© Данная статья была опубликована в № 19/2007 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 19/2007
  • В середине — всадник, поражающий зло

     

    В CЕРЕДИНЕ – ВСАДНИК,
    ПОРАЖАЮЩИЙ ЗЛО

    Материал для подготовки урока по теме
    «Геральдика на уроках Отечественной истории». 5—11 классы

    При изучении на уроках истории государственности, права, образа мыслей людей в тот или иной период нельзя обойтись без хотя бы краткого рассмотрения символики и геральдики. Герб, флаг, знамя, девиз, эмблема — это «лицо» власти, корпорации, рода, национальной культуры и т.д. Ведь нельзя, говоря, например, о Египте времён фараонов, не упомянуть «двойную корону» Верхнего и Нижнего Египта, а на уроке, посвящённом Римской империи, не обратить внимание учащихся на имперские ликторские жезлы с орлами. Западноевропейское Средневековье создало законченную систему гербов, штандартов, девизов, как и соответствующих им титулов и званий — это относится и к частновладельческим феодальным символам, и к земельным, и к городским, и к профессиональным. Поэтому на уроках, посвящённых развитому Средневековью на Западе (XI—XIII вв.), уместно раскрыть значение термина «герб» (понемецки «наследство»), поговорить о символике феодальных гербов, системе фигур и значении цветов, гербовых и полосных флагах, затем — о городской, цеховой, купеческой геральдике и, наконец, о появлении символики централизованных государств (на материале XIV—XV вв.).

    Переходя к изучению отечественной средневековой истории, надо помнить, что существуют разные точки зрения на зарождение геральдики на Руси и в России. Не следует, очевидно, впадать в две крайности: с одной стороны, отрицать вообще средневековую русскую геральдику, поскольку не существовало её регламентации — не было развито чувство личной собственности и самостоятельности, а, значит, и не было потребности закрепить их в символах. С другой стороны, излишне считать, что в нашей стране имелась какая-то законченная геральдическая система, причём построенная иначе, чем на Западе, Очевидно, существовали лишь элементы такой системы, не закреплённые в каких-либо документах, и это до поры до времени не слишком заботило власти.

    Лицевая и оборотная стороны сребреника Ярослава Мудрого
    Лицевая и оборотная стороны
    сребреника Ярослава Мудрого

    Однако первые признаки появления символов княжеской власти на Руси можно усмотреть уже в Х в. И когда речь на уроках идёт о походах Святослава и о преобразованиях Владимира Святого, должны быть упомянуты печати этих киевских князей с двузубцем и трезубцем. Трезубец изображался также на оборотной стороне первых русских монет — златников и сребреников Владимира и его детей. От этого символа ведёт происхождение современный государственный герб Украины. С ХII в. на печатях киевских князей появляется изображение архангела Михаила, который становится покровителем города. Тогда же появляются и символы других княжений в уже раздробленной Руси. С большой долей уверенности можно говорить о суздальском коронованном соколе, владимирском льве, черниговском орле, галицком орле. Эти эмблемы появляются не только на печатях, но и в оформлении зданий (например, львы — в рельефах храма Покрова на Нерли и Георгиевского собора в Юрьеве-Польском), на княжеских украшениях, щитах. Эти знаки — символы не городов, а княжеств. В некоторых городах в это время были посадники и вечевые собрания, но ничего не известно о печатях, нагрудных знаках или каких-либо ещё символах городского самоуправления. За исключением, конечно, Великого Новгорода и Пскова, эти городские республики имели печати — соответственно посадничье место сидения и жезл (Новгород) и зверя — барса или рысь (Псков).

    Следующий этап — XIV—XV вв., когда после «безмонетного периода» появляются в немалом количестве монеты разных удельных княжеств Северо-Восточной Руси. Они дают основной материал по местной символике. На уроке, показывая хозяйственное возрождение русских земель, можно использовать рисунки или фотографии монет Суздаля (с соколом), Рязани (с головой барана), Твери (воин с поднятым мечом), Торжка (голубь), Углича (всадник). Как видно, не все из этих изображений совпадают с известными позднее городскими и земельными гербами. Интересна и история московского символа. На печатях великих князей Московских долгое время менялись изображения — это были и святые покровители князей, и пеший воин, и даже колесница (у Василия II). А на первых монетах Москвы 1380—1390-х гг. можно увидеть изображение птицы — не то курицы, не то перепёлки. Но почти сразу же появляется и вариант с воином, потрясающим копьём, который в дальнейшем становится всадником, правда, иногда с мечом (возможно, это было воспринято как один из символов великого княжения Владимирского, встречавшийся наряду со львом). Окончательный вариант — «ездец» с копьём — сложился в середине XV в. А на печати Ивана III 1479 г. всадник поражает копьём дракона. Именно тогда, по-видимому, произошло его отождествление с Георгием Победоносцем и осмысление этого изображения как символа победы над внешними и внутренними противниками Москвы.

