© Данная статья была опубликована в № 18/2007 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 18/2007
  • Профильное обучение и современные образовательные технологии

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
    "ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ"

     

    КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

     


    ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ
    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

    Курс лекций для дистанционного обучения

    ЛЕКТОРЫ

    КОЗЛЕНКО Сергей Иванович
    САПЛИНА Елена Витальевна

    УЧЕБНЫЙ ПЛАН ЛЕКЦИОННОГО КУРСА
    «Профильное обучение и современные образовательные технологии»

    № газеты Тема лекции
    № 17/2006 Лекция 1. Цели и задачи профильного обучения учащихся. Место профильной школы в российской системе образования. Нормативно-правовое обеспечение профильного обучения.
    № 18/2006 Лекция 2. Учебно-методическое обеспечение профильного обучения по истории.
    № 19/2006 Лекция 3. Элективные курсы по истории в профильной школе.
    Контрольная работа № 1.
    № 20/2006 Лекция 4. Модели уроков истории в профильной школе.
    № 21/2007 Лекция 5. Современные образовательные технологии на уроках истории в профильной школе.
    № 22/2007 Лекция 6. Современные информационные технологии на уроках истории в профильной школе.
    Контрольная работа № 2.
    № 23/2007 Лекция 7. Проектно-исследовательская деятельность учащихся по истории в профильной школе.
    № 24/2007 Лекция 8. Методика составления олимпиадных заданий по истории для профильной школы. Подготовка к ЕГЭ.
    Итоговая работа.

    ЛЕКЦИЯ 2

    Учебно-методическое обеспечение
    профильного обучения по истории

    1. Цели изучения истории в старшей школе на профильном уровне.
    2. Требования к уровню подготовки выпускников профильной школы.
    3. Требования к современному учебнику по истории.
    4. Каким должен быть учебник истории для профильной школы.

    Сегодня мы затронем очень актуальную тему: учебники по истории. Каким должен быть современный учебник? Чем должен отличаться учебник для профильной школы от учебника, предназначенного для базового уровня?

    Давайте ещё раз вспомним, какой смысл мы вкладываем в понятие «профильное обучение».

    Профильное обучение — это средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования («Концепция профильного обучения»).

    Профильная школа есть институциональная форма реализации этой цели.

    Профильное обучение предполагает двухуровневое (базовое и профильное) изучение ряда предметов. Тем самым оно не только закрепляет принципы дифференцированного обучения, уже существующие в российской школе, но и позволяет решить ряд новых проблем современного образования.

    Прежде чем говорить об учебниках и учебных пособиях для профильной школы, давайте познакомимся с основными целями и задачами изучения истории на профильном уровне, с теми умениями и навыками, которые должны предъявляться выпускнику профильной школы. Эти требования сформулированы в образовательном стандарте, документе, с которым обязательно должен ознакомиться учитель, начинающий работать в профильных классах.

    Изучение истории на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

    воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин, расширение социального опыта учащихся при анализе и обсуждении форм человеческого взаимодействия в истории;

    развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить её с исторически возникшими мировоззренческими системами;

    освоение систематизированных знаний об истории человечества и элементов философско-исторических и методологических знаний об историческом процессе; подготовка учащихся к продолжению образования в области гуманитарных дисциплин;

    овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач;

    формирование исторического мышления — способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.

    Исходя из этих целей, разработчики стандарта сформулировали требования к выпускникам профильной школы по истории:

    «В результате изучения истории на профильном уровне ученик должен

    знать:

    важнейшие методологические концепции исторического процесса, их научную и мировоззренческую основу;

    методы исторического анализа;

    факты, явления, процессы, суждения, интерпретации, характеризующие системность, целостность исторического процесса;

    принципы и способы периодизации всемирной истории;

    взаимосвязь и особенности истории России и мира, национальной и региональной, конфессиональной, этнонациональной, локальной истории;

    уметь:

    проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;

