важно помнить, что содержание элективных курсов не должно дублировать обязательные (базовые) предметы. Кроме того, они не должны быть перегружены новым содержанием. Курсы должны помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы, а также способствовать созданию положительной мотивации в познавательной деятельности.

    Основные формы учебных занятий на элективных курсах следующие: работа с научными и публицистическими текстами, дискуссии, беседы, интерактивные лекции, проведение элементарного научного исследования. Они направлены на знакомство с определёнными видами деятельности в той или иной образовательной области.

    По итогам занятий на элективных курсах в настоящее время не предполагается итоговая аттестация. Однако при освоении любой программы подразумевается достижение определённых результатов, которые необходимо диагностировать в ходе учебного процесса. К формам отчётности можно отнести собеседование, семинар, защиту рефератов, защиту проекта, участие в круглых столах, ролевых играх. Выбор учителем форм отчётности зависит от целей и тематики элективного курса, особенностей познавательной деятельности учеников и профессиональных предпочтений учителя.

    Как правильно составить элективный курс?

    Его следует начинать с составления пояснительной записки, где раскрываются цели и задачи элективного курса, продолжительность обучения, формы обучения, инструментарий для оценивания полученных знаний и умений.

    Учебно-тематический план включает в себя: перечень разделов, тем, количество часов на изучение каждой темы, вид занятий. Методические материалы могут состоять из основных содержательных компонентов по каждому разделу или теме, подробного или краткого описания форм проведения занятий, дидактических материалов. Необходимы также список литературы для учителя и ученика, в том числе электронные учебные пособия, ссылки на сайты в Интернете.

    Не всегда учитель ясно и четко может ответить на вопрос — «зачем он преподаёт данный элективный курс, в какой степени он необходим его ученикам?» Нам представляется, что прекрасным ответом на эти и другие актуальные вопросы будет своеобразная памятка автору элективного курса, которую сформулировал А.Каспржак в книге «Проблема выбора: элективные курсы в школе» (М., 2004. С.41).

    «Прежде чем приступить к составлению программы элективного курса, педагогу полезно ответить на вопросы:

    • На каком содержательном материале и через какие формы работы я смогу наиболее полно реализовать задачи профильной подготовки (помочь ученику сориентироваться в выборе пути продолжения образования и/или профессиональной деятельности, восполнить пробелы его предыдущей подготовки, показать типичные для данного профиля виды деятельности, дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха)?

    • Чем содержание курса будет качественно отличаться от обязательного для изучения курса (оно вообще не представлено в общеобразовательном или профильном предмете; оно представлено «вскользь», о нём лишь упоминается; оно представлено односторонне, не отражены другие точки зрения и т.п.)?

    Какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен данный курс (фонд библиотеки, хрестоматии, сборники, дидактические материалы и т.п.)?

    • Какие виды деятельности (профильные и профессионально ориентированные) возможны в работе с данным содержанием?

    • Какие виды работ могут и должны выполнить учащиеся для подтверждения своей успешности в будущем учении, профессиональной деятельности?

    • Какова доля самостоятельности ученика в работе данного курса, в чём он может проявить инициативу?

    • Какие критерии, ясные педагогу и ученику, позволят оценить успехи в изучении данного курса?

    • Чем может завершиться для ученика изучение курса, какова форма отчётности?».

    ТИПОВЫЕ ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ

    Традиции, культура, быт народов нашей страны

    Цель курса: знакомство школьников предпрофильных и профильных классов с традициями, культурой и бытом народов, населяющих Россию.

    Данный элективный курс позволяет не только расширить кругозор учащихся, но и формирует толерантную позицию гражданина, который живет в поликультурном, этноконфессиональном обществе. Данная тема будет рассматриваться на примере трёх народов: русских, татар, бурят. Этот выбор обусловлен тем обстоятельством, что на примере этих народов можно более глубоко познакомить учащихся с традиционными религиями, существующими в России.

    Курс рассчитан на 20 часов.

    СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

    Тема 1. У карты нашей Родины

    Географическая и политическая карта Российской Федерации. Государственно-территориальное устройство России. Многонациональный характер российского государства. Геополитический фактор в становлении и развитии российского государства.

