© Данная статья была опубликована в № 17/2007 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 17/2007
  • Профильное обучение и современные образовательные технологии

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
    "ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ"

     

    КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

     


    ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ
    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

    Курс лекций для дистанционного обучения

    ЛЕКТОРЫ

    КОЗЛЕНКО Сергей Иванович – кандидат педагогических наук, профессор, заслуженный учитель Российской Федерации.
    Лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области образования. Председатель методических комиссий и жюри Всероссийских олимпиад школьников по истории и обществознанию.
    Автор около 200 печатных работ, в том числе более 20 учебников и учебных пособий для школьников, методических книг для учителей по истории России, истории русской культуры, экологии, москвоведению.

    САПЛИНА Елена Витальевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Московского института открытого образования.
    Отличник народного просвещения. Лауреат премии правительства Москвы  области образования.
    Преподает историю и обществознание в классах с углубленным изучением гуманитарных предметов школы № 1265.
    Автор около 100 печатных работ, в том числе более 15 учебников и учебных пособий для школьников, методических книг для учителей по истории России.

    КОНЦЕПЦИЯ КУРСА

    Курс предназначен для учителей истории, методистов, преподавателей региональных Институтов повышения квалификации работников образования, кафедр методики преподавания истории педагогических институтов. Введение профильного обучения в средней школе — это одно из важных направлений модернизации общего образования. Профильная школа направлена на развитие умений и навыков, позволяющих овладевать профессиями, относящимися к данному профилю. Начиная преподавать историю в условиях профильного образования, учитель сталкивается с целым рядом проблем. Одна из важнейших — это проблема отбора исторического материала для базового и профильного уровня. Обучение в профильной школе предполагает и применение новых образовательных технологий, которые повышают эффективность образовательного процесса и гарантируют достижение учащимися высоких результатов обучения.

    ЦЕЛЬ КУРСА

    Подготовить педагогов к работе в условиях профильной школы, познакомить с методическими основами профильного исторического образования, помочь в совершенствовании профессиональной педагогической культуры. Курс прокомментирует нормативные документы по профильной школе, познакомит с концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования, с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта по истории, Федеральным базисным учебным планом.

    УЧЕБНЫЙ ПЛАН ЛЕКЦИОННОГО КУРСА
    «Профильное обучение и современные образовательные технологии»

    № газеты Тема лекции
    № 17/2006 Лекция 1. Цели и задачи профильного обучения учащихся. Место профильной школы в российской системе образования. Нормативно-правовое обеспечение профильного обучения.
    № 18/2006 Лекция 2. Учебно-методическое обеспечение профильного обучения по истории.
    № 19/2006 Лекция 3. Элективные курсы по истории в профильной школе.
    Контрольная работа № 1.
    № 20/2006 Лекция 4. Модели уроков истории в профильной школе.
    № 21/2007 Лекция 5. Современные образовательные технологии на уроках истории в профильной школе.
    № 22/2007 Лекция 6. Современные информационные технологии на уроках истории в профильной школе.
    Контрольная работа № 2.
    № 23/2007 Лекция 7. Проектно-исследовательская деятельность учащихся по истории в профильной школе.
    № 24/2007 Лекция 8. Методика составления олимпиадных заданий по истории для профильной школы. Подготовка к ЕГЭ.
    Итоговая работа.

    ЛЕКЦИЯ 1

    Цели и задачи
    профильного обучения учащихся.
    Место профильной школы
    в российской системе образования.
    Нормативно-правовое обеспечение
    профильного обучения

    1. Историческое образование в современном мире.
    2. Современная система школьного исторического образования в Российской Федерации.
    3. Государственная политика в области школьного исторического образования.

    Внедрение профильного обучения в российской школе стало реальным и повседневным делом для многих образовательных учреждений страны и остаётся задачей на будущее для других. В предлагаемой лекции мы попытаемся в общих чертах осветить наиболее существенные вопросы профильного обучения предмета «история» в образовательных учреждениях Российской Федерации.

