© Данная статья была опубликована в № 18/2007 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 18/2007
  • Методическая разработка «Религии мира»

     

    Методическая разработка подготовлена Еленой Тепловой,
    ст. научным сотрудником Лаборатории «Истории и культуры религий мира»
    кафедры международного образования МИОО

     

    Методическая разработка
    «Религии мира»

    Обоснование введения предмета

    С сентября 2007 г. предмет «Религии мира» включается в образовательную программу московских государственных школ и колледжей. Основанием служит приказ Департамента образования города Москвы № 866 от 21.12. 2006 «О выполнении решения Правительства Москвы по введению в государственных учреждениях города Москвы курса «Религии мира» и постановление Правительства Москвы № 472-ПП от 06.07.2004.

    Курс «Религии мира» включается в учебный план в виде факультатива на добровольной основе. Это значит, что школа обязана включить предмет в сетку часов. Однако у школьника остается право выбора: посещать данный факультатив или нет.

    Предмет ориентирован на учащихся 10-го класса, однако по усмотрению школьной администрации курс может быть введен с 9-го класса. Более младший возраст не способен в полной мере осознать глубину религиозного мышления и абстрактных философских понятий. Преподавание курса рассчитано на один год с расчетом 1 академический час в неделю (всего — 34 ч). В классах гуманитарной специализации курс может преподаваться в количестве 68 ч (1 час в неделю в течение двух учебных лет или 2 часа в неделю в течение одного учебного года).

    Необходимо учитывать отношение к данному курсу родителей учащихся. Перед началом учебного года следует провести информационные встречи с учениками и их родителями, объяснить, почему введен данный предмет, познакомить с программой курса и собрать заявления, подписанные родителями, о том, что они не возражают против того, что их ребенок будет изучать курс «Религии мира».

    На школьном стенде рекомендуется вывесить следующую информацию:

    О предмете «Религии мира»

    Религия на протяжении веков и до наших дней является важнейшим фактором, во многом определяющим ход человеческой истории. Религиозные движения и учения оказывают влияние на формирование культур, обществ и человеческой цивилизации в целом. Роль религии в современном обществе трудно переоценить.

    Школы у нас в последние годы становятся всё более многонациональными, следовательно, многоконфессиональными. Учителя разных специальностей в своей работе постоянно сталкиваются с проблемами, затрагивающими вопросы религиозного характера. Вопросы возникают не только на уроках истории, МХК, литературы, но и на уроках географии, биологии, астрономии.

    Именно поэтому возникла необходимость введения в старших классах общеобразовательных школ отдельного предмета «Религии мира». Этот курс вызывает сегодня заслуженный интерес, потому что религия, будучи структурообразующим элементом культуры, представляет собой неотъемлемую часть отечественной и всемирной истории.

    Курс «Религии мира» рассчитан на ознакомление с основными национальными и мировыми религиями. Большое внимание в программе курса уделено традиционным для Российской Федерации вероисповеданиям: православию и исламу. Учащиеся узнают об основных этапах истории Русской Православной церкви, о догматических положениях православия и ислама, их роли в истории народов, населяющих Российскую Федерацию, о правилах поведения в христианском храме и мечети, об отличии классического ислама от крайних сектантских толков.

    С конца 1990-х гг. резко возросла угроза жизни и здоровью молодежи со стороны тоталитарных сект, часто выдающих себя за традиционные религии. Должное внимание в программе курса уделяется характеристике наиболее опасных тоталитарных сект. Знание о тоталитарных сектах, действующих на территории Российской Федерации, разовьет невосприимчивость к приёмам сектантов при вербовке, активность позиции в разговоре с сектантами, предотвратит разрушение морального и физического здоровья молодых людей.

    Знание предмета «Религии мира» обогащает личность, затрагивает глубинные вопросы, которые волнуют молодого человека — смысл жизни, нравственные ценности, проблемы бессмертия. Т.к. традиционные религии зиждутся на требовании совершенствования человека, знание предмета разовьет ответственность за свои поступки и мысли, сформирует потребность в самопознании и саморазвитии.