    осуществлять внутреннюю и внешнюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности);

    классифицировать исторические источники по типу информации;

    использовать при поиске и систематизации исторической информации методы электронной обработки, отображения информации в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) и перевода информации из одной знаковой системы в другую;

    различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения, суждения и интерпретации;

    реконструировать образ исторической реальности на основе выявления причинно-следственных связей и динамики развития (эволюции) исторического явления;

    систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих принципах и логике всемирно-исторического процесса;

    проектировать собственную траекторию решения историко-познавательных задач, включая формулирование проблемы и целей своей работы, определение адекватных историческому предмету способов и методов решения задачи, прогнозирование ожидаемого результата и сопоставление его с собственными историческими знаниями;

    участвовать в групповой исследовательской работе, определять ключевые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для её аргументации исторические сведения, учитывать различные мнения и интегрировать идеи, организовывать работу группы;

    сочетать в решении познавательных задач методы исторического, историко-социологического, историко-политологического, историко-культурологического, антропологического анализа;

    представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в формах конспекта, аннотации, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации;

    использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

    использовать полученные знания и умения для понимания и критического осмысления общественных процессов и ситуаций;

    определять собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни и объяснять её, исходя из исторической обусловленности;

    формулировать свои мировоззренческие взгляды и принципы и соотносить их с исторически возникшими мировоззренческими системами;

    осознавать себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России;

    учитывать в своих действиях необходимость конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;

    действовать в различных жизненных ситуациях исходя из понимания их исторической обусловленности».

    Вчитываясь в требования, которые стандарт предъявляет к выпускнику профильной школы, испытываешь два противоположных чувства: восхищение и возмущение. Восхищение — потому что в обозримом будущем мы должны увидеть высокоинтеллектуальных, творческих, инициативных молодых людей, у которых сформированы основные социально значимые компетенции.

    С другой стороны, возмущение, ибо для того, чтобы реализовать всё это, следует многое поменять в системе современного отечественного образования, а именно: продумать вопросы управленческого и организационного характера, тщательно выстроить содержание образования на базовом и профильном уровне, обучить педагога новым методикам и технологиям.

    Сопоставление целей обучения истории и требований к уровню подготовки выпускников школы наглядно демонстрирует особенности усвоения истории на профильном уровне. От учащихся требуется более высокий уровень оценочной деятельности, элементарное усвоение историко-философских концепций и методологии истории как науки, овладение умениями, которые позволяют решать комплекс исследовательских задач.

    В связи с этим перед учителем встают сложные задачи. Он должен хорошо разбираться в содержании профильного обучения, знать дискуссионные вопросы истории, новые методологические концепции. Кроме того, ему предстоит применять новые формы процесса обучения. Реализация требований к уровню подготовки учащихся на профильном уровне актуализирует исследовательские формы деятельности, предполагает организацию системы практических занятий: семинары, круглые столы, конференции, дискуссии, лабораторные работы по изучению исторических источников, а также другие формы, которые мы более подробно рассмотрим в следующих лекциях.

    Но реализовать все эти требования и условия профильного обучения без хорошего учебно-методического комплекта невозможно. Иначе учителю к каждому уроку придётся вооружаться огромным количеством дополнительного материала, чтобы обеспечить усвоение содержания, а также организовать активные формы познавательной деятельности своих учеников.

    Приступая к созданию учебников для профильной школы, авторам необходимо познакомиться с требованиями к выпускникам таких школ. Обычный авторский текст, насыщенный, а иногда перенасыщенный фактическим материалом, не может решить новых задач обучения истории на профильном уровне.

    Попробуем определить основные подходы и требования к учебнику истории ХХI в. Возможно ли соблюсти преемственность между учебниками для основной и старшей (профильной) школы?

    Вопросы для размышления

    Кто должен писать школьные учебники?

    Какова роль школьного учебника на уроке истории в профильном классе?

    Должен ли учебник быть информационно избыточным?