    При рассмотрении усиления великокняжеской власти Ивана III на уроке нужно обратить внимание на появившуюся в 1497 г. (год принятия Судебника) печать «государя всея Руси» с соответствующей надписью и двуглавым орлом на лицевой стороне (на оборотной стороне — всадник). Понятно, что двуглавый орёл означал уравнение Московского государства с рядом стран Европы и прямое наследование византийской эмблемы, в свою очередь пришедшей из Древнего Рима. С этого времени рождается образ Москвы — «третьего Рима». Этой политике предшествовала женитьба Ивана III на Софье Палеолог, племяннице последнего императора Византии Константина XIII, принятие им титула государя и активная дипломатическая деятельность. В том же виде двуглавый орёл остаётся и при Василии III (но всадник — уже с развевающимся плащом), а в 1535 г. начинается чеканка единых русских денег — копеек с изображением всадника с копьём.

    Святой Георгий с гербом Владимиро-Суздальских князей. Георгиевский собор. Юрьев-Польский. 1234 г.
    Святой Георгий с гербом
    Владимиро-Суздальских князей.
    Георгиевский собор.
    Юрьев-Польский. 1234 г.

    Можно сказать несколько слов о флагах и знамёнах русских земель. В основном в этот период это были стяги и хоругви с изображениями святых, Спаса Нерукотворного (стяг Дмитрия Донского на Куликовом поле), солнца и звёзд, а со времён Ивана III всё чаще фигурировал всадник. Преобладал красный или малиновый цвет знамён («чёрмный», «червлёный»). Этот цвет воспринимался как цвет солнца, храбрости и воинской славы.

    Не надо забывать, что отечественная история — это не только история Руси и Московского государства. На уроках, посвящённых рассмотрению соответствующих тем, нужно упомянуть о символе Волжской Булгарии — барсе (ныне это — герб Республики Татарстан), тамге ханов Золотой Орды — многолепестковом цветке, ханских эмблемах в Казани — крылатом змее и в Астрахани — шапке и сабле (или цветнике и сабле), появившихся с XV в. Обратить внимание на то, что синий цвет — цвет неба — был излюбленным тоном знамён кочевых тюркских племён.

    При изучении истории соседей России также надо обратить внимание на символику. Нужно показать герб «Погоня» Великого княжества Литовского, знамёна ливонских рыцарей с грифоном и леопардами (в дальнейшем вошедшими в символику Эстонии и Латвии), тевтонские знамёна с крестами и орлами (в дальнейшем — символика Восточной Пруссии), стяг молдавского господаря с головой зубра, солнцем и месяцем. На уроках могут быть показаны львы и орлы правителей Армении, стрелы и животные на знамёнах царей Грузии, три кольца на знаке Тимура, попавшие с конца XIX в. в герб Самарканда.

    Воплощением усиливавшейся центральной власти государя Московского и всея Руси, принявшего в 1547  г. царский титул, стала большая печать Ивана IV. С 1561 г. на её обеих сторонах изображается двуглавый орёл, причём на лицевой стороне — со щитом и фигурой всадника на груди, а на оборотной — со щитом и единорогом. А в 1577 г. вокруг орлов размещаются 24 земельные печати. Здесь мы видим уже и рязанского князя с мечом, и тверской трон с шапкой, и нижегородского оленя, и смоленскую пушку с птицей Гамаюн, и символы Казанского и Астраханского царств. Претензии на земли в Прибалтике и Белоруссии отображены в эмблемах Ливонии и литовских владений. Надо опять-таки оговориться, что это — гербы не городов, а территорий. Подвергшийся разгрому Новгород уже имеет видоизменённую эмблему — царский трон, медведя, рысь и рыб. Вместо двух корон на главах орла — одна большая корона между ними.

    Печать Александра Ярославича Невского. Лицевая и оборотная сторона
    Печать Александра Ярославича Невского.
    Лицевая и оборотная сторона

    В XVII в. рассказ о всё большей абсолютизации власти царя иллюстрирует вид царских печатей, где орёл уже держит в лапах скипетр и державу, и изображены три короны. Показательно, что многие соотечественники в это время считали всадника на щите изображением государя, а не святым Георгием, на второй версии настаивали в основном иностранцы! В народе версию о царе-всаднике укрепили рубли Алексея Михайловича с изображением царя, выезжающего на коне (и двуглавого орла на реверсе). А что же личные гербы знати, которые к тому времени уже давно были привычными в Европе? Вопреки версиям позднейших монархистов, не было даже официального герба рода Романовых. Грифон с мечом и щитом был у Романовых лишь родовым отличительным знаком, изображавшемся как клеймо на их имуществе (возможно, его изображение пошло от побед во время Ливонской войны в Лифляндии Никиты Захарьина-Юрьева). С конца XVII в. его почти перестали изображать и возродили лишь в 1856  г. как узаконенный герб Романовых. Г.Котошихин в записках о России, написанных в Стокгольме, отмечал: «У всякого чину людей Московского государства гербов не бывает».