    Об учебных пособиях

    К сентябрю 2007 г. все московские государственные школы и колледжи должны получить по 30 учебников «Религии мира: история, культура, вероучение» под редакцией А. О. Чубарьяна, отпечатанные в издательстве ОЛМА Медиа Групп в 2006 г.

    К ноябрю 2007 г. учебно-методический комплект к данному учебнику выйдет полностью, включая методические рекомендации для учителя, рабочую тетрадь для учащегося, атлас и учебный диск.

    Существует альтернатива указанному учебнику. Это учебник «Религии Российской Федерации», автором которого является с.н.с. Института общего образования Минобрнауки России, член Рабочей группы Минобрнауки России по проблемам изучения исторических и культурных основ ведущих мировых религий в системе образования, автор учебных пособий «Свет Вифлеемской звезды. М., 1999», «Религии мира. 10—11 класс. М., 2003» А.Е.Кулаков. Учебник должен выйти в издательстве АСТ в сентябре 2007 г.

    В настоящее время к изданию готовится учебник «Религии Российской Федерации» под редакцией А.Н.Сахарова.

    Право выбора одного из указанных учебников остается за учителем.

    В помощь учителю

    В связи с введением предмета в программу московских школ и колледжей в рамках кафедры международного образования МИОО (Московского института открытого образования) создана лаборатория истории и культуры религий мира, которая призвана помочь учителю в преподавании данного предмета.

    В течение 2007—2008 учебного года с сентября по май каждый вторник с 15.00 до 18.00 в МИОО (Пречистенский переулок, д. 7-А) будут проходить консультации. В консультациях будут принимать участие авторы учебника «Религии мира…» и сотрудники лаборатории.

    В 2007—2008 уч. г. Московский институт открытого образования проводит курсы повышения квалификации по теме «Преподавание предмета “История и культура религий мира” для старшеклассников».

    Курсы будут организованы:

    I. Кафедрой международного образования:

    а) занятия городской группы проходят в МИОО (Пречистенский переулок, д. 7-А),
    объем — 144 ч;

    б) занятия групп из южного, западного и восточного округов проходят на базе округа;
    объем — 72 ч;

    II. Кафедрой культурологии:

    а) занятия городской группы проходят в МИОО (Пречистенский переулок, д. 7-А),
    объем — 72 ч;

    б) занятия групп из северо-восточного, северо-западного и центрального округов проходят на базе округов; объем — 36 ч.

    В помощь учителю будут издаваться сборники методических материалов и пособий, в том числе сборник «Изучение истории и культуры религий в общеобразовательной школе: методология, теория, практика» в рамках издательской серии «Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве».

    Об учебных пособиях

    К сентябрю 2007 г. все московские государственные школы и колледжи должны получить по 30 учебников «Религии мира: история, культура, вероучение» под редакцией А. О. Чубарьяна, отпечатанные в издательстве ОЛМА Медиа Групп в 2006 г.

    К ноябрю 2007 г. учебно-методический комплект к данному учебнику выйдет полностью, включая методические рекомендации для учителя, рабочую тетрадь для учащегося, атлас и учебный диск.

    Существует альтернатива указанному учебнику. Это учебник «Религии Российской Федерации», автором которого является с.н.с. Института общего образования Минобрнауки России, член Рабочей группы Минобрнауки России по проблемам изучения исторических и культурных основ ведущих мировых религий в системе образования, автор учебных пособий «Свет Вифлеемской звезды. М., 1999», «Религии мира. 10—11 класс. М., 2003» А.Е.Кулаков. Учебник должен выйти в издательстве АСТ в сентябре 2007 г.

    В настоящее время к изданию готовится учебник «Религии Российской Федерации» под редакцией А.Н.Сахарова.

    Право выбора одного из указанных учебников остается за учителем.