    В чём заключается отличие учебника для профильного уровня от учебника базового курса истории?

    Каким должен быть современный учебник истории — зависит от целей и задач преподавания истории в школе. Ученики должны не только знать даты и факты, но и уметь работать с источниками, анализировать, описывать, объяснять, сравнивать исторические версии и оценки, аргументировать свою точку зрения, уметь работать с различной информацией. Значит, современный учебник надо рассматривать именно с этих позиций. Школьный учебник является сегодня и источником знаний, и важнейшим средством, с помощью которого учитель развивает мышление, учит анализировать материал, самостоятельно обосновывать и отстаивать свою точку зрения. Учебники сегодня не только носители информации и знаний. Надо учить, как с их помощью учиться. Для будущего детей приобретение этого навыка имеет решающее значение.

    В настоящее время хороший учебник — это, прежде всего, инструмент организации учебной деятельности на уроке. Он играет важнейшую роль в определении содержания образования, процессуальной части обучающей технологии и в её реализации.

    В учебнике важны три его составляющие: дидактика, психология, методика. Это означает, что учебник должен давать знания (чему-то учить), отвечать психологическим и возрастным особенностям учащихся, быть хорошо методически построенным. Методический аппарат учебника должен быть таким, чтобы он предоставлял возможность учителю организовать разнообразные виды деятельности на уроке. Чем больше таких видов деятельности используется, тем продуктивнее проходит урок, тем больше отдача от него. Ученик может просто пересказывать прочитанный материал, а может быть активным участником ролевой игры, диспута.

    Смена видов деятельности: чтение текста, работа с документом и с иллюстрациями — всё это способно поддерживать высокую активность детей на уроке.

    Авторский текст учебника должен легко и с интересом читаться учениками. Отсюда возникает проблема — кому следует писать учебники? Современная тенденция, когда учебники создаются крупными историками-специалистами, не всегда оправдана: зачастую написанные ими тексты мало понятны не только ученикам, но и учителям. Они не отвечают психологическим особенностям конкретного возраста учащихся, методический аппарат сводится лишь к сложно сформулированным вопросам в конце параграфа. Как правило (опыт это подтверждает), ни один современный ученик (без специального указания учителя) не читает вопросы в конце параграфа. С другой стороны, качественный учебник учителя и методисты без привлечения специалистов написать не могут.

    Современные дидактические задачи выводят на первый план систему вопросов и заданий в учебном пособии. Для того чтобы научиться работать с исторической информацией, школьник должен научиться отвечать на вопросы и, что ещё более важно, уметь их формулировать и задавать. Работа над учебником должна начинаться не с определения объёма фактов и концептуальных основ текста, а с решения вопросов: чему может научить данный учебник и какими средствами можно достичь поставленной цели.

    Обязательный элемент учебника — источник. Жаль, что до сих пор во многих учебных книгах он служит простой иллюстрацией к авторскому тексту. Сегодня источник — это важнейшее средство обучения работе с исторической информацией. Однако не следует забывать, что задача школы заключается вовсе не в том, чтобы познакомить учеников с лабораторией исторической науки. Преподавание, построенное на изучении источников, требует огромного количества времени. Порой для получения простых выводов требуется трудоёмкое обсуждение на уроке, большое мастерство в интерпретации текстов. Целостная картина восприятия исторического материала порой отходит на задний план. Поэтому в учебнике должно быть найдено разумное сочетание учебного текста и исторического документа для каждого класса.

    Важнейший компонент учебника — это иллюстрации, причём не только привычные музейные экспонаты, но и нарисованные на определённую тему картинки, карикатуры, плакаты, современные фотографии. Именно они обучают детей навыкам работы с визуальной информацией.

    В современном учебнике обязательно должны быть следующие рубрики, например: «Для тех, кто хочет знать больше», «Интересное задание», «Трудный вопрос» и др. Именно они способны заинтересовать учеников, вызвать желание узнать больше.

