© Данная статья была опубликована в № 17/2007 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 17/2007
  • На передовых позициях «битвы гигантов»

     

    На передовых позициях «битвы гигантов»

    На вопросы газеты «История» отвечает
    директор Музея-панорамы «Бородинская битва»
    Ирина Николаева

    Ирина Алексеевна, ваш Музей-панорама — единственный музей Москвы, полностью посвящённый Отечественной войне 1812 г. Как вы оцениваете его роль и место в ряду других военно-исторических музеев столицы? В чём его особенности (тематические, экспозиционные, подбора коллекций и т.д.) или сходство с другими военно-историческими музеями?

    — В Москве, действительно, несколько крупных военно-исторических музеев, и, можно смело сказать, что наш музей занимает особое место среди остальных. Его уникальность во многом состоит в том, что он находится на месте, неразрывно связанном с важнейшими событиями Отечественной войны 1812 г. Москва, Кутузовский проспект, 38 — это не только адрес нашего музея, это и историко-архитектурный комплекс, начало которому положила знаменитая «Кутузовская изба». В XIX в. здесь находилась подмосковная деревня Фили, в одном из крестьянских домов которой вечером 1 (13) сентября 1812 г. главнокомандующий М.И.Кутузов собрал Военный совет, в ходе которого решался вопрос о том, стоит или нет давать новое сражение Наполеону. Долгий спор Кутузов завершил словами: «Приказываю отступать!». С тех пор изба и получила своё название «Кутузовской».

    В мемориальный комплекс также входят верстовой столб со Смоленской дороги — безмолвный свидетель многих драматических событий тех лет, обелиск с братской могилы русских воинов, умерших от ран, полученных на Бородинском поле, Музей-часовня в память событий 1812 г., монумент М.И.Кутузову и славным сынам русского народа, одержавшим победу в Отечественной войне 1812 г. Единый ансамбль венчает Триумфальная арка.

    Следует отметить, что оформление здания Музея-панорамы также мемориально. На фасаде здания высечены имена героев Отечественной войны, а у стен музея помещены 68 трофейных стволов, захваченных у неприятеля в 1812 г.

    Наш музей распахнул свои двери для посетителей в октябре 1962 г. в канун 150-летия Отечественной войны. Изначально предполагалась демонстрация единственного экспоната, что для музеев, как вы понимаете, не характерно. Сегодня, когда нашему музею исполняется 45 лет, собранные обширные фондовые коллекции позволили создать полноценную экспозицию, которая раскрывает основные события Отечественной войны.

    — Ваш музей — одновременно исторический и художественный. Как влияет эта «художественность» на раскрытие темы Отечественной войны 1812 г.?

    — Музей-панорама посвящён одному из ключевых моментов российской истории. В экспозиции представлены образцы вооружения, снаряжения и обмундирования противоборствующих армий, личные вещи участников войны. Неотъемлемой частью нашей экспозиции являются и произведения изобразительного искусства — живопись, графика, скульптура. Изобразительные материалы дают наглядное представление об историческом событии, персонифицируют с помощью портретов людей, как выдающихся, так и рядовых. Именно на примере зарисовок с натуры, гравюр с изображением боевых сцен можно судить о разных точках зрения на один и тот же военный эпизод противостоящих армий. Поэтому художественные произведения используются и как документы эпохи, и как источники, характеризующие атмосферу и мировосприятие людей того времени, и как элемент зрелищного, эмоционального воздействия на зрителя.

    Как здорово примерить мундир русского воина!
    Как здорово примерить
    мундир русского воина!

    Но, конечно, большая часть посетителей приходит в наш музей для того, чтобы увидеть центральный экспонат — панораму Франца Рубо «Бородино». Это блестящий образец монументальной военно-исторической живописи начала XX в. Слово «панорама» в переводе с древнегреческого означает «вижу вокруг». Действительно, наша панорама — единственная в Москве картина, которая висит по замкнутому кругу. Её размеры поражают: длина по окружности 115 м, а высота составляет 15 м. Спецификой панорамы является сочетание собственно картины, предметного плана, расположенного между полотном и смотровой площадкой, и особого освещения, причём, источник света и верхний край полотна скрыты от зрителя. В силу этого создаётся «эффект присутствия», делая каждого зрителя как бы участником событий Бородинской битвы. Сегодня панорама является единственным живописным полотном, осмотр которого сопровождается звуковыми эффектами, воспроизводящими звуки боя, благодаря чему усиливается ощущение реальности происходящего.