    Тема 2. Этапы становления русской государственности

    Особенности исторического развития и взаимодействия русских, татар, бурят.

    Тема 3. Религиозные представления и верования русских, татар, бурят

    Основы христианства, ислама, буддизма.

    Тема 4. Обычаи и праздники русских, татар, бурят

    Народный календарь. Календарные обряды. Сезонные праздники. Эту тему можно рассмотреть на примере таких праздников как: масленица (у русских), сабантуй (у татар), сагаалган (у бурят). Обычаи можно рассмотреть на примере свадебного обряда у каждого народа.

    Тема 5. Национальный костюм русских, татар, бурят

    Повседневная и праздничная одежда мужчин и женщин. Цвет в национальном костюме, детали и украшения.

    Тема 6. Национальная еда русских, татар, бурят

    Особенности национальной кухни. Постный и скоромный стол. Рецепты национальных блюд.

    Тема 7. Музыкальная культура русских, татар, бурят

    Народная музыка и танцы. Музыкальные инструменты. Смысл танца. Обрядовые и бытовые танцы. Обрядовые песни.

    Тема 8. Народные игры русских, татар, бурят

    Взаимосвязь игры с природно-климатическими и хозяйственными особенностями жителей.

    Тема 9. Уважение культуры и традиции других народов — одно из главных условий жизни в многонациональном государстве

    Таблица 1. Тематическое планирование курса

    Тема курса Формы работы Часы
    1 У карты нашей Родины Лекция, беседа 2
    2 Этапы становления русской государственности Лекция учителя 1
    Сообщения учащихся 1
    3 Религиозные представления и верования русских, татар, бурят Лекция учителя 1
    Сообщения учащихся 3
    4 Обычаи и праздники русских, татар, бурят Сообщения учащихся 2
    5 Национальный костюм русских, татар, бурят Сообщения учащихся 2
    6 Национальная еда русских, татар, бурят Сообщения учащихся 2
    7 Музыкальная культура русских, татар, бурят Сообщения учащихся 2
    8 Народные игры русских, татар, бурят Сообщения учащихся 2
    9 Уважение культуры и традиции других народов — одно из главных условий жизни в многонациональном государстве Круглый стол 2

    Элективный курс предполагает экскурсию в исторический и этнографический музеи.

    Курс может завершаться защитой проектных работ по одной из тем курса, проект может быть как индивидуальным, так и групповым.

    ПРОЕКТЫ ПО ДАННОЙ ТЕМЕ

    Выставка народной одежды. 1. Определить разделы выставки.2. Сделать народные костюмы или элементы костюмов. 3. Составить экскурсию по выставке. 4. Определить роли: собиратели экспонатов, ответственные за отбор материала, оформители, экскурсоводы.

    Фестиваль народной музыки и танца. 1. Выбрать народные песни и танцы. 2. Определить исполнителей. 3. Сделать костюмы для танцев или элементы костюмов. 4. Исполнить музыку, танец, или песню. 4. Распределить роли: собиратели народной музыки, песен, танцев, ответственные за сбор материала, исполнители.

    Рецепты национальной кухни. 1. Собрать материал. 2. Составить рецепт национальной кухни. 3. Приготовить национальное блюдо. 4. Подготовить рассказ об особенностях национальной еды.

    Инсценировка народной сказки. 1. Выбрать сказку для инсценировки. 2. Определить исполнителей и оформителей. 3. Обсудить костюмы и декорации. 4. Распределить роли: артисты, художник по костюмам, художник по декорациям, режиссёр.

    Награды России

    Цель курса: познакомить учащихся предпрофильных и профильных классов с наградной системой Российского государства, которая является ярким отражением её исторического пути. Данный курс должен воспитывать патриотизм, чувство гордости за своих соотечественников.

    Курс рассчитан на 18 часов.

    СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

    Тема 1. Фалеристика — наука о медалях и наградах

    Медали и награды как исторический источник. Вспомогательная историческая дисциплина. Что и как она изучает. О чём может рассказать награда. Награда — это и исторический источник, и знак отличия, и символ государства.