    В помощь учителю

    В связи с введением предмета в программу московских школ и колледжей в рамках кафедры международного образования МИОО (Московского института открытого образования) создана лаборатория истории и культуры религий мира, которая призвана помочь учителю в преподавании данного предмета.

    В течение 2007—2008 учебного года с сентября по май каждый вторник с 15.00 до 18.00 в МИОО (Пречистенский переулок, д. 7-А) будут проходить консультации. В консультациях будут принимать участие авторы учебника «Религии мира…» и сотрудники лаборатории.

    В 2007—2008 уч. г. Московский институт открытого образования проводит курсы повышения квалификации по теме «Преподавание предмета “История и культура религий мира” для старшеклассников».

    Курсы будут организованы:

    I. Кафедрой международного образования:

    а) занятия городской группы проходят в МИОО (Пречистенский переулок, д. 7-А),
    объем — 144 ч;

    б) занятия групп из южного, западного и восточного округов проходят на базе округа;
    объем — 72 ч;

    II. Кафедрой культурологии:

    а) занятия городской группы проходят в МИОО (Пречистенский переулок, д. 7-А),
    объем — 72 ч;

    б) занятия групп из северо-восточного, северо-западного и центрального округов проходят на базе округов; объем — 36 ч.

    В помощь учителю будут издаваться сборники методических материалов и пособий, в том числе сборник «Изучение истории и культуры религий в общеобразовательной школе: методология, теория, практика» в рамках издательской серии «Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве».

    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
    ПРЕДМЕТА «РЕЛИГИИ МИРА»

    Классы: 10—11-й

    Количество часов: 68

    Всего: 1 час в неделю в теч. двух лет или 2 часа в неделю в теч. одного года

    Количество диагностических работ:____

    проверочных работ: ____

    Планирование ориентировано на учебник «Религии мира: история культура, вероучение / Под ред.
    А.О. Чубарьяна. М., ОЛМА Медиа Групп, 2006
    .

    Дополнительная литература: Кулаков А.Е. Религии мира: 10—11 класс. М., ООО «Издательство АСТ», 2003.

    10-й класс (34 часа)

    ВВЕДЕНИЕ
    Основные знания
    о религиях мира
    Предмет и основные разделы. Методы исследования
    Цели и задачи курса Понятие религии. Проблемы происхождения религии

    2 ч

    Международное право, российское и зарубежное законодательство, Конституция РФ о свободе совести

    РЕЛИГИИ ПЕРВОБЫТНОСТИ И

    ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

    Религии первобытной эпохи

    2 ч

    Религии древнейших
    цивилизаций
    (Ближний Восток
    и Средиземноморье)
    1 Религии Месопотамии

    8 ч

    2 Религия Древнего Египта
    2 Религия Древней Греции
    2 Религия Древнего Рима
    1 Обобщающее-повторительное занятие
    Религии Центральной
    и Восточной Европы (славяне, германцы, кельты)
    1 Древние славяне и их верования

    3 ч

    2 Религия древних германцев
    3 Религия кельтов
    Религиозные верования доколумбовой Америки 1 «Мировое дерево» майя: Ацтеки

    2 ч

    1 Цивилизация инков: Столкновение
    цивилизаций и мировоззрений
    Традиционные религии стран Востока (Персия, Китай, Япония, Индия) 2 Зороастризм

    8 ч

    2 Религии народов Китая и Японии
    3 Религии Индии
    1 Обобщающе-повторительное занятие
    Буддизм —
    мировая религия
    1 Происхождение буддизма

    4 ч

    1 Вероучение и культ буддизма
    1 Направления в буддизме
    1 Обобщающе-повторительное занятие
    Иудаизм — первая
    монотеистическая религия
    1 Древнееврейская религия

    4 ч

    2 История иудаизма
    1 Иудаизм различных направлений в мире
    и в современной России
    Итоговое повторение. Зачёт

