© Данная статья была опубликована в № 17/2007 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 17/2007
  • Дозированная эклектика

     

    Мы хотим познакомить читателей с одной из методик проведения семинарских занятий по истории (коллоквиум), которую можно адаптировать для занятий в разноуровневых учебных заведениях (школе, колледже, вузе). Вначале предлагается шаблон подобного занятия, а затем даётся разработка коллоквиума, проведённого в рамках курса «История Средних веков» в МПК № 6 (историческое отделение) по теме «Раннее итальянское Возрождение XIV—XV вв.». Данное занятие рассчитано на 4 учебных часа.

    ДОЗИРОВАННАЯ ЭКЛЕКТИКА

    Коллоквиум как одна из форм проведения
    семинарского занятия по истории

    Сначала хотелось бы оговорить, что коллоквиум не является устоявшейся формой проведения семинарских занятий, как, например, диспут или круглый стол.

    В рамках коллоквиума мы, как правило, соединяем различные формы и методические приёмы, создающие своеобразное эклектичное занятие, на котором преподаватель получает возможность оценить уровень знаний по заданной теме, умения работы с письменными историческими источниками, а также остановиться на более глубоком и детальном анализе сложных концептуальных проблем изучаемого материала.

    Представленное занятие является зачётным. Его цель — закрепить и углубить полученные знания, развить навыки коллективного обсуждения, умение слушать, быть терпимым к мнению другого — т.е. мы используем методику диалогового общения.

    Для достижения поставленных целей мы обозначаем следующие задачи:

    • проверка и контроль полученных знаний по изучаемой теме;

    • расширение проблематики с помощью дополнительных вопросов по данной теме;

    • углубление знаний при помощи использования дополнительных материалов при подготовке к занятию;

    • учащиеся должны продемонстрировать умение работать с различными видами исторических источников;

    • формирование умения коллективного обсуждения (поддерживать диалог в микрогруппах, находить консенсусное решение, аргументировать свою точку зрения, слушать оппонента, выражать готовность принять позицию другого учащегося).

    В проведении занятия участвуют: ведущий преподаватель, группа учащихся и приглашённые эксперты-консультанты (другие преподаватели).

    ЭТАПЫ  ЗАНЯТИЯ

    1. Подготовительный

    а) формулирование темы и проблемных вопросов для обсуждения (преподаватель должен заранее продумать вопросы в соответствии с уровнем знаний учащихся в группе и сделать карточки, вопросы в которых будут дифференцироваться по уровню сложности). Следует отметить, что формирование микрогрупп является концептуальным моментом проведения занятия. Предложенный вариант, при котором в микрогруппу входят учащиеся примерно с одним уровнем подготовки, целесообразно использовать, когда одна из главных задач занятия — проверка и контроль знаний. Когда же основная цель занятия — обучающая, то более целесообразно формировать микрогруппы, учитывая не уровень подготовки, а, например, коммуникативный и дружеский факторы. (Об этом см.: Мостяева. Л.В., Шанаева Л.Ф. Технология работы в группах на уроках права // Основы государства и права. № 2. С. 51—61);

    б) предоставление списка дополнительной литературы;

    в) постановка целей и задач занятия;

    г) разработка структуры занятия;

    д) консультация по ходу проведения занятия;

    е) приглашение специалистов-консультантов.

    2. Начало занятия

    а) подготовка аудитории: поскольку каждая микрогруппа состоит из 5—7 учащихся, то парты нужно соединить по две, образовав квадрат, и расставить их по всему помещению;

    б) формирование микрогрупп (микрогруппу необходимо сформировать таким образом, чтобы в неё входили учащиеся, успеваемость которых по предмету — одного уровня. Это необходимо для более адекватного оценивания общей работы коллектива);

    в) раздача вопросов по заданной теме для совместного обсуждения в микрогруппах (сложность вопросов должна соответствовать уровню знаний и умений учащихся в микрогруппе).

    3. Работа по поставленным вопросам

    Учащимся предоставляется время (30—40 мин) на совместное обсуждение поставленных вопросов для выработки коллективных ответов.