    Тема 2. Первые награды России

    Награды Русского государства X—XVII вв. Награды за воинскую службу: доспехи, конь, оружие. Награда «милостивым словом».

    Тема 3. Наградная система Петра I

    Награды чинами и титулами. Пожалования земель. Подарки императора. Полковые награды.

    Тема 4. История российских орденов

    Орден Св. Апостола Андрея Первозванного. Орден Св. Екатерины. Орден Св. князя Александра Невского. Орден Св. Георгия-Победоносца. Орден Св. Равноапостольного князя Владимира. Кто и за что их получал. Полные кавалеры орденов.

    Тема 5. Наградные медали Российской империи

    Традиции награждения медалями. Медали за военные заслуги. «Общие» наградные медали.

    Тема 6. Награды Первой мировой войны

    Георгиевский крест и Георгиевская медаль — награды для солдат и всех нижних чинов армии.

    Тема 7. Наградная система СССР

    Орден Ленина. Орден Красной звезды. Почётное звание « Герой Советского Союза». Медаль «Золотая звезда».

    Тема 8. Награды Великой Отечественной войны

    Орден «Отечественная война». Орден «Победа». Орден Славы. Орден Суворова. Орден Кутузова. Орден Александра Невского. Орден Богдана Хмельницкого. Орден Ушакова. Орден Нахимова. Кого и за что ими награждали.

    Тема 9. Награды современной России

    Золотая звезда Героя России. Орден «За заслуги перед Отечеством». Орден Мужества. Орден Почёта. Орден Дружбы.

    Круглый стол.

    Таблица 2. Тематическое планирование курса

    Тема курса Формы работы Часы
    1 Фалеристика — наука о медалях и наградах.

    Медали и награды как исторический источник

    Лекция учителя 2
    2 Первые награды России Сообщения учащихся 1
    3 Наградная система Петра I Сообщения учащихся 1
    4 История российских орденов Сообщения учащихся 2
    5 Наградные медали Российской империи Сообщения учащихся 2
    6 Награды Первой мировой войны Сообщения учащихся 2
    7 Наградная система СССР Сообщения учащихся 2
    8 Награды Великой Отечественной войны Сообщения учащихся 2
    9 Награды современной России. Кто и за что их получает Сообщения учащихся 2
    10 Заключение Круглый стол 2

    Ключи к тайнам Клио
    (в мастерской учёного-историка)

    Цель курса: познакомить учащихся с основными методами исторического исследования. Дать представления об историческом источнике, показать роль исторических источников в познании прошлого. Познакомить учащихся с многообразием вспомогательных исторических дисциплин.

    Данный элективный курс желательно изучать в 10—11-х классах профильной школы, так как он знакомит учащихся с определённым видом профессиональной деятельности.

    Курс рассчитан на 20 часов. Основные формы занятий: лекции, семинары, экскурсия.

    СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

    Тема 1. Исторические источники как средство познания исторического прошлого

    Классификация источников. Ретроспективный и репродуктивный характер исторического познания. Исторический источник и исторический факт.

    Тема 2. Критика и интерпретация исторического источника

    Поиск и выявление источников. Основные методы и принципы научной критики. Внешняя и внутренняя критика источника.

    Тема 3. Многообразие вспомогательных исторических дисциплин

    Объекты исследования. Особенности методических приёмов. Роль и место ВИД в исторической науке.

    Тема 4. Системы счисления времени и историческая хронология. Единицы счёта времени

    Календари: Юлианский и Григорианский. Эры и их виды. Русская система счета времени.

    Тема 5. Кладовая земли раскрывает свои тайны

    Археология — «наука лопаты». Культурный слой. Методы работы археологов. История великих археологических открытий.

    Тема 6. В мире древних и старинных рукописей

    Что изучает палеография. Методика палеографического исследования. Алфавиты. Графика письма. Орудия письма. Материал для письма.

    Тема 7. «Монеты рассказывают»

    Монеты — оригинальный и важный исторический источник. Монеты и денежное обращение. Возникновение и развитие русской денежно-весовой системы.