    1 ч

    11-й класс (34 часа)

    МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ:
    ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

    Раннее христианство 1 Исторические условия и идейно-духовные источники возникновения христианства

    5 ч

    2 Основные исторические источники.
    Жизнь и учение Иисуса Христа
    1 Развитие христианского богословия,
    возникновение монашества
    1 Древние восточные церкви.
    Разделение церквей
    Католичество 1 История католической церкви

    4 ч

    1 Флорентийская уния, Крестовые походы
    1 Особенности католического вероучения и богослужения
    1 Католицизм в современном мире
    Протестантизм 1 Реформация и Контрреформация

    3 ч

    1 Направления протестантизма
    1 Протестантизм в современном мире
    Православие 1 Византийское православие

    11 ч

    1 Православное вероучение и богослужение
    9 Православие в России
    Ислам 1 Экономические и идейные предпосылки возникновения ислама

    5 ч

    2 Вероучение и культ ислама
    1 Основные направления ислама
    1 Обобщающе-повторительное занятие

    Заключение

    15, Новые религиозные движения 1 Возникновение новых религиозно-мистических движений и культов 2 ч
    1 Организация новых культов,
    их вероучения
    Религии
    в современном мире.

    Культура и религия

    1 Место религии в духовной культуре 2 ч
    Итоговое повторение Обобщающе-повторительное занятие
    Зачётное занятие
    2 ч

    Общие методические рекомендации

    При чтении курса учителю необходимо учитывать возрастную и социальную психологию, религиозный менталитет учащихся. Методика преподавания данного предмета должна выстраиваться по схеме «человек — человек», а не «учитель — ученик».

    Не должно быть негативного настроя и критики по отношению к каким бы то ни было религиям, крайне непримиримая позиция оправдана только в отношении тоталитарных сект и религиозных движений оккультного толка. Одновременно учитель не должен насаждать атеистические воззрения, учитывая право каждого на свободу религиозного самоопределения. При этом не следует всё сводить только к сухой информации, учитывая высокий нравственный потенциал предмета.

    Элементы беседы должны встречаться почти на каждом уроке. В процессе обучения школьникам рекомендуется организовать экскурсию «Религии мира», или проводить занятия о православии, католичестве, протестантизме, исламе на примере храмов и мечетей, если таковые имеются поблизости. Организация викторин, конкурсов будет уместна при изучении тем, уже знакомых школьникам: «Мифология Древнего Египта», «Мифы Древней Греции», «Язычество на Руси». Круглый стол предоставит возможность свободного выражения собственного отношения к изучаемым темам, проведения дискуссии, подведения итогов. Последние уроки рекомендуется провести в виде конференции, где школьники выступят с докладами, темы которых они выбирают самостоятельно или с помощью учителя после зимних каникул.

    Необходимо учитывать опасность проникновения сектантов в среду преподавателей, поэтому проведение курса школьная администрация должна доверять только надёжным, проверенным, опытным учителям. Для практического урока по правилам самосохранения при общении с сектантами рекомендуется пригласить профессионального сектоведа (Центр Св. Иринея Лионского,
    тел. 785-36-34
    ).

    Каталог ТСО,
    рекомендуемый при изучении курса «Религии мира»

    Слайд-альбомы

    • Древние цивилизации

    • Цивилизации средневекового Запада

    • Ренессанс и Реформация

    CD-носители

    • Храм Христа Спасителя. Свидетель истории России. 1997

    • Библия

    • Атлас Древнего мира

    • Земное и небесное. 10 фильмов из истории РПЦ (Студия «Остров»)

    • Паломничество в Вечный город (ЦНЦ «Православная энциклопедия, CD)

    Учебные видеофильмы

    • Древнерусская икона

    • Русская икона

    • Архитектура России XII—XIX вв.