    Давайте поразмышляем: а каким должен быть учебник для профильной школы, в чём его отличие от учебника базового уровня.

    Информативная функция учебника остается, а вот объём информации по сравнению с основной школой расширяется.

    Однако учебный текст для профильного обучения — это не источник готовых знаний, подлежащих запоминанию, а, прежде всего, продуманная система познавательных задач и проблем.

    Учебник истории для профильной школы должен стать средством организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

    Предпочтительнее использовать не информационно-объяснительную форму изложения материала, а проблемно-рассуждающую: например, описать основную проблемную ситуацию, выделить главное, сформулировать наиболее важные вопросы, показать образцы рассуждений и т.д.

    Проблемность, диалог и дискуссии должны занять ведущее место на страницах учебника, наряду с учебниками-монологами должны появиться учебники-диалоги. В таком учебнике следует предусмотреть различные методические приёмы, позволяющие научить школьников работать с литературой.

    Учебник для профильной школы, а, может быть, лучше сказать, учебно-методический комплект призван создать условия для организации совместной деятельности учеников и учителя. Система вопросов и заданий учебника истории для профильной школы должна предоставлять возможность организации и самостоятельной, и групповой работы учеников.

    Учебник должен содействовать развитию психических возможностей учащихся: их интеллектуальных способностей, мотивационной сферы, личностных качеств, системы ценностных ориентаций и т.д., т.е. обеспечивать условия для формирования всей совокупности психических свойств личности, которые лежат в основе активной, продуктивной и самостоятельной жизнедеятельности в условиях всё более усложняющейся социальной действительности.

    Учебник — это интересная книга. Изложение в учебнике материала, будучи по содержанию строго научным, по форме должно быть популярным в лучшем смысле этого слова. Необходимо, чтобы учебник «беседовал» с учеником живым языком, чтобы в учебном материале использовались образные, запоминающиеся сравнения и аналогии, вызывая в сознании яркие образы и ассоциации.

    Вопрос для размышления

    Важна ли в учебнике для профильной школы функция дифференциации обучения?

    Г.М.Донской, анализируя отечественные и зарубежные учебники, выделил три способа дифференцирования учебного текста: 1) внутритекстовое; 2) межтекстовое; 3) внетекстовое.

    «Внутритекстовое дифференцирование учебного материала реализуется с помощью разных шрифтов, а в ряде случаев — сигналов-символов, рамок, цвета.

    Межтекстовое дифференцирование осуществляется путем разделения функций между текстами различного назначения. Функция выделения главного возложена при этом на тексты специального назначения: введения к учебнику в целом и его разделам, заключений к главам и т.д. Второстепенный материал при данном способе дифференцирования помещается в дополнительных текстах — например, хрестоматийных материалах.

    Внетекстовое дифференцирование осуществляется средствами графической ориентации» (Донской Г.М. Типологические свойства современного учебника. М., 1985).

    Важное дополнение учебника — рабочая тетрадь. Именно она должна быть инструментом активизации познавательной деятельности учащихся. Предусматривается, что в рабочей тетради присутствуют исторические источники, научные и научно-популярные тексты, схемы, диаграммы, карикатуры, если это необходимо для изучения определённых тем, а также проблемные задания, вопросы для семинарских занятий, темы проектно-исследовательских работ. В последнее время в рабочие тетради включаются тестовые и тренировочные задания для подготовки к ЕГЭ.

    Существенно меняется роль ученика в учебном процессе профильной школы. Его роль не ограничивается пассивным восприятием текста с последующим его простым воспроизведением. Сегодня перед учащимся ставят познавательные проблемы, для решения которых ему требуются и знакомство с вариативностью историографических оценок, и умение вырабатывать собственное оценочное отношение к тем или иным историческим фактам.