    Тема 8. «С гербом, где вписан знатный род»

    Геральдика — наука о гербах. Происхождение гербов. Теоретическая геральдика. Государственные и городские гербы. Дворянский герб.

    Тема 9. Нелегкой тропой исторического исследования

    Прошлое в сознании и интерпретации учёного. Проблемы выбора исторических концепций.

    Тема 10. Стражи прошлого: архив, библиотека, музей и их значение для исторического познания

    Таблица 3. Тематическое планирование курса

    Тема курса Формы работы Часы
    1 Исторические источники как средство познания исторического прошлого Лекция 2
    2 Критика и интерпретация исторического источника Лекция 1
    3 Многообразие вспомогательных исторических дисциплин Лекция 1
    4 Системы счисления времени и историческая хронология.
    Единицы счёта времени
    Семинар 2
    5 Кладовая земли раскрывает свои тайны Семинар 2
    6 В мире древних и старинных рукописей Семинар 2
    7 «Монеты рассказывают» Семинар 2
    8 «С гербом, где вписан знатный род» Семинар 2
    9 Нелёгкой тропой исторического исследования Обобщающий семинар 2
    10 Стражи прошлого: архив, библиотека, музей и их значение для исторического познания Экскурсия 4

    Знакомство с профессией журналиста

    Цель курса: Познакомить учащихся с профессией журналиста. Показать роль СМИ в жизни общества. Сформировать навыки коммуникативного общения.

    Данный курс рекомендован для предпрофильного уровня и рассчитан на 18 часов.

    СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

    Тема 1. Профессия журналиста. Что должен знать и уметь журналист. Как стать журналистом.

    Тема 2. «Психологический портрет» современного журналиста. Какими качествами и чертами характера должен обладать современный журналист. Коммуникабельность. Культура общения. Толерантность.

    Тема 3. Анализ современных СМИ. Задачи, роль и место в информационном поле.

    Тема 4. Интервью. Его цели, задачи, формы.

    Тема 5. «Проба пера». Как написать очерк, эссе, статью.

    Тема 6. Проект газеты «Школьная жизнь»

    Тема 7. Этика журналиста. Влияние журналиста на формирование обыденного сознания граждан.

    Тема 8. Знакомство с редакцией одной из газет или телеканала. В 10—11-м классе элективный курс можно продолжить по теме «СМИ и массовая культура»

    Таблица 4. Тематическое планирование курса

    Тема курса Формы работы Часы
    1 Профессия журналиста Беседа 2
    2 «Психологический портрет» современного журналиста Беседа, практикум 2
    3 Анализ современных СМИ Практикум 2
    4 Интервью Практикум 2
    5 «Проба пера» Лекция, практикум 2
    6 Проект газеты «Школьная жизнь» Практикум 2
    7 Этика журналиста Семинар или диспут 2
    8 Знакомство с редакцией одной из газет или телеканала Экскурсия 4

    Повседневная жизнь советского общества

    Цель курса: на материале повседневной жизни дать более глубокие представления об эпохе советского периода истории нашей страны. Данный элективный курс расширяет кругозор учащихся, формирует умение критического осмысления и анализа явлений и процессов происходящих в обществе.

    Данный элективный курс желательно изучать в 10—11-х классах профильной школы.

    Курс рассчитан на 18 часов. Основные формы занятий: лекция, семинар, круглый стол.

    СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

    Тема 1. Повседневная жизнь советского человека в 1920-е гг.

    Быт горожан. Жизнь рабочих и служащих. Нэпманы. Коммунальные квартиры. Рабочие клубы. Парки культуры и отдыха. Повседневная жизнь деревни: бедняки, середняки, кулаки.

    Тема 2. Жизнь в годы «великого перелома»

    Трудовые будни строителей социализма. Жизнь в колхозе. Культурная революция. Быт и мода 1930-х гг.

    Тема 3. Советские праздники

    Праздники — важное средство воспитания людей. Демонстрации трудящихся. Парады физкультурников. Военные парады.