    Таким образом, посетив наш музей, можно не только познакомиться с русской военной историей, но и оказаться на передовых позициях русской армии в самый разгар этого сражения, которое вошло в историю как «битва гигантов».

    — Сейчас многие крупные музеи (тем более национальные) ищут новые формы подачи экспозиционного материала, новые приемы общения со зрителями, желая встать на уровень новых информационных технологий XXI в. Как, по вашему мнению, можно использовать эти технологии применительно к вашему музею?

    — Наш музей не использует в должной мере информационные технологии, и связано это с тем, что к 2012 г., т.е. к 200-летию Отечественной войны, запланирована полная смена экспозиции. Однако, учитывая опыт ведущих музеев России и зарубежных стран, уже на стадии разработки новой экспозиции предусмотрено применение современных музейных технологий, в частности, медийно-демонстрационных. Будут подготовлены видео- и аудиоматериалы, компьютерные программы, электронные карты большинства сражений. Мы хотим аудиовизуальными средствами дополнить и адаптировать музейную коллекцию для лучшего её восприятия современным зрителем.

    Франц Рубо (1856—1928)
    Франц Рубо
    (1856—1928)

    В залах музея появятся сенсорные компьютерные киоски с соответствующим программным обеспечением, которые дадут возможность посетителям более подробно ознакомиться с фондами музея, недоступными для посещения. Для музейного Интернет-клуба планируется создание интернет-игр, тематический набор и художественное решение которых будет строиться в соответствии с профилем музея.

    — Для большинства крупных музеев основные посетители — школьники. Как у вас организована работа с ними и, конечно, с учителями истории? Что вы можете предложить преподавателям для того, чтобы они проводили уроки по теме «Отечественная война 1812 года» интересно и нешаблонно?

    — Традиционной формой работы Музея-панорамы с посетителями на протяжении многих лет является обзорная экскурсия, но она не рассчитана на какого-то «среднего», безликого экскурсанта. Занятия в залах музея учитывают возрастные и психологические особенности, различный уровень знаний, многообразные интересы посетителей. У нас существует программа занятий с игровыми элементами, рассчитанная на детей дошкольного возраста.

    Наша самая многочисленная категория посетителей — это организованные группы московских школьников. Социологическими исследованиями было выявлено, что они посещают наш музей для того, чтобы закрепить уже пройденный на уроках литературы, истории или москвоведения материал. Экскурсия же позволяет ученикам получить знания, выходящие за рамки школьной программы, а учителям значительно оживить педагогический процесс.

    Для учеников младших классов предлагается экскурсия на основе стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино», которое имеет давнюю традицию изучения в школе. Произведение наполнено военной терминологией, поэтому обычно печатается со стандартным набором примечаний, объясняющих значения тех или иных слов, которые могут быть школьнику неизвестны (например, «редут — полевое укрепление, обнесённое валом», «кивер — высокий головной убор у военных»).

    Многие упомянутые в стихотворении вещи представлены в залах музея. В ходе экскурсии школьники получают ответы на многие вопросы: почему «звучал булат», а «картечь визжала»; почему своё отступление с поля боя французы начали после того, как «затрещали барабаны»; кто такие «уланы с пёстрыми значками, драгуны с конскими хвостами».

    Экскурсия превращается в увлекательное путешествие в мир русской истории, которое помогает ребятам почувствовать точность и ёмкость каждого слова стихотворения, представить события и людей, в нём изображённых. В помощь учителям истории и москвоведения предлагаются занятия — «Их именами названы улицы», «Москва в 1812 году» и многие другие с привлечением музейных предметов.

    Фрагмент панорамы
    Фрагмент панорамы

    Сотрудники Музея-панорамы разработали сценарий олимпиады «Дорогами Двенадцатого года», которая не раз проводилась в столичных и региональных школах. Возможности ещё более углублённого изучения темы предоставляет существующий при музее университет культуры. Занятия организованы для небольших групп школьников, объединённых интересом к Отечественной войне.

    — Сейчас много говорят о воспитании патриотизма. В то же время известно, что он бывает, так сказать, разного «качества». Какую лепту в воспитание патриотизма вносит ваш музей?

    — На наш взгляд, патриотизм не может быть разного качества или разных сортов, разнообразными могут быть только формы и методы патриотического воспитания. Патриотизм — это преданность и любовь к своему Отечеству.