    Но стоит ли идеализировать школьный учебник? Является ли он сегодня основным источником знаний для современного школьника? Наверное, нет. Образование в начале XXI в. проходит в условиях качественно нового этапа информационной революции. Масса всевозможных изданий энциклопедического, справочного, научно-популярного характера, большое количество телевизионных программ, компьютерные игры, Интернет — всё это привело к тому, что школьный учебник и урок истории стали выглядеть ручейком в огромном океане информации. Одним из следствий информационного взрыва стало привнесение в школьные курсы истории значительного количества нового фактического материала, усложнилась и теоретическая база школьного курса (цивилизационный подход, теория модернизаций).

    Попробуем сравнить два учебника для 10 класса общеобразовательных учреждений издательства «Просвещение». Первый — «История России с древнейших времен до конца XVII века» под редакцией А.Н. Сахарова (авторский коллектив — А.Н.Сахаров, В.И.Буганов). Другой учебник написан профессором МГУ им. Ломоносова Н.С.Борисовым.

    Первый учебник предназначен для профильных классов. Второй — для базовых. Безусловно, разница видна с первых страниц. В учебнике под редакцией А.Н.Сахарова даётся подробный, насыщенный фактическим материалом рассказ о разных исторических событиях, рассматриваются дискуссионные вопросы, приводятся отличающиеся трактовки какого-либо исторического факта. В содержательном плане учебник действительно соответствует стандарту профильного образования. Учебник Н.С.Борисова написан в ином ключе, и ориентирован он, прежде всего, на тех учеников, для которых история не станет основной профессиональной деятельностью, и они не планируют этот предмет сдавать в качестве вступительного экзамена в вуз.

    Но встаёт вопрос: а что изучать в 10—11 классах на базовом уровне, когда история с древнейших времён до начала XXI в. пройдена в 5—9 классах? Может быть, исключить историю из списка обязательных для изучения предметов в непрофильных классах старшей школы? Нам представляется, что это не выход из положения. История, будучи стержнем гуманитарных наук в школе, является важной составной частью культуры современного человека. Удачный пример, подкрепляющий нашу точку зрения — учебник Н.С.Борисова «История России с древнейших времён до конца XVII в.». Автор нашёл верный способ подачи материала для этого уровня. Названия параграфов и разделов говорят сами за себя. Например, параграф «Восточные славяне в VI—IX вв. Образование Древнерусского государства». Разделы внутри этого параграфа — «Уклончивые истины. Загадочная Русь. Государство и коварство».

    В параграфе «Киевская Русь»: «Земля и воля. Разбитое зеркало. Герои минувших времён. Лестница к трону. Геометрия власти. Между эгоизмом и долгом.» и т.д. Верный методический ход придумал автор, вероятно, сам не осознавая, что это назовут методическим ходом. Но эти необычные заголовки, как говорят, «цепляют» взгляд и внимание ученика, невольно хочется прочитать текст. Обратим внимание на документы и материалы, размещённые после текста параграфов. Очень интересно сформулированы вопросы.

    Например, вопросы после документов «Прокопий Кесарийский о славянах и антах» и “Рассказ о призвании Рюрика в «Повести временных лет”»: «Сгруппируйте информацию источника по проблемам:

    а) Условия жизни славянских племен;

    б) общественные отношения;

    в) религиозные верования.

    Сделайте вывод, о какой стадии развития древнеславянского общества повествует автор. Как вы думаете, какие дополнительные источники необходимо привлечь, чтобы информация о славянах была более полной и достоверной?» и «Соотнесите сведения летописца и данные исторической карты. Определите первоначальные границы Древнерусского государства. В чём проявляется его полиэтничность?». А вот ещё один вопрос после параграфа об образовании Древнерусского государства: «Представьте себя участником микроконференции на тему “Происхождение и ранняя история восточных славян” — профессиональными историками, археологами, лингвистами. Подготовьте выступление на конференции, используя сведения параграфа и дополнительный материал».