    Тема 4. Детские и юношеские организации

    Октябрята. Пионерская организация. Комсомол. Их роль в формировании нового человека.

    Тема 5. Быт военного времени (1941—1945)

    Жизнь в тылу. Эвакуация. Блокадный Ленинград.

    Тема 6. Повседневная жизнь в годы «оттепели»

    Трудовые будни строителей коммунизма. Новая жилищная политика. Досуг советского человека. Быт и мода.

    Тема 7. Жизнь советского общества в конце 1960 — начале 1980 гг.

    Изменения структуры общества. Новая жилищная политика. Спальные районы. Новые формы досуга. Изменение потребительских стандартов. Дефицит. «Самиздат». Авторская песня. Быт и мода.

    Тема 8. Повседневная жизнь 1990-х годов: нравы, вкусы, настроения

    Новые потребительские стандарты разных социальных слоев общества. Изменения форм досуга. Либерализация нравов и её последствия.

    Таблица 5. Тематическое планирование курса

    Тема курса Формы работы Часы
    1 Повседневная жизнь советского человека в 1920-е гг. Лекция, семинар 2
    2 Жизнь в годы «великого перелома» Семинар 2
    3 Советские праздники Семинар 2
    4 Детские и юношеские организации Семинар 2
    5 Быт военного времени (1941—1945) Семинар 2
    6 Повседневная жизнь в годы «оттепели» Семинар 2
    7 Жизнь советского общества в конце 1960 — начале 1980 гг. Лекция, семинар 2
    8 Повседневная жизнь 1990-х годов: нравы, вкусы, настроения Круглый стол 2

    Великая Отечественная война в искусстве

    Для профильных классов старшей школы. Курс рассчитан на 20 час.

    В истории всегда воинский подвиг и подлинное искусство идут рядом, взаимодополняя и оттеняя значение друг друга. Настоящих художников, литераторов, музыкантов война привлекает и вдохновляет именно потому, что она выявляет в человеке лучшие качества: героизм, чувство долга, любовь к своей Родине. Поэтому в веках будут жить те произведения о войне, которые насыщены боевой героикой, воспевают человеческую волю и таинство самопожертвования. Именно поэтому мы считаем, что предлагаемая тема элективного курса будет решать как образовательные, так и важнейшие воспитательные задачи.

    Очевидно, что война вообще обостряет личностные качества людей, обнажает те черты человеческой натуры, которые могут быть скрыты, оставаться в тени в невоенной повседневности. Поэтому военная тема предоставляет колоссальный материал для художественного осмысления и воплощения его с помощью присущих каждому виду искусства выразительных средств. При этом глубина и сложность жизненного материала, величайшая степень трагизма, предельная обострённость бытийных конфликтов в свою очередь требуют поиска и открытия новых художественных приемов, рождения новой творческой манеры.

    Столь же важным для развития искусства является то, что Великая Отечественная война стала центральным событием в российской истории ХХ в., и, как никакое другое, способствовала развитию национального самосознания россиян и всех жителей СССР. Естественно, что в силу этого тема войны являлась и является притягательной для художественного творчества при всех перипетиях, которые переживала наша страна во второй половине ХХ в. и по сей день. Поэтому, обращаясь к тому, как была представлена война в художественных произведениях, созданных в разные годы, можно расширить свои представления и о послевоенной истории Отечества.

    Всё вышесказанное определило главную особенность предлагаемого курса: он носит ярко выраженный интегративный, межпредметный характер, существует на стыке истории России ХХ в., курса отечественной литературы ХХ в., мировой художественной культуры (истории русской культуры ХХ в.). Это делает его многоцелевым, позволяет решать на его базе самые разнообразные воспитательные и образовательные задачи. Можно выделить следующие важнейшие цели курса:

    • воспитание чувства патриотизма, любви к Родине, уважения трагических и героических страниц её новейшей истории;

    • углубление представлений о Великой Отечественной войне как о наиболее значимом событии новейшей отечественной истории;

    • развитие межпоколенных социальных связей, чувства сопричастности нынешних школьников судьбе военных и послевоенных поколений;

    • расширение общекультурного и художественного кругозора подростков, ознакомление их с творчеством величайших мастеров российской культуры ХХ в.