    Достаточно понятна актуальность введения профильного обучения, его востребованность со стороны главного участника образовательного процесса — школьника. Об этом говорят все социологические данные. Остановимся поэтому на самом процессе создания профильной школы.

    Среди них первый вопрос: на основе каких нормативных документов создаётся профильная школа?

    Наиболее важные документы — следующие:

    Постановление Правительства Российской Федерации № 334 от 9 июня 2003 г. «О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования»;

    Приказ Минобразования РФ № 2757 от 26 июня 2003 г. «Об утверждении плана графика мероприятий по подготовке и введению профильного обучения на старшей ступени общего образования и плана графика повышения квалификации работников в условиях введения профильного обучения»;

    «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования», утвержденная Приказом Министра образования № 2783 от 18 июля 2002 г. Концепция была одобрена на заседаниях Федерального координационного совета по общему образованию 24 апреля 2002 и
    28 июня 2002 г. и доработана по отзывам, поступившим из субъектов Российской Федерации (май—июнь 2002 г.), и результатам II Всероссийского совещания по профильному обучению
    (28 июня 2002 г.);

    федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования (см. Приказ Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);

    федеральный базисный учебный план (см. Приказ Минобразования РФ № 1312 от 9 марта 2004 г. «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»);

    инструктивно-методические материалы Минобразования и науки РФ по проблемам общего среднего образования и преподавания общественных дисциплин, которые включают:

    • рекомендации по государственной итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений;

    • рекомендации по аттестации педагогических работников образовательных учреждений;

    • рекомендации по проведению мониторинга образовательных достижений учащихся общеобразовательных учреждений;

    • рекомендации педагогам по предпрофильному обучению;

    • примерную программу среднего (полного) общего образования на профильном уровне по истории.

    Второй вопрос, который возникает на пути становления современной профильной школы, — в чём её суть, каковы её цели и задачи?

    На основе вышеназванных нормативных документов можно говорить о необходимости создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учётом реальных потребностей рынка труда <…> отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессиональногообразования».

    При этом предстоит достигнуть следующих целей профильного обучения:

    1. Обеспечить углублённое изучение отдельных предметов программы полного общего образования;

    2. cоздать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

    3. способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

    4. расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

    При внедрении профильного обучения целесообразно опираться на имеющийся опыт, как зарубежный, так и отечественный.

    Что показывает зарубежный опыт организации профильной школы?

    Во всех развитых странах общее образование на старшей ступени является профильным, охватывая три (реже два) завершающих года обучения в школе. С каждым годом число тех учащихся, кто продолжает учиться в профильной школе, растёт и составляет в настоящее время не менее 70%.

    В странах западной модели образования существует небольшое количество профилей — два-три (варианты: академический и неакадемический; естественнонаучный, филологический, социально-экономический; язык—литература—искусство, социальные науки, математика—точные науки—технология).

    В основе профильной подготовки учащихся в этих странах лежит формирование их индивидуального учебного плана: от жёстко фиксированного перечня обязательных учебных курсов до возможности составления из множества курсов своего плана за весь период обучения. По сравнению с основной школой, количество обязательных предметов в старшей школе существенно уменьшается.

    Дипломы (свидетельства) об окончании старшей (профильной) школы обычно (за некоторыми исключениями) дают право прямого зачисления в высшие учебные заведения.

    А есть ли у нас свой опыт профильного обучения?

    История российского образования показывает, что предпринимались неоднократные попытки введения профильного обучения.

    Так, в период реформ Александра II в 1864 г. был издан Указ, по которому организовывались семиклассные учебные заведения двух типов: классическая гимназия (её целью была подготовка в университет) и реальные училища, которые готовили к практической деятельности и к поступлению в специализированные учебные заведения.

