© Данная статья была опубликована в № 19/2007 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 19/2007
  • Цель путешествия...

    1 августа 2007 года в Государственном Историческом музее открылась выставка «Железные дороги России. Великий путь», посвящённая 170-летию железнодорожной отрасли страны

    Посетителям впервые представлена уникальная экспозиция из коллекций крупнейших федеральных музеев, архивов и других хранилищ культурных ценностей, освещающая роль железных дорог в истории Российского государства. Гости выставки имеют возможность познакомиться с достоверными свидетельствами экономического и транспортного развития страны с XVIII в. до наших дней. Экспозиция представляет посетителям путь, проложенный множеством мужественных людей, несколькими непохожими поколениями, тысячами самоотверженных героев. Путь, который неразрывно связан с историей становления железных дорог России.

    Художественное решение выставки воспроизводит особую атмосферу жизни вокзала. Здесь собрано всё: расписания движения первых поездов, первые железнодорожные билеты, форма железнодорожников и костюмы пассажиров разных эпох, станционные колокола, часы, фонари.

    Экскурсия начинается с момента появления в России первой железной дороги общего пользования между Петербургом и Царским Селом. В центре витрины притягивает взгляд модель трогательного деревянного паровоза братьев Черепановых по имени «Проворный». Справа в старинной книге каллиграфическим почерком выведено: «Цель путешествия объяснена подробно в следующих статьях выданной при отправлении инструкции». Под портретом царя Николая I, основателя железнодорожной эпохи в России, лубочный рассказ безвестного сбитенщика: «...Вчера по Нижнему со сбитнем ходил, а сегодня в Белокаменную прикатил. Чудная лошадка и дорога под ней гладка...».

    В соседней витрине красочные программки, расположенные между шёлковыми перчатками любительницы путешествий, дорожным сюртуком её спутника и кителем дежурного по станции, свидетельствуют о том, что Павловский вокзал Царскосельской железной дороги был ещё и местом проведения бесплатных музыкальных вечеров.

    На выставке представлен двухвековой путь становления основных железнодорожных магистралей — Царскосельской, Николаевской, Транссибирской, Туркестано-Сибирской и других. Завершается путешествие обзором перспектив современного железнодорожного транспорта.

    Уникальные экспонаты выставки — картографические материалы, среди которых карты направления Санкт-Петербургской железной дороги, принадлежавшие Николаю I. Акварели и технические рисунки с изображением станционных построек, инженерных сооружений и подвижного состава из отчета Министерства путей сообщения за 1888 г. выставляются впервые и дают представление о сложности научно-технических задач того времени.

    Пленяет взгляд прообраз нынешних мобильных телефонов — портативный деревянный телеграфный аппарат Морзе фирмы «Сименс и Гальске». Великолепна и настраивает на гастрономический лад уютная утварь вагона-ресторана.

    Модели поездов представляют всё историческое многообразие подвижного состава. Вот модель первого российского железнодорожного состава, выполненная в 1937 г. (sic!) к 100-летию Царскосельской железной дороги. А вот макеты новейших локомотивов и комфортабельных высокоскоростных поездов, которые в появятся в ближайшем будущем. Дополняют модельный ряд фотографии вагона-церкви, построенного в 1896 г. на Путиловском заводе в честь рождения великой княжны Ольги Николаевны и имевшего «прямым своим назначением облегчить выполнение религиозных обязанностей лицам, живущим на станциях Сибирской ж. д., расположенных вдали от селений».

    Большое внимание авторы выставки уделили важной роли железных дорог в военное время. В экспозицию включены исторические свидетельства героизма и самоотверженности российских железнодорожников в годы Русско-турецкой, Русско-японской и Первой мировой войн. Макет санитарного вагона, предметы быта и архивные документы воспроизводят военную атмосферу Великой Отечественной войны.

    История последней четверти прошлого века воспроизведена в разделе «БАМ». Здесь отражены важнейшие этапы строительства знаменитой магистрали: начало строительных работ, укладка «Золотого звена» главного хода железной дороги и открытие самого длинного в России Северо-Муйского тоннеля протяженностью 15 км 343 м, не имеющего аналогов по сложности проходки.

    Важное место в экспозиции занимают материалы, посвящённые современному состоянию железных дорог России и их будущему.

    Авторы и организаторы уверены — необычная экспозиция для многих станет настоящим открытием и позволит не только вернуться в прошлое, но и заглянуть в будущее.

    Выставочные впечатления На_Че

    Фото ГИМ

    TopList