    • углубление представлений учащихся о важнейших этапах истории России после 1945 г., свойственной им общественной и политической атмосферы, её отражении в художественном творчестве;

    • эстетическое развитие учащихся, формирование у них представлений о взаимосвязи между содержанием и формой художественного произведения, выразительных средствах искусства.

    Разумеется, что массив художественных произведений о войне таков, что в рамках сжатого курса невозможно подробно рассмотреть и их четверть. Поэтому предложенный перечень авторов и произведений является ориентировочным, из которого учитель отберет те или иные вещи для изучения. При этом предлагается руководствоваться следующими принципами:

    • выделение приоритетных целей курса и отбор произведений, изучение которых позволяет в максимальной степени их достигать;

    • общий образовательный и культурный уровень учащихся, профиль класса;

    • доступность тех или иных произведений (или их фрагментов) для прочтения, демонстрации их изображений, прослушивания или просмотра.

    При этом представляется целесообразным по возможности организовать ознакомление с масштабными литературными и кинематографическими произведениями во внеурочное время, хотя, конечно же, те или иные фрагменты могут быть представлены непосредственно на занятиях.

    Раздел I. Тема войны в искусстве эпохи Великой Отечественной войны (7 ч.)

    Темы искусства военных лет: героизм на фронте и в тылу, война как народный подвиг, прославление руководящей роли партии и вождя — организаторов победы, разоблачение врага. Взаимосвязь литературы и искусства с пропагандой. Влияние на культурную жизнь жёстких условий и цензуры военного времени, определение ими содержания, и тональности художественного творчества.

    Тема 1. Плакат военного времени

    Специфика плакатного искусства: агитационность, высокая степень типизации и обобщения, эпичность, карикатурность. Близость плакатных образов к архетипам народной культуры. Образы Родины-Матери, Воина-Защитника, Великих предков, Врагов-Нелюдей, Жертв. «Окна ТАСС», «Боевой карандаш». И.Тоидзе, Кукрыниксы, Б.Ефимов, Н.Радлов.

    Тема 2. Живопись, графика, скульптура

    А.Дейнека «Оборона Севастополя», «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 г.», «Сбитый ас». П.Корин — серия портретов военачальников, О.Верейский — иллюстрации к поэме «Василий Тёркин», А.Пластов «Фашист пролетел», Н.Томский — статуи защитников Отечества.

    Тема 3. Военная песня

    Песенное творчество как удовлетворение потребности людей в открытом, эмоциональном выражении своих чувств и переживаний. Массовость, доступность песен для непрофессионального исполнения. Песня на фронте, выступления советских артистов перед офицерами и бойцами Красной Армии. Творческое содружество композиторов и поэтов, исполнителей. Е.Долматовский, М.Матусовский, М.Исаковский, А.Сурков, В. Лебедев-Кумач, А.Фатьянов, А.Александров, М.Блантер, Н.Богословский, К.Листов, В.Соловьев-Седой, К.Шульженко, Л.Утёсов, Г.Виноградов.

    Тема 4. Литература о войне: поэзия, проза, драматургия

    А.Твардовский «Василий Тёркин», фольклорно-эпический лад и мотивы поэмы, её звучание на фронтах. Лирика: Б.Пастернак «Смерть сапёра», А.Ахматова «Мужество», С.Гудзенко «Перед атакой», М.Светлов «Итальянец», К.Симонов «Жди меня», О.Берггольц «Ленинградская поэма», образы страдающей Родины и военного подвига. Не вернувшиеся с войны молодые поэты: П.Коган, М.Джалиль, Н.Майоров, М.Кульчицкий. Военная проза: Б.Горбатов «Непокорённые», М.Шолохов «Они сражались за Родину».

    Специфика драматургии военных лет — непосредственная реакция на события, происходившие на фронтах, пропагандистский характер пьес. А.Корнейчук «Фронт», К.Симонов «Русские люди», Л.Леонов «Нашествие».