    В 1915—1916 гг. в ходе реформы образования, осуществлявшейся под руководством министра просвещения П.Н.Игнатьева, 4—7-й классы гимназии разделялись на три ветви: новогуманитарную, гуманитарно-классическую, реальную.

    В 1918 г. Первый Всероссийский съезд работников просвещения разработал Положение о единой трудовой школе, предусматривавшее профилизацию содержания обучения на старшей ступени школы. В старших классах средней школы выделялись три направления: гуманитарное, естественно-математическое и техническое.

    В Постановлении ЦК ВКП(б) и Совета Народных комиссаров СССР, принятом в 1934 г. «О структуре начальной и средней школы в СССР» предусматривался единый учебный план и единые учебные программы. Но отсутствие преемственности между единой средней школой и глубоко специализированными высшими учебными заведениями заставлял вновь и вновь обращаться к проблеме профильной дифференциации в старших классах. Среди этих попыток отметим инициативу Академии педагогических наук в 1957 г. Предполагалось провести дифференциацию по трём направлениям: физико-математическому и техническому; биолого-агрономическому; социально-экономическому и гуманитарному. В 1966 г. были введены две формы дифференциации содержания образования по интересам школьников: факультативные занятия в 8—10 классах и школы (классы) с углублённым изучением предметов, которые сохранились вплоть до настоящего времени.

    Важнейшим этапом на пути становления профильной школы стали появившиеся в конце
    1980-х — начале 1990-х годов новые (или, лучше сказать, возобновлённые старые) виды общеобразовательных учреждений: лицеи, гимназии, ориентированные на углублённое обучение школьников по избираемым ими образовательным областям с целью дальнейшего обучения в вузе. Продолжали свою работу специализированные (профильные) художественные, спортивные, музыкальные и др. школы.

    В 1992 г. в Законе Российской Федерации «Об образовании» были закреплены вариативность и многообразие типов и видов образовательных учреждений и образовательных программ.

    Обратимся теперь к интересующей нас школьной дисциплине — к истории.

    Каковы основные подходы к изучению истории в условиях становления профильной школы?

    В краткой форме новые подходы к школьному профильному историческому образованию могут быть представлены следующим образом.

    1. Выстраивание новой иерархии целей и задач школьного исторического образования. Выделение в качестве основной цели воспитание и развитие личности на основе знаний, умений и социальной практики учащихся.

    Школьное историческое образование направлено на социализацию учащихся, на подготовку к освоению ими социальных ролей и базовых коммуникативных, политических, социальных компетенций.

    2. Отказ от рассмотрения фактического материала в качестве самоцели. Выработка следующей иерархии уровней исторического знания, начиная с высшего: мировоззренческие идеи — тенденции общественного развития — понятия и термины истории — исторические факты.

    3. При определении содержания курса истории и организации обучения школьников:

    делается акцент на личностный аспект общественного развития, основное внимание уделяется мотивам деятельности человека; поощряется стремление ученика через личностное восприятие оценить те или иные поступки людей в прошлом, дать им нравственную оценку, учитывая исторические условия, в которых эти поступки совершались;

    исторический материал рассматривается с позиций национальных и государственных интересов России; принимается во внимание необходимость воспитания патриотических чувств и мировоззрения школьника, неотделимого от гражданских и нравственных составляющих личности человека;

    применяется взвешенный подход к раскрытию достижений и негативных явлений и процессов в истории России, показываются как те страницы истории, которые вызывают горечь в сознании россиянина, так и те, что в обобщённом виде можно назвать «Победы России»; внимание школьников акцентируется на том, как россияне выходили из тяжелых ситуаций в жизни страны, консолидируясь, преодолевая противоречия внутри общества;

    история России раскрывается как полиэтническая, поликонфессиональная и поликультурная;

    применяется многофакторный подход к содержанию истории, т.е. обеспечивается содержательное равновесие между различными областями исторического знания;

    учащиеся знакомятся с различными точками зрения на прошлое и современный этап развития человечества;

    выявляется связь истории Родины, «малой родины» (краеведение) и истории семьи учащихся;

    история Отечества и зарубежная история рассматриваются в органическом единстве при приоритете изучения истории России; при этом используются такие подходы: прямое сравнение России и других стран; хронологическая синхронизация изучения событий в России и в мире; анализ конкретных событий в истории России и их влияния на мировую историю.