    4. Ответы на поставленные вопросы

    а) в порядке, установленном преподавателем, представители от микрогрупп зачитывают выработанные в ходе коллективного обсуждения ответы;

    б) учащиеся из других микрогрупп задают вопросы отвечающему учащемуся, комментируют и дополняют предложенный ответ;

    в) преподаватель регулирует обсуждение, задавая наводящие вопросы, корректируя неправильные ответы (важно, чтобы преподаватель не вмешивался напрямую в ход обсуждения, не навязывал собственную точку зрения);

    г) после обсуждения каждого вопроса необходимо обобщить выводы и перейти к обсуждению следующего вопроса (вопросы целесообразно распределить таким образом, чтобы ответы микрогрупп чередовались);

    д) эксперты-консультанты могут вмешиваться в ход обсуждения, задавая вопросы и высказывая собственную позицию; они могут отстаивать определенную концептуальную позицию;

    е) после обсуждения всех предложенных вопросов преподаватель обобщает сделанные выводы.

    5. Подведение итогов:

    а) преподаватель соотносит цели и задачи данного занятия и итоговые результаты, которых удалось добиться;

    б) заключительный этап суммирует всё достигнутое с тем, чтобы дать импульс для дальнейшего углубления и решения обсуждавшихся вопросов (в рамках одного занятия невозможно разрешить все поставленные вопросы, одна из задач подобного вида занятий — спровоцировать интерес к обсуждаемым проблемам);

    в) преподаватель должен охарактеризовать работу каждой микрогруппы, выделить наиболее грамотные и корректные ответы учащихся;

    г) выставление оценок осуществляется преподавателем по следующей схеме:

    № ________________________________

    Фамилия ____________________________

    Оценка за общий ответ _________________

    Индивидуальная работа ________________

    Итоговая оценка_______________________

    Оценка за общий ответ выставляется микрогруппе, таким образом, в графе «Оценка за общий ответ» должно быть столько оценок, сколько вопросов получила микрогруппа; в графе «Индивидуальная работа» преподаватель по ходу занятия вносит отметки об индивидуальной активности учащегося: дополнения, вопросы, замечания, комментирование; итоговая оценка выставляется с учётом оценок из первой графы и индивидуальной работы;

    д) в самом конце занятия преподаватель может провести опрос учащихся с целью выяснить их впечатление от проведённого занятия, пожелания и рекомендации, что позволит в будущем скорректировать работу с данной группой.

    Далее мы прилагаем вариант подобного занятия по теме «Раннее итальянское Возрождение».

    Раннее итальянское Возрождение
    XIV—XV вв.

    Коллоквиум. Зачётное занятие.
    Тип урока — комбинированный (4 часа)

    Цели

    Повторение, закрепление и контроль знаний по заданной теме.

    Задачи

    1. Выявление степени изученности и понимания представленной темы.

    2. Форма занятия направлена на развитие навыков индивидуальной и коллективной работы.

    3. Развитие умений анализировать и систематизировать материал.

    4. Контроль навыков работы с источниками и исследовательской литературой.

    5. Использование дополнительной литературы для расширения проблематики данной темы и кругозора учащихся.

    6. Развитие навыков логического обоснования своей точки зрения, корректное изложение материала и дополнительных вопросов.

    Для проведения коллоквиума преподаватель заранее (за 2—3 недели) знакомит учащихся с вопросами, которые будут вынесены на совместное обсуждение, с формой проведения занятия, а также приглашает экспертов-консультантов.

    Вопросы

    1. Предпосылки зарождения гуманистической философии в Италии.

    2. Формирование понятия «личность» в эпоху гуманизма.

    3. Отношение гуманистов к светской и церковной власти.

    4. Как вы думаете, почему гуманисты крайне негативно относились к эпохе Средних веков?

    5. Попытайтесь объяснить увлечённость гуманистов античной культурой.

    6. Отношение гуманистов к труду, природе, красоте.

    7. Характеристика начального этапа гуманизма. Творчество Франческо Петрарки.

    8. «Гражданский гуманизм». Дайте характеристику этого течения.

    9 Дайте общую характеристику мировоззрения простолюдинов в изучаемую эпоху.

    10. Попытайтесь охарактеризовать мировоззрение людей, принадлежащих к клерикальным кругам общества в изучаемый период.

    11. Попытайтесь охарактеризовать новые черты мировоззрения, формирующиеся в пополанской (итал. пополо — народ) среде итальянских городов в изучаемый период.

    12. Охарактеризуйте новые черты мировоззрения гуманистов.