    Впрочем, при Алексее Михайловиче более тщательно, чем раньше, стали присматриваться к западноевропейским геральдическим традициям. Это относится к земельной символике — в «Титулярнике» 1672 г. местные эмблемы приобрели вид и цвета фигурных щитов эпохи барокко. В 1668 г. при спуске на воду корабля «Орёл» был поднят крестовый флаг бело-сине-красных цветов, эти цвета встречались и раньше в разных сочетаниях на знамёнах. Среди земельных эмблем царской печати была уже и обдорская (чёрный песец), и кабардинская (скрещённые стрелы), входящие и в современную геральдику регионов России. Говоря о прибалтийских территориях и части Карелии, отошедших в это время от России к Швеции, можно показать сложившиеся под шведским влиянием гербы Ингрии (Ижорской земли) и Карелии.

    Геральдика в западноевропейском понимании этого слова закрепляется в России в годы реформ Петра I. С 1697 г. вводятся Андреевский флаг (на флоте) и трёхполосный бело-сине-красный стяг (возможно, в подражание голландскому флагу). С 1705  г. триколор применяется как гражданский и торговый флаг. Эффектным был наряд Петра I при коронации в 1724 г. его супруги Екатерины I: белое перо на шляпе, голубой кафтан и красные чулки. Двуглавый орёл в это время чаще всего также изображается на фоне трёхполосного флага (царский штандарт). Позднее в царском штандарте утвердился золотой цвет, поэтому коронационное платье Елизаветы было жёлто-атласным. При Екатерине II в войсках появилось сочетание чёрного и жёлтого (оранжевого) цветов — «дым и огонь» — так возникла Георгиевская лента. Андреевский флаг окончательно утвердился как военно-морской. Рассказ о флаговой символике, возникшей в Российской империи, дополняется показом полковых знамён. С их созданием связано и появление ряда городских гербов по месту формирования полка, изображавшихся на знамёнах (понятие о городском гербе в России появляется в 1692 г.).

    В последние годы царствования Петра в 1722 г. в Россию приехал первый герольдмейстер Франческо Санти. Именно он занялся городской геральдикой по европейским стандартам, составив 137 гербов, многие из которых были утверждены только годы спустя. Он также составил ряд дворянских гербов, в том числе для недавно получивших это достоинство Демидовых и Строгановых. На гербах были отражены их занятия. До этого изображения на гербах знатных родов, появившиеся в петровское время, носили случайный характер: например, герб Шереметьевых представлял собой герб города Данцига (Гданьска), на том основании, что эта семья вела свою родословную от выходца из Западной Пруссии.

    В гербах появились навершия и девизы, был упорядочен императорский герб (официально — не государственный!). Однако Санти был сослан «верховниками», и кипучие труды Герольдмейстерской конторы сменились в годы дворцовых переворотов определённым застоем. Сделанная при Анне Иоанновне попытка составления гербов районов («частей») новой столицы — Санкт-Петербурга — была официально отвергнута.

    Под гербом Перми (Евангелие на спине медведя) — молот железноделательного завода Летящий Архангел поражает дьявола
    Под гербом Перми
    (Евангелие на спине медведя) —
    молот железноделательного завода
    Летящий Архангел
    поражает дьявола

    Новый период бурной геральдической деятельности в екатерининское время был вызван такими изменениями в статусе сословий в стране, как дарование «Жалованной грамоты русскому дворянству» и «Жалованной грамоты городам». Дворяне получили гражданские гарантии, не будучи теперь «рабами государевыми», и это в числе прочего привело к появлению сотен родовых гербов, в которых знать подчёркивала свои ценности и заслуги. Увеличившиеся в числе губернии были разбиты на множество уездов, и каждый уездный город получил герб — это произошло всего за 10 лет, в 1777—1786 гг. Одновременно создавались органы местного самоуправления. Городовое положение Екатерины II определило порядок использования гербов. Теперь их можно было видеть на фасадах общественных зданий, форменных знаках, памятных медалях, в документах. Украшались родовыми гербами и дворянские усадьбы. Учитель, рассказывая об этом, может показать соответствующие иллюстрации. Большая часть местных гербов, утверждённых в XVIII в., возродилась в конце ХХ в. и используется в наши дни как областные, городские и даже сельские (с элементами частновладельческих гербов). С этого времени обычной формой герба становится французский щит (с выступом внизу).