    4. Нацеленность на реализацию межпредметных связей в изучении истории и других школьных дисциплин (прежде всего, гуманитарного цикла), на органическое единство изучения истории и обществознания.

    Как соотносятся между собой школы профильная и профессиональная?

    В разработке концепции и повседневной практики профильной школы принимают участие представители различных педагогических профессий, в том числе работники и преподаватели высшей школы. Это, несомненно, положительное явление, но оно несёт в себе опасность создания такой профильной школы, в которой недопустимо уменьшится общеобразовательный компонент, что приведёт к чрезмерной профессионализации исторического образования.

    Отсюда задача — определить различия между профильной и профессиональной школой, одновременно выявляя их органическое единство.

    Самое общее сравнение профильной и профессиональной школ показывает, что профильная школа является связующим звеном между общеобразовательным и профессиональным учреждением, вбирая в себя черты и первого (прежде всего), и второго.

    Результаты такого сравнения (не детального, а самого общего) могут быть сформулированы таким образом:

    1. Главная цель профессиональной школы — овладение учащимися какой-либо профессией. В нашем случае — профессиями, связанными с историческим знанием.

    Профильная школа продолжает оставаться, прежде всего, общеобразовательной, а поэтому её основной целью является общеобразовательная подготовка, в том числе социализация школьника.

    2. В профессиональной школе достижению её основной цели подчинена вся работа образовательного учреждения: создание системы учебных курсов, обеспечивающих профессиональную подготовку, проведение необходимой производственной практики, обеспечение специализации внутри избранной профессии и т.д. Всё это осуществляется при должном количестве учебных часов.

    Задача профильной школы состоит не в обеспечении профессиональной подготовки обучающихся, а в предметном, конкретном ознакомлении их с профессиями определённого профиля. Задачи профильной школы лежат в совсем другой плоскости: они направлены на развитие у обучающихся определённых черт личности, умений и навыков, позволяющих овладевать профессиями, относящимися к данному профилю.

    В условиях профильной подготовки в рамках общеобразовательной школы не предусмотрена система учебных предметов, обеспечивающих профессиональную подготовку. Однако налицо те предметы, которые позволяют получить подготовку предпрофессиональную.

    Можно говорить о двух уровнях курса истории старшей школы — базовом и профильном.

    А чем профильное обучение истории отличается от базового?

    Сравнение двух соответствующих стандартов позволяет выделить следующие основные отличия исторической подготовки учащихся в профильной школе. Они определены при формулировании важнейшей цели исторического образования учащихся — формировании у них исторического мышления, под которым понимаются:

    способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности;

    сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей;

    определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

    В обобщенном виде, отличия в подготовленности выпускника школы, изучавшего курс истории на профильном уровне, от того, кто знакомился с курсом на базовом уровне, могут быть сформулированы следующим образом:

    в профильной школе у учащихся формируются более развитые способности осмысливать события прошлого и настоящего в историческом контексте;

    развиваются умения анализировать события прошлого и настоящего с привлечением источниковедческих и историографических знаний;

    у учащихся вырабатываются навыки аргументации своего отношения к историческим версиям и оценкам, приобретается опыт рассмотрения и обсуждения дискуссионных проблем истории и современности.

    Отдельный вопрос — это задача подготовки учащихся к профессиональному образованию посредством обучения формам и методам учебного процесса; также сюда относятся вопросы проведения текущей и итоговой аттестации, на которые ориентирована высшая школа.

    Задачей профильного обучения истории является и ознакомление школьников с профессиями, относящимися к социально-гуманитарному направлению человеческой деятельности, наиболее выдающимися их представителями.