    • Великие мыслители: Владимир Соловьёв

    • Этюды о русских ученых: Флоренский

    • Великий храм России

    • Государственный Исторический музей

    • История земель российских: О судьбе Кирилло-Белозерского монастыря

    • Сын Человеческий

    • На пороге Нового Завета

    • Из истории православия

    • Православные праздники

    • Библейские сюжеты в Эрмитаже

    • Серия видеофильмов «Ридерз Дайджест»:

    • Шедевры планеты. Древние цивилизации

    • Пирамиды

    • Собор Святого Петра

    • Храм Святой Софии в Стамбуле

    • Стоунхендж. Англия

    • Борбодур. Остров Ява

    Художественные фильмы

    • Чингисхан

    • Великий Шёлковый путь

    • Одиссей (реж. А.Кончаловский)

    • Спартак

    • Камо грядеши (реж. Е.Кавалерович)

    • Королева Марго

    • Андрей Рублёв

    • И на камнях растут деревья

    • Братья Карамазовы

    • Отец Сергий

    • Остров (реж. П.Лунгин)

    Рекомендуемая литература
    к курсу "Религии мира"

    Источники

    Библия. Синодальный перевод (Любое издание).

    Коран. Пер. И.Ю.Крачковского (Любое издание).

    Учебники

    Елисеев Г.А. История религий. М., Дрофа, 1997.

    Кулаков А.Е. Религии мира: 10—11 класс. М., ООО «Издательство АСТ», 2003.

    Религии мира / Под ред. Н.Шабурова. М., 1997.

    Религии мира. 10—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб. заведений / Л.Г.Жукова, А.В.Журавский, А.В.Пименов, Н.В.Шабуров (рук). М., Дрофа; Наталис, 1997.

    Религии мира: история, культура, вероучение / Под ред. А.О.Чубарьяна. М., ОЛМА Медиа Групп, 2006.

    Учебные пособия

    Васильев Л. История религий Востока.

    Горелов А.А. История мировых религий: Учеб. пособие. М., Флинта: МПСИ, 2005.

    Леонидов Ф. Введение в вероучения народов мира. М., 2005.

    Лобазова О.Ф. Религоведение. Учебник. 3-е изд. М., «Дашков и К», 2004.

    Лучшие рефераты по религиоведению. / Сост. Н.В.Коваленко. Серия «Банк Рефератов». Ростов-н-Д, Феникс, 2001.

    Мень А., прот. История религий: В 7 т. М., Слово, 1997.

    Мифологический словарь / Гл.ред. Е.М. Мелетинский. М., Сов. энциклопедия, 1990.

    Мифологический словарь: Кн. для учителя / М.Н.Ботвинник, Б.М.Коган, М.Б.Рабинович, Б.П.Селецкий. 4-е изд., испр. и перераб. М., Просвещение 1985.

    Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. М., (разные годы издания).

    Наглядно о религиях / Пер. с анг. Минск, ООО «Поппури», 2000.

    Основы религиоведения / Под ред. И.Н.Яблокова. М., 1994.

    Православие: словарь школьника / Священник Ярослав Шипов. М., ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2004.

    Пушнова Ю.Б. История мировых религий. М., Владос, 2005.

    Религии мира. Энциклопедия для детей в 2-х т. М., Аванта+, 1996.

    Религии мира. Пособие для учителя / Под ред. Я.Н.Щапова. М., Провещение, 1994.

    Синова И.В. Мировые религии в России. Справочник школьника. СПб., Издательский дом «Литера», 2007.

    Чекалов Д.А., Кондрашов В.А. История религий. Конспект лекций / Серия «Сессия без депрессии». Ростов-н-Д., Феникс, 2004.

    Элиаде М. Словарь религий, обрядов, верований. СПб., 1997.

    Яшина О.Н. История Русской Православной Церкви. Элективный курс. М., 2007.

    Дополнительная литература

    Античность как тип культуры / А.Ф.Лосев, Н.А.Чистяков, Т.Ю.Бородай и др. М., Наука, 1988.

    Амусин И.Д. Рукописи Мёртвого моря. М., Изд-во АН СССР, 1961.