    Вопросы сформулированы остроумно, они направлены не на простое воспроизведение прочитанного материала, а на поиск верного ответа, на воспитание умения систематизировать историческую информацию, они наталкивают на поиск собственного алгоритма решения задачи, формируют потребность получить значимый результат своей работы. Причём заметим ещё раз, что это вопросы в учебнике для базового уровня, а отвечают они требованиям профильного уровня.

    А вот многие вопросы, да и сам методический аппарат учебника для профиля под редакцией А.Н.Сахарова иногда вызывает недоумение. Разве такие вопросы подходят для этого уровня, например: «Древние славяне были язычниками. Что это означает?», «Покажите на карте основные торговые пути. С кем и чем торговали славяне? Какое воздействие оказывало развитие торговли на славян? Какова была роль пути “из варяг в греки”?» (это группа вопросов, объединённых вместе). «Как Север победил Юг? Была ли это победа закономерна?»; «В чём значение похода Олега на Византию», «Продолжите фразу: “При Владимире на Руси впервые…”». Странно звучит в итоговом обобщении для профильного уровня вопрос: «Какие народы были соседями восточных славян в древности? Какие отношения сложились у восточных славян с ними?» Или: «Заполните таблицу “Внешняя политика Ивана IV”».

    Учебник для профильного уровня — это не только расширение фактического материала, наличие документов, которые теперь есть в каждом учебнике, вопросов и заданий, тем для докладов, даже планов семинарских занятий. Прежде всего, учебник должен быть грамотно выстроен методически и ориентирован на результат, т.е. на формирование тех умений и навыков, которые заложены в стандарте, в конкретных требованиях к уровню подготовки выпускников. Чем больше учебник будет давать возможностей для решения историко-познавательных задач, для самостоятельного поиска необходимой информации, для возможности аргументированно высказывать свою позицию в дискуссии по проблемным вопросам, тем лучше учащийся будет знать и понимать изучаемый материал, быстрее научится использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

    Хочется обратить внимание на учебник издательства «Дрофа», который совсем не предназначен для профиля, а лишь для 8 базового класса, и посвящен истории России ХIХ в. (автор — профессор Л.М.Ляшенко). В конце почти каждого параграфа или большой главы есть рубрики: «Событие—современник», «Историческая разноголосица», «Загадка от историка, или от императора, журналиста, фрейлины», «Поспорим?» (темы для дискуссий), «Что ещё почитать по теме». Интересные рубрики, а в профильном учебнике их должно быть ещё больше. Не хочется, чтобы история в профильных гуманитарных классах превращалась в социологическую схему с большим количеством фактов. Наверное, правильно было бы обсудить и выработать новые современные концептуальные подходы к созданию учебников для профильной школы, послушать мнения тех, кто с ними будет работать. Это прежде всего учителя, методисты. Школьный учебник — это не калька с вузовского и не краткое переложение научной монографии, у него другая задача. Конструктивный диалог тех, кто пишет, и тех, для кого пишут, обязателен, иначе учителя начнут изобретать велосипед, а учебники окажутся невостребованными.

    Мы уже говорили о требованиях, которые предъявляет сегодня общество к выпускнику школы начала XXI в. Если кратко суммировать то, о чём говорится в стандарте, то получится следующее.

    Ученик должен уметь самостоятельно приобретать знания; применять свои знания на практике для решения разнообразных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать; самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути решения проблем; быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.

    Соответственно меняется и роль школы. Одна из главных её задач — это создание условий для формирования личности. Это те условия, которые призваны обеспечить следующие возможности: вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс, совместная работа, сотрудничество при решении разнообразных проблем, когда требуется проявлять соответствующие коммуникативные умения, предоставление свободного доступа к необходимой информации с целью формирования собственного независимого и аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможность её всестороннего исследования, постоянное испытание своих интеллектуальных возможностей.

    Школьный учебник — это ключевой компонент образовательного процесса. Его влияние на интеллектуальное развитие учащихся огромно.

    Литература к лекциям №№ 1–3 будет опубликована в № 19/2007

    TopList