    Тема 5. Киноискусство

    Массовый, агитационный характер кино, использование кинематографа как средства идейного воспитания масс. «Боевые киносборники». И.Пырьев «Секретарь райкома», «В шесть часов вечера после войны», Ф.Эрмлер «Она защищает Родину», М.Донской «Радуга», Л.Луков «Два бойца», А.Столпер, Б.Иванов «Парень из нашего города».

    Тема 6. Военные корреспонденты

    И.Эренбург, Н.Лидов, В.Гроссман, Е.Петров, В.Вишневский. Фотокорреспонденты и кинооператоры. Стремление запечатлеть и воспроизвести эпизоды фронтовой жизни и сражений.

    Раздел II. Тема войны в первое послевоенное десятилетие (2 ч.)

    Монументализм в искусстве. Проявление культа личности И.Сталина. М.Чиаурели «Падение Берлина», В.Петров «Сталинградская битва». Формирование образа героя военных лет.

    Послевоенная литература. В.Некрасов «В окопах Сталинграда», Э.Казакевич «Звезда», Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке», А.Фадеев «Молодая гвардия». Кинематограф о войне: А.Столпер «Повесть о настоящем человеке», Б.Барнет «Подвиг разведчика», С.Герасимов «Молодая гвардия». Скульптура и живопись: Ю.Непринцев «Отдых после боя», А.Лактионов «Письмо с фронта», Е.Вучетич — мемориал «Советскому воину-освободителю» в Трептов-парке. Песенное искусство послевоенного времени, продолжение фронтовых песенных традиций, развитие темы жертв войны.

    Раздел III. Военная тема в литературе и искусстве середины 1950-х — 1980-х гг. (7 ч.)

    «Оттепель» в общественно-политической жизни СССР и её влияние на советское искусство. Открытие новых аспектов военной темы. Осмысление искусством правды войны. Человек на войне: неразрывность личной трагедии и подвига. Сочетание разных ракурсов художественного рассмотрения войны в искусстве 50-х — 80-х гг. Монументализм, интимно-лирическое восприятие войны, драматизм.

    Тема 1. Литература. «Лейтенантская проза». Ю.Бондарев «Горячий снег», К.Воробьев «Убиты под Москвой», В.Быков «Сотников», В.Курочкин «На войне как на войне», Г.Бакланов «Навеки девятнадцатилетние». Новый образ воина. Лирика. А.Твардовский «Я убит подо Ржевом», К.Ваншенкин, Б.Слуцкий, Д.Самойлов, Ю.Друнина. Эпический жанр. М.Шолохов «Судьба человека», К.Симонов «Живые и мертвые», В.Гроссман «Жизнь и судьба». Осмысление опыта и уроков войны. Эпическая дистанция. Д.Гранин, А.Адамович «Блокадная книга».

    Тема 2. Война на экране. «Оттепельное» киноискусство. М.Калатозов «Летят журавли», С.Бондарчук «Судьба человека», Г.Чухрай «Баллада о солдате», А.Тарковский «Иваново детство», А.Столпер «Живые и мертвые», С.Ростоцкий «На семи ветрах», Р.Чхеидзе «Баллада о солдате». Кинодокументалистика. М.Ромм «Обыкновенный фашизм».

    Развитие проблематики положения и поведения человека на войне, подвига и предательства в киноискусстве конца 60-х — сер. 80-х гг. В.Мотыль «Женя, Женечка и «катюша», Н.Бирман «Хроника пикирующего бомбардировщика», С.Смирнов, «Белорусский вокзал», В.Трегубович «На войне как на войне», А.Герман «Проверка на дорогах», Л.Быков «В бой идут одни «старики», «Аты-баты, шли солдаты», С.Ростоцкий «А зори здесь тихие…», Л.Шепитько «Восхождение», Э.Климов «Иди и смотри».

    Телевидение, особенности показа войны на телеэкране. Фильмэпопея Ю.Озерова «Освобождение». Т.Лиознова «Семнадцать мгновений весны».