    Брилёв Д.В. Религии мира. Ислам. М., ООО «ТД «Издательство Мир книги»», 2006.

    Булгаков С.Н. Православие. М., 1991.

    Быт и история в античности / Отв. ред. Г.С.Кнабе. М., Наука, 1988.

    Вейс Г. История культуры народов мира. Ассирия. Вавилон. Персия. Первые сверхдержавы. М., Изд-во Эксмо, 2005.

    Зеньковский С. Русское старообрядчество. М., Церковь, 1995.

    Ислам: Словарь. М., 1991.

    Керрам К. Боги, гробницы, ученые. / Пер. с нем. А.С.Варшавского. М., Наука, 1986.

    Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. (Мыслители ХХ века). М., Политиздат, 1991.

    Лэнгли Миртл. Религия. Пер. с англ. Лондон, М., Дорлинг Киндерсли, 1998.

    Максуд Р. Ислам / Пер.с англ. М., ФАИР-ПРЕСС, 2001.

    Мертлик Р. Античные легенды и сказания: Пер. с чеш. М., Республика, 1992.

    Пилкингтон С.М. Иудаизм / Пер. с англ. М., ФАИР-ПРЕСС, 2001.

    Рожков В.Н. Очерки по истории римско-католической церкви. М., Терра, 1996 .

    Рыбаков Б.А. Из истории культуры Древней Руси. Исследования и заметки. М., Изд-во Московского ун-та, 1984.

    Свенцицкая И.С. Ранее христианство: страницы истории. М., Политиздат, 1994.

    Священная история для детей / Изложено кн. М.А.Львовой. Репринтн. изд. М., 1991.

    Смирнов Е.И. История христианской церкви. М., Изд-во Свято-Троице-Сергиевой Лавры, 1996.

    Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы. Опыт энциклопедического словаря. М., 1996.

    Токарев С.А. Религия в истории народов мира. 3-е изд., испр. и доп. М., Политиздат, 1986.

    Флоренский П. Вопросы религиозного самосознания. М., «Издательство АТ», 2004.

    Фрэзер Д.Д. Фольклор в Ветхом Завете. М., Изд-во полит. лит., 1990.

    Щапов Я.Н. Государство и Церковь Древней Руси. М., 1989.

    Эррикер К. Буддизм / Пер. с англ. М., ФАИР-ПРЕСС, 2001.

    Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов филос. фак. ун-тов и вузов искусств. 2-е изд., перераб. и доп. М., Высшая шк., 1985.

    Янг Дж. Христианство / Пер. с англ. М., ФАИР-ПРЕСС, 2001.

    Художественная литература

    Гомер. Илиада. Одиссея

    Данте. Божественная комедия

    Дюма А. Королева Марго

    Зайцев Б. Святая Русь: Сергий Радонежский. Афон. Валаам

    Лесков Н.С. Запечатлённый ангел. Соборяне

    Лонгфелло Г. Песнь о Гайавате

    Мильтон Дж. Потерянный рай

    Скотт В. Пуритане

    Толстой А.К. Иоанн Дамаскин (поэма)

    Шмелёв И.С. Лето Господне. Богомолье

    Рекомендованные музеи

    • Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»

    • Государственный Исторический музей

    • Государственная Третьяковская галерея

    • Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина

    • Государственный музей Востока

    • Историко-архитектурный художественный музей «Новый Иерусалим»

    • Новодевичий монастырь

    Рекомендованные экскурсии

    • Москва — город различных конфессий

    • Храмы Москвы

    • История старообрядчества

    • Монастыри Москвы

    • Чудотворные иконы

    • Праздники и гуляния на Руси

    • Оптина пустынь — Шамордино

    • Троице-Сергиева Лавра

    • Саввино-Сторожевский монастырь (Звенигород)

    • Владимир-Боголюбово

    • Давидова Пустынь

    • Переславль-Залесский

    TopList