    Вместе с вопросами необходимо предоставить учащимся список литературы и источников для подготовки к зачётному занятию.

    Преподаватель заранее составляет четыре варианта билетов из представленных вопросов (по три вопроса в каждом). Первые вопросы раскрывают важные теоретические аспекты изучаемой темы (1, 2, 3, 4); вторые вопросы связаны с анализом определённых направлений в гуманистической традиции. На этом этапе преподаватель имеет возможность оценить умения учащихся работать с источниками (5, 6, 7, 8). Третьи вопросы предполагают не только глубокое знание изученного материала, понимание принципа историзма, но и навыки систематизации материала, анализа (9, 10, 11, 12).

    Ход занятия

    В начале занятия преподаватель делит группу на четыре части, учитывая степень подготовки и способности учащихся. Сформировав четыре микрогруппы (от 4 до 6 человек), преподаватель раздаёт каждой микрогруппе свой билет. Преподаватель повторяет, как будет проходить обсуждение и выставление оценок (5 мин).

    Начинается совместное обсуждение полученных вопросов в микрогруппах. За предоставленное время учащиеся должны сформулировать ответы на каждый вопрос билета. На этом этапе учащиеся имеют право использовать любой наработанный материал: конспекты лекций, монографий, статей; источники и дополнительную литературу. Задача преподавателя — регулировать обсуждение, отвечать на вопросы, связанные с пониманием решения поставленных задач (60 мин).

    После того как микрогруппы подготовят общие ответы, начинается совместное обсуждение поставленных вопросов. Предcтавитель от микрогруппы зачитывает выработанный ответ, все учащиеся его слушают и затем получают возможность дополнить или исправить отвечающего. Если отвечающий не может ответить на поставленный вопрос или доказать правоту своей точки зрения, ему помогают товарищи по микрогруппе. Если микрогруппа не справляется, то преподаватель обращается ко всей группе для получения грамотного и правильного ответа. После каждого ответа один из учащихся, не принадлежащий к отвечающей микрогруппе, должен прокомментировать данный ответ (комментарии могут давать и эксперты-консультанты, присутствующие на занятии). Таким образом сначала разбираются первые вопросы, затем вторые, и заканчивается обсуждение ответами на третьи вопросы (105 мин).

    Последняя часть занятия — это подведение общих итогов (степень подготовки учащихся, работа на занятии, оценка представленных ответов, активности учащихся, критические замечания по ходу проведения занятия). Можно выслушать несколько комментариев самих учащихся и экспертов-консультантов, но окончательные результаты должен подвести сам преподаватель. Выставление оценок осуществляется по результатам работы, которые фиксировались в «оценочном листе» (5 мин).

    Такая форма зачётного занятия позволяет преподавателю оценить степень подготовки учащихся (поскольку оцениваются не только ответы, выработанные в совместном обсуждении, но и индивидуальная работа) и ещё раз закрепить изученный материал, остановиться на наиболее сложных и спорных моментах темы. В то же время преподаватель получает возможность работать со всеми участниками групп, поскольку дифференциация вопросов позволяет задействовать даже самых слабых и неподготовленных учащихся. В ходе коллоквиума развиваются умения совместного обсуждения заданной проблемы, системного и сравнительного анализа, индивидуальной работы. Демонстрируется умение работать с источниками и литературой.

    Источники

    Практикум по истории Средних веков: Пособие для студентов-заочников 2-го курса, ист. фак. пед. инст. / Сост. М.Л. Абрамсон и др. Вып. 2. М., 1988.

    Средневековая Европа глазами современников и историков: Книга для чтения. Ч. IV. М., 1994.

    Итальянский гуманизм эпохи Возрождения: Сб. текстов / Под ред. С.М.Стама. Ч. I—IV. Саратов, 1984—1988.

    Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения. XV в. / Под ред. Л.М.Брагиной.
    М., 1985.

    Литература

    Абрамсон М.Л. От Данте к Альберти. М., 1979.

    Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. (Любое издание)

    Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. (Любое издание)

    Ревякина Н.В. Проблемы человека в итальянском гуманизме второй половины XIV — первой половины XV в. М., 1977.

    Брагина. Л.М. Социально-этические взгляды итальянских гуманисюв (вторая половина XV в.).
    М., 1983.

    Анна ВОРОНЦОВА,
    Ирина ФОЛОМЕЕВА,
    г. Москва

    TopList