    Наконец, в общественной жизни тогдашней Европы появляется государственный гимн. Гимны тогда часто менялись, сочинялись «под» конкретного монарха или на определённый случай. Это происходило и в России. В петровское время чаще всего в торжественных случаях исполнялись различные канты в честь царя и военных побед. Самый известный из них — «Радуйся, Росско земле». Военным гимном с 1710-х гг. был знаменитый «Преображенский марш». А в 1791 г. в честь побед А.В.Суворова в войне с Турцией был написан «Полонез Козловского» («Гром победы, раздавайся»). Композитор — Осип Козловский, стихи Г.Р.Державина. Впервые он был торжественно исполнен в только что построенном Таврическом дворце князя Г.А.Потёмкина. С того момента «Полонез» постоянно играл роль гимна и был заново «подтекстован» в честь Александра I. В таком виде он звучит в фильме С.Бондарчука «Война и мир».

    В нижней части герба — сосуд, из которого вытекает река Воронеж Под гербом Грузино-Имеретинской губернии — жезл Меркурия в знак обширной торговли
    В нижней части герба — сосуд,
    из которого вытекает
    река Воронеж
    Под гербом
    Грузино-Имеретинской губернии —
    жезл Меркурия в знак
    обширной торговли

    На уроках неплохо иногда делать музыкальные моменты, а записи «Преображенского марша» и «Грома победы» прекрасно впишутся в тему как символы эпохи.

    На рубеже веков герб России испытал влияние пристрастий императора Павла — щит со всадником на груди орла стал изображаться поверх Мальтийского креста. Этот каприз командора мальтийских рыцарей был убран сразу после его устранения в 1801 г.

    XIX в., как ни странно, мало что изменил по существу в российской символике. Со времён Николая I произошла консервация империи и всех её атрибутов. После 1815—1833 гг. в качестве гимна торжественно исполнялась английская мелодия «Боже, храни Короля» со словами В.А.Жуковского (в соответствии с решениями Венского конгресса, рекомендовавшего этот гимн как общеевропейский). Политика Николая, направленная на самобытное развитие России, привела к появлению гимна «Боже, Царя храни» М.Львова и В.Жуковского, определённого как «русский народный гимн». Этот гимн можно послушать на уроке.

    Стремление утвердить более «прусский», чем «голландско-французский» флаг привело в 1858 г. к появлению в качестве государственного чёрно-жёлто-белого «флага Романовых». Однако общественность именно в это время стала противопоставлять ему гражданский бело-сине-красный флаг. Оба флага можно разглядеть на старинных рисунках, картинах, изображающих как военные события, так и мирную жизнь: ярмарки, различные праздники, корабли.

    При Александре II и особенно Александре III идея империи воплотилась в создание малого, среднего и большого варианта герба Российской империи. Подобные гербы появляются в это время и в других европейских империях — Австро-Венгерской и Германской. На крыльях орла и вокруг него размещаются гербы Польши, Финляндии, Туркестана, Закавказского края, Херсонеса Таврического, Сибири, Прибалтики и т.д. Вот Большой герб 1882 г. — фигуры ангелов, девиз «С нами Бог». Разнообразная геральдика Империи была увековечена в оформлении храма Спаса на Крови в Петербурге на месте убийства Александра II народовольцами и Гербового зала на Нижегородской ярмарке. Всё это — по фотографиям — произведёт на учащихся, безусловно, внушительное впечатление и напомнит о безвозвратно ушедших самодержавии и огромной империи.

    В те же годы появились гербы губерний и областей империи. В основном они повторяли гербы своих центров, но есть и исключения.

    В 1896 г., накануне коронации Николая II, был официально возвращён, как официальный, бело-сине-красный флаг. В числе резонов для этого было воспоминание о том, что с этими флагами и с лентами этих цветов встречали в 1814 г. в Париже Александра I, российских представителей на различных официальных конференциях и встречах, российских солдат в освобождённой от османского ига Болгарии. Красный, синий и белый цвета были признаны общеславянскими. По образцу российского флага был составлен в 1877 г. болгарский (но с зелёной полосой вместо синей). Эти факты сообщаются на уроке.

    В связи с упоминанием о национальных движениях на окраинах империи и возрождении национальной культуры уместно будет сказать о появлении в конце XIX в. эстонского и латвийского национального флагов при проведении первых праздников песни и использовании на Украине сине-жёлтого прапора цветов Киевской и Галицкой Руси.

    Как национальный флаг армян стал возрождаться средневековый флаг Киликийской Армении.

    В Литве использовался флаг времён Великого княжества — красный с гербом «Погоня», в Грузии — сочетания чёрного, белого и красного цветов на государственном стяге.


    Советуем прочитать

    О.Никулина. Эпопея орла и всадника. // История. № 29/2004.
    Н.Григайтес. Торжественная песнь орла и триколора. История. № 9/2007.

     

    Аркадий КУЗНЕЦОВ

    Прорисовки древних изображений
    выполнены А.Г.Силаевым

    TopList