    В русле решения этих задач лежат проблемы обучения школьников методам подготовки и сдачи экзамена в режиме ЕГЭ, участия в творческих конкурсах и олимпиадах по предмету, которые в современных условиях становятся факторами выстраивания личностной образовательной стратегии молодого человека, важным этапом в их работе по поступлению в высшую профессиональную школу.

    Одной из существенных задач профильной школы является обращение к именам выдающихся отечественных и зарубежных историков, знакомство с произведениями которых помогает раскрыть лабораторию исторического исследования, ознакомиться с теориями исторического процесса.

    В какой степени возможно изучение историографии в профильной школе?

    О целостном подходе к изучению историографии можно говорить только в условиях профессиональной школы, в которой созданы условия для реализации важнейшего принципа изучения этой исторической дисциплины: раскрытие различных подходов к изучению истории и характеристика школ историков с максимально возможным показом методологических принципов исследования, аргументацией позиций. Профильное обучение истории предполагает элементарное ознакомление школьников с фрагментами историографии.

    При этом наиболее существенным является не усвоение учащимися знаний по историографии, а понимание ими на доступном в профильной общеобразовательной школе уровне методологии исследований, особенностей исторического, историко-социологического, историко-политологического, историко-культурологического, антропологического анализа событий, процессов и явлений прошлого.

    Основными темами, которые стандарт по истории в той его части, которая относится к истории России, называет в качестве дискуссионных и отражённых в историографии, являются следующие. Это дискуссионные вопросы о прародине славян; происхождении Древнерусского государства; уровне социально-экономического развития Древней Руси; центрах объединения Русских земель; характере опричнины; причинах Смуты, характере социальных движений в России во второй половине XVII в.; новом периоде русской истории и предпосылках преобразования общественного строя; месте и роли петровских реформ в истории России; движении декабристов; роли и месте России в мировой экономике начала ХХ в.; причинах, характере и хронологических рамках Гражданской войны; новой экономической политике; роли СССР во Второй мировой войне и решении вопросов о послевоенном устройстве мира; «холодной войне», о её причинах и характере.

    Список таких же тем по всеобщей истории выглядит следующим образом: проблема прогресса в истории; современные концепции происхождения человека и общества; религиозные концепции протоистории человечества; проблема цивилизационного синтеза (эллинистический мир; Рим и варвары); дискуссии: об уникальности европейского средневекового общества; об исторической природе процесса модернизации; о понятии «Новейшая история»; о тоталитаризме; проблеме периодизации научно-технической революции; проблеме «мирового Юга»; дискуссия о кризисе политической идеологии и представительной демократии на рубеже XX—XXI вв.

    Все предметы, изучаемые в профильной школе, делятся на три группы: базовые дисциплины (на их изучение предполагается отвести 50% учебного времени), профильные дисциплины (на них отводится 30% учебного времени) и элективные курсы (20%). Учащийся обязан изучить и отчитаться в успешности этого изучения по всем базовым и профильным дисциплинам избранной модели профильной школы, выбранным им из списка. Этот список содержит избыточное количество элективных курсов, предлагаемых образовательным учреждением для данного профиля, по сравнению с минимумом, который должен реально изучить школьник.

    Содержательная основа элективных курсов может в значительной степени решить задачи предпрофессиональной специализации учащихся, в том числе и по содержательному компоненту.

    Этому вопросу в рамках решения проблемы организации профилей, в которых история является основным предметом, будет посвящена следующая лекция.

    Вопросы для размышления

    1. На основе каких нормативных документов создается профильная школа?

    2. Определите цели и задачи профильного обучения.

    3.Сформулируйте основные подходы к изучению истории в условиях становления профильной школы.

    4. Как вы думаете, какие проблемы системы образования может решить профильная школа?

    Литература к лекциям №№ 1–3 будет опубликована в № 19/2007

    TopList