    Тема 3. Тема войны в песенном искусстве. Война в бардовской песне. Б.Окуджава, А.Галич, В.Высоцкий, Ю.Визбор. Массовая эстрадная песня о войне. «День Победы», «Журавли».

    Тема 4. Воплощение в монументальном искусстве темы войны. Диорама «Штурм Сапун-горы (1959), Памятник — ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане (1967). Мемориальный комплекс «Брестская крепость — герой» (1971). Хатынский мемориал (1969). Мемориальный ансамбль «Саласпилс» (1970), Могила Неизвестного солдата в Москве (1967), Музей-панорама «Сталинградская битва» (1982).

    Тема 5. Изобразительное искусство. К.Васильев «Парад 1941 года», «Прощание славянки», портрет маршала К.Жукова, В.Попков «Мезенские вдовы», «Шинель отца», К.Савицкий «Партизанская мадонна».

    Раздел V. Тема войны в современном российском искусстве (2 ч.)

    Значение темы войны для современного искусства. Новые подходы к показу правды войны. Дискуссионность современного искусства. Война глазами современных кинематографистов. Н.Лебедев «Звезда», А.Рогожкин «Кукушка», М.Пташук «В августе 44-го», Н.Досталь «Штрафбат», А.Кавун «Курсанты».

    Мемориал Победы в Великой Отечественной войне на Поклонной горе в Москве. Синтез архитектуры, монументальной скульптуры. А.Полянский, Л.Вавакин, З.Церетели. Соединение в одно целое мемориального комплекса, музейного центра, культово-религиозного центра, зоны городской рекреации и площадки для массово-зрелищных мероприятий.

    Повторение и обобщение (2 ч.)

    Рекомендуемая литература к лекциям 1—3

    1. Концепция непрерывного образования // Бюллетень ГК СССР по народному образованию.
    М., 1989. № 7.

    2. Закон «Об образовании» // Вестник образования. М., 1996. № 7.

    3. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 г. М., 2002.

    4. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. М., 2002.

    5. Бим-Бад Б.Д. Образование в контексте социализации. М., 1996.

    6. Образование для XXI века: Доклад ЮНЕСКО. ЮНЕСКО, 1997.

    7. Реформы образования в современном мире: Глобальные и региональные тенденции. М., 1995.

    8. Вяземский Е.Е. Школьное историческое образование в современной России: Вопросы модернизации. М., 2005.

    9. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории: Основы профессионального мастерства. М., 2000, 2002.

    10. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории: Практическое пособие.
    (М., 2000, 2002, 2003). Разные издания.

    11. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. М., 2002.

    12. Элективные курсы в профильном обучении / Министерство образования РФ — Национальный фонд подготовки кадров. М., 2004.

    13. Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Обществознание» /Министерство образования РФ — Национальный фонд подготовки кадров. М., 2004.

    14. Саплина Е.В. Элективные курсы в профильном обучении. «Преподавание истории и обществознания в школе». М., 2007.

    15. Львова Ю.А. Творческая лаборатория учителя. М., 1993.

    16. Требования к знаниям и умениям школьников: Дидактико-методический анализ / Под ред. А.А. Кузнецова. М., 1987.

    17. Балаев А.А. Активные методы обучения. М., 1986.

    18. Баранов П.А. Актуальные проблемы методики преподавания истории в школе: Практическое пособие для системы постдипломного образования. М., 2002.

    19. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. М., 2003.

    20. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.

    21. Борисова КВ., Соловьева А.А. Новые технологии обучения: Блиц- игры и нетрадиционные лекции. М., 1992.

    22. Саплина Е.В. Современные образовательные технологии. Сборник нормативно-методических материалов в помощь учителю. М., 2004.

    23. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. М.: Рига, 1998.

    24. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994.

    25. Мингазов Р.Х. Педагогическая технология, разработки и организации познавательных игр // Специалист. М., 1996. № 3.

    26. Новикова Т.Г. Проектирование эксперимента в образовательных системах. М., 2002.

    27. Психодиагностика: Теория и практика / Пер. с нем.; Общ. ред. Н.Ф. Талызиной. М., 1986.

    28. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.

    TopList