    Каждая отдельная экскурсия уже сама по себе воспитывает уважительное отношение к русской военной истории, так как рассказывает о массовом героизме, о готовности русских солдат, офицеров, генералов к самопожертвованию во славу Отечества. И многие мероприятия, проводимые в музее, способствуют воспитанию патриотизма. Так, ежегодно Музей-панорама проводит Всероссийский фестиваль детского рисунка. Среди крупных проектов стоит отметить выставки «Отечественная война 1812 года глазами детей XXI в.» и «Казачий круг». В этих выставках наиболее активно участвовали дети из Москвы, Омска, а также Ростовской, Тульской и Смоленской областей. Участники присылали свои рисунки, которые воссоздавали эпизоды славных сражений, бытовые сцены солдатской жизни, портреты. Для того чтобы работы получились достоверными и правдивыми, ребятам, в первую очередь, нужно было познакомиться с историей. Кто-то черпал вдохновение из стихотворений М.Ю.Лермонтова, кто-то, может быть, впервые посмотрел художественные фильмы по нашей тематике. С помощью конкурсных заданий организаторы выставки хотели пробудить у школьников интерес к народному подвигу и чувство гордости не только за общую Победу, но и за свой регион и его исторический вклад в разгром армии Наполеона.

    Возрождая традиции, в праздник Рождества, начиная с 1994 г., Музей-панорама «Бородинская битва» совместно с клубами Международной военно-исторической ассоциации проводит торжественный мемориал, посвящённый изданию императором Александром I Манифеста об изгнании Наполеона из России. Официальная часть мероприятия всегда заканчивается возложением цветов к гранитному обелиску с братской могилы воинов. Тем самым мы отдаём дань памяти героям Отечественной войны.

    На протяжении нескольких лет Музей-панорама 18 апреля и 18 мая (в Международный день исторического и культурного наследия и в Международный день музеев) проводит театрализованные программы «О, славное Бородино!». Выступления духового оркестра, хореографических коллективов и исполнителей призваны раскрыть одну тему — «Отечественная война 1812 года». Чтение стихов, исполнение романсов и баллад в залах музея пробуждает интерес к углублённому изучению исторической эпохи сквозь призму произведений литературы и искусства. На наш взгляд, это один из самых верных путей патриотического воспитания.

    — Расскажите, пожалуйста, о другой деятельности музея — выставочной, собирательской. Есть ли у вас контакты с другими музеями подобной тематики?

    — Собирательская деятельность или, как говорят сами специалисты, комплектование фондов — одно из основных направлений творческой деятельности музея с первых дней его существования.

    Тематическое комплектование фондов в нашем музее ведётся по нескольким направлениям: «Отечественная война 1812 г. и Заграничные походы 1813—1814 гг.», «М.И.Кутузов: жизнь и военная деятельность» и «Жизнь и творчество художника-баталиста Ф.А.Рубо».

    Собирательская работа весьма разнообразна: от случайных поступлений от посетителей (за плату или в дар, а иногда и по завещанию) до направленных розысков и планомерных исследований. Музей поддерживает связь с коллекционерами и владельцами отдельных предметов, с букинистическими и антикварными магазинами, с мастерами прикладного искусства, художниками, издателями.

    В настоящее время фонды музея насчитывают свыше 50 тыс. единиц хранения.

    Определённое место в комплектовании фондов занимает межмузейный обмен. Мы поддерживаем контакты с Государственным Историческим музеем, Музеем-заповедником «Бородинское поле», Малоярославецким военно-историческим музеем 1812 г. На основе собственных материалов и коллекций других музеев мы проводим крупные тематические выставки.

    Так проходят в музее военно-исторические мероприятия. 7 января 2007 года
    Так проходят в музее
    военно-исторические мероприятия.
    7 января 2007 года

    Развёрнутая сейчас экспозиция «Терпение и время», приуроченная к 260-летию со дня рождения М.И.Кутузова, продолжает череду юбилейных выставок.

    В 2006 г. с большим успехом прошла выставка «Меня следует считать русским художником», которая была посвящена 150-летию со дня рождения Франца Рубо, одного из самых известных и значительных художников-панорамистов, автора «Бородинской битвы». А завершим 2007 г. мы также юбилейной экспозицией, которая ознаменует 45-летие Музея-панорамы «Бородинская битва».

    TopList